Средства обучения. Наглядные пособия.

Средства обучения, применяемые в учебном процессе, включают: наглядные пособия (изобразительные, натуральные, комбинированные), технические средства обучения; учебную литературу (учебники и учебные пособия, справочные материалы, сборники задач и заданий и т. п.). Речь, язык преподавателя, мастера производственного обучения также следует рассматривать как средства обучения. Они, являясь одним из важнейших источников информации, должны иметь также «внутреннюю наглядность», которая достигается содержанием и формой изложения учебного материала.

Все средства обучения должны быть связаны между собой, поскольку функционируют в едином педагогическом процессе. Необходимо согласовывать информацию, предъявляемую и сопровождаемую с помощью различных средств обучения. Средства обучения должны «работать» практически во всех звеньях учебного процесса — и в процессе преподавания, и в процессе учения.

Наиболее широкое применение в ходе учебного процесса находят наглядные пособия и технические средства обучения.

В учебном процессе применяются три основных типа наглядных пособий: изобразительные — плакаты, схемы, иллюстрации из книг, модели, макеты, муляжи; натуральные — механизмы и узлы оборудования, инструменты, образцы материалов, деталей, изделий, приспособлений и др.; комбинированные — электрифицированные схемы, динамические плакаты, коллекции, тематические щиты и т. п.

Наиболее распространенным типом наглядных пособий, применяемых в учебном процессе являются изобразительные.

Одним из наиболее широко применяемых видов искусственных наглядных пособий являются учебные плакаты, позволяющие успешно решать большинство задач наглядности, изложенных выше. Для использования при обучении массовых профессий, специальностей учебные плакаты, как правило, издаются централизованно. Для немассовых профессий учебные плакаты зачастую разрабатываются и изготавливаются непосредственно в учебных заведениях.

Натуральные наглядные пособия — это специально обработанные и подготовленные для целей демонстрации натуральные объекты (с учетом, естественно, их габаритов и возможностей использования). Натуральные наглядные пособия обычно изготавливаются и подготавливаются к демонстрациям непосредственно в учебных заведениях. Наглядные пособия — и изобразительные, и натуральные в учебном процессе выполняют различные функции — иллюстраций к объяснениям педагога, а также являются самостоятельными источниками получения учащимися новой учебной информации. Чем шире эта функция средств наглядности, тем более активной должна быть работа учащихся с ними.

Наглядные пособия сами по себе к процессу обучения нейтральны. Их использование вне связи с деятельностью педагога и учащихся может придавать зрелищность уроку, но не решает проблему наглядности обучения. Нельзя рассчитывать, что поставленный лицом к лицу с предметом наблюдения учащийся всегда увидит в нем то и гак, как это нужно: мало смотреть — нужно уметь видеть, наблюдать; мало слышать — нужно уметь слушать. Это требует от педагога умелого руководства процессом восприятия средств наглядности.

При инструктировании учащихся о рассмотрении и восприятии наглядных пособий необходимо ставить перед учащимися определенную мыслительную задачу, решая которую они будут сравнивать, обобщать наглядный материал, варьировать его, отчленять существенное от несущественного, выделять наиболее типичные признаки, обозначать их словом, т. е. выполнять специальную умственную работу для получения соответствующего представления.

oso.rcsz.ru

Применение наглядных пособий и технических средств обучения

Эти записи нужны для активизации мыслительной деятельности учащихся, подключения их моторной памяти. Большинство опытных преподавателей считает, что в тетрадях учащихся обязательно должны быть записаны следующие сведения и материалы: тема урока; название подтемы; схемы опыта, рисунки преподавателя с пояснениями и надписями; таблицы или фактические данные; выводы из пояснений или опыта; самые главные определения, которые преподаватель по каким-либо причинам желает выделить; формулы и их: выводы (записывая вывод вместе с преподавателем, учащийся логически мыслит); решение задач.

Приемы записей могут быть разнообразными: текст, обобщающие записи, сводные таблицы, графики, диаграммы, схемы.

8. Применение наглядных пособий и технических средств обучения

В учебном плане инженерно-педагогической специальности предусмотрена специальная дисциплина Технические средства обучения . В ней студенты изучают современную учебную технику и развивают навыки в использовании технических средств, обучение проводится в специальных классах, оборудованных телевизионными установками замкнутого типа и в классах программированного обучения и контроля знаний.

К средствам обучения строительным дисциплинам необходим системный подход. Сюда относится все оснащение: оборудование учебных кабинетов, наглядные пособия всех видов, технические аппараты, инструктивные материалы, справочные таблицы и т. д.

Средства обучения тесно связаны между собой и выступают в качестве подсистемы в системе всего учебного процесса. Например, при изучении темы Техника безопасности при работе на лесах и подмостях будущими плотниками можно использовать диафильм, в котором очень широко, подробно показаны леса и подмости, а также изложены правила их безопасной эксплуатации.

При обучении же маляров преподавателю нет необходимости показывать учащимся весь фильм. Достаточно использовать на уроке лишь несколько самых нужных кадров: общие виды установленных на фасаде зданий лесов, новые леса и подмости, которые не указаны в учебнике. Остальные кадры диафильма, даже относящиеся непосредственно к малярным работам, оказываются ненужными, так как в комплекте оборудования учебного кабинета по отделочным работам имеются модели подмостей. Такой диафильм не вписывается в структуру урока и, следовательно, в систему действующих средств обучения.

Не рекомендуется перенасыщать уроки средствами обучения. Каждое из них должно выполнять свою локальную дидактическую задачу, аргументированно входить в структуру урока и использоваться не ради моды насыщения ими учебного процесса.

Методические требования к использованию наглядных пособий на уроках строительных дисциплин изложены ниже. Демонстрируемое пособие должно помогать раскрывать изучаемую тему. Показывая наглядное пособие, преподаватель руководит работой учащихся, направляя их мышление.

Объяснения преподавателя должны правильно сочетаться с демонстрацией. Многие опытные преподаватели отдают предпочтение немым кинофильмам или кинофрагментам, ведут комментарии по ходу фильма.

Необходимо, чтобы учащиеся не просто рассматривали пособие, а работали с ним. Например, вывешена таблица — классификация машин или механизмов, методов работ, видов конструкций. Разъяснив структуру классификации, по каким признакам она проведена, преподаватель может предложить учащимся поместить в нужную графу новую машину или конструкцию, которую они видели недавно на строительной площадке, в кинофильме, журнале.

Используя готовую классификацию, нужно определить, по каким основным признакам (факторам) она.

mto.ru

Наглядные пособия, их роль в использовании при изучении нового материала по математике

План работы:

1. Значение наглядности и её применение на уроках математики в начальных классах.

2. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

  • Предметы окружающей обстановки.
  • Демонстрационные изобразительные пособия.
  • Таблицы.
  • Счетные приборы.
  • Измерительные приборы.
  • Иллюстрации.
  • Дидактический материал.

3. Изготовление наглядных пособий учащимися.

5. Список использованной литературы.

1. Введение.

Математика изучает не сами предметы и явления окружающей жизни, а “ пространственные формы и количественные отношения действительного мира” ( Ф. Энгельс), поэтому при обучении математике стремятся вычленить именно эти стороны; качественные же признаки предметов становятся несущественными. Часто для изучения математических соотношений и операций используют специально созданные пособия. Такие пособия иногда являются более наглядными, чем сами предметы или ситуации, взятые из окружающей жизни.

На уроках математики осуществляются во взаимосвязи все основные принципы обучения: сознательность, наглядность, систематичность, прочность, учет возрастных возможностей, индивидуальный подход. В обучении математике особую роль играет принцип наглядности.

Несомненно, учебник является основным средством обучения. В настоящее время широко применяется, и хорошо себя зарекомендовали альтернативные учебники М.И. Моро, Л.В. Занкова, Н. Я. Виленкина и других авторов. Школа сама выбирает, какой методике отдать предпочтение, какой автор больше других подходит к их разработанной системе обучения математике.

Цель моей работы: узнать, что такое наглядные пособия, их виды. Научиться правильно подбирать и применять их, овладеть умением самому изготовлять необходимое наглядное пособие.

Правильное использование наглядности на уроках математики способствует формированию четких пространственных и количественных представлений, содержательных понятий, развивает логическое мышление и речь, помогает на основе рассмотрения и анализа конкретных явлений прийти к обобщению, которые затем применяются на практике.

2.Значение наглядности и применение на уроках математики в начальных классах.

Применение различных средств наглядности активизирует учащихся, возбуждает их внимание и тем самым помогает их развитию, способствует более прочному усвоению материала, дает возможность экономить время. Тот факт, что математике присуща большая абстрактность, определяет и характер средств наглядности, и особенности применения их. В таких учебных предметах, как естествознание, история, география, наглядные пособия чаще всего используются для показа изучаемых объектов. Чтобы учащиеся могли составить наиболее правильное, наиболее полное представление о животном или растении, о том или ином событии, о природном явлении и т.п., все это необходимо показать в возможно более естественном виде и так, чтобы хорошо были различимы все нужные детали.

Что касается математики, то здесь предметы, во- первых, выступают только как элементы множеств, над которыми могут производиться некоторые операции и относительно которых может быть поставлен вопрос об их численности. Поэтому , когда учитель говорит о яблоках на ветке, или о птичках на дереве, то он не останавливается на том, какие это яблоки, или о птичках на дереве. Он обращает внимание детей лишь на количества их и на количественные отношения. Во- вторых, когда идет речь о том или ином предмете, то может быть поставлен вопрос об исследовании его формы или некоторых числовых характеристик, носящих названия величин. Но чтобы исследовать количественные отношения и формы в чистом виде, необходимо совершенно отделить их от содержания. В этом и оказывают помощь учителю различные средства наглядности и в первую очередь модели, чертежи, схемы, которые более всего отвечают указанному требованию.

3. Виды наглядных пособий, используемых в начальном обучении математике.

В начальном обучении математике используются различные виды наглядных пособий:

  • Предметы окружающей среды. С первых же дней пребывания детей в школе при обучении их счету и действиям сложения и вычитания, предметы окружающей обстановки могут быть использованы в качестве счетного материала. Таким материалом могут служить книги, тетради, карандаши, счетные палочки и т. д. Отдельные предметы могут быть использованы и в дальнейшем: при ознакомлении учащихся с элементами геометрии. На них можно показывать различные пространственные формы.
  • Демонстрационные изобразительные пособия. К этому виду наглядных пособий относятся, прежде всего, картины и учебные таблицы с изображением ряда знакомых детям предметов, наборы картинок, картины со вставками, аппликации. Используются как счетный материал, что значительно расширяет возможности учителя при обучении детей счету, или для иллюстрирования задач. К демонстрационным изобразительным пособиям относятся также модели измерительных приборов и инструментов ( часовой циферблат, весы), модели мер ( метра, литра), муляжи и макеты хорошо известных детям товаров. Модели используются при изучении мер и обучении измерениям. А муляжи и макеты – как иллюстративный материал при составлении задач. Наконец, к демонстрационным изобразительным пособиям относятся изображения и модели различных геометрических фигур.
  • Таблицы. Таблицами называют текстовые или числовые записи, располагаемые в определенном порядке. Чаще всего в виде колонок, а также сгруппированные вместе серии рисунков и схем с текстом или без него. Таблицы издаются на больших листах бумаги, наклеенных для удобства пользования на ткань или картон. По своему значению таблицы могут быть разделены на группы:
    -познавательные;
    — инструктивные;
    — тренировочные;
    — справочные;

Разумеется, это деление в какой – то мере условно.

К познавательным таблицам относятся такие, которые содержат в себе новые сведения и поэтому чаще всего используются при объяснении нового материала. К их помощи можно прибегать также при повторении с целью расширения и обобщения знаний учащихся. Примером познавательных таблиц может служить нумерационная таблица, показывающая разряды и классы счетных единиц, изготавливаемая в соединении с наборным полотном. В таком виде она используется и как тренировочная. Познавательным таблицам относится также серия таблиц “ Измерение длины”, “ Измерение веса”, “ Измерение площади”, которые дают наглядное представление об основных мерах и содержат единичные отношения их, и ряд других.

Инструктивные таблицы в наглядной форме дают указания по выполнению тех или иных действий, связанных с формированием навыков написания цифр, решения задач, вычислительных навыков. К этим таблицам относятся таблицы с образцами рукописных цифр, с примерами, указывающими порядок выполнения арифметических действий, с примерами алгоритмов действий и др. такие таблицы вывешиваются в классе на более или менее продолжительное время, чтобы они помогали учащимся в их работе, давали необходимые указания.

Тренировочные таблицы предназначаются для проведения многократных упражнений, с целью формирования вычислительных навыков. Наиболее известными из таких таблиц являются таблицы для устных вычислений. Эти таблицы освобождают учителя от необходимости выписывать длинные ряды чисел и тем самым облегчают его работу и позволяют экономить время.

Справочные таблицы содержат материал, который часто бывает нужен учащимся как при решении примеров и задач, так при выполнении практических работ. Они, как и инструктивные таблицы, вывешиваются в классе на продолжительное время.

  • Счетные приборы. К этому виду наглядных пособий относятся счеты, абаки, арифметический ящик. Счеты применяются, начиная с первого класса, в течение ряда лет при обучении счету, при изучении нумерации и арифметических действий. На демонстрационных или классных счетах на первых порах целесообразно иметь сначала только одну проволоку с десятью косточками. Потом две с двадцатью. Остальные должны быть в это время закрыты листом бумаги или сняты совсем.

Абак или счетная доска, является обычно самодельным пособием. Арифметический ящик изготавливается в виде ящика кубической формы с двумя открывающимися стенками. Содержит оно большое количество счетного материала: деревянные кубики, бруски, равные десяти кубикам, выложенным в ряд. Кубики, бруски и доски используются при обучении счету и изучении нумерации. При этом наглядно могут быть показаны соотношения между основными и разрядными единицами и десятичный состав чисел.

  • Измерительные инструменты. Измерительные инструменты в учебном процессе играют двоякую роль. Во- первых, они могут быть использованы по прямому назначению для измерений при выполнении различных работ или для получения данных к задачам практического содержания. Во- вторых, они могут служить в качестве вспомогательных средств, при изучении мер и единичных отношений между мерами. В начальных классах применяются инструменты для измерений длины, веса, емкости, площади и для построения и выполнения основных измерительных работ. К этом инструментам относятся: — линейка чертежная, угольники, линейка метровая, рулетка, циркуль; — весы чашечные с разновесами, весы циферблатные; — кружки литровая, пол- литровая; — циферблат; — палетка; — классный циркуль;
  • Иллюстрации. Под иллюстрациями обычно понимают помещенные в учебнике рисунке и схематические изображения различных предметов и групп предметов. А также планы, чертежи, схемы, таблицы, как и рассмотренные выше наглядные демонстрационные пособия, иллюстрации используются в самых различных случаях. С их помощью наглядно показываются предметы, о которых идет речь, выполняемые действия или разъясняется содержание задачи.

При необходимости иллюстрации к отдельным задачам могут быть сделаны на больших листах бумаги или в виде диапозитивов. В настоящее для каждого класса издаются серии карточек с математическими заданиями, включающие иллюстрации. Эти карточки предназначаются для обучения составлению и решению задач.

  • Дидактический материал. Для формирования математических понятий, а также для выработки вычислительных, измерительных и графических навыков в начальных классах необходимо использовать разнообразный дидактический материал. Дидактическим материалом по математике называют учебные пособия для самостоятельной работы учащихся, позволяющие индивидуализировать и активизировать процесс обучения. Дидактический материал по математике можно подразделить на:

а) предметный дидактический материал;

б) дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями.

К предметному дидактическому материалу относятся: счетные палочки, наборы разнообразных геометрических фигур, модели монет и т. п. Предметный материал необходимо использовать как при объяснении новых знаний, так и при их закреплении.

Дидактический материал в виде карточек с математическими заданиями обеспечивает приспособление к индивидуальным особенностям учащихся. Некоторые виды карточек позволяют освободить учащихся от переписывания заданий, что дает возможность выполнить больше упражнений.

Изготовление наглядных пособий учащимися.

Многие наглядные пособия – таблицы, некоторые модели, абаки для индивидуального пользования, палетки, счетный материал, некоторые виды раздаточного материала и т. п. – могут быть сделаны самими учащимися. При изготовлении того или иного пособия, у учащихся неизбежно возникает интерес к нему, появляется желание разобраться в его назначении и математической структуре. А это приводит к лучшему пониманию и лучшему усвоению учебного материала. В ходе работы по изготовлению пособий осуществляются межпредметные связи: с одной стороны, дети применяют свои математические знания и навыки ( расчет, измерение, черчение). А с другой- они опираются на навыки, приобретенные на уроках труда( вырезание из бумаги, склеивание и др.)

Приведем примеры наглядных самодельных пособий, которые могут быть выполнены учащимися, и дадим краткое описание способов их изготовления. Все пособия выполняются под руководством или по указанию учителя.

1. Раздаточный материал в виде геометрических фигур, звездочек, рисунков листьев и других предметов может быть изготовлен на листках бумаги или из картона. Для размножения рисунка применяются картонные трафареты или штампы, вырезаемые из сырой картофелины или резины.

2. Домино или лото с картинками. Домино изготовляется из картонных карточек размером , приблизительно 5 х 10 см. и отличается от обычного домино тем, что вместо круглых очков на карточках изображаются группы различных предметов. На карточках лото также изображаются группы предметов. Но здесь они употребляются вместо чисел. Числа на фишках, которыми покрываются карточки, заменяются числовыми фигурами.

Правила игры в домино и лото с картинками обычные. Дети не только учатся считать, но и соотносить между собой численности множеств, состоящих из различных предметов.

3.Абак для индивидуального пользования. Изготавливается из небольшого куска плотной бумаги, разлинованного на три колонки соответственно трем первым числовым разрядам. В каждой колонке прорезается по 10 круглых или квадратных отверстий. Снизу подшивается или подклеивается цветная бумага, чтобы хорошо были видны на фоне ее вырезанные отверстия. Подшитая бумага должна быть, таким образом, чтобы под каждым рядом отверстий оставался небольшой промежуток для узкой картонной полоски. Выдвигая полоски, учащиеся в каждом разряде открывают нужное число отверстий и тем самым показывают заданное многозначное число.

4. Модель циферблата с подвижными стрелками. Деления на круге должны быть нанесены достаточно точно, чтобы учащиеся могли определять показания часов.

5. Модель вехи и экера. Обе эти модели изготавливаются из палочек длиной 12- 23 см. и половинок катушек, которые играют роль подставок . В первом случае палочки раскрашиваются поперечными темными и светлыми полосами, во втором- к торцу палочки прибивается небольшая ( 4 х 4 см ) квадратная дощечка с вбитыми по углам булавками. Используя эти модели, можно провести на внеклассных занятиях подготовку к провешиванию прямых линий и построению прямых углов на местности.

6. Демонстрационные таблицы, схемы, диаграммы.

Для изготовления таких пособий следует широко использовать рисунки из старых книг, журналов, календарей, наклеивая их на большие листы бумаги и дополняя необходимыми линиями и числами. Цифры для изображения чисел могут быть вырезаны из старых перекидных или отрывных календарей.

Заключение.

Знание видов наглядных пособий дает возможность правильно их подбирать и эффективно использовать при обучении. А также изготовлять самому или вместе с детьми необходимые наглядные пособия. Наглядные учебные пособия принято делить на натуральные и изобразительные. К натуральным наглядным пособиям,, используемым на уроках математики, относятся предметы окружающей среды. Среди наглядных изобразительных пособий выделяют образные: предметные картинки, изображения предметов и фигур из бумаги и картона, таблицы с изображениями предметов или фигур. К изобразительным наглядным относятся также наглядные экранные пособия, учебные фильмы, диафильмы, диапозитивы.

С точки зрения использования наглядные пособия делят на общеклассные и индивидуальные.

К изготовлению наглядных пособий полезно привлекать детей. Это имеет большое образовательное и воспитательное значение, содействует сознательному и прочному овладению знаниями и умениями, помогает выработке определенных трудовых навыков. Так, изготовляя модель прямого угла из бумаги и модель подвижного угла из двух палочек, скрепленных куском пластилина, ученики получают представление об углах; изготовляя модели линейного и квадратного сантиметра, дециметра, метра, учащиеся получают наглядное представление о единицах длины и площади. Работая с пособиями, изготовленными своими руками, ребенок учится уважительно относиться к труду.

В процессе обучения наглядные пособия используют с различными целями: для ознакомления с новым материалом, для закрепления знаний, умений, навыков, для проверки их усвоения.

Когда наглядное пособие выступает как источник знаний, оно особенно должно подчеркивать существенное- то , что является основой для обобщения, а также показывать несущественное, его второстепенное значение.

Знакомя с новым материалом, нужно использовать наглядное пособие с целью конкретизации сообщаемых знаний. В этом случае наглядное пособие выступает как иллюстрация словесных объяснений.

Например. Помогая детям в поисках решения задачи, нужно сделать схематический рисунок или чертеж к задаче; объясняя прием вычисления, сопровождая пояснение действиями с предметами и соответствующими записями и т. д. При этом важно использовать наглядное пособие своевременно, иллюстрируя самую суть объяснения, привлекая к работе с пособием и пояснению самих учащихся. При раскрытии приема вычисления, измерения, решении задачи и т. д. надо особенно четко показывать движение ( прибавить- придвинуть, вычесть – убрать, отодвинуть). Сопровождение объяснения рисунком (чертежом) и математическими записями на доске не только облегчает детям восприятие материала, но и одновременно показывает образец выполнения работы в тетрадях. Например: как расположить чертеж и запись решения в тетради, как обозначить периметр с помощью букв и т. п.

При ознакомлении с новым материалом и особенно при закреплении знаний и умений надо так организовать работу с наглядными пособиями, чтобы учащиеся сами оперировали ими и сопровождали действия соответствующими пояснениями : объединяли множества предметов при изучении сложении, моделировали замкнутые и ломаные незамкнутые линии, пользуясь палочками.

Качество усвоения материала в большинстве случаев значительно повышается, так как в работу включаются различные анализаторы( зрительные, двигательные, речевые, слуховые). При этом дети овладевают не только математическими знаниями. Но и приобретают умения самостоятельно использовать наглядные пособия. Учитель должен всячески поощрять детей к использованию наглядных средств, к самостоятельной работе.

На этапе закрепления знаний и умений необходимо широко использовать для разнообразных упражнений справочные таблицы, таблицы для устного счета, рисунки, схемы, чертежи для составления задач детьми. Для выработки измерительных навыков нужно включать упражнения в черчении и измерении с помощью чертежно- измерительных инструментов. Рекомендуется практиковать ВОСПРОИЗВЕДЕНИЕ НАГЛЯДНО ВОСПРИНЯТОГО ПУТЕМ МОДЕЛИРОВАНИЯ, РИСОВАНИЯ, СЛОВЕСНОГО ОПИСАНИЯ.

Наглядные пособия иногда используют для проверки знаний и умений учащихся. Это делается так: – чтобы проверить, как усвоили дети понятие многоугольник, можно предложить с помощью палочек сложить многоугольник указанного вида. Используя раздаточный дидактический материал, учитель проверяет умения измерять длину отрезков, площадь, периметр многоугольников и др.

Важным условием эффективности использования наглядных пособий является применение на уроке достаточного и необходимого количества наглядного материала. Если наглядные средства применять там, где этого совсем не требуется, то они играют отрицательную роль, уводя детей в сторону от поставленной задачи. Подобные факты встречаются в практике: например, первоклассник обучается выбору арифметического действия при решении арифметических задач. Если привлечь для этой цели картинку, на которой нарисованы птички, сидящие на ветке и подлетающие к ним, ученик, глядя на эту картинку, находит ответ задачи простым пересчитыванием, не выполняя никакого арифметического действия над числами. Наглядность, использованная в этом случае, не только не помогает, но наоборот, задерживает формирование умения решать задачи, т. е. выбирать действие над числами, данными в условии.

Список использованной литературы:

    Актуальные проблемы методики обучения математике в начальных классах
  1. Под ред. М И Моро и др. М. Педагогика, 1997.
  2. Артемов А. К. Обучение математике. Пенза, 1995.
  3. Истомина Н.Б. Активизация учащихся на уроке математики в начальных классах. М. 1986.
  4. Истомина Н.Б. практикум по методике преподавания математики в начальных классах. М. 1986.
  5. Скаткин Л.Н. Методика начального обучения математики. М. 1972.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Виды учебных пособий — электронные, наглядные, демонстрационные.

Понятие «учебное пособие» целесообразно рассматривать в двух аспектах:

1. Учебное издание, выпущенное на бумажном или электронном носителе в дополнение к классическому учебнику или в качестве его полной замены.

2. Специальные предметы и материалы, использующиеся на уроке в качестве наглядных пособий.

С помощью всевозможных видов учебных пособий учитель создаёт на уроке творческую и увлекательную среду. Это способствует эффективному восприятию нового материала и даёт возможность быстро и максимально объективно проверить уровень знаний, полученных учеником на предыдущих занятиях.

Все учебные пособия изготавливаются в полном соответствии с образовательным компонентом и содержанием учебной программы. Кроме того, они должны учитывать возрастные особенности и уровень развития учащихся. Обязательным условием является соблюдение требований техники безопасности и санитарно-гигиенических норм.

Выделяют следующие виды учебных пособий:

· электронные (презентации, электронные книги, интерактивные игры);

· звукотехнические (аудиозаписи, видео – и DVD фильмы);

· печатные (таблицы, плакаты, стенды, портреты, раздаточные и дидактические карточки);

· объёмные (макеты, модели, натуральные предметы и их имитации).

Учебное пособие может быть представлять собой и печатный аналог пока ещё не утверждённого учебника. Подобная замена возникает на этапе перехода к новым стандартам образования, в период работы над базовой учебной литературой. Такое пособие часто представляет отдельные разделы знаний и не претендует на полноту освещения материала. Заодно и помогает апробировать новую подачу учебной информации.

Это касается федерального компонента образовательной программы. На региональном уровне подобные виды учебных пособий могут представлять собой вполне завершённый, полноценный труд авторов, но по содержанию они охватывают только местную тематику (например, региональная экономика, история, география и достопримечательности родного края).

Учебное пособие в электронном виде

Кто-то сделал наблюдение, что, если дать ученику прослушать новый материал, то с первого раза он усвоит только четверть информации. Если то же самое не слушать, а только смотреть – запомнится примерно треть от всего увиденного. Когда включается и слух, и зрение, то результат будет ещё лучше – в голове ученика останется половина объёма, одновременно услышанного и увиденного.

Переведём это на школьный язык:

· первый вариант – это объяснение темы учителем без использования какой-либо наглядности (1/4!);

· второй – самостоятельное чтение учебника (1/3);

· третий – электронное учебное пособие с аудио- и видеосопровождением (1/2).

Вывод очевиден: наиболее эффективным методом обучения является тот, где активно применяется электронный ресурс. Что же собой представляет электронное учебное пособие?

Прежде всего, это отлично структурированный материал, представленный не только текстом, но и рисунками, схемами, таблицами, фотоиллюстрациями. Вторая его отличительная особенность – наличие большого количества дополнительной информации разного рода: справочники, словари, списки литературы, ссылки на полезные ресурсы.

Обязательный элемент – это видео, анимация, «живые» картинки, всплывающие надписи. С их поддержкой трудные для понимания фрагменты курса усваиваются учащимися легче и быстрее. И наконец, ни один электронный учебник не обходится без практических работ и тестовых заданий для проверки полученных знаний.

Электронное учебное пособие не ограничивается только электронной книгой. Новейшие технологии обучения используют мультимедийные системы, позволяющие быть в диалоге с учителем; а также разнообразные обучающие игры, конференции; презентации и уроки, записанные в видеорежиме.

Различные виды учебных пособий, хранящихся на электронном носителе, содержат учебную, познавательную, справочную информацию и обучающие методики. Электронный учебный продукт может быть частью традиционной системы обучения (в этом случае отдельные темы из печатного учебника подаются в электронном виде), а может представлять собой самостоятельный дидактический материал (он-лайн консультации, тестирование, интерактивные ресурсы).

Роль электронного учебного пособия в образовательном процессе неоценима:

· способствует росту интереса ученика к изучаемой дисциплине;

· повышает эффективность обучения;

· уменьшает время на поиски нужной информации;

· даёт возможность самостоятельного использования, без помощи со стороны учителя;

· позволяет учителю дополнять и изменять любую информацию по ходу объяснения темы;

· помогает наглядно продемонстрировать стандартную ситуацию нестандартными выразительными средствами;

· используется в коллективном учебном процессе;

· не заменим для индивидуальной работы.

Большинство современных школьников – это грамотные, «продвинутые» пользователи электронных средств, а значит, учителю нужно быть всегда на шаг впереди. Проводя урок, он не должен испытывать затруднений в использовании мультимедийных систем обучения, интерактивной доски и видеоаппаратуры.

Переход отечественной системы образования на качественно новый уровень (а именно к этому нас призывают ФОГС второго поколения) неизбежно повышает требования к подготовленности педагогов: сегодня мало быть сильным методистом, нужно ещё обладать и приличными знаниями в области информационных технологий.

Виды учебно — методических пособий

Все виды учебных пособий в учебном процессе представлены в двух вариантах: традиционный (на бумажном носителе) и технологичный (в электронном виде). И те, и другие выполняют свои собственные задачи и применяются либо как дополнительный материал к изучаемой теме, либо как самостоятельное учебное пособие.

Преимущество электронного учебно-методического пособия заключается в том, что его информацию можно читать в любой последовательности, возвращаясь одним кликом мыши к неусвоенному материалу. За короткое время можно изучить несколько разделов темы, просто переходя по гиперссылкам.

При наличии удобного интерфейса и яркой подачи материала интерес учащегося к самостоятельному изучению предмета будет только возрастать. В первую очередь, это относится к тем учащимся, которые свободно владеют навыками работы на компьютере.

Виды учебно — наглядных пособий

Общеизвестны следующие формы исполнения учебно-наглядных пособий:

2. Таблицы и схемы.

5. Интерактивные комплексы.

6. Дидактические материалы (раздаточные карточки).

В последнее время большую популярность, особенно, в младших классах, приобрели комплекты динамических раздаточных пособий, в состав которых входят такие формы оформления, как:

По сравнению с классическими раздаточными карточками динамическая «раздатка» увлекает ученика младшего класса в большей степени, что активизирует его интерес к изучаемому предмету. Визуальная подача материала поднимает эффективность обучения на более высокий уровень.

Ещё в большей степени мотивирует учащихся к получению новых знаний самостоятельное изготовление наглядных пособий. Работая с пособиями, которые дети изготовили самостоятельно, они более бережно и уважительно относятся к своему и чужому труду.

И в заключение, откроем маленький секрет: ученик с первого раза усваивает 75% учебного материала, если он его видит, слышит и при этом использует те виды учебных пособий, которые он сделал своими руками.

xn—-itbkcijdbf2ab0f9b.xn--p1ai

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Гражданство рф для лнр и днр 2018 Получение гражданства России для жителей Донбасса ЛНР и ДНР Для того чтобы ответить на вопрос: как получить гражданство РФ, необходимо изучить исчерпывающий объём информации, представленный в официальных источниках. Сложности при оформлении […]
  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Новый закон на имущество с 2018 Россиянам приготовили новый налог на имущество Проект скоро станет законом 21.05.2018 в 18:32, просмотров: 187119 Госдума провела работу над ошибками. Конечно, не своими, а теми, которые допустили и допускают составители земельного кадастра — […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]