Кдушинского спор деревьев

Тема урока: К. Ушинский «Спор деревьев».
/урок формирования умений и навыков/
Цель: совершенствовать качество понимания читаемого, а также выразительность чтения
Задачи: Предметные:
Познакомить с литературной сказкой К.Ушинского. Выявлять подтекст. Определять идею произведения. Определять своё отношение к персонажам. Определять жанр прочитанного произведения. Учить выразительно читать; интонационно правильно читать повествовательные, восклицательные и вопросительные предложения; создавать короткие устные высказывания; понимать читаемое преимущественно по ходу чтения; развивать интерес к родному языку и речи, закреплять навыки чтения, учить осознанному чтению.
Личностные УУД: Ценностно-смысловая ориентация учащихся, действие смыслообразования
Коммуникативные УУД: Умение выражать свои мысли. Разрешение конфликтов, постановка вопросов. Управление поведением партнера: контроль, коррекция. Умение выражать свои мысли полно и точно.
Регулятивные УУД: Целеполагание, волевая саморегуляция, коррекция, оценка качества и уровня усвоения.
Познавательные универсальные действия:
Общеучебные:Умение структурировать знания. Смысловое чтение, целого из частей. Умение осознанно строить речевое высказывание в устной форме. Выделение познавательной цели. Классификация объектов. Доказательство, выдвижение гипотез и их обоснование. Построение логической цепи рассуждения. Смысловое чтение.
Оборудование: презентация, карточки с загадкой, портрет Ушинского, название сказки.
Ход урока Формируемые УУД
Мы урок начнём с разминки.
Выпрямляем свои спинки,
На носочках потянулись,
Вправо – влево повернулись И друг другу улыбнулись.
Раз, два, три, четыре, пять –
Урок пора нам начинать. Личностные: развивать познавательный интерес, учебные мотивы.
Актуализация знаний
ПРОВЕРКА ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
— Какое произведение вы читали дома? /Про тигрёнка Бинки, у которого исчезли полоски/
— Кто его автор?/Дональд Биссет/
— К какому жанру относится это произведение? /Сказка/
— Докажите.
— Вы сделали комикс. Давайте его озвучим. СЛАЙД 2 Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга
Стадия вызова
— Сегодня, ребята, я вас приглашаю в необычное путешествие.
Закройте глаза, представьте себе, что вы попали в заколдованный лес, в котором стоят деревья разных пород. По правую руку от вас берёза, по левую – дуб, впереди ель, а за ним – ива, сосна и ещё много – много других деревьев.
Представили?
Теперь откройте глаза.
— Как вы думайте, о чем мы будем говорить на уроке? (о деревьях)
— Но мы о деревьях говорим на уроке окружающего мира, а сейчас урок литературного чтения? (значит, мы будем читать произведение о деревьях)
— Приходилось ли вам слушать или слышать, как разговаривают деревья.
— Кто же научит нас видеть и слышать, понимать разговор цветов и деревьев.
Кто переведет нам язык растений на человеческий язык? И есть ли такие переводчики. Оказывается есть. Это писатели и поэты, художники и музыканты.
С одним из таких мастеров мы сегодня на уроке повстречаемся. Это фамилия уже вам известна.
Обратите внимание на выставку, произведения, какого автора представлены на выставке?
(выставка книг К. Д. Ушинского). СЛАЙД 3
— А чтобы узнать полное название произведения, послушайте определение этого слова из толкового словаря Ожегова. СЛАЙД 4-5
— словесное состязание, обсуждение чего-нибудь в котором каждый отстаивает свое мнение. Спор
Тема нашего урока — К. Ушинский «Спор деревьев».
— КАКУЮ ЦЕЛЬ ПОСТАВИМ ПЕРЕД СОБОЙ НА УРОКЕ?
— ЧТО ДЛЯ ЭТОГО МЫ ДОЛЖНЫ СДЕЛАТЬ?

Регулятивные УД: формировать умение определять цель деятельности на уроке с помощью учителя. Познавательные логические действия: формировать умения проводить простые логические действия (анализ, синтез) Личностные: формировать интерес к предмету и теме урока
ПЕРВИЧНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА
1. Прослушивание аудиозаписи.
— Итак, может, догадаетесь по обложке книги – какого жанра может быть это произведение? Почему? (потому что первичное восприятие обманчиво) СЛАЙД 6
* Сейчас зазвучит текст. Внимательно послушайте его, представьте то, о чем рассказывает автор, прислушайтесь к своим чувствам. (звучит запись произведения, дети внимательно следят по учебнику.

2. Беседа по вопросам на восприятие текста:
— К какому жанру можно отнести текст? (Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их наделяет человеческими качествами.)
— Кто герои произведения? СЛАЙД 7
— О чем они говорят?
— Каким настроением проникнута их речь? (Герои — деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.)
ФИЗМИНУТКА СЛАЙД 8
Выросли деревья в поле.
Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны)
Каждое старается,
К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх)
Вот подул веселый ветер,
Закачались тут же ветки, (Дети машут руками)
Даже толстые стволы
Наклонились до земли. (Наклоны вперед)
Вправо-влево, взад-вперед –
Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад)
Он их вертит, он их крутит.
Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем)
Ветер стих. Взошла луна.
Наступила тишина. (Дети садятся за столы) установка на здоровый образ жизни и ее реализации в реальном поведении
Речевая разминка
— Чтобы история наша зазвучала правильно, надо подготовиться к чтению.

Сначала читаем плавно по слогам, а затем читаем слова целиком, читаем вразбивку хором. СЛАЙД 9
ВЫ-РЕЗ-НЫ-Е – ВЫРЕЗНЫЕ
ПО-ХВА-ЛЯТЬ-СЯ – ПОХВАЛЯТЬСЯ
ПО-ГО-ДИ-ТЕ – ПОГОДИТЕ
ГО-ЛЕ-НЁ-ШЕНЬ-КИ – ГОЛЕНЁШЕНЬКИ

Читаем внимательно СЛАЙД 10
ВЫПИТЫ – ВЫЛИТЫ
ХВАТАЕТ – ХВАСТАЕТ Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга. Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга
Стадия осмысления
1. ПОВТОРНОЕ ВОСПРИЯТИЕ ТЕКСТА (чтение по цепочке)
2.Словарная работа. СЛАЙД 11
— Дайте лексические значения словам из текста
Промежду – между,
молвила – произнесла, сказала,
потеха — развлечение, забава,
голёшеньки – голые,
житья – жизнь.
3. АНАЛИЗ ПРОЧИТАННОГО
— Это произведение – сказка.
— Расположи деревья по порядку, как в сказке. СЛАЙД 12
— Обратимся к героям. Кто из персонажей сказки вам более симпатичен? Чем?
— Ребята, о чем был спор деревьев? Найдите в тексте. Один читает, остальные сопровождают глазами.
-Давайте, по словам персонажей, попробуем представить характер каждого дерева. Для этого перечитаем сказку по отрывкам и выскажем свое мнение.
-Каким вы представили себе дуб? Чем он гордится? А яблоня? А сосенка?
На доске КРАСОТА ПОЛЬЗА

— Посмотрите, получается, что в споре деревья пытаются выяснить, что важнее красота или польза? А как думаете вы?
— А красота (например: вид красивой природы, красивая прическа, красивый портфель) может принести пользу? Какую?

— Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте свое мнение: СЛАЙД
— дуб,
— яблоня,
— сосенка,
— все деревья
-Так кто же из деревьев приносит большую пользу, можно определить? Почему?
-Мог ли подобный спор произойти между людьми?

— Я предлагаю разыграть этот спор, давайте устроим репетицию. Попробуем прочитать без подсказок автора, только слова героев.
4. РАБОТА В ГРУППАХ (по рядам)
— Мы отрепетировали, как читать слова дуба, яблони и сосенки. Прочтём текст целиком вслух по цепочке.

— Как вы думаете, что произошло дальше с деревьями? Коммуникативные УД: формировать умение слушать и слышать учителя и друг друга; чётко формулировать свою мысль, давая ответ на поставленный вопрос; формировать умение объяснять свой выбор; Познавательные ОД: развивать умение извлекать необходимую информацию из разных источников и творчески её перерабатывать.
Личностные: развивать самостоятельность и личной ответственности за свои поступки; формировать, положительное отношение к учебной деятельности.
Стадия рефлексии, самооценки
— С каким произведением мы работали?
— Кто автор?
— Как вы думаете, какая пословица наиболее точно отражает главную мысль сказки. Обоснуйте свое мнение.
И лес шумит дружней, когда деревьев много. СЛАЙД 15
Красота всякому видна.
Не ищи красоты, а ищи пользы.
Каковы дела, такова и польза.
— Можно ли назвать эти слова мудростью? Почему? Ведь на нашей планете важны все: каждое дерево, каждая травинка, каждый цветок, здесь найдется место каждому. Все в природе взаимосвязано и приносит пользу.
СЛАЙД 16
— Оцените свою работу на уроке. (Закончите одним словом:
Сегодняшний урок – это…
Сегодня на уроке я …)
СЛАЙД 17
Дома ТПО с. 96 – 97, желающие могут выполнить задание на с. 68 учебника, № 7 Регулятивные УД: способствовать адекватно судить о причинах своего успеха (неуспеха) в учении, связывая успех с усилиями, трудолюбием, старанием. Личностные: формировать, положительное отношение к учебной деятельности; интерес к предмету и теме урока; формировать стремление к самоизменению – приобретению новых знаний и умений

miknachschool.ucoz.ru

Стратегиальный подход к чтению. Рассказ К.Ушинского «Спор деревьев»

Цели и задачи урока:

  • продолжать знакомства с произведениями русских писателей;
  • развивать познавательный интерес учащихся;
  • способом проблемного обучения (стратегия “чтение с остановками” или “чтение с предвосхищением” на основе известного рассказа Ушинского учиться создавать свои версии продолжения рассказа;
  • способствовать развитию целенаправленной фантазии и творческому подходу к анализу произведения;
  • синтезу собственной точки зрения на предмет обсуждения;
  • совершенствовать навыки чтения, развивать образное мышление учащихся, творческие возможности, память и внимание;
  • прививать любовь к чтению.

Оборудование урока:

  • портрет писателя К.Д. Ушинского;
  • выставка книг писателя;
  • оформленный уголок к минутке поэзии “Золотая осень”;
  • папки по чтению;
  • индивидуальные задания;
  • компьютер, магнитофон;
  • календарь настроений.

Ход урока

I. Организационный момент.

(Вход учащихся под музыку “Маленькая страна”. Приветствие, настрой на работу (сядьте ровно, улыбнитесь друг другу, у нас все получится…)).

II. Проверка домашнего задания.

(Творческая работа на листочках, стихотворная форма “санквейн” — пять строк, заслушать работы нескольких учащихся, обсудить, остальные работы дежурный собирает в “волшебную шкатулку”).

— Готовясь к сегодняшнему уроку вы получили задание найти и инсценировать произведение или отрывок из произведения К.Ушинского. Сегодня заявили о своем участии три группы. Это произведения: “Два мужика”, “Вместе тесно, врозь скучно”, “Два козлика”.

Но я вас прошу при просмотре быть предельно внимательными, т.к. итогом этой страницы нашего урока будет цифровой диктант (просмотр работ учащихся).

— Спасибо всем ребятам. Кто подготовил такие интересные инсценировки.

А теперь отдохнем на “Минутке поэзии”.

Заслушать несколько стихотворений об осени, подготовленных к “Минутке поэзии”.

— А теперь проверим, насколько вы были внимательны при просмотре работ своих товарищей.

Цифровой диктант (один ученик работает на компьютере, остальные в папках по чтению).

Истина – ложь. (1-0)

  1. Два козлика встретились на тропинке – 0
  2. Мужик вез дрова – 0
  3. Девочка взяла у брата юлу – 1
  4. Козлики пошли вместе гулять – 0
  5. Подходит ли пословица “Вместе тесно, врозь скучно” — 1
  6. Сено – сухая трава – 1
  7. В рассказе о детях герои – два брата – 0

Проверка работы (ответ) 0010110.

А сегодня на уроке мы будем работать с рассказом К.Д. Ушинского “Спор деревьев”. (Вспомнить основные страницы жизни автора).

Перед вами стопка листочков (это отпечатанный и разрезанный на части рассказ, все листочки скреплены степплером и лежат текстом вниз). Оторвите первый листочек и положите перед собой. Читаем (можно цепочкой или другим способом на усмотрение учителя).

Заспорили деревья промеж себя: кто из них лучше?

Вот дуб и говорит: ….

Обсудить с учениками, что такое спор, какие деревья могли спорить, что мог о себе сказать дуб. Затем здесь и далее читаем у автора.

Я всем деревам царь.

Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата. Верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья, будто из железа вылиты.

Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

Обсуждаем, и предполагаем, что могла сказать яблоня. Читаем у автора после каждого обсуждения.

Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни желуди. Свиньям на потеху. А мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка и иглистой верхушкой качает.

Погодите, — говорит-похваляться; вот придет зима. И будете вы оба стоять голешеньки, а на мне все же останутся мои зеленые колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю. И избы строю.

Карточки сложить перед собой. Читаем весь текст (можно по ролям). Обсуждаем, верно ли мы высказывали мысли деревьев.

Определяем жанр произведения.

Работа с текстом.

Вспоминаем, что у каждого произведения есть начало, основная часть, концовка. Определяем данные части у рассказа “Спор деревьев”.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

План-конспект занятия по развитию речи (старшая группа) на тему:
«Спор деревьев»

Конспект занятия по развитию речи в старшей группе.

Предварительный просмотр:

Конспект занятия по развитию речи

в старшей группе

Воспитатель: Окруль Ольга Михайловна

— познакомить детей с рассказом К.Д. Ушинского «Спор деревьев;

— развивать у детей слуховую и зрительную память, воображение;

— учить давать полные ответы на вопросы воспитателя, подготавливая их к пересказу.

— воспитывать у детей умение связно и последовательно пересказывать литературный текст, выразительно воспроизводя диалоги действующих лиц;

— обогащать словарь детей (в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки);

— познакомить с пословицами: «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»;

— воспитывать доброжелательные отношения между детьми;

— формировать любовь к родному языку.

Ребята, перед вами портрет замечательного педагога и писателя- Константина Дмитриевича Ушинского. Он жил почти двести лет назад, когда ещё было мало школ и детских книг. Он очень любил детей и сочинял для них интересные рассказы о животных, явлениях природы, самих детях. Сегодня мы с вами познакомимся с рассказом писателя, в котором перед вами откроются маленькие и большие тайны огромного мира, где вы только начинаете жить.

— Как вы думаете, деревья умеют разговаривать? (ответы детей)

— Как они разговаривают? (ответы детей)

— Давайте представим, что вы маленькое семечко, которое попало в землю и начинает прорастать (Дети складывают вместе перед собой ладоши, приседают; начинают медленно подниматься, подняв руки над головой).

— Деревья выросли и расправили свои ветки (дети разводят руки в стороны).

— Подул лёгкий ветерок и ветки на наших деревьях начали покачиваться (дети отводят руки то в одну, то в другую стороны).

— Теперь внимательно послушайте рассказ К.Д. Ушинского «Спор деревьев».

Выразительное чтение текста «Спор деревьев».

Заспорили деревья между собой: кто из них лучше? Вот дуб говорит:

— Я всем деревьям царь! Корень мой глубоко ушел, ствол в три обхвата, верхушка в небо смотрится; листья у меня вырезные, а сучья будто из железа вылиты. Я не кланяюсь бурям, не гнусь перед грозою.

Услышала яблоня, как дуб хвастает, и молвила:

— Не хвастай много, дубище, что ты велик и толст: зато растут на тебе одни жёлуди, свиньям на потеху; а мое-то румяное яблочко и на царском столе бывает.

Слушает сосенка, иглистой верхушкой качает.

— Погодите,— говорит,— похваляться; вот придёт зима, и будете вы оба стоять голёшеньки, а на мне всё же останутся мои зелёные колючки; без меня в холодной стороне житья бы людям не было; я им и печки топлю, и избы строю.

Воспитатель: (работа над содержанием рассказа по вопросам)

— Как вы понимаете слова: в три обхвата, похваляться, молвить, голёшеньки?

— Как можно назвать рассказ?

— Как называется разговор, который происходил между деревьями?

— Какие деревья вели спор между собой?

— По какому вопросу возник спор?

— Что говорил дуб?

— О чём молвила яблоня?

— Что ответила сосна?

— А что могла сказать берёза?

Воспитатель предлагает по желанию нескольким детям пересказать текст сказки. Один начинает, другой продолжает.

— Дети, посмотрите на картинки и найдите дуб, яблоню, сосну.

— Какие из них деревья лиственные, а какие хвойные? Почему?

(Дети показывают на картинке дуб, яблоню, сосну. Предложить им назвать другие деревья, которые они знают.)

Физкультминутка: (выполнять подражательные движения в соответствии с текстом)

А зубами постучим

И немножко помолчим. (прижимаем указательные пальцы к губам)

Плечиками мы покрутим

И про ручки не забудем.

И немножко отдохнём. (наклонившись вниз, качаем расслабленными руками)

Мы ногами поболтаем

И чуть-чуть поприседаем,

Ножку ножкой мы побьём

И немножко отдохнём. (садятся на стульчики)

Упражнение «Хорошо или плохо»

Воспитатель: предложить детям ответить на вопросы:

— Как вы думаете, что такое спор? (ответы детей)

— Спор — это состязание словами, обсуждение чего-нибудь, в котором каждый отстаивает своё мнение.

— Спорить — это хорошо или плохо?

(Плохо: можно расстроиться, потерять друзей. Хорошо: найдёшь правду.)

Подвести детей к выводу о том, что в споре рождается истина, но спорить нужно по делу.

Обратить внимание на слова автора: «Перестаньте спорить по-пустому».

Познакомить детей с пословицами (повторить их хором, объяснить): «Друг спорит, а недруг поддакивает» и «В споре рождается истина»

Дети высказывают своё мнение, отвечая на вопросы:

— Бывал ли у вас пустой спор?

-Как вы думаете, что нужно сделать, чтобы избежать такого спора?

-Дети, вам понравилась сказка К.Д. Ушинского «Спор деревьев»? (Ответы детей)

— Молодцы, вы сегодня хорошо поработали на занятии!

nsportal.ru

План-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме:
Урок по русскому языку (развитие речи) для 5 класса. Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

Этот урок проводится по программе в период повторения за курс начальной школы. Систематизация полученных знаний позволяет учащимся анализировать текст. Творческий поиск вызывает интерес у ребят.

Предварительный просмотр:

Урок по русскому языку (развитие речи) для учащихся 5 класса.

Комплексный анализ текста К.Д.Ушинского «Спор деревьев» (при повторении материала за курс начальной школы)

Учитель русского языка и литературы Гут Н.С.

Цель урока : учить детей анализировать текст, задумываться над прочитанным; закреплять навыки находить средства выразительности для характеристики героев; расширять запас слов; повторить орфограммы на правописание безударной гласной в корне слова, на — тся и — ться в глаголах, не с глаголами; повторить пунктограммы на постановку знаков препинания в конце предложения ; развивать воображение, логическое мышление.

Оборудование : компьютер для просмотра слайдов о К.Д.Ушинском;

на столах учащихся – текст К.Д.Ушинского «Спор деревьев», рабочие листы

для комплексного анализа текста.

— Сегодня мы будем работать с текстом К.Д.Ушинского «Спор деревьев»

К.Д.Ушинский завещал овладевать «даром слова». Следуя этому. постараемся разобраться в смысле текста, обратим внимание на построение текста и другие его особенности.

— Но перед этой больщой и интересной работой давайте вспомним о К.Д.Ущинском.

II. Слайды 1,2 о К.Д.Ушинском.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824- 1870) удачно сочетал в своей деятельности педагога-ученого и педагога-писателя. Окончил Московский университет, позже переехал в Петербург. Здесь посвятил себя любимому

делу — педагогической деятельности.

К.Д.Ушинский написал и выпустил две учебные книги: «Детский мир» для

детей 10-12 лет и «Родное слово» — для 8-10 лет. По этим книгам учились дети. В содержании учебников можно было увидеть статьи, рассказы, сказки, басни.

Его произведения читаемы и любимы. Это рассказы: «Четыре желания», «Васька и петушок», «Петушок с семьей» и др. Сказки: «Ветер и солнце», «Чужое яичко», «Лиса Патрикеевна и мн.др.»

III. Комплексный анализ текста. Учитель инструктирует учащихся о заполнении рабочих листов.

— Дайте лексические значения словам из текста (из домашнего задания).

молвила – произнесла, сказала,

потеха — развлечение, забава,

2.Выразительное чтение текста наизусть подготовленными учащимися по ролям. Повторное чтение текста учителем.

3.Беседа по вопросам на восприятие текста:

— Кто герои произведения? О чем они говорят? Каким настроением проникнута их речь? К какому жанру можно отнести текст?

-Герои — деревья: дуб, яблоня, сосна. Они спорят о том, кто из них лучше. Они недоброжелательно относятся друг к другу.

Текст похож на сказку: герои – деревья, они разговаривают, автор их

наделяет человеческими качествами.

4. Построение текста.

— На сколько частей (абзацев) делится текст? О чем они? Есть ли концовка у текста?

— Текст делится на 3 части. В каждой из них приводится речь одного из героев: дуба, яблони, сосны. Концовки у текста нет.

— Как вы думаете почему?

— Наверное , следует подумать , как ведут разговор деревья.

5. Определение темы текста.

— Спор о том, кто лучше из деревьев.

— Представим себя на минутку деревьями, птицами, ветром.

Учащиеся говорят хором и изображают деревья, птиц, ветер.

Руки подняли и покачали,

Это деревья в лесу,

Руки согнули, кисти встряхнули,

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем,

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, тоже покажем,

Крылья сложили назад.

7. Определение главной мысли текста.

— Как вы думаете, чтобы определить главную мысль, о ком нужно поговорить?

— О героях текста.

Задание по вариантам .

Выпишите словосочетания, предложения, характеризующие героев.

Какими качествами наделены герои?

1вар.- о дубе, 2 вар. — о яблоне, 3вар. – о сосне.

Словосочетания, предложения, характеризующие героев

nsportal.ru

Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»

Урок литературного чтения во 2 классе по УМК «Гармония». На нем учащиеся знакомятся с произведением К. Д. Ушинского «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения «К. Д. Ушинский «Спор деревьев»»

Тема: К. Ушинский «Спор деревьев».

Цель: 1.Познакомить учащихся с биографией и произведением

2.Развивать грамотную, связную речь учащихся.

3.Воспитывать бережное отношение к природе.

Оборудование: портрет К.Д.Ушинского, рисунки деревьев, книги К.Д.Ушинского.

Прозвенел звонок, а это значит, что нам пора за работу.

2.Релаксация. Эмоциональный настрой.

— На ваших ладонях лежит цветок Добра. Чувствуете: он согревает вас, ваши руки, тело, душу. Вас обвевает теплый, ласковый ветерок, придаёт бодрость, заряжает энергией, будит воображение.

Вот с таким настроением мы и начнём наш урок литературного чтения.

3.Проверка домашнего задания.

а)- На дом вам было задано чтение по ролям сказки Д. Биссета «Про тигренка Бинки, у которого исчезли полоски».

б) Чтение учащимися сказки по ролям.

4.Постановка целей и задач урока.

-Вы были настоящими артистами. И я думаю, что тигренок Бинки остался бы вами доволен.

А сегодня на уроке мы познакомимся с произведением К.Д.Ушинского «Спор деревьев».

5. Знакомство с биографией автора.

Константин Дмитриевич Ушинский (1824 -1870) родился в г. Туле.

Его отец был представителем чиновного сословия, всю жизнь свою он служил Отечеству. Мать Ушинского была образованной и одаренной женщиной, которая и стала для Константина Дмитриевича первым учителем, и два класса он прошел дома.

В 1840 году Ушинский окончил гимназию с хорошими оценками и поступил в Москве на юридический факультет университета.

В 1846 году он окончил курс университета, блестяще сдав выпускные экзамены.

К.Д.Ушинский оказал большое влияние на формирование детской литературы в 60-х годах 19 века. Его детские книги включают огромное количество энциклопедических данных. Он создал и учебные книги «Детский мир»(1861) и «Родное слово»(1864).

На долю книг Ушинского выпал необычайный успех они выдержали бесчисленное количество изданий.

Посмотрите на выставку книг этого писателя- педагога. С одним из его произведений мы и познакомимся сегодня.

6.Знакомство с произведением.

а) — Начинаем знакомство с произведением со знакомства со словами, которые нам встретятся в тексте.

Читаем целыми словами (сам — но, а потом 1-2 ученика вслух).

б) Читаем первый раз плавно, по слогам, а затем целыми словами.

Вы- рез-ны-е – вырезные

(чтение в унисон)

в) Читай внимательно:

-Чем отличаются слова? Какое значение имеет слово

2. Первичное восприятие текста.

а) Чтение текста учителем вслух:

б) – Это произведение – сказка или рассказ? Почему?

3.Чтение текста детьми по логически законченным отрывкам (3уч-ся).

-Как вы считаете, кто прав в этом споре? Выберите ответ и обоснуйте своё мнение:

— яблоня — все деревья

— Внимательно, вдумчиво прочитайте сказку самостоятельно. Определите главных её героев.

-Кто главные герои сказки? А теперь попробуйте отгадать загадки об этих деревьях.

а) У меня длиннее иголки,

Очень прямо я расту

Если я не на опушке,

Ветви – только на опушке.

б) Сообщение уч-ся, открытие нового.

«Сосны…Приятно смотреть на их стройные, золотистые стволы, вдыхать чистый воздух, пахнущий смолой.

Сосна – одно из самых древних деревьев на земле. Важной особенностью сосен является то, что они освобождаются от нижних сучьев. Дело в том, что нижние ветки быстро отмирают потому, что питательные вещества ими расходуются быстрее, чем накапливаются.

Сосны достигают в высоту 80 метров».

в) Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос.

Стал высок я и могуч

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок

г) Сообщение ученика:

« Вы помните, как выглядит дуб? Он производит впечатление силы и мощи. Эти деревья действительно очень высокие – они достигают 55 метров.

В средней полосе России нет деревьев, которые превосходили бы дубы размерами. Дубы очень любят свет, и их побеги меняют направление роста несколько раз в сезон, в зависимости от освещения. Поэтому и ветви у старых дубов имеют такие причудливые изгибы.

Листья и цветки на дубах появляются одновременно, в мае. А его плоды – жёлуди созревают лишь осенью».

д) Круглое, румяное,

Я расту на ветке,

Любят меня взрослые

И маленькие детки.

-А на каком дереве растут яблоки?

е) Сообщение ученика:

« В умеренном климате яблоня – самое главное садовое дерево. Ученые насчитали не менее 10 тыс. сортов яблонь. Их вывели из различных сортов диких растений. Яблочным краем по праву считают наши места, а самым знаменитым и любимым сортом яблок – янтарно желтая, душистая, кисло – сладкая антоновка.

В яблоках много веществ, необходимых людям. В них есть и сахара, витамины, кислоты, минеральные соли».

-Расположите рисунки по порядку, как в сказке.

7.Работа над выразительностью чтения.

1.Подготовка к чтению по ролям

-Найдите слова дуба. Каким тоном нужно их читать?

-Исполните роль сказочного дуба.

(чтение отрывка детьми)

-Роль какого персонажа вам ещё хотелось бы сыграть? Каким тоном вы будете это делать? Прочитайте!

(чтение отрывков учениками)

2.Чтение рассказа по ролям. (2-3 группы)

-Чему нас учит сказка, прочитанная сегодня?

-Прикасаться к красоте природы сердцем мы можем ежедневно, ведь в любом, даже самом обычном явлении, можно увидеть что-то необычное, иногда для этого надо просто пофантазировать, как это в своё время сделал К.Д. Ушинский.

10. Д/з. Придумать свою сказку о деревьях.

multiurok.ru

Еще по теме:

  • Закон для перевозки пассажиров Роспотребнадзор (стенд) Роспотребнадзор (стенд) Каким законом регулируются правила перевозки пассажиров в такси - Защита прав потребителей Breadcrumbs Каким законом регулируются правила перевозки пассажиров в такси Каким законом регулируются […]
  • Атб возврат страховки улан-удэ АТБ идет ко дну 26 апреля Центробанк принял решение спасать проблемный Азиатско-Тихоокеанский банк (АТБ), входящий в топ-100 крупнейших банков страны, который на прошлой неделе передан в Фонд консолидации банковского сектора. Как стало известно […]
  • Адвокат егоров москва Адвокат Егоров раскрыл злоупотребления в собственном банке Как стало известно "Ъ", в Москве под домашний арест заключен бывший президент банка «Объединенный финансовый капитал» (ОФК-банк) Николай Гордеев. Следственный комитет России (СКР) […]
  • Жалобы губернатору нижегородской области Жалобы губернатору нижегородской области С целью обеспечения возможности доступа в квартиру для проведения ремонтных работ я обращалась к участковому милиционеру Шайкину С.Н., к начальнику отдела гражданской безопасности УВД Автозаводского р-на […]
  • Что делать если при увольнении не выдали расчет уволился, а расчет не дают Согласно ст. 80 Трудового кодекса РФ по истечении срока предупреждения об увольнении работник имеет право прекратить работу. В последний день работы работодатель обязан выдать работнику трудовую книжку, другие документы, […]
  • Алтуфьево адвокат Адвокат, юрист метро Алтуфьево – юридическая консультация, услуги по семейным, уголовным, жилищным делам Подробные цены на юридические услуги адвоката, юриста метро Алтуфьево: Наши ориентировочные цены: от 2000 до 50000 руб. *Внимание! […]