Мажоритарная система выборов и ее правила

Тема №2.
Основные избирательные системы, применяемые на выборах в Российской Федерации

ЦЕЛЬ: познакомить слушателей с основными избирательными системами Российской Федерации.

План лекции

Вводная часть. Понятие и виды избирательных систем.

1. Избирательные системы, применяемые на выборах Президента Российской Федерации, депутатов Государственной
Думы Федерального Собрания Российской Федерации.

1.1. Избирательная система, применяемая на выборах Президента Российской Федерации.

1.2. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания
Российской Федерации.

1.3. Смешанная избирательная система на выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской
Федерации.

2. Избирательные системы, применяемые на выборах высшего должностного лица (руководителя высшего исполнительного
органа государственной власти) субъекта Российской Федерации.

3. Избирательные системы, применяемые на выборах депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти в субъекте Российской Федерации.

3.1. Пропорциональная избирательная система на выборах депутатов законодательного (представительного) органа
государственной власти субъекта Российской Федерации.

3.2. Основной вариант смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
3.3. Другие варианты смешанной избирательной системы на выборах депутатов законодательного (представительного)
органа государственной власти субъекта Российской Федерации.

4. Избирательные системы, применяемые на муниципальных выборах.

4.1. Мажоритарная избирательная система относительного большинства в одномандатных округах.

4.2. Мажоритарная избирательная система относительного большинства в многомандатных округах.

4.3. Мажоритарная избирательная система абсолютного большинства.

4.4. Пропорциональная избирательная система.

4.5. Смешанная избирательная система.

5. Порядок назначения выборов и основные этапы избирательной кампании.

5.1. Порядок назначения выборов.

5.2. Основные этапы избирательной кампании.

Вопросы для самоконтроля.

Список рекомендуемой литературы.

Вводная часть.
Понятие и виды избирательных систем

Традиционно в российском правоведении понятие «избирательная система» трактуется по-разному. В широком смысле под избирательной системой понимается, как правило, вся совокупность общественных отношений, связанных с выборами органов публичной власти страны.При этом национальная избирательная система регулируется не только правовыми нормами, закрепленными в федеральном и региональном законодательствах, но и уставами политических партий, общественных объединений, а также другими источниками. В узком значении понятие «избирательная система» определяется как способ или порядок установления итогов голосования, определения результатов выборов или как порядок распределения депутатских мандатов по результатам голосования на конкретных выборах.

Тип избирательной системы варьируется и определяется тем, голосует ли гражданин за конкретного кандидата (кандидатов), или за партию (список кандидатов), а также тем, какие правила (методы) используются для перевода полученных голосов избирателей в мандаты.Существенное значение имеет и так называемая «величина» избиратель-
ного округа (одномандатный, многомандатный, единый)[I].

По своим типам избирательные системы подразделяются на мажоритарные, основанные на принципе индивидуального представительства, пропорциональные, базирующиеся на принципе партийного представительства, и смешанные (сочетают в себе механизмы индивидуального и партийного представительства). Каждая из указанных
выше систем имеет свои разновидности, среди которых можно выделить
следующие:[II]
• пропорциональная система с открытыми или закрытыми списками, которая предполагает, соответственно, наличие или отсутствие возможности у избирателя проголосовать персонально за наиболее желательного кандидата, из числа включенных в список;
• мажоритарная система относительного большинства, в соответствии с правилами которой избранным считается кандидат, получивший на выборах больше голосов избирателей, чем его соперники;
• мажоритарная система абсолютного большинства, где избранным считается кандидат, набравший 50% голосов избирателей, принявших участие в голосовании, и еще 1 голос (так называемая формула «50%+1»). При отсутствии возможности определить победителя в первом туре голосования (если ни один из кандидатов, принимав-ших участие в выборах, не набрал 50%+1 голос избирателей) проводится повторное голосование;
• смешанная параллельная или связанная избирательные системы, где распределение мандатов по результатам голосования по мажоритарной системе происходит, соответственно, независимо от результатов голосования по пропорциональной либо с их учетом.

[I] Арутюнова А.Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права // Современное право. 2010. № 4.
[II] Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по научной специальности «Юриспруденция» / С.М. Шахрай, А.А. Клишас; Акад. учебно-научный центр РАН, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, МГИМО МИД России, Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), каф. конституц.и муниципального права. 3-е изд., доп. М.: Олма медиа групп, 2011.

Важно подчеркнуть, что ряд избирательных систем являются универсальными для определенного типа выборов. В частности, применение мажоритарной избирательной системы выступает единственно возможным вариантом для выборов глав государств и руководителей государственных образований (применительно к Российской Федерации –
президента страны, глав субъектов федерации, глав муниципальных образований).

Вопросы для самоконтроля

1. Что такое избирательная система в широком и узком понимании этого слова?

2. Какие типы избирательных систем действуют в Российской Федерации?

3. Сколько голосов необходимо для победы при мажоритарной избирательной системе?

4. Пропадают ли голоса избирателей при использовании пропорциональной избирательной системы?

5. В чем специфика смешанной избирательной системы?

6. Назовите достоинства и недостатки мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Список рекомендуемой литературы

Нормативно-правовые акты

1. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (с учетом поправок, внесенных законами Российской Федерации о поправках к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 № 6-ФКЗ, от 30.12.2008 № 7-ФКЗ) // Российская газета. 1993. 25 дек.

2. Федеральный закон от 10.01.2003 № 19-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах Президента Российской Федерации» (с изм. и доп., вступившими в силу с 01.01.2013) // Собрание законодательства РФ. 2003. № 2. Ст. 171.

3. Федеральный закон от 18.05.2005 № 51-ФЗ (ред. от 02.05.2012) «О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2005. № 21. Ст. 1919.

4. Федеральный закон от 12.06.2002 № 67-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2002. № 24. Ст. 2253.

5. Федеральный закон от 06.10.1999 № 184-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1999. № 42. Ст. 5005.

6. Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ (ред. от 07.05.2013) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2003. № 40. Ст. 3822.

Специальная литература

1. Арутюнова А.Б. Избирательная система как самостоятельный институт избирательного права // Современное право. 2010. № 4.

2. Арустамов Л.Г. Особенности становления и эволюции избирательной системы России // Вестн. Гос. ун-та управления. 2010. № 22.

3. Бархатова Е.Ю. Комментарий к Конституции Российской Федерации: с учетом Законов об изменении срока полномочий Президента РФ и Государственной Думы и о контрольных полномочиях Государственной Думы в отношении Правительства РФ. М.: Проспект, 2012.

4. Володькина Е.А. Избирательная система в широком смысле: законодательная трактовка понятия//Актуальные проблемы нормотворчества: Сб. ст. Всерос. научно-практич. конф., посвящ. 10-летию Ин-та законотворчества ГОУ ВПО «Саратовская гос. акад. права» (6 окт. 2009 г.). Саратов, 2010.

5. Ивлев Л.Г. Отечественная избирательная система доказала свою состоятельность // Журнал о выборах. 2012. № 2.

6. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по направлению «Юриспруденция» и по научной специальности «Юриспруденция» / С.М. Шахрай, А.А. Клишас; Акад. учебно-науч. центр РАН, Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова, МГИМО МИД России, Рос. ун-т дружбы народов (РУДН), Каф. конституц. и муниципального права. 3-е изд., доп. М.: Олма медиа групп, 2011.

7. Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция» / Авт.: А.В. Безруков и др.; Отв. ред. А.Н. Кокотов и М.И. Кукушкин. 4-е изд., пересм. и доп. М.: Норма, Инфра-М, 2010.

8. Конституционное право России: Учеб. для студентов высших учебных заведений, обучающихся по специальности «Юриспруденция»; по научной специальности «Конституционное право; муниципальное право» / Авт.: Л.В. Андриченко и др.; Под ред. В.А. Виноградова. М.: ЮНИТИ, 2010.

9. Садовникова Г.Д. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный) / Отв. ред. И.А. Конюхова (Умнова). 7-е изд., испр. и доп. М.: Юрайт, 2012.

1. Сорокина Е.В. Трансформация избирательной системы России: Учеб. пособие / М-во образования и науки Российской Федерации, Балтийский

2. гос. технич. ун-т «Военмех», Каф. политологии. СПб.: БГТУ, 2010.

10. Смоленский М.Б. Комментарий к Конституции Российской Федерации (постатейный). Изд. 2-е, стер. Ростов н/Д.: Феникс, 2012.

Автор практического материала

Александр Владимирович Иванченко

Руководитель Российского центра обучения избирательным технологиям при ЦИК России доктор юридических наук

Рецензент

Александр Николаевич Аринин

член общественного научно-методического консультативного совета при ЦИК России доктор политических наук

www.uik44.ru

Пропорциональная и мажоритарная избирательные системы

  • Политология

Избирательная система, её характеристика и особенности

Фокусом политической жизни в демократическом обществе являются выборы. С одной стороны, они предоставляют возможность людям с политическими амбициями и организационными способностями быть избранными в органы власти, а с другой — вовлекают широкую общественность в политическую жизнь и позволяют простым гражданам оказывать влияние на политические решения.

Избирательной системой в широком смысле называют систему общественных отношений, связанных с формированием выборных органов власти.

Избирательная система включает в себя два основных элемента:

  • теоретический (избирательное право);
  • практический (избирательный процесс).

Избирательное право — это право граждан непосредственно участвовать в формировании выборных институтов власти, т.е. избирать и быть избранным. Под избирательным правом также понимают правовые нормы, регулирующие порядок предоставления гражданам права участия в выборах и способ формирования органов власти. Основы современного российского избирательного права закреплены в Конституции РФ.

Избирательный процесс — это совокупность мероприятий по подготовке и проведению выборов. Он включает в себя, с одной стороны, избирательные кампании кандидатов, а с другой — работу избирательных комиссий по формированию выборного органа власти.

В избирательном процессе выделяют следующие компоненты:

  • назначение выборов;
  • организация избирательных округов, районов, участков;
  • формирование избирательных комиссий;
  • регистрация избирателей;
  • выдвижение и регистрация кандидатов;
  • подготовка избирательных бюллетеней и открепительных талонов;
  • предвыборная борьба; о проведение голосования;
  • подсчет голосов и определение результатов голосования.

Принципы демократических выборов

Для того чтобы обеспечить справедливость и эффективность избирательной системы, процедура проведения выборов должна быть демократической.

Демократические принципы организации и проведения выборов состоят в следующем:

  • всеобщность — все совершеннолетние граждане имеют право на участие в выборах вне зависимости от их пола, расы, национальности, вероисповедания, имущественного положения и т.д.;
  • равенство голосов граждан: каждый избиратель имеет один голос;
  • прямое и тайное голосование;
  • наличие альтернативных кандидатов, состязательность выборов;
  • гласность проведения выборов;
  • правдивое информирование избирателей;
  • отсутствие административного, экономического и политического давления;
  • равенство возможностей политических партий и кандидатов;
  • добровольность участия в выборах;
  • правовое реагирование на любые случаи нарушения избирательного законодательства;
  • периодичность и регулярность выборов.

Особенности избирательной системы Российской Федерации

В Российской Федерации сложившаяся избирательная система регламентирует порядок проведения выборов главы государства, депутатов Государственной Думы и региональных органов власти.

Кандидатом на пост Президента Российской Федерации может быть гражданин России не моложе 35 лет, проживающий на территории России не менее 10 лет. Кандидатом не может быть лицо, имеющее иностранное гражданство или видна жительство, неснятую и непогашенную судимость. Одно и то же лицо не может занимать должность Президента РФ более двух сроков подряд. Президент избирается на шесть лет на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Выборы президента проходят на мажоритарной основе. Президент считается избранным, если в первом туре голосования за одного из кандидатов проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании. Если этого не произошло, назначается второй тур, в котором участвуют два кандидата, набравших в первом туре наибольшее число голосов, и побеждает тот, кто набрал больше голосов избирателей, принявших участие в голосовании, чем другой зарегистрированный кандидат.

Депутатом Государственной Думы может быль избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах. В Государственную Думу избирается 450 депутатов по партийным спискам на пропорциональной основе. Для того чтобы преодолеть избирательный порог и получить мандаты, партия должна набрать определенный процент голосов избирателей. Срок действия полномочий Государственной Думы составляет пять лет.

Граждане России также участвуют в выборах в государственные органы и на выборные должности в субъектах РФ. Согласно Конституции РФ. система органов региональной государственной власти устанавливается субъектами Федерации самостоятельно в соответствии с основами конституционного строя и действующим законодательством. Законом установлены специальные дни для голосования на выборах в органы государственной власти субъектов Федерации и органы местного самоуправления — второе воскресенье марта и второе воскресенье октября.

Виды избирательных систем

Под избирательной системой в узком смысле понимается порядок определения результатов голосования, который зависит преимущественно от принципа подсчета голосов.

По этому признаку выделяют три основных типа избирательных систем:

Мажоритарная избирательная система

В условиях мажоритарной системы (от фр. majorite — большинство) побеждает кандидат, получивший большинство голосов. Большинство может быть абсолютным (если кандидат получил больше половины голосов) и относительным (если один кандидат получил больше голосов, чем другой). Недостатком мажоритарной системы является то, что она может снизить шансы небольших партий получить представительство в органах власти.

Мажоритарная система означает, что для избрания кандидат или партия должны получить большинство голосов избирателей округа или всей страны, собравшие же меньшинство голосов мандатов не получают. Мажоритарные избирательные системы делятся на системы абсолютного большинства, которые чаше используются на президентских выборах и при которых победитель должен получить больше половины голосов (минимум — 50% голосов плюс один голос), и системы относительного большинства (Великобритания, Канада, США, Франция, Япония и др.), когда для победы необходимо опередить других претендентов. При применении принципа абсолютного большинства в случае, если ни один кандидат не получил свыше половины голосов, проводится второй тур выборов, на котором представлены два кандидата, получившие наибольшее число голосов (иногда во второй тур допускаются все кандидаты, набравшие в первом туре голосов больше установленного минимума).

Пропорциональная избирательная система

Пропорциональная избирательная система подразумевает голосование избирателей по партийным спискам. После выборов каждая из партий получает число мандатов, пропорциональное набранному проценту голосов (например, партия, набравшая 25 % голосов избирателей, получает 1 /4мест). На парламентских выборах обычно устанавливается процентный барьер (избирательный порог), который партии нужно преодолеть для того, чтобы провести своих кандидатов в парламент; в результате этого мелкие партии, не имеющие широкой социальной поддержки, не получают мандатов. Голоса за партии, не преодолевшие барьер, распределяются между победившими на выборах партиями. Пропорциональная система возможна только в много мандатных избирательных округах, т.е. таких, где избирается несколько депутатов и за каждого из них избиратель голосует персонально.

Суть пропорциональной системы — в распределении мандатов пропорционально количеству голосов, полученных партиями или избирательными коалициями. Главное достоинство этой системы — представительство партий в выборных органах в соответствии с их реальной популярностью среди избирателей, что позволяет полнее выражать интересы всех групп общества, активизировать участие граждан в выборах и политике в целом. Для того чтобы преодолеть чрезмерное партийное дробление состава парламента, ограничить возможность проникновения в него представителей радикальных или даже экстремистских сил, многие страны используют заградительные барьеры, или пороги, устанавливающие необходимый для получения депутатских мандатов минимум голосов. Обычно он составляет от 2 (Дания) до 5% (ФРГ) всех поданных голосов. Партии, не собравшие необходимого минимума голосов, не получают ни одного мандата.

Сравнительный анализ пропорциональной и избирательной систем

Мажоритарная избирательная система, при которой побеждает кандидат, набравший больше всех голосов, способствует формированию бипартизма или «блоковой» партийной системы, тогда как пропорциональная, при которой партии, располагающие поддержкой всего 2 — 3% избирателей, могут провести в парламент своих кандидатов, закрепляет дробление и фрагментацию политических сил, сохранение множества мелких партий, в том числе экстремистского толка.

Бипартизм предполагает наличие двух крупных, примерно равных по влиянию политических партий, которые поочередно сменяют друг друга у власти путем завоевания большинства мест в парламенте, избираемым прямым всеобщим голосованием.

www.grandars.ru

Тема № 1.2: Избирательные системы

Тема 2: Избирательные системы

Понятие «избирательная система»

В юридической литературе понятие «избирательная система» раскрывается в широком и узком смыслах.

В широком смысле избирательная система представляет собой совокупность всех общественных отношений, складывающихся по поводу формирования органов государственной власти и местного самоуправления в процессе реализации гражданами избирательных прав, и включает в себя:

принципы и условия участия граждан в выборах;

порядок назначения выборов;

процедуры подготовки к выборам и их проведения;

субъектов избирательного процесса;

правила установления итогов голосования и определения результатов выборов.

Избирательная система в широком смысле, по существу, отождествляется с избирательной кампанией, представляющей собой деятельность по подготовке выборов, осуществляемую в период со дня официального опубликования решения о назначении выборов до дня представления организующей выборы комиссией отчета о расходовании выделенных на их проведение бюджетных средств. По этой причине использование понятия избирательной системы в широком смысле вряд ли оправданно.

Узкое понимание избирательной системы связывается, как правило, с методами (приемами) установления итогов голосования и определения победителя на выборах и рассматривается в качестве своеобразной юридической формулы, при помощи которой определяются результаты избирательной кампании на заключительной стадии выборов. Так, в соответствии со ст. 23 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» под избирательной системой при проведении муниципальных выборов понимаются условия признания кандидата (кандидатов) избранным (избранными), списков кандидатов — допущенными к распределению депутатских мандатов, а также порядок распределения депутатских мандатов между списками кандидатов и внутри списков кандидатов.

Мажоритарная избирательная система и ее разновидности

В зависимости от образуемых избирательных округов различаются мажоритарные избирательные системы, предполагающие голосование по единому избирательному округу, одномандатным и многомандатным избирательным округам. Мажоритарная система на базе единого избирательного округа используется только на выборах должностных лиц. При избрании депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти, представительных органов муниципальных образований применяются либо одномандатные, либо многомандатные избирательные округа. Причем максимальное число мандатов, приходящихся на один многомандатный избирательный округ, не может превышать пяти. Вместе с тем данное ограничение не применяется на выборах в органы местного самоуправления сельского поселения, а также иного муниципального образования, границы многомандатного избирательного округа которого совпадают с границами избирательного участка.

Выделяются мажоритарные системы относительного, абсолютного и квалифицированного большинства.

Система относительного большинства исходит из того, что для признания кандидата избранным ему требуется набрать большее число голосов избирателей по отношению к другим кандидатам. В Российской Федерации такая система применяется при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации по одномандатным избирательным округам, при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов государственной власти субъектов Российской Федерации, представительных органов муниципальных образований. Преимуществом этой разновидности мажоритарной избирательной системы является возможность определить результаты выборов по итогам одного тура голосования. Недостатком же – возможность ситуации, при которой победитель получит лишь незначительную долю голосов избирателей в свою поддержку — практически чем больше кандидатов баллотируются на один депутатский мандат, тем меньше голосов требуется для избрания. В результате депутатский мандат может достаться кандидату, получившему относительное большинство голосов, тогда как по результатам выборов против него могут проголосовать больше, чем за него. При проведении выборов с использованием мажоритарной избирательной системы относительного большинства может сложиться ситуация, когда два и более кандидата получат большее по сравнению с другими, но равное между собой количество голосов избирателей. Как решать вопрос с определением победителя в этом случае? Один из способов – проведение жеребьевки между такими кандидатами. По результатам такой жеребьевки и определяется кандидат, который получит депутатский мандат[1].

При системе абсолютного большинства для избрания кандидата необходимо, чтобы он набрал более половины голосов от числа избирателей, принявших участие в голосовании. Если ни одному из кандидатов не удается набрать такое количество голосов, проводится повторное голосование по двум кандидатам, за которых в первом туре выборов было подано наибольшее число голосов избирателей. Для победы во втором туре при использовании такой системы достаточно набрать относительное большинство голосов. В настоящее время такая система используется при проведении выборов Президента Российской Федерации и глав субъектов Российской Федерации.

Система квалифицированного большинства встречается достаточно редко. Она основывается на том, что для победы на выборах необходимо не просто набрать то или иное большинство голосов, а большинство, зафиксированное в законе (не менее 1/3, 2/3, 3/4), от числа проголосовавших избирателей. В настоящее время в Российской Федерации она не применяется.

Следует отметить, что формирование законодательных (представительных) органов власти с применением любой из разновидностей мажоритарной избирательной системы, не всегда позволяет четко отразить политические интересы и предпочтения граждан.

Пропорциональная избирательная система и ее разновидности

Пропорциональная избирательная система может применяться только при проведении выборов депутатов законодательных (представительных) органов власти.

Правом выдвижения кандидатов по этой избирательной системе обладают исключительно политические партии (избирательные объединения). Избиратели голосуют не персонально за кандидатов, а за выдвинутые избирательными объединениями списки кандидатов (партийные списки), а к распределению депутатских мандатов допускаются списки кандидатов, преодолевшие так называемый «заградительный барьер», то есть набравшие установленное в законе минимально необходимое число голосов, которое, согласно пунктам 17 и 18 статьи 35 Федерального закона о выборах, не может превышать 5 % от числа избирателей, принявших участие в голосовании[2]. Затем депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов, допущенными к распределению депутатских мандатов. В результате каждая партия, допущенная к распределению депутатских мандатов, получает в законодательном (представительном) органе число мандатов, пропорциональное числу голосов, поданных за ее кандидатов на выборах.

Каким же образом депутатские мандаты распределяются между списками кандидатов?

Согласно законодательству о выборах Российской Федерации используются два метода распределения депутатских мандатов между списками кандидатов — метод Хэра (метод избирательной квоты[3]) и метод Империале (метод делителей), названные по имени их создателей.

Квота Хэра определяется посредством деления общего числа избирателей, принявших участие в голосовании, на число распределяемых в законодательном (представительном) органе власти депутатских мандатов. Затем количество голосов избирателей, полученных каждым списком кандидатов, допущенным к распределению депутатских мандатов, делится на полученную квоту. Результатом указанного деления является количество депутатских мандатов, которое должно быть передано соответствующему списку кандидатов. Оставшиеся при этом нераспределенными депутатские мандаты передаются по одному спискам кандидатов, имеющим наибольшие дробные части числа, полученного в результате деления[4].

Суть метода делителей Империале сводится к последовательному делению количества голосов избирателей, полученных каждым из допущенных к распределению депутатских мандатов в законодательном (представительном) органе власти списков кандидатов, на делители, начиная от 2 и до количества распределяемых депутатских мандатов. Частные от указанного деления выстраиваются в ряд от большего к меньшему. Количество частных с номерами от 1 до количества распределяемых депутатских мандатов, имеющие отношение к тому или иному списку кандидатов и определяют количество депутатских мандатов, которое будет передано соответствующему списку кандидатов. По такому принципу распределяются между допущенными к распределению депутатских мандатов списками кандидатов мандаты депутатов Государственного Совета Республики Коми [5].

Затем полученные списками кандидатов депутатские мандаты необходимо распределить между кандидатами, включенными в них. В зависимости от предусмотренного варианта распределения депутатских мандатов внутри списка кандидатов выделяются такие разновидности пропорциональной избирательной системы, как открытая и закрытая.

В Российской Федерации в подавляющем большинстве случаев используются закрытые списки кандидатов, не позволяющие избирателю высказать предпочтение относительно того, какого конкретно кандидата он хотел бы видеть в законодательном (представительном) органе — при голосовании по закрытым спискам избиратель вправе отдать свой голос только за тот или иной список кандидатов в целом.

Открытые списки позволяют избирателю проголосовать не только за определенный список кандидатов, но и за одного или нескольких кандидатов внутри этого списка. В этом случае депутатский мандат будет передан именно тому кандидату, который получит большинство голосов избирателей.

Более точно учесть мнение избирателей при использовании закрытых списков кандидатов, позволяет разбивка единого списка на общую (общефедеральную, общерегиональную, общемуниципальную) группу и региональные (территориальные) группы. В этом случае, депутатские мандаты, оставшиеся после передачи полученных списком кандидатов депутатских мандатов кандидатам, включенным в общую часть списка, передаются по одному кандидатам, включенным в региональные группы, в зависимости от процента голосов избирателей, полученных списком кандидатов на определенной территории.

В целом, пропорциональная избирательная система также как и мажоритарная не лишена определенных недостатков, к числу каковых можно, в частности, отнести следующие: избиратели, голосуя на выборах по пропорциональной избирательной системе, зачастую отдают свои голоса за узнаваемых лидеров соответствующих партий, а получают в качестве своих представителей в парламенте лиц, которых совершенно не знают; депутаты, избранные по пропорциональной избирательной системе, в большей степени несут ответственность перед своей партией, чем перед избирателями.

Смешанные избирательные системы

Смешанная избирательная система представляет собой мажоритарно-пропорциональную систему, когда одна часть депутатов (как правило половина) избирается в законодательный (представительный) орган власти по мажоритарной избирательной системе, а другая – по пропорциональной. Она призвана сгладить недостатки применения мажоритарной и пропорциональной избирательных систем.

Выделяют две основные разновидности смешанной избирательной системы – параллельную и связанную.

Разница между ними в том, что при применении параллельной избирательной системы голоса, поданные за кандидата — одномандатника, не учитываются при распределении мест по партийным спискам, а при применении связанной — учитываются.

В Российской Федерации, в том числе при проведении выборов депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации, применяются смешанные параллельные избирательные системы.

Одна из разновидностей смешанных связанных систем применяется в ФРГ, где избирателю на выборах предоставляется два голоса – один за кандидата – одномандатника, а другой – за партийный список. По результатам ее применения партия в масштабе всей страны получает места пропорционально числу голосов, поданных за ее партийный список. Избиратели, голосуя за кандидата-одномандатника (за него подается так называемый первый голос), только определяют персональный состав половины нижней палаты парламента и не могут изменить расклад мест между партиями, который определяется согласно голосам, поданным за партийный список (вторые голоса). Существенным недостатком этой системы является то, что она допускает увеличение численности парламента за счет дополнительных мандатов[6].

[1] Такой порядок предусмотрен частью 2 статьи 80 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»

[2] Следует иметь в виду, что устанавливаемый соответствующим законом «заградительный барьер» должен соответствовать так называемому «естественному заградительному барьеру», величина которого определяется в результате деления 100 процентов на количество депутатских мандатов, распределяемых с использованием пропорциональной избирательной системы. Так, если число таких мандатов составляет 15, «естественный заградительный барьер» составит 100/15 = 6,66(6) %, т.е. возможно ситуация при которой допущенный к распределению депутатских мандатов список кандидатов, получивший по результатам выборов, к примеру 5,5 % голосов избирателей, принявших участие в голосовании, не получит ни одного депутатского мандата. В этом случае, согласно пункту 4 1 статьи 70 Федерального закона о выборах, такому списку кандидатов один депутатский мандат должен быть передан в любом случае

[3] При этом под квотой понимается число голосов избирателей, которое необходимо для избрания одного депутата

[4] Более подробно см.: ч.ч. 1-3 ст. 89 Федерального закона о выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания РФ

[5] Более подробно см.: ч. 1 ст. 83 Закона Республики Коми «О выборах и референдумах в Республике Коми»

[6] Причина образования этих дополнительных мандатов в следующем. Если кандидаты от партии не побеждают ни в одном одномандатном округе, но партийный список преодолевает заградительный барьер, списку передается количество мандатов, соответствующее квоте распределения.

izbirkom.rkomi.ru

Еще по теме:

  • Сколько платить алименты от зарплаты Алименты в процентах от зарплаты Процентный (долевой) способ начисления алиментов является самым распространенным и регулируется статьей 81 Семейного кодекса (СК) РФ. Чтобы алиментные платежи удерживались из заработной платы работника в долях от […]
  • Как правильно оформить директора если он учредитель и есть еще один Как уволить директора ООО, если он учредитель (нюансы)? Как уволить директора ООО - если он учредитель? В настоящей статье рассмотрим порядок и нюансы прекращения трудовых отношений такого рода, а также разберемся в особенностях увольнения […]
  • Нотариус на дубровскую Нотариус на дубровскую В каждой нотариальной сделке незримо присутствует третья сторона - Советы нотариуса Дополнительная информация Обратная связь Последние новости Архив новостей Регистрация Нотариусы Севастополя ФИО нотариусов города […]
  • Торговля у дороги правила За торговлю на обочине - штраф 12 сентября 2013 № 101 (11519) В последнее время сотрудниками полиции в административном порядке наказаны десятки жителей района, торговавших грибами и ягодами на обочинах дорог. В чём их вина? С этим вопросом мы […]
  • Суда обеспечения сша Быстроходные суда обеспечения морских десантных операций типа "Спирхед" ВМС США Р. Голядкин, кандидат технических наук В соответствии со стратегическими планами задействования амфибийных сил США для развертывания двух эшелонов (по одной […]
  • Пени и штрафы в налоговом праве Размер пени за налоговые правонарушения может быть увеличен в 1,7 раза Минфин России в проекте основных направлений налоговой политики на 2017 и плановый период 2018 и 2019 годов сообщил о возможном повышении размера процентной ставки пени с 1/300 […]