Международные конфликты и способы их разрешения

Мирное разрешение конфликта включает такие пути и методы:

— достижение компромисса на основе сохранения исходных позиций;

— соглашение, основанное на взаимных уступках; — истощение ресурсов одной или нескольких сторон, что делает невозможным продолжение конфликта;

— обретение в процессе противоборства взаимоуважения сторон, понимания прав и интересов соперника.

В то же время предпринимаются в расчёт и дополнительные международные правила — не способствовать осложнению или разрастанию спора, а урегулирование спора, конфликта или кризиса не должно нести в себе угрозы миру и безопасности.

Приведён перечень общепризнанных средств урегулирования международных споров согласно статье 33 Устава ООН: переговоры, обследование, посредничество, примирение, арбитраж, судебное разбирательство, обращение к региональным органам или мирные средства по своему выбору.

Наиболее распространенным методом достижения примирения сторон являются переговоры. В процессе переговоров стороны обмениваются мнениями, что снимает остроту противостояния, помогает понять интересы оппонента, таким образом, переговорочный процесс включает соблюдение специальных правил, приемов, позволяющих каждой их сторон добиться поставленных целей через принятие решений, обеспечить их выполнение и воспрепятствовать обострению постконфликтных отношений. Наиболее эффективным методом их проведения является соглашение на основе компромисса.

Существуют также консультации для поиска компромиссных решений.Следственная и согласительная комиссии представляют собой разновидность международной примирительной процедуры.

Международный арбитраж — одно из старейших средств мирного разрешения международных споров, представляющее собой согласованную сторонами передачу их спора для разбирательства третьей стороне, решение которой является окончательным и носит обязательный характер для сторон в споре.

Судебное разбирательство в основе своей сходно с третейским.Различие между арбитражем и международным судом заключается в способе формирования, численном составе суда, в других процедурных тонкостях.Основным судебным органом международного сообщества в современных условиях Международный Суд ООН.

Региональные органы (такие, как Межпарламентская ассамблея СНГ, Лига арабских государств, Организация африканского общества, Организация американских государств) являются важными инструментами урегулирования международных споров и конфликтов.Если данный спор может представлять собой угрозу для международного мира и безопасности, стороны в споре должны передать его на рассмотрение Совета Безопасности ООН.Этот орган полномочен, давать сторонам рекомендации относительно надлежащей процедуры и методов урегулирования спора, а также рекомендовать целесообразные условия урегулирования.

Еще один вариант выхода из конфликта — это его саморассасывание, то отмирание без осуществления каких-либо изменений.

Ну и наконец огромную роль в предотвращении конфликтов и в межэтническом согласии в современных условиях играют средства массовой информации

uchebnik-online.com

Международные конфликты и способы их разрешения

В данной теме изучаются материалы, посвященные так называемой теории конфликтов. С крахом биполярной системы участие в региональных конфликтах и процессы их урегулирования превратились в ключевую проблему деятельности крупных международных организаций, в одно из важнейших направлений внешней политики ведущих мировых держав.

Характеризуем причины международных конфликтов. Причинами этих конфликтов ученые геополитики называют конкуренцию государств, несовпадение национальных интересов; территориальные притязания, социальную несправедливость в глобальном масштабе, неравномерное распределение в мире природных ресурсов, негативное восприятие сторонами друг друга, личную несовместимость руководителей и пр.

Для характеристики международных конфликтов используется различная терминология: «враждебность», «борьба», «кризис», «вооруженное противостояние» и пр. Общепринятого определения международного конфликта пока не существует.

Изучаются положительные и отрицательные функции международных конфликтов.

В период холодной войны понятия «конфликт» и «кризис» являлись практическим инструментарием для решения военно-политических проблем противостояния СССР и США, снижения вероятности ядерного столкновения между ними. Существовала возможность сочетать конфликтное поведение с сотрудничеством в жизненно важных областях, находить пути деэкскалации конфликтов.

К числу положительных функций конфликтов можно отнести: 1.

Предотвращение стагнации в международных отношениях. 2.

Стимулирование созидательных начал в поисках выходов в сложных ситуациях. 3.

Определение степени рассогласованности интересов и целей государств. 4.

Предотвращение более крупных конфликтов и обеспечение стабильности путем институционализации конфликтов малой интенсивности.

Деструктивные функции международных конфликтов усматриваются в том, что они: 1.

Вызывают беспорядок, нестабильность и насилие. 2.

Усиливают стрессовое состояние психики населения в странах- участницах. 3.

Порождают возможность неэффективных политических решений.

Рассматриваются вопросы, связанные со способами урегулирования

В качестве наиболее эффективных способов выступают:

Сокращение и прекращение поставок оружия сторонам конфликта.

Организация свободных выборов.

Самые масштабные конфликты последних десятилетий выходящих за рамки локальных — это конфликты, возникшие на религиозной основе. Далее кратко характеризуем каждый из них.

В заключении изучения темы исследуем природу миротворчества.

Задачи миротворчества — помочь конфликтующим сторонам разобраться в том, что их разъединяет, насколько объект спора заслуживает конфронтации и нет ли способов решить его мирными средствами — переговорами, услугами посредников, апелляции к общественности и, наконец, обращением в суд.

Подлинное миротворчество предполагает также оказание конфликтующим сторонам помощи кадрами, финансовыми средствами, поставками продовольствия, медикаментов, обучения персонала, содействие в проведении выборов, референдумов, обеспечением контроля за соблюдением соглашений. Все эти миротворческие процедуры были опробованы в операциях ООН многих «горячих точек» планеты.

Современным политикам и геополитикам предстоит разработать концепцию миротворчества с акцентом не на военно-политической стороне дела, а на формулировании совокупности мер по предотвращению и урегулированию конфликтов.

Эффективное, адекватное обстоятельство миротворчества призвано стать одним из существенных факторов формирования новой международной системы.

Источники информации 1.

Арбатов А. Г. Безопасность: российский выбор. М., 1999. 2.

Воронов К. Европа и Россия после Балканской войны 1999 г. // МеиМо. 2000. № 4. 3.

Дробот Г. А. Кунинси Райт о конфликтах и стабильности в международных отношениях // Социально-политический журнал. 1991. № 1. 4.

Егорова Е. В. США в международных кризисах (политико- психологический аспект). М., 1988. 5.

Загладин Н. В. «Новый мировой беспорядок» и внешняя политика России // МеиМо. 2000. № 1. 6.

Занегин Б. Н. США и Китай: конфликтный потенциал // США— Канада. № 3—4. 7.

Занегин Б. Н. США в региональных конфликтах. Малые войны большой политики // США—Канада. 1999. № 8. 8.

Ильин М. В. Война в Югославии: от жертвоприношения армии к самоубийству Запада // Полис. 1999. № 2. 9.

Кременюк В. А. Об исследовании международных конфликтов // США—Канада. 2001. № 2. 10.

Кременюк В. А. Установление мира: свет и тени современного миротворчества // США: экономика, политика, идеология. 1999. № 3. 11.

Международные конфликты современности. М., 1983. 12.

Самуйлов С. М. После югославской войны: размышления о России, США, Западе в целом // США—Канада: экономика, политика, культура. 2000. № 3. 13.

Салленберг М., Валленштейн П. Крупные вооруженные конфликты // Ежегодник СИПРИ. М., 1997. 14.

Степанова Е. Интернационализация локально-региональных конфликтов // Международная жизнь. 2000. № 11. 15.

Уткин А. И., Воронцов М. Ю. Новые параметры мирового противостояния // США—Канада. 1997. № 8. 16.

Уткин А. И. Американская стратегия для XXI века. М., 2000. 17.

Фельдман Д. М. Конфликты в мировой политике. М., 1997. 18.

Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Полис. 1994. № 1. 19.

«Цивилизационная модель» международных отношений и импликации // Полис. 1995. № 1. 20.

Шустов В. Способна ли ООН вести войну? // Международная жизнь. 2000. № 11. 21.

Шишов А. В. Военные конфликты ХХ века (от Южной Африки до Чечни). М., 2006. 22.

Этнические и религиозные конфликты в Евразии: Сб. ст. в 3-х кн. М.: Весь мир, 1997.

uchebnik.online

Международные конфликты и способы их разрешения

Функционирование современного международного общества невозможно без противостояния позиций и взглядов, присущих определенным субъектам. Толкование определенных вопросов, имеющихся в практике международных отношений, отримуют во отличные оценки со стороны участников процесса. Логическим следствием этого является противоречия и конфликты (рис 154). Эти конфликты иногда приводили к опасным международных кризисов и вооруженной борьбы, сприч инялы серьезные и опасные последствия. Некоторые из них оказались устойчивыми, продолжались на протяжении лет и десятилетий, другие затихали на определенное время и при определенных условиях начинались с новой сило силою.

Ученые утверждают, что за последние 5,5 тыс. лет человечество жило в мире максимум 300 лет течение этих 55 веков на нашей планете произошло 14,5 тыс. войн (из них две мировые), в которых погибло в 3600000000 человек. За годы, прошедшие после окончания. Второй мировой войны, в мире произошло более 250 войн, в которых участвовали более 90 государств, а человеческие потери составили более 35 млрд осиосіб.

Несмотря на то, что в середине XX в возникла определенная тенденция к снижению общего количества конфликтов на планете (так, если 1989 г насчитывалось 36 крупных вооруженных конфликтов в 32 районах мира, а 1995 г их было. ЗО в 25), проблему их мирного урегулирования не снят с повестки дня. Более того, конец XX и начало XXI века ознаменовались рядом серьезных мих між

народных кризисов, которые в совокупности существенно усиливают международное напряжение (Косово,. Чечня,. Афганистан,. Ирак и др.). Хотим мы этого или нет, в развитии мирового сообщества существовали и будут существовать пробле еми. Важно, как их решают. Есть способы их разрешения: через насилие, вооруженные конфликты, или мирным дорожнохом.

Можно выделить несколько основных причин международных конфликтов: несовершенство человеческой природы; бедность и неравенство в благосостоянии народов разных стран; социально-экономический и политический строй государств вы, уровень его культуры и цивилизованности; неустроенность международных отношений.

Практика международных отношений свидетельствует, что в основе противоречия изредка лежит какой-то один фактор. Источником противоречий основном являются интересы определенных государств, экономических союзов, а также военно-пол литических блоков. Предметом разногласий часто являются территории и границы (о. Коса. Тузла, 2003 p), стремление занять доминирующее положение в регионе, противостояние экономических, политических интересов стран р озвиваються, негативные этнические стереотипы, религиозные противоречияіччя.

С. Хантингтон, выделяя западную, японскую, исламскую, славянско-православную и африканские цивилизации, считает, что основные конфликты в будущем проходить между странами разных культурно-цивилизационных лизацийних типов. Образец таких конфликтов. С. Хантингтон видит на. Балканах, где, по его мнению, идет борьба между народами западной (словенцы, хорваты), славянско-православной (сербы, черногорцы) и мусульманской (боснийские мусульмане) цивилизацийцій.

Итак, сейчас международные отношения все еще остаются сферой несовпадений интересов, соперничества, непредсказуемости, конфликтов и насилия. Можно утверждать, что международный конфликт — это столкновение дв. Вох или более разнонаправленных сил с целью реализации целей и интересов в условиях противодействияї.

Субъектами международного конфликта могут быть государства, межгосударственные объединения, международные организации, организационно оформленные общественно-политические силы внутри государства или на международной арене

Понимание природы международных конфликтов и нахождение способов их решения требует, кроме объяснения их причин, выяснения глубины и характера самого конфликта, в значительной мере достигаются вспом мощью их классификации распространенной на. Западе традиционная типология конфликтов, согласно которой различают: международный кризис; конфликты малой интенсивности терроризм; гражданскую войну и революцию приобретающих международный характер; войну и мировую войну.

. Международный кризис — это конфликтная ситуация, при которой: затрагиваются жизненно важные цели действующих субъектов международной политики, для принятия решения субъекты имеют крайне ограниченное время, события обычно развиваются непере едбачувано; ситуация, однако, не перерастает в вооруженный кон.

Итак, кризис — это еще не война, а скорее, пример ситуации»ни мира, ни войны»Это такой вид отношений между субъектами международных отношений, при котором одна из сторон не желает войны или насилия, но обид две считают свои цели достаточно весомыми, чтобы рисковать ради них возможным решением войнанням війни.

Конфликты малой интенсивности. Отношения между государственными и негосударственными субъектами довольно часто омрачаются мелкими стычками на границах, индивидуальным или небольшим групповым насилием их опасности. ЭКУ начали понимать только сегодня. Она заключается в том, что, во-первых, такой конфликт может превратиться в полномасштабный. Во-вторых, при современных военных вооружениях даже конфликт малой интенсивности и может привести к большим разрушениям. В-третьих, в условиях тесной взаимосвязи современных независимых государств нарушение мирной жизни в одном регионе влияет на все остальные. Например, советско-китайские пр икордонни конфликтфлікти.

Терроризм. Основная его цель — это решение спора. Многие государства поддерживают террористическую деятельность -. Иран,. Ливия,. Сирия. Все они отрицают свою причастность к терроризму, однако отвоевывают право так оротися вооруженными методами против»американского империализмаіалізму».

Гражданская война и революция — это конфликты в самом государстве между двумя или более сторонами из-за разногласий взглядов относительно будущего строя этого государства или клановых противоречий время, в гражданских х войнах обычно хотя бы одна из воюющих сторон получает поддержку от зарубежных политических сил, причем внешние субъекты политики часто жизненно заинтересованы в конкретном результаті.

Гражданские войны и революции занимают специфическое место в любой типологии войн и насилия: они очень жестокие и кровавые. Согласно исследованиям, 10 из 13 наиболее смертоносных конфликтов XIX и и XX вв были именно гражданскими войнамми.

Война — это крупномасштабный конфликт между государствами, которые стремятся достичь своих политических целей с помощью организованной вооруженной борьбы. Мировая война возникает, когда в военный конфликт вовлекаются я группы государств, преследующих глобальные цели, она приводит к значительным человеческим и материальным утратитт.

Можно выделить следующие фазы развития конфликта:

Первая фаза конфликта — это формирование отношения противоположных сторон друг к другу, которое обычно выражается в более или менее конфликтной форме

Вторая фаза — это субъективное определение конфликтующими сторонами своих интересов, целей, стратегий и форм борьбы для разрешения противоречий

Третья фаза — связанная с привлечением к конфликту экономических, политических, идеологических, психологических, моральных, правовых, дипломатических средств, а также других государств, через блоки или договоры

Четвертая фаза — предполагает нарастание борьбы до наиболее острого политического уровня — международного политического кризиса, который может охватить отношения непосредственных участников, государства определенного региона, других х регионов. На этой фазе возможен переход к применению военной силыи.

Пятая фаза — международный вооруженный конфликт, который может развиться до высокого уровня вооруженной борьбы с применением современного оружия, возможным привлечением сообщников

На любой из указанных фаз может начаться альтернативный процесс развития, который может воплощаться в переговорный процесс и приводит к ослаблению и ограничение конфликта

Итак, вооруженные конфликты стоят человечеству крайне дорого как в человеческом, так и в материальном измерениях. Перед человечеством возникла потребность найти способы избежать вооруженного разрешения противоречий. Для успе ишного преодоления конфликтов необходимы прежде взаимопонимания, взаимные уступки и компромиссы конфликтующих сторон. Эффективное решение конфликта обусловлено наличием у каждой из сторон позиции, оп нае необходимость компромиссов, границы компромиссных уступок, характер и объем возможных взаимных компенсаций за эти уступки. Конфликт не может быть разрешен, если одна или обе стороны будут глухи к предложений своего партнера на переговораорах.

К сожалению, вечный мир сегодня остается иллюзией. Имеющиеся взгляды политических деятелей на то, как именно достичь мира. Например, с помощью религии можно избавиться агрессивности и вооруженных конфликтов. Другие подчеркивают необходимость укрепления социально-политической системы внутри страны, необходимости достичь большего социального равенства и таким образом преодолеть конфликт. Некоторые считают, что для поддержания мы ру нужно накапливать оружие. Популярна идея создания всемирного государственного порядка, т.е. определенной организации, иметь высшую власть в решении мировых проблем и сможет заставить субъектов международных отношений выполнять ее решения, с целью избежания вооруженных конфликтов. И второй вариант — переговоры как путь к урегулированию конфликтеліктів.

урегулирования международных конфликтов сегодня способствуют также некоторые объективные тенденции мирового развития. Во-первых, в мире, в том числе и у непосредственных участников конфликтов, возникает понимание беззмист товности и опасности военных методов решения спорных вопросов. Поэтому стороны, которые конфликтуют, обычно переходят к политическому диалогу на переговорах. Во-вторых, усиливаются интеграционные об этом си, разрушаются межгосударственные и межрегиональные барьеры, снижает уровень конфронтации и создает условия для формирования региональных и международных союзов, ассоциаций, объединений государств, таких как. Европейская содружество т.д., ставящие целью координации действий, объединения сил и возможностей для обеспечения более тесного сотрудничества, которая уменьшает вероятность конфликтных ситуациицій.

Статьей 33. Устава. ООН определены пути регулирования международных противоречий и конфликтов, которые могут привести к нарушению мира и спокойствия между народами. Этот документ обязывает членов. ООН соблюдать я принципов справедливости и права, чтобы на этой основе путем переговоров, всесторонним изучением проблемы, привлечением разнообразных посредников и арбитров искать и находить выходы, безусловно, придерживается сражаясь судебной процедуры и мирно регулируя проблему. При этом основная роль принадлежит дипломатическим службам. В процессе переговоров конфликтную ситуацию можно решить односторонними или взаимными поступкам и, другой приемлемой формой компромисса. Стороны, которые конфликтуют, могут достичь окончательного согласия, констатируя (изначально) факт наличия проблемы. Следовательно, регулирование дела поручают доверенным предста вник (глава государства, глава правительства, министр иностранных дел, посол). Работу в этом направлении можно продолжить обменом дипломатическими нотами. Для разрешения противоречий могут быть привлечены также дру х заинтересованных сторон. Именно так в свое время было решено конфликт на. Корейском полуострове, и наиболее кровопролитный — в. Индокитаяндокитаї.

Если же деятельность дипломатов не увенчивается успехом, а напряженность в отношениях враждующих сторон угрожает безопасности в мире, или, если стороны не поддерживают дипломатических отношений, в процесс решения ния противоречия может присоединиться третья сторона-посредник. Она может делать это по собственной инициативе, или — по просьбе заинтересованных сторон. С такой миссией выступают как государства, так и международные орга ции, политические деятели, пользующиеся доверием и авторитетомом.

К наиболее известным попыток мирного разрешения международных противоречий принадлежит посредничество. ООН в деле. Афганистана. После непростых длительных переговоров в. Женеве 1988 г подписан условие при участии. Афганис состояния,. Пакистана, сена,. СССР о выводе войск (130 тыс.), что и произошло в начале 19899 р.

По оценке многих источников и причин напряженности в международных отношениях можно сделать выводы. Во-первых, в практике разнообразных и многогранных международных отношений противоречия — явление привычное. По-. Во-вторых, руководители государств в определенных ситуациях без колебаний принимают решение о применении силы, вместо того, чтобы прибегать к нормам международного права, которые позволяют решить противоречие в междуна дних отношениях иначе мирным урегулированием конфликтной ситуации. Итак, научный анализ многочисленных международных противоречий и конфликтов не добавляет оптимизма. Ведь каждый из них может стать существенным стираешь кодой на пути строительства нового международного порядка. Все же, опыт показывает, что международное сообщество обладает испытанными средствами мирного урегулирования международных суперечностеостей.

Итак, факторы, способствующие преодолению конфликтов и конфликтных ситуаций, имеют как объективный, так и субъективный характер. Это прежде общая международная обстановка и заинтересованность конфликтующих в. Торин в преодолении конфликта. Это также степень развития демократии в обществе и осознание необходимости ликвидировать причины, которые привели к конфликту, это наличие правительства, которому доверяет народ, это с датнисть государства или международных структур консолидировать национальные, региональные и международные политические силы вокруг программы выхода из конфликтату.

Предыдущая СОДЕРЖАНИЕ Следующая

uchebnikirus.com

Межнациональный конфликт и пути их решения

Успейте воспользоваться скидками до 50% на курсы «Инфоурок»

Описание презентации по отдельным слайдам:

Социальные общности Социальные общности — это относительно устойчивая совокупность людей, отличающаяся более или менее одинаковыми чертами условий и образа жизни, массового сознания, в той или иной мере общностью социальных норм, ценностных систем и интересов. Виды общностей: семья род племя классы социальная группа народности нации профессиональные общности трудовые коллективы

Этнос Этнос – исторически сложившаяся на определенной территории устойчивая совокупность людей, обладающих общими, относительно стабильными особенностями языка, культуры и психики, а также сознанием своего единства и отличия от других подобных образований. Этнос Племя Народность Нация

Черты этноса Язык нации, народности Общая историческая судьба Семейно-бытовое поведение Нормы повседневного поведения Специфическая материальная и духовная культура

Нация Нация – определенная форма существования этноса, характерная для определенного этапа исторического развития. Нация – исторически сложившаяся общность людей, для которой характерна общность экономической жизни, языка, территории, определенные черты психологии, проявляющиеся в особенностях ее культуры, искусства и быта. Признаки нации Единая раса Язык Религия Привычки Ценности Солидарность

Национальное самосознание Национальное самосознание – совокупность социальных, нравственных, политических, экономических, эстетических, религиозных, философских взглядов, характеризующих содержание, уровень и особенности духовного развития наций. Национальный интерес – совокупность потребностей и устремлений народов того или иного государства в создании необходимых для себя жизненных условий, сознании своего суверенитета, установлении взаимных отношений с народами других стран.

Межнациональная дифференциация и межнациональная интеграция Межнациональная дифференциация – это процесс разъединения, разделения, противостояния различных наций, этносов, народов в самых различных планах. Формы межнациональной дифференциации Самоизоляция в целом Протекционизм в экономике Религиозный фанатизм Национализм в различных формах в политике и культуре Межнациональная интеграция – это процесс постепенного объединения различных этносов, народов и наций через сферы общественной жизни. Формы межнациональной интеграции Экономические и политические союзы Транснациональные корпорации Международные культурные и народные центры Взаимопроникновение религий и культур, ценностей Причины межнациональной интеграции Невозможность государств жить изолированно, что связано с конкретными изменениями в экономике практически всех современных стран. Экономическая и политическая взаимосвязь государств.

Развитие межнациональных отношений в современном мире По итогам Всероссийской переписи населения 2002 года в России проживает 145, 2 млн. человек (граждан РФ). Россия является многонациональной страной: русские -79.8%, другие национальности – 19,2% ( татары – 20%, украинцы- 10.6%, башкиры – 6%, чуваши – 5,9% и др.) Особенностями развития современных взаимоотношений русской нации с другими этническими группами являются: Утрата прежнего высокого статуса русской нации. Рост сепаратистских тенденций на территории России. Демографические и миграционные процессы.

Национализм. Межнациональные конфликты и пути их преодоления Национализм – идеология и политика, основу которой составляют идеи национальной исключительности и превосходства, стремление к национальной замкнутости, местничеству, недоверие к другим нациям. Межнациональный конфликт – одна из форм отношений между национальными общностями, характеризующаяся состоянием взаимных претензий, открытым противостоянием этносов, народов и наций друг к другу, имеющим тенденцию к нарастанию противостояния вплоть до вооруженных столкновений, открытых войн.

Причины межнациональных конфликтов Усложнение социально-экономического развития стран мира, существование отсталости многих из них. Непродуманная или намеренно экстремистская политика ряда государственных деятелей. Колониальное население. Ошибки и просчеты руководства ряда стран в решении национальных вопросов.

Виды межнациональных конфликтов По поводу спорных территорий. Из-за изгнания народа со своей территории и возвращения депортированного народа на свою историческую родину. Из-за произвольного изменения административных границ. Из-за насильственного включения территории народа в соседнее государство. Между этническим большинством и компактно проживающим меньшинством (коренная национальность). По поводу отсутствия у народа национальной государственности и ее расчлененности между другими государствами.

Типы межнациональных конфликтов Государственно-правовой (неудовлетворенность правовым положением нации, стремление к собственной государственности; конфликт с государственными структурами власти, в состав которого входит нация). Этнотерриториальный (определение границ нации). Этнодемографический (защита прав коренной национальности). Социально-психологический (изменение образа жизни, нарушение прав человека).

Пути разрешения межнациональных конфликтов Осознание всеми людьми неприемлемости насилия, выработка уважения к национальным чувствам всех этнических групп. проведение лояльной, продуманной политики учета интересов всех народов и народностей. Создание эффективно действующих международных комиссий, советов, других организаций для мирного решения национальных споров. Представление национально-культурной автономии всем желающим национальным меньшинствам, что позволит им сохранить свой язык, культуру, религию и традиции.

Пути урегулирования межнациональных конфликтов Признание межнациональных проблем и решение их методами национальной политики. Использование экономических рычагов для нормализации ситуации. Создание культурной инфраструктуры консенсуса, соблюдение принципа паритетности при назначении людей разных национальностей на государственные должности, поддержка национальной культуры.

infourok.ru

Пути мирного урегулирования международных конфликтов

В теории и на практике существуют разные пути выхода из кон­фликтных ситуаций. В случае международного конфликта, который уже перешел в фазу вооруженной борьбы, стороны стремятся к воен­ной победе и победитель навязывает побежденному свою волю.

Первая мировая война закончилась поражением Германии и ее со­юзников и условия мира были продиктованы странами Антанты. Од­нако унижения и ограничения, которые были связаны с Версальским мирным договором, стали питательной почвой для появления и роста среди немцев реваншистских настроений, способствовали приходу к власти Г итлера. В итоге все это привело к новой мировой войне.

Победа одной из сторон и капитуляция другой стороны под тяжестью военных поражений представляют собой односторонний путь заверше­ния конфликта, причем путь, опирающийся на использование силы.

Мирные пути урегулирования конфликта требуют усилий всех во­влеченных в конфликтную ситуацию сторон, при участии не втянутых в непосредственное политическое или военное столкновение госу­дарств или иных международных акторов. «Мирное урегулирование конфликтов» — широкое понятие, охватывающее несколько направле­ний мирного выхода из конфликтной ситуации.

1. Разрешение конфликта, т.е. деятельность по полному устранению его причин. Такая деятельность, как правило, должна завершаться под­писанием соглашения о разрешении конфликта.

2. Урегулирование конфликта. Суть урегулирования заключается в том, что глубинные причины конфликта полностью не устраняются, но его дальнейшее протекание ставится в определенные рамки, гаран­тирующие минимальный уровень безопасности для заинтересованных сторон. В соглашениях об урегулировании конфликта оговариваются условия, при которых конфликт не будет развиваться по самому худ­шему сценарию, в то же время возможность его полного разрешения выносится за скобки и откладывается на будущее.

3. Путь предотвращения конфликта, т.е. недопущение его воору­женной фазы. Если же военные действия начались, третий вариант предполагает достижение соглашения о перемирии или хотя бы о пре­кращении огня. Ввиду издержек и опасностей, которые влечет за собой вооруженная борьба, ее недопущение или прекращение само по себе представляет серьезную ценность.

Мирное урегулирование в любом варианте предполагает ведение переговоров. Переговорный процесс в условиях конфликта, тем более международного, чрезвычайно сложен и обладает своей спецификой. Он делится на несколько этапов: первый этап — подготовка к перего­ворам; на втором этапе участники излагают друг другу свои предложе­ния и одновременно критикуют позиции противоположной стороны; третий этап означает переход к дискуссии по основным вопросам по­вестки дня переговоров; на четвертом, финальном этапе переговоры либо завершаются принятием совместного решения или документа, либо окончательно заходят в тупик.

Переговоры выполняют ряд важных функций. Основная из них — совместный поиск решения стоящих в центре переговоров проблем. Кроме этого, переговоры выполняют информационно — коммуникационную функцию. В ходе переговоров стороны могут об­мениваться информацией, касающейся не только непосредственно переговорного процесса, но и по другим, представляющим взаимный интерес вопросам. Пока идет переговорный процесс, его участников объединяет официальный устойчивый канал коммуникации, что в условиях конфликтной ситуации, когда нормальные взаимоотноше­ния нарушены, чрезвычайно важно.

Специалисты отмечают еще одну функцию переговоров, не свя­занную непосредственно с их содержанием, — пропагандистскую. Эта функция реализуется в том, что участвующие в переговорах лица об­ращаются не только к партнерам, но и к общественному мнению сво­ей страны, международному общественному мнению, к социальным группам и политическим силам, для того чтобы получить их поддержку и, возможно, изменить характер мыслей и действий в соответствии с собственными интересами.

Ярким примером осуществления пропагандистской функции переговоров была деятельность Л. Троцкого в Брест-Литовске в 1918 г. Будучи одним из вождей большевистской революции и первым советским наркомом ино­странных дел, он возглавлял делегацию Советской России на переговорах по заключению мирного договора с Германией, Австро-Венгрией и их союзниками. Меньше всего Л. Троцкий был озабочен теми вопросами, кото­рые традиционно решают профессиональные дипломаты. Для него было важно не столько заключить на приемлемых для нашей страны условиях мир, сколько подтолкнуть европейскую и мировую революцию в соот­ветствии со своими теоретическими концепциями. Поэтому Л. Троцкий обращался не к немецким генералам и дипломатам, а, через их головы, к «германскому и международному пролетариату». Брестские переговоры им были завершены бессмысленной и безответственной формулой: «Со­ветская Россия войну прекращает, мирного договора не подписывает, а ар­мию демобилизует».

Этот пример показывает, что акцентирование пропагандистской функции переговорного процесса может негативно сказаться на его основном содержании.

Для проведения международных переговоров необходима спе­циальная подготовка, в ходе которой намечается время, место, фор­мулируется повестка дня, определяется уровень представительства. Поскольку в условиях конфликта решить эти, по сути технические, вопросы непросто, иногда требуются предварительные «переговоры о переговорах».

Одной из важнейших предпосылок начала переговорного процес­са является наличие переговорного пространства, т.е. ситуации, при которой теоретически возможно достижение взаимоустраивающе­го результата на основе частичного совпадения позиций и взаимных уступок потенциальных участников переговоров. Если переговорное пространство отсутствует, то следует искать какой-либо иной выход из конфликтной ситуации или пытаться пересматривать свои позиции, тем самым формируя его заново.

Примером такого отсутствия переговорного пространства может быть названа ситуация, сложившаяся в отношениях между Грузией, с одной стороны, и Абхазией и Южной Осетией — с другой. После «пятидневной войны» 2008 г. и признания Россией независимости бывших грузинских автономий не удается наладить переговорный процесс между сторонами конфликта, поскольку их исходные переговорные позиции полностью ис­ключают друг друга.

textbooks.studio

Еще по теме:

  • Пособия на погребение мвд Компенсация за установку памятника пенсионерам МВД Мой брат пенсионер МВД майор, но перед уходом на пенсию занимал инспекторскую должность. Детям отказали в компенсации на изготовления памятника.Выслуга более 25 лет. Так как служил после военного […]
  • Как перенести гражданский суд Как перенести судебное разбирательство из мирового суда в районный? Жена подала на развод в мировой суд указав, что нет спора о детях. Но на на собеседовании выяснилось, что есть все же спор, с кем будут дети. На что мировой судья заявила, что это […]
  • Поправки к закону о бюджете Всероссийский муниципальный форум Единственное в стране издание о государственной и методологов страны Нас читает вся страна В Совете Федерации рассмотрен законопроект о внесении изменений в Закон № 362-ФЗ «О федеральном бюджете на […]
  • Федеральный закон автомобиль Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ "О техническом осмотре транспортных средств и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 170-ФЗ"О […]
  • Приказ фгос от 2012 г Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. N 413 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 […]
  • Пени и штрафы в налоговом праве Размер пени за налоговые правонарушения может быть увеличен в 1,7 раза Минфин России в проекте основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов сообщил о возможном повышении размера процентной ставки пени с 1/300 […]