Когда ввели пенсию в россии

Когда ввели пенсию в россии

Пенсии до революции: социальное обеспечение в России на рубеже XIX —.

Пенсии до революции: социальное обеспечение в.

Пенсии до революции:

социальное обеспечение в России на рубеже XIX — XX веков

Пенсионное обеспечение в последние годы существования Российской империи представляло собой сочетание государственного и частного пенсионных капиталов. В системе дополнительного социального обеспечения уже в конце 19 века насчитывалось более 200 ведомственных эмеритальных касс. Но в целом система пенсионного обеспечения оставалась избирательной и охватывала менее 1/3 населения.

Дополнительное пенсионное обеспечение за счет взносов в эмеритальные кассы и рабочие фонды взаимопомощи затрагивало незначительную часть трудящихся, поскольку пенсионные кассы создавались в основном в государственных ведомствах и на крупных промышленных предприятиях. В то время как в России к началу XX века почти половину населения составляли сельские жители: более 60 млн человек из 125 млн, по переписи 1897 года.

Российское крестьянство не обеспечивалось пенсиями долгое время — и до, и после революции. Большинство сельских тружеников будут интегрированы в пенсионную систему страны лишь в 60-е годы ХХ века.

Государственные пенсии на рубеже 19-20 веков по-прежнему оставались привилегией военных и гражданских служащих. Сохранялась традиция назначения пенсий как особых привилегий за заслуги перед отечеством. Существовали повышенные пенсии кавалерам наиболее престижных государственных наград.

Численность военных пенсионеров резко выросла с началом первой мировой войны. Но рядовых солдат в числе получателей привилегированных пенсий не было. Хотя, по разным оценкам, Георгиевские кресты разных степеней в ходе первой мировой войны получили почти полтора миллиона солдат.

До революции 1917 года структура пенсионного обеспечения обычных граждан России состояла из нескольких уровней. Главной компонентой была государственная пенсия, назначаемая за долговременную беспорочную службу, либо пенсия по болезни или инвалидности. Она полагалась работающим в случае досрочного выхода на пенсию по состоянию здоровья.

Начиная с 1912 года пенсия по инвалидности выплачивалась также рабочим частных предприятий.

В дореволюционный период социальная система Российской империи достигла достаточно высокого уровня по сравнению со многими другими странами. В целом по уровню жизни царская Россия к 1913 году занимала 15-е место в мире. Численность населения за пять лет (с момента переписи 1897 года) выросла более чем на треть.

Социальное страхование рабочих и система трудового законодательства в Российской империи признавались одними из лучших в мире – об этом, в частности, на встрече с группой промышленников из России в 1912 году заявил Уильям Тафт, 27-й президент США. Он посещал Россию в начале века, его путь в Санкт-Петербург на встречу с императором Николаем II пролегал через Владивосток. Поэтому президент Тафт оценивал качество социальной политики царской России непонаслышке.

Что касается оценок системы трудового законодательства, социального страхования и в целом качества пенсионной системы России на рубеже 19-20 веков, то они остаются весьма противоречивыми. И, безусловно, эта проблема требует дальнейшего объективного исследования.

Пенсионное обеспечение чиновников Российской империи до 1917 года регулировалось «Общим уставом о пенсиях и единовременных пособиях по гражданским ведомствам». Срок выслуги для получения государственной пенсии составлял 35 лет. Безусловно, при условии «беспорочной службы».

Право на пенсию теряли лица, уволенные со службы по решению суда, а также приговоренные к различным видам наказания, включая лишение свободы или другие ограничения гражданских прав. Любопытно, что по истечении срока наказания и после возвращения на службу чиновник вновь приобретал право на пенсию.

Чиновник, прослуживший не менее 25 лет, соответственно, получал 50% пенсионного оклада. Фактически, пенсию на государственной должности можно было выслужить только к 60 годам, учитывая, что средний возраст приема на службу дипломированного специалиста начинался с 20 лет. При этом пенсионная планка в 60 лет на тот период была выше средней продолжительности жизни в стране.

Общий устав о пенсиях предусматривал некоторое снижение возраста для получения пенсии в двух случаях. В случае неизлечимой болезни полный оклад пенсии можно было получить за 30 лет службы. Во-вторых, досрочную пенсию можно было получить, если чиновнику требовался посторонний уход в случае болезни. Полный оклад пенсии в этом случае полагался за 20 лет службы.

Для назначения пенсий служащим низших чинов нередко требовалось доказать тот факт, что к моменту достижения пенсионного возраста чиновник не будет иметь другой возможности содержать семью, кроме пенсионного пособия.

Размер пенсии государственных чиновников устанавливался соответственно уровню чина. Все должности в государственном аппарате для расчета пенсии были разделены на 9 разрядов.

В начале 20 века размер пенсий российских чиновников мог составлять в среднем от 85 рублей в год (по 9-му разряду) до 1 453 рублей (по первому разряду). Для сравнения, заработок высокопрофессионального рабочего в начале XX века составлял в отдельных отраслях промышленности всего несколько десятков рублей в месяц.

Также важно подчеркнуть, что в конце XIX века рост инфляции в России значительно обесценил пенсионные оклады, которые долгое время не менялись. По пенсионному законодательству того времени, было запрещено устанавливать пенсии выше уровня, определенного Уставом. Руководители различных ведомств по этой причине нередко атаковали министерство финансов просьбами об «усилении» пенсий своим работникам. В случае несогласия министра финансов вопрос о повышении пенсии тому или иному чину выносился на заседание Комитета министров. Прибавка к пенсионному пособию могла составлять от одной трети до половины суммы жалования.

В случае смерти служащего размер пенсии определялся с учетом семейного положения. В частности, учитывалось количество членов семьи, оставшихся без попечения, а также их права на получение пенсии. Например, вдова служащего могла получать лишь половину пенсии мужа, если в семье не было малолетних детей (не старше 17 лет). На каждого из малолетних детей прибавлялась треть от половины пенсии отца. Если в семье было более четырех детей, то все они должны были получать пенсию поровну, но в сумме не больше размера пенсионного жалования отца.

Пенсия умершего также не назначалась сыновьям старше 17 лет и дочерям старше 21 года. Кроме того, право на пенсию утрачивали сыновья, поступившие на службу или принятые в учебные заведения за казенный счет, а также дочери в случае выхода замуж или обучения за казенный счет. Вдовам, вторично вышедшим замуж, государственная пенсия первого мужа также не полагалась.

Кроме того, пенсии лишались чиновники при вступлении на новую должность, или при переходе на службу иностранному государству без согласия российского правительства. Пенсионное право утрачивалось также при пострижении в монашество и в случае нарушения условий выезда за границу (а именно пребывания за границей более разрешенного срока).

Что касается пенсий военнослужащих, то они выплачивались из двух источников: из Государственного казначейства и инвалидного капитала.

Срок выслуги военной пенсии был меньшим, чем у гражданских чиновников — в среднем 25 лет для полного оклада пенсии, и 20 лет — для 50 %.

Примечательно, что офицерам военных тюрем каждые пять лет службы засчитывались за семь.

Для офицеров и гражданским чиновникам военного ведомства, которые служили в отдаленных регионах страны, сроки выслуги пенсий сокращались: например, один день службы считался за два, три, четыре дня и так далее — в зависимости от конкретной удаленности места службы.

При этом для всех без исключения офицеров, военных священников и врачей время службы в действующей армии засчитывалось вдвойне по сравнению с гражданской службой.

Для морских офицеров, кроме общих пенсий, существовали дополнительные вознаграждения. А именно в размере 1/2 оклада жалования — за общий срок плавания в течение службы от 120 до 180 месяцев. Две трети оклада пенсии полагалось за плавание сроком более 180 месяцев.

Командирам кораблей выдавалось дополнительное вознаграждение за долговременное командование судном, корабельным инженерам — за постройку и перестройку судов (сумма дополнительного вознаграждения могла составлять до 1350 рублей в год). Инженерам-механикам полагались доплаты к пенсии за долговременное управление судовыми машинами (до 900 рублей в год).

Размеры пенсий по инвалидности были несколько выше обычных офицерских пенсий. Причем правом получения пенсий из инвалидного капитала пользовались только офицеры, которым оказывал покровительство так называемый «Александровский комитет о раненых». Пенсии назначались в зависимости от чина, в котором находился офицер на момент ранения, и от степени тяжести ранения (соответственно, различались пенсии раненым офицерам первого и второго класса).

Также важно отметить, что офицеры, получившие раны и увечья во время боевых действий, получали пенсии из инвалидного капитала независимо от пенсий из государственного казначейства. Кроме пенсии, отставным офицерам выдавалось ежегодное пособие для найма прислуги.

Как уже отмечалось выше, доходы рабочих в Российской империи на рубеже 19-20 веков были весьма невысоки по сравнению со служащими. На получение пенсионного пособия рабочие в то время могли рассчитывать только при условии добровольных отчислений в пенсионные кассы, в том числе — эмеритуры, которые начиная с 80-х годов 19 века в производственной сфере наиболее активно и массово создавались на железных дорогах.

Правительство предпринимало попытки расширить сферу социальной защиты наемных работников. Так, в 1893 году по предложению министра финансов Витте была создана специальная комиссия для разработки законопроекта об индивидуальной ответственности предпринимателей за здоровье и обеспечение рабочих.

В сентябре 1902 года был разработан законопроект «О вознаграждении владельцами промышленных предприятий рабочих и служащих, утративших трудоспособность вследствие несчастных случаев».

2 июня 1903 года закон был утвержден Николаем II, и вступил в силу с 1 января 1904 года.

При всей ограниченности принятых мер Закон 1903 года все же был значительным прогрессом в развитии трудового законодательства. В нем впервые устанавливались размеры пенсий для наемных рабочих и служащих.

Так, при полной потере трудоспособности полагалась постоянная пенсия в размере 2/3 заработка. В таком же размере выплачивалась пенсия семье в случае потери кормильца. Главным изъяном закона было то, что в нем искусственно занижалось исчисление годового заработка рабочего. Что привело к уменьшению размера пенсии.

Активизация рабочего движения в период первой русской революции (1905–1906 годы) привела к разрушению многих пенсионных касс. Но их развитие продолжилось, как только общественно-политическая ситуация в России стабилизировалась.

К 1912 году назрел вопрос об объединении пенсионных касс различных ведомств в единую организацию, что позволило бы создать в стране полномасштабную пенсионную систему страхового типа. Вступление России в мировую войну в 1914 году стало новым препятствием для развития в стране всеобщего пенсионного обеспечения.

В свою очередь, политические партии активно боролись за введение обязательного социального страхования рабочих за счет средств работодателя или из специальных фондов страхования рабочих, которые предлагалось формировать за счет взимания особого налога на владельцев частных предприятий. Этот вопрос, в частности, обсуждался в 1903 году на втором съезде РСДРП.

Кроме того, в 1912 году на VI Всероссийской партийной конференции в Праге была предложена страховая программа, которая предусматривала обязательное страхование всех наемных работников и членов их семей за счет предпринимателей, и за счет государства — в случае утраты рабочими трудоспособности, в том числе и по старости.

Требование распространить систему социального страхования на все категории рабочих стало одним из ключевых поводов для усиления протестного движения рабочих и активизации деятельности левых партий в России в начале ХХ века.

Вынужденным ответом правительства на эти вызовы стало принятие Закона от 23 июня 1912 года «О социальном страховании рабочих». Однако социальные меры, прописанные в законе, были довольно ограниченными.

Так, обязательное социальное страхование распространялось только на предприятия с численностью не менее двадцати рабочих — при наличии двигателя (парового или электрического), и тридцати рабочих — при отсутствии двигателя.

В силу данных ограничений закон — безусловно, прогрессивный по тем времена — охватил не более 2,5 миллионов рабочих по всей стране. Еще порядка 12 миллионов наемных рабочих и служащих в России оставались по-прежнему без какого бы то ни было обеспечения по старости и инвалидности.

Социальное страхование не распространялось на всех транспортных рабочих, домашнюю прислугу, торгово-промышленных служащих, сельских наемных работников (батраков). Основную нагрузку по выплате страховых взносов закон возложил на самих страхуемых рабочих. По схеме страхования, 3/5 части страхового взноса платили рабочие из своего дохода, 2/5 части взноса платил работодатель. Это привело к снижению заработка большей части наемных работников, что, в свою очередь, провоцировало новую волну стачек и роста революционных настроений накануне 1917 года.

pfr.pba.su

Право на пенсию: почему Россия будет содержать граждан других стран

Граждане США из числа советских эмигрантов требуют от России выплатить пенсии. Уже 5 подобных исков выиграны, еще 15 готовятся к рассмотрению. Десятки или даже сотни тысяч бывших граждан СССР могут последовать их примеру. Почему Россия платит пенсии советским эмигрантам, разбирался экономический обозреватель «Вестей ФМ» Валерий Емельянов.

Советские пенсионеры, уезжавшие за рубеж на ПМЖ, автоматически теряли право на получение пенсии. Поэтому те, кто покидал страну в 80-е годы или раньше, отдавали себе отчет в том, что жить на новом месте им придется на деньги своих детей, друзей или пособие по бедности. Затем Союз распался, а Россия приняла новую Конституцию, и теперь законы страны позволяли получать пенсию из любой точки мира. Многие из эмигрантов попытались в 90-е воспользоваться этим правом, но безуспешно. Им отказывали на том основании, что у них нет российского гражданства. Как бывшие граждане СССР все эмигранты, в том числе проживающие на Западе, могли обменять старые советские паспорта на новые российские, но мало кто воспользовался этим правом.

До недавнего времени позиция российских властей не менялась. Но в 2009 Европейский суд по правам человека обязал Россию признать долги по советским пенсиям, более того — платить советским эмигрантам и дальше наравне со всеми российскими гражданами. На том основании, что заработанные пенсионные права — это имущество, и отнять их невозможно. Всё дело в том, что Россия безоговорочно взяла на себя все советские долги, говорит партнёр группы компаний Paragon Advice Group Александр Захаров:

«Правопреемство России в отношении пенсионного обеспечения бывших граждан СССР является уникальным случаем. Российская Федерация по факту распада СССР приняла на себя все финансовые обязательства в отношении неограниченного количества субъектов — как внешних (кредиторов), так и по обязательствам внутри СССР».

Пятеро американцев советского происхождения уже выиграли свои дела в Москве. Некоторые из них — даже по 2 раза. Им назначена пенсия — чуть выше среднероссийской — около 18 тысяч рублей, а также компенсация за все пропущенные годы. Истцы получили от 600 тысяч до миллиона рублей на человека. Для бюджета Пенсионного фонда это не катастрофические суммы, в этом году на все выплаты из него будет потрачено более 7,5 триллионов рублей. Однако число эмигрантов, жаждущих компенсаций, может быстро вырасти. За все прошлые годы они подали 45 тысяч прошений, хотя тогда у них шансы что-либо получить были почти нулевые. Учитывая масштаб советской эмиграции (а уехали миллионы людей), можно представить, что сумма выплат по таким долгам быстро достигнет миллиардов или даже триллиона рублей. Впрочем, заведующий Центром анализа социальных программ и рисков НИУ ВШЭ Сергей Смирнов считает, что драматизировать не стоит: людей, успевших наработать полноценный стаж в советское время, в живых осталось очень мало:

«Тех, советских, скажем так, пенсионеров осталось не так уж много, поэтому они никоим образом бюджет ПФР не подорвут. А те, кто уехал в трудоспособном возрасте, успев потрудиться в Советском Союзе, у них есть право лишь на мизерную пенсию. Даже валоризация им много не даст. Будут ли они связываться с судом ради получения 2-3 тысяч рублей, я не уверен».

Большую опасность для ПФР могут представлять истцы из бывших советских республик, говорят юристы. Формально Россия обязана полностью или частично содержать в старости вообще всех, кто успел поработать в любой из частей бывшего СССР. Это более 100 миллионов человек, то есть таковых в разы больше, чем российских пенсионеров. Разумеется, на практике власти такого не допускают. По факту обязательства перед пенсионерами поделены по принципу гражданства. Иногда уроженцы СССР имеют две неполные пенсии, что приемлемо и для России, и для соседних с нею стран, рассказывает юрист компании «Деловой фарватер» Марина Емельянцева:

«Если по пенсионному законодательству зарубежной страны человек выработал достаточно стажа (у многих здесь — сходные требования), если есть определенные накопления и какие-то еще условия соблюдены, то в принципе он имеет право на получение пенсии там. И если соблюдены условия российского законодательства, то будет выплачиваться и российская пенсия тоже».

В США до недавнего времени правила были другими. Выходцы из бывшего СССР, как и все прочие приезжие, не имели права получать сразу две пенсии — полную американскую и, например, вторую российскую. 7 лет назад это правило отменили, и тем, кто родился в СССР, а доживает свой век в Америке, стало выгодно обращаться в российский Пенсионный фонд. Отсюда такая активность с их стороны.

Кстати, вопрос о пенсиях эмигрантов поднимается уже не первый раз. Год назад в Госдуме предлагали вообще запретить перечисления пенсий за границу. Но идею не поддержало ни одно профильное ведомство. Также против был и президент страны. По словам Владимира Путина, Россия будет исполнять обязательства перед эмигрантами, поскольку они заработали такое право.

Есть и чисто моральный аспект проблемы. Например, в Латвии российские пенсии получают более 20 тысяч человек, многие из которых являются ветеранами. Если их оставить без российских выплат, местные власти вряд ли о них позаботятся.

radiovesti.ru

История пенсионного обеспечения в России

Не зная прошлого, невозможно понять

подлинный смысл настоящего и цели будущего.

Первые упоминания о государственном пенсионном обеспечении на территории современной России относятся к древним временам. Как отмечается в летописях, князья и воеводы славянских дружин заботились не только о пропитании и вооружении своих подданных, но и об обеспечении их в случае ранения и по достижении старости. Постепенно забота о раненых и престарелых ставится на все более регулярную основу.

Уже в 1663 г. при царе Алексее Михайловиче раненым назначались “лечебные” денежные выплаты, размер которых зависел от тяжести полученных увечий. Распространенными формами социальной поддержки военных, ушедших со службы по ранению, являлось предоставление поместья или прибавки земель к уже имеющимся владениям.

Во времена Петра I внимание к увечным, раненым и престарелым воинам усилилось. Их стремились устроить так, чтобы они имели источник существования. Законодательные акты Петра I содержали в себе обязательство государства оказывать помощь раненым и инвалидам за счет государственного бюджета.

В дальнейшем такие традиции продолжались и развивались. Екатерина II определила денежное содержание из государственной казны отставников военной службы. Размеры пенсий также были увеличены.

Но в основном пенсионное обеспечение распространялось на государственных служащих и военных. Только во второй половине XIX в. системное пенсионное обеспечение стало распространяться на частное предпринимательство. Вошел в силу закон, обязывающий владельцев частных железных дорог создавать кассы для выдачи пособий по болезни и уходу с работы по инвалидности. Их основу составляли отчисления от заработной платы работников, которые накапливались на их личных счетах. При получении увечья или профессиональной болезни из накопленных на этих счетах средств выплачивались пособия. Эту систему назвали страховой, так как взносы, уплаченные работником, были его страховкой на случай его нетрудоспособности.

Радикальные преобразования в пенсионном обеспечениистали осуществляться после социалистической революции. В 1917 г. вышло Постановление «О выдаче процентных надбавок к пенсиям военно-увечных». В 1918 г.Постановление «Об утверждении Положения о социальном обеспечении трудящихся». В 1924 г. было введено пенсионное обеспечение за выслугу лет для научных работников и преподавателей рабфаков. А в 1925 г. установлены пенсии за выслугу лет для учителей городских и сельских школ. Размеры пенсий зависели от размера среднемесячного заработка, условий труда, состава семьи.

Тогда же, в 1920-х гг., система пенсионного обеспечения была заменена на систему социального страхования, которая работала по принципу: все организации отчисляли государству налоги, из которых формировался бюджет страны. Из этого бюджета производились расходы на все государственные нужды: строительство дорог, заводов и выплату пенсий гражданам…

Эта система сохранялась вплоть до распада СССР. Однако в 1991 г. после перехода от централизованного планового руководства народным хозяйством к рыночным методам она исчерпала свои возможности. Даже самая большая пенсия не могла превышать трех установленных законом минимальных размеров пенсии, к тому же в стране резко снизилась рождаемость. В то же время цены быстро росли, что снижало уровень обеспечения пенсионеров. Расчеты показывали, что в 2010-2020 гг. может возникнуть проблема нехватки денег для выплаты пенсий, так как число людей, выходящих на пенсию заметно превысит число начинающих работать.

Решить эти проблемы можно было только путем увеличения доходов пенсионной системы. Для этого необходимо было разработать систему, в которой был бы стимул к уплате отчислений в Пенсионный фонд Российской Федерации (ПФР). Стимулом в таком случае служит уверенность работающих граждан, что взносы, которые платит их работодатель или они сами на пенсионное обеспечение, без потерь вернутся к ним, когда они будут выходить на пенсию. И чем больше будет таких пенсионных отчислений, тем выше будет размер пенсии.

Правительство приняло решение о проведении в России пенсионной реформы. Цель ее — формирование многоуровневой пенсионной системы для улучшения пенсионного обеспечения граждан. В 2001 г. была внедрена новая модель, которая включила в себя обязательное пенсионное страхование, государственное пенсионное обеспечение и дополнительное негосударственное пенсионное страхование.

Три уровня пенсионной системы в Российской Федерации

Пенсия — это гарантированная ежемесячная выплата для обеспечения граждан в старости в случае полной или частичной нетрудоспособности, потери кормильца, а также в связи с достижением установленного стажа работы в определенных сферах трудовой деятельности.

Пенсионная система в Российской Федерации состоит из трех уровней:

1. Государственное пенсионное обеспечение.

Предоставляется нетрудоспособным гражданам, которые в силу обстоятельств не приобрели права на трудовую пенсию — инвалидам I, II и III группы, в том числе инвалидам с детства, детям-инвалидам, мужчинам, достигшим возраста 65 лет, женщинам, достигшим возраста 60 лет, не имеющим страхового стажа; и др.

Также пенсии по государственному пенсионному обеспечению назначаются гражданам для компенсации им заработка, утраченного в связи с прекращением федеральной государственной гражданской службы при достижении установленной выслуги лет; либо для компенсации вреда, нанесенного здоровью граждан при прохождении военной службы, в результате радиационных или техногенных катастроф, в случае наступления инвалидности или потери кормильца и в ряде других случаев.

Государственное пенсионное обеспечение осуществляется за счет средств Федерального бюджета Российской Федерации.

3 000 000 человек получают пенсии по государственному пенсионному обеспечению.

2. Обязательное пенсионное страхование

В рамках обязательного пенсионного страхования (ОПС) назначается и выплачивается трудовая пенсия.

Трудовая пенсия — ежемесячная денежная выплата в целях компенсации застрахованным лицам заработной платы и иных выплат, утраченных ими из-за наступления нетрудоспособности вследствие старости или инвалидности, а нетрудоспособным членам семьи застрахованных лиц — заработной платы и иных выплат и вознаграждений кормильца, утраченных из-за смерти этих застрахованных лиц, право на которую определяется в соответствии с действующим законодательством.

На вставку — ст. 39, «Конституция Российской Федерации

1. Каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.

2. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.

3. Поощряются добровольное социальное страхование, создание дополнительных форм социального обеспечения и благотворительность.

Необходимое условие для назначения трудовой пенсии – не менее 5 лет страхового стажа.

Общеустановленный возраст выхода на трудовую пенсию по старости: 60 лет – для мужчин и 55 лет – для женщин.

Страховой стаж – это общая продолжительность периодов работы, в течение которых за работника уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации.

Существуют три вида пенсий по ОПС: трудовая пенсия по старости, трудовая пенсия по инвалидности и трудовая пенсия по случаю потери кормильца.

ОПС осуществляется за счет страховых взносов работодателей за своих работников в Пенсионный фонд Российской Федерации.

36 000 000 человек в России получают трудовые пенсии.

3. Негосударственное (дополнительное) пенсионное обеспечение

Это дополнительные пенсии, которые выплачивают негосударственные пенсионные фонды (НПФ). Чтобы получать такую пенсию, гражданин должен заключить договор с негосударственным пенсионным фондом и в течение определенного времени осуществлять собственные добровольные взносы. Кроме самого гражданина, взносы на дополнительное негосударственное пенсионное обеспечение может делать его работодатель.

6 700 000 человек сегодня принимают участие в программах негосударственного пенсионного обеспечения.

Дополнительная пенсия формируется не только за счет добровольных взносов в НПФ, но и за счет инвестиционного дохода, полученного от инвестирования этих взносов (что такое «инвестирование» и как оно может увеличить будущую пенсию, читай в следующей главе).

Как устроена система обязательного пенсионного страхования

Все работающие молодые люди формируют будущую пенсию в системе обязательного пенсионного страхования. Это предстоит и тебе. Поэтому рассмотрим его подробнее.

Обязательное пенсионное страхование — это отложенная часть заработка, которая выплачивается при наступлении страхового случая – например, достижении пенсионного возраста. Чем больше денег было направлено в фонд твоей будущей пенсии за всю трудовую жизнь, тем выше она будет.

Граждане, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, называются застрахованными лицами.

Застрахованные лица — это граждане Российской Федерации, а также постоянно или временно проживающие на территории Российской Федерации иностранные граждане и лица без гражданства:

— работающие по трудовому договору или по договору гражданско-правового характера (так работает большинство людей-наемных работников);

— самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой); являющиеся членами крестьянских (фермерских) хозяйств;

— работающие за пределами территории Российской Федерации в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации;

— являющиеся членами родовых, семейных общин малочисленных народов Севера, занимающихся традиционными отраслями хозяйствования;

Ты тоже станешь застрахованным лицом. Подтверждение того, что ты стал участником системы обязательного пенсионного страхования — страховое свидетельство ОПС (обычно это зеленая пластиковая или ламинированная карточка).

Оформить его ты можешь самостоятельно в управлении Пенсионного фонда по месту жительства. С 2011 года Пенсионный фонд Российской Федерации начинает регистрацию в системе ПФР всех россиян независимо от возраста. До 2010 года страховые свидетельства ОПС выдавались только лицам старше 14 лет при обращении их в органы ПФР, либо их выдавал первый работодатель. В свидетельстве будут указаны персональные данные и номер твоего персонального счета в ПФР — СНИЛС.

СНИЛС – страховой номер индивидуального лицевого счета гражданина в системе обязательного пенсионного страхования.

Перед ПФР поставлена задача уже в 2011 г. зарегистрировать в системе ПФР и выдать каждому несовершеннолетнему гражданину РФ СНИЛС. Для этого нужно твое личное участие. Необходимо будет заполнить специальную анкету и передать ее в ПФР.

Это важно, так как СНИЛС становится единственным идентификатором персональных данных граждан во всех федеральных и региональных ведомствах России, идентификатором универсальных карт. С помощью таких карт можно получать разнообразные государственные услуги – от медицинской помощи до льготного проезда в транспорте.

Права и обязанности застрахованного лица

Став застрахованным лицом, ты имеешь право:

— контролировать состояние своего индивидуального лицевого счета в Пенсионном фонде Российской Федерации;

-получать в органах ПФР по месту жительства выписку из индивидуального лицевого счета (также это можно сделать через отделения Сбербанка России ил через сайт государственных услуг);

— получать у страхователя копию сведений о себе, представленных в ПФР, в том числе и информацию об уплаченных за тебя страховых взносах.

— получить страховое свидетельство, хранить и предъявлять по требованию страхователя или работников пенсионных органов;

— сообщать в органы ПФР об изменениях сведений, содержащихся в лицевом счете, а также при утере страхового свидетельства;

— предъявлять по требованию органов ПФР необходимые документы для решения вопросов, связанных с обязательным пенсионным страхованием.

100 000 000 человек являются участниками системы обязательного пенсионного страхования – застрахованными лицами.

Основными плательщиками взносов на обязательное пенсионное страхование являются работодатели. В системе ОПС их называют страхователями.

Страхователи – это работодатели (организации, индивидуальные предприниматели, руководители фермерских хозяйств, нотариусы, адвокаты и др.). Они уплачивают страховые взносы с фонда оплаты труда своих работников, которые поступают на их индивидуальные лицевые счета.

Ты также сможешь делать собственные взносы в фонд своей будущей пенсии. Но об этом мы поговорим позже.

ОПС в России осуществляется страховщиком – Пенсионным фондом Российской Федерации.

Страховщик — Пенсионный фонд Российской Федерации, который осуществляет ОПС в России. ПФР постоянно взаимодействует с каждым из 10 000 000 страхователей страны.

Взаимоотношения в системе пенсионного страхования можно представить в виде следующей схемы:

novochgrad.ru

Пенсионный возраст в России. Досье

14 июня Медведев объявил, что предлагается поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 для женщин

ТАСС-ДОСЬЕ. 14 июня 2018 года премьер-министр РФ Дмитрий Медведев объявил, что правительство предлагает поэтапно повысить пенсионный возраст до 65 лет для мужчин и 63 для женщин. Изменения не коснутся тех, кто уже вышел на пенсию.

Редакция ТАСС-ДОСЬЕ подготовила материал о пенсионном возрасте в России о дискуссии вокруг его повышения.

Пенсионное обеспечение в России. Досье

Пенсии по старости впервые были введены в России в 1928 году постановлением союзного совета социального страхования при народном комиссариате труда СССР от 5 января для рабочих текстильной промышленности. Тогда же был определен пенсионный возраст — 60 лет для мужчин и 55 — для женщин, который с тех пор не повышался.

Те же возрастные рамки впоследствии были введены при расширении пенсионного обеспечения на работников всех отраслей промышленности и сельского хозяйства, а также на служащих. Согласно действующему законодательству, лица ряда социальных категорий (многодетные матери, инвалиды по зрению, работники вредных производств и т. д.) могут также претендовать на досрочную пенсию. Например, ряд категорий шахтеров могут уходить на пенсию после 20 лет работы независимо от возраста.

Впервые на правительственном уровне вопрос о повышении пенсионного возраста был поднят в январе 1997 года. Тогда Министерство экономики (на тот момент его возглавлял Евгений Ясин) разработало проект нового закона «О пенсионном обеспечении граждан в Российской Федерации», который предусматривал увеличение пенсионного возраста до 60 лет для женщин и 65 лет для мужчин. Представляя законопроект, руководитель департамента социальной политики Минэкономики Владимир Понизов отметил, что повышать пенсионный возраст можно будет только постепенно, в течение 20 лет, так как на тот момент средняя продолжительность жизни мужчин составляла 58 лет. Законопроект принят не был.

В июле 2000 года министр экономического развития и торговли РФ Герман Греф на слушаниях в Госдуме сообщил, что правительство не планирует повышать в ближайшем будущем пенсионный возраст. При этом он дал прогноз, что к этому вопросу, возможно, придется вернуться в 2007 году при неблагоприятной демографической и экономической ситуации.

Активная дискуссия о повышении пенсионного возраста началась в 2010-2011 годах. В частности, в июле 2011 года о неизбежности его постепенного повышении до 65 лет заявил заместитель министра финансов РФ Сергей Шаталов. В том же месяце министр финансов Алексей Кудрин сообщил, что повышение пенсионного возраста «возможно, но сегодня отвергнуто». 18 апреля 2012 года премьер-министр Владимир Путин заявил, что повышение пенсионного возраста для России «неприемлемо и не нужно». В 2013-2014 годах многие из федеральных министров российского правительства отвергали предложения по повышению пенсионного возраста.

29 января 2015 года глава Минэкономразвития Алексей Улюкаев сообщил, что считает возможным в рамках реформы пенсионной системы приступить к поэтапному повышению пенсионного возраста. 13 февраля на совещании с экономическими экспертами президент РФ Владимир Путин предложил изучить и рассмотреть данный вопрос. 14 апреля министр финансов Антон Силуанов заявил, что выступает за срочное повышение пенсионного возраста. При этом в ходе «прямой линии» 16 апреля Путин заявил, что, по его мнению, Россия в настоящий момент не готова к резкому повышению пенсионного возраста, однако это возможно в будущем «при открытом и активном диалоге с обществом», причем не должно коснуться людей предпенсионного возраста.

Обсуждение перспектив повышения пенсионного возраста возобновилось из-за роста дефицита пенсионного бюджета, который на начало 2015 года составил 623 млрд рублей и, по оценкам экспертов, мог вырасти вдвое к 2017 году. По мнению Кудрина, компенсировать дефицит бюджета можно было или повышением пенсионного возраста, или повышением налогов. 13 июля 2015 года вице-премьер Ольга Голодец в интервью телеканалу «Россия 24» сообщила, что повышения пенсионного возраста в РФ нет в планах правительства до 2018 года.

8 мая 2018 года, во время рассмотрения своей кандидаты на пост премьер-министра РФ, Дмитрий Медведев заявил, что правительство под его руководством планирует подготовить и в ближайшей перспективе направить в Госдуму на рассмотрение предложения по пенсионному возрасту. При этом он отметил, что возраст выхода на пенсию в 55 и 60 лет вводился в СССР, когда средняя продолжительность жизни составляла около 40 лет. При этом в 2017 году ожидаемая продолжительность жизни при рождении, по данным Росстата составляет 67,5 лет для мужчин и 77,6 лет для женщин.

tass.ru

Еще по теме:

  • Времена сухого закона в америке Сухой закон в Америке Сухой закон был принят конгрессом США в 1919 г., вступил в силу в январе 1920 г., а в декабре 1933 г. был отменён. Как начинался сухой закон в Америке? Ограничения на продажу и производство алкоголя периодически вводились в 13 […]
  • Как вернуть налог за лечение ребенка Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на лечение в разных ситуациях. Пример 1: Оплата собственного лечения Условия получения вычета: В 2017 году Сидоров С.С. прошел курс лечения в больнице […]
  • Исковое заявление оплата пошлины Госпошлина при подаче административного искового заявления Государственная пошлина — то обязательный денежный сбор, который нужно заплатить государству при обращении в суд. Госпошлина за подачу административного искового заявления уплачивается в […]
  • Статья госпошлина нк рф Статья 333.19. Размеры государственной пошлины по делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации, судами общей юрисдикции, мировыми судьями 1. По делам, рассматриваемым Верховным Судом Российской Федерации в соответствии с гражданским […]
  • Не устанавливается разрешение 1920 Не устанавливается разрешение 1920 Список форумов>" />Видеокарты>" />VIVO - Мониторы, TV - подключение и настройка видео 1920x1080 на win 7 x64 c HD4870 Сообщения: 2Откуда: Москва Репутация: 0 Сообщения: 5611Откуда: Питер Репутация: 9 […]
  • Почетный донор льготы выход на пенсию Льготы почётным донорам Донорство во всём мире считается добровольным делом, однако при этом сами различные государства по-разному поощряют людей, безвозмездно сдающих кровь. В нашей стране гражданам, которые сдали кровь более 40 раз или её плазму […]