Награды для льготы на пенсии

Оглавление:

Положена ли доплата к пенсии за медаль «За заслуги перед Отечеством»?

Здравия! Назовите, пожалуйста, где можно найти поправку к ФЗ о доплатах к пенсии награжденным медалью ордена «За заслуги перед Отечеством» второй степени? Благодарю!

Ответы юристов (1)

Здравствуйте! Для начала нужно определиться с понятиями. В соответствии с «Положением о государственных наградах Российской Федерации» (утв. Указом Президента РФ от 07.09.10 № 1099) в РФ существуют две схожие по названию, но совершенно разные по сути, государственные награды — медаль ордена «За заслуги перед отечеством» и орден «За заслуги перед Отечеством».

Федеральным законом «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией» от 04.03.2002 г. № 21-ФЗ дополнительная ежемесячная выплата предусмотрена только для граждан, награжденных именно орденом. Для награжденных же медалью никаких льгот, к сожалению, не предусмотрено.

Однако Вы, как лицо имеющее государственную награду РФ, вправе претендовать на получение звания «Ветеран труда» (п.п. 2 п.1 ст. 7 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»). Для этого следует обратиться в многофункциональный центр (или в органы соцзащиты, если это Вам ближе) с паспортом, документом, подтверждающим награждение медалью и фотографией 3Х4.

Гражданам, имеющим звание «Ветеран труда», в Новгородской области предоставляются следующие льготы:

— Если ветеран во время работы был прикреплен к ведомственным медучреждениям, он может пользоваться услугами таких поликлиник и после того, как выйдет на пенсию. Таким образом, для таких ветеранов существует возможность получать более качественные медицинские услуги.

— В прочих поликлиниках и больницах региона ветеран может обслуживаться вне очереди.

— Для ветеранов области действует возможность бесплатно изготовить или отремонтировать зубные протезы. Конечно, закон делает исключение для протезов из драгметаллов или металлокерамики.

— Компенсация половины расходов на жилищно-коммунальные услуги. Льгота распространяется также на взносы на капитальный ремонт и плату за электроэнергию.

— Новгородские ветераны труда дважды в год могут совершить бесплатные поездки на междугородных автобусах региона, бюджетом оплачиваются билеты в оба конца.
Билеты на электричку стоят для ветеранов труда на 50% меньше, чем для обычных пассажиров, такой льготой можно пользоваться неограниченное количество раз.

— Дополнительная ежемесячная выплата в размере 444 рубля к начисленной пенсии. Размер выплаты ежегодно меняется.

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Дополнительные выплаты за государственные награды военнослужащим: единовременное денежное поощрение

Выплаты за государственные награды военнослужащим предусмотрены законодательством России. Кроме медалей и орденов государственного значения в эту категорию входят и другие поощрения, позволяющие рассчитывать на дополнительную материальную поддержку.

Нормативно-правовые особенности

Премирование с помощью дополнительного финансирования военнослужащих, отличившихся во время несения службы, законодательно устанавливалось с 2006 по 2011, что подтверждает ряд правоустанавливающих документов:

  1. ФЗ №306 от 7.11.2011 года, где можно узнать информацию о дополнительном финансировании военных.
  2. ПП РФ №1237 от 30.12.2011 года, где отмечены служащие в армии на территории Крайнего Севера.
  3. Указ Президента №765 от 25.07.2006 года.
  4. Приказ МО РФ №2700 от 30.12.2011 года , в котором перечислены принципы начисления денежного довольствия военным.

Опираясь на данные законодательные акты, можно сделать вывод о том, что материальная поддержка предусмотрена:

  • при поощрении Правительством РФ – 1 оклад;
  • при поощрении Президентом РФ – 2 оклада;
  • при награждении почетным званием или знаком отличия – 3 оклада;
  • при вручении медалей и орденов – 5 окладов.

Награды и дотации к ним

Различные варианты наградных знаков предусматривают соответствующую материальную и социальную поддержку.

Орден «Суворова»

Выплаты и льготы за медаль «Суворова» действующим военнослужащим присваиваются тем, кто умело смог организовать как саму операцию, так и руководство над войском, вследствие чего были выполнены поставленные задачи. Данные граждане имеют право на получение единовременной выплаты за медаль Суворова военнослужащим в виде 5 окладов, а также 5% прибавки к окладу до выхода на пенсию данного служащего.

Орден «За мужество»

Льготы и выплаты военнослужащим за орден Мужества предоставляются тем, кто проявил самоотверженность, мужество во время стихийных бедствий, пожаров, катастроф и прочих ЧС. При ее получении в день награждения военный получает 5 окладов. Кроме того, награда увеличивает единовременную выплату при увольнении со службы. Если календарный срок выслуги менее 20 лет, то военнослужащий получает 2 оклада + 1 за медаль, в случае выслуги больше 20 лет положена выплата 7 окладов + 1 за орден.

Выплата за орден «За военные заслуги» и льгота «Заслуженный военный специалист Российской Федерации» также способствуют перечислению военному 5 окладов. Кроме того, существует ряд наград, которые предполагают доплату в виде еще одного оклада в период службы, например, «За мужество».

Медали, влияющие на пенсионные начисления

Кроме единовременных выплат есть ряд наград, которые способны в разы увеличить размер пенсии:

  1. «Герой РФ». Медаль в виде золотой звезды является высшей наградой, которую военный получает за проявленный героизм. Его пенсия состоит из доп.выплат, компенсаций, ежемесячной материальной поддержки и самой пенсии. Кроме того учитывается, всеми льготами пользуется гражданин или частичными. В первом случае пенсия будет несколько ниже.
  2. Орден «Андрея Первозванного». Награда выдается тем, кто отличился исключительными заслугами, которые способствовали процветанию России. Он позволяет получать пенсию в 415% размере от социальной.
  3. Орден «За заслуги перед Отечеством». Его могут получить уже награждавшиеся ранее этой медалью, а также те, кто получает его впервые. Если была получена награда 1-3 степени, то пенсия составляет 330-415% от социальной.

Кроме этого, данные и другие гос.награды, например, «Отличник военного строительства» позволят получить льготы ветеранского звания, которое присваивается по достижении пенсионного возраста.

Процесс оформления

Назначение выплаты и ее получение контролируется и регулируется соответствующим органом. Для того чтобы оформить ее, необходимо обратиться с рапортом и документами (удостоверением на медаль, военным билетом или удостоверением) в отдел при военной части, который уполномочен для выполнения этой обязанности.

Если речь идет об оформлении пенсионных выплат, то необходимо посетить пенсионное учреждение, где находится дело военного пенсионера и выяснить все нюансы в учреждении.

Могут ли отказать в выплате

Если военнослужащий уже получил орден, а выплата не производилась в течение месяца с момента получения, то необходимо подать повторно рапорт о том, что была назначена выплата по случаю награждения. Важно добиться именно письменного ответа, с которым потом можно обращаться в суд. Процесс лучше не затягивать, так как срок давности по таким делам небольшой – 3 месяца.

В перечислении средств могут отказать только в том случае, если награда не соответствует государственной.

Могут ли родственники претендовать на выплаты и соц.поддержку

Опираясь на законодательные акты, можно с уверенностью сказать, что члены семьи военнослужащего (вдова и ребенок до 23 лет, обучающийся на очной основе) могут претендовать только на выплаты по потере кормильца и социальные гарантии (безочередной прием в мед.учреждениях, скидку на санаторно-курортное лечение при рекомендации врача и прочее).

Если орден был получен родственниками посмертно, то они не имеют права на привилегии гражданина на чье имя он получен.

Таким образом, льготы по ордену «За военные заслуги», медали «За отличие в военной службе» 3 степени и прочие гос.награды позволяют военнослужащим получать выплаты и некоторые привилегии.

posobie.net

Положена ли надбавка к пенсии за государствееные награды?

Я пенсионер ВС СССР и МВД РФ.

Награждён орденом «Красная звезда» и «За службу в ВС СССР» III степени, медалью «За боевые заслуги».

Положена ли мне ежемесячная доплата к пенсии?

Ответы юристов (3)

Такой надбавки не предусмотрено ФЗ О страховых пенсиях, повышение пенсии возможно в основном по социальному статусу. ст.17 лицам, достигшим возраста 80 лет или являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, являющимся инвалидами I группы, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 100 процентам суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона.

Лицам, на иждивении которых находятся нетрудоспособные члены семьи, указанные в пунктах 1, 3 и 4 части 2 статьи 10 настоящего Федерального закона, повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности устанавливается в сумме, равной одной третьей суммы, предусмотренной частью 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, на каждого нетрудоспособного члена семьи, но не более чем на трех нетрудоспособных членов семьи.

Есть вопрос к юристу?

Добрый день, Владимир!

В соответствии со ст. 7 Федерального закона от 12 января 1995 года № 5-ФЗ «О ветеранах», ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение «Ветеран труда»; награжденные орденами или медалями, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия в труде и имеющие трудовой стаж, необходимый для назначения пенсии по старости или за выслугу лет; лица, начавшие трудовую деятельность в несовершеннолетнем возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.Согласно ст. 22 Закона, меры социальной поддержки ветеранов труда, а также граждан, приравненных к ним по состоянию на 31 декабря 2004 года, определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов РФ.У ветеранов труда право льготы возникает при достижении пенсионного возраста, для мужчин — 60 лет, женщин — 55 лет.

Статья 23.1. Ежемесячная денежная выплата ветеранам

1. Право на ежемесячную денежную выплату имеют:

1) инвалиды войны;

2) участники Великой Отечественной войны;

3) ветераны боевых действий из числа лиц, указанных в подпунктах 1 — 4 пункта 1 статьи 3 настоящего Федерального закона;

4) военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, учреждениях, военно-учебных заведениях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период;

5) лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда»;

6) лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, местной противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений, военно-морских баз, аэродромов и других военных объектов в пределах тыловых границ действующих фронтов, операционных зон действующих флотов, на прифронтовых участках железных и автомобильных дорог, а также члены экипажей судов транспортного флота, интернированных в начале Великой Отечественной войны в портах других государств;

7) члены семей погибших (умерших) инвалидов войны, участников Великой Отечественной войны и ветеранов боевых действий, члены семей погибших в Великой Отечественной войне лиц из числа личного состава групп самозащиты объектовых и аварийных команд местной противовоздушной обороны, а также члены семей погибших работников госпиталей и больниц города Ленинграда.

2. Если гражданин одновременно имеет право на ежемесячную денежную выплату по настоящему Федеральному закону и по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту независимо от основания, по которому она устанавливается (за исключением случаев установления ежемесячной денежной выплаты в соответствии с Законом Российской Федерации «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС» (в редакции Закона Российской Федерации от 18 июня 1992 года N 3061-I), Федеральным законом от 10 января 2002 года N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»), ему предоставляется одна ежемесячная денежная выплата либо по настоящему Федеральному закону, либо по другому федеральному закону или иному нормативному правовому акту по выбору гражданина.3. Гражданину, имеющему одновременно право на получение ежемесячной денежной выплаты по нескольким основаниям, указанным в пункте 1 настоящей статьи, ежемесячная денежная выплата устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер.

Если вы свои награды получили в этот период (п.п. 4), то вам выплата положена.

Здравствуйте. Надбавки к пенсии положены гражданам указанным в статье 1 ФЗ 21

Федеральный закон от 04.03.2002 N 21-ФЗ (ред. от 23.05.2016) «О дополнительном ежемесячном материальном обеспечении граждан Российской Федерации за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией»

Статья 1. Граждане Российской Федерации, имеющие право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией

. Граждане Российской Федерации (далее также — граждане), получающие пенсию, ежемесячное пожизненное содержание, выплачиваемое пребывающему в отставке судье (далее — пожизненное содержание судьи), и имеющие выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией, имеют право на дополнительное ежемесячное материальное обеспечение за выдающиеся достижения и особые заслуги перед Российской Федерацией (далее — дополнительное материальное обеспечение).
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 93-ФЗ)

2. Дополнительное материальное обеспечение назначается:

1) Героям Советского Союза, Героям Российской Федерации;
2) гражданам, награжденным орденом Святого апостола Андрея Первозванного;
3) гражданам, награжденным орденом Ленина;
4) гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» I степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» II степени, гражданам, награжденным орденом «За заслуги перед Отечеством» III и IV степени;
5) гражданам, награжденным орденом Славы трех степеней;
6) Героям Социалистического Труда, Героям Труда Российской Федерации;
(в ред. Федерального закона от 28.12.2013 N 397-ФЗ)
) гражданам, награжденным орденом Трудовой Славы трех степеней;

8) лауреатам Ленинской премии, лауреатам государственных премий СССР и лауреатам государственных премий Российской Федерации (РСФСР);
9) гражданам, награжденным орденом «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» трех степеней;
10) чемпионам Олимпийских игр, чемпионам Паралимпийских игр, чемпионам Сурдлимпийских игр.
(в ред. Федеральных законов от 07.07.2003 N 108-ФЗ, от 09.11.2009 N 253-ФЗ)
3. Гражданам, имеющим право на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, на дополнительное материальное обеспечение в соответствии с иными нормативными актами, на предусмотренную законодательством Российской Федерации ежемесячную доплату к пенсии, устанавливаемую лицам, замещавшим должности в органах государственной власти и управления Союза ССР и РСФСР, на пенсию за выслугу лет (ежемесячную доплату к пенсии, иные выплаты), устанавливаемую (устанавливаемые) в соответствии с законодательством Российской Федерации, законодательством субъектов Российской Федерации и актами органов местного самоуправления в связи с замещением государственных должностей Российской Федерации, государственных должностей субъектов Российской Федерации, муниципальных должностей, должностей государственной гражданской службы Российской Федерации или должностей муниципальной службы, на ежемесячную денежную выплату академикам и членам-корреспондентам Российской академии наук, Российской академии образования, Российской академии художеств и Российской академии архитектуры и строительных наук, на ежемесячную денежную выплату гражданам Российской Федерации, постоянно проживавшим по состоянию на 18 марта 2014 года на территории Республики Крым или на территории города федерального значения Севастополя и являвшимся по состоянию на указанную дату членами национальных академий наук Украины, назначается либо дополнительное материальное обеспечение в соответствии с настоящим Федеральным законом, либо одна из иных указанных выплат по их выбору.

(в ред. Федеральных законов от 03.05.2011 N 93-ФЗ, от 23.05.2016 N 149-ФЗ)

4. Гражданам, имеющим одновременно право на получение дополнительного материального обеспечения по нескольким основаниям, указанным в пункте 2 настоящей статьи, дополнительное материальное обеспечение устанавливается по одному из них, предусматривающему более высокий размер, вне зависимости от количества званий и наград.

5. Иным гражданам Российской Федерации, имеющим особые заслуги перед народом и государством в области государственной, общественной и хозяйственной деятельности или выдающиеся достижения в области культуры, науки и техники, дополнительное материальное обеспечение может устанавливаться Президентом Российской Федерации.
(в ред. Федерального закона от 03.05.2011 N 93-ФЗ)

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Льготы к пенсии за награды

Добавка к пенсии за награду За отвагу

Моего отца наградили в военные годы орденом За отвагу.

Имею ли я право на добавку к моей пенсии за награду отца?

Согласно статье 6 ЗУ Про пенсії за особливі заслуги перед Україною- 70% надбавки до пенсії

Стаття 1. Пенсії за особливі заслуги перед Україною (далі —

пенсії за особливі заслуги) встановлюються громадянам України:

2) ветеранам війни, нагородженим за бойові дії орденом,

медаллю За відвагу або медаллю Ушакова, незалежно від часу

Стаття 4. Пенсії за особливі заслуги встановлюються

громадянам, зазначеним у статті 1 цього Закону, які мають право на

пенсію за віком, по інвалідності, у разі втрати годувальника та

за вислугу років відповідно до закону.

Стаття 5. Пенсія за особливі заслуги встановлюється як

надбавка до розміру пенсії, на яку має право особа згідно із

законом, у таких розмірах прожиткового мінімуму, визначеного для

осіб, які втратили працездатність:

від 25 до 35 відсотків — особам, зазначеним у пунктах 2-5

статті 1 цього Закону

Стаття 6. У разі смерті особи, яка мала право на пенсію за

особливі заслуги відповідно до статті 1 цього Закону,

2) діти (у тому числі діти, які народилися до спливу 10

місяців з дня смерті годувальника) померлого годувальника, які не

досягли 18 років або старші цього віку, якщо вони стали інвалідами

За какие награды дают прибавку к пенсии

Каждый человек перед выходом на пенсию задумывается — были ли у него награды, которые дают прибавку к пенсии. Особенно всех интересует награды, дающие право получения звания Ветеран труда, поскольку, его наличие дает право на определенные льготы. Наиболее часто читатели спрашивают про знак Ударник коммунистического труда.

Почему мне не дают ветеранское удостоверение, хотя я являюсь Ударником коммунистического труда, ведь это ведомственный знак отличия в труде — с очередным таким вопросом обратилась в редакцию Мария Усольцева. Его мы адресовали консультанту отдела соцзащиты Асие Ахметзяновой.

— В Законе О ветеранах есть перечень орденов и медалей, почетных званий СССР или РФ, ведомственных знаков отличия в труде, дающих право на получение ветеранского удостоверения.

Какие льготы положены ветерану труда?

&middot 50 процентную скидку при оплате жилищно-коммунальных услуг, услуг связи.

&middot Бесплатный проезд на электричках в период с 15 мая по 1 октября.

&middot В течение года бесплатный проезд на междугороднем общественном транспорте. при наличии транспортной карты.

&middot Бесплатное зубопротезирование в городских стоматологических поликлиниках согласно очередности.

&middot Бесплатное санаторное лечение в порядке очередности с оплатой 5-20 процентов (в зависимости от профиля) от общей стоимости путевки.

Изменено 08.02.2014 12:57

юрист на сайте Довгаль А.С.

юрист на сайте Юридический альянс VARENIKOVГРУПП

юрист на сайте Воевидка С.И.

юрист на сайте Тимошенко А.Д.

юрист на сайте Грибов Ю.В.

юрист на сайте Максимович С.Л.

юрист на сайте Шумихина Т.Я.

юрист на сайте Юридический центр «Форсети»

юрист на сайте Власов А.Н.

юрист на сайте ООО»Стоп кредит»

юрист на сайте Афанасенко Н.В.

юрист на сайте Родыгина Т.Г.

Здравствуйте, уважаемый гость!

Сейчас на сайте 41 юрист.

Какой у Вас вопрос?

Орден Небесной Сотни – новая государственная награда

01.07.2014 года на основании законодательной инициативы Президента Украины Верховная Рада приняла Закон, согласно которому были внесены изменения в Закон Украины «О государственных наградах Украины».

В соответствии с данным нормативно-правовым актом в ст. 7 Закона о государственных наградах был внесен орден Героев Небесной Сотни.

Таким образом, в нашей стране появилась новая награда за гражданское мужество, патриотизм, отстаивание конституционных принципов демократии, прав и свобод человека, активную благотворительную, гуманистическую, общественную деятельность в Украине, самоотверженное служение Украинскому народу, проявленные во время Революции достоинства в период с ноября 2013 года по февраль 2014.

Следует отметить, что этот орден нельзя считать наградой, ограниченной сугубо временными рамками Революции достоинства. Закон предусматривает, что орден Героев Небесной Сотни может вручаться также за действия, связанные с защитой независимости, суверенитета и территориальной целостности Украины.

Интересно, что в иерархии орденов «небесная» награда заняла почетное 5-е место ( ровно посредине, всего в Украине существует 9 орденов ), пропустив вперед ордена Свободы, князя Ярослава Мудрого, За заслуги и Богдана Хмельницкого.

Фактически, не считая революционных достижений, орден Героев Небесной Сотни является «младшим братом» ордена Богдана Хмельницкого, поскольку вручается за схожие заслуги. Разница лишь в их степени. «Богдана Хмельницкого» дают за «особые заслуги», а «Героев Небесной Сотни» – просто за заслуги, перечень которых указан выше.

Согласно общим положениям Закона награждение орденом Героев Небесной Сотни осуществляется на основании указа Президента Украины. Орден может вручаться посмертно.

К сожалению, автор материала не нашел информации о лицах, уже получивших эту награду. Известно лишь, что Петр Порошенко должен был вручать орден Героев Небесной Сотни во время торжественных мероприятий, посвященных Дню Независимости.

Что получает обладатель ордена Героев Небесной Сотни?

Итак, с 24.09.2014 года лица, награжденные орденом Героев Небесной Сотни, начинают пользоваться такими льготами.

По Закону «О статусе ветеранов войны, гарантиях их социальной защиты»:

— выплата ежегодной денежной помощи

— право на льготный проезд

— надбавки к пенсиям

— бесплатная выдача лекарств и санаторно-курортное лечение.

— освобождение от квартплаты, оплаты коммунальных услуг и оплаты за пользование домашним телефоном и услугами вневедомственной охранной сигнализации жилья.

Также эти льготы после смерти награжденного переходят к его жене или мужу и родителям.

— надбавка к пенсии, которая устанавливается в размере 35-40% прожиточного минимума для нетрудоспособных лиц (в 2014 году – эта надбавка составляет от 332,15 грн. до 379,60 грн.).

48.1. СОЦИАЛЬНАЯ ЗАЩИТА НАСЕЛЕНИЯ: СУЩНОСТЬ, ПРИНЦИПЫ, НАПРАВЛЕНИЯ

Система социальной защиты, или поддержки, населения, основу которой составляют всеобщие социальные трансферты, субсидии на товары и услуги, а также категориальные льготы, принципиально не способна решать задачу перераспределения ресурсов в пользу наиболее нуждающихся домохозяйств. В условиях возросшего недофинансирования социальных программ эта проблема приобрела особенно большую остроту, в том числе политическую.

В соответствии с Конституцией РФ Российская Федерация является социальным государством, поэтому законодательный аспект формирования системы социальных гарантий приобретает особую актуальность. В 1992 г. ряд министерств и ведомств разработал «Основные принципы и направления социальной политики Российской Федерации в 1992?1993 гг.» Среди этих принципов социальной политики: всеобщность в сочетании с дифференцированным подходом к различным группам населения, активный и адресный характер, социальное партнерство, разграничение компетенций между различными уровнями власти. Главные направления социальной политики включали в себя формирование системы социальной защиты населения, реформирование социального обеспечения на принципах социального страхования и социальной помощи.

Далеко не все из перечисленных принципов удается реализовать в социальной защите населения. Принцип всеобщности реализовывается в виде попытки охватить теми или иными формами социальной защиты как можно большее число людей дифференцированный подход к различным группам населения. в форме охвата льготой или пособием разных категорий населения без учета нуждаемости отдельных получателей социальной помощи. Адресный характер социальной защиты понимается скорее как принцип предоставления льготы или выплаты пособия тем, кому их хотят предоставить, а не тем, кто действительно нуждается в социальной помощи. Разграничение компетенций между различными уровнями власти заключается, видимо, в том, что решения, создающие обязательства по социальным выплатам, в основном принимаются на федеральном уровне, а выполнение этих решений входит в обязанности регионов.

Доля населения, имеющего право на получение социальных гарантий, льгот и выплат, установленных законодательными актами Российской Федерации, оценивается на уровне 70% всего населения России, т. е. около 100 млн. человек могут претендовать на получение социальных выплат и льгот.

Только девятью видами социальных пособий и компенсаций (включая ежемесячное пособие на ребенка) охвачено более 45,5 млн. чел. На федеральном уровне установлено около 156 видов социальных выплат, льгот, пособий, дотаций, оказываемых 236 различным категориям населения (например, таким категориям, как ветераны, дети, инвалиды, учащаяся молодежь и т. д.).

Распределение общей суммы денежных средств, получаемых населением по этим направлениям социальной защиты, складывается следующим образом: только четверть общей суммы реализуемых всеми домохозяйствами льгот и пособий приходится на долю домохозяйств со средним доходом ниже прожиточного минимума домохозяйства, в то время как на долю домохозяйств со средним доходом выше прожиточного минимума домохозяйства. 3/4. Такое положение связано с тем, что практически все социальные пособия, выплаты и льготы, установленные на федеральном уровне, предоставляются на основе категориального принципа. Лишь два вида социальных выплат. ежемесячное пособие на ребенка и жилищные субсидии предусматривают проверку нуждаемости и предоставляются домохозяйствам, чей среднедушевой доход ниже прожиточного минимума.

С января 2000 г. ежемесячное пособие на ребенка стало предоставляться семьям с детьми со среднедушевым доходом, размер которого не превышает 200% прожиточного минимума. По данным обследования бюджетов домашних хозяйств Госкомстата РФ в III квартале 1999 г. только около 9% семей с детьми имели среднедушевой денежный доход, размер которого не превышает 200% прожиточного минимума. Поэтому право на пособие в этом случае приобретают практически все семьи, обратившиеся в органы социальной защиты как имеющие право на пособие. С 1 июля 2000 г. этот порог снижен до 100% прожиточного минимума, однако время действия этого закона ограничено 2000 г.

Принятый летом 1999 г. Федеральный закон «О государственной социальной помощи» дает важнейший методологический подход к выстраиванию системы социальной защиты на основе адресного принципа и проверки нуждаемости. Однако пока отсутствуют механизмы реализации закона, в том числе финансовых, что вынуждает многие регионы принимать или разрабатывать законы об адресной социальной помощи нуждающимся в различных вариантах.

Отсутствие системного подхода к формированию социальной защиты населения и недостаточная межведомственная координация работы органов, отвечающих за установление, назначение и осуществление различных социальных льгот и выплат, приводит к дублированию расходов на социальные цели.

Финансирование социальной защиты населения из бюджета происходит преимущественно по разделу «Социальная политика». В 1999 г. расходы консолидированного бюджета по статьям раздела «Социальная политика» составили 74,5 млрд. руб. т. е. 1,7% ВВП или примерно 6% суммарных расходов консолидированного бюджета Российской Федерации. Часть мероприятий в области социальной защиты населения осуществляется федеральными и территориальными социальными внебюджетными фондами. Однако для выполнения всех социальных обязательств такого финансирования явно недостаточно. Необходимое финансирование установленных на федеральном уровне льгот и пособий оценивается в более чем 15% ВВП, что превышает расходы федерального бюджета на социальную политику почти в 10 раз.

Сложившееся положение напрямую противоречит принципам федерализма. Муниципалитетам компенсируется не более 30% их затрат на выполнение федерального социального мандата. Основная часть расходов местной власти на социальную защиту населения приходится на выполнение федеральных законов «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», «О ветеранах», «О социальной защите инвалидов в РФ». При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям.

Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком подходе. с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбе с бедностью.

Развитие и функционирование сети учреждений социальной защиты населения тяготеют к стационарным видам социальных услуг, хотя их эффективность в большинстве случаев ниже, чем у нестационарных видов социальной помощи. Приоритетным, как правило, является финансирование сложившейся сети социальных учреждений на основе затратных принципов. Доступ негосударственных организаций к оказанию соответствующих услуг в рамках социального заказа ограничен. Слабо развито сотрудничество с благотворительными и религиозными организациями. Недостаточно используются возможности самофинансирования при предоставлении социальных услуг.

Практически не существует стимулов к снижению административных издержек функционирования системы социальной защиты. Отсутствует практика мониторинга эффективности социальной помощи в большинстве регионов.

Одной из проблем в связи с этим является недостаточность статистической информации о состоянии дел в социальной защите, низкая репрезентативность такой информации и несопоставимость различных источников статистических данных.

В основу реформ в сфере социальной поддержки населения должен быть положен принцип предоставления социальной помощи преимущественно в адресной форме и лишь тем домохозяйствам, фактическое потребление которых находится на уровне ниже прожиточного минимума. Механизмы, призванные обеспечить адресность государственной социальной помощи, могут варьироваться в региональном разрезе в зависимости от бюджетных возможностей территорий, структуры, уровня жизни, особенностей занятости населения, местных традиций. В связи с этим полномочия по определению размеров и форм предоставления социальной помощи целесообразно передать на региональный и муниципальный уровень.

Чтобы высвободить необходимые бюджетные ресурсы для оказания адресной социальной помощи, требуется сокращение бюджетных субсидий производителям товаров и услуг, а также льгот и выплат, предоставляемых по категориальному принципу. Необходимо упразднить большинство льгот, установленных федеральным законодательством, и передать полномочия по принятию решений об установлении большинства видов социальной помощи на уровень субъектов Российской Федерации и местного самоуправления. При этом необходимо более широкое использование процедур обязательной проверки нуждаемости получателей льгот, а также установление ограничений на общее число видов социальной помощи и льгот, которые могут предоставляться одновременно одной и той же семье. Потребности регионов в финансировании адресной социальной помощи должны учитываться в формуле межбюджетного выравнивания при определении величины федеральных трансфертов на основе показателей доли бедных домохозяйств и глубины бедности.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости означал бы значительное увеличение доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Однако механизмы проверки нуждаемости позволят решить эту задачу только в том случае, если они будут хорошо адаптированы к местным условиям.

В связи с этим должна быть усилена методическая роль федеральных органов социальной защиты населения. В их задачу должна входить разработка широкого спектра методик адресного предоставления социальной помощи и оказание технического содействия региональным органам социальной защиты в практическом применении таких методик, включая их адаптацию к местным условиям.

Адресная система социальных выплат должна также предполагать формирование единых баз данных о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы избежать необоснованного дублирования пособий и выплат, предоставляемых конкретным нуждающимся домохозяйствам.

Сохранение определенной части категориальных льгот на федеральном уровне допустимо лишь для ограниченного числа получателей, таких, как ветераны Великой Отечественной войны, инвалиды войны, ликвидаторы аварии на Чернобыльской АЭС, Герои Советского Союза и России. В этом случае льготы необходимо перевести в форму денежных выплат и производить их из федерального бюджета. Пособие на детей также должно быть сохранено в качестве федерального пособия, но будет предоставляться исключительно семьям с доходами ниже прожиточного минимума. В переходный период финансирование указанных выше выплат будет осуществляться в виде федеральных целевых субвенций бюджетам субъектов РФ. В дальнейшем, по мере создания необходимых организационно-технических условий перечисление средств из федерального бюджета на эти цели будет производиться непосредственно получателям.

Льготы, установленные для различных категорий государственных служащих, работников правоохранительных органов и военнослужащих, должны быть переведены в форму денежных выплат и включены в их заработную плату.

При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства прежде всего на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

Среди особо нуждающихся категорий населения, на которых будет сосредоточена при таком подходе социальная защита, будут семьи с детьми, престарелые, инвалиды и безработные с доходом ниже прожиточного минимума, так как именно для этих категорий населения вероятность бедности особенно высока. Однако принципы оказания социальной помощи могут быть различны.

Семьям с детьми с доходами ниже 50% прожиточного минимума на первом этапе реформирования и ниже 100% прожиточного минимума впоследствии может оказываться государственная социальная помощь в виде выплаты ежемесячного пособия на ребенка, либо оказываться иная помощь (например, натуральная), либо по выбору семьи один из этих двух видов помощи. Часть социальной помощи или ежемесячного пособия на ребенка может оказываться услугами (оплата услуг детских дошкольных учреждений, школьных завтраков, услуг ЖКХ и т. п.) по выбору семьи.

В сфере социальных услуг, не относящихся к здравоохранению и образованию, приоритетными задачами являются расширение возможностей граждан выбирать производителей услуг и диверсификация форм предоставления подобных услуг на основе активного привлечения негосударственного сектора. Это предполагает, в частности:

• расширение свободы выбора граждан, пользующихся бесплатными или субсидируемыми социальными услугами, в том числе на основе введения специальных социальных счетов, дающих право их обладателям на получение бесплатных или субсидируемых услуг на определенную сумму по заранее оговоренному перечню у любой организации, имеющей лицензию на их предоставление

• переход к финансированию социальных услуг в зависимости от их объема и качества на основе программно-целевых и конкурсных механизмов государственного финансирования

• обеспечение равноправного доступа к государственному финансированию через механизм социального заказа для государственных и негосударственных организаций, предоставляющих социальные услуги

• объединение государственного финансирования с частными благотворительными ресурсами, в том числе путем развития волонтерства и взаимодействия с религиозными и благотворительными организациями

• обеспечение прозрачности при распределении бюджетных и внебюджетных средств

• развитие самоокупаемости социальных услуг в тех сферах, где для этого существуют необходимые предпосылки

• привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета, в том числе через создание при местных и федеральных органах власти различных общественно-государственных советов экспертного, консультационного и координационного назначения

• разработка системы оценки качества выполнения социальных программ, независимо от того, какой организацией (государственной, негосударственной некоммерческой, коммерческой) они исполняются

• развитие институтов независимой оценки эффективности расходования бюджетных средств и привлечение профильных некоммерческих организаций к разработке и экспертизе государственных социальных программ и соответствующих разделов бюджета

• упорядочение лицензирования в сфере предоставления социальных услуг, приведение требований к оказанию социальных услуг в соответствие с мировой практикой и уровнем развития социальных услуг в России учет опыта и практики некоммерческих негосударственных организаций в области развития и предоставления социальных и образовательных услуг при доработке требований для получения лицензий на социальную деятельность

ПУТИ РАЗВИТИЯ СИСТЕМЫ СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ

Сохранение существующей системы социальных выплат и льгот без изменений означает поддержание системы социальной защиты, при функционировании которой при нехватке средств для финансирования наиболее значимых социальных пособий и оказания социальной помощи социально уязвимым категориям населения только четверть средств направляется малообеспеченным слоям населения, а остальные средства идут на социальную поддержку обеспеченных семей, увеличивая социальную дифференциацию. Такая ситуация представляется не только неэффективной, но и противоречащей Конституции РФ, которая провозглашает Россию социальным государством.

Финансирование существующей системы социальных льгот и выплат, установленных на федеральном уровне, в полном объеме (без государственной социальной помощи) требует расходов, превышающих бюджетные возможности, так как на эти цели необходимо выделить около 15% ВВП или более 50% суммарных расходов консолидированного бюджета.

При существующем состоянии федерального и территориальных бюджетов в России нельзя ставить задачу полного преодоления бедности, которая фактически подразумевается в законах «О прожиточном минимуме в Российской Федерации» и «О государственной социальной помощи». Об этом, в частности, свидетельствуют расчеты показателя глубины бедности, основанные на данных бюджетных обследований домохозяйств . Под глубиной бедности в данном случае понимается совокупный объем адресных социальных выплат, который потребовался бы ежемесячно для того, чтобы довести уровень потребления во всех бедных домохозяйствах до уровня официального прожиточного минимума .

Попытки сохранения существующей системы социальной защиты населения приведут к воспроизводству нехватки финансирования пособий, льгот и т. п. невозможности решить задачи снижения уровня и глубины бедности, снижения социальной дифференциации населения. Все это будет постоянно возобновляющимся источником социальной напряженности в обществе.

Реформирование существующей системы социальных выплат и льгот с целью повышения адресности предоставления каждой отдельной выплаты или льготы при сохранении существующей системы социальной защиты &frac34 один из возможных путей повышения эффективности системы социальной защиты. Этот путь, очевидно, требует очень больших издержек . связанных с изменением порядка предоставления каждой выплаты или льготы, с переходом к принципу учета нуждаемости по каждой выплате или льготе отдельно. Эти расходы могут оказаться больше возможной экономии средств от уменьшения числа получателей пособий и льгот.

Очевидно, что декларирование принципа проверки нуждаемости и существующие методики такой проверки, основанные, прежде всего, на учете легальных доходов (заработной платы . пенсии, стипендии и т. п.), приводят к тому, что ошибки включения небедных в программы социальной помощи и исключения бедных семей из этих программ остаются значительными. Разработка методики определения нуждаемости и состава семьи при назначении ежемесячного пособия на ребенка как один из шагов при движении в направлении повышения адресности предоставления отдельных социальных льгот и пособий тут же выявила еще одну проблему: данная методика отличается от методики, используемой при назначении жилищных субсидий . Доход семьи, которая считается малообеспеченной при назначении жилищной субсидии, может оказаться недостаточным для того, чтобы эта же семья считалась малообеспеченной и имела право на получение ежемесячного пособия на ребенка.

Одним из возможных направлений реформирования системы социальных пособий, выплат и льгот является максимальное упрощение действующей системы социальных пособий, выплат и льгот при переходе к принципу предоставления социальной поддержки на основе проверки нуждаемости малообеспеченным домохозяйствам и переводе системы социальной защиты домохозяйств, не относящихся к категориям нуждающихся, на страховую основу 1 .

Такое реформирование в сфере социальной поддержки населения должно быть увязано с сокращением бюджетных субсидий производителям товаров и услуг (прежде всего дотаций ЖКХ и общественному транспорту) и постепенной заменой этих субсидий на адресные выплаты нуждающимся категориям населения.

При таком подходе предлагается сохранить прежние принципы предоставления значительного числа социальных льгот таким категориям населения, как инвалиды и участники Великой Отечественной войны, инвалиды I группы, а также некоторым другим группам населения.

Переход к предоставлению адресной социальной помощи нуждающимся домохозяйствам на основе проверки нуждаемости означал бы значительное увеличение доли средств, распределяемых в пользу наименее обеспеченных домохозяйств. Конечно, и такая система потребовала бы значительных административных издержек, однако она позволила бы сократить расходы, в настоящее время связанные с содержанием различных систем выплаты отдельных пособий и предоставления льгот и необходимостью организации проверки нуждаемости для получения отдельных социальных выплат и льгот. Такая система социальных выплат позволила бы сформировать единую информационную базу о получателях социальных льгот и выплат, а персонифицированный учет получателей социальных пособий, льгот и выплат позволил бы уменьшить объем необходимого финансирования системы пособий.

Объем необходимого финансирования такой системы (без учета административных издержек) составляет не менее 15-20% ВВП. Так как обеспечить такое финансирование не представляется возможным, то переход к таким принципам предоставления социальной помощи, видимо, может вызвать негативное отношение значительной части населения к проводимым преобразованиям.

Значительная часть решений, формирующих обязательства по выплатам различных социальных пособий, льгот и видов социальной помощи, сосредоточена на федеральном уровне и оформлена в виде федеральных законов. Между тем подавляющее большинство этих выплат возложено на территории Российской Федерации. При этом у региональных властей на практике остаются очень ограниченные возможности модифицировать эти льготы и приспособить их к своим потребностям. Сложившееся положение напрямую противоречит принципам федерализма. Поэтому в сфере социальных пособий и льгот одна из принципиальных задач состоит в том, чтобы максимально расширить самостоятельность территорий в принятии решений относительно того, какие выплаты действительно на этой территории нужны, в каких объемах и каким образом, в какой форме они должны предоставляться конкретным категориям населения. Основная задача федеральной власти при таком подходе &frac34 с помощью межбюджетного выравнивания способствовать повышению эффективности системы социальной защиты населения, решению снижения социальной дифференциации и борьбе с бедностью .

При таком подходе у регионов появится возможность сконцентрировать средства, прежде всего, на защите наиболее социально уязвимых групп населения, поддержке тех, кто сам о себе позаботиться не может, на основании наиболее эффективных методик предоставления социальной помощи и социальных услуг, разработанных и апробированных как в данном регионе, так и в других регионах, не уменьшая размеров финансирования на эти цели и увеличивая размер социальной помощи особо нуждающимся категориям населения.

Среди особо нуждающихся категорий населения, на которых будет сосредоточена при таком подходе социальная защита . будут семьи с детьми, престарелые, инвалиды и безработные с доходом ниже прожиточного минимума . так как именно для этих категорий населения вероятность бедности особенно высока. Однако принципы оказания социальной помощи могут быть различны.

Семьям с детьми с доходами ниже 50% прожиточного минимума на первом этапе реформирования и ниже 100% прожиточного минимума впоследствии может выплачиваться ежемесячное пособие на ребенка, либо оказываться социальная помощь, либо по выбору семьи один из этих двух видов помощи. Часть социальной помощи или ежемесячного пособия на ребенка может оказываться услугами (оплата услуг детских дошкольных учреждений, школьных завтраков, услуг ЖКХ и т. п.) по выбору семьи.

Так как пенсия должна финансироваться на уровне не ниже 80% прожиточного минимума пенсионера, то оказываемых сетью учреждений для престарелых и инвалидов услуг и финансирования ряда льгот по законам РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 13 января 1995 г. для ветеранов ВОВ и «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. будет достаточно, чтобы не допустить острой бедности этих категорий населения.

Безработные могут претендовать на пособие по безработице и / или социальную помощь, если доход семьи, членом которой является безработный, ниже 50-100% прожиточного минимума.

Среди направлений финансирования социальной помощи и социальных услуг наиболее нуждающимся категориям населения из бюджетных средств необходимо выделить, видимо, следующие:

&uml трансферт Пенсионному фонду РФ

&uml жилищные субсидии

&uml содержание сети учреждений стационарной и нестационарной помощи для социально уязвимых категорий населения (инвалиды, престарелые, и т. д.)

&uml ряд льгот, установленных Законом РФ «О ветеранах» № 5-ФЗ от 13 января 1995 г. для ветеранов Великой Отечественной войны

&uml ряд льгот, установленных Законом РФ «О социальной защите инвалидов в РФ» № 181-ФЗ от 24 ноября 1995 г.

&uml адресная социальная помощь особо нуждающимся категориям домохозяйств

&uml единовременная социальная помощь особо нуждающимся домохозяйствам

&uml ежемесячное пособие на ребенка.

Системы социальной защиты населения в зарубежных странах различаются с точки зрения структуры управления, финансирования, размеров и форм предоставления социальной помощи, что зависит, в первую очередь, от условий функционирования смежных социальных систем. Например, при наличии бесплатной медицинской помощи отсутствует медицинское страхование, при фирменном (производственном) страховании работников государственное социальное страхование выполняет роль лишь минимального (базового) страхования и т. д.

Вместе с тем в рамках международной интеграции наблюдается тенденция к стандартизации, унификации национальных систем социальной защиты. Эта тенденция проявляется в присоединении все большего числа государств к Конвенциям МОТ (№ 102, 130), определяющим единые, общие требования к видам, формам, условиям, размерам, порядку назначения и выплаты пособий. В Европе в развитие норм МОТ были приняты Европейский кодекс социального обеспечения и протокол к нему (1964 г.), а в 1972 г. &frac34 Европейская конвенция о социальном обеспечении. Россия до настоящего времени не является участником этих соглашений, что вряд ли можно оценивать положительно.

С позиций организации социальной защиты Российская система весьма близка к французской, где основу составляют пенсионный фонд, фонд медицинского страхования, фонд страхования от безработицы (формируемые с участием средств как работодателей, так и самих трудящихся) и фонд страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний, составляемый целиком из взносов работодателей. К ним примыкает фонд семейных пособий (не связанных с трудовыми отношениями), в который отчисления производят работодатели и индивидуальные производители. Для государственных служащих действуют особые пенсионные схемы. Поощряется дополнительное, добровольное медицинское и пенсионное страхование трудящихся.

Международный опыт социальной защиты населения представляет интерес для России в следующих вопросах:

&uml преобладание страховых принципов организации социальной защиты населения

&uml ведение единого, в национальном масштабе, персонифицированного учета застрахованных, при котором каждому застрахованному присваивается собственный, индивидуальный номер

&uml участие в формировании страховых фондов, из которых выплачиваются социальные пособия как работодателей, государства . так и самих застрахованных

&uml интегральный учет величины социальных пособий &frac34 включение в нее стоимости всех услуг, оказываемых застрахованному как в денежной, так и в натуральной формах

&uml использование ограниченного числа социальных пособий, четкая фиксация условий их назначения, предоставления, связь размера (в %) с суммой прежних заработков получателя и / или стажем работы / сроком уплаты страховых взносов застрахованным:

&uml пособие по болезни/медицинская помощь

&uml пособие по безработице

&uml пособие по инвалидности

&uml пособие по старости

&uml семейные пособия

&uml пособие в случае трудового увечья или профзаболевания

&uml пособие по материнству.

Социальные льготы

Развитие социального обслуживания населения РФ. Важнейшие звенья механизма социальной политики. Влияние социальных льгот на благосостояние народа. Основные формы социальной защиты населения. Ассоциативные организации благотворительной направленности.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже.

Подобные документы

Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин «социальная защита».

контрольная работа [41,6 K], добавлен 08.11.2008

Исследование системы социальной защиты населения муниципального образования. Характеристика основных проблем социальной политики. Нормативно-правовые и финансовые основы социальной защиты населения. Деятельность Центра социального обслуживания населения.

дипломная работа [158,8 K], добавлен 29.03.2015

Основные органы социального обеспечения населения. Значение социальной защиты в жизни современного общества. Роль органов государственной власти и управления в социальной защите населения. Финансовое обеспечение учреждений социального обслуживания.

дипломная работа [946,4 K], добавлен 23.10.2011

Суть и основные направления социальной защиты населения в условиях рынка. Социальные гарантии и стандарты. Анализ качества жизни и доходов населения в Республике Дагестан. Совершенствование государственной политики в области социальной защиты населения.

курсовая работа [97,7 K], добавлен 28.03.2013

Теоретические основы экономики социального туризма как формы социальной поддержки населения. Обеспечение доступности социальных услуг малообеспеченным слоям населения и состояние социального туристского обслуживания малообеспеченных слоев населения РФ.

диссертация [304,4 K], добавлен 17.04.2011

Сущность социальной политики в социально-ориентированной рыночной экономике. Этапы формирования национальной системы социальной защиты населения. Социальная политика как целенаправленное воздействие государства на институты социальной защиты населения.

материалы конференции [97,5 K], добавлен 09.06.2012

Система социальной защиты населения в России. Характеристика деятельности центров социального обслуживания. Государственные гарантии и социальные стандарты в системе социальной защита населения. Направление работы центров социальной защиты населения.

дипломная работа [269,0 K], добавлен 11.06.2014

Социальная защита населения: сущность и принципы осуществления. Формы и методы решения социальных проблем инвалидов. Список льгот и гарантий для работающих инвалидов. Оценка реализации целевой программы социальной защиты инвалидов «Доступная среда».

дипломная работа [416,7 K], добавлен 14.03.2015

Понятия социального обеспечения и социальной защиты населения. История возникновения и развития социального обеспечения населения КБР. Современное состояние социальной сферы и уровень жизни населения, анализ основных социально-экономических показателей.

курсовая работа [479,1 K], добавлен 11.01.2011

Определение социальной защиты населения и ее значение в политике государства. Формы осуществления социального обеспечения. Основные направления использования средств органами социальной защиты населения. Государственная адресная социальная помощь.

курсовая работа [55,4 K], добавлен 09.12.2011

Частный рынок пенсионного страхования в США увеличился в конце XX в. многократно. По мнению ряда специалистов (А. А. Попов и др.), именно приток пенсионных инвестиций в значительной степени обеспечил беспрецедентный экономический рост в этой стране в 80—90-е гг. XX в.

Система частного пенсионного обеспечения американцев состоит из двух основных видов: частные пенсионные системы (планы) по месту работы и личные пенсионные счета. Во второй половине 90-х гг. 48% работников в возрасте от 25 до 44 лет и 56% в возрасте от 45 до 64 лет были участниками частных пенсионных планов. Такое масштабное участие населения страны в частном пенсионном страховании позволило обеспечить огромные инвестиции. Из пенсионных планов по месту работы наиболее популярной является система с установленными взносами, которая обычно финансируется предпринимателями и наемными работниками в равных долях. При этом каждый участник такого плана имеет свой персональный счет в пенсионном фонде и право выбора между различными инвестиционными программами, которые предусматриваются управляющими компаниями. Выгодность этих планов была наглядно показана в одной из статей о пенсионном обеспечении в США, опубликованной в журнале «США и Канада» за 2001 г. Там приводился следующий расчет. Если работник за 35 лет до выхода на пенсию в возрасте 27 или 30 лет участвующий в такой программе, имеет на своем пенсионном счету 25 тыс. долларов (причем половина из них — взносы предпринимателя), то при консервативной оценке среднего инвестиционного дохода в 7% в год и вычете административных расходов в размере 0,5% от инвестиционного дохода его накопления к моменту получения пенсии, т.е. к 62 или 65 годам, составят 227 тыс. долларов. И это без учета дополнительных взносов. Если же продолжать регулярно вносить взносы, указанную сумму можно резко увеличить. И неудивительно, что активы по таким частным пенсионным планам увеличилисьсо!05 млрд долларов в 1985 г. до 985 млрд долларов в 1997 г. и до 1475 млрд долларов к началу 2001 г.

Широкое развитие в США получила и система личных пенсионных счетов. Размеры ежегодных взносов здесь ограничены верхним пределом в 2 тыс. долларов. Средства со счета нельзя снять до достижения 59,5 лет, а после достижения 79,5 лет счет закрывается в обязательном порядке. За 11 лет с середины 1980-х по середину 1990-х гг. накопления на этих счетах выросли с 200 до 1347 млрд долларов, что также способствовало значительному росту инвестиций в экономику страны. Благодаря участию в частных пенсионных системах многие американцы обеспечивают себя не одной государственной, а двумя дополнительными пенсиями (частной по месту работы и частной индивидуальной путем открытия личного пенсионного счета), что позволяет им уверенно смотреть в будущее.

Экономически активное население благодаря социальному страхованию получает определенные гарантии в связи с такими рисками, как старость, инвалидность, болезнь, производственный травматизм, потеря кормильца, безработица и др. Важнейшей программой социального страхования в Соединенных Штатах является Общая федеральная программа государственного пенсионного обеспечения, участники которой платят в соответствующие фонды налог на социальное страхование в течение всего периода своей трудовой деятельности. Эта программа, как уже отмечалось, носит распределительный или солидарный характер, что предполагает получение пенсионерами не собственных накоплений, а денег ныне работающих и платящих налоги.

Право на полную государственную пенсию приобретают в США лица в возрасте 65 лет и старше (мужчины и женщины одинаково), работавшие не менее четверти года в течение минимум 35 лет. Заработки данного работника должны быть не ниже определенной суммы в каждом из этих кварталов. Если трудовой стаж меньше, то уменьшается и пенсия. На пенсию можно выйти в возрасте 62—64 лет, но при этом ее размер будет меньше. Так, человек, выходящий на пенсию сразу же после достижения 62 лет, получит ее в размере 80% от полной. В 80—90-е гг. XX в. каждые двое из трех американцев выходили на пенсию именно в 62—64 года. Эта тенденция мало изменилась и в начале 2000-х гг. когда средний реальный возраст выхода на пенсию составлял для мужчин 64,6 лет, а для женщин — 63,4 года.

Средний размер государственной пенсии американского пенсионера составлял в 2004 г. 922 дол. Если у американского пенсионера есть неработающая жена в возрасте 65 лет и старше, то ему положена еще и 50%-ная надбавка к пенсии, а на супругу в возрасте 62 лет — 37,5%-ная надбавка. Даже с учетом надбавки на жену эта сумма, по американским меркам, невелика, но явно выше их стандартов уровня бедности. В настоящее время в бедности живет около 11% престарелых американцев. К их числу в основном относятся люди, которые по каким-либо причинам не сумели заработать право на получение государственной пенсии.

В США вдова имеет право на получение государственной пенсии (ее части) умершего супруга. Если возраст вдовы 65 лет и выше, то она получает стопроцентную пенсию мужа, а вдова в возрасте 60 лет — 71,5% пенсии мужа.

Средний размер государственной пенсии в Соединенных Штатах не столь велик, чтобы быть вполне достаточным для безбедной жизни. Поэтому многие американцы участвуют в различных схемах частного пенсионного страхования. В связи с постоянным ростом уровня пенсионной нагрузки, т. е. увеличением численности лиц в возрасте 65 лет и старше относительно лиц возраста 15—64 лет, могут в не столь отдаленной перспективе возникнуть затруднения по страховым выплатам, осуществляемым в рамках американской государственной системы пенсионного обеспечения. Подобная точка зрения сегодня распространена в США. А значит, предполагаемое пенсионное реформирование, вероятно, будет идти по пути совершенствования распределительных механизмов государственного обеспечения с добавлением некоторых элементов накопительного характера (введение планов индивидуальных накопительных счетов и др.).

Ограничивая размеры бюджетного финансирования, направляемого на решение проблем трудоустройства, государственные структуры США стимулируют участие в этом деле частных корпораций. Они, получая от государства налоговые и иные льготы для трудоустройства социально уязвимых групп населения, расширяют найм на работу лиц с ограниченной трудоспособностью, трудоустраивают длительно незанятых, внедряют гибкие графики работы, расширяют программы подготовки и переподготовки персонала и др. Однако далеко не всегда такая политика стимулирования частных компаний компенсирует снижение участия самого государства в организации и финансировании деятельности в сфере занятости.

Показатель, определяющий долю трудоспособного населения, получающего какие-либо пособия, как известно, именуется коэффициентом социальной зависимости. По сравнению со многими странами Запада, в США он составляет небольшую величину — 21. Для Австрии, Бельгии, Германии, Франции, размер коэффициента социальной зависимости равен 48—56, а для Нидерландов, Швеции, Великобритании — 38—39. Но даже относительно небольшая доля трудоспособных американцев, получающих из госбюджета социальные пособия, в условиях усиления либерализации социальной политики становится для федерального правительства «непозволительной роскошью». В 1990-х— начале 2000-х гг. государственной властью предпринимались попытки переориентировать программы помощи различным категориям граждан с социальных выплат на стимулирование их трудовой активности. Средством реализации этой цели стал федеральный закон «О личной ответственности и возможностях трудоустройства», вступивший в силу в конце 90-х гг. Он обязал трудоспособных получателей социальной помощи либо работать, либо проходить профессиональную переподготовку. В соответствии с этим законом выплата различных социальных пособий ограничивалась в США пятилетним сроком. С учетом ужесточения требований к получателям пособий может существенно возрасти значение налоговых льгот для работающих малоимущих. Здесь полагают, что увеличение размеров дохода, не подлежащего налогообложению, будет способствовать ориентации трудоспособных граждан на самообеспечение. Безруков В. Сафронов Б. Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2004 году и прогноз на 2005 год.//Экономист. — 2005. — № 1.- с.3-5. Однако нужно признать, что уменьшение размеров социальной помощи не всегда компенсируется адекватными действиями работодателей по созданию рабочих мест и возможностью получателей пособий перейти на приемлемые для них трудовые источники доходов.

Отличительной стороной американской модели социальной работы является преобладающее значение в ее проведении ассоциативных организаций, получающих поддержку государственных структур. В последнее десятилетие в США эффективно действует схема, по которой государство в лице правительственных органов разрабатывает и финансирует социальные программы, а ассоциативные (некоммерческие) организации самостоятельно или совместно с муниципалитетами реализуют их на местах, контролируя справедливое распределение государственных дотаций.

Социальная помощь американским инвалидам — ветеранам войн включает в себя дополнительные государственные льготы и привилегии. Вопросы, связанные с социальным обеспечением и трудоустройством этой категории населения находятся в ведении Министерства по делам ветеранов. В 2000 г. на нужды этого министерства было выделено из федерального бюджета 663 млн долларов (в 1993 г. направлялось 253 млн долларов).

Выплаты по социальному страхованию производятся из специальных фондов, образуемых за счет налога на социальное страхование, который взимается с работников в доле с работодателями. Величина таких выплат значительно выше, чем по системе вспомоществования. В среднем размер пенсий по социальному страхованию в США примерно в 2,5 раза больше денежного пособия по бедности.

социальный защита население льгота

Сегодня можно наблюдать, как происходит постоянное развитие сети учреждений и предприятий социального обслуживания, возникают их новые виды, что позволяет охватывать все более широкий спектр социальных проблем различных слоев и групп населения.

Финансирование институтов социального обслуживания осуществляется, как правило, на бюджетной основе. Так, финансовые средства социальной службы формируются из:

нормативных отчислений из бюджетов соответствующего уровня в размере не менее 2% расходной части бюджета

поступлений из фонда социальной поддержки населения за счет выделения части средств на цели социальной поддержки семей с детьми

средств из федерального бюджета на выполнение уставных задач

финансов в результате перераспределения средств между комитетами и отделами служб различного уровня на реализацию областных, городских и районных программ

дополнительных средств из областного и местного бюджета на обеспечение целевых мероприятий по адаптации доходов населения к росту стоимости жизни и др.

доходов от платных услуг и от хозяйственной деятельности учреждений и предприятий службы

¦ благотворительных пожертвований и взносов предприятий, общественных организаций и частных лиц, поступлений от благотворительных акций. Средства специализированных центров формируются в зависимости от вида деятельности и типа организации их финансирования: бюджетного, хозрасчетного или смешанного. При организации центром платных услуг населению и получении прибыли она направляется на дальнейшее развитие основной деятельности центра и освобождается от налогообложения в части средств, зачисляемых в местный бюджет.

Основным принципом организации социальных служб в Российской Федерации является территориальный принцип. При этом социальные службы различных министерств и ведомств рассматриваются в качестве неотъемлемых компонентов (или секторов) территориальных социальных служб. Порой учреждения социального обслуживания населения на местах имеют двойное административное подчинение и несколько источников финансирования. Вместе с тем практика доказывает необходимость становления подсистемы социальных служб в рамках отдельных ведомств, например социальной защиты населения, образования, МВД или службы занятости молодежи.

Список использованной литературы

Безруков В. Сафронов Б. Мельников Б. Социально-экономическое развитие Российской Федерации в 2004 году и прогноз на 2005 год.//Экономист. — 2005. — № 1.- с.3-5.

Григорьев С.И. и др. Теория и методология социальной работы. — М. 1994.

Григорьянц Т.Н. Замараева З.П. Социальная защита населения в России: становление и развитие. — М. 2004.

kladsovetov.ru

Еще по теме:

  • Возврат трансаэро винский Как вернуть деньги за отмененный рейс Трансаэро Как вернуть деньги за отмененный рейс Трансаэро Так как существует большая вероятность не улететь по авиабилетам купленным до всей этой истории с банкротством авиакомпании Трансаэро, возникает вопрос […]
  • Приказы о приеме воспитанников в доу Приказы о приеме и отчислении детей Приказ об отчислении воспитанников Приказ об отчислении воспитанников №11/2 от 1.06.2018г. Приказ об отчислении воспитанников №11/3 от 1.06.2018г Приказ об отчислении воспитанников №11/4 от 1.06.2018г Приказ об […]
  • Адвокаты пермь бесплатно Бесплатная юридическая помощь в Пермском крае Правовые нормы предоставления государственной и негосударственной бесплатной юридической помощи закреплены в Федеральном законе от 21 ноября 2011 г. № 324-ФЗ «О бесплатной юридической помощи в […]
  • Федеральный закон по госуслугам Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ "Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2010 г. N 210-ФЗ"Об организации предоставления государственных и […]
  • Закон 149 фз рф Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ "Об информации, информационных технологиях и о защите информации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ"Об информации, информационных технологиях и о защите […]
  • Конфигурация разрешений Настройка параметров DCOM. Dcomcnfg Верси для печати Настройка DCOM и OPC на Windows 2008 и Windows 7 Часть 1. Установка OPC компонент, необходимых для функционирования OPC интерфейса. Часть 2. Настройка DCOM и OPC. Создание пользователя и […]