Что такое квалифицированная юридическая помощь?

В соответствии с ч. 1 ст. 48 Конституции РФ каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. Однако до сих пор в российском законодательстве не закреплено понятие «квалифицированная юридическая помощь». В различных изданиях данная категория трактуется по-разному. А вместе с тем отсутствие единого понимания того, что же следует понимать под квалифицированной юридической помощью, приводит к неопределенности в вопросе об обеспечении государством права граждан, закрепленного в указанной статье КонституцииРФ.
Для решения вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной необходимо выяснить два момента: кто и как оказывает эту помощь.
Безусловно, квалифицированную юридическую помощь может оказать только квалифицированный специалист — лицо, обладающее специальными познаниями в области права, т.е. юрист. Подтверждением наличия у лица специальных познаний в области права, его способности оказывать квалифицированную юридическую помощь могут служить диплом о высшем юридическом образовании и иные документы о юридическом образовании, а также документы, подтверждающие наличие у данного лица опыта работы по юридической специальности либо прохождение им соответствующей стажировки.
Следует отметить, что каких-либо четких единых требований ко всем лицам, оказывающим квалифицированную юридическую помощь, закон не предъявляет. Лишь в некоторых нормативных правовых актах такие требования сформулированы в отношении отдельных категорий лиц, осуществляющих деятельность по оказанию квалифицированной юридической помощи. К этим лицам, в частности, относятся адвокаты, работники органов прокуратуры, нотариусы и др. Так, для наделения статусом адвоката претендент должен получить допуск к квалификационному экзамену и сдать этот экзамен. Для получения допуска к квалификационному экзамену претендент должен отвечать определенным требованиям, к которым согласно п. 1 ст. 10 Федерального закона от 31 мая 2002 г. N 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации» относятся наличие высшего юридического образования, полученного в имеющем государственную аккредитацию образовательном учреждении высшего профессионального образования, либо ученой степени по юридической специальности; стаж работы по юридической специальности не менее двух лет либо прохождение стажировки в адвокатском образовании. Кроме того, претендент должен быть дееспособным и несудимым за совершение умышленного преступления. Сам квалификационный экзамен принимается квалификационной комиссией.
На наш взгляд, ситуация, при которой четких требований к квалификации лиц, оказывающих юридическую помощь, не существует, способствует нарушению права граждан на получение квалифицированной юридической помощи, так как, по сути, процесс оказания данной помощи выведен из-под контроля государства, которое гарантирует указанное конституционное право. Поэтому представляется, что существовавший ранее порядок лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг*(1) должен быть восстановлен. При лицензировании деятельности по оказанию платных юридических услуг предъявлялись четкие требования к лицам, желающим осуществлять такую деятельность (высшее юридическое образование и стаж работы по юридической специальности не менее трех лет), а также была предусмотрена ответственность за осуществление соответствующей деятельности без лицензии или с нарушением условий ее действия. Подобная практика существует и в ряде зарубежных стран. Например, в США для того чтобы заниматься юридической практикой, необходимо получить патент адвоката.
Существует также мнение, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться только адвокатами. Таким образом, понятия «адвокатская деятельность» и «квалифицированная юридическая помощь» признаются равнозначными. Надо сказать, что в настоящее время данная позиция в определенной степени получила закрепление в законодательстве Российской Федерации. Так, в сфере уголовного судопроизводства на деятельность по оказанию юридической помощи подозреваемым и обвиняемым практически была установлена адвокатская монополия.
Однако, по нашему мнению, понятия «квалифицированная юридическая помощь» и «адвокатская деятельность» соотносятся как общее и частное. В данном случае надо иметь в виду, что квалифицированная юридическая помощь может оказываться в различных формах. Так, если эта помощь состоит лишь в даче консультации лицу, обратившемуся за ее получением, то субъектами квалифицированной юридической помощи могут быть не только адвокаты. В таком случае соответствующая помощь может оказываться и работниками органов прокуратуры, и нотариусами, и юридическими службами органов государственной власти и органов местного самоуправления, и юридическими фирмами и индивидуальными предпринимателями, и правозащитными организациями и т.д. Однако ситуация меняется, если речь идет, например, об оказании квалифицированной юридической помощи путем защиты интересов обвиняемого в суде. При этом круг субъектов, которые могут оказывать квалифицированную юридическую помощь, резко сужается и, по сути дела, сводится к адвокатам.
Следует также иметь в виду, что не всякая юридическая помощь, которая оказывается лицом, имеющим специальные познания в области права, будет являться квалифицированной. Поэтому и существует еще один критерий, по которому можно судить, является юридическая помощь квалифицированной или нет. Этот критерий относится не к субъекту, оказывающему юридическую помощь, а непосредственно к его деятельности по оказанию этой помощи. Такая помощь должна быть оказана юридически грамотно, качественно. При этом большие трудности возникают при определении показателей, по которым можно судить о том, что помощь была оказана юридически грамотно. Иногда в качестве основного критерия качества юридической помощи называют положительный для клиента результат, достигнутый в результате ее оказания. На наш взгляд, нельзя руководствоваться только данным критерием при решении вопроса об отнесении юридической помощи к разряду квалифицированной. Ведь не всегда клиент остается доволен достигнутым результатом работы юриста, несмотря на то, что последний использовал все возможные способы. Иногда в результате оказания юридической помощи достигается результат, который вполне устраивает клиента, но при этом сама эта помощь в полном объеме не была оказана.
О качестве юридической помощи можно судить по целому ряду других критериев. Так, о грамотном оказании юридической помощи, оказываемой в форме составления документов правового характера, можно говорить в том случае, если в этих документах содержатся ссылки на нормативные правовые акты, подлежащие применению в данной конкретной ситуации, правильно указаны реквизиты соответствующих нормативных правовых актов, соблюдены требования законодательства и юридической техники, предъявляемые к составлению данного вида правовых документов, и т.д.
Полагаем, что при разрешении вопроса о качестве юридической помощи необходимо руководствоваться стандартами качества такой помощи, установленными как в международных правовых актах, так и в законодательстве Российской Федерации.
Основными международными правовыми актами, в которых устанавливаются стандарты качества юридической помощи, являются Основные положения о роли адвокатов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступлений в августе 1990 г. в Нью-Йорке)*(2) и Основные принципы, касающиеся роли юристов (приняты восьмым Конгрессом ООН по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями 27 августа — 7 сентября 1990 г. в Гаване)*(3). В Российской Федерации стандарт качества оказываемой квалифицированной помощи закреплен прежде всего в Законе «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации». Из содержания указанных нормативных правовых актов вытекает, что стандарт качества юридической помощи состоит в том, что лицо, ее оказывающее, должно надлежащим образом осуществить защиту прав, свобод и интересов граждан и обеспечить им доступ к правосудию.
Кроме того, необходимо помнить о том, что юридическая помощь может называться качественной, квалифицированной только в том случае, если при ее оказании не были нарушены нормы законодательства и профессиональной этики юриста. В частности, можно говорить о том, что неквалифицированной является юридическая помощь, оказанная адвокатом с нарушением норм Кодекса профессиональной этики адвоката*(4). Однако следует помнить, что нарушение не всех, а лишь отдельных, основополагающих норм профессиональной этики может повлечь признание оказанной юридической помощи неквалифицированной. Как правило, такие нормы получают непосредственное закрепление в законодательстве. Так, в соответствии с подп. 1 ст. 8 Кодекса профессиональной этики адвоката при осуществлении профессиональной деятельности адвокат честно, разумно, добросовестно, квалифицированно, принципиально и своевременно исполняет обязанности, активно защищает права, свободы и интересы доверителей всеми не запрещенными законодательством средствами, руководствуясь Конституцией РФ, законом и указанным Кодексом. Аналогичная норма содержится в подп. 1 п. 1 ст. 7 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре. Если данная этическая норма будет нарушена адвокатом при оказании юридической помощи, можно констатировать, что эта помощь была оказана неквалифицированно. Вместе с тем если адвокат допускает фамильярные отношения с доверителем, нарушая тем самым норму адвокатской этики, закрепленную в п. 5 ст. 10 Кодекса профессиональной этики адвоката, но при этом защищает права, свободы и законные интересы своего доверителя всеми возможными способами, юридически грамотно, вряд ли можно говорить о том, что оказанная им юридическая помощь была оказана неквалифицированно.
Таким образом, при определении того, является ли оказанная юридическая помощь качественной, необходимо руководствоваться всей совокупностью критериев, приведенных выше, решая данный вопрос применительно к каждой конкретной ситуации.
Выделим признаки квалифицированной юридической помощи:
1) квалифицированная юридическая помощь — это всегда деятельность по оказанию юридических услуг;
2) квалифицированная юридическая помощь может оказываться только лицами, имеющими специальные познания в области права;
3) квалифицированная юридическая помощь предполагает не просто предоставление юридических услуг квалифицированным специалистом, а оказание именно качественной юридической помощи.
Таким образом, под квалифицированной юридической помощью следует понимать деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг.
Классификацию видов юридической помощи можно проводить по различным основаниям. Например, по категориям дел можно выделить квалифицированную юридическую помощь по уголовным, гражданским, административным и иным делам.
Однако наиболее важной как с практической точки зрения, так и с точки зрения целей данной работы представляется классификация квалифицированной юридической помощи по формам ее оказания. Перечень соответствующих видов квалифицированной юридической помощи достаточно объемный. Основные из них перечислены в п. 2 ст. 2 Закона об адвокатской деятельности и адвокатуре:
дача консультаций и справок по правовым вопросам как в устной, так и в письменной форме;
составление заявлений, жалоб, ходатайств и других документов правового характера;
представительство и защита интересов доверителя в суде и иных органах и организациях.
Как указывалось выше, круг субъектов, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, зависит именно от того, к какому из перечисленных трех видов она относится.
Итак, квалифицированная юридическая помощь — это деятельность лиц, обладающих специальными познаниями в области права, по оказанию качественных правовых услуг.
Строго определенного перечня критериев как для определения уровня специальной подготовки лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь, так и для установления ее качества в настоящий момент не существует.
В первом случае данный пробел частично восполняется за счет нормативных правовых актов, регламентирующих требования, предъявляемые к ряду лиц, оказывающих квалифицированную юридическую помощь. Однако, на наш взгляд, этого недостаточно. Считаем, что для обеспечения конституционного права каждого на получение квалифицированной юридической помощи необходимо ужесточить контроль за процессом оказания правовых услуг, особенно платных. Одним из способов такого ужесточения может выступать восстановление порядка лицензирования деятельности по оказанию платных юридических услуг.
При установлении качества оказанной юридической помощи необходимо использовать различные критерии его оценки применительно к каждой конкретной ситуации.
Важное значение имеет классификация квалифицированной юридической помощи по формам ее оказания, так как именно отнесение такой помощи к одному из соответствующих видов влияет на круг субъектов, которые могут эту помощь оказывать.

О.В. Невская,
специалист 1 категории правового управления аппарата
Законодательного Собрания Тверской области

«Адвокат», N 11, ноябрь 2004 г.

————————————————————————-
*(1) СЗ РФ. — 1995. — N 17. — Ст. 1550; N 1. — Ст. 69; N 20. — Ст. 1804; N 24. — Ст. 2280; N 33. — Ст. 3394; N 43. — Ст. 4062; 1997. — N 17. — Ст. 2011; N 49. — Ст. 5601; 2000. — N 6. — Ст. 776; N 16. — Ст.1716.
*(2) Советская юстиция. — 1991. — N 20.
*(3) Собрание международных документов «Права человека и судопроизводство». — OSCE, Poland.
*(4) Вестник Федеральной палаты адвокатов Российской Федерации.- 2003. — N 3 (3).

for-expert.ru

§ 3.3. Право граждан на квалифицированную юридическую помощь

Статья 48 Конституции РФ предоставляет каждому право на получение квалифицированной юридической помощи; в случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно. Каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения.

Конституция РФ 1993 г. (раздел «Права и свободы человека и гражданина») и новый УПК РФ укрепили позиции адвоката (защитника) в уголовном судопроизводстве. Кроме того, с принятием Конституции РФ 1993 г. адвокат стал активным участником новых видов судопроизводства — конституционного и административного, а также участником производства по экономическим спорам в арбитражном суде.

Согласно Конституции РФ отдельные конституционные права и обязанности касаются только граждан России (избирательное право, обязанности военной службы). В статье 48 Конституции РФ используется понятие «каждый», поэтому право на квалифицированную юридическую помощь распространяется на всех без исключения лиц — граждан РФ, лиц без гражданства (апатридов), иностранных граждан. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 55) право на квалифицированную юридическую помощь не подлежит ограничению ни при каких условиях, включая и чрезвычайное положение.

Население России испытывает острую потребность в юридических знаниях (частично этим обстоятельством объясняется бум, который ныне переживает юридическое образование). Мошеннические пирамиды, массовый обман и нарушения прав граждан при купле-продаже квартир в середине 1990-х гг. имели общую причину — юридическую неподготовленность населения и отсутствие гарантий получения высококвалифицированной юридической помощи. Однако современная правовая система настолько усложнилась, что даже наличие юридического образования недостаточно для защиты своих прав, и в квалифицированной специализированной юридической помощи нуждаются все граждане, в том числе имеющие дипломы юридических вузов. Очевидно, без обеспечения права на квалифицированную юридическую помощь в условиях непрерывного реформирования законодательства вряд ли возможна эффективная защита всех иных гражданских прав и свобод. Поэтому, возможно, не случайно в конституционном регулировании права на юридическую помощь (ст. 48) и других прав человека обнаруживаются различия. Например, в соответствии со ст. 41 Конституции РФ каждый имеет право на охрану здоровья и медицинскую помощь, но указание на ее качество отсутствует.

Особая необходимость в квалифицированной юридической помощи возникает в уголовном судопроизводстве. Лишение обвиняемого права на защиту является существенным нарушением уголовно-процессуального закона, что влечет возвращение дела на дополнительное расследование, отмену приговора и принятие иного решения. Как подчеркнул Пленум Верховного Суда РФ в постановлении «О некоторых вопросах применения судами Конституции Российской Федерации при осуществлении правосудия» от 31 октября 1995 г., при нарушении конституционного права пользоваться помощью адвоката (защитника) «все показания задержанного, заключенного под стражу, обвиняемого и результаты следственных действий, проведенных с их участием, должны рассматриваться судом как доказательства, полученные с нарушением закона»*(46).

Приведем пример нарушения права на защиту из российской судебной практики.

Гр-н Гаргуль был осужден по ч. 1 ст. 108 УК РСФСР. Определением Судебной коллегии по уголовным делам ВС Республики Северная Осетия-Алания действия осужденного были переквалифицированы на менее тяжкое преступление, и на основании акта амнистии Гаргуль был от наказания освобожден. В надзорном порядке приговор и кассационное определение оставлены без изменений. В своем протесте заместитель Генерального прокурора России указал, что в судебном заседании не было обеспечено участие адвоката. Гаргулю был предоставлен адвокат Ц., но в подготовительной части судебного заседания Гаргуль отказался от услуг адвоката, хотя в дальнейшем признал, что отказ имел вынужденный характер. Судебная коллегия по уголовным делам Верховного Суда РФ признала нарушение конституционного права Гаргуля на защиту существенным нарушением уголовно-процессуального закона, повлекшим отмену всех судебных постановлений*(47).

Основанием для отмены решения по гражданскому делу также может явиться лишение права истца или ответчика на защиту их интересов*(48).

Рассматривая положения ч. 2 ст. 48 Конституции РФ в системной связи с общепризнанными нормами международного права, в частности и со ст. 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, предусматривающей право каждого при рассмотрении предъявленного ему обвинения сноситься с выбранным им самим защитником и защищать себя через его посредство, автор считает нужным признать, что конституционное право пользоваться помощью адвоката (защитника) включает и право на самостоятельный выбор защитника. Конституционный Суд РФ подтвердил это право в одном из своих решений.

В статье 48 Конституции РФ говорится не просто о правовых услугах, а о квалифицированной юридической помощи. Термин «эффективная юридическая помощь», устоявшийся в международном праве, в том числе в прецедентах Европейского суда по правам человека, был трансформирован в конституционном праве России в термин «квалифицированная*(49) юридическая помощь».

Ценность гарантии, закрепленной в ч. 1 ст. 48 Конституции РФ, состоит не только в том, что каждый может обжаловать в суде правоприменительную практику, нарушающую предоставляемое Конституцией право юридической помощи, но и в том, что законодательство, регламентирующее предоставление такой помощи, может быть оспорено на предмет соответствия Конституции РФ, если помощь окажется неэффективной (неквалифицированной).

Конституция РФ не содержит специальных положений об органах и организациях, оказывающих юридическую помощь. Анализ законодательства и правоприменительной практики позволяет сделать вывод о том, что основными субъектами (институтами) оказания юридической помощи являются адвокатура и нотариат.

В настоящее время критерии (стандарты) квалифицированной юридической помощи недостаточно определены в законе, что создает проблемы на практике. В различных государствах такими критериями являются квалификационный экзамен, наличие определенного юридического образования, стаж работы по специальности, испытательный срок, возрастной ценз.*(50)

Квалифицированная юридическая помощь обеспечивается тем, что к субъектам, ее оказывающим, предъявляются повышенные профессиональные и моральные требования. Так, Положение об адвокатуре РСФСР 1980 г. предписывает адвокатам постоянно повышать свою деловую квалификацию. В члены коллегий адвокатов принимаются граждане РФ, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по специальности юриста не менее 2 лет, после прохождения испытательного срока продолжительностью до 3 месяцев. К сожалению, Президиумы некоторых «параллельных» коллегий адвокатов принимают лиц, судимых за тяжкие преступления, не имеющих высшего юридического образования и даже исключенных из адвокатуры за неблаговидные проступки.

Сами формальные признаки не являются гарантией получения квалифицированной юридической помощи*(51). Так, хотя наличие юридического образования у лица, оказывающего юридическую помощь гражданам, является обязательным*(52), его недостаточно для оказания квалифицированной юридической помощи. Законодателю и правоприменительной практике предоставляется возможность с учетом правовой ситуации, отечественного и зарубежного опыта выработать единую позицию в вопросе о критериях, используемых для оценки способности оказывать квалифицированную юридическую помощь по отдельным категориям дел и для защиты определенных категорий лиц. Для этого необходимо в первую очередь произвести мониторинг действующего законодательства РФ и зарубежных стран об оказании юридической помощи.

Согласно ст. 16 УПК РФ, на стадии предварительного следствия защиту подозреваемого и обвиняемого может осуществлять любой защитник (не только адвокат). Следует отметить, что ранее в решениях о конкретных уголовных делах Верховный Суд РФ*(53) отмечал недопустимость участия членов правовых кооперативов и юридических фирм в качестве защитников на предварительном следствии*(54).

На стадии производства в суде, согласно ст. 49 УПК РФ, предусматривается возможность участия адвоката в качестве защитника. При производстве у мирового судьи возможен допуск в качестве защитников не только адвокатов, но и одного из близких родственников обвиняемого или иного лица, о допуске которого ходатайствует обвиняемый. Представляется, что последнее положение не вполне соответствует требованиям ч. 2 ст. 48 Конституции РФ.

Согласно ст. 53 Федерального конституционного закона «О Конституционном Суде Российской Федерации», участвовать в заседаниях Конституционного Суда в качестве представителя стороны может только адвокат или лицо, имеющее ученую степень по юридической специальности.

В соответствии с Кодексом об административных правонарушения РФ 2001 г. (ст. 25.5) оказывать юридическую помощь лицу, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, может защитник, а для оказания юридической помощи потерпевшему — представитель.

Согласно Закону РФ «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» от 2 июля 1992 г., гражданин при оказании ему психиатрической помощи вправе пригласить по своему выбору представителя для защиты своих прав и законных интересов. Защиту прав и законных интересов несовершеннолетнего в возрасте до 15 лет и лица, признанного в установленном законом порядке недееспособным, при оказании им психиатрической помощи осуществляют их законные представители (родители, усыновители, опекуны), а в случае их отсутствия — администрация психиатрического стационара либо психоневрологического учреждения для социального обеспечения или специального обучения. Защиту прав и законных интересов гражданина при оказании ему психиатрической помощи может осуществлять адвокат. Администрация учреждения, оказывающего психиатрическую помощь, обеспечивает возможность приглашения адвоката, за исключением неотложных случаев, предусмотренных пунктом «а» ч. 4 ст. 23 и п. «а» ст. 29 Закона.

В настоящее время обращение за помощью адвоката, самостоятельное ведение дел в суде и другие формы защиты прав недоступны большинству психически больных граждан, поэтому служба защиты прав пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, может стать эффективным механизмом, стоящим на страже интересов психических больных. Многочисленны нарушения прав заключенных, страдающих психическими заболеваниями. По мнению Уполномоченного по правам человека РФ, врачей-психиатров и большинства правозащитных отечественных и зарубежных организаций, основной правовой акт, регламентирующий оказание психиатрической помощи, неизвестен не только большинству населения страны, но и медицинским организациям непсихиатрического профиля.

В юридической литературе и правоприменительной практике вопрос о соотношении понятий «защита» и «оказание юридической помощи» является предметом дискуссий. Высказывается точка зрения о том, что защита осуществляется только в случае уголовного преследования подозреваемого или обвиняемого (а также обвиняемого и подозреваемого в широком — конституционно-правовом смысле, т.е. лиц, в отношении которых ведется уголовное преследование, изобличительная деятельность). Во взаимоотношениях с другими участниками процесса адвокат лишь оказывает им юридическую помощь, чтобы не допустить ущемления их прав и законных интересов. Поэтому назрела необходимость рассматривать адвоката, оказывающего лишь юридическую помощь некоторым участникам процесса, в рамках иного, не получившего пока надлежащей разработки института уголовного процесса, но не института защиты*(55). В связи с этим представляется практически значимой дополнительная доктринальная разработка понятий «защита» и «оказание юридической помощи».

Решающую роль в разъяснении гражданам их права пользоваться услугами защитника играют сотрудники правоохранительных органов, доводящие до участников процесса право пользоваться услугами защитника лишь в случае, если очевидна их причастность к преступлению. В некоторых регионах право на юридическую помощь адвоката разъясняют всем свидетелям, вызванным впервые для допроса, и отражают факт разъяснения в протоколе. Последующие следственные действия разъяснением не сопровождаются. В других случаях в протокол следственного действия вписывается фраза о возможности участия адвоката, если действие чревато ограничением прав участвующих в нем лиц.

Разъяснение права на квалифицированную юридическую помощь не подкреплено обязанностью следователя и заведующего юридической консультацией обеспечить помощь в случае материальных затруднений свидетеля (потерпевшего, гражданского ответчика и др.).

Юридическая помощь должна быть доступна всему населению. Однако не каждый гражданин в состоянии оплатить услуги адвоката. Ст. 48 Конституции РФ, предусматривая возможность оказания бесплатной юридической помощи, тем самым обеспечивает льготы при оказании юридической помощи, устанавливая одинаковую юридическую защиту для всех нуждающихся независимо от их экономического положения. Явилось бы нарушением принципа равенства, права на доступ к правосудию и гарантии справедливого ведения процесса, если бы одна из сторон была вынуждена отказаться от реализации своих прав по причине нехватки средств для его ведения или не в состоянии так же действенно выразить свои претензии, как и сторона, экономически более обеспеченная*(56).

Бесплатная юридическая помощь является постоянной и общефедеральной льготой и распространяется на определенные категории физических лиц. Наиболее устоявшимся является понятие льгот как разновидности специальных прав граждан, предоставляемых некоторым группам населения (М.Е. Панкин, Н.В. Витрук), более высокий уровень прав для отдельных групп по сравнению с общим уровнем (Р.З. Лифшиц). Другие авторы считают, что льготы представляют собой поощрительное освобождение участника общественной жизни от некоторых установленных нормами права обязанностей (В.М. Баранов). Льготы являются правомерным исключением из общих правил и сопровождаются более полным удовлетворением собственных интересов субъекта, облегчением условий его жизнедеятельности, что обязательно должно осуществляться в рамках общественных интересов*(57).

Право на юридическую помощь должно рассматриваться как важнейшая гарантия юридической безопасности. Конституция РФ содержит упоминания о безопасности экологической (ст. 72), безопасности людей (ст. 98), государственной (ст. 114). Юридическая безопасность как одна из основных социальных и юридических категорий конституционного статуса еще не получила надлежащей научной оценки. Юридическая безопасность — это состояние юридической защищенности жизненно важных интересов личности (общества и государства) от внешних и внутренних угроз. Это понятие включает, наряду с правовым обеспечением безопасности, надлежащую деятельность правоохранительных, судебных и правоприменительных органов, адвокатуры и нотариата, иных органов и организаций, предоставляющих юридическую помощь.

Жизненно важные интересы личности включают компоненты, образующие обязательные условия полноценного существования и самовыражения личности: витальный, интеллектуальный, духовный, физиологический, психический, генетический, репродуктивный, экономические (материальные), информационные, медицинские, продовольственные. Обеспечение жизненно важных интересов требует выявления, изучения и устранения угроз юридической безопасности, значительных материальных затрат, проведения необходимых мероприятий на территории всей страны.

К числу угроз юридической безопасности относятся, в частности, пробелы правового регулирования права на юридическую помощь, судебная волокита, недоступность юридической помощи, дороговизна обращения за юридическими услугами, их коммерциализация и низкая эффективность (оплата адвоката, а порой и экспертизы по уголовным делам, высокие нотариальные тарифы и т.п.).

Конституция РФ 1993 г. значительно повысила роль и ответственность государства в обеспечении соблюдения и защиты прав и свобод. Российская Федерация приняла на себя обязанность признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина, ограждать их от любого незаконного вмешательства или ограничения. Обязательность государственного участия в обеспечении юридической безопасности граждан, в том числе права на квалифицированную юридическую помощь, обусловлена тем, что речь идет о жизненно важных интересах личности как высшей социальной ценности, а это главенство может быть определено, установлено и защищено только государством, обладающим для этого соответствующими средствами, в том числе правовыми. Передача функции охраны прав и интересов человека негосударственным структурам, в частности абсолютный отказ от государственного контроля в сфере оказания юридической помощи, наносит урон не только общественным (публичным) интересам, но и национальной безопасности России*(58).

1. Что такое адвокатура?

2. Каково значение адвокатуры в современном обществе и государстве?

3. Что такое адвокатская деятельность?

4. Кто по закону может оказывать квалифицированную юридическую помощь?

5. Какая юридическая помощь не относится к закрепленным в законе видам адвокатской деятельности?

6. Является ли адвокатская деятельность предпринимательством, а адвокат — предпринимателем?

7. Каковы принципы деятельности современной адвокатуры?

8. Какова структура современной адвокатуры?

9. Что такое адвокатский кабинет?

10. Что такое коллегия адвокатов?

11. Каковы особенности работы адвокатского бюро?

12. В каких случаях и кем создаются юридические консультации?

13. Что представляют собой традиционные и «параллельные» коллегии адвокатов?

14. Что представляет собой право граждан на квалифицированную юридическую помощь?

15. Какова роль и предназначение адвоката в аспекте реализации конституционного права на квалифицированную юридическую помощь?

lawbook.online

Институт квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе: понятие и субъекты оказания

АННОТАЦИЯ

В настоящей статье анализируются понятие и содержание квалифицированной юридической помощи в уголовном процессе, определяется круг лиц, наделенных правом ее оказывать. Предлагается авторское определение данного понятия.

ABSTRACT

This article discusses the definition and content of professional legal assistance in criminal proceedings, determined the circle of persons entitled to provide it. Offers the author’s definition.

Конституция Российской Федерации, будучи основным источником права, ядром все правовой системы, закрепляет основополагающие права, свободы и обязанности человека и гражданина. Одним из таких основополагающих прав выступает право на получение квалифицированной юридической помощи. Данное право нашло свое законодательное закрепление в ст. 48 Конституции Российской Федерации. Структурно статья состоит из двух частей. Согласно первой части: «каждому гарантируется право на получение квалифицированной юридической помощи. В случаях, предусмотренных законом, юридическая помощь оказывается бесплатно» [1]. В данной части речь идет о праве на получение квалифицированной юридической помощи каждым (в том числе, и иностранным гражданином и лицом без гражданства) во всех видах судопроизводства и любым участником того или иного вида судопроизводства. Часть вторая же данной статьи гласит, что: «каждый задержанный, заключенный под стражу, обвиняемый в совершении преступления имеет право пользоваться помощью адвоката (защитника) с момента соответственно задержания, заключения под стражу или предъявления обвинения» [1]. В данной части конкретизируется право на получение квалифицированной юридической помощи с участием адвоката (защитника) задержанным и обвиняемым на стадии предварительного расследования. Подобная конкретизация обусловлена спецификой и особой значимостью уголовного судопроизводства, как для лица, привлекаемого к ответственности, так и для общества и государства. В связи с этим, соответственно, и предъявляются высокие требования к качеству юридической помощи, оказываемой подозреваемому, обвиняемому, подсудимому. Таким образом, право, закрепленное в ч.2 ст. 48 Конституции Российской Федерации является более узким по своему содержанию по сравнению с правом на получение квалифицированной юридической помощи по ч.1 ст. 48 Конституции РФ [1].

Понятием «квалифицированная юридическая помощь» оперирует Конституция Российской Федерации, Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре», а также Федеральный Закон «О бесплатной юридической помощи в Российской Федерации», однако, ни один из этих нормативных правовых актов не дает его четкого законодательного определения.

Федеральный Закон «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» в ст. 1 ставит знак равенства между адвокатской деятельностью и квалифицированной юридической помощью, указывая тем самым, что ее могут лишь оказывать на профессиональной основе лица, получившие статус адвоката, в порядке, установленном Федеральным Законом «Об адвокатской деятельности и адвокатуре» [2]. Помимо выше указанных законов, определение данного термина дается еще и в проекте Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», который обсуждался на протяжении нескольких лет, но, к сожалению, так и не был принят. В соответствии со ст. 2 законопроекта «под квалифицированной юридической помощью понимается любая самостоятельная деятельность по предоставлению на постоянной профессиональной основе юридических услуг на территории Российской Федерации» [3]. В этой же статье далее перечисляется широкий перечень юридических услуг, которые могут быть получены доверителем посредством оказания ему квалифицированной юридической помощи. Представленный перечень не является исчерпывающим и в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, могут быть оказаны иные виды деятельности для обеспечения или защиты прав и законных интересов юридических и физических лиц.

В научной литературе, во многих диссертациях, посвященных проблемам оказания квалифицированной юридической помощи, ученые предлагают свой вариант определения данного понятия. Например, А. В. Закомолдин под квалифицированной юридической помощью понимает деятельность профессиональных юристов по разъяснению смысла нормативно-правовых установлений и совершению юридических и фактических действий, направленных на защиту, или восстановления прав, свобод и законных интересов каждого [4, с.8].

Г.М. Резник определяет квалифицированную юридическую помощь как помощь, оказываемую специалистами по праву. При этом к специалистам по праву он относит лиц, как минимум имеющих юридическое образование, при обязательном соблюдении ими профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем. Считая, что юридическая помощь не может быть признана квалифицированной вне этих стандартов и норм [5].

Таким образом, исходя из данных выше определений Г.М. Резника, А.В. Закомолдина и законопроекта «Об оказании квалифицированной юридической помощи в Российской Федерации», необходимо отметить, что в качестве основных критериев квалифицированной юридической помощи, авторы выделяют наличие юридического образования и профессионализм лица, оказывающего такую помощь. Г.М. Резник указывает и на обязательное соблюдение профессиональных стандартов и этических норм, поддерживаемых профессиональным контролем, что характерно для адвокатов и адвокатского сообщества. На мой взгляд, автор в данном определении указывает на адвокатскую монополию в сфере оказания квалифицированной юридической помощи.

Поскольку данное исследование посвящено именно проблемам оказания квалифицированной юридической помощи по уголовным делам, то считаем необходимым дать авторское определение данного понятия применительно к данной сфере. Однако прежде хотелось бы процитировать расширенное определение данного понятия, данное Н.Р. Мухудиновой в своей диссертации, которая посвящена данному вопросу. По ее мнению «квалифицированная юридическая помощь в уголовном судопроизводстве – это деятельность уполномоченных на то законом субъектов, осуществляемая в установленном законом порядке с использованием своевременно, надлежащих правовых средств, которые соразмерны процессуальным обстоятельствам и требованиям закона и необходимы в целях содействия в реализации, защите прав, свобод и законных интересов каждого в уголовном судопроизводстве, восстановлении нарушенных прав, предотвращении незаконного, необоснованного ограничения прав, свобод и законных интересов»[6, с.8].

На мой взгляд, понятие квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве можно определить, как «деятельность уполномоченных законом лиц, обладающих высшим юридическим образованием, по оказанию на профессиональной основе юридических услуг, в целях эффективной защиты и восстановления нарушенных прав, свобод и законных интересов, лиц, обращающихся за оказанием такой помощи».

Исследуя вопрос, посвященный оказанию квалифицированной юридической помощи по уголовным делам, нельзя не затронуть и субъектов, наделенных правом ее оказывать. По мнению Л.В. Кудрявцева наличие или отсутствие публичного интереса при производстве по уголовному делу выступает критерием, по которому определяется субъект оказания квалифицированной юридической помощи: адвокат или иное лицо. Таким образом, на основе проведенного анализа законодательства, им было выделено три ситуации:

  1. Если присутствует публичный интерес, то на стадии досудебного производства по делу приоритет имеет адвокат (ч.2 ст. 48 Конституции РФ [1] и ч.2 ст. 49 УПК РФ)
  2. В иных случаях, когда присутствует публичный интерес, и адвокат имеет приоритет при допуске, но реализация данного публичного интереса выступает в качестве обязательного условия возможности осуществления частного интереса. Это те ситуации, когда на стадии судебного разбирательства, по постановлению или определению суда наряду с адвокатом может быть допущено иное лицо (ч.2 ст. 49 УПК РФ).
  3. Когда отсутствует публичный интерес и у адвоката отсутствуют преимущества при допуске. При производстве у мирового судьи вместо адвоката допускается иное лицо[7, с. 27].

Анализируя вышеприведенные ситуации, я соглашаюсь с суждением Л.В. Кудрявцева, что право оказывать квалифицированную юридическую помощь при судебной стадии разбирательства по уголовному делу, имеет адвокат; близкий родственник (также согласно ч.2 ст. 49 УПК РФ); иное лицо. При этом, за исключением производства у мирового судьи, адвокат в иных случаях имеет приоритет при допуске к осуществлению защиты подозреваемого, обвиняемого, подсудимого, осужденного (на стадии пересмотра приговора суда).

Вопрос, касающийся субъектов оказания квалифицированной юридической помощи в уголовном судопроизводстве, является довольно актуальным и часто обсуждаемым, и в связи с этим среди ученых высказываются различные мнения относительно того, стоит ли устанавливать адвокатскую монополию в этой сфере или нет. Свою позицию по данному вопросу также выразил Конституционный Суд Российской Федерации в постановлении от 28 января 1997 г. № 2 – П, из которого следует, что раз государство гарантирует в Конституции право на получение квалифицированной юридической помощи, то на него в связи с этим возлагается обязанность по обеспечению условий, которые бы способствовали подготовке квалифицированных юристов для оказания гражданам различных видов юридической помощи, в том числе в уголовном судопроизводстве, и также обязанность по установлению с этой целью определенных профессиональных и иных квалификационных требований и критериев. Так же, согласно позиции КС РФ, в качестве защитника в ходе предварительного расследования по уголовному делу, нельзя допускать любое лицо по выбору подозреваемого или обвиняемого, поскольку такая практика может привести к тому, что защитником окажется лицо, не обладающее необходимыми профессиональными навыками, что несовместимо с задачами правосудия и обязанностью государства гарантировать каждому квалифицированную юридическую помощь [8].

Такого же мнения придерживается Т. Г. Морщакова, считающая, что «право на адвоката» (ст. 48, ч.2) имеет абсолютный характер только в ходе защиты по уголовным делам» [9, с. 63], и Верховный суд РФ в своем постановлении от 30.06.2015г №29 [10].

Таким образом, Конституционный суд РФ, Верховный суд РФ и Т.Г. Морщакова также являются сторонниками того, что на стадии досудебного производства по уголовному делу, право оказывать квалифицированную юридическую помощь имеют только адвокаты. Поскольку в отношении них установлены определенные профессиональные и иные квалификационные требовании и критерии, и подобная ситуация обусловлена задачами судопроизводства и обязанностью государства гарантировать право каждого подозреваемого, обвиняемого на защиту. Также выступает гарантией того, что в качестве защитника не будет допущено лицо, не обладающее соответствующими профессиональными навыками.

В судебном разбирательстве как было отмечено выше, наряду с адвокатом также может быть допущен близкий родственник или иное лицо, о допуске которого ходатайствует обвиняемый (подсудимый). При этом, количество лиц, которых может привлечь обвиняемый (подсудимый) законодательно не ограничено. На наш взгляд, наличие подобной возможности положительно влияет на эффективность оказываемой квалифицированной юридической помощи подсудимому, выступает в качестве одной из гарантий ее реализации, а также согласуется с правом защищаться всеми незапрещенными законами способами. Ведь возможны ситуации, когда у лица отсутствует достаточные финансовые возможности, для того, чтобы самому привлечь профессионального, квалифицированного, по его мнению, адвоката по соглашению, и в итоге ему назначают адвоката по ст. 51 УПК РФ, в должной квалификации которого он сомневается. Но при этом, у него есть близкий родственник или иное лицо, имеющее высшее юридическое образование, в чьей квалификации он уверен и кому он доверяет, но у которого отсутствует статус адвоката. Таким образом, эта норма дает ему возможность привлечь своего близкого родственника или иного лица наряду с адвокатом по назначению, и тем самым его возможности защищаться увеличиваются как в качественном отношении, так и в количественном.

Таким образом, подытоживая выше сказанное, стоит еще раз отметить, что на законодательном уровне необходимо закрепить определение понятия квалифицированной юридической помощи по уголовным делам, путем принятия Федерального Закона «Об оказании квалифицированной юридической помощи в РФ». На мой взгляд, от точной, емкой и правильной трактовки понятия квалифицированная юридическая помощь, во многом зависят стандарты ее оказания. Кроме того, ее законодательное закрепление поставит точку в различном толковании и определении данного понятия, как среди ученых, так и среди правоприменителей и выступит своего рода гарантией от возможных нарушений и злоупотреблений при его реализации.

7universum.com

Еще по теме:

  • Приказы мвд 589 Приказ МВД России от 02.08.2017 N 589 "Об утверждении формы свидетельства о регистрации ходатайства о признании лица вынужденным переселенцем, формы удостоверения вынужденного переселенца" (Зарегистрировано в Минюсте России 25.08.2017 N […]
  • Приказ минобразования 209 от 24032010 Охрана труда Скачивать документы могут только зарегистрированные пользователи! Пожалуйста, войдите или зарегистрируйтесь! Приказ Минобрнауки РФ от 24.03.2010 N 209 "О порядке аттестации педагогических работников государственных и муниципальных […]
  • Председатель верховного суда отказ Председатель верховного суда отказ Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Мировые суды московского района г калининграда Мировые суды московского района г калининграда 5-й судебный участок Московского района г.Калининграда ТЕЛЕФОН СУДЕБНОГО УЧАСТКА Понедельник–Четверг, с 8:30 до 17:30 Пятница, с 8:30 до 16:15 236005, Калининградская область, г. Калининград, ул. […]
  • Медициналы? Приказ Приказ Минздрава России от 13.10.2017 № 804н «Об утверждении номенклатуры медицинских услуг» МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 13 октября 2017 г. № 804н ОБ УТВЕРЖДЕНИИ НОМЕНКЛАТУРЫ МЕДИЦИНСКИХ УСЛУГ В соответствии со статьей 14 […]
  • Приказ минздравсоцразвития 1н от 11 января 2011 Приказ Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 11 января 2011 г. N 1н "Об утверждении Единого квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и служащих, раздел "Квалификационные характеристики должностей […]