Какая функция вытекает из самой природы налога

Результат поиска по запросу: Функции налогов
Функции налогов

-(англ. tax functions) — устойчивые внутренние свойства, закономерности развития и отличительные формы проявления, позволяющие выявить внутреннее содержание и назначение налогов. В современной экономической литературе нет единообразия в их трактовке, что свидетельствует о различающихся подходах к определению сущности налогов.

Выделяют, как правило, три основные функции налогов: фискальную, регулирующую и контрольную, а также две подфункции: стимулирующую и воспроизводственного назначения.

Фискальная (или бюджетная) функция вытекает из самой природы налогов и проявляется в обеспечении государства финансовыми ресурсами, необходимыми для осуществления его деятельности. С ее помощью образуется централизованный денежный фонд государства, производится изъятие части доходов физических и юридических лиц для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая либо не имеет собственных источников доходов (учреждения культуры — библиотеки, архивы и др.), либо имеет их в недостаточном объеме для обеспечения должного уровня развития (фундаментальная наука, учебные заведения, учреждения здравоохранения и др.). Значение фискальной функции растет с повышением экономического уровня развития общества, ростом налоговых доходов государства, что связано с расширением его функций и определенной политикой социальных групп, находящихся у власти. Государству требуется все больше средств на проведение экономических, социальных мероприятий, на содержание управленческого аппарата. Благодаря использованию возможностей государства взимать налоги и расходовать средства государственного бюджета происходит регулирование уровня деловой активности и решение различных социальных задач.

Регулирующая функция налогов предполагает, что налоги активно влияют на экономику: стимулируют или сдерживают темпы воспроизводства, усиливают или ослабляют процесс накопления капитала, расширяют или уменьшают платежеспособный спрос населения. Налоги активно используются для сглаживания экономического цикла. Таким образом, регулирующая функция налогов связана с вмешательством государства посредством налогов в процесс воспроизводства, что обусловлено ростом производительных сил в условиях НТР, поднявшим на новую ступень налоговое регулирование. Развитие рыночной экономики регулируется финансово-экономическими методами — путем применения, отлаженной системы налогообложения, выделения дотаций из бюджета, маневрирования ссудным капиталом и процентными ставками. Центральное место в этом комплексе экономических мер принадлежит налогам.

Государство, маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, вводя одни и отменяя другие налоги, изменяя условия налогообложения, способствует решению актуальных для общества проблем: стимулирует научно-технический прогресс, регулирует уровень безработицы, перераспределяет доходы своих граждан, направляя финансовые ресурсы на развитие производственной и социальной инфраструктуры, на инвестиции в капиталоемкие и фондоемкие отрасли с длительными сроками окупаемости затрат. Регулирующая функция налогов носит социально-экономический характер. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направления значительной части бюджетных средств на социальные нужды населения, полного или частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

Регулирующая и фискальная функция налогов находятся в тесной взаимосвязи. Фискальная функция налогов, с помощью которой происходит огосударствление части новой стоимости в денежной форме, создает объективные условия для вмешательства государства в экономику. Расширение налогового метода мобилизации государством части стоимости национального дохода происходит при постоянном соприкосновении с участниками — агентами процесса производства, что обеспечивает органам государственной власти реальные возможности влиять на экономику страны, на все стадии производственного процесса. Обусловленная внутренними потребностями развития производства регулирующая функция, как и фискальная, выражает сущностную сторону налогов и является объективным их свойством.

Итак, налоги: 1) влияют на уровень и структуру совокупного спроса, а через механизм рыночного спроса могут содействовать производству или тормозить его; 2) размер налогов определяет уровень оплаты труда, так как она включает налоговые платежи; 3) от налогов зависит соотношение между издержками производства и ценой товаров и услуг (оно является определяющим в процессе использования или реализации производственных мощностей для предпринимателей); 4) налоги влияют на инвестиционные решения предпринимателей. На уровне корпораций важное значение имеют правила исчисления облагаемых налогом прибылей. Дивиденды выплачиваются из суммы прибыли после уплату налогов, а затем облагаются налогом на уровне акаунеров.

Следовательно, необходимо предусмотреть освобождение от двойного налогообложения инвестиций, финансируемых за счет собственного капитала; снижение налогов с основного капитала, играющее важную роль в определении прибыли инвесторов после уплаты налогов; инвестиционные субсидии и различные методы отсрочки налоговых платежей через инвестиционные фонды. На уровне акционеров встает проблема стимулирования инвестиционной активности при обложений налогом на процентный доход и дивиденды, а также налогом на прирост капитала. На уровне международных инвестиционных потоков обращают внимание на налоги, которыми облагаются иностранные инвесторы.

Контрольная функция налогов как экономической категории состоит в том, что появляется возможность качественного отражения налоговых поступлений и их сопоставления с потребностями государства в финансовых ресурсах. Благодаря этой функции оценивается эффективность налогового механизма, обеспечивается контроль за движением финансовых ресурсов, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему государства. Контрольная функция определяет эффективность налоговр-финансовых отношений и бюджетной политики государства. Осуществление контрольной функции налогов, ее полнота и глубина зависят от налоговой дисциплины. Суть ее заключается в том, чтобы налогоплательщики (юридические и физические лица) своевременно и в полном объеме уплачивали установленные законодательством налоги.

www.faito.ru

Какая функция вытекает из самой природы налога

Налоги — это обязательные сборы, взимаемые государством с юридических и физических лиц. Они возникают с появлением государства. Социально-экономическая сущность налогов, их виды и роль определяются экономическим строем общества, природой и функциями государства. В налогах воплощено экономически выраженное существование государства. [c.561]

Фискальная (изъятие) — вытекает непосредственно из самой природы налогообложения. Эта функция характерна для всех государств, с ее помощью образуются государственные денежные фонды и на основе налогов создаются материальные условия для существования самого государства. [c.123]

У. Петти резко выступает против государственной регламентации, если она противоречит законам природы . На государство он возлагал важные функции по обеспечению полного использования рабочей силы, а также по повышению ее качества. У. Петти предлагает за счет государственных средств обеспечить бродяг и нищих работой по постройке дорог, возведению мостов и плотин, разработке рудников. В соответствии со своими взглядами на роль государства в экономике У. Петти в Трактате о налогах и сборах таким образом регламентирует целевые расходы государства 1) военные расходы, 2) содержание управления, 3) расходы на церковь, 4) расходы на школы и университеты, на образование, 5) содержание детей (сирот) и инвалидов, 6) расходы на дороги, судоходные реки, водопроводы, мосты, порты, другие предметы, нужные для блага пользования всех 3. [c.30]

В учебнике раскрываются природа налога и налогообложения, функции налоговой системы, ее роль в укреплении рыночных основ хозяйствования и доходов государственного бюджета. Рассматриваются исторические закономерности налогообложения, система налогообложения в современных условиях как в России, так и в промышленно развитых странах. Анализируются существующие концепции налогообложения, ход налоговых реформ в нашей стране, варианты возможного развития налоговой системы России. Методические основы налогообложения излагаются с помощью хорошо усваиваемых блок-схем. [c.2]

ФИНАНСЫ СОВРЕМЕННЫХ КАПИТАЛИСТИЧЕСКИХ СТРАН—система денежных отношений, посредством к-рой капиталистич. гос-во извлекает (в основном путем налогов) денежные ресурсы и использует их для содержания аппарата принуждения и выполнения своих функций по охране капиталистич. производственных отношений, подавлению сопротивления трудящихся их эксплуатации в интересах обогащения монополий. При единой классовой природе Ф. с. к. с. во все периоды существования капиталистич. об-ва их организация [c.526]

Если при капитализме налог с оборота является косвенным налогом (акцизом), который устанавливается в виде надбавки к ценам на товары массового потребления, то при социализме экономическая природа налога с оборота принципиально иная. Она определяется социалистической системой хозяйства, функциями и задачами социалистического государства. Аккумулируемые в государственном бюджете посредством налога с оборота средства используются в интересах построения материально-технической базы коммунизма и повышения народного благосостояния. [c.56]

Однако рынок не в состоянии регулировать подобные побочные эффекты. Из-за его бездействия возникает и обостряется проблема регулирования внешних эффектов и компенсации потерь населения от отрицательных эффектов. Практически только государство (законодательная и исполнительная власть) способно справиться с регулированием таких процессов, и это становится одной из его социально-экономических функций. Так, государство организует экспертизу экологичности инвестиционных проектов (связанных с новым строительством предприятий) запрещает вредные технологии и выпуск товаров, наносящих ущерб здоровью людей устанавливает размер налога на доход предприятий, наносящих ущерб природе вводит и контролирует жесткие стандарты хозяйственной деятельности, гарантирующие населению экологическую безопасность (например, не разрешается строительство электростанций в жилых районах). [c.72]

НАЛОГИ, обязательные сборы, взимаемые гос-вом с физпч. и юридич. лиц. Возникают с разделением общества на классы и появлением гос-ва. Социалыю-экономич. сущность Н., их виды и роль определяются экономнч. строем общества и вытекающими отсюда природой и функциями гос-ва. В налогах,— указывал К. Маркс,— воплощено экономически выраженное существование государства (М арке К. и Э н-г е л ь с Ф., Соч., 2 изд., т. 4, с. 308). [c.20]

В концепции Маркса и Энгельса А. с. п. характеризуется следующими существ, чертами. Основу его составляет сел. земледельческая ( восточная ) община с коллективной собственностью на землю. Сочетание с. х-ва с домашней пром-стыо обусловливает самодовлеющий характер общины. Община постоянно воспроизводит себя расширенное воспроиз-no выражается ч образовании на новых землях дочерних общин по традиционному стереотипу. При А. с. п. но существует разделения труда между городом и деревней, город выступает лишь в качестве резиденции представителей деснотич. власти. Необходимость объединения общин для совместной борьбы с природой и для самообороны в условиях отсутствия экономич. связей между общинами ведёт к возникновению деспотпч. гос-в, стоящих над общинами и эксплуатирующих их. Деспотия осуществляет кооперацию в крупном масштабе для постройки ирригационных и др. крупных сооружений, сосредоточивает в своих руках военные функции, наконец, захватывает исключит, право собственности па землю и воду, взимая натуральную ренту, совпадающую с налогом.Деспотия присваивает прибавочный продукт страны и контролирует её внешнюю торговлю. Нек-рое [c.42]

economy-ru.info

1.2. Функции налогов

С юридической точки зрения функция налога — это направление правового воздействия норм налогового права на общественные отношения, обладающее постоянством, раскрывающее сущность налога и реализующее социальное назначение государства1.

Функциям налогов свойственна подвижность вследствие воздействия правовых механизмов на государственные финансы, на различные экономические, социальные и иные процессы, происходящие в обществе. С другой стороны, функциям налогов, как функциям права, должно быть присуще постоянство, выражающееся в стабильности, непрерывности и длительности их действия. Различают следующие функции налогов.

Фискальная функция всегда удовлетворяет интересам государства, так как означает формирование государственных доходов путем аккумулирования денежных средств налогоплательщиков в бюджете и внебюджетных фондах. Эти поступления идут на покрытие общественно необходимых потребностей: оборону государства, социальные и хозяйственные нужды, административно-управленческие и другие расходы. Для России фискальная функция — одна из главных функций налогообложения. Свидетельством тому являются показатели, рассчитанные исходя из данных, заложенных в Законе «О федеральном бюджете на 2005 год». Согласно этому документу доля налогов в доходах государственного бюджета составит в 2005 г. 67,13%. Фискальная

‘ Налоговое право: Учебник/Под ред. С. Г. Пепеляева. М: Юристъ, 2004. С. 36.

Раздел I. Концептуальные положения налогового права

Глава 1. Значение налогов для государства и общества

функция вытекает из самой природы налога, присуща всем государствам и существует с момента появления налогообложения.

В ходе реализации фискальной функции налогов государству необходимо контролировать полноту и своевременность поступления в бюджет налоговых платежей, сопоставлять их размер с потребностями в финансовых ресурсах и оказывать влияние на процесс совершенствования налоговой и бюджетной политики. Контроль осуществляется налоговыми органами через систему санкций и затрагивает разные виды ответственности субъектов налогообложения.

Другая функция — регулирующая — проявляется через стимулирование или дестимулирование отдельных сфер экономики, перераспределение общественных доходов между различными категориями налогоплательщиков, а также воспроизводственный процесс.

Сущность стимулирования состоит в предоставлении льгот и освобождений определенным видам деятельности, приоритетным направлениям экономики. Например, в рамках Налогового кодекса установлен льготный режим налогообложения для сельскохозяйственных товаропроизводителей (гл. 26.1) и субъектов малого предпринимательства (гл. 26.2 и 26.3). Дестимулирование — это противоположное стимулированию влияние налогов на экономику, которое и относится, например, к игорному бизнесу.

Учет социальных интересов граждан также осуществляется с помощью регулирующей функции налогов. Аксиома справедливости в этом случае такова: граждане с большими доходами должны платить налогов больше, и наоборот. Регулирование проявляется через неравное обложение разных сумм доходов налогоплательщиков (действие прогрессивного подоходного налогообложения); изъятия и скидки для определенных категорий граждан или в отдельных случаях; введение акцизов на товары, не являющиеся предметами первой необходимости; установление пониженных ставок НДС на отдельные социально-значимые группы товаров.

Другой составляющей регулирующей функции является воспроизводство израсходованных природных ресурсов путем установления соответствующих налоговых платежей (например, налога на добычу полезных ископаемых, водного налога).

Регулирование следует рассматривать многогранно и комплексно. Так, с точки зрения снижения роли иностранных производителей на отечественном рынке путем повышения ввозных таможенных пошлин на их продукцию возникает одновременно дестимулирование иностранцев и стимулирование российских налогоплательщиков. Налогооб-

ложение игорного бизнеса носит как регулирующий (дестимулирование через относительно высокие ставки налога), так и фискальный характер (рост поступлений в бюджет от этого вида деятельности).

Правовая основа регулирующей функции заключается в принципе всеобщности уплаты налогов, заложенном в ст. 57 Конституции РФ. Все налогоплательщики должны участвовать в финансировании расходов государства соразмерно своим доходам и возможностям. В то же время налогу как правовой категории присущ принудительный, обязательный характер взимания. Несмотря на властные предписания, налогоплательщик вправе выбрать вид деятельности с определенными налоговыми обязательствами (например, если это оптовая торговля и соблюдены установленные законом критерии, то налогоплательщик может применять либо общий режим налогообложения, либо упрощенную систему налогообложения). Таким образом, можно утверждать, что налоги влияют на поведение субъекта. В этом проявляется относительность регулирующей функции.

Фискальная и регулирующая функции присущи налогу изначально вследствие его закрепления в законе (ст. 57 Конституции РФ). Правильное сочетание функций влияет на эффективность взимания налога, а значит, на развитие экономики страны и улучшение жизни ее граждан. Это возможно в том случае, когда интересы государства соразмерны с интересами налогоплательщиков.

adhdportal.com

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

www.grandars.ru

Функции налогов

Сущность и функции налогов

Сущность и внутреннее содержание налогов проявляются в их функциях, в той «работе», которую они выполняют. Различают следующие функции налогов (рис. 3.2):

Фискальная функция налогов

Фискальная функция вытекает из самой природы налогов. Она характерна для всех государств во все периоды их существования и развития. С помощью реализации данной функции на практике формируются государственные финансовые ресурсы и создаются материальные условия для функционирования государства. Основная задача выполнения фискальной функции — обеспечение устойчивой доходной базы бюджетов всех уровней. Фискальная функция, таким образом, является понятием более широким, чем функция обеспечения участия населения в формировании фонда финансирования общегосударственных потребностей.

Рис. 3.2. Функции налогов

Следует отметить, что во многих развитых странах налоговое бремя на физических лиц действительно выше, чем на юридических лиц, поскольку такое построение налоговой системы — это более сильный стимул для развития экономики. Снижение налогового бремени на юридические лица способствует увеличению их количества и росту производства, что обеспечивает рост числа занятых.

Однако реализация фискальной функции налогов имеет объективные и субъективные ограничения. При недостаточности налоговых поступлений и невозможности сокращения государственных расходов приходится прибегать к поиску других форм доходов. Прежде всего это обращение к внутренним и внешним государственным, региональным, местным займам. Размещение займов приводит к образованию государственного долга.

Однако обслуживание государственного долга за счет бюджета потребует повышения налогов в будущем (роста налоговых ставок, введения новых налогов). Вместе с тем рост налогового бремени вновь может столкнуться с непреодолимыми ограничениями, вызовет усиление недовольства налогоплательщиков и спад производства, что побудит к размещению новых займов. Возникнет опасность становления финансовой пирамиды, а значит, финансового краха. Отечественный опыт это ярко подтвердил: чрезмерные масштабы выпуска ГКО вызвали дефолт и девальвацию рубля в августе 1998 г., а финансовый кризис 2009 г. привел к спаду производства и соответственно к уменьшению поступления по налогу на прибыль организаций на 45% по сравнению с 2008 г.

Таким образом, доля средств, поступающих в бюджет за счет реализации фискальной функции налогов в период спада деловой активности, снижается, поскольку величина поступлений налогов в бюджет непосредственно зависит от величины доходов плательщиков.

Регулирующая функция налогов

Регулирующая функция имеет особое значение в современных условиях антикризисного регулирования, активного воздействия государства на экономические и социальные процессы. Данная функция связана во временном аспекте с распределением налоговых платежей между юридическими и физическими лицами, сферами и отраслями экономики, государством в целом и его территориальными образованиями. Данная функция позволяет регулировать доходы разных групп населения. Налоговое регулирование реализуется через систему льгот и систему налоговых платежей и сборов.

Цель применения налоговых льгот — сокращение размера налоговых обязательств плательщика. В зависимости оттого, на изменение какого элемента структуры налога направлены льготы, они могут подразделяться на изъятия, скидки, налоговый кредит.

Изъятия — это налоговая льгота, направленная на выведение из-под налогообложения отдельных объектов (например, необлагаемый минимум). Под скидками понимаются льготы, направленные на сокращение налоговой базы. В отношении налогов на прибыль (доходы) организаций скидки связаны не с доходами, а с расходами налогоплательщика, иными словами, плательщик имеет право уменьшить прибыль, подлежащую налогообложению, на сумму произведенных им расходов на цели, поощряемые государством. Налоговый кредит — это льгота, направляемая на уменьшение налоговой ставки или окладной суммы.

В зависимости от вида предоставляемой льготы налоговые кредиты принимают следующие формы:

  • снижение налоговой ставки;
  • сокращение окладной суммы (полное освобождение от уплаты налога на определенный период — возможность предусмотрена ст. 56 НК РФ — получило название налоговых каникул);
  • возврат ранее уплаченного налога или его части;
  • отсрочка и рассрочка уплаты налога, в том числе инвестиционный налоговый кредит;
  • зачет ранее уплаченного налога;
  • замена уплаты налога (части налога) натуральным исполнением.

Регулирующая функция направлена на регулирование финансово-хозяйственной деятельности производителей товаров и услуг через систему налоговых платежей и сборов, аккумулируемых государством и предназначенных для восстановления израсходованных ресурсов (прежде всего природных), а также для расширения степени их вовлечения в производство в целях достижения экономического роста. Эти отчисления имеют, как правило, четкую отраслевую направленность. К такого рода налогам и сборам правомерно отнести налог на пользование недрами, налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы, сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами, лесной налог, водный налог, экологический налог, налог на имущество, дорожный налог, транспортный налог, земельный налог.

Регулирующая функция налогов проявляется не только в сфере производства, но и через платежеспособность физических лиц — на рынке спроса и предложения на товары и услуги, в сфере обмена и потребления.

Социальная функция налогов

Социальная функция налогов тесно связана с фискальной и регулирующей функциями посредством условий взимания подоходного и поимущественного налогов. Налоги взимаются в большем размере с обеспеченных слоев населения, при этом значительная их доля должна в виде социальной помощи поступать к малоимущим слоям населения.

К числу конкретных механизмов реализации социальной функции налогов, предусмотренных частью второй НК РФ, относятся страховые платежи; кроме того, применительно к налогу на доходы физических лиц предусматриваются перечни: доходов, не подлежащих налогообложению; стандартных налоговых вычетов; профессиональных налоговых вычетов. Вместе с тем в ст. 224 НК РФ указан перечень доходов, по которым налог взимается по повышенным ставкам.

Значение социальной функции налогов резко возрастает в период экономических кризисов, когда большая часть населения нуждается в социальной защите.

На практике в российской налоговой системе социальная функция налогов, взимаемых с населения, реализуется не в полной мере. Это прежде всего связано с несовершенством налогового законодательства.

Наряду с названными основными функциями налогов в экономической литературе упоминаются и другие, дополнительные их функции:

  • функция ограничения экономически необоснованного роста прибыли монопольных производителей на рынке товаров и услуг, а также социально неоправданных доходов граждан;
  • антиинфляционная функция — ограничение роста цен и доходов при поддержании сбалансированности стоимости ВВП и поступающих в распоряжение государства и предприятий финансовых ресурсов, используемых на потребление и накопление.

Контрольная функция налогов

Контрольная функция создает предпосылки для соблюдения стоимостных пропорций в процессе образования и распределения доходов разных субъектов экономики. Благодаря ей оценивается эффективность каждого налогового канала и «налогового пресса» в целом, выявляется необходимость внесения изменений в налоговую систему и налоговую политику.

Следует отметить, что контрольную функцию налогов было бы неверно отождествлять с налоговым контролем (ст. 82 Н К РФ), осуществляемым налоговыми и таможенными органами, органами государственных внебюджетных фондов. Задача перечисленных ведомств — контроль за соблюдением налогового законодательства посредством налоговых проверок в разных формах.

По нашему мнению, выполнение налогами данных функций реализуется при осуществлении ими основных функций (фискальной, регулирующей, социальной, контрольной). Решающее значение будет иметь разработка системы налогообложения юридических и физических лиц, устанавливающей соотношение прямых и косвенных налогов на прибыль, доходы и имущество, налоговые ставки и механизмы их построения, порядок определения объекта налогообложения и предоставления льгот налогоплательщикам.

Теоретическое определение функций еще не означает, что именно в заданном направлении будет действовать принятая законом налоговая система. Функциональную емкость системы налогообложения, принимаемой законом конкретной страны, задается не только теорией, но и практикой. Степень практического использования налогового потенциала определяет роль налогов в сложившейся экономической и финансовой системах. Таким образом, сущность налога едина, но практические формы се воплощения различаются в зависимости от специфики проводимой экономической политики, типа государства, его задач и целей взимания налога.

www.grandars.ru

Еще по теме:

  • Банк возврат tax free В аэропорту Домодедово пассажирам вернут TAX FREE 24 января 2017 года, Домодедово, Московская область. В пассажирском терминале Московского аэропорта Домодедово граждане России смогут вернуть НДС с приобретенных за рубежом товаров. Возмещение можно […]
  • Уменьшение налогов это законное использование льгот Налоговые льготы (Tax benefits) - это Налоговые льготы - преимущество для налогоплательщиков Виды и эффективность налоговых льгот, законодательство о налоговых льготах, льготы 2013 Содержание Налоговые льготы - это, определение Налоговая льгота - […]
  • Общий налог в сша Налоги на зарплату в США. Виды и величина налогов в Америке. Возврат налогов в США КОНКУРС! Пройдите опрос и получите ? приз Виды налогов на зарплату в США. Какие бывают льготы на налоги. Всем привет. Меня как-то просили рассказать о налогах в […]
  • Возврат граждан Как получить иностранцам возврат по tax free с покупок в России Многие уже слышали, что в России с 1 января 2018 года стартовала работа системы Tax free для возврата налога на добавленную стоимость (НДС) иностранцам, совершившим покупки на […]
  • Мдм возврат такс фри Курсы валют МДМ Банк объявляет о запуске новой услуги TaxFree для всех, кто совершает покупки за рубежом, — возврат налога на добавленную стоимость при возвращении в Россию Воспользовавшись новым предложением МДМ Банка, путешественники могут […]
  • Источники уплаты налога на прибыль это Discovered Деньги, банки, страхование, экономика и бизнес Источники уплаты налогов Источники уплаты налогов (tax pay sources) — финансовые источники, за счет которых обеспечиваются выплаты начисленных налоговых платежей. С экономической точки […]