Оглавление:
Кдушинского спор деревьев
Тема урока: К. Ушинский «Спор деревьев».
/урок формирования умений и навыков/
Цель: совершенствовать качество понимания читаемого, а также выразительность чтения
Задачи: Предметные:
Познакомить с литературной сказкой К.Ушинского. Выявлять подтекст. Определять идею произведения. Определять своё отношение к персонажам. Определять жанр прочитанного произведения. Учить выразительно читать; интонационно правильно читать повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения; создавать короткие устные высказывания; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения; развивать интерес к родному языку и речи, закреплять навыки чтения, учить осознанному чтению.
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Умение выражать свои мысли полно и точно.
Регулятивные УУД: Целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:Умение структурировать знания. Смысловое чтение, целого из частей. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Выделение познавательной цели. Классификация объектов. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждения. Смысловое чтение.
Оборудование: презентация, карточки с загадкой, портрет Ушинского, название сказки.
Ход урока Формируемые УУД
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо – влево повернулись И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.
Актуализация знаний
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
— Какое произведение вы читали дома? /Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски/
— Кто его автор?/Дональд Биссет/
— К какому жанру относится это произведение? /Сказка/
— Докажите.
— Вы сделали комикс. Давайте его озвучим. СЛАЙД 2 Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга
Стадия вызова
— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в необычное путешествие.
Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.
Представили?
Теперь откройте глаза.
— Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях)
— Но мы о деревьях говорим на уроке окружающего мира, а сейчас урок литературного чтения? (значит, мы будем читать произведение о деревьях)
— Приходилось ли вам слушать или слышать, как разговаривают деревья.
— Кто же научит нас видеть и слышать, понимать разговор цветов и деревьев.
Кто переведет нам язык растений на человеческий язык? И есть ли такие переводчики. Оказывается есть. Это писатели и поэты, художники и музыканты.
С одним из таких мастеров мы сегодня на уроке повстречаемся. Это фамилия уже вам известна.
Обратите внимание на выставку, произведения, какого автора представлены на выставке?
(выставка книг К. Д. Ушинского). СЛАЙД 3
— А чтобы узнать полное название произведения, послушайте определение этого слова из толкового словаря Ожегова. СЛАЙД 4-5
— словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение. Спор
Тема нашего урока — К. Ушинский «Спор деревьев».
— КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ НА УРОКЕ?
— ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?
Регулятивные УД: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез) Личностные: формировать интерес к предмету и теме урока
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
1. Прослушивание аудиозаписи.
— Итак, может, догадаетесь по обложке книги – какого жанра может быть это произведение? Почему? (потому что первичное восприятие обманчиво) СЛАЙД 6
* Сейчас зазвучит текст. Внимательно послушайте его, представьте то, о чем рассказывает автор, прислушайтесь к своим чувствам. (звучит запись произведения, дети внимательно следят по учебнику.
2. Беседа по вопросам на восприятие текста:
— К какому жанру можно отнести текст? (Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их наделяет человеческими качествами.)
— Кто герои произведения? СЛАЙД 7
— О чем они говорят?
— Каким настроением проникнута их речь? (Герои — деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 8
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы) установка на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении
Речевая разминка
— Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.
Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором. СЛАЙД 9
ВЫ-РЕЗ-НЫ-Е – ВЫРЕЗНЫЕ
ПО-ХВА-ЛЯТЬ-СЯ – ПОХВАЛЯТЬСЯ
ПО-ГО-ДИ-ТЕ – ПОГОДИТЕ
ГО-ЛЕ-НЁ-ШЕНЬ-КИ – ГОЛЕНЁШЕНЬКИ
Читаем внимательно СЛАЙД 10
ВЫПИТЫ – ВЫЛИТЫ
ХВАТАЕТ – ХВАСТАЕТ Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга. Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга
Стадия осмысления
1. ПОВТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА (чтение по цепочке)
2.Словарная работа. СЛАЙД 11
— Дайте лексические значения словам из текста
Промежду – между,
молвила – произнесла, сказала,
потеха — развлечение, забава,
голёшеньки – голые,
житья – жизнь.
3. АНАЛИЗ ПРОЧИТАННОГО
— Это произведение – сказка.
— Расположи деревья по порядку, как в сказке. СЛАЙД 12
— Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?
— Ребята, о чем был спор деревьев? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами.
-Давайте, по словам персонажей, попробуем представить характер каждого дерева. Для этого перечитаем сказку по отрывкам и выскажем свое мнение.
-Каким вы представили себе дуб? Чем он гордится? А яблоня? А сосенка?
На доске КРАСОТА ПОЛЬЗА
— Посмотрите, получается, что в споре деревья пытаются выяснить, что важнее красота или польза? А как думаете вы?
— А красота (например: вид красивой природы, красивая прическа, красивый портфель) может принести пользу? Какую?
— Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте свое мнение: СЛАЙД
— дуб,
— яблоня,
— сосенка,
— все деревья
-Так кто же из деревьев приносит большую пользу, можно определить? Почему?
-Мог ли подобный спор произойти между людьми?
— Я предлагаю разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев.
4. РАБОТА В ГРУППАХ (по рядам)
— Мы отрепетировали, как читать слова дуба, яблони и сосенки. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.
— Как вы думаете, что произошло дальше с деревьями? Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение объяснять свой выбор; Познавательные ОД: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
Личностные: развивать самостоятельность и личной ответственности за свои поступки; формировать, положительное отношение к учебной деятельности.
Стадия рефлексии, самооценки
— С каким произведением мы работали?
— Кто автор?
— Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение.
И лес шумит дружней, когда деревьев много. СЛАЙД 15
Красота всякому видна.
Не ищи красоты, а ищи пользы.
Каковы дела, такова и польза.
— Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете важны все: каждое дерево, каждая травинка, каждый цветок, здесь найдется место каждому. Все в природе взаимосвязано и приносит пользу.
СЛАЙД 16
— Оцените свою работу на уроке. (Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …)
СЛАЙД 17
Дома ТПО с. 96 – 97, желающие могут выполнить задание на с. 68 учебника, № 7 Регулятивные УД: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Личностные: формировать, положительное отношение к учебной деятельности; интерес к предмету и теме урока; формировать стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений
miknachschool.ucoz.ru
Стратегиальный подход к чтению. Рассказ К.Ушинского «Спор деревьев»
Цели и задачи урока:
- продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
- развивать познавательный интерес учащихся;
- способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
- способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
- синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
- совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
- прививать любовь к чтению.
Оборудование урока:
- портрет писателя К.Д. Ушинского;
- выставка книг писателя;
- оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
- папки по чтению;
- индивидуальные задания;
- компьютер, магнитофон;
- календарь настроений.
Ход урока
I. Организационный момент.
(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).
II. Проверка домашнего задания.
(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” — пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).
— Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.
Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).
— Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.
А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.
Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.
— А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.
Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).
Истина – ложь. (1-0)
- Два козлика встретились на тропинке – 0
- Мужик вез дрова – 0
- Девочка взяла у брата юлу – 1
- Козлики пошли вместе гулять – 0
- Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” — 1
- Сено – сухая трава – 1
- В рассказе о детях герои – два брата – 0
Проверка работы (ответ) 0010110.
А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).
Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).
Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?
Вот дуб и говорит: ….
Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.
Я всем деревам царь.
Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.
Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.
Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.
Погодите, — говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.
Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.
Определяем жанр произведения.
Работа с текстом.
Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.
xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai
План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
«Спор деревьев»
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.
Предварительный просмотр:
Конспект занятия по развитию речи
в старшей группе
Воспитатель: Окруль Ольга Михайловна
— познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;
— развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;
— учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.
— воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;
— обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);
— познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»;
— воспитывать доброжелательные отношения между детьми;
— формировать любовь к родному языку.
Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.
— Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? (ответы детей)
— Как они разговаривают? (ответы детей)
— Давайте представим, что вы маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Дети складывают вместе перед собой ладоши, приседают; начинают медленно подниматься, подняв руки над головой).
— Деревья выросли и расправили свои ветки (дети разводят руки в стороны).
— Подул лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (дети отводят руки то в одну, то в другую стороны).
— Теперь внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев».
Выразительное чтение текста «Спор деревьев».
Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:
— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.
Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:
— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.
Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.
— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.
Воспитатель: (работа над содержанием рассказа по вопросам)
— Как вы понимаете слова: в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки?
— Как можно назвать рассказ?
— Как называется разговор, который происходил между деревьями?
— Какие деревья вели спор между собой?
— По какому вопросу возник спор?
— Что говорил дуб?
— О чём молвила яблоня?
— Что ответила сосна?
— А что могла сказать берёза?
Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.
— Дети, посмотрите на картинки и найдите дуб, яблоню, сосну.
— Какие из них деревья лиственные, а какие хвойные? Почему?
(Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предложить им назвать другие деревья, которые они знают.)
Физкультминутка: (выполнять подражательные движения в соответствии с текстом)
А зубами постучим
И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)
Плечиками мы покрутим
И про ручки не забудем.
И немножко отдохнём. (наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)
Мы ногами поболтаем
И чуть-чуть поприседаем,
Ножку ножкой мы побьём
И немножко отдохнём. (садятся на стульчики)
Упражнение «Хорошо или плохо»
Воспитатель: предложить детям ответить на вопросы:
— Как вы думаете, что такое спор? (ответы детей)
— Спор — это состязание словами, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.
— Спорить — это хорошо или плохо?
(Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдёшь правду.)
Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается истина, но спорить нужно по делу.
Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».
Познакомить детей с пословицами (повторить их хором, объяснить): «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»
Дети высказывают своё мнение, отвечая на вопросы:
— Бывал ли у вас пустой спор?
-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?
-Дети, вам понравилась сказка К.Д. Ушинского «Спор деревьев»? (Ответы детей)
— Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на занятии!
nsportal.ru
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев»
Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят.
Предварительный просмотр:
Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.
Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)
Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.
Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на — тся и — ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения ; развивать воображение, логическое мышление.
Оборудование : компьютер для просмотра слайдов о К.Д.Ушинском;
на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы
для комплексного анализа текста.
— Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»
К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.
— Но перед этой больщой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.
II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому
делу — педагогической деятельности.
К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для
детей 10-12 лет и «Родное слово» — для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.
Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»
III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.
— Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).
молвила – произнесла, сказала,
потеха — развлечение, забава,
2.Выразительное чтение текста наизусть подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.
3.Беседа по вопросам на восприятие текста:
— Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?
-Герои — деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.
Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их
наделяет человеческими качествами.
4. Построение текста.
— На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?
— Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.
— Как вы думаете почему?
— Наверное , следует подумать , как ведут разговор деревья.
5. Определение темы текста.
— Спор о том, кто лучше из деревьев.
— Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.
Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.
Руки подняли и покачали,
Это деревья в лесу,
Руки согнули, кисти встряхнули,
Ветер сбивает росу.
В стороны руки, плавно помашем,
Это к нам птицы летят,
Как они сядут, тоже покажем,
Крылья сложили назад.
7. Определение главной мысли текста.
— Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?
— О героях текста.
Задание по вариантам .
Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.
Какими качествами наделены герои?
1вар.- о дубе, 2 вар. — о яблоне, 3вар. – о сосне.
Словосочетания, предложения, характеризующие героев
nsportal.ru
Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»
Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Гармония». На нем учащиеся знакомятся с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев».
Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и
2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»»
Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».
Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением
2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.
3.Воспитывать бережное отношение к природе.
Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.
Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.
2.Релаксация. Эмоциональный настрой.
— На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.
Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.
3.Проверка домашнего задания.
а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».
б) Чтение учащимися сказки по ролям.
4.Постановка целей и задач урока.
-Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.
А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».
5. Знакомство с биографией автора.
Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.
Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.
В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.
В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.
К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).
На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.
Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.
6.Знакомство с произведением.
а) — Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.
Читаем целыми словами (сам — но, а потом 1-2 ученика вслух).
б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.
Вы- рез-ны-е – вырезные
(чтение в унисон)
в) Читай внимательно:
-Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово
2. Первичное восприятие текста.
а) Чтение текста учителем вслух:
б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?
3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).
-Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:
— яблоня — все деревья
— Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.
-Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.
а) У меня длиннее иголки,
Очень прямо я расту
Если я не на опушке,
Ветви – только на опушке.
б) Сообщение уч-ся, открытие нового.
«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.
Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.
Сосны достигают в высоту 80 метров».
в) Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вырос.
Стал высок я и могуч
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок-
Ничего, что плод мой мелок
г) Сообщение ученика:
« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.
В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.
Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».
д) Круглое, румяное,
Я расту на ветке,
Любят меня взрослые
И маленькие детки.
-А на каком дереве растут яблоки?
е) Сообщение ученика:
« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.
В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».
-Расположите рисунки по порядку, как в сказке.
7.Работа над выразительностью чтения.
1.Подготовка к чтению по ролям
-Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?
-Исполните роль сказочного дуба.
(чтение отрывка детьми)
-Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!
(чтение отрывков учениками)
2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)
-Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?
-Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.
10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.
multiurok.ru