Сочинение на тему: ИДЕЯ «КРОВИ ПО СОВЕСТИ» В РАССУЖДЕНИЯХ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

ИДЕЯ «КРОВИ ПО СОВЕСТИ»

В РАССУЖДЕНИЯХ РАСКОЛЬНИКОВА (Ф. М. Достоевский. «Преступление и наказание»)

Для читателя романа «Преступление и наказание» идея «крови по совести» впервые является отнюдь не от главного героя. Ее высказывает некий безымянный студент, разговаривавший с офицером в трактире. «Не загладится ли одно крошечное преступленьице тысячами добрых дел? За одну жизнь — тысячи жиз­ней, спасенных от гниения и разложения. Одна смерть и сто жизней взамен — да ведь тут арифмети­ка!» И эти горячие слова особенно сильно восприни­маются Раскольниковым оттого, что он сам немногим ранее написал статью, где выдвигал те же самые идеи в отношении всего человечества. Да, «кровь по совес­ти» — это не изобретение одного человека, эта мысль хотя бы раз в жизни посещала каждого, и хотя бы раз она вызывала согласие. Но согласие еще не означает личной готовности претворить идею в жизнь и про­лить кровь. Так уж заведено, что думать значительно легче, нежели действовать. Раскольников сумел под­твердить теорию практикой; что из этого получилось, мы узнали, прочтя «Преступление и наказание». «Кровь по совести», даже если принять ее за истин­ную, стоящую идею, все равно останется слишком тяжким бременем, и далеко не каждый человек смо­жет это бремя нести. Раскольников, например, не смог. Хотя материальных улик своего преступле­ния, по большому счету, он не оставил, и значит, за­кон не способен настичь своего нарушителя. То есть можно сполна почувствовать гордость за то, что твоя идея воплотилась в жизнь и восторжествовала. Тем не менее Родион Романович сломался.

Однако идея получила оформление и даже нашла себе приют на страницах раскольниковской статьи. Значит, ее нужно рассмотреть и оценить с позиции людей, живущих на полтора столетия позже, чем ге­рой Ф. М. Достоевского. Лучше всего сделать это на примере рассуждений Раскольникова при его первой встрече с Порфирием Петровичем. Там все наиболее ясно и полно, там лихорадочный норов Родиона Рома­новича не слишком сильно вносит путаницу в цепоч­ку мыслей.

«В ихней статье все люди как-то разделяются на «обыкновенных» и «необыкновенных». Обыкновенные должны жить в послушании и не имеют права пересту­пать закон, потому что они, видите ли, обыкновенные. А необыкновенные имеют право делать всякие преступ­ления и всячески преступать закон, собственно потому, что они необыкновенные». Порфирий Петрович доста­точно прямо и жестко формулирует идею Раскольнико­ва. Сам Родион Романович может к этому добавить только то, что вовсе не настаивает, «чтобы необыкно­венные люди непременно должны и обязаны были тво­рить всегда всякие бесчинства… я просто-запросто на­мекнул, что «необыкновенный» человек имеет право… разрешить своей совести перешагнуть через… иные препятствия, и единственно в том случае, если исполне­ние его идеи (иногда спасительной, может быть, для всего человечества) того потребует». В качестве приме­ра Раскольников приводит Ньютона и Кеплера, Магоме­та, Ликурга и Наполеона. Действительно, каждый из них был человеком необыкновенным, отдельные и вправду переступали общечеловеческие законы ради своей идеи. Но давайте соотнесем между собой количе­ство таких людей и количество тех, кто прожил жизнь, не преступив черты закона. У Раскольникова и на этот случай готов аргумент — дескать, так и должно быть по некоему еще не открытому закону природы. Мол, вели­ких людей единицы, «необыкновенных» чуть больше, а прочие — только материал.

Не правда ли, очень удобная теория для «крови по совести»? Как-то сразу становится незаметным гнет преступлений, лежащих на плечах каждого такого «вершителя судеб». А в самом-то деле, чего пережи­вать? Расходный материал есть расходный материал, он для того и нужен, чтобы быть фундаментом истинно великим делам. Каждый человек так или иначе начи­нает с малого. Значит, можно сперва переступить через одного, двух человек, добиться за счет этого некоторых успехов и получить возможность манипулировать мно­гими людьми. То есть, если исходить из теории Рас­кольникова, обрести власть над большим количеством материала. И, опять же по этой теории, страшного в этом ничего нет — все равно людей «необыкновенных» гораздо меньше, чем «обыкновенных».

«Кровь по совести» — это не только собственно кровь. Данная идея прекрасно толкуется и в перенос­ном смысле. Можно обманывать, подставлять людей, оскорблять их и унижать. Лишь бы это шло во благо идее, которая может быть хорошей, а зачастую и спа­сительной для человечества. Но кто из людей так про­сто признает свои идеи неверными? Не те маленькие идейки, которые из нас лезут постоянно, а настоящие, глобальные идеи, которые есть у всех, без исключения. Даже тот человек, который совершенно не интересует­ся устройством жизни в мире и отношениями людей в обществе, хоть раз задумывался о методах улучше­ния всеобщего благосостояния. И то, что он придумал, казалось ему мудрым и правильным. Значит, каждый человек, в принципе, имеет право на преступление во имя идей, рождающихся в его голове.

Раскольников, конечно, утверждает, что совершен­но не любой, а только необыкновенный человек. Одна­ко он же говорит: «Порядок зарождения людей всех этих разрядов и подразделений, должно быть весьма верно и точно определен каким-нибудь законом приро­ды. Закон этот, разумеется, теперь неизвестен, но я верю, что он существует и впоследствии может стать и известным». Так скажите, пожалуйста, как опреде­лить необыкновенность человека объективно и тем са­мым оправдать его преступления? Закон ведь до сих пор неизвестен! А значит, каждый сам творит этот за­кон для себя. То есть, количество «необыкновенных» людей может оказаться примерно сравнимым с чис­ленностью человечества. И все они могут творить, что хотят, во имя собственных идей, которые кажутся им правильными. Вся та статистика, которую представля­ет Раскольников, рассказывая о количестве «необык­новенных», в условиях отсутствия объективного закона летит кувырком. И место «крови по совести» занимает обыкновенный закон джунглей.

В общем-то, в жизни так и случалось. На верхушке неизменно оказывались люди, способные мостить себе дорогу жизнями и судьбами остальных. И Раскольни­ков опять же это подтверждает: «Одним словом, я вы­вожу, что и все, не то что великие, но и чуть-чуть из колеи выходящие люди, то есть чуть-чуть даже спо­собные сказать что-нибудь новенькое, должны, по при­роде своей, быть непременно преступниками, — более или менее, разумеется». Но если исходить из его же мнения, что «необыкновенные» люди созданы вершить судьбами остальных, возникает вопрос: а все ли из тех, кто вознесся над людьми, достойны такого положения? И получится, что далеко не все. Зачастую такие состо­явшиеся «необыкновенные» не блещут ни особым умом, ни мудростью, ни талантом. Они просто готовы драться за место под солнцем с другими и нисколько не счи­таться с соразмерностью целей и средств. Кстати, а не в этом ли суть того самого закона, по которому стоит определять «необыкновенный» ли перед нами человек? И если необыкновенный, то насколько? В самом де­ле все просто. Чем больше крови готов пролить претен­дент на «необыкновенность», чем больше людей пре­вратить в расходный материал он способен, тем выше степень «необыкновенности», которой он достигнет.

Что же получается? Тот самый закон, который Рас­кольников объявлял еще не найденным, на самом деле существует ровно столько, сколько на Земле идет борьба за существование, естественный отбор! Только так мож­но объяснить это деление на обыкновенных и необыкно­венных — одни из них сильные, а другие — слабые. И «кровь по совести» — это кровь слабых или недоста­точно сильных, пролитая теми, у кого сил в избытке.

В то же время идея Раскольникова не так уж и не­верна. Было бы несправедливым промолчать о том, что на самом деле порою нужно уметь преступить законы общества. Только вовсе не обязательно при этом со­вершать убийство или другое уголовное преступление. Нужно просто ломать застарелые стереотипы и не бо­яться ответной реакции застывшего в неподвижности общества. Не бояться сплетен и домыслов, возможного людского неприятия и презрения. Ведь те, кто скован стереотипами, кто не может вырваться из рамок обы­денности, кто успокоился, достигнув некоего уров­ня, они более ничего не могут сделать. Ни для себя, ни для общества.

И если мы будем именно так воспринимать теорию Раскольникова, то она перестанет быть вредной и опас­ной. Она становится великолепным руководством к дей­ствию. Но, напоминаем, не надо забывать, что пролитая кровь и сломанная чужая жизнь — это чересчур доро­гая цена за осуществление своих теорий.

Раскольников, оказавшись в плену своих рассужде­ний о крови и преступлении, не заметил альтернативы. Собственная теория оказалась не рассмотренной им до конца, не понятой в той степени, как следовало бы. Де­ло кончилось трагедией. Хотя, если бы он в нужный момент просто сумел подумать трезво, не поддаться своей вечной лихорадочности в мыслях и действиях, то смог бы найти выход из положения, в котором ока­зался. И для этого не понадобилось бы убивать про­центщицу. Тем более, что посеянное зло неспособно по­родить что бы то ни было, кроме зла.

И вообще, Родион Романович, кажется, немного прогадал, определяя свой статус в этом разделении на категории. «Ведь вот-с, когда вы вашу статейку-то со­чинили, — ведь уж быть того не может, хе, хе! чтобы вы сами себя не считали, — ну хоть на капельку, — тоже «необыкновенным» и говорящим новое слово, — в вашем то есть смысле-с… Ведь так-с? — Очень может быть, — презрительно ответил Раскольников».

Да, безусловно, он считал себя необыкновенным. И жил с болезненным ощущением того, что находится не на своем месте, что ему полагается быть значи­тельно выше. Наверное, оттого он не смог совершить медленное восхождение со дна вверх и предпочел сделать попытку рывка. А точкой опоры для этого рывка стало убийство.

«Кровь по совести»? Да — если смотреть с позиции Раскольникова. Но готов ли он понять, что «необыкно­венность» — это не только привилегия избранной ка­тегории людей, но и тяжкое бремя. И действительно, шагать по мостовой из людей — это очень непросто, особенно на первых порах, когда ты мостишь ее своими руками. Раскольников шел на убийство, представляя себе, сколько судеб он спасает от долгового ига. Подхо­дила ли эта идея под его рассуждения о преступлении во имя блага? Да. Но убивать ему пришлось самому. Именно его руки опускали смертельное железо топора на беззащитные женские головы. И наверняка, куда легче тому самому «пророку», который «ставит где-ни­будь поперек улицы хор-р-рошую батарею и дует в правого и виноватого». Этот пророк загребает жар чужими руками. И жертвы для него — не более, чем статистика.

Таким образом, Раскольников, рассуждая о «крови по совести» и определяя свое место в жизни в качестве человека «необыкновенного», попал в ловушку. Готов­ность проливать «кровь по совести» не отменяет нали­чие совести, которая способна четко определить — кто же на самом деле человек. Но самое главное: если есть совесть — то и человек — необыкновенный. А кровь проливать не нужно.

vsesochineniya.ru

«Наказание преступления по закону совести в романе Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание»»

1. Основное содержание романа.
2. Нравственное метание Раскольникова.
3. Теория сверхчеловека.
4. Главное наказание преступления.

Время создания Ф. М. Достоевским «Преступления и наказания» стало периодом тяжелого одиночества и трудных решений. Уходят дорогие ему люди — жена Мария Дмитриевна, брат Михаил Михайлович, единомышленник и сотрудник, поэт и критик Аполлон Григорьев. «И вот я остался один, и стало мне просто страшно, — пишет он другу. — Вся жизнь переломилась разом надвое. Стало все вокруг меня холодно и пустынно».

Когда роман создавался, писатель проживал в районе Сенной площади в Столярном переулке, места мрачного, пустынного и печального. В котором и явился ему образ бедного студента Раскольникова. Жарким душным вечером, когда солнце бросает косые лучи на пыльную мостовую Петербурга из своей крохотной бедной каморки «под самою кровлей высокого пятиэтажного дома выходит в тяжкой тоске бывший студент Родион Раскольников». Так начинается великий роман. А дальше, на предельном ритме, без передышки, в полубезумном исступлении начинается основное действие — Раскольников мчится в бреду по улицам и переулкам, заходит в подъезды и поднимается к мостам, и даже во сне не находит покоя, продолжая напряженно мыслить и в исступлении метаться по зараженному горячкой городу.

В начале романа читателю дается понять о некоем деле, которое герой замыслил еще месяц назад и которое скоро должна осуществиться. А еще раньше герой вынужден оставить старухе-процентщице практически самое ценное, что у него есть, — подарок сестры, небольшое колечко. В кабаке, прокуренном и зараженном пороком, Раскольников слышит разговор о никчемности старухи, и болезненная идея окончательно сформировывается в его голове: «За одну жизнь, — продолжает студент, — тысячи жизней, спасенных от гниения и разложения. Да и что значит на общих весах жизнь этой чахоточной, глупой и злой старушонки? Не более как жизнь вши, таракана, да и того не стоит, потому что старушонка вредна. Убей старуху, возьми ее деньги, обреченные в монастырь, возьми не себе — для погибающих, умирающих от голода и порока, и будет восстановлена справедливость».

А еще раньше, где-то полгода назад, когда Раскольников выпускался из университета, написал он статью «О преступлении», где было рассмотрено «психологическое состояние преступника в продолжение всего хода преступления». Здесь же была высказана героем преступная по своей природе мысль о том, что часть людей, сильных духом, имеет право на совершение преступления для определенных нужд: «. что люди, по закону природы, разделяются вообще на два разряда: на низший (обыкновенных) то есть на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово». И дальше он разъясняет свои слова: «Первые склонны к послушанию, смирению, благоговению пред законом. Вторые — во имя нового, лучшего могут преступить закон и для своей идеи, если потребуется, дать себе разрешение перешагнуть через кровь. Такое преступление нарушение закона в глазах необыкновенного человека — не преступление». Эта идея и состояние героя о совершения преступления помогают осознать весь трагизм его внутреннего мира и истинные причины, толкнувшие его на преступление.

Переосмысление теории начинается в грязном трактире, где герой встречается с пьяненьким Мармеладовым, несущим полуистину, полубред о родной дочери, ужасной ценой спасающей семью от разорения: «Катерину Ивановну облегчает, средства посильные доставляет, Мармеладову последние тридцать копеек вынесла — на полуштоф. Ко всему-то подлец человек привыкает». И тут — яркая вспышка мысли у главного героя: «Ну а коли я соврал, — воскликнул он вдруг невольно, — коли действительно не подлец человек, весь вообще, весь род, то есть человеческий, то значит, что остальное все — предрассудки, одни только страхи напущенные, и нет никаких преград, и так тому и следует быть. ».

Следующий удар, ставший ступенью ко внутреннему бунту героя, — письмо от матери, где сообщается о сестре Дунечке, всходящей на Голгофу, не отдающей нравственную свободу в обмен на комфорт и спокойное жизненное существование. И в воспаленном мозгу Раскольникова вновь всплывает образ Сонечки: «Сонечка, Сонечка Мармеладова, вечная Сонечка, пока мир стоит!»

Наконец, встреча с пьяной обесчещенной девочкой на Конногвардейском бульваре. Она тоже жертва. Жертва неведомых стихий, управляющих безвольным и податливым человеческим существом, спокойно и глупо оправдывающимся перед самим собой: «Это, говорят, так и следует. Такой процент, говорят, должен уходить каждый год. куда-то. к черту; должно быть, чтоб остальных освежать и им не мешать. Процент! Славные, право, у них эти словечки: они такие успокоительные, научные. Но ведь Сонечка то, уж попала в этот процент, так легче ли ей оттого, что туг закон, необходимость, судьба? И можно ли принять такую судьбу покорно и безропотно? А что, коль и Дунечка как-нибудь в процент попадет! не в тот, так в другой. ».

Не собственная нужда или страх за родственников толкают Раскольникова на преступление. Нужда всеобщая, вселенская терзает главного героя, не дает ему успокоиться или забыться. Он жертва безумного, нелепого, жестокого мира, оставаться в котором не имеет ни желания, ни сил. А чтобы отрешиться от него, стать выше, возвыситься над прочими, по теории им же выведенной, необходимо стать «собственно человеком». Именно эти мысли и толкают Раскольникова на преступление.

С момента убийства процентщицы до самого признания проходит месяц. Тяжкий месяц раздумий и борьбы с самим собой.

Душевная борьба, ставшая для преступника самым страшным наказанием, приходит еще до совершения убийства. Уверенный в истинности своей идеи, герой не уверен в том, что сможет совершить преступление, то есть довести свою теорию до конца. Начинается хождение души по мукам, терзания и неуверенность в себе.

Благодаря странной случайности Раскольникову удается совершить идеальное преступление, лишенное каких бы то Ни было материальных улик. Тем важнее становится для убийцы нравственная сторона. Он постоянно анализирует свои действия, размышляя над тем, является ли он истинным человеком. И тем страшнее открытие — совершенное им преступление бессмысленно, безрезультативно, то есть сам создатель теории не является сверхчеловеком: «Те люди вынесли свои шаги, и потому они правы, а я не вынес, и, стало быть, я не имел права разрешить себе этот шаг». К этому Раскольников приходит уже будучи на каторге.

Но главная ошибка, как в теории, так и в преступлении, заключалась в том, что он до конца был уверен: человек, даже самый жалкий и бесполезный, не вошь. И если не было бы такого убеждения у него, убил бы он не только старуху, но и Мармеладова, Ра-зумихина, Порфирьева, Соню. Не смог герой преодолеть и тяги к людям, порвать с ними навсегда, а ведь без этого бессмысленно и его возвышение над ними. Убийство, совершенное им, проложило между героем и близкими ему людьми непреодолимую грань: «Мрачное ощущение мучительного, бесконечного уединения и отчуждения вдруг сознательно сказалось в душе его». Образовалось два мира: страшный мир преступника и светлый — его бывшего окружения.

Апофеозом нравственных мучений стало ужасное видение гибнущего мира — бессмысленного скопища разобщенных человеческих единиц. Наказание Раскольникова не физическое, а нравственное, в том, что он оказался непригоден самому себе. Он неспособен быть верным собственному идеалу, выношенному в тяжких муках.

Главный герой оказался жестоко наказанным. Но через это наказание грядет его очищение, а следовательно, и перерождение героя.

www.allsoch.ru

Эссе на тему «ни по закону,ни по совести» по роману Достоевского «преступление и наказание». Прошу помогите! За 2 часа надо успеть!

Ответы и объяснения

Роман «Преступление и наказание» создавался Федором Михайловичем Достоевским в середине шестидесятых годов девятнадцатого века, время, когда европейское общество будоражили вопросы предназначения человека, его предопределенности для неких «высших целей». Чем люди отличаются друг от друга? Почему одному, «право имеющему», «всё разрешается», а другому, «твари дрожащей», суждено существовать бесцельно и никчемно?

Главный герой произведения Родион Раскольников задается именно этим вопросом. Разработав собственную теорию, бывший студент-слушатель юридического отделения идет на преступление для того, чтобы выяснить, к какой касте принадлежит он.

Раскольникову кажется, что он предназначен для великих деяний, как и его кумир Наполеон. Ему предоставлено «полное право… совершать всякие бесчинства и преступления», ведь для таких, как он, «и закон не писан». Нужно лишь преступить себя, сделав первый шаг. Таким шагом, по замыслу Раскольникова, должно стать убийство старухи-процентщицы.

Раскольникову Достоевский противопоставляет следователя Порфирия Петровича. Тонкий психолог, Порфирий Петрович прекрасно понимает несостоятельность взглядов юноши. Ознакомившись с мрачной статьёй Раскольникова, следователь понял, что самое страшное наказание Раскольников наложит на себя сам. И правда, явившийся после убийства старухи и ее сестры с повинной в полицейский участок и угодивший на каторгу Раскольников жестоко раскаивается. Но не в том, что загубил две человеческие жизни, а в том, что оказался осуществить на практике свою чудовищную теорию.

Своим романом Достоевский предупредил, что всякая философия, не имеющая под собой нравственной основы — преступна. Двадцатый век показал, что великий писатель, к сожалению, не был услышан. Но Федор Михайлович не зря заканчивает «Преступление и наказание» яркой картиной воскрешения Раскольникова к жизни. Достоевский дает нам понять, что будущее есть только у человека, который осознает, что лучшую жизнь, «неведомую действительность», нужно «дорого купить, заплатить за нее великим, будущим подвигом».

znanija.com

Наказание преступление по закону совести

О невозможности жить в грехе, о неминуемом пробуждении совести, о самом страшном для человека, о душевных муках, эта книга.

Сердцевину «Преступления и наказания» составляет психологическая история преступления и его нравственные последствия.

Главный герой, Родиной Раскольников, — необычный преступник. Свое преступление — убийство старухи-процентщицы, чиновницы Алены Ивановны, — он совершает под влиянием созданной и выстраданной им системы идей, суть которой состоит в следующем: все люди делятся на две категории, одной из которых дана власть над «дрожащим муравейником», другой — подчиняться, быть лишь «материалом». Первые имеют право переступить «через кровь по совести», нарушить нравственные нормы. Задавленный бедностью, Раскольников ищет выход из трагического положения для себя и ему подобных. Страшные картины жизни большого города, человеческих страданий порождают у героя чувство озлобленности против общества.

Образ главного героя в романе полифоничен.* В нем сталкиваются два человека: один — который любит людей, жалеет их всем своим сердцем, другой — который разработал теорию «сильной личности», эгоист, мечтающий встать над людьми.

Раскольников — человек мыслящий. Наблюдение над действительностью вызывает у него не только желание помочь миру «униженных и оскорбленных», но он хочет проверить, кто же он сам. Раскольников хочет убить, чтобы выяснить: «тварь ли я дрожащая или право имею». Он сравнивает себя с Наполеонами и Магометами. «Я хотел Наполеоном сделаться, оттого и убил», — коротко и ясно говорит он Соне. От нищеты и отчаяния пришел Раскольников к мысли о «праве сильного» и тут же дополняет ее мыслью об искоренении несправедливости из жизни с помощью своей силы, доказанной на «наполеоновской» пробе. Так убийство старухи-ростовщицы стало «пробой», к которой Раскольников тщательно готовился, просчитав все до мельчайших подробностей, но не беря во внимание личность человека, его «натуру».

Совершив преступление, он переживает мучительный душевный кризис. Достоевский желал доказать порочность, аморальность, античеловечность теории использования зла для сотворения блага. Для него важно, чтобы Раскольников не только признал ошибочность своей теории, раскаялся юридически, но чтобы это раскаяние было и нравственным. Достоевский, как глубоко верующий человек, пытался донести до своего читателя идею того, что настоящий ад — это наказание душевными муками.

По замыслу Достоевского, Соня призвана чистотой своей души, своей ролью в трагедии Раскольникова неопровержимо подтвердить истинность христианства. Ее идеология исчерпывается верой в Бога. Ее роднит с Родионом то, что она тоже преступила нормы человеческой морали; но, в отличие от Раскольникова, ее поступок продиктован любовью к людям, состраданию к ближнему. Она сохранила чистоту души благодаря своей вере: «Что ж я без Бога — то была?» Соня не признает безнравственную теорию Раскольникова, право на пролитие крови. Для нее человек не «тварь дрожащая». Она никогда не согласится, чтобы человек когда-либо по какой-либо теории нарушил заповеди Христа.

Соня Мармеладова помогает преступнику Раскольникову встать на путь покаяния. Раскольников понимает всю невозможность жизни в грехе. Ведь недаром от совершения преступления до признания не проходит и месяца. Все это время Соня находится рядом, она не может оставить страдающего человека даже на каторге. Она настаивает на том, чтобы Родион принял у нее кипарисовый крестик. Это означает то, что эта девушка, которую Раскольников, несомненно. считал святой, пойдет рядом с ним до конца. Родион Раскольников страдает, а страдания, по мнению Достоевского, и есть путь к счастью.

Признав себя убийцей, герой еще не раскаялся нравственно, перед лицом Великого Господа Бога, перед людьми и перед своей совестью. «Он стыдится именно того, что он, Раскольников, погиб так слепо, безнадежно и глухо и глупо, по какому-то приговору слепой судьбы». Он и на каторге не раскаивается в своем преступлении, спрашивая себя: «Что значит злодеяние? Совесть моя спокойна».

В финале романа Родион Раскольников берет в руки Евангелие. Произошло ли его Воскресение? Но то. что эта книга оказалась у него в руках, дает нам надежду на то, что Раскольников раскается нравственно. Сам Достоевский тоже надеется на это.

Семен Мармеладов понимает, что нельзя изменить свою жизнь. честно заработать деньги, чтобы достойно содержать свою семью, поэтому заглушает боль и муки вином, забирает последние гроши у семьи и Сони, своей дочери, которую любит и жалеет. на стакан вина; но ничего не может поделать с собой.

Хозяин жизни Петр Петрович Лужин, мечтающий стать мужем Дунечки, сестры Раскольникова, — бесчестный человек. Он уверен, что бедность Дунечки позволит ему властвовать над ней и она всю свою жизнь будет считать его спасителем. Умная, образованная, красивая жена помогла бы Лужину в продвижении по служебной лестнице. Но он не рассчитал, что Родион никогда не примет в жертву сестру. Достоевский, по моему, надеялся, что Бог покарает этого человека, т. е. Лужина, живущего для своей личной выгоды и жестоко оскорбившего «тихую» Сонечку, которая была святой для Раскольникова.

На страницах романа Достоевского муки пробудившейся совести испытывает и Свидригайлов. Он так же, как и Лужин, становится двойником Раскольникова. Свидригайлов убежден. что Раскольников с ним «одного поля ягоды». Это не случайно. Он, живущий по принципу «все дозволено», лишенный моральных устоев, радуется тому, что не только он живет так. В Раскольникове он видит обыкновенного убийцу, человека, для которого также не существует нравственных запретов. Пробудившаяся совесть превращает жизнь в сплошной кошмар. Никакие оправдания, поступки не могут заглушить угрызения совести. Его самоубийство — это лишь временное избавление от мук.

Для Федора Михайловича Достоевского дети были ликом Божьим на земле. Но дети обречены на страдания и ведение аморального образа жизни.

«Если души нет, значит, все возможно», — говорит Достоевский.

Душа есть у каждого человека. Он должен представить ее перед лицом Божьим на Страшном Суде незапятнанной. И поэтому, считает Достоевский, никто не должен переступать «через кровь», переступать нравственный закон ради какой бы то ни было теории. Муки совести — расплата за содеянное. Расплата неминуема: от лика Божьего не убежать, не убежать от своей совести. И наказание совестью страшнее самого ада, да и есть он сам.

* — Бахтин М.М. Проблема поэтики Достоевского

www.edu.yar.ru

Проблема совести преступление и наказание аргумент

Писатель четко дает понять: герой не потерян для общества, проводя параллель с библейским сюжетом воскрешения Лазаря, он дает нам понять, что возрождение Раскольникова тоже возможно, но оно произойдет только тогда, когда герой найдет в себе силы, чтобы примириться с Богом и с людьми.

  • Главный герой этого произведения, Родион Раскольников решил убить вредную и алчную старуху-процентщицу, от которой всем окружающим было только горе. Убивает е Раскольников не из алчности, а руководимый такой мыслью, что миру станет лучше без не. То есть решил сам творить судьбу людей, и в результате пришл к мысли, что сильной и властной личности вс позволено ради благородной идеи. Потом Раскольников понял, что сам нарушил этим убийством нравственный закон, который есть в каждом человеке с самого момента его рождения. В результате чего стал испытывать сильные нравственные муки.

Как раскрывается проблема совести в романе «преступление и наказание»?

Главный герой, Родион Раскольников, является бедным студентом с тяжлым характером, но в тоже время он довольно умн. Его постоянно преследует мысль о том, что: почему же некоторые люди считают себя лучше остальных, почему им позволено больше чем остальным, почему они сильнее, почему они могут совершать какие-то поступки и не спрашивать ни у кого мнения.

Раскольников в итоге приходит к выводу о том, что просто у этих quot;некоторыхquot; людей просто больше смелости, вот они и пользуются всеми возможностями этого мира. И он решил, что такие quot;сверхлюдиquot; могут убить других бесполезных людей (слабых, никчмных, трусливых).

Проблема совести в романе ф.м. достоевского «преступление и наказание»

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им.
Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен. Вначале Родиона нисколько не трогает совершенное им преступление.
Он слишком уверен в правильности своих идей, уверен в своей самобытности и исключительности. Что тут такого, если он убил? Он убил только одну «вошь, из всех вшей самую наибесполезнейшую».
Когда Родион слышит слово «преступление», он кричит в ответ: «Преступление! Какое преступление.

Проблема совести⁠аргументы к сочинению

Он не мог нормально спать, он даже днм не мог отдохнуть из-за навязчивых мыслей. Его идея о quot;сверхчеловевкеquot;, стала для него мучением.
Раскольникова начали терзать ужасные сомнения в правильности его поступка: он начал понимать, что не должен был всего этого совершать. Позже он встречает Соню — милую, добрую и милосердную девушку, которая также мучается угрызениями от того, что подрабатывает проституткой.

Раскольников рассказал вс ей о свом страшном поступке и она подтолкнула его к тому, что надо признаться и тогда станет легче. В итоге Раскольников сдался полиции, его сослали на каторгу, но в душе ему действительно стало легче.

Раскольников вс осознал, он понял, что quot;сверхчеловекquot; — это придуманная им история, что люди не должны убивать. Человек должен оставаться человеком всегда. Он покаялся и хотя бы ссылкой решил искупить свою вину.

One more step

Под конец главный герой пришл к мысли, что убил не только старуху, но и самого себя, так как пошл против самого себя, против своей совести, и приходит наконец к духовному возрождению.

  • Изначально главный герой вообще не думает о совести — он создает план. Спустя некоторое время, просыпается совесть героя в виде его хвори. Позже и в виде снов. Убийство он совершал по плану, но чувствуя смятение, заболел еще сильнее и даже бредил.Когда он немного обдумал вс, то стало лучше. Но он во всм видел подозрение окружающих в свою сторону — этим Раскольников довел себя до опустошительной депрессии. От этого всего и в Бога поверил. Но потом парень осознал, что мук этих не избежать до того момента, пока не признаешь их — он признался. Тяжело Родиону было в тюрьме, но там он уже смог открыть сердце для любви и даже планировал, как в 32 года начнт иную жизнь.

zenavoin.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]