Написать сочинение – размышление на тему закон суров, но он закон!

Duralexsedlex» — «Закон суров, но он закон!» — так говорили в древности римляне, которые всегда верили в торжество и верховенство закона и неукоснительно следовали этому достаточно простому, но в то же время справедливому и основополагающему принципу. Хотелось бы верить, что это древнее изречение не потеряло своей актуальности и на сегодняшний день, потому что в непростое для нашей страны время очень нужно, чтобы во главе всего стоял закон, защищающий интересы общества и государства от любых преступных посягательств. К сожалению, есть еще в Казахстане люди, которые думают (а зачастую и верят!), что наличие высокой должности, связей с высокопоставленными чиновниками и – самое главное! – неограниченные финансовые ресурсы дают им индульгенцию и «зеленый свет» для личного обогащения, причем, как это часто бывает, крайне незаконным, преступным путем!

Коррупция всегда была той злокачественной опухолью на теле общества, которая разъедает все моральные устои, становится проблемой не только для государственного аппарата и его нормального функционирования, но и прямой предпосылкой к угрозам национальной безопасности суверенного Казахстана! Самое интересное (и непонятное!

), что в большинстве случаев у лиц, причастных к совершению коррупционных преступлений, наносящих значительный ущерб интересам государства, в последующем обязательно находятся защитники, которые слезно, на всю страну заявляют о том, что, дескать, все они хорошие, белые и пушистые, а все, что им инкриминируют, является произволом и беспределом со стороны правоохранительных органов и спецслужб. Разумеется, все эти защитники и адвокаты сразу припоминают 1937 год – мол, все, что сейчас творится, подавляет сознание и волю молодежи, формирует чувство страха и апатии в обществе и т. д. Исключением не стали и последние громкие уголовные дела, возбужденные в отношении ряда высокопоставленных должностных лиц, которым вменяется совершение ряда преступлений против интересов государственной службы, в том числе злоупотребления служебным положением, хищения государственной собственности, взяточничество.

Так, бывший руководитель национальной компании «Казахстан темир жолы» Ж. Кулекеев задержан при получении взятки в размере, значительно превышающим годовое содержание какого-нибудь отдаленного сельского района Казахстана. Бывший руководитель компании «Казатомпром» М. Джакишев и его заместители осуществили незаконную продажу государственных долей в разрабатываемых на территории Казахстана урановых месторождениях, чем способствовали снижению уровня экономической безопасности страны, допустив к стратегическим ресурсам нашего государства иностранцев, которым глубоко наплевать на интересы республики. Осужденный за хищения государственной собственности С. Буркитбаев вообще поддерживал контакты (причем, не только служебные!) с небезызвестным Р. Алиевым, который, как и знаменитый Остап Бендер, прославился «сравнительно честными» способами отъема собственности, похищениями и причастности к убийству людей и – не более, не менее! — подготовкой к совершению государственного переворота.

Словом, такая вот неприглядная у нас в стране картинка вырисовывается! Люди, облеченные доверием общества и руководства страны, в конце чувствуют свою безнаказанность и рассматривают государственную должность как кормушку для насыщения собственных потребностей. Естественно, реакция со стороны государства всегда следует незамедлительно, поскольку одним из принципов действующего в Казахстане уголовного законодательства является неотвратимость наказания, соразмерного совершенному преступному деянию, что и продемонстрировали уполномоченные ведомства, выявившие и пресекшие противоправную деятельность этих лиц. Как говорится, закон суров, но он закон!…Непонятно, почему в этот раз в защиту преступников встал человек, который, казалось бы, должен стоять на диаметрально противоположных позициях?

…1 я т. г. бывший Генеральный Прокурор Казахстана, председатель Мажилиса Парламента, кандидат в Президенты страны Жармахан Туякбай обратился с открытым письмом к Главе государства, в котором призвал остановить беззаконие и произвол со стороны силовых структур, осуществляющих, по его мнению, тотальное преследование «честных» бизнесменов под видом борьбы с коррупцией…Не будем пересказывать содержание письма, которое стало достоянием широкой общественности, просто заметим отдельные вопросы, которые неизбежно возникают при прочтении этого обращения? Во-первых, как отмечалось выше, в защиту кого направлено письмо? Лиц, совершивших тяжкие уголовные преступления и понесших за это справедливое наказание?

Во-вторых, кто его пишет – бывший руководитель органов правопорядка, который, как никто лучше, не знает, что такое верховенство закона и равенство перед ним всех, независимо от ранга, должности и имеющихся финансовых возможностей? В-третьих (и это, на наш взгляд, основное) – при прочтении письма все больше и больше убеждаешься, что лидерам оппозиционных партий и движений всегда было свойственно выступать этакими великомучениками перед своим потенциальным электоратом, создавая себе пропагандистские акции и зарабатывая тем самым дешевый политический авторитет, которого, к сожалению, не всегда хватает надолго.

Да и должен ли серьезный политик (к каковым, безусловно, относится лидер ОСДП), пусть даже и находящийся в оппозиции к действующей власти, поддаваться сиюминутным «слабостям» и терять свой авторитет, опускаясь до поддержки уголовных преступников, что, конечно же, не способствует уважению и доверию, как своих соратников, таки политических оппонентов. Одним словом, нельзя забывать, что закон суров, но он – ЗАКОН!

Популярные эссе

8 Клас Тема 1. 1. Які мегоди дослідження використовуються в учбових закладах? а) довідниковий; б) експедиційний; вдрадиційний; г) аеро та

Професійна підготовка майбутніх учителів історії перебуває у стані концептуального переосмислення. Місце соціально-гуманітарних дисциплін (у тому числі — історії) у системі

На сцену під музичний супровід виходять учасники агітбригади. Учень 1. Хоч іноді, хоч раз в житті На самоті з природою

Мой любимый день недели, как это ни странно, — четверг. В этот день я хожу со своими подругами в бассейн.

Новые сочинения

Экзаменационные сочинения

Каждый поэт, писатель создаёт в своём творчестве особый мир, в рамках которого пытается образно переосмыслить волнующие его проблемы, найти их

Я люблю Україну Пізнавально-розважальний захід Ведуча: Здоровенькі були, любі друзі! Доброго вам здоров’я Правда, чудові ці фрази? Вони нас зближують

КОНЦЕПЦІЯ ВПРОВАДЖЕННЯ МЕДІА-ОСВІТИ В УКРАЇНІ Схвалено постановою Президії Національної академії Педагогічних наук України 20 травня 2010 року, Протокол № 1-7/6-150

1 Ахматова писала о Пастернаке так: Он награжден каким-то вечным детством, Той щедростью и зоркостью светил, И вся земля была

www.sochuroki.com

Урок истории в 5-м классе по теме «Законы Хаммурапи»

Пояснительная записка

Современный урок должен реализовать комплексный подход, в котором психологический, педагогический, содержательный, методический и предметный аспекты тесно взаимосвязаны. Современный урок не может существовать без творчества учителя и творчества учеников. Сегодня школа должна всемерно развивать познавательные и творческие возможности учеников и действенно воспитывать взрослеющую личность. А значит, должны измениться и психологическая атмосфера занятий, и учебное содержание, и методика преподавания, при которой ученики должны открывать новые знания самостоятельно, а не получать их в готовом виде.

Эти требования в полной мере обеспечивает метод проблемного обучения, который позволяет реализовать содержание представленной темы. Актуальность данной методической разработки определяется недостаточным использованием технологии проблемного метода в структуре уроков средней школы, где чаще преобладает репродуктивное обучение. К тому же проблемный метод обучения отражает деятельностный характер образования, что является одним из направлений модернизации общего образования.

Методическая разработка урока истории для 5 класса «Законы Хаммурапи» составлена в соответствии с содержанием Федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования.

Урок «Законы Хаммурапи» посвящен проблеме формирования правового сознания общества с древнейших времен. Сущность и роль законов – основные аспекты изучаемой темы. В соответствии со структурой проблемного урока, в первой части урока перед учениками ставится проблема. Предлагается два противоречивых факта, анализируя которые, ученики самостоятельно определяют проблему: можно ли законы царя Хаммурапи считать справедливыми. Постановка проблемы очень важна, так как она обеспечивает интерес к материалу и развитие учащихся. С помощью побуждающего от проблемной ситуации диалога ученики самостоятельно формулируют тему урока и выдвигают гипотезы.

На этапе поиска решения проблемы проводится лабораторная работа в группах – изучение статей «Кодекса Хаммурапи». Групповая форма обучения способствует овладению учениками способов совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуации общения, умениями искать и находить компромиссы, сотрудничать. То есть, способствует развитию коммуникативной компетенции обучающихся.

В ходе работы с историческим документом ученики использует дедуктивный метод анализа, при котором из общих положений выявляются следствия. Такой метод способствует развитию абстрактного мышления учеников.

При работе с историческим источниками, поднимается значение исторического факта, вырабатывается самостоятельный научный подход к источникам исторических знаний, как к историческим памятникам. Ученики самостоятельно ищут, извлекают, систематизируют, анализируют и отбирают необходимую для решения учебной задачи информацию. Таким образом, развивается такие ключевые компетенции обучающихся, как ценнностно-смысловая, учебно-познавательная, социокультурная.

Но, работая над вопросом справедливости законов, ученики сталкиваются еще с одной исторической проблемой: жестокие законы и законы в отношении рабов сочетаются с законами, защищающими свободных людей от превращения их в рабов. Учитель в ходе диалога с учениками подводит их к мысли о том, что общество без законов – это общество хаоса, беспорядка, что даже такие, несправедливые на первый взгляд, законы вавилонского царя поддерживают порядок в обществе, укрепляя тем самым государство.

Эффективность оценки этого урока можно рассмотреть с точки зрения формирования гражданско-правового сознания: заставить ребенка перенести проблему законодательства Древнего мира в современную плоскость и осознать необходимость влияния законов на жизнь общества. Главный вывод, который дети должны сделать на уроке — «законы укрепляют государство».

Проведение самооценки на этапе рефлексии развивает у учащихся способность к самоорганизация и самоопределению. Ученики оценивают свою работу на уроке, уровень усвоения знаний и взаимодействия с товарищами, фиксируют и анализируют затруднения в собственной учебной деятельности.

В качестве домашнего задания ученикам предлагается на выбор выполнить творческое задание, где ученик может в полной мере выразить свои творческие способности.

Обучение в технологи проблемного метода делает уроки более продуктивным, усвоение знаний более творческим и успешным, готовит учащихся к использованию усвоенных знаний, умений и способов деятельности в реальной жизни для решения практических задач, позволяет осуществить компетентностный подход к образованию.

Использование информационно-коммуникативных технологий в виде презентации в Power Point позволяет более наглядно продемонстрировать учащимся исторические памятники, способствует более четкой и эффективной организации уроков.

Тип урока:Открытие новых знаний.

Цель:Создать условия для формирования представлений о законах царя Хаммурапи, первых законах в истории Древнего мира.

Задачи:

  • Сформировать представление о законотворческой деятельности царя Хаммурапи, о роли законов в Вавилонском царстве.
  • Показать особенности законов – их социальную направленность.
  • На примере действия законов отработать понятия «государство», «закон».
  • Формировать способность выявлять причины и последствия создания свода законов в древнем государстве.
  • Развивать умения применять знания в новой учебной ситуации.
  • Отрабатывать навыки самостоятельной работы.
  • Совершенствовать навыки исследовательской деятельности: анализ, синтез, сравнение, сопоставление и др.
  • Развивать коммуникативные и творческие способности
  • Формировать собственную позицию к историческим событиям и явлениям.
  • Давать нравственную оценку принципов построения законов Хамураппи и отдельно взятых законов.
  • Воспитывать чувство уважения к историческому прошлому древних цивилизаций.

Формы организации обучения:

  • фронтальные;
  • групповые;
  • лабораторная работа.

Оборудование:

  • Текст с ошибками (на каждую парту), карточки-задания для индивидуальной проверки домашнего задания, игра «Чистая доска».
  • Костюмы для моделирования ситуации.
  • Пакеты документов для лабораторной работы.
  • Таблицы для работы групп.
  • Карточки для составления схемы на доске.
  • Презентация к уроку (Приложение 6), ноутбук, проектор, проекторная доска.

Ход урока

1 этап. Организационный. (1 минута)

2 этап. Актуализация знаний (7 минут).

Учитель: Добрый день, ребята! Давайте вспомним, с историей какой страны вы начали знакомиться на прошлом уроке? На доске зашифровано название этой страны – ЕМОПТОАЯИЕС (Месопотамия). Как еще называют эту страну?

Учащиеся: Двуречье, Междуречье. (Слайд 1,2)

Учитель: А почему её так называют?

Учащиеся: Эту страну называют так, потому что она находится между двумя реками – Тигр и Евфрат.

Учитель: Это правда, а давайте проверим, насколько правдив текст, посвященный природным особенностям Междуречья. (На партах текст с ошибками. Учащиеся знакомятся с текстом, находят ошибки. Отвечают по рядам, по очереди, называя по ошибке, кто больше найдет ошибок). (Приложение 1)

А некоторым ученикам предстоит самостоятельно ответить на вопросы по изучаемой теме. (Дифференцированные индивидуальные задания на карточках). (Приложение 3)

(Можно вместо работы над текстом с ошибками провести игру «Чистая доска». Приложение 2. Если темп работы класса средний, то можно не останавливаться на проверке домашнего задания, а сразу же перейти к постановке проблемы).

3 этап. Постановка проблемы (5-7 минут).

Учитель: В 1901 году французская археологическая экспедиция обнаружила в г. Сузах, что на территории Междуречья, необычную находку – черный базальтовый столб, на котором были высечены 247 законов, автором которых являлся самый могущественный царь Хамураппи. (Слайд3) Хаммурапи был царем Вавилонского царства, которым и управлял с помощью своего Кодекса законов. Как вы понимаете слово «закон»?

Учащиеся: (предположительные ответы учащихся: это то, что позволяет нам жить правильно, это порядок в обществе, если не соблюдать закон, ждет наказание и т.д.) Это правила поведения людей.

Учитель: Давайте же проверим, правильно мы рассуждаем или нет. На доске написано определение понятия «закон». Прочитайте его, сравните со своими предположениями. Давайте выделим самые главные слова в определении. (Слайд 4)

(Учащиеся должны выделить два главных слова, отражающих сущность закона – правила (нормы) и наказание (ответственность).

Обратимся к изображению на столбе. Мы можем видеть, как царь Хаммурапи стоит в молитвенной позе перед сидящим богом солнца и правосудия Шамашем, вручающим ему законы. (Слайд 3) Здесь же была указана и цель этих законов: «чтобы сильный не угнетал слабого, чтобы оказать справедливость сироте и вдове». Запомните цель законов. (Слайд 5)

А теперь я предлагаю вам представить, что вы жители Вавилонского царства и стали свидетелями суда над простым человеком. (Моделируется ситуация: судья обвиняет человека в том, что он сделал пролом в доме другого человека, и в соответствии с Кодексом Хаммурапи, приговаривает его к смертной казни).

Учитель: Ребята, что вас удивляет? Что интересного заметили? Какое противоречие налицо?

Учащиеся: Цель закона – оказать справедливость, а наказание несправедливое, слишком жестокое.

Учитель: Какой возникает вопрос?

Учащиеся: (предполагаемые ответы: почему цель законов – справедливость, а в жизни закон несправедлив; почему наказание слишком жестокое и т.д.) Справедливы ли законы вавилонского царя Хаммурапи? (Слайд 5) (Запись в тетрадь)

Учитель: Какая будет тема урока?

Учащиеся: Законы царя Хаммурапи. (Слайд 6) (Запись в тетрадь, чертится схема, которая заполнится на этапе рефлексии).

4 этап. Выдвижение гипотез и их проверка. (15-17 мину).

Учитель: Итак, на лицо два противоречивых факта.Какие у вас есть предположения?

Учащиеся: Законы защищали богатых жителей. — Законы защищали интересы и простых людей. – Законы ухудшали положение рабов. – Законы были слишком жестокие.

Учитель: Как нам проверить эти гипотезы?

Учащиеся: Познакомиться с содержанием законов Хаммурапи.

(Организационный момент: школьники делятся на группы по 4-5 человек, вспоминают вместе с учителем правила работы в группах, получают образец задания, пакет документов – карточки с текстами статей, таблицы для фиксирования результатов анализа документа)

Учитель: Каждая группа, проанализировав свой пакет документов, должна подтвердить каждое положение в таблице ссылкам из статей «Кодекса Хамураппи» и ответить на вопросы. (Слайд 8)

(Работа с документом занимает основное время занятия, ее результаты школьники фиксируют в правой части таблицы в виде цитат из статей Кодекса). (Приложение 4, Приложение 5)

Лабораторная работа

1 группа: Чьи интересы защищали законы, оцените положение рабов.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

ПОЛИТИЧЕСКИЕ И ПРАВОВЫЕ УЧЕНИЯ ГОСУДАРСТВ ДРЕВНЕЙ МЕСОПОТАМИИ

Особенности политических и правовых воззрений

На развитие политических и правовых представлений государств Древней Месопотамии существенное влияние оказал ряд факторов:

• политической организацией населения в Междуречье Тигра и Евфрата выступали главным образом не централизованные империи, а города-государства, боровшиеся за гегемонию над соседними этносами и одновременно испытывавшие постоянные набеги полуоседлых и кочевых племен;

• в государствах Междуречья сформировалась многоукладная экономика с относительно высоким уровнем развития товарно-денежных отношений, где права свободного общинника были близки к правам собственника, а общинная земля находилась в частно-семейном владении;

• нарастающее социально-экономическое неравенство и непрерывная борьба многочисленных государств друг с другом стимулировали развитие политико-правовой идеологии в Междуречье.

Эти факторы обусловили специфику политико-правовой идеологии государств Месопотамии.

1. История политической и правовой мысли Древней Месопотамии характеризуется наличием письменных источников, которые отражают представления о справедливом государственном устройстве, законодательную практику, сложившиеся в Междуречье Тигра и Евфрата в IV-II тыс. до н.э.

2. Формой существования политико-правовых представлений были мифы, предания о богах и героях, хвалебные гимны, притчи, поучения. Наряду с ними сохранились и важные сведения об отношении людей той эпохи к своим повседневным делам, к тому, как следует вести себя в миру, чтобы заслужить расположение богов. В таких свидетельствах прослеживаются истоки правовых представлений эпохи и способы осознания иерархической соподчиненности между мудростью богов и житейским опытом людей.

В «Эпосе о Гилъгамеше» (первая половина I тыс. до н.э.) Гильгамеш, правитель города Урук, человек-богоборец, претендует на бессмертие. Однако он осознает конечность своего бытия, смертность как человека на фоне бессмертия богов и вечности мироздания. Понимая, что бессмертие человека в его делах, в его творчестве, Гильгамеш благоустраивает свой город [1] .

3. Эти же представления об иерархии ценностей и ориентиров поведения человека накладывали свой отпечаток на законодательную деятельность правителей, определяя связь сложившихся в Древней Месопотамии мифологических представлений о праве с законодательным искусством, достигшим там весьма высокого уровня.

Представления о власти и государстве

Наиболее полно представления о божественном характере власти правителя, сверхъестественном происхождении земных порядков, законов и правил человеческих взаимоотношений содержатся в Законах вавилонского царя Хаммурапи (XVIII в. до н.э.).

Законы Хаммурапи – один из самых древних и самых известных сводов правовых норм, обнаруженный в 1901–1903 гг. французскими археологами во время раскопок в г. Сузы, древней столице соседнего с Вавилоном царства Элам. Законы составлены как руководство в продвижении по благословенному богами пути к обретению «подлинного счастья и доброго правления».

Весь сохранившийся текст Законов Хаммурапи состоит из торжественного пролога, в котором говорится о благословении и покровительстве богов в делах и свершениях царя, основной части из 282 статей по различным правовым вопросам и эпилога. Текст законов был выбит на базальтовом столбе с изображением восседающего на троне бога Солнца, правосудия и предзнаменований Шаманша, который передает в руки Хаммурапи свиток с текстом законов. Тем самым подчеркивается божественный источник царской власти, поскольку сам Хаммурапи касается рукой регалий высшей власти – жезла и магического кольца.

Основные цели правления и назначение царского законодательства изложены в эпилоге. Государство рассматривалось как часть универсального, божественного порядка, основанного на справедливости. Долг и высокое назначение правителя в поддержании его. Богоизбранность и сакральный характер своей власти Хаммурапи объясняет тем, что главный бог и покровитель Вавилона Мардук «послал меня управлять людьми и доставлять стране благополучие, я вложил правду и справедливость в уста страны и дал благоденствие людям» [2] .

В эпилоге содержится и наказ последующим правителям относиться с почтением к словам, указывающим «стезю и направление» для их дел, решений и установлений.

«Я – Хаммурапи, царь справедливости, которому Шамаш даровал правду! Мои слова отменны, мои деяния не имеют равных! (Только) для неразумного (они) – пустое, но мудрому (они) созданы для наблюдения. Если этот человек будет относиться с почтением к моим постановлениям, которые я начертал на своей стеле, не отвергнет моих законов, не исказит моих слов, не изменит моих указов, этот человек, – пусть Шамаш сделает долгим его скипетр, как мне, пусть он руководит своими людьми в справедливости. Если же этот человек не будет читать мои постановления, которые я начертал на своей стеле, будет читать мои проклятия, не побоится проклятий богов и ликвидирует законы, которые я установил, исказит мои слова, изменит мои указы, сотрет мое начертанное имя и напишет свое имя (или же) из-за этих проклятий подучит другого (сделать это), (то) – будь то царь, будь то властитель и будь то кто-либо из людей, названных именем, – пусть великий Хнум, отец богов, призвавший меня к власти, отвратит от него царский ореол, пусть он сломает его скипетр, пусть он проклянет его судьбу».

Следует заметить, что справедливость по Хаммурапи подразумевает социально-экономическое, политическое и правовое неравенство, поскольку оно установлено богом и неизменно.

Обещания же законодателя о защите слабых перед сильными и об оказании справедливости сиротам и вдовам воспроизводят традиционные для Древней Месопотамии принципы законотворчества, которые сопровождаются оригинальными советами и наставлениями, весьма доступно объясняющими назначение законов в обществе. «Угнетенный человек, который обретет судебное дело, пусть подойдет к моему, царя справедливости, изображению, пусть заставят прочитать мой написанный памятник, пусть он услышит мои драгоценные слова, а мой памятник пусть покажет ему (его) дело, пусть он увидит свое решение, пусть он успокоит свое сердце» [3] .

  • [1] Эпос о Гильгамеше. М.; Л., 1961. С. 57–59.
  • [2] Антология мировой правовой мысли. Т. 1. С. 52–53.
  • [3] Антология мировой правовой мысли. Т. 1. С. 52.

studme.org

Хаммурапи и его законы

Правителю Вавилона, царю Хаммурапи, мудрому государственному деятелю и крупному военачальнику, удалось подчинить все города-государства Месопо­тамии. За 42 года царствования он превратил Вавилон в столицу огромной, могу­щественной державы. Но главная его заслуга — создание первого в истории чело­вечества сборника законов, которые определяли отношения между слоями населения. Законы были вы­сечены на базальтовом столбе. Законы состояли из 282 статей, где прописывались наказания за различные уголовные преступления.

Тексты законов сохранились до нашего времени. Из них мы можем узнать о политической системе, экономическом укладе Вавилонии, об отношениях между классами, состоянии торговли и т. п. Мы знаем, что государство при Хаммурапи стремилось сохра­нить и укрепить имущественное положение крестьян, земледельцев. Для них устанавливали льготы. Если крестьянин попадал в рабство за долги, то законы тре­бовали его освобождения от рабства через три года. За военную службу крестьяне получали землю от имени царя. В этом заключалась дальновидная политика Хаммурапи, т. к. крестьяне-земледельцы и ремеслен­ники были главной опорой государственной власти: они служили в войске, платили основную часть налогов и производили продукты питания.

Из текста законов видно, что общество в Вавилонии находилось на ранней стадии развития государства, имея многочисленные признаки патриархального уклада. Об этом свидетельствует наличие очень упро­щённого (наивного) способа установления справедли­вости — «талиона». В соответствии с «талионом» пре­ступник, нанёсший ущерб, должен был понести точно такой же ущерб («око за око, зуб за зуб»).

Талион (с латин. «талио») — причинение виновному такого же ущерба, который нанесен им.

Законы Хаммурапи гласили:

    за покушение на жизнь или собственность человека — наказание, которое было тем более жестоким, чем потерпевший был богаче;

worldofschool.ru

Мое мнение по Истории

1. История — это не наука. Там практически нет научного подхода, нет научного знания, практически нет научной дискуссии, нет научного познания явлений. В истории либо полностью, либо по превалирующей массе случаев невозможно применение верификации и фальсификации — критериев научного познания. Наконец, в истории либо невозможен, либо практически маловыполним экспериментальный способ, что также выводит Историю из рамок строгой науки.

Тогда что же такое История?

2. История — это ответвление Литературы (это видно, если даже смотреть хронологически). Да, специфическое, такое же, как журналистика, а затем пропаганда, PR, GR, маркетинг и так далее (я называю по степени условной удаленности от основного Древа). Первые исторические трактаты, хроники и т.п. вещи создавались как Литературные Произведения, в первую очередь. И в последующих литературо-центричность также видна невооруженным взглядом. Это ни есть ни плохо, ни хорошо, это констатация факта. Место Истории — где-то за журналистикой и публицистикой и ближе к PR и пропаганде, если отходить от чисто (условно чистой, надеюсь это понятно) Литературы.

Поэтому Исторический факт в большинстве случаев (не всегда, но в 60-75% случаях, причем чем глубже в пучину времени, тем процентаж выше, а потому некоторые «эпохи» оказываются полностью — на 95-100% — забиты литературными персонажами и событиями) это Литературный факт.

Этот подход убирает напрочь детскую дискуссию о ревизионизме, конспирологии и т.п. бреднях слабоумных идиотов, подвергшихся косплею корпораций и государств. Форма литературы, если так угодно. С сильным содержанием пропаганды. Поэтому блестящий историк это не тот, кто тупо вызубрил кучу «фактов» (битва при Лас-Навас-де-Толоса, битва при Азинкуре, битва при Куртре, битва при. ), а тот кто понимает литературность самой Истории. Хороший историк — это, прежде всего, литератор.

3. Главная проблема Истории (если она вообще проблема, ибо это не баг, а фича), однако, не в этом. Ну, литература, и что такого? У нас на Земле, если взять всерьез и посмотреть, нет ни одной сферы научного знания, которая является вообще сколько-нибудь развитой, хаха.

Главная проблема (фича) Истории в том, что у нашей цивилизации короткая информационная база. Короткий информационный бэкграунд, если угодно. Что, кстати, также редуцирует само понятие достоверности информации. Карл Ясперс отчасти называл это «осевым временем», разумеется, исходя из своего литературного подхода. Литератор Галковский называет это «оптическим диапазоном», ниже которого уровень достоверности и адекватности информации сводится быстро к нулю. Это 1400-1500-е годы в Европы и со смещением на 100-150 лет — нынешняя Россия. Почему так получилось, сложно сказать. Возможно, что блестящая «античность» столкнулась с какой-то катастрофой, а информационная база попала в своего рода бутылочное горлышко.

Может быть, этим и объясняется «очаговость» самых старых информационных слоев, доступных нам.

Приведу краткий пример, чтобы было понятно. От истории Московии XVI века дошло крайне мало документов такого рода как писцовые (разрядные, приказные как форма) книги. Отчасти это потому, что административная система только формировалась (например, писцовые книги для монастырей были обязаны лишь по решению Стоглава, а это аккурат середина XVI века, но и этих книг, дошедших до нас, можно пересчитать по пальцам!). Считается, что в Московии первая перепись была проделана в 30-40-е годы XVI века, вторая — в 70-80-х годах XVI века. Насколько я знаю, первоисточники до нас не дошли, а в Российском Государственном архиве древних актов (РГАДА) хранятся копии XVIII века. В оборот введены они были еще позже. Например, новгородские писцовые книги молодая «историческая литература» России заметила лишь в середине XIX века (первое обозрение вышло в 1841 году только).

Население Новгорода оценивалось в диапазоне от 20-25 тысяч человек до 50 тысяч. При этом город — если верить писцовым книгам — был сосредоточием чудовищного количества ремесленников — до 80% населения города занималось ремеслом (4,5 тысячи дворов из 5,5 тысяч на середину XVI века). Сколько было «уничтожено» людей в Новгороде при погроме 1570 года? Цифры гуляют от 1500 человек до 60 тысяч. Берите любую, какая понравится. То есть, это все «очаговая» и неконкретная информация, и само понятие «двор» в писцовых книгах носило фискальный характер тогда, а не демографический. Так же, как и податная площадь пашни, называвшаяся обжой.

Но вот глубже XVI века, от которого нам досталась мерцающая, условно достоверная (через переписывание в XVIII веке) и весьма эпиздоическая и неполная информация, нет вообще ничего. Только литературные произведения более позднего времени (летописи), описывающие, как считается, то, «шо було». И от обилия их литературных персонажей можно быстро устать.

Но если прямых сведений мало, то можно ли использовать косвенный анализ? Я обратил как-то внимание на то, что есть явные «расклейки» даже там, где уже появляются пятна света. Например, официальная российская история гласит, что славянские дегенераты 300 с лишним лет чеканили уебищные «копейки-чешуйки» и были этому рады. Со времен Дмитрия Донского и до Петра I включительно — с 70-х годов XIV века и вплоть до первой «декады» XVIII века! Причем эта система была явно «карго», плюс очень неудобной, нефункциональной и нетехнологичной. Подобные техники чеканки монет использовались на колониальной периферии Европы, но не по 300 лет, а от силы несколько десятков лет, максимум сотню — Скандивания, Польша и Литва, Московия, испанские колонии в Америке и так далее.

Другая «склейка» — это запихивание вглубь т.н. «темных веков» Раннего Средневековья странных, часто прекрасно сделанных методом литья, монет. Это так называемые сребренники и златники Владимира I, Ярослава Мудрого и Святополка, после чего их производство почему-то пропадает и наступает безмонетный период (после середины XI века). Аналогичная ситуация была в Польше, Скандинавии, Ирландии, Англии (только в VII-VIII веках) и т.п. периферии Европы. Видимо, это такой стандарт, как и бесконечные рыцари, короли, турниры и т.п. реслинг.

Но это все частности. Важно то, что мы живем в мире, где хранение, накопление и передача информации имеют свою Историю и история эта увы, относительно короткая, если измерять ее хронологически непрерывно. А хронология есть дополнительное измерение все той же информации (ее качественная характеристика, скажем так).

Что касается хранения информации, то это отчасти проясняется при изучении вопроса, когда в той же Европе появились первые библиотеки, первые описи этих библиотек и каталоги (sic!), какие из документов хранения и каталогов дошли до нас в виде первоисточников, а какие в виде более поздних переписей. Это не затрагивая вопроса «государственных» (ведомственных) или «корпоративных» архивов, ибо государство (корпорация) без учета, документов и административного аппарата не функциональны. Например, в Московии Поместный приказ (изба) был одним из главных органов (точная дата его создания неизвестна, существовал до 1721 года), дошли в разнообразном виде и до сих пор толком не изучены документы за XVII век, есть что-то, возможно, даже от XVI века. В Европе такие документы в максимально виде есть от XIII-XIV веков, но и с ними тоже не все так хорошо, уцелели фрагментарно (например, древнейшая массария Кафы — это 1374-1381 гг.).

Далее встает вопрос накопления информации — на каких носителях создавали, как их хранили, как сберегали и так далее.

Поймите, сказки про то, что в каком-то сыром монастырском подвале вдруг нашли «библиотеку Ивана Грозного», где она тихо-мирно гнила лет так 100, это в чистом виде мультфильм. Потому что уже сейчас любой искусствовед расскажет, как влияют на пергамент, на бумагу, на чернила (из чего они были?), на дерево тот или иной уровень влажности, освещенности и т.п., это не говоря уже о плесени и грибках. Уже сейчас известно, что происходит с деревом, пергаментом или бумагой, если уровень влажности в месте хранения повышается на 10-20%.

Но с этим все понятно. А так История — это интересная штука, понимать ее надо. Потому что каждый «ревизионист» должен знать ее за себя и за «того парня» с промытыми мозгами, токующего как глухарь про «татаро-монгольское нашествие» и «Киевскую Засрусь». От которой до нас не дошло ни архивов, ни документов, ни даже монет толком (не считая явно антикварные сребренники и златники).

users.livejournal.com

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]