Оглавление:

Финансово-экономическая и бухгалтерская экспертиза

Сущность финансово-экономической экспертизы: предмет, объекты и задачи

Финансово-экономическая экспертиза представляет собой самостоятельный класс экспертных исследований. Необходимость в её производстве часто возникает при расследовании и судебном разбирательстве дел, связанных с преступлениями в сфере экономической деятельности, а также по гражданским и арбитражным делам, когда для правильного разрешения тех или иных вопросов требуется применение специальных познаний 1 .

Основу специальных познаний судебного эксперта-экономиста составляют бухгалтерский, финансовый и налоговый учет, экономика и управление производством, финансы и кредит, налоги и налогообложение, банковское дело, экономика труда, особенности обращения и учета ценных бумаг и т.д., дополненные познаниями в области криминалистики, уголовного, гражданского, арбитражного процесса, а также различных отраслей права (уголовного, гражданского, арбитражного, налогового, финансового, бюджетного, трудового).

Следует отметить, что существуют различные формы использования специальных познаний в области экономики, финансов и бухгалтерского учёта, например: ревизия, налоговая и аудиторская проверки, результатом которых является составление соответствующих документов. Однако только комплекс экономических и юридических знаний, трансформированный и интегрированный в целях изучения деятельности хозяйствующих субъектов, её возможных негативных экономических последствий для нужд правосудия, составляет методологию любой судебной экономической экспертизы.

Таким образом, специальные познания судебного эксперта-экономиста могут быть охарактеризованы как теоретическая база, обеспечивающая решение экспертных задач данного класса экспертиз, та основа, на которой формируется компетенция и компетентность судебного эксперта.

Предметом судебной экономической экспертизы являются финансово-хозяйственная деятельность хозяйствующего субъекта, в том числе финансовые операции и показатели, а также процесс их формирования и отражения в учёте. При этом следует иметь в виду, что предметом каждого отдельного исследования становятся конкретные факты (операции), выявленные или установленные в ходе расследования или судебного разбирательства, требующие экономической и стоимостной оценки.

Предметом экспертизы определяются решаемые ею задачи. Круг задач, разрешаемых судебной экономической экспертизой, широк и, как правило, имеет основной своей целью помощь следствию и суду в выявлении фактов и обстоятельств намеренного искажения экономической информации. Следственно-судебная практика требует от экспертов-экономистов решения в основном ситуационных задач, хотя в ходе исследования нередко возникают диагностические, идентификационные и классификационные вопросы.

В зависимости от предмета исследования и стоящих перед экспертом задач различают следующие роды судебных экономических экспертиз: судебно-бухгалтерская (СБЭ) и судебная финансово-экономическая (СФЭЭ) 2 . Причем надо отметить, что такое деление весьма условно, поскольку первая может являться информационной основой для производства второй; между ними существует тесная взаимосвязь, обусловленная необходимостью изучения одних и тех же объектов.

При рассмотрении объектов СЭЭ следует различать понятие объекта в широком и узком смысле. В широком, т.е. процессуальном, смысле объектом СЭЭ являются любые, относящиеся к ее предмету материалы дела, направляемые на экономическую экспертизу. Сюда входят не только документы и сведения о конкретных фактах финансово-хозяйственной жизни предприятия, но и иные документы, направленные на экспертизу (акты ревизии и налоговой проверки, заключения других экспертиз и т.д.), которые эксперт изучает уже в силу того, что любое экспертное исследование начинается с анализа исходных данных, содержащихся в материалах дела. Кроме того, необходимую информацию могут содержать: постановления об изъятии документов и протоколы выемки, на основании которых эксперт может определить источник поступления в дело того или иного документа; протоколы допросов обвиняемых и свидетелей, необходимые эксперту для определения обстоятельств, при которых возникли те или иные документы или совершались конкретные операции. Заключения экспертов других специальностей могут исследоваться экспертом-экономистом только после оценки их достоверности и обоснованности следователем. При наличии в уголовном деле двух противоречащих друг другу заключений, например экспертов-товароведов или экспертов-технологов, эксперт-экономист использует только те из них, которые признаются правильными следователем, что специально оговаривается в описательной части постановления о назначении СЭЭ, так как вопрос оценки доказательств по делу является компетенцией следователя, а не экспертов.

Использование экспертом-экономистом показаний обвиняемых и свидетелей вытекает из его обязанностей дать объективное, обоснованное заключение не только на основании всестороннего и полного исследования бухгалтерских документов, но и иных материалов дела. При этом заключение СЭЭ не может быть основано только на показаниях указанных лиц, так как оценка их достоверности не относится к компетенции эксперта.

Эксперт может учитывать показания обвиняемых и свидетелей при условии, что содержащиеся в них факты имеют отношение к предмету экспертизы, эти факты он использует на основе специальных познаний, если они приняты органом расследования как доказательства и предложены в качестве исходных данных для дачи заключения.

При производстве рассматриваемого класса экспертиз эксперт имеет дело не с реальным объектом, что в экономических экспертизах просто невозможно, а с его формальным отражением. Сведения об абстрактном объекте, изучаемом экспертом-экономистом, и полученные в результате этого анализа при производстве экспертиз, составляют единую информационную базу для решения всех задач СЭЭ.

В отличие от экспертиз других классов эксперты-экономисты, руководствуясь специальным познаниям, изучают не внешние признаки документов, возникающие в результате физического воздействия, а их содержание, т.е. документально зафиксированную информацию.

Как уже отмечалось, непосредственным объектом исследования СЭЭ является формализованное и опосредованное отображение предмета либо события хозяйственной жизни, материальным носителем которого выступают документы 3 . Для признания документа объектом экспертного исследования необходимо наличие в нём экономически значимой информации, в том числе о составе и размещении средств хозяйствующего субъекта, финансовых результатах его деятельности, финансовых источниках и направлениях их использования.

К таким документам относятся:

  • первичные документы – платёжные поручения, приходные, расходные кассовые ордера, накладные на отпуск и получение товара, товарно-транспортные накладные, акты выполненных работ, платёжные, расчётные ведомости, квитанции, чеки и пр.;
  • бухгалтерские регистры – главные книги, журналы-ордера, оборотные ведомости, карточки аналитического учёта;
  • материалы инвентаризации – описи наличия товара, сличительные ведомости, отчёты материально-ответственных лиц, акты сверки задолженностей и пр.;
  • калькуляции – расчёт себестоимости продукции, смета предстоящих расходов, финансовые и бизнес-планы, технико-экономическое обоснование заключения сделки или получения кредита и пр.;
  • отчётность бухгалтерская и налоговая – бухгалтерский баланс и приложение к нему, налоговые декларации, финансовые отчёты, отчёт о движении капитала, отчёт о прибылях и убытках, расчёты налогов и других обязательных платежей и взносов и пр.;
  • организационно-распорядительные – приказы, регламентирующие производственную, финансовую и хозяйственную деятельность, в том числе учётную политику хозяйствующего субъекта, распоряжения, поручения;
  • различные виды договоров, меморандумов, контрактов;
  • ценные бумаги (акции, векселя, облигации и пр.);
  • документы справочно-технического характера о котировках ценных бумаг, ставках рефинансирования, курсах валют, индексах инфляции и пр.

Если к делу приобщены черновые записи или неофициальные документы учётного характера, то они могут стать объектами исследования. Достоверность содержащихся в них сведений определяется анализом и сопоставлением с материалами официальной отчётности.

Объекты экспертного исследования могут быть представлены как на бумажных носителях, так и в электронном виде. Второй способ представления информации в последнее время получил широкое распространение, так как в практику осуществления финансовых, хозяйственных операций, организацию учётного процесса повсеместно внедряются комплексные автоматизированные средства. Так, значительно усовершенствован кредитными учреждениями процесс осуществления клиентских расчётов, где указание (поручение) на перечисление средств со счёта клиента банк получает, используя модемные средства связи. Следует заметить, что электронный документ должен быть закодирован согласно общегосударственному классификатору технико-экономической информации и может использоваться без распечатки на бумаге, если точно соблюден установленный технологический режим записи.

Классификация судебных экономических экспертиз

Как отмечалось выше, класс судебных экономических экспертиз подразделяется на судебно-бухгалтерскую и судебную финансово-экономическую экспертизы, каждая из которых представляет собой исследование, проводимое экспертом-экономистом с применением специальных знаний в соответствии с установленным УПК (ГПК, АПК) порядком в целях решения вопросов, поставленных следователем (судом).

Предметом судебно-бухгалтерской экспертизы являются отраженные в бухгалтерском учете хозяйственные операции (явления финансово-хозяйственной деятельности), которые содержат информацию о состоянии, движении, наличии или отсутствии материальных ценностей и денежных средств и их источников, свидетельствуют о нарушениях (отсутствии нарушений) ведения бухгалтерского и налогового учета.

К числу основных задач СБЭ относятся:

  • выявление фактов (признаков) искажения учетных данных специфическими для бухгалтерского учета приемами и диагностика обнаруженных искажений, определение степени их влияния на показатели хозяйственной деятельности,
  • установление тождества или различия черновых записей данным официального бухгалтерского учета,
  • установление соответствия данных аналитического и синтетического учета данным первичных документов, отчётности,
  • реконструкция (воссоздание) отсутствующих либо искаженных записей на основе более поздних или предыдущих закономерных связей,
  • установление соответствия отражения совершенных операций правилам ведения бухгалтерского учета.

Результаты изучения материалов уголовных дел, связанных с экономическими преступлениями, показали, что одним из наиболее распространённых способов вуалирования (сокрытия) «информационных следов» противоправного деяния являлось искажение данных бухгалтерского учёта и отчётности. В связи с этим главной целью исследований, проводимых в рамках СБЭ, становится установление наличия (отсутствия) факта таких искажений на любой стадии процесса бухгалтерского учёта, механизма их образования, места, времени, качественной и количественной характеристик, степени влияния на финансовые показатели деятельности хозяйствующего субъекта.

В практике СБЭ под искажением данных понимается несоответствие числовых или смысловых значений записей в учётных документах аналогичным данным в других документах, ранее проверенных экспертом (образец для сравнения). Смысловая неадекватность анализируемой счётной записи проявляется в несоответствии экономического содержания хозяйственной операции её отражению в учёте посредством бухгалтерской проводки. Зачастую установление факта искажения затруднено тем, что исследуемый фрагмент учётной информации естественно «увязан» исполнителем с целью сокрытия следов преступления. Это совершается, как правило, следующими способами:

применением подложного документа аналогичного содержания;

внесением в исходный документ ложных данных с последующим их отражением в системе учётных записей по правилам;

уничтожением учётных документов.

Решение задач, стоящих перед СБЭ, обеспечивается методиками производства данного рода экспертиз, которые состоят из комплекса специфических способов и приёмов, направленных на выявление обстоятельств, характеризующих различные стороны финансово-хозяйственной деятельности субъекта. Они базируются на следующих основных принципах бухгалтерского учёта: непрерывность процесса во времени, сплошной учёт всех средств и их источников, их суммовая оценка, ведение учёта способом двойной записи на взаимосвязанных счетах, соблюдение учётной политики, правильности отнесения доходов и расходов к отчётным периодам, отражение хозяйственной операции по мере их совершения и в соответствии с экономическим содержанием и т.д.

Кроме того, любое исследование проводится экспертом с учётом точно регламентированного нормативными актами порядка ведения учёта, официально установленной номенклатуры счетов и порядка их корреспонденции, а также типовых форм документов, учётных регистров и отчётности.

При производстве СБЭ используются следующие частные методы и приёмы, такие, как:

  • документальная проверка (состав документов, состав реквизитов в них, значение реквизитов);
  • встречная проверка (у контрагентов, в банках, налоговых, таможенных и других контролирующих органах);
  • сопоставление экономического содержания учётной финансово-хозяйственной операции её отражению на счетах бухгалтерского учёта;
  • метод балансовых взаимосвязей;
  • метод сопоставления взаимоувязанных показателей в сопряжённых документах;
  • метод математического и логического контроля.

Предметом судебной финансово-экономической экспертизы являются сведения о финансовых операциях и финансовых показателях деятельности хозяйствующего субъекта, а также фактические данные, характеризующие образование, распределение и использование на предприятии доходов, денежных средств (фондов), негативные отклонения в этих процессах, повлиявшие на показатели хозяйственной деятельности или способствовавшие совершению преступлений, связанных с несоблюдением финансовой дисциплины.

СФЭЭ в свою очередь можно разграничивать исходя из системы экономических наук, которая при формировании методики производства каждого подвида экономических экспертиз является превалирующей: финансы и кредит, налоги и налогообложение, финансовый анализ и т.п., что позволит очертить более четкий круг решаемых задач.

Исходя из сказанного, можно предложить следующую классификацию СФЭЭ: финансово-кредитная, налоговая, инженерно-экономическая и экспертиза финансового состояния хозяйствующего субъекта.

Данная классификация не утверждена Министерством юстиции Российской Федерации и не может считаться полностью завершенной и бесспорной. Вместе с тем деление СФЭЭ на подвиды с учетом основных решаемых ими задач имеет существенное научно-практическое значение: помогает правильно организовать производство экспертиз, облегчает разработку теории и методики экспертного исследования.

Далее остановимся на задачах, характерных для каждого из подвидов судебной финансово-экономической экспертизы.

Необходимость назначения экспертизы финансового состояния хозяйствующего субъекта возникает при расследовании преступлений, связанных с банкротством, лжепредпринимательством, злостным уклонением от погашения кредиторской задолженности и др. Основными задачами при этом становятся:

  • исследование показателей финансового состояния и финансово-экономической деятельности хозяйствующего субъекта, в том числе платежеспособности, финансовой устойчивости, ликвидности и др.,
  • исследование признаков и способов искажения данных о финансовых показателях, влияющих на финансовый результат и расчеты по обязательствам хозяйствующего субъекта;
  • характеристика динамики финансового состояния предприятия и анализ факторов, вызвавших её негативные изменения,
  • определение экономической обоснованности финансовых показателей предприятия в случае искажения данных о доходах и расходах,
  • степень обеспеченности предприятия оборотными средствами,
  • причины образования дебиторской и кредиторской задолженности.

При расследовании и судебном рассмотрении дел о хищении имущества необходимость в проведении финансово-кредитной экспертизы возникает в тех случаях, когда требуется установить факты отклонений, нарушений в сфере финансирования и кредитования.

Поэтому, исходя из предмета науки финансов и кредита и потребностей следственной и судебной практики, задачами судебной финансово-кредитной экспертизы, решаемыми на основе исследования финансово-кредитных операций, отраженных в документах по учету и расходу, являются:

  • установление обоснованности формирования и расходования денежных фондов,
  • выявление фактов нарушений порядка образования и использования денежных фондов,
  • определение кредитоспособности заёмщика,
  • установление обоснованности предоставления и целевого расходования кредитов,
  • определение полноты и своевременности возврата заемных средств, установление соответствия (несоответствия) направления расходования средств их целевому назначению.

Увеличение числа уголовных дел, связанных с налоговыми преступлениями, вызвало существенный рост количества экспертиз, предметом исследования которых является способ уклонения от уплаты налогов и других обязательных взносов и платежей в бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды. Основными задачами таких исследований являются:

установление искажения в бухгалтерском и налоговом учёте и их влияние на величину налогооблагаемой базы,

установление соответствия формирования налогооблагаемой базы и суммы налоговых отчислений нормам действующего законодательства.

К предмету судебной инженерно-экономической экспертизы можно отнести фактические данные, устанавливаемые в отношении оплаты труда и других выплат, распределении прибыли хозяйствующего субъекта и др.

При производстве судебных инженерно-экономических экспертиз осуществляются: расчет долевого участия учредителей (акционеров) в имуществе хозяйствующего субъекта, исследование показателей, характеризующих формирование размера (величины) оплаты труда, расчет (выдел) доли участника общества при выходе из его состава, расчёт дивидендов, причитающихся акционерам по итогам финансового года и т.п.

Для решения всех вышеперечисленных задач используются как методы, применяемые при производстве СБЭ, так и методы, характерные для финансово-аналитических исследований. К ним относятся:

  • горизонтальный и вертикальный анализ балансов,
  • факторный анализ,
  • расчет финансовых коэффициентов,
  • приведение показателей к сопоставимости и др.

Анализируемая информация и результаты проведённых экспертных исследований методами судебной экономической экспертизы могут быть представлены в заключении эксперта в виде табличных построений, блок-схемах и рядов динамики, что существенно повышает его наглядность.

1 Специальные познания в широком смысле – «знания, полученные соответствующими лицами в результате теоретического и практического обучения определенному виду деятельности (в науке, технике, искусстве, ремесле), лицами, обладающими как научными знаниями в данной конкретной области, так и определенными навыками и умениями для реализации этих знаний». – Цит. по: Духно Н.А., Корухов Ю.Г., Михайлов В.А. Судебная экспертиза по новому законодательству России. – М., 2003. – С. 3.

2 Приказ Минюста РФ от 14 мая 2003 г. № 114 «Об утверждении перечня родов (видов) экспертиз, выполняемых в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации, и перечня экспертных специальностей, по которым предоставляется право самостоятельного производства судебных экспертиз в государственных судебно-экспертных учреждениях Министерства юстиции Российской Федерации».

3 С точки зрения СЭЭ, под документами следует понимать письменный акт, содержащий определенные реквизиты и отражающий хозяйственные операции и другие факты, с которыми закон связывает наступление экономико-правовых последствий. В хозяйственной деятельности предприятия документы являются носителями как экономической, так и юридической информации.

www.sudexpert.ru

Финансово-экономическая экспертиза

Финансово-экономическая экспертиза относится к группе экономических экспертиз. Данное исследование предназначено для анализа финансовой деятельности организаций и предприятий, определения состояния, в котором находится их финансовая сфера, выявления соответствия финансовых отношений организации требованиям специальных законодательных актов. Кроме того, финансово-экономическая экспертиза также рассматривает финансовые взаимоотношения предприятия с государственным бюджетом, выполнения обязательств, включенных в подписанные договоры, контролирует операции с ценными бумагами, распределение прибылей, выплату дивидендов и так далее.

Объектом данного вида исследования, прежде всего, является документация организации (предприятия), которая содержит сведения о ее финансовой (кредитной) деятельности, то есть документы, иллюстрирующие направления движения финансов, финансовые источники, область затрат и результаты финансовой активности. К таким документам относятся:

  • Договоры, заключаемые организациями и предприятиями, а также приложения к ним.
  • Бухгалтерская накопительная документация – ведомости, мемориальные ордера, журналы-ордера, книга регистрации хозяйственных операций, прочие ведомости, собственно баланс организации и все приложения к таковому, в том числе отчет, содержащий данные о финансовых результатах деятельности организации и их последующем использовании.

Особенность отбора материалов, представляемых для проведения финансово-экономической экспертизы, заключается в том, что они должны содержать наиболее полные данные, комплексным и всесторонним образом характеризующие балансовые взаимосвязи движения средств по счетам. В случае, если в наличии не имеется журналов-ордеров или главной книги, для проведения исследования могут быть представлены данные, полученные из надлежащим образом подобранных и обработанных первичных бухгалтерских документов. Например, все имеющиеся платежные поручения группируются в хронологическом порядке, затем к ним прикладываются товарно-транспортные накладные, счета-фактуры и прочие документы, необходимые для отслеживания движения денежных потоков. Банковские выписки должны находиться в строгом соответствии с регистрами учета и балансовыми данными банка.

Финансово-экономическая экспертиза в процессе анализа бухгалтерских счетов может выявить факты фальсификации первичных бухгалтерских документов. Однако для получения подобной информации необходимо получить наиболее полный комплект документов, отражающий все финансовые связи исследуемого предприятия. Анализ финансовых результатов хозяйственной деятельности субъекта, подвергаемого экспертизе, рассматривает не процедуру формирования документации, а ее непосредственную финансовую сущность, которая оценивается с точки зрения категорий прибыли, рентабельности, себестоимости, структуры показателей и выявляемых в ней противоречий.

Задачи, решаемые в ходе производства финансово-экономической экспертизы

Специалисты, осуществляющие финансово-экономическую экспертизу, в ходе своей деятельности решают целый спектр диагностических задач, к которым относится:

  • Исследование состояния финансовой сферы организации (предприятия). Определение платежеспособности данного юридического лица.
  • Установление экономической обоснованности финансовых данных организации и соответствия их реальному положению вещей. Выявление фактов искажения информации о доходах и затратах предприятия.
  • Анализ движения денежных потоков предприятия (организации) с целью выявления отклонений, оказывающих влияние на балансовую прибыль и показателей, с нею связанных.
  • Выявление уровня обеспечения организации оборотными средствами, определение причин формирования кредиторской или дебиторской задолженности.
  • Установление отклонений соответствия между истинной себестоимостью производимых товаров (услуг) и изменением назначаемых на них цен. Выявление фактов искажения информации при формировании отчетов о прибыли предприятия (организации).
  • Выявление негативных отклонений при использовании и распределении прибыли, вызвавших необоснованное увеличение объема денежных средств, отведенных под распоряжение предприятием (организацией).
  • Исследование финансовых обстоятельств, в которых производилось снижение закупочных цен, повышение отгрузочных цен, а также наблюдались факты превышения верхнего показателя уровня рентабельности или получения организацией-монополистом сверхприбылей.
  • Исследование расчетных операций по образованию денежных фондов и распределению доходов предприятия (организации). Выявление фактов негативных отклонений (переплат или недоплат) по отдельным направлениям расходов или доходным статьям.

Правовые нормы, обусловливающие производство финансово-экономической экспертизы

Финансовая деятельность организации или предприятия, действующего на территории Российской Федерации, в обязательном порядке подчиняется положениям Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающего ответственность за сокрытие или занижение объема прибыли, внесенное в отчетную документацию предприятия.

Финансовая деятельность банков и кредитных организаций подчиняется Федеральному закону № 17-ФЗ в редакции от 3 февраля 1996 года, регламентирующему банковскую деятельность на территории Российской Федерации.

sudexpa.ru

Что включает экспертиза финансово-хозяйственной деятельности предприятия?

Экспертиза финансово хозяйственной деятельности предприятия представляет собой проверку документальных данных предприятия, несущих экономическую информацию, на предмет соответствия действующему федеральному законодательству. Благодаря такой проверке можно получить данные по наличию или отсутствию упущенной выгоды, мошеннических операций с активами, признаков банкротства, незаконных присвоений и других возможных преступлений с оценкой причиненного ущерба. Проводить такого рода экспертизы имеют право только аудиторские организации. Они могут включать аудит бухгалтерского учета и отчетности, финансово-хозяйственную экспертизу, налоговую экспертизу.

Экспертиза финансово хозяйственной деятельности — это большой комплекс мероприятий, который исследует предприятие и организацию, начиная с оценки правильности и законности ее учреждения. Специалисты изучают учредительные документы и прослеживают всю процедуру учреждения и государственной регистрации предприятия или организации. Кроме того сюда могут входить некоторые другие мероприятия. Для акционерных обществ проверяется наличие решения о выпуске ценных бумаг и итогах их выпуска ( эмиссии), реестра владельцев именных ценных бумаг. Для всех организаций осуществляется проверка сертификатов, лицензий и другой разрешительной документации. Также исследуется наличие внутреннего документооборота с регламентацией правил, порядка полномочий и ответственности администрации и сотрудников, в том числе должностные инструкции, приказы и положения, документы по назначению Генерального директора.

Как правило, предприятия имеют большое количество договорных соглашений. Экспертиза исследует их соответствие действующему законодательству, их непротиворечивость, правильность оформления, оценивает своевременность и соответствие расчетов по всем договорам. Также проводится проверка правильности оформления и исполнения операций по кредитам и займам.

Предметом анализа становится и договора, связанные с хозяйственной деятельностью на предприятии и в организации. К ним относятся арендные обязательства, сделки с подрядными организациями, оплата коммунальных услуг и др. Наконец, проверяется выполнение трудового законодательства ( трудовые и подрядные договора, договора о материальной ответственности). В соответствии с особенностями каждого клиента могут проводиться и другие проверки.

Аудиторская компания « Аудитсервисцентр » на высоком профессиональном уровне предоставляет услуги экспертизы финансово хозяйственной деятельности предприятий и организаций.

www.auditserve.ru

Экспертиза хозяйственной деятельности

Ничего непонятно?

Попробуй обратиться за помощью к преподавателям

Экологическая экспертиза

Экологической экспертизой устанавливается соответствие между хозяйственной и другой деятельностью и экологическими требованиями, определяется допустимость работы объекта экологической экспертизы для предупреждения любых неблагоприятных воздействий такой деятельности на окружающую среду и экономических, социальных и других последствий работы объекта экологической экспертизы.

Согласно Закону экологическая экспертиза применяется в следующих случаях:

  • при решении вопросов о строительстве;
  • при создании проектов генеральных планов технического перевооружения, расширения, реконструкции, технико-экономических проектов и обоснований строительства, проектов комплексных схем охраны природы РФ, генеральных схем природопользования, расселения, схем развития промышленности, развития территорий, ликвидации и консервации организаций и других объектов хозяйственной деятельности вне зависимости от их форм собственности и ведомственной принадлежности, осуществление которых может быть оказано влияние на окружающую среду;
  • в процессе разработки проектов правовых актов, федеральных программ, при выполнении которых может иметь место влияние на окружающую среду;
  • материалы обоснования лицензий на выполнение деятельности, которая способна оказать влияние на окружающую среду и мн. др.

Таким образом, объектом экологической экспертизы может быть любая хозяйственная или другая деятельность, которая может оказать влияние на окружающую среду.

По сути экологическая экспертиза является независимой. Ее проводит экспертная комиссия, включающая в свой состав штатных и внештатных (сторонних) экспертов.

Результат работы экологической экспертизы представляется в виде заключения, то есть документа, который содержит обоснованные выводы о допустимости или недопустимости влияния на окружающую среду хозяйственной или другой деятельности, которая должна подвергнуться государственной экологической экспертизе, и о возможной реализации объекта государственной экологической экспертизы.

Другими словами, чаще всего экологическая экспертиза предоставляет ответ на вопрос о возможности проведения строительства без нанесения вреда природе, о возможности проведения того или другого строительства без нанесения вреда природе.

Экологический аудит

Схожими задачами занимается экологическое аудирование (экоаудит).

Экологический аудит является предпринимательской деятельностью экологических аудиторских организаций или экологических аудиторов по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, которая оказывает влияние на окружающую среду, и по написанию рекомендаций для снижения негативного воздействия на здоровье людей и окружающую среду.

Лень читать?

Задай вопрос специалистам и получи
ответ уже через 15 минут!

spravochnick.ru

Организация и проведение государственной экологической экспертизы

Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности

Общее описание

Лица, планирующие осуществлять деятельность, способную оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, обращаются в Комитет по природопользованию, охране окружающей среды и обеспечению экологической безопасности (далее — Комитет) для проведения экологической экспертизы*. Комитет выдает заключение государственной экологической экспертизы в отношении объектов регионального уровня**.

* Экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

** Объекты государственной экологической экспертизы регионального уровня:

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
  4. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, указанных в подпункте 7_1 статьи 11 Федерального закона от 23.11.1995 №174‑ФЗ «Об экологической экспертизе», в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
  5. Объект государственной экологической экспертизы регионального уровня, указанный в настоящей статье и ранее получивший положительное заключение государственной экологической экспертизы, в случае:
    • доработки такого объекта по замечаниям проведенной ранее государственной экологической экспертизы;
    • реализации такого объекта с отступлениями от документации, получившей положительное заключение государственной экологической экспертизы, и (или) в случае внесения изменений в указанную документацию;
    • истечения срока действия положительного заключения государственной экологической экспертизы;
    • внесения изменений в документацию, на которую имеется положительное заключение государственной экологической экспертизы.

Полное наименование
(в соответствии с Административным регламентом или другим НПА):

Результат предоставления услуги

Результатом предоставления государственной услуги является выдача утвержденного распоряжением Комитета заключения государственной экологической экспертизы по форме.

В случае отказа в предоставлении государственной услуги заявителю направляется уведомление, содержащее мотивированный отказ в проведении государственной экологической экспертизы и возврате представленных материалов по форме.

Срок предоставления услуги

Срок предоставления государственной услуги определяется в зависимости от трудоемкости экспертных работ с учетом объема представленных на экспертизу материалов, природных особенностей территории и экологической ситуации в районе намечаемой деятельности и особенностей воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду. Общий срок предоставления государственной услуги не должен превышать 177 календарных дней с момента регистрации заявления. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по письменному обращению заявителя, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Срок для приостановления предоставления государственной услуги законодательством Российской Федерации и Санкт‑Петербурга не установлен.

  1. Финансовое обеспечение проведения государственной экологической экспертизы осуществляется за счет бюджета Санкт‑Петербурга при условии внесения заявителем сбора, рассчитанного в соответствии со сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы.
  2. На основании положений статей 14, 27 и 28 Федерального закона от 23.11.1995 №174‑ФЗ «Об экологической экспертизе» заявитель оплачивает сбор на проведение государственной экологической экспертизы в соответствии со счетом и сметой расходов на проведение государственной экологической экспертизы, подготовленными Комитетом в порядке, установленном приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 12.05.2014 №205 «Об утверждении Порядка определения сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы».

I. Получатели государственной услуги:

Физические либо юридические лица, планирующие осуществлять хозяйственную и иную деятельность, способную оказывать прямое или косвенное воздействие на окружающую среду, обратившиеся с заявлением о предоставлении государственной услуги .

II. Заявители, обращающиеся за предоставлением государственной услуги:

  1. Получатели государственной услуги, указанные в п.I.
  2. Руководители юридических лиц, действующие на основании учредительных документов.
  3. Лица, уполномоченные на представление интересов заявителей в Комитете соответствующей доверенностью с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации. Полномочия доверенного лица заявителя могут быть подтверждены договором, содержащим указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решением собрания.

Порядок действий

Порядок действий заявителя

  1. Обращается в Комитет.
  2. Подает заявление по форме и документы.
  3. Получает копию заявления с отметкой о регистрационном номере и дате приема.
  4. В случае если документация не является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, в течение семи рабочих дней получает уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате материалов по форме.
  5. В случае установления некомплектности в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления получает уведомление о необходимости предоставления недостающих материалов с указанием сроков их предоставления.
  6. При непредставлении запрошенных материалов в течение срока, указанного в уведомлении, получает ранее представленные на государственную экологическую экспертизу материалы без проведения государственной экологической экспертизы с уведомлением.
  7. В случае неоплаты сбора за проведение государственной экологической экспертизы (непоступления денежных средств на счет Комитета) в установленный срок получает ранее представленные материалы без проведения государственной экологической экспертизы с уведомлением.
  8. В случае принятия Комитетом решения о предоставлении государственной услуги — получает уведомление о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.
  9. По итогам проведения государственной экологической экспертизы получает заключение государственной экологической экспертизы по форме.

Основание для отказа в приеме документов, необходимых для предоставления государственной услуги:

  1. Отказ заявителя от подачи документов.
  2. Отсутствие заявления заявителя по форме.

Основания для отказа в предоставлении государственной услуги:

  1. Предоставление для проведения государственной экологической экспертизы документации, не относящейся к объектам государственной экологической экспертизы регионального уровня.
  2. Неоплата государственной экологической экспертизы по истечении 30 календарных дней со дня получения заявителем уведомления о необходимости оплаты государственной экологической экспертизы.
  3. Непредставление материалов, необходимых для организации и проведения государственной экологической экспертизы, по истечении срока, установленного в уведомлении о несоответствии (некомплектности) ранее представленных материалов установленным требованиям.
  4. Письменный запрос заявителя о возвращении документации, являющейся объектом государственной экологической экспертизы.

Основания для приостановления предоставления государственной услуги действующим законодательством не предусмотрены.

Порядок действий уполномоченной организации

I. Прием и регистрация заявления и материалов заявителя

Специалист сектора контроля и организации делопроизводства общего отдела Комитета:

  1. Регистрирует заявление в ЕСЭДД, проставляет дату приема, учетный номер, передает зарегистрированное заявление с комплектом материалов в установленном порядке председателю Комитета для дальнейшего визирования.
  2. Вручает копию заявления с отметкой о регистрационном номере и дате приема заявителю.
  3. В случае отсутствия у заявителя копии заявления и описи прилагаемых материалов уполномоченное должностное лицо Комитета самостоятельно осуществляет копирование заявления и описи прилагаемых материалов.

II. Подготовка и направление межведомственного запроса в иной орган (организацию) о предоставлении документов (информации), необходимых для предоставления государственной услуги

Ведущий или главный специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

  • В течение одного рабочего дня с момента поступления заявления и материалов в Сектор готовит и направляет соответствующие запросы за подписью курирующего заместителя председателя Комитета.

III. Рассмотрение представленных материалов

Ведущий или главный специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

  1. Устанавливает принадлежность представленных материалов к числу объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня.
  2. В случае если документация не является объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня, ответственный исполнитель в течение семи рабочих дней готовит и направляет заявителю уведомление об отказе в предоставлении государственной услуги и возврате материалов.
  3. Если представленные материалы являются объектом государственной экологической экспертизы регионального уровня — проверяет комплектность материалов в соответствии с нормативными требованиями.
  4. В случае установления некомплектности в течение семи рабочих дней со дня регистрации заявления готовит уведомление заявителю о необходимости предоставления недостающих материалов с указанием сроков их предоставления.
  5. При непредставлении заявителем запрошенных материалов в течение срока, указанного в уведомлении, ранее представленные на государственную экологическую экспертизу материалы заявителя возвращаются заявителю без проведения государственной экологической экспертизы с уведомлением.

IV. Определение суммы сбора за проведение государственной экологической экспертизы объектов регионального уровня, подготовка сметы расходов на проведение государственной экологической экспертизы

Ведущий или главный специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

  1. При соответствии представленных материалов установленным требованиям и наличии полного комплекта материалов ответственный исполнитель в срок, не превышающий семи рабочих дней со дня регистрации заявления, определяет:
    • сроки проведения государственной экологической экспертизы;
    • количество привлекаемых экспертов в состав экспертной комиссии из числа штатных сотрудников Комитета и внештатных экспертов по объекту экспертизы;
    • сумму сбора за проведение государственной экологической экспертизы.
  2. Готовит смету расходов на проведение государственной экологической экспертизы в двух экземплярах (один — для заявителя, один — для отдела бухгалтерского учета и отчетности Комитета), согласовывает ее с начальником Сектора государственной экологической экспертизы Комитета.
  3. Готовит счет на оплату сбора за проведение государственной экологической экспертизы в двух экземплярах (один — для заявителя, один — для отдела бухгалтерского учета и отчетности Комитета) и направляет счет с приложением сметы на подпись главному бухгалтеру и заместителю председателя Комитета, курирующему деятельность Сектора государственной экологической экспертизы Комитета.
  4. В срок не позднее семи рабочих дней со дня регистрации заявления, либо в срок не позднее семи рабочих дней со дня поступления в Комитет дополнительных материалов (доукомплектования), представленных заявителем направляет заявителю уведомление о принятии материалов на государственную экологическую экспертизу и необходимости оплаты сбора на проведение государственной экологической экспертизы в течение 30 календарных дней со дня получения уведомления заявителем.

V. Подготовка и издание распоряжения о проведении государственной экологической экспертизы

Сотрудник отдела бухгалтерского учета и отчетности Комитета:

  1. В течение одного рабочего дня направляет в сектор государственной экологической экспертизы Комитета по электронной почте со служебной запиской копию документа, подтверждающего поступление денежных средств на лицевой счет Комитета за проведение государственной экологической экспертизы.
  2. В случае неоплаты сбора за проведение государственной экологической экспертизы (непоступления денежных средств на счет Комитета) в установленный срок государственная экологическая экспертиза представленных материалов не проводится, а сами материалы возвращаются заявителю с уведомлением.
  3. Уведомление о возврате материалов заявителю без проведения государственной экологической экспертизы в связи с неоплатой готовится ответственным исполнителем в течение семи рабочих дней по истечении срока оплаты, визируется у начальника Сектора, за подписью заместителя председателя Комитета, курирующего деятельность Сектора, направляется (вручается) заявителю.

Ведущий или главный специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

  • Проект распоряжения Комитета о проведении государственной экологической экспертизы, утверждающего состав экспертной комиссии, задание на проведение государственной экологической экспертизы и сроки ее проведения, визируется в установленном порядке и направляется на подпись председателю Комитета.

VI. Проведение государственной экологической экспертизы

Ответственный секретарь экспертной комиссии, назначенный распоряжением Комитета о проведении государственной экологической экспертизы:

  1. В течение трех рабочих дней подготавливает и направляет информацию об объекте государственной экологической экспертизы и сроках ее проведения в Отдел государственного регулирования в сфере охраны окружающей среды и экологического мониторинга для размещения на официальном сайте Администрации Санкт‑Петербурга в разделе Комитета.
  2. Подготавливает и направляет уведомление заявителю о начале работы экспертной комиссии, содержащее информацию о дате, времени и месте проведения организационного заседания экспертной комиссии.

Экспертная комиссия:

  • Проводит организационное заседание, на котором присутствуют руководитель экспертной комиссии, ответственный секретарь, члены экспертной комиссии, а также могут присутствовать заявитель, или его представители и при необходимости представители иных заинтересованных сторон (органы государственной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, общественные организации).

На организационном заседании экспертной комиссии:

Ответственный секретарь экспертной комиссии:

  • Информирует участников заседания о распоряжении Комитета о проведении государственной экологической экспертизы и начале работы экспертной комиссии.

Руководитель экспертной комиссии:

  • Информирует о порядке проведения государственной экологической экспертизы.

Ответственный секретарь экспертной комиссии:

  • Согласует с руководителем и членами экспертной комиссии проект календарного плана работы экспертной комиссии, экспертных групп (при их создании), в котором определяются сроки подготовки вопросов к заявителю государственной экологической экспертизы, проведения рабочих заседаний экспертной комиссии, подготовки индивидуальных (групповых) экспертных заключений, подготовки сводного заключения экспертной комиссии.

Руководитель экспертной комиссии:

  • Согласовывает задания экспертам — членам экспертной комиссии. При этом задание указанным экспертам является приложением к договорам возмездного оказания услуг.

Ответственный секретарь:

  1. Организует подписание подготовленных в двух экземплярах индивидуальных договоров на возмездное оказание услуг с членами экспертной комиссии и руководителем экспертной комиссии, не являющимися штатными сотрудниками Комитета.
  2. Передает членам экспертной комиссии индивидуальные задания и документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе.
  3. В случае необходимости организует проведение выездных заседаний экспертной комиссии, выезд членов экспертной комиссии на место намечаемой хозяйственной деятельности для получения дополнительной информации.
  4. В случае непредставления заявителем дополнительной информации в установленный срок документация, являющаяся объектом государственной экологической экспертизы, рассматривается экспертами в исходном объеме.
  5. Каждое заседание экспертной комиссии оформляет протоколом, который подписывает руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии, с приложением явочных листов с подписями участников заседания.

Руководитель и ответственный секретарь экспертной комиссии:

  • На основании индивидуальных и групповых экспертных заключений составляют проект сводного заключения экспертной комиссии (далее — сводное заключение).

Руководитель экспертной комиссии:

  1. Докладывает о результатах работы экспертной комиссии и выводах проекта сводного заключения.
  2. Обсуждает проект сводного заключения.
  3. Проводит голосование по проекту сводного заключения.

Всеми членами списочного состава экспертной комиссии подписывается сводное заключение в двух экземплярах.

Руководитель и члены экспертной комиссии (за исключением штатных сотрудников Комитета):

  1. Подписывают акты приемки выполненных работ/услуг по договорам.
  2. При одобрении проекта сводного заключения квалифицированным большинством (не менее двух третей) списочного состава экспертной комиссии проект сводного заключения (отрицательного или положительного) подписывается членами экспертной комиссии в полном составе, после чего оно является заключением, подготовленным экспертной комиссией.
  3. При несогласии отдельных членов экспертной комиссии с выводами сводного заключения они подписывают сводное заключение с пометкой «особое мнение».
  4. В случае неодобрения сводного заключения квалифицированным большинством (более одной трети списочного состава экспертной комиссии) экспертной комиссией готовятся предложения о продлении срока проведения государственной экологической экспертизы и о включении в состав экспертной комиссии дополнительных экспертов.
  5. Решение о необходимости продления срока проведения государственной экологической экспертизы и включении дополнительных экспертов в состав экспертной комиссии оформляется распоряжением Комитета.

VII. Утверждение заключения экспертной комиссии и направление (выдача) его заявителю

Ведущий или главный специалист сектора государственной экологической экспертизы Комитета:

  1. Подготавливает проект распоряжения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы.
  2. Согласованный в установленном порядке проект распоряжения Комитета об утверждении заключения государственной экологической экспертизы представляет на подпись председателю Комитета либо лицу, исполняющему его обязанности.
  3. Направляет проект распоряжения об утверждении заключения государственной экологической экспертизы в сектор контроля и организации делопроизводства.
  4. После утверждения заключения государственной экологической экспертизы ответственный секретарь экспертной комиссии готовит в адрес заявителя уведомление о завершении государственной экологической экспертизы и направлении заключения государственной экологической экспертизы.
  5. Передает проект уведомления с визой начальника на подпись заместителю председателя Комитета, курирующему деятельность Сектора, и направляется заявителю в течение пяти календарных дней со дня утверждения заключения государственной экологической экспертизы.

Ответственный секретарь экспертной комиссии:

  • В течение трех рабочих дней после издания распоряжения об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы подготавливает для размещения в разделе Комитета на официальном портале Администрации Санкт‑Петербурга в сети Интернет информацию о результатах проведения государственной экологической экспертизы.

Документы, представляемые заявителем

I. Обязательные к представлению документы:

На государственную экологическую экспертизу представляется документация в соответствии с перечнем объектов государственной экологической экспертизы регионального уровня, установленным статьей 12 Федерального закона от 23.11.1995 №174‑ФЗ «Об экологической экспертизе»:

  1. Проекты нормативно‑технических и инструктивно‑методических документов в области охраны окружающей среды, утверждаемых органами государственной власти субъектов Российской Федерации.
  2. Проекты целевых программ субъектов Российской Федерации, предусматривающих строительство и эксплуатацию объектов хозяйственной деятельности, оказывающих воздействие на окружающую среду, в части размещения таких объектов с учетом режима охраны природных объектов.
  3. Материалы комплексного экологического обследования участков территорий, обосновывающие придание этим территориям правового статуса особо охраняемых природных территорий регионального значения.
  4. Проектная документация объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, за исключением проектной документации объектов, подлежащих государственной экологической экспертизе федерального уровня, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под пунктами 1, 2, 3:

  1. Заявление, содержащее информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, сведения о дате и месте проведения общественных обсуждений объекта государственной экологической экспертизы, подробную опись материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, сведения о заявителе, банковские реквизиты для подготовки счета на оплату заявителем проведения государственной экологической экспертизы, согласно форме.
  2. Документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня в объеме, который определен в установленном законодательством порядке, и содержащую материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под пунктом 4:

  1. Заявление, содержащее информацию о наименовании объекта государственной экологической экспертизы, подробную опись материалов, представляемых на государственную экологическую экспертизу, сведения о заявителе, банковские реквизиты для подготовки счета на оплату заявителем проведения государственной экологической экспертизы, согласно форме.
  2. Документацию, подлежащую государственной экологической экспертизе объектов регионального уровня и содержащую материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию, капитальный ремонт которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий регионального и местного значения, на соответствующую особо охраняемую природную территорию.

II. Дополнительные документы (в случае обращения представителя заявителя):

  1. Учредительные документы, содержащие полномочия представлять интересы заявителя в Комитете с правом подачи и получения документов.
  2. Доверенность с правом подачи и получения документов, составленной в соответствии с требованиями гражданского законодательства Российской Федерации.
  3. Договор, содержащий указание на полномочия доверенного лица по представлению заявителя при получении государственной услуги, решение собрания.

III. Документы, представляемые заявителем по собственной инициативе:

А) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под пунктами 1, 2, 3:

  1. Положительные заключения и (или) документы согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемые в установленном законодательством Российской Федерации порядке.
  2. Заключения федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами.
  3. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  4. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

Б) В случае проведения государственной экологической экспертизы по объектам, указанным под пунктом 6:

  1. Заключения общественной экологической экспертизы в случае ее проведения.
  2. Материалы обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных уполномоченными органами государственной власти Санкт‑Петербурга.

gu.spb.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Правила 193 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 “Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, […]
  • Медиация налоговые споры Медиативный подход к налоговым спорам Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. 2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую […]
  • Статьи 12 закона 15 фз Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 […]