ПРАВА И СВОБОДЫ ЧЕЛОВЕКА В ПСИХИАТРИИ

Родители – люди, указанные в свидетельстве о рождении или признанные ими решением суда (бывает и такое). Они имеют определенные права, связанные с их детьми.

1. Право на непосредственное воспитание ребенка.

Это и право, и обязанность одновременно, как и большинство других родительских прав. Это означает, что сами родители выбирают, как именно воспитывать ребенка, какие моральные ценности и нормы класть в основу его мировоззрения, которое формируют именно они. Конечно, этим правом можно и злоупотребить, внушая ребенку заведомо неприемлемые для жизни в обществе установки. Это может привести к тому, что органы опеки и попечительства обратятся в суд с иском о лишении таких людей родительских прав.

Но это исключительные случаи, они редки. Важно же то, что пока родитель не лишен родительских прав, именно он вместе с другим родителем только и вправе определять вопросы воспитания ребенка. В это право включается, в том числе, и возможность запрещать вмешательство в воспитание ребенка для всех иных людей. В этот круг входят не только родственники и знакомые, но и, что важно – педагоги, воспитатели детских садов, школьные психологи, и т.д.

Этот момент сложно переоценить. В последнее время весьма участились случаи, когда во время нахождения ребенка в образовательных учреждениях (чаще всего в школе) на него воздействуют те или иные деятели, пытаясь внушить детям какие-то идеи о том, что такое хорошо, и что плохо, как себя надо вести, к чему стремиться и т.д. То есть пытаются воспитывать.

Родителям надо знать, что у них есть право пресекать это воздействие, если оно им не нравится. Сюда могут входить и религиозные образовательные программы поскольку Россия является многоконфессиональным государством, где ни одна религия не является государственной, и любая церковь отделена от государства, пропаганда идей одной из религий может напрямую противоречить интересам родителей в том, как они считают нужным воспитывать ребенка(не говоря уже и о том, что у любого родителя есть право давать ребенку атеистическое образование, если таково его мировоззрение).

К этому же вопросу относятся и попытки активно влиять на детей не в меру активных психологов, которые порой пытаются развивать в школах бурную деятельность. Часто это реализация неких программ, нередко сомнительного свойства (известен пример такой психологической программы, основанной, среди прочего, на цитатах из Маркиза де Сада).

Мое личное мнение – в этом случае обязательно надо «давать по рукам» таким «воспитателям». Ребенок идет в школу, чтобы получать образование по программе, являющейся обязательной в силу утвержденных стандартов и включающей в себя сведения из разных областей, но это области знания. Сведения о мире, добытые человечеством, признанные необходимыми для нормального развития ребенка. В них не могут и не должны входить внушение ребенку нравственных ценностей помимо воли родителей.

Способы и методы воспитания должны исключать унижение человеческого достоинства детей и т.п. В противном случае родители несут ответственность: уголовную, административную, гражданскую, семейную. Гражданская ответственность: с родителей могут быть взысканы убытки и компенсация морального вреда.

2. Право осуществлять представительство и защиту своих несовершеннолетних детей.

Дети нуждаются в защите, с этим сложно спорить. Данная защита это право и обязанность их родителей. Именно родители определяют, в какой степени и в каких случаях эта защита требуется, и как именно ее осуществлять. Защита детей должна производиться родителями в любой сфере, любой области детской жизни, здесь нет и не может быть никаких запретов или ограничений. Детский сад, школа, детские игры во дворе, поликлиники и больницы, различные кружки и секции, государственные учреждения. вобщем, везде.

Органы опеки и попечительства могут, по просьбе родителей, оказывать им какое-то содействие в этом. Иногда их вмешательство является обязательным – скажем, по закону суд обязан привлечь органы опеки к участию в деле, если решение суда по какому-либо делу может затронуть права несовершеннолетнего ребенка.

Однако наличие этих органов не может являться оправданием для родителей в том, чтобы не защищать интересы своих детей. Опять же, лично мое мнение, здесь не следует бояться «перебрать» и лучше выступить на защиту ребенка даже если нет полной ясности по поводу ситуации. Есть правило «не знаешь чью сторону занять, занимай сторону слабейшего, так ты, по крайней мере, причинишь меньшее зло». Ребенку кроме родителей ждать поддержки обычно неоткуда. Конечно, сложно бывает и балансировать между защитой ребенка и чрезмерным вмешательством в его жизнь, ведь он самостоятельная личность, чье мнение обязательно следует учитывать. А его мнение относительно вмешательства родителей может отнюдь не совпадать с позицией самих пап и мам. Здесь невозможно предложить какой-то единый для всех рецепт, в любом случае каждый случай уникален, и ответственность на родителях, взрослых опытных людях.

Защита может проявляться в разных формах. Так, в каких-то случаях бывает достаточно сделать устное заявление соответствующему лицу. Скажем, сообщить директору, что ребенок не будет посещать занятия с психологом, которые ребенку усиленно навязывают. Порой устных замечаний не хватает. В этом случае необходимо прибегнуть к написанию и подаче жалоб и заявлений. Относительно школьных происшествий высшей инстанцией является директор школы внутри нее самой, а он подотчетен муниципальным образовательным органам. Они называются обычно Управление (отдел, департамент) образования города (района). Следующий уровень это органы образования региона, министерства или управления образования области (республики). Если правду нельзя найти и там, то следует обращаться в Министерство образования РФ. Причем если начать не с нижней инстанции районного (городского) отдела образования, а обратиться сразу в одних из вышестоящих органов, они, вероятнее всего, все равно передадут вопрос на рассмотрение в нижнее звено. Поэтому двигаться лучше последовательно, кроме случаев, когда обращение на какой-то уровень заведомо бесперспективно.

Если интересы ребенка пострадали из-за действий медиков, то здесь также есть своя вертикальная структура: от отделов (управлений и пр.) здравоохранения района или города до федерального Министерства здравоохранения, где следует действовать по тому же принципу, что выше указан для органов образования.

Примером нарушения интересов ребенка может быть навязывание ему посещения врача, требование перевода его в коррекционный класс и пр. Такие примеры навязывания встречаются, и каждый из них основан на нарушении интересов ребенка. Навязывать медицинскую помощь ребенку в любом виде никто не имеет права, только родители принимают такие решения, если они не лишены своих прав через суд. Часто детей, которые себя ведут не так, как хотелось бы учителям, пытаются направить к психиатру, мотивируя это вымышленным, но на сегодняшний день распространенным диагнозом «синдром дефицита внимания и гиперактивности»(СДВГ). Ни один медик до сих пор не смог доказать наличие такого заболевания, но тем не менее масса примеров, когда озорных детей, которые не очень любят долго сидеть на одном месте, подвижны и активны, объявляли «гиперактивными» и прописывали им тяжелые психотропные препараты, вызывавшие у детей приступи ярости, агрессии (есть несколько известных примеров, когда такие дети без причин совершали дикие акты насилия в американских школах); или, наоборот, рождают сильную тягу к самоубийству, порождают тяжелейшие расстройства как психики, так и просто состояния здоровья. Я знаю примера, когда ребенку поставили страшный диагноз «шизофрения» просто потому, что у него несколько раз была повышенная температура после посещения школы, и кто-то дал родителям «добрый совет» пойти к психиатру.

Тоже самое с коррекционными классами. Дети могут быть помещены в них только с согласия родителей, это важно знать! Порой для педагога вместо того, чтобы работать с ребенком, стараться дать ему знания, куда проще объявить ребенка имеющим «задержку в развитии» и направить в такой класс. Но без согласия родителей школа этого сделать не имеет права, что и важно знать.

Параллельно защиту детей можно осуществлять через прокуратуру, которая может не только расследовать уголовные преступления, но также и обязана осуществлять надзор за соблюдением закона практически во всех сферах жизни, включая и несовершеннолетних детей.

Если те решения, которые принимают по вашим жалобам в органах образования, здравоохранения, прокуратуры и пр., вас не устраивают, всегда можно их обжаловать в судебном порядке. Суд должен будет дать правовой анализ ситуации и принять решение о том, кто прав в данном споре. Дела в суде можно вести и самостоятельно, но лучше, конечно, пригласить для защиты адвоката или иного компетентного юриста.

Часто бывает полезным и обращение в средства массовой информации, которые могут сформировать общественное мнение, через которое обычно редко решаются перешагнуть государственные чиновники.

Еще один аспект вопроса о защите интересов детей: родители не вправе представлять интересы детей, если установлено в органе опеки и попечительства, что между интересами детей и родителей имеются расхождения, орган опеки и попечительства в этом случае обязан назначить другого представителя для защиты интересов ребенка. Однако родитель может в судебном порядке оспорить это мнение о противоречии между его интересами и интересами ребенка.

3. Право на получение информации о своем ребенке из воспитательных, лечебных и иных учреждений.

Здесь, пожалуй, все достаточно понятно. Данное право напрямую связано с предшествующим, чтобы должным образом детей представлять и защищать их интересы, родители нуждаются в как можно более полной информации о них. В связи с этим никто не вправе скрывать от родителей имеющуюся информацию о детях, и обязан ее сообщать письменно. Для этого, правда, лучше сами родителям письменно соответствующую информацию запрашивать. Отказ можно в предоставлении можно обжаловать в суде.

4. Право сохранять конфиденциальность информации о самом ребенке и его семье.

Без согласия родителей никто не вправе производить сбор, использование и распространение информации о ребенке и о его семье. В Конституции и других законах это право именуется «право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну».

Важным мне видится пресечение таких методов сбора информации о ребенке и семье, как, к примеру, анкетирование детей в школах или иных местах без ведома родителей. Это недопустимо и родители имеют в таких случаях полное право требовать наказания тех, кто этим анкетированием занимается (кто бы это не были, школьные врачи, психологи, учителя и пр.), изъятия самих анкет и уничтожения любых документов содержащих почерпнутые из детских анкет сведения. Еще один подобный «фокус», весьма распространенный – это тестирование. Тесты также призваны дать тому, кто их проводит, сведения о ребенке. И это вновь прерогатива родителей, решать хотят ли они тестирования ребенка или возражают против его проведения. Следовательно, проведение теста без письменного согласия родителя уже предполагает нарушение данного права.

К этой же ситуации относится и обследование детей перед поступлением в школу. В силу Определения Верховного Суда РФ от 08.11.2005г. психиатр не может входить в состав комиссии, которую ребенку надо пройти при поступлении в школу, и этим знанием не рекомендуется пренебрегать, ведь психиатр может поставить ребенку уже указанный выше диагноз СДВГ или что-либо не менее приятное, исковеркав ему всю дальнейшую жизнь. Поэтому даже если этот «специалист» фигурирует в перечне, который дала вас школа для прохождения обследования, просто обходите его стороной. Закон на вашей стороне.

5. Заключение.

Здесь указаны наиболее основополагающие права, которые, по моим наблюдениям, нарушаются чаще всего и требуют защиты. Однако это не все. Подробно они изложены в Семейном кодексе, законах и конвенциях, в которых участвует Россия.

Родительские права прекращаются по достижению детьми 18 лет, или если до 18 лет заключается брак.

Родительские права не могут осуществляться в противоречии с интересами детей. Обеспечение интересов детей должно быть предметом основной заботы их родителей, они при осуществлении родительских прав не вправе причинять вред психическому и физическому здоровью детей, их нравственному развитию.

Ершов Ю.Л.

Доцент кафедры Гражданско-правовых дисциплин юридического
факультета Курганского государственного университета

Адвокат, управляющий партнер Адвокатского бюро
«Эксперт» (г. Екатеринбург)

www.psychepravo.ru

Права и обязанности родителей

Права, обязанности и ответственность родителей

Родители имеют право воспитывать ребенка, а также несут обязанности и ответственность за воспитание и развитие ребенка. Согласно Семейному Кодексу РФ, это называется родительскими правами. Родительские права прекращаются по достижении детьми возраста 18 лет (совершеннолетия), а также при вступлении несовершеннолетних детей в брак, и в других установленных законом случаях приобретения детьми полной дееспособности до достижения совершеннолетия.

Родители имеют право:

  • защищать права и законные интересы детей, выступать перед физическими лицами, в том числе в судах, их законными представителями без оформления специальных полномочий;
  • на обеспечение со стороны государства общедоступности и бесплатности получения их детьми основного общего образования;
  • на выбор для своих детей (до получения ими основного общего образования) форм образования и видов образовательных учреждений, в том числе семейного образования или в негосударственных учебных заведениях;
  • на прием детей для обучения в образовательные учреждения, расположенные по месту жительства;
  • на ознакомление с Уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса;
  • на участие в управлении образовательным учреждением, в котором обучаются их дети;
  • на ознакомление с ходом и содержанием образовательного процесса, а также с оценками успеваемости своих детей;
  • выражать согласие (или несогласие) на прохождение детьми военной подготовки в гражданских образовательных учреждениях на факультативной основе;
  • обеспечивать религиозное и нравственное воспитание детей в соответствии со своими собственными убеждениями;
  • на помощь со стороны государства в выполнении своих обязанностей по обучению и воспитанию детей;
  • на заботу и содержание со стороны своих совершеннолетних детей, если родители не были лишены родительских прав;
  • проживающие отдельно от ребенка родители имеют право на общение, участие в воспитании, решении вопросов получения образования и на получение информации о своем ребенке из воспитательных, образовательных и других учреждений (ограничения возможны только в случае наличия угрозы жизни или здоровью ребенка).

Родители обязаны:

  • обеспечивать и защищать права интересы своих детей, не причинять вред физическому и психическому здоровью детей, их нравственному развитию; воспитывать детей, исключая пренебрежительное, жестокое, грубое, унижающее человеческое достоинство обращение, оскорбление или их эксплуатацию;
  • обеспечить детям получение основного общего образования в общеобразовательной школе или в другом приравненном к ней по статусу образовательном учреждении, создать условия для получения детьми общего среднего образования;
  • выполнять Устав общеобразовательного учреждении;
  • обеспечивать в пределах своих способностей условия жизни, необходимые для нормального развития ребенка;
  • содержать своих несовершеннолетних детей (порядок и формы предоставления содержания детям определяются родителями самостоятельно; в случае, если родители не предоставляют содержание своим несовершеннолетним детям, средства на содержание детей (алименты) взыскиваются с родителей (родителя) в судебном порядке).

За невыполнение или ненадлежащее выполнение родительских обязанностей, а также за совершение правонарушений в отношении своих детей родители несут административную, уголовную и иную ответственность.

Какие административные наказания могут применяться к родителям?

Комиссии по делам несовершеннолетних могут применить к родителям административные меры (вынести предупреждение, возложить обязанность загладить причиненный вред или наложить денежный штраф):

  • в случае невыполнения родителями обязанностей по воспитанию и обучению детей;
  • за вовлечение их в употреблении спиртного или в употребление наркотических средств;
  • за появление в общественных местах в состоянии опьянения или распитие в общественных местах пива, спиртного подростками в возрасте до 16 лет.

В каких случаях родители несут уголовную ответственность?

В уголовном кодексе Российской Федерации предусмотрены специальные нормы об уголовной ответственности родителей:

  • за вовлечение несовершеннолетних детей в совершение преступления путем обещаний, обмана, угроз или иным способом;
  • за вовлечение несовершеннолетнего в систематическое употребление спиртных напитков и одурманивающих веществ;
  • за вовлечение в занятие проституцией, бродяжничеством или попрошайничеством;
  • за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по воспитанию детей, если эти деяния соединены с жестоким обращением;
  • за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей.

Кто несет ответственность за вред, причиненный ребенком в возрасте до 14 лет?

Родители, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Если в момент причинения вреда малолетний находился под надзором школы, больницы, оздоровительного лагеря и т. д., за вред будет отвечать учреждение, если оно не докажет, что вред возник не по его вине. Но если родители не имеют достаточных средств для возмещения вреда, а сам причинитель, став дееспособным, располагает такими средствами, суд имеет право потребовать возмещения вреда с того, кто его причинил.

Также родители несут имущественную ответственность по сделкам малолетних детей (до 14 лет).

Кто несет ответственность за вред, причиненный подростком в возрасте от 14 до 18 лет?

Сам подросток. Если несовершеннолетний, причинивший вред в возрасте от 14 до 18 лет, не располагает необходимыми средствами, вред полностью или в недостающей части может быть взыскан с родителей или опекунов, если они не докажут, что вред возник не по их вине. Но, если при достижении совершеннолетия, у причинителя вреда появилось достаточное имущество, вред будет возмещен из этого имущества.

Кто и при каких обстоятельствах может лишить родителей родительских прав или ограничить их в правах?

Родители могут быть по суду лишены родительских прав, если они:

  • уклоняются от выполнения обязанностей родителей, в том числе злостно уклоняются от уплаты алиментов;
  • злоупотребляют родительскими правами;
  • жестоко обращаются с детьми, в том числе осуществляют психическое и физическое насилие, покушаются на половую неприкосновенность;
  • совершили преступление против жизни или здоровья супруга.

При непосредственной угрозе жизни ребенка или его здоровью органы опеки и попечительства могут немедленно отобрать ребенка у родителей на основании решения органа местного самоуправления.

С учетом интересов ребенка суд может отобрать ребенка у родителей без лишения родительских прав (ограничение родительских прав). Такое решение возможно по обстоятельствам, от родителей не зависящим (опасные заболевания, стечение тяжелых семейных обстоятельств и др.), и в случаях, когда оставление ребенка с родителями опасно для него.

Что влечет за собой лишение родительских прав?

Родители, лишенные родительских прав или ограниченные в правах, теряют права, основанные на факте родства с ребенком, а также право на льготы и государственные пособия, установленные для граждан, имеющих детей.

Лишение родительских прав не освобождает родителей от обязанностей по содержанию ребенка.

Что такое алименты, и в каком размере они взыскиваются?

Алименты — это средства на содержание несовершеннолетних или нетрудоспособных детей, взыскиваемые с родителей или одного из них в судебном порядке или по согласию родителей.

Размер алиментов таков:

  • на одного ребенка — одна четвертая часть заработка;
  • на двух детей — одна треть заработка;
  • на трех и более детей — половина заработка.

С учетом семейного положения и материального состояния сторон размер алиментов может быть уменьшен или увеличен.

Алименты могут взыскиваться и с совершеннолетних детей в пользу нетрудоспособных и нуждающихся в помощи родителей.

Право на получение алиментов также имеют:

  • нетрудоспособные несовершеннолетние братья и сестры, которые не могут получать алиментов от родителей, от совершеннолетних и трудоспособных братьев и сестер, которые обладают необходимыми средствами;
  • нетрудоспособные несовершеннолетние внуки от бабушек и дедушек, обладающих необходимыми средствами;
  • нетрудоспособные бабушки и дедушки от трудоспособных совершеннолетних внуков, обладающих необходимыми для этого средствами;
  • нетрудоспособные отчим и мачеха от трудоспособных совершеннолетних пасынка и падчерицы, обладающих необходимыми для этого средствами.

go-volgorechensk.ru

Кто имеет право воспитывать детей

В последние годы школа получила большую самостоятельность в выборе учебных программ, методик и учебников. Поначалу это вызывало всеобщий восторг: после «застойного» единообразия всем хотелось чего-нибудь новенького, необычного. Но вскоре восторгов поубавилось, так как родители увидели печальные плоды многих непродуманных инноваций, столкнулись с проникновением в школы сектантов и даже с попытками устроить детям ликбез, куда более уместный в публичном доме — имеется в виду так называемое сексуальное просвещение детей и подростков. В одних школах раздавали абсолютно неприличные анкеты, в других показывали фильмы, пропагандирующие онанизм, в-третьих, под предлогом профилактики СПИДа изучали «альтернативные виды секса»… Поначалу родители отказывались верить, что такое возможно: настолько это было для нас дико, неслыханно. Потом посыпались жалобы в РОНО, обращения в прокуратуру и в суд. Дела подобного рода никогда раньше нашими судами не рассматривались, поскольку еще несколько лет назад государство проводило прямо противоположную политику, стояло на страже интересов семьи, старалось всячески ограждать нравственность подрастающего поколения.

Теперь же защита утопающих, т. е. семьи, оказалась делом рук самих утопающих, и вопрос о правах родителей встал ребром.

Сейчас много говорят о правах ребенка, но существует и другая сторона той же проблемы — права родителей. И на наших глазах возникает новая область правоотношений: право родителей на воспитание своих детей. Оно отражено в Семейном кодексе РФ (ст. 63 и 64), где говорится, что родители представляют интересы своих детей и защищают эти интересы от возможных нарушений. Причем по закону они не только могут, но и обязаны это делать, что прямо следует из Конституции, поскольку ее 38-я статья гласит: «Забота о детях, их воспитание — равно право и обязанность родителей». Причем право это преимущественное, т. е. в плане воспитания родители имеют приоритет перед всеми другими лицами, как физическими, так и юридическими.

И как они могут осуществлять это право в истории с секспросветом?

Л. О. Родители имеют право знакомиться со всеми программами, учебниками и методическими пособиями, по которым учат их ребенка. Никто не смеет от них это скрывать. И если предмет не входит в число обязательных (как, например, все программы полового просвещения), то он может преподаваться ребенку только с предварительного письменного согласия его родителей.

А как быть с обязательными предметами? Что делать, если сведения, угрожающие детской нравственности, будут включаться в обязательные предметы?

Почему «будут»? Уже есть случаи, когда в базовых предметах появляются элементы так называемого «полового воспитания«, развращающего детей и подростков. Тут существует такой принцип. Когда родители оформляют ребенка в школу, школа обязана ознакомить их с уставом и со своими образовательными программами, как дополнительными, так и основными. И если родитель соглашается с программами и отдает ребенка в данную школу, то ребенка обучают в рамках этих программ. Если родитель возражает против какого-то обязательного предмета, то ребенок не будет по нему аттестован и лишится возможности получить полноценное образование. Но с другой стороны, по одному и тому же предмету, скажем по истории, может быть несколько программ, несколько учебников. И если программа какого-то конкретного автора содержит информацию, которая с точки зрения одного или нескольких родителей является недостоверной или наносит вред нравственному и духовному здоровью ребенка, то родители могут обратиться к администрации школы с просьбой заменить программу или учебник. Этот вопрос решается по согласованию между школой и родителями, закон конкретно не определяет, как это должно быть. Как юрист я считаю, что включение элементов »сексуального просвещения« в обязательную школьную программу нарушает преимущественное право родителей на воспитание ребенка, гарантированное им Конституцией. Да, в Законе об образовании написано, что школа занимается образованием и воспитанием. Но преимущественное право принадлежит все-таки родителям. Поэтому все, что касается воспитания детей, должно производиться по согласованию с родителями. И если вдруг в любой базовый предмет включаются элементы полового воспитания (под которым обычно понимается сексуальное просвещение), в этом случае нарушается конституционное право родителей на выбор системы полового воспитания. Каждый родитель вправе сам решать, должен его ребенок сексуально образовываться школой или нет. Школа не может брать на себя эти прерогативы. Поэтому шаги, предпринятые Министерством образования, являются абсолютно незаконными.

И что, родители имеют основания подать в этом случае в суд?

Я думаю, что каждый человек, чье конституционное право нарушено, имеет основания для его защиты.

А куда нужно обращаться? В Конституционный суд?

Думаю, можно и туда. Но в этом случае надо ставить вопрос о признании незаконными действия законодательных актов, которыми утверждены стандарты образования, включающие половое воспитание: соответствуют ли они Конституции, нарушают ли они права граждан.

А сейчас половое воспитание включено в стандарты образования?

Стандарты пока не приняты, но в числе основных задач злополучного проекта «Половое воспитание российских школьников», впоследствии переименованного в «Воспитание здорового образа жизни«, значится именно включение элементов »полового воспитания« в эти стандарты. И министерство уже заявило, что работа над проектом завершена. Так что надо полагать, попытка включить »половое воспитание« в образовательные стандарты будет сделана.

Итак, если «секс-просвет» будет включен в стандарты и стандарты будут приняты, то что остается родителям?

Домашнее обучение. Фактически будет нарушено право на доступность всеобщего среднего образования.

И что, апеллировать к закону уже будет бессмысленно?

Тогда возможен судебный спор. Таких споров у нас пока нет, но в принципе наша система законодательства подразумевает защиту своих нарушенных прав и законных интересов. В данном случае это будет законное право на получение всеобщего образования и законное право на преимущественное воспитание детей. Если родители будут обращаться в суд, тогда, может, Минобраз задумается.

А как быть в данном случае с правами верующих? Скажем, православных? Ведь они не всегда имеют возможность обучать детей в православных гимназиях (хотя бы потому, что далеко не во всех городах и поселках такие гимназии есть) и отдают их в государственные школы. А по убеждениям религиозных людей, сексуальное просвещение — грех.

Да, сексуальное просвещение противоречит нравственным установкам всех традиционных конфессий, не только православной. Оно задевает чувства верующих. И включение «полового воспитания» в обязательную школьную программу будет грубо нарушать права верующих, их право не знать что-то. Есть право знать, а есть право не знать.

То есть могут быть новые иски?

Да, и новые конфликты на религиозной почве. Этого нельзя исключить.

Мы говорили о праве родителей на защиту детской нравственности. А теперь давайте поговорим о защите здоровья. Во многих школах девочкам раздают «тампаксы» и уверяют, что это безопасно, что это якобы не нарушает девственности. Хотя даже те гинекологи, которые не особенно склонны печься о целомудрии, предупреждают, что далеко не всем девушкам это показано, а честные гинекологи — те прямо говорят, что девочкам, девушкам использовать «тампаксы« нельзя! Как быть здесь с правами родителей? Имеют ли они право подать иск и на кого?

Вопрос очень хороший, но коротко ответить на него сложно. С точки зрения правозащитника здесь можно увидеть несколько аспектов незаконной деятельности со стороны тех лиц, которые вручают детям подобные «гигиенические средства». Как правило, это делается в рамках незаконной рекламы. Во-вторых, может быть причинен вред здоровью ребенка. Насчет вреда «тампаксов«, по-моему, все понятно. Но и раздача гигиенических женских прокладок тоже небезобидна. Ведь чаще всего эти средства раздаются с нарушенной упаковкой: в конвертике одна штучка. И неизвестно, где успел побывать сей предмет, насколько он стерилен, сертифицирован ли. В принципе не исключена возможность заражения подобных »гигиенических средств« любыми заболеваниями. И третий аспект. Подобные действия вполне можно рассматривать как незаконное медицинское вмешательство. А любое медицинское вмешательство в отношении несовершеннолетнего до 15 лет возможно только по согласию родителей. Поэтому раздача любых гигиенических, медицинских средств школьникам или медицинские осмотры (например, гинекологические) детей без согласия их родителей — это грубое нарушение школьной администрацией родительских прав. И родитель не только имеет право, но и обязан защитить своего ребенка, обратившись для этого в суд. И потихоньку родители привыкают, что раз мы строим правовое государство, то нужно обращаться не с жалобами в вышестоящие инстанции (хотя возможно и это), а с судебными исками.

То есть за тот факт, что ребенка принудили пройти гинекологический осмотр или получить тампакс, в принципе можно подать на директора в суд?

В принципе да, но лучше, чтобы формулировку иска подсказал профессиональный юрист в зависимости от конкретных обстоятельств дела.

Если с ребенком в стенах школы случается несчастье, каковы права родителей?

Пока ребенок находится в пределах образовательного учреждения, за его жизнь и здоровье отвечают те работники школы, которые с ним занимаются в данный конкретный момент. На уроке это учитель, на перемене — дежурный педагог. Общую ответственность за всех учащихся несет директор школы. Если, скажем, ребенок получает травму, то, как правило, определенная доля вины лежит на персонале школы и на непосредственном виновнике. Если причинен вред здоровью ребенка или моральный ущерб, родители могут предъявить иск к администрации школы о возмещении физического и морального вреда. Но в этом случае они должны будут доказать, что в действиях их ребенка не содержится прямой вины. Ну, скажем, ребенок залез на потолок и оттуда плашмя упал, а учитель его пытался удержать. Если совершаются действия уголовно наказуемые (например, если сотрудников школы можно обвинить в халатности), то они подлежат уголовной ответственности и их вопросом уже занимаются следственные органы.

Как правильно действовать, если с ребенком в школе стряслась серьезная неприятность?

Обычно родители идут к директору и разговаривают. Но они должны знать, что по Закону об образовании устное заявление не влечет за собой обязательных действий для администрации. Только письменное заявление обязывает администрацию школы принять меры.

Насколько я знаю, кроме физического воздействия на ребенка, Законом об образовании запрещается и воздействие психическое. Что под этим понимается?

Унижение человеческого достоинства, обзывательства, оскорбления по национальному, социальному признакам, угрозы применения наказаний, подавляющих волю ребенка.

В Москве пару лет назад был такой случай. На уроке биологии учительница заставила шестиклассницу рассказывать про онанизм. Девочка не сумела дать учительнице отпор и пришла домой в очень угнетенном состоянии, она считала, что ее опозорили при всем классе. Это можно расценивать как психическое давление на ребенка?

Это может быть расценено как унижение человеческого достоинства. Если в семье существует порицание такого явления, как онанизм, или если ребенок вообще не знает об этом, а его заставляют говорить о нем, это может быть расценено как давление на психику.

Мой ребенок, например, расценил как психологическое насилие анкетирование, которое пыталась затеять в их классе психолог. В анкетах содержались вопросы: «Ссорятся ли твои родители? Как часто они ссорятся?» «Это личное дело нашей семьи. Почему я должен рассказывать чужому человеку такие вещи?« — возмутился мой сын-третьеклассник и отказался отвечать.

И правильно сделал! В российской Конституции сказано, что каждый имеет право на частную жизнь. Жизнь семьи — это частная жизнь, и подобная анкета являет собой пример не просто психического воздействия на ребенка, а нарушение конституционного права каждого человека на частную жизнь. То есть с точки зрения юриста нарушение еще более серьезное, чем нарушение обычных прав. Увы, далеко не все наши педагоги достаточно хорошо воспитаны и понимают, что такое право на частную, личную жизнь. Вот недавно по телевизору показали, как одной девушке на улице пытались задать вопрос: «Не хотите ли вы рассказать что-нибудь о сексе?» Она ответила: «Нет. Это мое сугубо личное дело«. »Вы что, синий чулок?« — стал допытываться тележурналист. »Нет,- сказала она,- я не синий чулок. Но моя жизнь в этой области — это мое личное, частное дело, и в это никто не имеет права вмешиваться. Я на эти темы не говорю«.

Имеют ли право выгнать ребенка из школы и за что?

Не выгнать, а исключить. Ребенка имеют право исключить по основаниям, изложенным в уставе школы. Там есть четкий перечень таких оснований, и любой родитель может с ним ознакомиться. Диапазон требований, которые школа предъявляет к ученикам, сейчас достаточно широк, но, как правило, ученика исключают за какие-то дисциплинарные проступки или за хроническую неуспеваемость по двум и более предметам. Но повторяю, тут, в зависимости от устава, возможны варианты. В одной школе за драку ученика исключают, а в другой могут наложить дисциплинарное взыскание.

И куда ребенку податься, если его исключили?

Поскольку у нас гарантированное образование, то просто так взять и выбросить ребенка на улицу невозможно. Для исключения нужны очень серьезные, веские основания. То есть ребенок должен не просто провиниться, а грубо нарушить устав школы, совершить какой-то очень серьезный дисциплинарный проступок. Может быть, даже с оттенком криминальности. Допустим, он систематически избивает других учеников. Если ребенка исключают, органы образования решают вопрос о его переводе в другое образовательное учреждение. В случае неуспеваемости могут предложить остаться на второй год. В общем, просто так на улице, без образования ребенок не останется.

А что делать родителям, если учитель к ребенку несправедлив и наладить с ним отношения не удается? Такие жалобы встречаются достаточно часто.

Если педагог не прав, должна быть подана письменная жалоба. Администрация обязана провести служебное расследование. И если будет подтверждено, что педагог превысил свои обязанности, совершил какие-то противоправные действия, может стоять вопрос не только о переводе ребенка к другому учителю, но и о вынесении ему служебного взыскания вплоть до увольнения. Но конечно, каждый конкретный случай надо исследовать отдельно, потому что бывают родители, которые на ровном месте устраивают скандалы и выдумывают то, чего не было и в помине. А бывает наоборот.

Очень часто родители боятся связываться с учителями, боятся, что ребенка затравят. Как Вам кажется, эти страхи оправданы или, скорее, бояться должен педагог, что его обвинят в травле ученика, и он останется без работы?

Я думаю, что если родители нормально осуществляют свои родительские обязанности и защищают ребенка от различных негативных последствий, то бояться им нечего. Тут, скорее, надуманные страхи. Наша школа находится в очень уязвимом положении. Во-первых, педагоги отвечают за жизнь и здоровье ребенка, за то, чему они детей обучают. То есть школа имеет массу обязанностей перед родителями. Другое дело, что, прежде чем затевать конфликт, родитель должен здраво и взвешенно проанализировать сложившуюся ситуацию, выслушать не только своего ребенка, но и педагога. Но детей своих надо защищать. Практика показывает, что без этого нельзя.

Допустим, родители подали письменную жалобу директору школы, а результата нет. Что лучше: обращаться в суд или, как у нас привыкли, по инстанциям — в РОНО и т. п.?

Суд — дело хлопотное. Тут все зависит от степени вреда, нанесенного ребенку. Кому-то проще перевести ребенка в другую школу, а кто-то понимает, что переводом ничего не добьешься. Если писать по инстанциям, то нужно, чтобы это было не просто сетование на обидчиков, а описание конкретных противоправных действий.

Как быть, если учительница намеренно занижает оценки, а потом намекает, что хорошо бы с ней позаниматься за дополнительную плату? Или не с ней, а с ее коллегой, которая в свою очередь поставляет учеников ей. Насколько мне известно, такие случаи сейчас не редкость.

Здесь опять-таки трудно дать общие советы. Возьмем самый крайний случай: педагог действительно занижает ученикам отметки, вынуждая их платить деньги. Фактически он занимается вымогательством. Это серьезно, и к такому педагогу надо принимать меры, вплоть до привлечения его к уголовной ответственности. Каким образом можно доказать свою правоту? Если вы уверены, что отметки не соответствуют уровню знаний ребенка, требуйте сдачи экзамена перед независимой комиссией. При этом обязательно надо письменно изложить обстоятельства, почему вы идете на такой шаг.

В подобных случаях нужно обращаться в РОНО?

Нет, к администрации школы.

А что Вы скажете об экзаменах, которые устраивают при приеме в первый класс? Я слышала, что вроде бы это незаконно, но в московских школах сплошь и рядом такие экзамены существуют, только называются тестированием.

Муниципальные школы обязаны принимать безо всякого тестирования детей, проживающих в их микрорайоне. В случае отказа родители имеют право обжаловать действия должностных лиц.

Ну и, конечно, мы не можем оставить в стороне животрепещущий вопрос школьных поборов. Обычно, когда это удерживается в рамках допустимого, родители не протестуют. Но бывают школы, где из родителей постоянно тянут деньги. Причем очень часто деньги сдаются безо всяких документов, просто из рук в руки. Как быть в такой ситуации?

Не хотите — не платите. Вы вправе отказаться. В соответствии с уставом у каждой школы есть перечень дополнительных платных услуг. Если вас что-то из этого перечня устраивает, вы платите. Точно так же, в соответствии с уставом, может быть принято решение собрать деньги на какие-то школьные нужды. Естественно, по отчетным документам, в рамках закона. Если же просто говорят: «Вы должны сдать такую-то сумму на то-то», родитель вправе отказаться, заявив, что он не считает нужным принимать участие в этих расходах. Если же его обязывают платить, то действия администрации являются незаконными. И даже если родительский комитет принимает решение взыскивать деньги, но не оформляет это законным путем, то вполне можно отказаться. Вообще по Закону «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации« (ч. 4 ст. 9) устав школы должен вывешиваться на стене, чтобы каждый мог при желании с ним ознакомиться. Но на практике почти нигде устав не вывешен, и это лишнее доказательство того, что настоящего уважения к правам родителей пока не выработано ни у педагогов, ни у самих родителей. Однако понимание важности этого вопроса постепенно приходит. В ряде регионов уже созданы организации, которые называются »Родительские инициативы« или »Родительские комитеты«. Они собирают информацию об учебных заведениях, в которых грубо нарушаются права детей и родителей; направляют обращения в прокуратуру. Если кто-то из родителей готов защищать свои права в суде, эти организации оказывают им помощь. А это очень важно, ведь по русской психологии один в поле не воин. Вместе же мы — серьезная сила. К примеру, в Москве около двух лет работает общественная организация »Родительский комитет«, которая активно занимается защитой интересов семьи и несовершеннолетних детей.

www.portal-slovo.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]