Методы коллективных экспертных оценок

Дата добавления: 2013-12-23 ; просмотров: 7092 ; Нарушение авторских прав

Выработка сложных решений или составление полноценного прогноза требуют участия группы опытных специалистов.

Коллективные экспертные методы основаны на получении обобщенной и согласованной оценки группы экспертов, причем обычно эти оценки формируют в процессе совместного обсуждения и решения поставленных проблем.

Основным достоинством коллективных экспертных оценок является достаточно высокая степень точности и согласованности получаемых результатов. Основной недостаток – возможность взаимовлияния экспертов друг на друга.

При использовании методов коллективных экспертных оценок необходимо соблюдать ряд требований:

Во-первых, необходимо формирование специальных рабочих групп, функциями которых является организация и проведение опроса, обработка и анализ полученных результатов.

Во-вторых, при проведении опроса следует обеспечить однозначность понимания вопросов, а также относительную независимость суждений экспертов.

В-третьих, должна быть проведена обработка результатов, которые характеризуют обобщенное мнение и степень согласованности индивидуальных оценок экспертов.

Существует много модификаций методов коллективной экспертизы:

·метод совещаний (комиссий);

·метод «круглого стола»;

·метод «мозговой атаки»;

·метод «суда» и другие.

Метод совещаний (комиссий)заключается в работе объединенных в комиссию экспертов, т.е. это метод открытого обсуждения проблемы.

Разновидностью совещаний являются дискуссии,которые проводятся как открытые коллективные обсуждения рассматриваемых проблем, основной задачей которых является всесторонний анализ всех факторов, положительных и отрицательных последствий, выявление позиций и интересов участников. Результаты дискуссии фиксируются в виде стенограммы или магнитной записи. После окончания дискуссии проводится анализ записей для более четкого представления основных результатов.

Метод «круглого стола». Специальная комиссия обсуждает проблему с целью согласования мнений и выработки единого решения. Недостатком метода является то, что зачастую эксперты руководствуются логикой компромисса, что иногда снижает качество принимаемых решений.

Метод Дельфи – получение согласованного мнения и оценки экспертов с помощью специальной программы последовательных индивидуальных опросов экспертов. Основные особенности и принципы экспертизы по методу Дельфи:

· полный отказ от личных контактов экспертов, опрашиваемых по конкретной проблеме;

· обеспечение экспертов необходимой информацией;

· сохранение анонимности оценок, аргументации и критики;

· обоснование ответов экспертов по запросу организаторов экспертизы;

· возможность количественной оценки ответов экспертов;

· несколько туров проведения экспертизы;

· информирование экспертов о результатах каждого тура;

· выявление оценок и мнений, отличающихся от мнения большинства;

· статистическая обработка результатов.

Обычно в качестве групповой оценки принимается среднее суждение экспертов.

В последнее время процедура «Дельфи» в той или иной форме обычно сопутствует любым другим методам моделирования систем – методу «дерева целей», морфологическому, сетевому и т.д.

Метод мозговой атаки получил широкое распространение с начала 50-х годов как «метод систематической тренировки творческого мышления, нацеленный на открытие новых идей и достижение согласия группой людей на основе интуитивного мышления». Методы этого типа известны также под названием «мозговой штурм»,«конференция идей», «коллективная генерация идей». Существуют общие правила, принципы проведения мозговой атаки:

·обеспечивать максимальную свободу мышления и высказывания новых идей;

·приветствовать любые идеи, даже если они кажутся сомнительными или абсурдными (обсуждение и оценка идей предусматривается позднее);

·не допускается критика;

·чем больше идей, тем лучше;

·обмен мыслями и сочетание идей.

Данный метод целесообразно использовать для решения нетривиальных проблем, не поддающихся привычным решениям, например для разработки инновационной стратегии, тактики управления маркетингом и т.п.

Метод судаосновывается на том, что организация работы экспертов проводится в соответствии с правилами ведения судебного процесса. Использование этого метода особенно полезно при наличии нескольких подгрупп экспертов, каждая из которых отстаивает свою точку зрения.

Особое место в группе экспертных методов занимает эвристическое программирование, когда основой компьютерных программ являются результаты изучения процесса решения различных задач реальными людьми: шахматистами, музыкантами, логиками-теоретиками. В отличие от компьютера, человек способен целесообразно действовать в условиях, когда ни описание исходной ситуации, ни пути достижения решения не формализованы. Это качество особенно важно в процессе реализации системного анализа.

Эвристика в широком смысле представляет собой раздел психологии, изучающий природу мыслительных операций человека при решении им различного рода задач.

Эвристические методы предполагают активизацию творческого, нестандартного мышления для решения нестандартной задачи. Например, метод мозгового штурма.

Творческий разум способен создавать принципиально новые понятия и методы для решения новых проблем, а следовательно, полезно исследовать и использовать методы активизации интуиции и опыта специалистов, сочетая их с формальными, математическими методами, которые освобождают человека от рутинной деятельности и ускоряют анализ вариантов решения.

life-prog.ru

Методы индивидуальной и коллективной экспертизы.

Метод экспертных оценок делится:индивид. и коллективную.

Индивидуальная экспертиза-эксперт выносит суждение без контактов с другими экспертами(напр.:выборы президента)

Коллективная экспертиза-эксперты обсуждают проблему находясь в непосредственно контатке друг с другом и в процессе этого контакта выноситься и получается результирующая оценка.

В процессе интервью непосредственный эксперт выносит свое суждение в непосредственном контакте с одним или несколькими членами рабочей группы. Виды интервью: свободная беседа; вопрос-ответ; перекрестный допрос.

Наиболее продуктивно интервью в перекресте всех видов.

Преимущ.интервью: получение новой, неожиданное информации.

Недостатки: в процессе обсуждения человек лишен возможности обдумывать, готовить ответы, использовать доп.инф-ю.; очень сильно влияние интервьера; большие затраты времени.

Анкетирование, в его основе лежит опросный лист. Воросы анкеты должны быть логически связанны с гл.задачей экспертизы. Вопросы могут быть:открытые и закрытые. Открытые-ответ на кот. может быть дан в произвольной форме. Закрытые-содержат вариант ответов.Бывают:прямые и косвенные.

Прямые-задаваемые в личностной форме, косвенные-в безличностной.

Преимущества анкетирования: возможность обдумать ответ, использовать для подготовки ответа инф-ю.

Недостатки: невозможность получения новой инф-и, длительность обработки и подготовки.

Методы количественной экс-зы:

-метод комиссии-прямое, открытое обсуждение проблемы коллективом комиссии.

Преимущества: в некот.случаях с его помощью можно вынести решение свободное от субъективного.

Недостатки:любое собрание разбивается на противоборства нескольких групп, не равноправие участников собрания, боязнь публичной критики.

-метод мозговой атаки(мозгового штурма)

Непосредственные эксперты:генераторы, аналитики.

Задача группы генераторов:высказывание идей по данному вопросу.

Задача аналитиков:посмотреть, обсудить идеи и высказать свое мнение.

Преимущества-возможность получения оценки свободной от субъективизма.

Недостатки:большая зависимость от личности ведущего, невозможность развить идею высказанную генератором.

-метод суда. Организ.экспертиза строится в соответствии с правилами проведения судебного процесса.В кач-ве обвияемого выступает рассматриваемая пролема.Судьи-лицо или группа лиц заинтересованных в решениее данной пролемы. Защитника-группа экспертов.Свидетелей улик-доп. Материалы.

Этот метод хорош когда есть 2 точки зрения и 2 группы экспертов.

Раб.группа создает анкету и распространяет среди экспертов, проводит анкетирование.Анкеты поставляют в разные рабочие группы где они выявляют и обрабатывают мнения, определяют суть расхождения во мнениях и причинырасхождений.

Вся инф-я доводится до каждого эксперта и каждому эксперту вновь дается анкета, он заполняет ее с учетом нения других.

studopedia.info

Методы коллективной экспертизы

Методы коллективной экспертизы — получение обобщенного мнения в ходе совместного обсуждения поставленной проблемы группой экспертов, находящихся в непосредственном контакте. К этим методам можно отнести:

Толковый словарь «Инновационная деятельность». Термины инновационного менеджмента и смежных областей (от А до Я). 2-е изд., доп. — Новосибирск: Сибирское научное издательство . Отв. ред. В.И. Суслов . 2008 .

Смотреть что такое «Методы коллективной экспертизы» в других словарях:

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ — в педагогике, приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич.… … Российская педагогическая энциклопедия

МЕТОДЫ ИССЛЕДОВАНИЯ в педагогике — приёмы, процедуры и операции эмпирич. и теоретич. познания и изучения явлений действительности. Система М. и, определяется исходной концепцией исследователя, его представлениями о сущности и структуре изучаемого, общей методологич. ориентации,… … Российская педагогическая энциклопедия

Прогноз — (Forecast) Определение прогноза, задачи и принципы прогнозирования Определение прогноза, задачи и принципы прогнозирования, методы прогнозирования Содержание Содержание Определение Основные понятия прогностики Задачи и принципы прогнозирования… … Энциклопедия инвестора

Медицина — I Медицина Медицина система научных знаний и практической деятельности, целями которой являются укрепление и сохранение здоровья, продление жизни людей, предупреждение и лечение болезней человека. Для выполнения этих задач М. изучает строение и… … Медицинская энциклопедия

Фондовый рынок — (Stock market) Фондовый рынок это рынок ценных бумаг Фондовый рынок: понятие, структура, ценные бумаги, мировые рынки США и России Содержание >>>>>>>>>>>>> … Энциклопедия инвестора

ТУБЕРКУЛЕЗ — ТУБЕРКУЛЕЗ. Содержание: I. Исторический очерк. 9 II. Возбудитель туберкулеза. 18 III. Патологическая анатомия. 34 IV. Статистика. 55 V. Социальное значение туберкулеза. 63 VІ.… … Большая медицинская энциклопедия

ИНСТИТУТЫ — научно исследовательские, учреждения, занятые специальной разработкой научных проблем и ведущие научные изыскания и исследования в соответствующих областях. Задачей научно исследоват. И. является объединение научн. сил вокруг определенных проблем … Большая медицинская энциклопедия

Биржа — (Bourse) Биржа это форма организации торговли для проведения регулярных торгов, продажи финансовых активов и контрактов Работа на бирже труда, спрос предложений и ценновая политика товарной биржи, деятельность фондовой биржи, валютные Лонднские и … Энциклопедия инвестора

СТО Газпром 2-2.3-141-2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения — Терминология СТО Газпром 2 2.3 141 2007: Энергохозяйство ОАО «Газпром». Термины и определения: 3.1.31 абонент энергоснабжающей организации : Потребитель электрической энергии (тепла), энергоустановки которого присоединены к сетям… … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Григорьева, Людмила Ильинична — Людмила Ильинична Григорьева … Википедия

innovative_activities.academic.ru

1. Методы индивидуальной и коллективной экспертизы

Типичными проблемами, которые нуждаются в проведении экспертизы, являются, в частности такие: определение цели развития объекта управления; прогнозирование; разработка сценариев; генерирование альтернативных вариантов решений; разработка системы количественных оценок; определение рейтингов и т.п..

Во всех этих случаях приходится обращаться к мысли экспертов. Эксперт — это компетентный специалист из определенного вопроса, чьи оценки и суждения по поводу объекта экспертизы учитывают во время принятия решения. Прогнозируемое экспертное оценивание отражает индивидуальные взгляды специалистов относительно перспектив развития объекта и основывается на мобилизации профессионального опыта и интуиции.

Под экспертизой понимают проведение измерений определенных характеристик объекта к принятию решения.

Индивидуальные экспертные методы основываются на использовании мысли экспертов-специалистов соответствующего профиля независимо друг вот вторая.

Чаще всего применяют такие два метода формирования прогноза: интервью и аналитические экспертные оценки.

Метод интервью осуществляется путем распространения почтовых открыток, телефонных звонков или личных интервью, он предусматривается беседу прогнозиста с экспертом, во время которой прогнозист согласно заранее разработанной программе ставит эксперту вопроса относительно объекта исследования.

Главный недостаток метода — зависимость полученных данных от субъективизма и ответственности респондентов, которые могут давать недостаточно продуманные ответы, особенно когда гарантирована анонимность, и респондент не понесет урон вследствие неправильного прогноза. Часто возникают проблемы идентификации респондентов, недвусмысленного формулирования вопросов и получение достаточного количества ответов. Метод основывается на предположении, которое объекты опрашивания сформулировали свои планы на будущее, и не случится ничего, что могло бы изменить эти планы.

Аналитические экспертные оценки предусматривают продолжительную и тщательную самостоятельную работу эксперта над анализом тенденции, оценивание состояния и путей развития прогнозируемого объекта. Этот метод дает возможность эксперту использовать всю нужную ему информацию об объекте прогноза. Свои мысли эксперт оформляет в виде докладной записки.

Главными преимуществами рассмотренных методов является возможность максимального использования индивидуальных способностей экспертов и незначительное психологическое давление на отдельного исполнителя. Однако эти методы почти не пригодные для прогнозирования общих стратегий из-зи ограниченность знаний одного специалиста-эксперта о развитии сопредельных областей науки.

Методы коллективных экспертных оценок. Сущность коллективной экспертной оценки для разработки прогнозов состоит в определении согласованных мыслей экспертов относительно перспективных направлен развития объекта прогнозирования, сформулированные ранее отдельными специалистами, а также в оценивании направлен развития объекта, которые нельзя определить другими методами (например, аналитическим расчетом, экспериментом и т.п.).

Виды методов коллективных экспертных оценок:

— метод комиссии («круглый стол»);

— метод коллективной генерации идей («мозговая атака»);

bibook.ru

Коллективная экспертиза;

Методы попарного сравнения и расстановки приорететов

Простым и достаточно эффективным экспертным методом с применением математического аппарата является метод попарного сравнения. Он может использоваться при оценке важности свойств, значимости функций и критериев, приоритетности целей и вариантов их достижения и т.д.

Суть метода заключается в том, что на первом этапе эксперт оп­ределяет предпочтительность одного из двух сравниваемых парамет­ров из всей совокупности возможных пар. Такое сужение рамок экс­пертизы позволяет получить более точную оценку.

Математическая обработка осуществляется путем составления матрицы попарного сравнения. В ней изучаемые параметры записы­ваются в столбец и строку. В секторах на пересечении строки и столб­ца фиксируются номера тех параметров, которые получили предпоч­тение при попарном сравнении. Последние две графы вводятся для обработки результатов попарного сравнения и получения конечного результата экспертизы. В предпоследней графе фиксируется количе­ство предпочтений, полученных каждым параметром по отношению ко всем остальным. Последняя графа служит для распределения пара­метров по их значимости.

Процедура экспертной оценки при использовании этого метода включает следующие этапы:

Первый этап — составление экспертом систем попарного сравне­ния вариантов по каждому критерию.

Второй этап — построение квадратных матриц смежности, по ка­ждому критерию.

Третий этап — последовательное определение показателей аб­солютных приоритетов, а затем — относительных по первому кри­терию.

Четвертый этап — определение значимости критериев. Задача решается по приведенной выше схеме: составляется экспертом сис­тема попарного сравнения критериев; строится квадратная таблица смежности критериев; рассчитываются абсолютные и относительные показатели значимости критериев.

Пятый этап — расчет комплексных показателей приоритетности вариантов и определение их рангов.

Основные этапы проведения коллективной экспертизы:

Первый этап — формирование экспертной группы. К участникам экспертизы предъявляются следующие требования: высокий уровень общей эрудиции; глубокие знания в оцениваемой области; способ­ность к адекватному отображению исследуемого объекта; наличие ин­тереса к оцениваемым аспектам проблемы при отсутствии практиче­ской заинтересованности; наличие исследовательского или производ­ственного опыта по оцениваемой проблеме, относительная стабиль­ность оценок во времени при отсутствии дополнительной информации, которая может повлиять на мнение, и т.п.

Второй этап — определение компетентности экспертов по пред­лагаемым проблемам. Знание компетентности эксперта позволяет оценить его способность к экспертизе и определить средневзвешенное мнение экспертов при обработке результатов экспертизы.

Третий этап — определение репрезентативности (представи­тельности) экспертной группы

Четвертый этап — получение индивидуальных суждений экс­пертов по j-ой проблеме и, в случае необходимости, их математиче­ская обработка.

Пятый этап — определение обобщенного мнения группы экспер­тов по данной проблеме

Шестой этап — оценка степени согласованности мнений экспер­тов с помощью коэффициента вариации

По методу круглого стола специальная комиссия, входящая в состав этого круглого стола, обсуждает соответствующие проблемы с целью согласования мнений и выработки единого мнения. Этот метод имеет недостаток, заключающийся в том, что эксперты в своих сужде­ниях изначально ориентированы и руководствуются в основном логи­кой компромисса, что увеличивает риск получения искаженных резуль­татов прогноза.

Средством повышения объективности экспертных опросов с ис­пользованием количественных оценок является метод «Дельфи», предложенный О. Хелмером и его коллегами. Повышение объектив­ности результатов достигается за счет использования обратной связи, ознакомления экспертов с результатами предшествующего тура опро­са и учета этих результатов при оценке значимости мнений экспертов.

Суть метода заключается в том, что разрабатывается программа последовательных индивидуальных опросов с помощью анкет-вопросников, исключающих контакты между экспертами, но преду­сматривающих ознакомление их с мнениями друг друга между турами. Вопросники от тура к туру могут уточняться. С целью снижения влия­ния таких негативных факторов, как внушение или приспособление к мнению большинства, рекомендуется экспертам обосновывать свою точку зрения. Однако следует отметить, что это не всегда дает желае­мый результат, а иногда может даже усиливать эффект приспособ­ляемости.

Методом эвристического прогнозирования называют метод получения и специализированной обработки прогнозных оценок объ­екта путем систематизированного опроса высококвалифицированных специалистов (экспертов) в узкой области науки, техники или произ­водства. Прогнозные экспертные оценки отражают индивидуальное суждение специалиста относительно перспектив развития его области и основаны на мобилизации профессионального опыта и интуиции. Элементами этого метода являются сбор и обработка суждений экс­пертов.

studopedia.su

Еще по теме:

  • Террористический акт субъект преступления Террористический акт (ст. 205 УК РФ) Ч. 1 ст. 205 УК РФ определяет террористический акт как совершение взрыва, поджога или иных действий, устрашающих население и создающих опасность гибели человека, причинения значительного имущественного ущерба […]
  • Федеральный закон о льготах для матерей одиночек Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам в 2018 году Меры социальной поддержки Меры социальной поддержки и льготы матерям-одиночкам Меры социальной поддержки матерей-одиночек подразделяются на те, что получают все мамы на общих […]
  • Правило что делать или что сделать Урок русского языка во 2-м классе по теме: "Глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать?" Цели: Развитие умения ставить вопрос к глаголу и распознавать глаголы, отвечающие на вопросы что делать? что сделать? Развитие познавательных […]
  • П1 ст 14 закона 402-фз Федеральный закон №402-ФЗ «О бухгалтерском учете» вступил в силу с 1 января 2013 года (в ред. Федеральных законов от 28.06.2013 N 134-ФЗ, от 02.07.2013 N 185-ФЗ, от 23.07.2013 N 251-ФЗ от 02.11.2013 № 292-ФЗ, от 21.12.2013 № 357-ФЗ, от 28.12.2013 […]
  • Проект ндс закон Разработка проекта НДС (проект сбросов) Проект нормативов предельно допустимых сбросов Юридические лица и индивидуальные предприниматели, имеющие источники сбросов загрязняющих веществ и микроорганизмов в водный объект должны разрабатывать проект […]
  • Есть разрешение 1440х900 Отсутствует разрешение 1440х900 для монитора Не могу роставить разрешение 1440х900 в Windows 7Решил перейти с xp на Windows 7. Благополучно установил w7. Появилась проблема. Неподдерживаемое разрешение монитораУстановил на монитор с разрешением […]