Экономическое содержание налогов, их функции и принципы налогообложения

Экономическое содержание, роль и назначение налогов определяется экономическим и политическим строем государства, его природой и задачами. В зависимости от конкретных задач стоящих перед государством от конкретных этапов развития общества могут вводиться или отменяться определенные виды налогов. Налоги как основной источник образования государственных финансов известны с древних времен.

Экономическая сущность налогов – характеризуется денежными отношениями складывающиеся у государства с юридическими и физическими лицами. Эти отношения объективно обусловлены и имеют специфическое общественное назначение, заключающиеся в мобилизации денежных средств в бюджет.

В практике часто встречаются понятия налоги и сборы, поэтому необходимо четко знать их определение и различать.

Под налогом понимается – обязательный, индивидуальный, безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и муниципальных образований.

Под сборомпонимается — обязательный взнос, взимаемый с организаций и физических лиц, уплата которого является одним из условий совершения в отношении плательщиков сборов государственными органами, органами местного самоуправления, и иными уполномоченными органами и должностными лицами юридически значимых действий, включая предоставление определенных прав или выдачу разрешений (лицензий).

Налоги выполняют четыре важнейшие функции:

1. Во всех государствах, при всех общественных формациях налоги в первую очередь выполняли фискальную функцию – изъятие части доходов предприятий и граждан для содержания государственного аппарата, обороны страны и той части непроизводственной сферы, которая не имеет собственных источников доходов.

2. Важную роль играет функция, без которой в экономике, базирующейся на товарно-денежных отношениях, нельзя обойтись – регулирующая. Маневрируя налоговыми ставками, льготами и штрафами, изменяя условия налогообложения, вводя одни и отменяя другие налоги, государство создает условия для ускоренного развития определенных отраслей и производств, способствует решению актуальных для общества проблем.

3. Социальная.. По средством налогов в бюджете концентрируются денежные средства, направляемые затем на решение народнохозяйственных проблем, как на производственные, так и социальные. Т.е. с помощью налогов государство перераспределяет часть прибыли предприятий и предпринимателей, доходов граждан, направляя её на развитие производственной и социальной инфраструктуры. Соответствующим образом построенная налоговая система позволяет придать рыночной экономике социальную направленность. Это достигается путем установления прогрессивных ставок налогообложения, направление значительной части бюджета на социальные нужды населения, частичного освобождения от налогов граждан, нуждающихся в социальной защите.

4. Стимулирующая. С помощью налогов, льгот и санкций государство стимулирует технический прогресс, увеличение числа рабочих мест, капитальные вложения в расширение производства. Т.е. в условиях государственного регулирования экономики, посредством налогов, создаются благоприятные условия для развития различных отраслей.

studopedia.ru

Содержание налогов

Принцип налогов

Если же оценивать объективно, то социально-экономическое содержание налогов можно рассматривать как оплату государственных услуг. К примеру, только государство способно обеспечить социальную и экономическую стабильность, внешнюю и внутреннюю безопасность и проч. общественные блага. Сама организация выплаты налогов представлена в такой форме, которая усиливает их достоинства, нейтрализуя или ослабляя недостатки.

Помимо налогов, в казну государства поступают различные сборы: таможенные, лицензионные, за право пользования природными ресурсами и др.

Экономическое содержание и назначение налогов

Виды налоговых платежей в зависимости от их назначения:

для расходов на себестоимость работ или услуг (продукции):

— земельный;
— за пользование природными ресурсами;
— с владельцев моторизованного транспорта;
— за пользование автотранспортными магистралями;

на выручку от реализации работ или услуг (продукции):

— акцизные;
— экспортные;
— НДС;

на финансовые результаты:

— налоги на имущество, прибыль, рекламу;
— сборы на определенные цели (благоустройство, содержание или уборка территории);
— налог на содержание жилищного фонда, различных социальных объектов;
— на нужды учреждений воспитания и образования;

из части прибыли, остающейся в организации или на предприятии (как правило, они относятся к местному налогообложению):

— лицензионные сборы на право торговли;
— сборы с биржевых сделок;
— налоги на строительство производственных объектов в курортной зоне;
— на перепродажу техники и проч.

nalogomania.ru

Экономическое содержание налогов

Экономическое содержание налогов выражается взаимоотношениями, которые складываются между хозяйствующим субъектом и гражданами – с одной стороны, и государством – с другой, по поводу формирования государственных финансов.

Одним из важнейших вопросов финансовой науки является определение содержания экономической категории «налог».

Налоги — это обязательные платежи юридических и физических лиц, взимаемых в бюджет государства (государственного и местных) и государственных целевых фондов.

В отличие от сборов и других обязательных платежей, взимаемых в фонды общеобязательного социального страхования (например, пенсионного фонда, фонда социального страхования на случай безработицы), налоги не имеют конкретного целевого назначения. Использовать сборы не по назначению не допускается.

Налога свойственна индивидуальная безвозмездность. Это означает, что при его взыскании государство не берет на себя обязанности по предоставлению каждому отдельном плательщику определенного эквивалента, равного их платежу.

Налоги — это обязательный вид платежа. Обязательность выражается в том, что за нарушение установленного срока уплаты, размера платежа, уклонение от уплаты предусмотрена ответственность плательщика, то есть существует необходимость принудительного исполнения данного платежа, что отличает его от добровольной жертвы.

Налог может взиматься в форме натуральной или денежной оплаты. Однако в современных условиях денежная форма практически преобладает, однако существуют отдельные случаи уплаты налогов и в натуральной форме.

При уплате налога часть переходит из собственности отдельных плательщиков в собственность государства. Иными словами, налоговые поступления имеют односторонний характер и связаны с перераспределением части стоимости ВВП, доходов юридических и физических лиц. Такого перехода не существует при внесении в бюджет обязательных платежей государственными предприятиями. Такие платежи будут налогами только по форме, но не по содержанию, так изменения форм собственности при этом не происходит.

Для налога характерна регулярность его взыскания, а это означает, что данный платеж вносится периодически, в четко установленные законодательством сроки.

Налог — категория не только экономическая, но и правовая. Правовое содержание проявляется через систему специфических обязательств, правовых норм, институтов.

Налоги устанавливаются исключительно государством на основании закона по юридически закрепленными правилами. Установление государством налогов — это своеобразная форма проявления его государственного суверенитета и осуществления надлежащих функций властности.

Мобилизация и использование налоговых поступлений получают правовое обоснование, становятся объектом контроля со стороны законодательных структур. Налоги являются неотъемлемым атрибутом государства, устанавливаются для финансового обеспечения выполнения возложенных на нее функций и решения социально-экономических задач.

Таким образом, логика анализа характерных признаков налогов дает возможность определить данную категорию. Налоги — это объективная экономическая категория, отражающая финансовые отношения, складывающиеся между органами государственной власти, юридическими и физическими лицами по поводу мобилизации в бюджеты и целевые фонды части стоимости ВВП, определенной на законодательном уровне по обеспечению граждан общественными благами и услугами.

Под налогом понимается обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного ведения или оперативного управления денежных средств в целях финансового обеспечения деятельности государства и (или) муниципальных образований.

Основные отличительные признаки налога в трактовке Налогового кодекса:

— обязательность — каждое лицо-налогоплательщик несет юридическую обязанность перед государством: оно должно уплачивать законно установленные налоги и сборы (ст. 57 Конституции РФ);

— индивидуальная безвозмездность — каждое лицо, уплатившее налог, взамен не получает на его сумму какие-либо конкретные индивидуальные блага;

— уплата в денежной форме — налоги не могут быть уплачены (взысканы) в натуральной форме; они обязательно должны сокращать денежные средства, принадлежащие налогоплательщику;

— финансовое обеспечение деятельности государства — налоговые платежи являются одними из основных источников доходов соответствующих бюджетов, предназначены для расходования на публичные цели.

За счет налогов государство не только обеспечивает финансирование важнейших общественных потребностей (поддержание системы управления, содержание армии, обеспечение правопорядка, образование, здравоохранение, культура и т.д.), но осуществляет целенаправленное регулирование производственно-экономической деятельности предприятий и частных лиц. В современных государствах через налоги мобилизируется в казну и перераспределяется от 30 до 50% ВВП.

Налоги представляют собой финансовую основу существования государства, с помощью налогообложения происходит принудительное отчуждение части национального дохода с целью образования централизованных фондов денежных средств.

Общие налоги
Индивидуальный налог
НДФЛ
Земельный налог
Налог на доход от продажи квартиры

Назад | | Вверх

center-yf.ru

5.3. Экономическое содержание и функции налогов

Налоги как обязательный элемент экономической системы государства возникли и развивались вместе с государством. Исторический процесс формирования системы налогообложения прошел путь от добровольного жертвоприношения в древнейших формах государственной организации через временное получения в средневековье вплоть до XIX в. в форме помощи идо обязательного, принудительного и всеобъемлющего характера в условиях развитой рыночной экономики.

Функционирования современного государства нельзя представить без налоговой системы. Она является не только источником образования централизованных финансовых ресурсов, но и самым эффективным средством перераспределения доходов физических и юридических лиц и инструментом непосредственного влияния на развитие общественного производства. В связи с этим налоги необходимо рассматривать в следующих аспектах:

а) по экономическому содержанию;

б) формой выявления;

в) нормативно-правовым режимом обеспечения.

По экономическому содержанию налоги оказываются в финансовых отношениях государства с физическими и юридическими лицами относительно принудительного изъятия части доходов с целью формирования финансовых ресурсов бюджетов разных уровней. Такое изъятие части доходов осуществляется на основе одностороннего движения финансовых ресурсов от налогоплательщиков к государству.

По форме выявления налоги являются особым видом обязательных платежей. Они отличаются от других обязательных платежей по таким признакам:

а) налоги изымаются на условиях невозвратности и бесплатности;

б) односторонність установления объема уплаты налога без предварительного согласования с плательщиками;

в) уплата налога происходит лишь в бюджет;

г) получение денежных средств в форме налогов не имеет конкретного целевого назначения;

д) налоги являются неотъемлемым атрибутом государства и базируются на государственных актах высшей юридической силы.

За нормативно-правовым режимом обеспечения налоги относятся к обязательных платежей, поступающих в Государственный бюджет в определенных законом размерах и в установленные сроки. Согласно Конституции Украины система налогообложения устанавливается только Законом Украины. Поэтому все налоговое законодательство соответствует Конституции Украины и создает основу для совершенствования системы налогообложения.

Кроме налогов, обязательных платежей относятся различные виды плат денежных средств в пользу государства в форме плат, отчислений и сборов.

Плата как отдельный вид обязательных платежей предусматривает эквивалентности отношений по возмещению государству за пользование государственными прерогативами в форме ресурсов: плата за воду, плата за землю и т.д. Величина платы зависит от размера используемых ресурсов и может относиться на себестоимость или уплачиваться с прибыли. По экономическому содержанию плата не отражает перераспределения доходов и поэтому непосредственно не относится к налогам.

Отчисления в отличие от налогов предусматривают целевое направление платежей: взносы в Пенсионный фонд, фонд социального страхования, фонда содействия занятости и др.

Собрание отличаются от налогов тем, что имеют разовый и случайный характер и являются небольшими по размерам. Они собираются по месту событий: рыночный сбор, гостиничный сбор, сбор за право проведения кино — и телесъемок и т.д.

Суть налогов проявляется в их функциях. Налоги выполняют фискальную, распределительную и регулирующую функции.

Фискальная функция является определяющей в характеристике сущности налогов. С ее помощью обеспечивается формирование финансовых ресурсов государственного бюджета, которые являются материальной базой государства для выполнения своих функций. В то же время налоговые поступления должны быть постоянными и стабильными и равномерно распределяться в пространстве и времени.

Постоянство означает, что налоги должны поступать в Государственный бюджет в порядке и равномерно в установленные сроки. Поскольку за счет налогов обеспечиваются соответствующие расходы государства, то сроки поступления налогов должны согласовываться со сроками финансирования расходов бюджета.

Стабильность налоговых поступлений определяется гарантией того, что их предусмотрен объем будет получено полностью.

Равномерность поступления налогов в пространстве и времени означает, что для обеспечения финансирования необходимых расходов финансовые ресурсы необходимы в определенное время и в определенном регионе. Без такой равномерности возникает потребность в перераспределении финансовых ресурсов между бюджетами. Последнее затрудняет деятельность соответствующих исполнительных органов относительно регионального самоуправления и самофинансирования.

С помощью распределительной функции налогов обеспечивается формирование доходов бюджета с последующим их направлением на финансирование различных мероприятий государства. Именно с ее помощью устанавливаются пропорции распределения финансовых ресурсов между налогоплательщиками и государством.

Экономическое содержание регулирующей функции заключается в том, что с помощью налогов государство осуществляет систематический и целенаправленный влияние на все стороны деятельности плательщиков. Наиболее эффективной формой проявления регулирующей функции налогов является предоставление льгот отдельным налогоплательщикам или полное освобождение от налогообложения отдельных видов налогов или отдельных физических или юридических лиц.

Все функции налогов действуют в единстве с одновременным соответствующим регулирующим влиянием на его субъекты:

— как фискальный рычаг налоги обеспечивают формирование доходов бюджета;

— как распределительный рычаг налоги обеспечивают направление финансовых ресурсов Государственного бюджета на выполнение стратегических и тактических задач, определенных финансовой политикой государства;

— как регулирующий рычаг налоги обеспечивают целенаправленное влияние на развитие общественного производства и общественных отношений в государстве.

banauka.ru

1.2 ЭКОНОМИЧЕСКОЕ СОДЕРЖАНИЕ И СТРУКТУРА НАЛОГОВ С ФИЗИЧЕСКИХ ЛИЦ

Изучение налогов с населения в развитии предоставляет возможность сделать выводы о том, что налогообложение граждан в различных странах базировалось на сопоставимых принципах. Первый из них – обязательное участие каждого гражданина в поддержке государства частью своих доходов, второй – обеспечение государством населению определенного набора «неделимых благ». Нарушение этого хрупкого баланса отношений в пользу государства приводит к нежеланию граждан уплачивать налоги и к сокрытию ими своих доходов, иначе говоря, налогоплательщиков нельзя лишать платежеспособности. Государство должно беречь своих плательщиков, ибо их нельзя поменять.

В налоговых отношениях государства с гражданами наиболее ярко проявляется философский закон единства и борьбы противоположностей. Поэтому действия, осуществляемые в целях удовлетворения фискальных потребностей государства, должны обязательно анализироваться на предмет их возможных социальных последствий. Повышение налогов с населения увеличивает доходы бюджета только на один налоговый период, поскольку уже в следующем база для их уплаты может резко сократиться.

Снижение же налогов с граждан стимулирует рост доходов населения, увеличение потребления, рост производства товаров и услуг и, как следствие, рост всех налоговых поступлений. В России взимание налогов с граждан имеет длительную историю, но общая тенденция развития была нарушена продолжительным периодом централизованного управления экономикой страны.

После 1917 г. доходы основных слоев населения были крайне низкими. Поэтому в определенные периоды даже самые высокие налоги не имели определяющего значения для государственного бюджета. В СССР прямые налоги с населения формировали лишь 8-9% доходов бюджета, а доля подоходного налога варьировалась в пределах 6-8%. Но уже с начала 1990-х гг. в налоговой системе РФ по сумме поступлений налоги с граждан выходят на третье место, уступая только налогу на прибыль и налогу на добавленную стоимость.

Отношения физического лица с бюджетом по уплате налогов можно представить следующей схемой (рис. 1.1) (При этом следует помнить, что к физическим лицам относятся и предприниматели, работающие без образования юридического лица).


Р и с. 1.1. Отношения физических лиц с бюджетом по уплате налогов

Центральное место в системе налогообложения физических лиц принадлежит налогу на доходы физических лиц.

Как и любой другой налог, подоходный налог является одним из экономических рычагов государства, с помощью которого оно пытается решить различные трудносовместимые задачи: обеспечение достаточных денежных поступлений в бюджеты всех уровней; регулирование уровня доходов населения и, соответственно, структуры личного потребления и сбережений граждан; стимулирование наиболее рационального использования получаемых доходов; помощь наименее защищенным категориям населения.

Подоходное налогообложение обладает большими возможностями воздействия на уровень реальных доходов населения, позволяет с помощью системы льгот, выбора объекта и ставок налогообложения стимулировать стабильные доходы бюджета за счет повышения ставок налога по мере роста заработков граждан. Кроме того, тяжесть бремени индивидуального подоходного налога во многом определяет уровень обложения и другими налогами. Цели взимания и основные черты подоходного налога в России во многом схожи с характером принятых во многих промышленно развитых странах аналогичных налогов. Место подоходного налога в налоговой системе определяется следующими факторами:

  • подоходный налог – это личный налог, т.е. объектом обложения является не предполагаемый усредненный доход, а доход, полученный конкретным плательщиком;
  • подоходный налог в большей степени отвечает основным принципам налогообложения – всеобщности, равномерности и эффективности;
  • налог относительно регулярно поступает в бюджет, что немаловажно с точки зрения пополнения бюджетных средств;
  • основной способ взимания подоходного налога – у источника выплаты дохода – является достаточно простым эффективным механизмом контроля за своевременностью перечисления средств в бюджет.

Сравнивая налоговое законодательство зарубежных стран с развитой рыночной экономикой в сфере подоходного налогообложения физических лиц, можно выделить следующие общие черты:

  • подоходный налог с физических лиц – один из важнейших источников государственных доходов. Так, поступления от подоходного налога занимают наибольший удельный вес в структуре доходов федерального бюджета США (около 40%), Великобритании (35%), Дании (примерно 50%). Кроме того, подоходный налог с граждан имеет приоритетное значение в доходах бюджетов таких экономически развитых стран, как Канада, Германия, Австрия, Япония, Норвегия;
  • во всех странах подоходный налог взимается по прогрессивной шкале, диапазон ставок которой достаточно широк: от 0 до 56,8% во Франции, от 19 до 53% в Германии, от 10 до 50% в Австрии и Италии. Предельная ставка подоходного налога в Дании в 1996 г. составляла 61%. Казалось бы, ставки налога очень высоки, но следует учесть, что практически во всех странах установлены довольно значительные налогонеоблагаемые минимумы и предоставлены льготы по различным основаниям. Например, физические лица в Японии уплачивают государственный подоходный налог по прогрессивной шкале, имеющей 5 ставок: 10, 20, 30, 40, 50%; кроме того, действует также подоходный префектурный налог, взимаемый по трем ставкам: 5, 10 и 15%; существует местный подоходный налог. Кроме необлагаемого минимума гражданин может исключить из годового дохода льготы, учитывающие его семейное положение, а также сумму средств, затраченных на лечение. Таким образом, налогооблагаемая база получающего среднюю заработную плату гражданина Японии может быть уменьшена более чем на 30%;
  • во многих странах в результате проведенных реформ произошло резкое сокращение максимальных ставок налога и их количества. Так, до 1986 г. в США действовали 14 ставок подоходного налога, величина которых возрастала с 11 до 50%. В ходе налоговой реформы 1990-х гг. шкала ставок была упрощена: максимальная ставка снижена до 39,6%, а число ставок сократилось до 5.

Налогообложение доходов граждан Российской федерации также претерпело ряд изменений. До 2001 года в основе исчисления этого налога лежал принятый в декабре 1991 г. Закон «О подоходном налоге с физических лиц» № 1998-1. С 01.01.2001 г. доходы физических лиц стали облагаться в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации (ч. II, гл. 23). При этом ставки подоходного налога неоднократно менялись. Построены они были на основе прогрессии. В 2000 г. применялись три ставки: 12, 20 и 30% и соответственно относились к доходам до 50 000 руб., от 50 000 до 150 000 руб. и от 150 000 руб. и выше. Начиная с 1 января 2001 г. согласно ст. 224 НК РФ стали действовать иные ставки. Впервые в отношении основных доходов (оплаты труда) стала применяться единая ставка в 13%. Такой упрощенный подход к подоходному налогообложению мотивирован желанием вывода из «тени» всех доходов граждан. Насколько такой подход обоснован – покажет время.

Налог на доходы с физических лиц является федеральным налогом, который взимается на всей территории страны по единым ставкам. Данный налог относится к регулирующим налогам, т.е. используется для регулирования доходов нижестоящих бюджетов – в виде процентных отчислений по нормативам, утверждаемым в установленном порядке на очередной финансовый год.

Второй по значению налог с населения – налог на имущество физических лиц – играет весьма важную роль в налоговой системе РФ, так как охватывает более 20 млн. физических лиц, являющихся собственниками различного вида имущества. Налог на имущество выполняет не только фискальную роль, пополняя доходную базу бюджетов органов местного самоуправления, но и воздействует на формирование структуры личной собственности граждан. Повышение или снижение ставок налога на имущество, предоставление различного рода льгот позволяет уменьшить имущественную дифференциацию населения. Соотношение фискального и регулирующего назначения изменяется в зависимости от задач, которые стоят перед обществом на определенных этапах социально-экономического развития. Налог на имущество в определенной степени является дополнением к налогу на доходы физических лиц, что вполне оправданно, так как граждане, направляя свои доходы на приобретение имущества, в ряде случаев «уходят» от подоходного налогообложения, но в то же время у них возникает обязанность уплачивать налог на приобретенное имущество.

Во многих странах действует развитая система имущественного обложения на местном уровне, охватывающая как собственно имущество, так и его движения в форме продажи, наследования и дарения. О роли имущественных налогов говорит тот факт, что в отдельных странах их доля в общих налоговых поступлениях достигает 13% (Великобритания, Япония, США), а на местном уровне – до 100% (Великобритания).

В настоящее время к числу взимаемых в Российской Федерации с физических лиц имущественных налогов относятся: налог на имущество; налог с владельцев транспортных средств. По каждому из перечисленных налогов на федеральном уровне принят закон, в соответствии с которым и регулируется налогообложение населения.

economic.samgtu.ru

Еще по теме:

  • Законы работы в группах Психология групп и коллективов Понятие, виды и структура группы Понятие группы — одно из основных в социальной психологии. На определенных этапах развития личности одной из ведущих была потребность в принадлежности к группе. В то же время в […]
  • Сколько стоит услуги адвоката на развод Адвокат, юрист по семейным делам в Москве Стоимость услуг адвоката, юриста по семейным делам в Москве: 2 000 руб. – консультация онлайн, 5 000 руб. – расширенная консультация, от 20 000 руб. – представление интересов в суде. Адвокаты, юристы по […]
  • Субсидии на покупку квартиры многодетным семьям Предоставление жилищной субсидии для многодетных семей На сегодняшний день недостаток жилищного пространства для многодетных семей является наиболее острой проблемой России. Действительно, при постоянном увеличении цен на недвижимое имущество […]
  • Ук рсфср ст 224 ч 3 Ук рсфср ст 224 ч 3 Источник: Электронный каталог отраслевого отдела по направлению «Юриспруденция» (библиотеки юридического факультета) Научной библиотеки им. М. Горького СПбГУ Leader=00740cqz 2200121 […]
  • Пилот вне закона зорич александр жуков клим «Пилот вне закона» Александр Зорич, Клим Жуков читать онлайн - страница 1 Пилот вне закона В комнате сидели семеро. Лица различались плохо — световые панели были переведены в режим «ночь». Комната — старомодная зала — в свои лучшие годы, […]
  • Закон об обновлении сайта Поддержка и обновление сайтов. Техническая поддержка Профессиональное обновление сайта информацией. Техническая служба поддержки. Информационное сопровождение сайтов. Наши услуги Поддержка и обновление сайтов Практика показывает, что Интернет […]