Водительские права при эпилепсии

В России, как и многих других государствах, водительские права выдаются после сдачи экзаменов и получения медицинского заключения о пригодности к управлению автотранспортом определенной категории.

Медкомиссия на водительские права проходит в соответствии с Приказом Минздрава №302н. Этот же документ содержит перечень заболеваний, при наличии которых получить удостоверение водителя невозможно.

Входит ли эпилепсия в состав болезней, противопоказанных для водителя?

Что это за болезнь

Эпилепсия – это заболевание психоневрологического типа. Распространений признак эпилепсии – внезапные приступы, возникающие в результате возбуждения одного или нескольких участков головного мозга.

Во время эпилептического приступа человек не может контролировать свои мысли, чувства и движения. Так же нарушаются вегетативные функции организма.

Причинами возникновения заболевания могут являться:

  • наследственность;
  • последствие травм или врожденных отклонений.

Специалисты выделяют и третью причину эпилепсии – криптогенную, то есть обнаружить истинный характер болезни не удается. По статистике в 80% случае определить настоящую причину возникновения болезни не получается.

После обнаружения первых признаков заболевания человек находится на постоянном контроле у врача – невролога.

Заболевшему проводится полное обследование с целью выявления факторов, негативно отразившихся на состоянии здоровья, и назначается определенное лечение.

Лечение эпилепсии происходит медицинскими препаратами, которые направлены на:

  • общее обезболивание при наступлении приступа;
  • снижение длительности припадка;
  • уменьшение количества приступов и увеличение интервала между ними.

Кроме медикаментозного лечения возможно хирургическое вмешательство. Операция обоснована, если специалистам удается максимально точно выявить причины возникновения приступов и найти очаг развития припадков.

Лечение медикаментами может проводиться как в стационаре, так и амбулаторно (способ определяется в зависимости от состояния здоровья). Некоторым людям приходится принимать препараты всю жизнь, а другим достаточно провести один – два курса приема.

Особое внимание к больному должны уделять родственники и друзья, так как во время приступа человек не всегда может самостоятельно справляться с ситуацией.

Нередко, что из-за неправильного оказания первой помощи или простого игнорирования со стороны окружающих эпилептический приступ заканчивается смертельным исходом. Достаточно часто смерть человека наступает, если эпилептический приступ случается во сне.

Больного эпилепсией нельзя допускать к некоторым видам работ, а именно:

  • работы на высоте и под землей;
  • связанные с электроэнергией;
  • работа на оборудовании, находящимся под давлением;
  • служащие, которым необходимо ношение оружия;
  • пищевая промышленность;
  • воспитание и обучение детей;
  • медицина;
  • спорт.

В России лица, страдающие от эпилепсии, не имеют права управлять автотранспортными средствами любых категорий. Однако из всех правил есть исключения.

Почему больным нельзя водить автомобиль

При управлении автомобилем человек должен уметь:

  • мгновенно принимать правильные решения;
  • в совершенстве владеть своим телом.

Чтобы снизить количество дорожных происшествий и были введены медицинские ограничения.

Во время эпилептического приступа у человека:

  • нарушается работа головного мозга. Некоторые приступы даже сопровождаются потерей сознания;
  • нарушается работа двигательного аппарата. Человек не может самостоятельно распоряжаться своими руками, ногами и прочими частями тела. Нередко возникают спазмы различных групп мышц;
  • возникают расстройства психики;
  • может возникнуть головокружение. У некоторых больных часто возникают галлюцинации;
  • нарушается работа органов зрения и слуха.

Все эти временные расстройства могут привести к возникновению аварийной ситуации и гибели окружающих людей. Поэтому допуск к вождению данной категории граждан ограничен.

Об обнаружении признаков эпилепсии лечащий врач обязан сообщить в Госавтоинспекцию с целью временного ограничения права вождения.

С какого возраста получают водительские права в России, читайте здесь.

Закон, ограничивающий право вождения

Медицинская комиссия принимает решения о допуске людей к тем или иным работам, в том числе к управлению автомобилями и иными техническим средствами на основании Приказа №302н, принятого Министерством здравоохранения 12.04.2011. Последняя редакция этого документа проводилась в декабре 2018 года

Болезням, ограничивающим право вождения, отведен пункт 27 с подпунктами, относящимися к определенной категории автотранспорта.

Кроме эпилепсии ограничениями для получения прав являются:

  • полная или частичная потеря зрения и/или слуха;
  • иные заболевания глаз;
  • отсутствие полной двигательной способности конечностей;
  • некоторые болезни сердечно-сосудистой системы;
  • алкоголизм и/или наркомания;
  • определенные болезни эндокринной системы человека;
  • некоторые гинекологические заболевания.

С полным перечнем существующих ограничений для получения водительских прав можно ознакомиться, внимательно изучив представленный документ.

В каких случаях лиц с эпилепсией допускают к вождению ТС

Все водители разделяются на две большие категории:

  • лица, управляющие автотранспортом, не предназначенным для перевозки людей. Сюда относятся категории А, В, С и соответствующие им подкатегории;
  • лица, занимающиеся перевозкой людей (категория D).

Для первой группы водителей правила допуска к управлению по медицинским противопоказаниям менее строги, чем для второй группы.

Человек будет допущен к управлению автотранспортом, относящимся к первой группе, если:

  • он периодически проходит медицинское освидетельствование до того момента, как после последнего приступа пройдет более 5 лет. Медицинская справка для водительского удостоверения должна оформляться 1 раз в 2 года. Однако при заболевании эпилепсией водитель обязан проходить комиссии с периодичностью, оговоренной врачом – специалистом;
  • при обследовании у невролога дано индивидуальное заключение о годности водителя;
  • после последнего приступа прошло более 6 месяцев, причем в этот период никаких симптомов заболевания не проявлялось;
  • по мнению специалистов у пациента отсутствует возможность возникновения приступа во время вождения транспорта, то есть управление автомобилем не является основанием для рецидива заболевания;
  • приступы заболевания возникают исключительно во сне;
  • во время эпилептического приступа у человека не нарушается сознание и двигательные функции;
  • рецидив заболевания обоснован отменой препарата. Водитель отстраняется от управления на 3 месяца, при условии, что курс приема лекарств будет возобновлен;
  • пройдено лечение в форме хирургического вмешательства.

Управлять транспортом второй группы можно, если:

  • после последнего приступа прошло более 10 лет, причем в это время человек полностью обходился без медикаментозного лечения;
  • возникают исключительно провоцируемые приступы, причем вождение автотранспорта не входит в число раздражителей;
  • произошел одиночный приступ, не повторяющийся в течение 5 лет.

Таким образом, получить право на вождение автотранспорта для больного эпилепсией можно. Решение принимается лечащим врачом (в некоторых случаях консилиумом врачей) индивидуально.

И может быть принято с некоторыми ограничениями, которые в обязательном порядке прописываются в водительском удостоверении.

Чтобы управлять автомашиной необходимо наличие медицинской справки, подтверждающей состояние здоровья водителя на определенный промежуток времени.

Эпилепсия является противопоказанием для получения водительского удостоверения. Однако решение принимается медицинской комиссией в каждом отдельном случае индивидуально. Так же на результат обследования влияет выбранная категория автотранспортного средства.

Если предполагается управление личным легковых автомобилем, причем без необходимости работы водителем по найму, то специалистами выдвигаются более мягкие требования к состоянию здоровья, чем для иных категорий. Лечить эпилепсию можно и нужно.

Так же важно отношение к больному человеку окружающих людей. Равнодушие может привести к смерти человека.

Можно ли поменять водительское удостоверение раньше срока окончания, объясняется на странице.

Как оспорить лишение водительских прав за пьянку, узнайте из информации.

Видео: Как получить водительское удостоверение бесплатно Водительские права

provodim24.ru

Вождение при эпилепсии

По существующим данным, риск дорожно-транспортных происшествий для больных эпилепсией несколько превышает популяционный и соответствует таковому при других заболеваниях ( сердечно-сосудистые заболевания, диабет). В тоже время риск, связанный с вождением в нетрезвом состоянии и превышением скорости, значительно выше.

Несмотря на то, что основным критерием безопасного вождения является интервал времени с момента последнего приступа, в разных странах существуют значительные различия в законах о водительских правах для больных эпилепсией. В некоторых странах (Япония, Греция, Бразилия, Индия, Россия) вождение автомобиля запрещается после первого приступа. В других странах (Канада, США) вождение автомобиля разрешается по истечение 3-месячного срока с момента последнего приступа. Наиболее «безопасным» межприступным периодом считается срок 2 года (Международное Бюро эпилепсии, 1989). Однако сроки периода отсутствия приступов, необходимые для получения прав на вождение, определяются местными законами, они могут быть больше или меньше по продолжительности). В некоторых случаях имеет значение и тип приступа. Так, иногда при наличии только простых парциальных или миоклонических приступов вождение разрешается. В других странах (штатах) при наличии любых типов приступов водить машину запрещается.

Относительно грузовых перевозок и пассажирского транспорта законодательные ограничения обычно более строгие. Людям с эпилепсией запрещен выбор профессий, связанный с управлением транспортными средствами (работа машинистов поездов, водителей автобусов, летчиков, служба в армии, на военно-морском флоте и др.), так как в этих ситуациях создается угроза для жизни людей в случае возникновения приступа.

В России вождение машины при эпилепсии официально запрещено.

Специальная комиссия по управлению транспортными средствами при эпилепсии, созданная при Междунарожном Бюро Эпилепсии (International Bureau for Epilepsy ― IBE) получила подтверждение из Брюсселя о вступлении в действие директивы Европейского Союза 209 / 112 EC от 29 августа 2009 года. Данная директива Евросоюза вводит в силу рекомендации по управлению транспортными средствами для больных эпилепсией, которые были разработаны рабочей группой экспертов под руководством д-ра Eric Schmedding и представлены на рассмотрение Европейской Комиссии в 2005 году.

Во всех странах, входящих в состав Европейского Союза, должен быть введен в силу новый закон или внесены поправки в существующие законы в соответствии с полученной директивой за период длительностью не более 1 года. Для многих стран, ставших полноправными членами ЕС в недавнем прошлом, это может привести к значительным изменениям современного законодательства в связи с существованием в этих странах тотального запрета на управление транспортными средствами для людей с эпилепсией. В целом, в результате принятых мер значительно больше людей, лишенных возможности вождения автомобиля, получили эту возможность, так как введенный в некоторых странах необоснованный тотальный запрет на вождение автотранспорта был снят.

В соответствии с новым законом, для получения разрешения на вождение автомобиля необходим бесприступный период длительностью 1 год для водителей транспортных средств, относящихся к группе 1 (автомобиль, мотоцикл). Для некоторых государств-членов Евросоюза, таких как Франция и Нидерланды, введение нового закона может означать ухудшение условий для людей с эпилепсией, так как бесприступный период, требуемый для получения водительских прав в этих странах, в настоящее время короче.

Для страдающих эпилепсией водителей транспортных средств, отнесенных к группе 2 — водителей грузового транспорта (автобусы, грузовики и др.) введение новой директивы означает расширение существующих возможностей. Во многих странах введен тотальный запрет на управление этими видами транспортных средств для людей, у которых когда-либо возникали эпилептические приступы; однако, в соответствии с новым законом, больные эпилепсией, у которых ремиссия сохраняется (эпилептические приступы отсутствуют) после полной отмены всех антиэпилептических препаратов в течение 10 и более лет, могут получить право на вождение грузового транспорта. В большинстве стран Европейского Союза будут внесены поправки в существующие законы, отражающие эти нововведения.

Важно отметить, что роль членов IBE в странах Европейского Союза в настоящее время включает привлечение внимания законодательных органов своих стран к данной директиве и контроль за введением нового закона.

Специальная комиссия по управлению транспортными средствами при эпилепсии будет искать пути оказания помощи членам организаций IBE и ILAE для приведения в действие новых законодательных норм в своих странах.

Директива Комиссии

Директива Комиссии 2009/113/EC (от 25 августа 2009)

Директива Европейского парламента и Европейского совета «О водительских удостоверениях» 2006/126/EC с учетом последних поправок, связанных с Директивой Комиссии

Директива Комиссии 2009/112/EC (от 25 августа 2009)

Директива Европейского парламента и Европейского совета «О водительских удостоверениях» 91/439/EEC с учетом последних поправок, связанных с Директивой Комиссии

Раздел «Эпилепсия»

12. Эпилептические приступы или другие состояния, проявляющиеся внезапным нарушением сознания, представляют серьезную опасность, значительно повышая риск дорожно-транспортных происшествий, при их возникновении у водителей автотранспорта.

Эпилепсия определяется как два или более эпилептических приступа, возникавших менее 5 лет назад (если после последнего приступа прошло менее 5 лет). Провоцируемый эпилептический приступ — приступ, вызванный известным провоцирующим фактором, которого можно избежать. (EN 26.8.2009 Official Journal of the European Union L 223/33.)

При возникновении первого или изолированного (однократного) эпилептического приступа или эпизода потери сознания рекомендуется отказаться от вождения автотранспорта. Необходимо составление отчета специалиста с указанием периода ограничения прав на управления транспортными средствами и рекомендаций по дальнейшему наблюдению.

Во всех случаях принципиально важную роль играет установление специфического эпилептического синдрома и типа приступов, что позволяет провести адекватную оценку безопасности, связанной с вождением автотранспорта (включая риск дальнейших приступов) и назначение адекватной терапии. Эти мероприятия должны быть проведены неврологом.

12.1. Водители с эпилепсией, управляющие транспортными средствами, отнесенными к группе 1, должны находиться под наблюдением и проходить периодическое медицинское освидетельствование до тех пор, пока длительность ремиссии (бесприступного периода) не достигнет 5 лет.

Диагноз эпилепсии является показанием к ограничению прав на управление автотранспортом и требует направления извещения в органы, ответственные за выдачу водительских удостоверений.

12.2. Провоцируемые эпилептические приступы: при возникновении провоцируемых эпилептических приступов, связанных с известными провоцирующими факторами, вероятность возникновения которых во время вождения автотранспорта исключена, соискатели водительских прав могут быть признанными годными к вождению автотранспорта на индивидуальной основе, в зависимости от заключения невролога (оценка должна проводиться с учетом других важных разделов Приложения III (например, в случаях алкоголизма и других сопутствующих заболеваний).

12.3. Первый или одиночный непровоцируемый эпилептический приступ: при возникновении первого непровоцируемого приступа разрешение на вождение автотранспорта дается соискателю водительских прав через 6 мес. бесприступного периода, при условии проведения подробного медицинского обследования. Законодательные органы конкретных стран могут разрешить водителям, имеющим дополнительные факторы, указывающие на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки.

12.4. Эпизоды потери сознания другой этиологии: эпизоды потери сознания должны оцениваться в зависимости от существования риска их рецидива во время вождения автотранспорта.

12.5. Эпилепсия: водители или соискатели водительских прав могут считаться годными к вождению автомобиля спустя бесприступный период длительностью 1 год.

12.6. Эпилептические приступы, возникающие исключительно во сне: водители или соискатели водительских прав, никогда не имевшие эпилептических приступов, кроме эпилептических приступов, возникающих исключительно во сне, могут считаться годным к вождению автомобиля, если данный приступный паттерн сохраняется в течение периода времени, длительность которого не меньше длительности бесприступного периода, требуемого для получения прав на управление транспортными средствами для больных эпилепсией. При возникновении эпилептического приступа в период бодрствования требуемая для получения водительских прав длительность бесприступного периода составляет 1 год (см. раздел «Эпилепсия»).

12.7. Эпилептические приступы, не оказывающие влияния на сознание и двигательную активность: соискатели водительских прав или водители, у которых никогда не возникали эпилептические приступы, кроме приступов, не приводящих к нарушению сознания и не вызывающих функциональных нарушений, могут считаться годным к вождению автомобиля, если данный приступный паттерн сохраняется в течение периода времени, длительность которого не меньше длительности бесприступного периода, требуемого для получения прав на управление транспортными средствами для больных эпилепсией. При возникновении эпилептического приступа любого другого типа требуемая для получения водительских прав длительность бесприступного периода составляет 1 год (см. раздел «Эпилепсия»).

12.8. Эпилептические приступы, возникшие на фоне изменения терапии и спровоцированные снижением доз антиэпилептических препаратов: пациенту рекомендуют отказаться от вождения автотранспорта на период отмены антиэпилептической терапии и в течение 6 мес. после прекращения лечения. Эпилептические приступы, возникшие на фоне изменения или отмены антиэпилептической терапии, производимой по назначению врача, требуют отказа от вождения в течение 3 мес. при условии возобновления предшествующей, ранее эффективной терапии.

12.9. После хирургического лечения эпилепсии: см. раздел «Эпилепсия».

12.10. Соискатель водительских прав должен находиться в ремиссии требуемой длительности без приема антиэпилептических препаратов. Необходимо регулярное медицинское обследование и наблюдение. Требуемые критерии, выявленные при неврологическом обследовании: отсутствие серьезного поражения мозга и отсутствие эпилептиформной активности на электроэнцефалограмме (ЭЭГ). После возникновения острого эпизода необходимо проведение ЭЭГ и подробного неврологического исследования. (EN L 223/34 Official Journal of the European Union 26.8.2009 )

12.11. Провоцируемые эпилептические приступы: при возникновении провоцируемых эпилептических приступов, связанных с известными провоцирующими факторами, вероятность возникновения которых во время вождения автотранспорта исключена, соискатели водительских прав могут быть признанными годными к вождению автотранспорта на индивидуальной основе, на основании мнения невролога. После возникновения острого эпизода необходимо проведение ЭЭГ и подробного неврологического исследования.

При выявлении структурного поражения мозга, сопряженного с повышением риска возникновения эпилептических приступов, водителям не разрешается управление транспортными средствами, относящимися к категории 2, до тех пор, пока риск эпилепсии не снижается до ≤ 2% в год. Оценка должна проводиться с учетом других важных разделов Приложения III I (например, в случаях употребления алкоголя).

12.12. Первый или одиночный непровоцируемый эпилептический приступ: при возникновении первого непровоцируемого приступа разрешение на управление транспортными средствами дается через 5 лет бесприступного периода без проведения антиэпилептической терапии, при условии проведения подробного неврологического исследования. Законодательные органы конкретных стран могут позволить водителям, имеющим факторы, которые указывают на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки.

12.13. Эпизоды потери сознания другой этиологии: эпизоды потери сознания должны оцениваться в зависимости от существования риска их рецидива во время вождения автотранспорта. Риск рецидива должен составлять ≤ 2% в год.

12.14. Эпилепсия: необходима ремиссия продолжительностью 10 лет без приема антиэпилептических препаратов. Законодательные органы конкретных стран могут позволить водителям, имеющие факторы, которые указывают на благоприятный прогноз, приступить к вождению автотранспорта в более сжатые сроки. Последнее также относится к случаям «юношеской эпилепсии».

Некоторые заболевания головного мозга (например, артериовенозные мальформации или внутримозговое кровоизлияние) сопряжены с риском возникновения эпилептических приступов, даже при отсутствие эпилептических приступов в настоящий момент. В таких ситуациях оценка должна проводиться врачом-экспертом ; разрешение на вождение дается после снижения риска возникновения эпилептических приступов до ≤2% в год. (EN 26.8.2009 Official Journal of the European Union L 223/35)

epileptologhelp.ru

Вождение автомобиля при эпилепсии

(Американская Академия неврологии. Общество эпилептологов США, Американский Фонд эпилепсии, 1994)

1. Как осуществляется выдача водительских прав? Какое значение имеет мнение лечащего врача?

  • Решение о выдаче водительских прав в большей степени зависит от государственного Департамента Транспортных Средств (ДТС), чем от лечащего врача.
  • Лечащий врач обязан правильно заполнить медицинские документы, предоставленные ЦТС.
  • Медицинские документы, необходимые для выдачи водительских прав, должны быть тщательно и четко заполненными.
  • В медицинскую форму включается вопрос о мнении врача относительно выдач больному водительских прав, а также графа для комментариев лечащего врача, если таковые имеются.
  • Решение о выдаче водительских прав может приниматься независимо сотрудникам ДТС на основании полученных медицинских документов.
  • Процедура выдачи водительских прав регулируется государственными законами осуществляется ДТС и предусматривает положения, обеспечивающие надлежащую защиту от ответственности лиц, участвующих в данной процедуре.
  • Критерии выдачи водительских прав и ограничения по медицинским показания» отражаются в правилах и рекомендациях, специально разрабатываемых группой экспертов в каждом конкретном случае.
  • Процесс выдачи водительских прав должен предусматривать возможность индивидуального решения в каждом конкретном случае.

2. Необходим ли определенный бесприступный период?

Необходим бесприступный интервал, равный 3 месяцам с момента последнего приступа

3. Какие факторы могут влиять на продолжительность данного периода?

  • приступы, возникающие вследствие изменений терапии по назначению врача;
  • простые парциальные приступы без нарушения сознания и/или двигательного контроля;
  • приступы в виде изолированных аур:
  • приступы, возникающие только в ночное время;
  • приступы, обусловленные острыми метаболическими расстройствами или интоксикациями без вероятности повторения;
  • приступы, обусловленные депривацией сна;
  • приступы, обусловленные обратимыми острыми заболеваниями.
  • неадекватный прием препаратов и посещений врача;
  • алкогольная и/или лекарственная зависимость в течение последних 3 месяцев;
  • увеличение частоты приступов в течение последнего года;
  • структурное повреждение мозга;
  • некурабельное функциональное или метаболическое состояние мозга;
  • частые приступы после бесприступного интервала;
  • транспортные происшествия в течение 5 последних лет.

4. Необходимы ли ограничения по вождению? При каких обстоятельствах и какие ограничения?

ДТС имеет право на ограничение по вождению для лиц, не соответствующих общим критериям по водительским правам.

Врачи не должны сообщать сведения о своих больных в ДТС, но должны информировать больных в возможном риске, требованиях ДТС, давать собственные рекомендации по вождению. Больной должен информировать ДТС о состоянии своего здоровья и о возникновении приступов в письменной форме. При. возникновении приступа необходимо на время отказаться от вождения, проконсультироваться с врачом и сообщить в ДТС. Если врач не верит, что больной сообщил о себе в ДТС и имеется угроза общественной безопасности, врач имеет право сделать это сам. В случае несообщения больным в ДТС, ДТС имеет право наложить штраф в размере по собственному усмотрению.

6. Медицинское освидетельствование

Периодическое медицинское освидетельствование не требуется, если больной направляет своевременные сообщения о своих приступах в ДТС и регулярно заполняет специальную форму, представляемую ДТС для продления или обновления водительских прав.

7. Степень «иммунитета» для врачей

Врачи должны обладать определенным «иммунитетом» в случае, если они не посылают сообщения о больных в ДТС, так как считают это нецелесообразным. Врачи должны также обладать «иммунитетом» на случай, когда они посылают первое или повторное сообщение о больном в ДТС.

8. Должен ли каждый штат иметь собственный медицинский совещательный комитет? Каковы его функции?

Медицинский совещательный комитет или аналогичная структура должны быть в каждом штате. Данный комитет утверждает рекомендации и правила, касающиеся вождения автомобиля лицами с различными заболеваниями. Комитет должен собираться не реже 1 раза в год.

9. Должен ли закон осуществлять функцию отказа в получении водительских прав?

Необходимо существование механизма по официальному отказу в получении водительских прав.

10. Каковы правила слушания дел и аппеляции?

Перед официальным отказом в получении водительских прав возможны аппеляция или слушание конкретного дела. При наличии реальной угрозы общественной безопасности в получении водительских прав отказывается.

www.nevromed.ru

Права больных эпилепсией в России и за рубежом

Широкая распространенность эпилепсии среди населения, отсутствие видимых различий в межприступный период от остальной популяции, а так же успехи, достигнутые в лечении заболевания, определяют значимость тех социальных факторов, которые ограничивают возможности социальной адаптации больных эпилепсией. Установление диагноза эпилепсии – это всегда стресс для пациента, который усугубляется возникающими параллельно проблемами в социальной жизни. Вместе с тем максимальная адаптация и социальная поддержка, минимизация действительно необходимых ограничений являются важнейшими лечебными факторами.

В США и развитых европейских странах принятые правовые нормы стремятся к максимальному расширению прав и возможностей лиц с эпилепсией в отношении образования, трудоустройства и социальной активности, учитывая индивидуальную ситуацию каждого пациента при строгом врачебном контроле врача-эпилептолога. Законы, запрещающие социальную дискредитацию лиц с эпилепсией, приняты в США в 1990 году, в Великобритании и Австралии в 1992 году. Вопросы занятости жестко регламентированы только для военной службы, пожарной охраны, городского транспорта, торгового флота и вождения автомобиля. Во всех остальных сферах деятельности вопросы профессиональной пригодности решаются строго индивидуально в соответствии с характером работы и состоянием здоровья заинтересованного лица. Защиту прав больных эпилепсией осуществляет Международное бюро по эпилепсии (International Bureau for Epilepsy), имеющее национальные представительства во всех европейских странах. Эта общественная организация оказывает помощь больным с эпилепсией при устройстве на работу и решения трудовых конфликтов, связанных с незаконным увольнением или отказам в приеме на работу.

Права больных эпилепсией в России определяются существующими правовыми актами, а так же многочисленными ведомственными инструкциями, мотивации которых зачастую базируются на устаревших нормах, и, как правило, недоступны общественности. Четко регламентированы только вопросы занятости для военной службы, пожарной охраны, городского транспорта, военного флота, вождения автомобилей.

Вождение автомобиля.

В России, как в Польше и Японии, лица, когда либо имевшие диагноз эпилепсии, навсегда лишены права вождения. В более либеральных странах возможность вождения определяется отсутствием в настоящий момент припадков и психических отклонений. Продолжительность периода от последнего приступа, позволяющая пациенту поставить вопрос о получении права на вождения составляет в США 3 месяца, а по рекомендациям Международного бюро по эпилепсии – 2 года. Не имеет значение, связано ли отсутствие припадков с приемом противоэпилептических препаратов или нет. Необходимо отметить, что 3 месяца – это минимальный бесприступный период, он может увеличиваться или уменьшаться в зависимости от клинических факторов. Благоприятными критериями для уменьшения бесприступного периода являются ситуационно-обусловленные припадки, простые парциальные припадки без потери сознания или двигательного контроля, только ночные припадки. Неблагоприятными являются такие проблемы как неадекватный прием антиконвульсантов, нарушение контактов с врачом, частые припадки, структурное или метаболическое повреждение мозга, алкогольная или лекарственная зависимость, транспортные происшествия в течение последних 5 лет. Согласно законам США и большинства Европейских стран врач не должен сообщать в службу дорожно-транспортных средств сведения о больном, но должен информировать больного о риске, связанном с вождением автомобиля; в амбулаторной карте пациента должна быть запись о том, что больному даны соответствующие рекомендации.

Военная служба.

В России требования к состоянию здоровья призывников регулируются Положением о военно-врачебной экспертизе, эпилепсия относится к статье 22 «Расписания болезней». Согласно пункту «а» этой статьи при наличии частых эпилептических припадков (3 и более в год) или выраженных психических нарушений гражданин признается негодным к военной службе (категория годности «Д») и снимается с воинского учета. Согласно пункту «б» этой статьи при единичных и редких припадках (судорожных и бессудорожных) без психических нарушений вне припадка, граждане, проходящие военную службу по призыву являются ограниченно годными к военной службе (категория годности «В»), то есть не годными к военной службе в мирное время. Проходящие или поступающие на военную службу по контракту признаются годными с незначительными ограничениями (категория годности «Б») или решение о годности к военной службе принимается индивидуально. Лица, имевшие в прошлом припадки, при отсутствие таковых в течение 5 лет, но при наличии в ЭЭГ патологической активности квалифицируются по пункту «б».

Ограничения в выборе профессии

В России при наличии диагноза эпилепсии в любой период жизни является препятствием для летной работы в гражданской авиации, в торговом флоте, профессий, связанных с вождением автотранспорта, а так же для всех видов труда, при которых возникновение припадков создает угрозу для жизни больного или может повлечь серьезную аварию, гибель людей, нанесение ущерба. К наличию припадков приравниваются случаи, когда при отсутствии клиники на ЭЭГ выявляются несомненные паттерны эпилептического припадка, даже если нет видимых клинических проявлений.

Эпилепсия является также противопоказанием для работы врачом или медсестрой, непосредственно занятых лечением больных, педагогом, артистом. Все перечисленные выше ограничения касаются и лиц, поступающих в соответствующие государственные учебные заведения.

В соответствие с рекомендациями МПЭЛ в ряде развитых стран действуют более дифференцированные ограничения для некоторых профессий. В Великобритании в торговый флот не принимаются лица, имевшие в прошлом припадки, но моряк, у которого появились припадки имеет право продолжать работу на судне, по специальности, не связанной с безопасностью корабля и пассажиров, если у него нет припадков в течение 2 лет. Для работы врачом ограничения возникают только в том случае, если приступы недостаточно контролируются лекарствами. Каких-либо жестких ограничений по самому факту эпилепсии нет. Для занятия должности преподавателя кандидат не должен имеет припадков в течение 3 лет. Вообще в Великобритании в областях деятельности за пределами военной службы, торгового флота, авиации, подводного дела, пожарной службы, полиции и общественного транспорта, где имеются жестко установленные нормы, решение о профессиональной пригодности принимается индивидуально. При необоснованном отказе в приеме на работу из за предубежденности нанимателя, поддержку лицам с эпилепсией оказывают национальные добровольные агентства Международного бюро по эпилепсии.

www.alpharitm.ru

Эпилепсия должна быть под постоянным контролем

Эпилептический припадок у водителя автомобиля «Мерседес» несколько дней назад стал причиной смертельного ДТП на Садовой-Спасской улице в Москве. Сначала мужчина совершил первое ДТП по адресу: Садовая-Спасская, дом 19, однако, не останавливаясь, он поехал в направлении Большой Сухаревской площади. Потерявшая управление машина вылетела на тротуар и сбила двух пешеходов. Молодая женщина скончалась на месте, молодой мужчина, как и водитель, был госпитализирован с черепно-мозговой травмой и переломом носа. Водителя «Мерседеса» отвезли в НИИ Склифосовского с травмой головы и живота. Мужчина был после судорожного припадка. Вопрос — знал ли водитель о наличии у него серьёзного недуга или приступ у него случился в первый раз, пока остаётся открытым. Если знал — его ждёт серьёзное наказание.

Законы, регулирующие вождение автомобиля больными эпилепсией, различны в разных странах, а в США — в разных штатах. По существующим данным, риск дорожно-транспортных происшествий для больных эпилепсией несколько превышает популяционный и соответствует таковому при других заболеваниях (сердечно-сосудистые заболевания, диабет). В то же время риск, связанный с вождением в нетрезвом состоянии и превышением скорости, значительно выше. Несмотря на то что основным критерием безопасного вождения является интервал времени с момента последнего приступа, в разных странах существуют значительные различия в законах о водительских правах для больных эпилепсией.

Эпилепсия — одно из самых распространённых неврологических заболеваний. Иногда она проявляется в виде судорожных приступов, а иногда бессимптомно до первого приступа, который может произойти в любом возрасте. Основной задачей медикаментозного лечения является тотальный контроль за пациентом врачом-эпилептологом. Лечение эпилепсии может быть достаточно длительным, иногда до наступления ремиссии проходит несколько лет. По мере получения позитивных результатов постоянного мониторинга состояния больного врач постепенно уменьшает дозу противосудорожных препаратов. Ремиссия наступает у 70—80% пациентов. К симптомам эпилепсии относят подёргивание конечностей тела, глаз и резкое, мгновенное отключение сознания на доли секунд. В этот момент эпилептик абсолютно не контролирует свои действия. Основным симптомом эпилепсии является судорожный припадок. В большинстве случаев припадок протекает вследствие внешних раздражителей.

В некоторых странах (Япония, Греция, Бразилия, Индия, Россия) вождение автомобиля запрещается сразу после первого приступа. В других странах (Канада, США) вождение автомобиля разрешается по истечении трёхмесячного срока с момента последнего приступа. Наиболее «безопасным» межприступным периодом считается срок два года (Международное бюро эпилепсии, 1989). Однако сроки периода отсутствия приступов, необходимые для получения прав на вождение, определяются местными законами, они могут быть больше или меньше по продолжительности). В некоторых случаях имеет значение и тип приступа. Так, иногда при наличии только простых парциальных или миоклонических приступов вождение разрешается. В других странах водить машину запрещается при наличии любых типов приступов.

Существуют разные типы эпилептических приступов. Эпилепсия по-разному протекает и у мужчин, и женщин. Соответственно, и риски у них разные. Если у мужчин наличие эпилепсии с повторяющимися приступами препятствует занятию определёнными видами деятельности, то у женщин эпилепсия создаёт реальную опасность для её основных функций — беременности и родов. Приступы во время беременности и родов могут стать причиной повреждения плода, отслойки плаценты, выкидыша или преждевременных родов. Риск приступов во время беременности не меняется. Поэтому учёные призывают женщин, страдающих от эпилепсии, планировать беременность вместе со специалистом.

В общей сложности исследователи изучили около 4,2 миллиона родов. 14 151 женщина страдала от эпилепсии. Специалисты подсчитали: во время беременности и родов умирает примерно 80 из 100 000 женщин с эпилепсией по сравнению с 6 из 100 000 женщин без данного заболевания. Это говорит о том, что врачам следует уделять беременным женщинам с эпилепсией особое внимание.

В каждом отдельно взятом случае необходимы определённое лечение и изменения в образе жизни. Низкие дозы омега-3 жирных кислот, содержащиеся в капсулах рыбьего жира, способны снижать частоту приступов у эпилептиков, которым не помогает медикаментозное лечение. К такому выводу пришли учёные из Калифорнийского университета. Оказывается, трёх капсул рыбьего жира в день (около 1080 миллиграммов омега-3 жирных кислот) достаточно, чтобы появился положительный эффект. Омега-3 жирные кислоты, попадая в центральную нервную систему, снижают возбудимость клеток головного мозга, вызывающих приступы. «Рыбий жир безопасен и стоит недорого, — говорит исследователь Кристофер Дегеоргио из Калифорнийского университета. — Он не только предотвращает приступы, но и укрепляет здоровье сердечно-сосудистой системы. Пока не совсем понятно, почему низкие дозы полезны, а высокие — нет. Однако существуют доказательства из исследований на животных, что использование высоких доз контрпродуктивно».

В исследовании приняли участие три группы больных, на которых учёные опробовали три разных метода. Первая группа десять недель принимала низкие дозы рыбьего жира, вторая — высокие, а третья — плацебо. Также исследователи отдельно провели испытания на 24 пациентах, чья эпилепсия не поддавалась медикаментозному лечению. У двух человек, принимавших низкие дозы рыбьего жира, в течение десять недель исследования не было приступов. Ни у кого из участников, принимавших плацебо или высокие дозы рыбьего жира, подобного эффекта не наблюдалось.

О пользе медицинской марихуаны говорят давно. Между тем не все страны спешат легализовать её применение. Последним в защиту марихуаны выступил штат Иллинойс. Здесь было легализовано применение медицинской марихуаны взрослыми и детьми, страдающими тяжёлыми формами эпилепсии. В Штатах недавно прошло клинические испытания лекарство эпидиолекс на основе каннабидиола (активного ингредиента марихуаны). Средство предназначено для лечения тяжёлых форм детской эпилепсии, не поддающихся стандартной терапии противосудорожными препаратами. В этом средстве нет тетрагидроканнабинола, стоящего за психоактивными свойствами наркотического растения.

Существует целый белковый комплекс, регулирующий данный баланс на клеточном уровне. Воздействие на этот комплекс может предотвратить эпилептические приступы. В комплекс входят белки KCC2, Neto2 и GluK2. За торможение активности отвечает KCC2, GluK2 представляет собой рецептор основного возбуждающего передатчика — глутамата, а Neto2 — вспомогательный белок, взаимодействующий с остальными. До этого считалось, что KCC2 и GluK2 вообще никак не пересекаются.

www.eg-online.ru

Еще по теме:

  • Увольнение по инициативе работодателя тк рф Увольнение с работы: базовые понятия Увольнение с работы — это завершающий этап трудовых отношений работника и работодателя. Как и для всех прочих этапов, законодательством строго регламентированы все мероприятия и документы, которые необходимо […]
  • Размер пенсии 1989 года Как формировалась пенсия в Советском Союзе? Пенсионная реформа начала развиваться в конце 60-х годов прошлого века. За период становления пенсионной политики было введено более 80 законопроектов по выплатам пенсии. Чтобы понимать суть сегодняшней […]
  • Закрытие ип сроки подачи заявления Как закрыть ИП? Документы для ликвидации, инструкция В законе нет такого термина, как "ликвидация ИП". Индивидуальный предприниматель - физическое лицо. Физическое лицо нельзя ликвидировать. Закрытие ИП осуществляется путем государственной […]
  • Солнечные коллекторы своими руками воздушные Как сделать воздушный солнечный коллектор своими рукам Солнечный коллектор на крыше Использование бесплатного солнечного тепла — это современный подход к решению проблемы отопления дома. Конечно, оно пока что не может заменить традиционные […]
  • Какие нужно подавать документы на алименты Список документов Содержание статьи: Алименты являются материальным выражением обязанности родителей содержать своих детей, причём вне зависимости от совместного проживания, брака, наличия прав и материального положения. Вводя данное понятие в […]
  • Работа водителем без стажа в самаре Вакансии h Водители в Самаре и соседних городах без опыта Самара Водитель с личным автомобилем "Газель" Компания существует на рынке более 10 лет, занимается грузоперевозками бакалейных продуктов питания по городу, области и межгороду. Требуются […]