Платежи без контроля

По словам юристов, пока произойти это может скорее случайно, например в ходе налоговой проверки отправителя средств.

На запрос «Ведомостей» в Федеральной налоговой службе (ФНС) ответили, что «сплошная (массовая) проверка всех физических лиц на предмет получения незадекларированных доходов на банковские карты налоговыми органами не проводится». Но предупредили, что вправе проводить проверки правильности уплаты НДФЛ физическим лицом. Кроме того, «сведения о движении денежных средств по счету налогоплательщика не являются безусловным доказательством получения дохода налогоплательщиком. А выписка банка о движении денежных средств по расчетному счету не может служить достаточным доказательством для установления факта осуществления операций по реализации товаров или услуг», говорится в ответе службы.

Согласно Налоговому кодексу инспекции на местах могут запрашивать информацию от банков о счетах физических лиц, не являющихся индивидуальными предпринимателями, только с согласия руководителя вышестоящего налогового органа, руководителя ФНС или его зама – в случаях проведения налоговых проверок в отношении этих граждан. Это ограничение не действует, если физическое лицо фактически занимается предпринимательством, но без регистрации, разъясняет ФНС.

«Но в случае, если деньги были переведены физическим лицом на счет другого физического лица в качестве оплаты товаров, услуг, вознаграждения за работу или по гражданско-правовым договорам, они являются налогооблагаемым доходом и должны отражаться в налоговой декларации 3-НДФЛ», – предупреждает представитель ФНС.

«Судебная практика привлечения физических лиц к ответственности за неуплату налога в подобных ситуациях и доначисления НДФЛ не развита, поскольку у налоговых органов просто нет механизмов обнаружения фактов получения гражданами таких доходов. Безналичные переводы между физическими лицами разрешены, и банки не должны уведомлять налоговую о каждом платеже каждого своего клиента», – указывает юрист BGP Litigation Екатерина Власова.

Безналоговый статус – в помощь

И все же полностью расслабляться, получая неучтенные доходы на карту, не стоит, предупреждают юристы.

«Многие считают, что о них никто не узнает и декларировать такой доход не надо, но это может привести к неприятным последствиям», – напоминает председатель МКА «Арбат» Наталья Никольская. По ее словам, согласно закону об отмывании доходов банк, установив факт регулярного поступления средств клиенту, вправе запросить у него информацию об их происхождении, а не получив ответа, имеет право заблокировать счет.

Налоговая служба, в свою очередь, может запросить банк о состоянии счета и обнаружить незадекларированный доход. В таком случае помимо доначисления НДФЛ применяются дополнительные штрафы в размере 20% от неуплаченной суммы налога, указывает Никольская.

Услуга перевода средств физических лиц с карты на карту набирает популярность. Только за I квартал этого года клиенты «Тинькофф банка» перевели с карты на карту 70 млрд руб. А общий объем таких переводов по всем каналам розничного бизнеса банков ВТБ и «ВТБ 24» составил около 37 млрд руб. Сюда включены все карточные переводы, включая операции между картами одного лица – например, с зарплатной карты на «доходную». Крупнейший эмитент карт – Сбербанк – отдельной статистики по карточным переводам граждан не предоставляет, но известно, что оборот всех видов p2p-переводов в нем в I квартале достиг 2,6 трлн руб.

Представитель крупного банка из топ-10 рассказал, что в их банке фиксировались единичные случаи блокирования карт, на которые неожиданно начинали приходить множественные зачисления средств. Но делалось это с целью защиты от мошенничества, полагает он.

К слову, существует несколько видов денежных доходов физических лиц, которые согласно Налоговому кодексу никогда не облагаются НДФЛ. Прежде всего это деньги без ограничения суммы, подаренные физическим лицом, не являющимся предпринимателем.

Поэтому, если при переводе денег на карту сервис не выдает обязательного поля «назначение платежа», как у Сбербанка, следует попросить отправителя указать в графе «назначение платежа» в поле комментариев «дарение», тогда вероятность претензий со стороны налоговиков снизится, советует представитель юридической компании.

Освобождены от НДФЛ доходы за услуги нянь и сиделок, репетиторов, уборщиков жилья, не являющихся индивидуальными предпринимателями, но уведомивших налоговый орган о статусе «самозанятого» гражданина, указывает Власова.

Доходы за иные работы и услуги, а также доходы от сдачи в аренду жилья по общему правилу облагаются НДФЛ, говорят юристы. А для этого налоговой службе потребуется дополнительный источник информации, например жильцы сданной в аренду квартиры, разъясняет представитель другой юридической фирмы.

Представитель компании, предоставляющей налоговые консультации, уверяет, что, если человек не декларирует не очищенный от НДФЛ доход, перечисленный на карту, или забудет отразить какую-то часть дохода, а налоговая служба эти средства так и не выявит, инспекция не сможет провести доначисление налога и выставить штрафные санкции.

m.vedomosti.ru

Контроль за расходами физических лиц — Часть первая

История контроля государства за крупными расходами граждан развивается своим чередом. Всем известен отживший свое Федеральный закон от 20.07.1998 N 116 — ФЗ «О государственном контроле за соответствием крупных расходов на потребление фактически получаемым физическими лицами доходам». На смену Закону пришли нормы Налогового кодекса. В рамках существующего налогового права государство все же делает попытку поставить под контроль крупные расходы граждан, но механизм систематически пробуксовывает в силу несовершенства законодательной техники.

Однако норма есть — налоговые органы не имеют оснований не применять ее, и применение происходит сообразно избранному толкованию. Статьи 86.1, 86.2 и 86.3 Налогового кодекса посвящены налоговому контролю за расходами физических лиц.

Процедура налогового контроля за расходами физических лиц — налоговых резидентов Российской Федерации — является одним из способов установления факта неуплаты налогов. Если согласно финансовым документам у физического лица задекларированные доходы небольшие, а лицо производит несопоставимые с ним расходы на приобретение дорогостоящего имущества, то это может свидетельствовать об уходе от налогообложения. Имеет место совершение либо налогового правонарушения, либо экономического преступления.

Расходы, находящиеся под налоговым контролем

Согласно п. 2 ст. 86.1 НК РФ налоговый контроль распространяется на тех налоговых резидентов РФ, которые приобретают в собственность следующее имущество:

— недвижимость (за исключением многолетних насаждений): земельные участки, квартиры, дома, дачи, строения, сооружения, самолеты, вертолеты, морские суда, суда внутреннего плавания, космические объекты, обособленные водные объекты (пруды), леса;

— механические транспортные средства, не относящиеся к недвижимости: автомобили вне зависимости от количества сидячих мест, разрешенной максимальной массы, мощности и назначения транспортного средства; мотоциклы; катера; гидроциклы и снегоходы, если они подлежат государственной регистрации;

— культурные ценности: картины, рисунки ручной работы, скульптурные произведения, художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, иконы, старинные книги, редкие рукописи, уникальные музыкальные инструменты и т. п., признаваемые культурными ценностями согласно действующему законодательству;

а) государственные и ценные муниципальные бумаги: государственные и муниципальные облигации, государственные и муниципальные казначейские обязательства, а также другие государственные и муниципальные ценные бумаги, распространяемые среди физических лиц;

б) сберегательные сертификаты: ценные бумаги на предъявителя, выпускаемые Сберегательным банком Российской Федерации на срок в три года номиналом 1, 10 и 50 тыс. руб. и распространяемые среди физических лиц;

в) акции открытых акционерных обществ (эмиссия должна быть соответствующим образом зарегистрирована в ФКЦБ России);

— золото в слитках.

Налоговому контролю подвергаются расходы, произведенные на приобретение только указанного выше имущества, перечень является исчерпывающим.

Так, приобретение, к примеру, в собственность акций закрытых акционерных обществ не подпадает под налоговый контроль. Это относится также к покупке любых драгоценных металлов, кроме золота именно в слитках.

Все сделки с вышеуказанным имуществом должны проходить регистрацию. На регистратора возлагается обязанность в течение 10 дней со дня регистрации сделки купли — продажи имущества направлять в налоговые органы по месту нахождения налогового резидента копии документов, свидетельствующих о совершении сделки купли — продажи имущества.

Согласно ст. 86.3 НК РФ, в случае если произведенные расходы превышают доходы, заявленные физическим лицом в его налоговой декларации за предыдущий налоговый период, или налоговые органы не располагают информацией о доходах физического лица за предыдущий налоговый период, налоговые органы обязаны составить акт об обнаруженном несоответствии и в месячный срок направить физическому лицу письменное требование о даче пояснений об источниках и размерах израсходованных на приобретение имущества денежных средств.

Учитывая, что сроки в большинстве своем в НК РФ — пресекательные, то спустя один месяц налоговый орган не имеет права направлять физическому лицу требование, и у налогового органа больше нет ни одного инструмента налогового контроля за расходами лица. Но для правильного отсчета указанного месячного срока необходимо знать, с какого дня он начинает течь.

Ответов на эти вопросы нет в ст. 86.3 НК РФ. И этот факт делает статью функционирующей далеко не в пользу налогоплательщика и порождает самовольные действия со стороны налоговых органов.

Необходимо отметить, что согласно НК РФ налоговые органы будут принимать во внимание ваш доход только за прошлый год и сравнивать его с ценой покупки. Даже если очевидно, что по сумме доходов за прошлые годы, взятых из ваших налоговых деклараций, у вас реально могли накопиться деньги на покупку квартиры, то все равно налоговый орган должен потребовать объяснений путем направления вам требования о представлении специальной декларации об источниках и размерах средств, израсходованных на приобретение имущества, форма которого была утверждена Приказом МНС РФ 2 декабря 1999 г. N АП — 3 — 08/379. К специальной декларации физическое лицо вправе приложить копии подтверждающих ваши доходы документов.

business.rin.ru

Расходы граждан берут «под колпак»

Налоговики разрабатывают механизм борьбы с серыми доходами

Российские власти обсуждают возможность контроля за крупными расходами населения. Об этом сообщают «Ведомости». В начале 2000-х от такого механизма отказались, но теперь у налоговиков хватает информации. Поэтому Минфин и Федеральная налоговая служба (ФНС) решили бороться с серыми зарплатами, поскольку «надо чем-то наполнять бюджет», рассказали газете шесть федеральных чиновников.

Данных у ФНС для контроля за расходами сегодня действительно достаточно. Например, при постановке автомобиля на учет ГИБДД передает данные налоговикам для начисления транспортного налога. О покупке недвижимости налоговики узнают от Росреестра. Кроме того, они имеют возможность получать сведения о банковских счетах граждан.

Впрочем, использовать эти данные для доначисления НДФЛ физическим лицам не так просто. До 2003 года, напоминает издание, в Налоговом кодексе имелись статьи, по которым налоговики могли контролировать расходы физических лиц. В 1990-е даже была специальная декларация о расходах. Но при этом было совершенно не ясно, как определить, откуда у гражданина доход: купил ли он, допустим, квартиру на деньги, которые занял, или на незадекларированные средства? Именно поэтому наладить контроль за расходами тогда не удалось.

Замминистра финансов Илья Трунин пояснил изданию, что и сегодня переходить к налогообложению разницы между оценкой богатства и декларируемых доходов напрямую нельзя. При этом он уточнил, что некоторые механизмы контроля за расходами уже имеются: многие госслужащие и сотрудники госкомпаний декларируют доходы, состояние и крупные расходы. Правда, эта информация пока не используется в налоговом администрировании.

Для монетаризма 90-х готовится упаковка 2018 года

Кроме того, в некоторых случаях НДФЛ с вмененного дохода уже взимается. Например, при продаже недвижимости: если квартира во владении меньше трех лет, налог рассчитывается от кадастровой стоимости независимо от того, какая цена указана в договоре.

В итоге, как отмечают «Ведомости», при учете доходов возможен следующий механизм. Можно обязать граждан декларировать определенные активы раз в год, и, если человек через полгода после отчетности совершил крупную покупку, которая превышает его доходы, можно при проверке смотреть на задекларированные активы.

Издание отмечает, что для начала вводить такие декларации нужно только для узкого круга лиц. После того как налоговики выявят незадекларированные доходы, простым доначислением не обойдется. ФНС должна будет передать данные в правоохранительные органы для выяснения легальности доходов.

Громоздкость процедуры собеседники «Ведомостей» объяснили тем, что «идея очень сырая». Вместе с тем, как представляется, идея для кабмина привлекательная, поскольку дает бюджету дополнительные доходы.

Каковы шансы, что контроль за расходами населения будет введен, как это можно сделать на практике?

— Во всем мире налоговые органы и органы финансового контроля стремятся к тому, чтобы минимизировать или даже полностью ликвидировать наличное денежное обращение, — отмечает председатель Русского экономического общества им. С.Ф. Шарапова, профессор кафедры международных финансов МГИМО (У) Валентин Катасонов. — В этом случае все транзакции отдельных физических лиц становятся видимыми, и гражданам почти невозможно уклоняться от уплаты налогов.

С другой стороны, налоговики стремятся — с точки зрения ведения финансовой отчетности — превратить физическое лицо фактически в лицо юридическое. Во многих странах от граждан уже сегодня требуется декларирование не только доходов, на основе которых идет расчет налогов, но и всего своего имущества.

Эта тенденция хорошо видна на примере новейшего проекта Налогового кодекса Украины, который был написан под диктовку консультантов Международного валютного фонда (МВФ). Этот документ предполагает декларирование не только недвижимого имущества, но и драгоценностей и даже наличных денег. Другими словами, если украинец не задекларировал деньги, которые он хранит под матрацем, и к нему пришли с налоговой проверкой — это его проблемы.

Понятно, что даже на Украине нельзя сегодня полностью ликвидировать наличное денежное обращение. Поэтому авторы кодекса и предусмотрели эту ситуацию: гражданин «незалежной», по их мнению, может хранить наличными любую сумму в любой валюте, но если эта сумма превышает 1 млн. гривен (в пересчете на национальную валюту) — необходимо ее задекларировать, и заплатить с нее налог.

«СП»: — Что мешает ввести в России систему контроля за расходами?

— В свое время Россию спасало от нашествий завоевателей бездорожье. С попытками ввести контроль над расходами ситуация в чем-то схожая. Для успеха нужно оборудовать все матушку-Россию сетью специальных аппаратов для приема к оплате пластиковых карт, а также поставить банковские терминалы во всех торговых точках. Но у нас масштабы страны препятствуют такой модернизации.

Другими словами, установить контроль за расходами россиян мешает именно техническая составляющая. И на мой взгляд, такая ситуация будет сохраняться еще довольно долго, хотя министр финансов РФ Антон Силуанов регулярно сокрушается, что мы якобы «нецивилизованная» страна, поскольку около 25% всей денежной массы в России — это наличные деньги, и с этим пора разобраться.

Характерно, что в качестве примера Силуанов приводит Швецию. Между тем, Швеция является единственной страной в мире, где уже имеются магазины, в которых наличные не принимают. Замечу, что в Европе на протяжении двух последних десятилетий культивировалась идея, что любой магазин должен предлагать клиенту выбор: наличный расчет или безналичный. Но теперь, видимо, дело зашло еще дальше, и примеру Швеции скоро последует вся остальная Европа.

«СП»: — А как осуществляется контроль над расходами в США?

— Все американцы обязаны подать налоговые декларации до 1 апреля, и вы не представляете, в какое возбуждение они от этого приходят, поскольку боятся ошибиться при заполнении финансовой отчетности.

Американцы, на мой взгляд, уже давно находятся «под колпаком» органов финансового контроля. Многие из них не в состоянии заполнить чрезвычайно сложные формы декларации. Потому в США процветает бизнес налоговых консультантов, которые заполняют декларации за хорошую плату.

Я останавливался в Штатах в семье мелких — по американским меркам — бизнесменов. Меня удивило, что мой знакомый при разговорах по телефону что-то всегда старательно фиксировал в блокнот. Оказалось, он классифицировал звонки: этот частный, этот по вопросам бизнеса. Эти сведения также нужно было вносить в налоговую декларацию, в графу издержек по бизнесу, чтобы получить налоговые льготы.

Силуанов, видимо, именно такую модель считает идеалом.

«СП»: — Эта модель сулит ощутимый выигрыш бюджету?

— Эту модель «хозяева денег» — международные банковско-финансовые круги — разработали не для того, чтобы помочь России решить проблему с дефицитом бюджета. Ее придумали, чтобы поместить весь мир в условный электронно-банковский концлагерь. По большому счету, речь идет не о финансах, а об установлении тотального контроля над людьми.

Не дай Бог, чтобы и мы дошли до такого. В тех же США налоговую службу граждане боятся куда сильнее, чем, скажем, ФБР. Там очень легко получить штраф или даже тюремное заключение за неверные сведения, указанные в налоговой декларации.

Думаю, оговорка российских чиновников, что «идея сырая», связана с опасениями, что россияне воспримут эту инициативу в штыки.

Я же считаю, что нашим чиновником и налоговикам надо бы заняться другим — установлением контроля за сотнями миллиардов долларов, которые российские олигархи и корпорации держат в офшорах. Именно в этом направлении, на мой взгляд, находятся реальные источники пополнения бюджета России…

— Много лет подряд все российское общество буквально умоляло государство усилить контроль за расходами наиболее состоятельных граждан, — напоминает профессор, главный научный сотрудник Института экономики РАН Никита Кричевский. — Ситуация чудовищного расслоения, при которой 1% супербогатых кичится перед 99% бедных, не устраивала никого. В итоге государство сделало ряд шагов в этом направлении, и я не считаю, что такой контроль бьет по интересам простых россиян.

Напомню, в нынешней системе контроля за крупными покупками имущественный вычет не предоставляется при покупке товара стоимостью до 250 тысяч рублей. Это значит, что все ваши расходы до указанной суммы не подпадают под какой-либо контроль. А в 250 тысяч рублей укладывается, я думаю, 99% всех покупок сограждан.

Замечу, что вся необходимая материально-техническая база для контроля за крупными покупками уже создана, и вступит в действие, в основном, в 2017 году. Речь идет о том, что все крупные покупки через кассовую технику будут автоматически учитываться по базе налоговиков. А уже сегодня налоговики имеют доступ к базам коммерческих банков — например, к базам купли-продажи валюты, — и давно «законнектились» с базами Росфинмониторинга и Росреестра.

Что стоит за заявлением главы Минфина о возможности отказа поддержки ряда отраслей

Другими словами, отследить крупные покупки для налоговиков уже сегодня труда не составляет. Достаточно поставить соответствующий фильтр в программе, — как мы это делаем, когда, например, узнаем свою задолженность перед налоговыми органами или перед ГИБДД, — и спустя короткое время налоговый инспектор получает всю информацию о недобросовестных налогоплательщиках на подотчетной территории.

Поэтому разговоры о контроле над расходами не имеют, я считаю, отношения к подавляющему большинству российских граждан. С моей точки зрения, налоговым органам вообще нет смысла отслеживать суммы ниже 1 миллиона рублей: происхождение этого миллиона любой россиянин — при наличии средней зарплаты около 30 тысяч рублей в месяц, — может объяснить простым накоплением, и какие-либо претензии к нему предъявить едва ли удастся.

Есть еще важный момент. Общая сумма сборов по НДФЛ превышает 2,5 трлн. рублей в год. А вот сумма, которая доначисляется в процессе проверок налогоплательщиков, составляет всего 0,1% от всей суммы сборов. Это говорит о двух вещах. Во-первых, наши граждане весьма щепетильны при подготовке и подаче налоговых деклараций. Во-вторых, суммы доначисляемых средств несопоставимы с затратами на налоговые проверки. С учетом сказанного, кабмину просто нет смысла заморачиваться с широкой кампанией по контролю над расходами граждан…

Кто на самом деле должен решить проблему обманутых дольщиков

Михаил Делягин о том, что внятной программы развития у правительства Медведева как не было, так и нет

Чем собирается поразить мир наше правительство

svpressa.ru

Контроль над расходами налогов

Введите ваш запрос для начала поиска.

Заместитель Председателя Комитета РСПП по техническому регулированию, стандартизации и оценке соответствия

Подписывайтесь на нас:

Расходы граждан попадут под тотальный контроль государства

Сразу после внесения бюджета в Госдуму правительство вернулось к рассмотрению поправок в законодательство, представленных Росфинмониторингом в марте и августе. Контрольное ведомство предлагает ужесточить более десяти кодексов и законов. Если его новации будут приняты, сесть в тюрьму можно будет за отмывание суммы в 10 раз меньше нынешней. Политика контроля над расходами началась с чиновников, но теперь грозит обрушиться и на обычных граждан, пишет «Московский комсомолец».

Предлагаемые Росфинмониторингом ужесточения находятся в рамках общего тренда, это, безусловно, политика. Началось с чиновников. Сначала у них стали требовать публичные декларации о доходах и имуществе (2008 год). Часть деклараций вызывала смех: часто выходило, что нами управляют горькие бедняки, а основное богатство находится в руках их родственников. В 2009 году бывший тогда президентом Дмитрий Медведев подписал пакет антикоррупционных указов, конкретизирующих и ужесточающих эти нормы, в том числе вводящий ответственность за искажение деклараций. Смех стал чуть менее громким, но не прекратился.

Поэтому возникла идея контроля не доходов, а расходов чиновников, соответствующая мировому тренду борьбы с коррупцией. Она вызвала нешуточное бюрократическое сопротивление и поначалу не прошла. Вместо этого уже в нынешнюю Думу был внесен законопроект о запрете госслужащим и их родственникам иметь недвижимость и иные крупные активы за рубежом. Окончательно он пока не принят, но, вероятно, законом он все же станет.

Перед чиновниками опускают шлагбаум: «поураганили в 90-е» (Владимир Путин) — и хватит. А для тех, кто не поймет, создается надежный политический и кадровый резерв в виде ОНФ (Общероссийского народного фронта). Любой действующий чиновник помнит, что в спину ему дышит молодой и амбициозный, но уже проверенный в деле кадр. По новому закону доказанный компромат в виде недвижимости или иных зарубежных активов наверняка выявится у многих «старослужащих».

Но, ужесточая контроль для госслужащих, государство не может оставить без внимания и граждан. Иначе никто не пойдет в чиновники, несмотря на их высокую зарплату. Для граждан предусмотрены меры еще более жесткие.

Впервые поправки, серьезно ужесточающие уголовное, банковское и налоговое законодательство, были представлены на мартовской встрече главы Росфинмониторинга Юрия Чиханчина с тогда премьер-министром Владимиром Путиным. ОРВ (оценка регулирующего воздействия) этих инициатив должна была закончиться 31 августа. Но срок был продлен сначала до 1 октября, потом до отправки бюджета в Думу. Бюджет отправили, и правительство вернулось к инициативам контролеров. Законопроектов два: мартовский и обнародованный 17 августа. Предполагалось, что они станут законами уже в осеннюю сессию Госдумы, а часть их положений вступит в силу с 1 января 2013 года. Не успели, и «веселая жизнь» у нас начнется с 1 июля 2013-го либо с 1 января 2014-го.

Наиболее резкое предложение Росфинмониторинга: параллельное изменение закона о банкротстве и закона о регистрации юридических лиц. По умолчанию директор и бухгалтер, контролирующие денежные операции, объявляются виновными в банкротстве фирмы. Пока они не докажут невиновность в суде, на них ложится бремя солидарной ответственности по обязательствам должника. На период рассмотрения иска судом банкротство может быть приостановлено. Наверное, это поможет бороться с фирмами-однодневками. Но новация отменяет презумпцию невиновности и понятие общества с ограниченной ответственностью (ООО). В чем ограниченная ответственность, если гендиректор и бухгалтер отвечают по долгам предприятия?

Предлагается также внести в законодательство ответственность за передачу документов бухучета юрлица. Будет введен контроль над процедурами слияния и реорганизации ликвидируемых компаний; это популярный способ ликвидации компаний и ухода от налогов. Штрафовать за несвоевременную ликвидацию юрлиц по КоАП предлагается на сумму до 5 тыс. руб. Размер штрафа вызывает некий диссонанс, если учесть, что речь идет о мошенничестве в крупных финансовых операциях.

Финансы под микроскопом

Еще в марте появилось предложение о резком снижении порога контроля операций. По действующему законодательству крупной операцией, подпадающей под контроль Росфинмониторинга, считается перечисление суммы в 6 млн руб. Предполагается, что она станет меньше в 10 раз, то есть 600 тыс. руб.

Грубо говоря, если раньше под особый контроль государства подпадали операции купли-продажи недвижимости (что разумно), то теперь вы и автомобиль не купите без того, чтобы длинный нос Росфинмониторинга не вылез из-за плеча и не поинтересовался: «Откуда денежки?» И если вы не докажете их законное происхождение, то вам грозит штраф до 200 тыс. руб. либо лишение свободы на срок до 2 лет (эти санкции тоже предполагается ввести).

Еще одна новелла: почти полная отмена для налоговых органов понятия банковской тайны и идея предоставить ФНС право не учитывать в налоговой базе «операции, не имеющие очевидного экономического смысла». А если смысл не очевиден — кто будет его определять? В законопроектах не сказано. Права ФНС предлагается расширить при большинстве операций по НДС, при любом уточнении уплачиваемых налогов в сторону уменьшения, предлагается обязать юрлица обосновывать получение ими любого убытка.

Далее: следствие получает право через суд снимать режим банковской тайны в отношении любого банковского счета; причем сотрудники банков несут ответственность за неразглашение факта интереса следствия к счетам. Уголовная ответственность вводится за налоговые и валютные преступления. Росфинмониторинг предлагает снять запрет на привлечение за отмывание денег обвиненных по «налоговым» и «валютным» статьям УК. Одновременно предлагается немного ослабить ответственность по «легализационным» статьям, снизив предельный срок лишения свободы до 7 лет. В целом суды будут иметь больший «люфт» в назначении ответственности за такие преступления.

Новая истатья УК (193.1) будет посвящена операциям по перечислению средств за границу по подложным документам. При этом деянии в особо крупных размерах (свыше 30 млн руб.) суд вправе наказать виновных лишением свободы на срок от 5 до 10 лет. В КоАП вводятся статьи, карающие «техническую» часть менее крупных схем ухода от налогов. За непередачу бухгалтерских документов будут наказывать штрафом до 100 тыс. руб., за непередачу ФНС данных о движении средств по зарубежным счетам — до 500 тыс. руб.

Число лиц, рискующих попасть в тюрьму за деяния, которые раньше карались относительно небольшим штрафом, после принятия поправок обещает резко увеличиться. По оценкам экспертов, количество расследуемых уголовных дел может вырасти минимум в два раза. Статистика из годового отчета Росфинмониторинга за 2011 год (более актуальная статистика недоступна) говорит, что по материалам службы было возбуждено более 460 дел, из них 285 дел переданы в суд, по 68 делам вынесены обвинительные приговоры. Сумма преступного дохода составила почти 2,5 млрд руб.

Росфинмониторинг не забыл про банкиров. В законодательстве предлагается закрепить понятие «бенефициарного владельца». Под ним понимается физическое лицо, которое в конечном счете определяет действия клиента банка. Это может быть его владелец или лицо, контролирующее банковские услуги и операции. Банкиры будут обязаны таких лиц «идентифицировать наравне с клиентами, их выгодоприобретателями по операциям и сделкам и представителями». Александр Сотов, партнер компании «ФБК Право», пояснил: «Это поможет определить экономическую суть подозрительной операции. Регулирующим органам будет проще оценить взаимосвязи между финансовыми операциями и установить их экономическую суть. Так, внимание регулятора могут вызвать множество внешне не связанных операций, за которыми, по сути, стоит одно лицо».

Сегодня определение бенефициара не закреплено ни в одном нормативно-правовом документе. Опыта выявления реальных бенефициаров у банков сегодня нет. Так, 1 апреля стали известны результаты отчетов госкомпаний. Информацию по бенефициарам они не предоставили — никто и не чихнул. В финансовом секторе это невозможно в соответствии с банковской тайной. Росфинмониторинг пытается потребовать от банков раскрывать данные о компаниях, владельцами которых являются их топ-менеджеры.

Предлагается расширить перечень операций, подпадающих под обязательный контроль банков и требующих информирования ФНС и Росфинмониторинга (по-житейски говоря, «стука»). Число критериев таких операций вырастет вдвое: с 20 до 40. Некоторые из них направлены на борьбу не столько с легализацией доходов, сколько с коррупцией. Например, операции по предоставлению или получению займа, процентная ставка по которому более чем вдвое ниже ставки рефинансирования ЦБ (8,25% годовых).

Не передавить бы.

Эффективность подобных предложений эксперты поставили под вопрос. Рост числа сообщений от банков лишь увеличит «информационный шум»; Росфинмониторингу будет сложнее отследить реальные преступления. Многие отмечают, что инициативы ведомства затрагивают простых бизнесменов, а не криминальные элементы. По материалам самого Росфинмониторинга, чаще всего отмываются государственные деньги и средства госкорпораций. В структурах госкомпаний хватает «темных пятен», например, фирм-однодневок, аффилированных с распорядителями средств. Они «помогают» перевести госсредства в теневой оборот, а затем легализовать их под видом частного бизнеса.

Махинации нередки в сфере строительства, энергетики, ЖКХ, при осуществлении целевых и инвестиционных программ, в оборонном комплексе. Широкие возможности для операций с «грязными» деньгами предоставляет российский фондовый рынок: его инструменты активно используются для переводов средств за рубеж и обналичивания. Обычно такие операции осуществляются через мелкие и средние брокерские компании, специально созданные, либо приобретенные для сомнительных целей. Используются и крупные компании. Тогда операции оформляются через профессионального участника рынка ценных бумаг — юридическое лицо, совмещающее брокерскую, дилерскую и депозитарную деятельность.

Деньги от фиктивной продажи ценных бумаг выводятся клиентами-нерезидентами со специального брокерского счета на счета в иностранные банки. Кроме того, ценными бумагами можно оплатить услуги или товары, полученные от нерезидентов, которые затем нетрудно продаются. Масштабы операций, совершаемых с деньгами госкомпаний столь велики, что их можно заметить даже на макроуровне.

Желание государства положить конец безобразиям в своем же хозяйстве можно только приветствовать. Проблема в том, что под удар (или под контроль) могут подпасть обычные бизнесмены и даже просто граждане, совершающие крупные операции. Руководитель корпоративной практики «ФБК Право» Александр Ермоленко опасается: «Иногда Росфинмониторинг не видит границы между разными понятиями. Так, ведомство плохо различает понятия „отмывание денег“ и „уклонение от уплаты налогов“. Любую незаконную деятельность у них называют „отмыванием“. Например, некоторые операции проводятся как способ минимизации налогов».

Налоговая оптимизация рискованна (фискальные органы могут доказать уклонение), но в принципе законна. Причем каждая операция в отдельности не несет криминального характера. Доход оседает в офшоре и облагается налогом по малым ставкам. Возможно, это дурно пахнет, но тем не менее не является «отмыванием». После того как деньги поступили на банковский счет и банк их принял, они уже «белые». Сейчас полноценной возможности выявлять «отмывочные» организации нет. Для этого нужен доступ к банковским счетам.

По данным Росфинмониторинга, ежегодный объем незаконных операций может составлять от 800 млрд руб. до 2 трлн руб. По данным, согласованным с Банком России, с помощью инструментов фондового рынка на счета офшорных компаний в иностранные банки за последние три года было переведено почти $7,5 млрд (около 220 млрд руб.). Через счета физлиц в российских банках за 2010-2011 гг. было обналичено 47,5 млрд руб.

Есть два подхода к исправлению ситуации. Бороться с офшорами, оказывая давление и устанавливая административные барьеры. Судя по предложенным поправкам, он и выбран. Второй: улучшить деловой климат, чтобы выводить деньги в офшоры стало неинтересно. Если бы предприятия и люди могли платить налоги в России по тем же ставкам, что и на Кипре, или ненамного выше, тех, кто хочет уклониться от уплаты, стало бы в разы меньше. Предприниматели активно пользуются возможностью регистрации в офшорах потому, что в нашей стране достаточно сложная и накладная система уплаты налогов. Можно, конечно, объявить все это «отмыванием» и всех посадить. Но с кого тогда брать налоги? С шитья рукавиц в тюрьме много не соберешь.

www.kodeks.ru

Еще по теме:

  • Судебно медицинская экспертиза тяжести вреда здоровью производится на основании Итоговый тест по дисциплине "Судебная медицина" (Тест из 130 вопросов с отметками на правильных ответах) , страница 8 : белое вещество больших полушарий, стволовой отдел мозга : типичная локализация отсутствует S: Врожденные аневризмы артерий […]
  • Второе гражданство через почту Миграционные уведомления В отделениях Почты России можно отправить уведомления в органы Федеральной миграционной службы: о прибытии иностранного гражданина о подтверждении проживания иностранного гражданина или лица без гражданства на […]
  • Фирмы оказывающие услуги по ликвидации Ликвидация юридических лиц Ликвидация фирмы означает прекращение её работы, при этом дальнейший переход прав и обязанностей в другие руки исключён. Это достаточно сложный процесс, требующий внимания, времени, сил и денег. Компания «КонсалтГрупп» […]
  • Если предприятие задерживает алименты Что делать если организация не выплачивает алименты? Денежные средства на содержание несовершеннолетнего ребенка выплачиваются строго в порядке, предусмотренном исполнительным документом – приказом суда, исполнительным листом, выданным судом, […]
  • Могу ли я получить субсидию как молодая семья Условия и правила получения субсидии на покупку жилья для молодых семей Сегодня многие люди не в силах самостоятельно приобрести квартиру, а поэтому и пользуются жилищными программами, которые предлагает государство. Но, к сожалению, не каждая […]
  • Полномочия росздравнадзора в 2018 году Порядок проведения проверки Росздравнадзора С 3 октября 2016 года полномочия по осуществлению проверок учреждений перешли органам Росздравнадзора. Представителям этих органов переданы соответствующие полномочия. К проверке можно и нужно […]