Экологические экспертизы в строительстве

Оглавление:

Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 г.

Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 25 июня 2012 г. N 93-ФЗ в пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в статьях 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания представляемых заказчиком материалов требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе материалов, подлежащих экспертизе:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе в соответствии со статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, за исключением объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в объеме, который определен в установленном порядке, и содержащей материалы оценки воздействия на окружающую среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе;

положительных заключений и (или) документов согласований исполнительных органов государственной власти и органов местного самоуправления, получаемых в установленном законодательством Российской Федерации порядке;

Редакции настоящего Федерального закона, опубликованные в «Собрании законодательства Российской Федерации» и «Российской газете», имеют расхождения. Текст предыдущего абзаца приводится в редакции «Собрания законодательства»

заключений федеральных органов исполнительной власти по объекту государственной экологической экспертизы в случае его рассмотрения указанными органами и заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах третьем-пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

Информация об изменениях:

Пункт 1.1 изменен с 28 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 422-ФЗ

1.1. Государственная экологическая экспертиза объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, в том числе повторная, проводится при условии соответствия формы и содержания материалов, направляемых федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, требованиям настоящего Федерального закона, установленному порядку проведения государственной экологической экспертизы и при наличии в составе направляемых материалов:

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий, на соответствующую особо охраняемую природную территорию, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона;

документации, подлежащей государственной экологической экспертизе и содержащей материалы оценки воздействия искусственных земельных участков на окружающую среду, в случае проведения государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона;

заключений общественной экологической экспертизы в случае ее проведения;

материалов обсуждений объекта государственной экологической экспертизы с гражданами и общественными организациями (объединениями), организованных органами местного самоуправления.

При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.1 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, являющееся заказчиком в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации самостоятельно запрашивают документы, указанные в абзацах четвертом и пятом настоящего пункта (сведения, содержащиеся в них), в федеральных органах исполнительной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, органах местного самоуправления и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, если указанные документы (сведения, содержащиеся в них) находятся в распоряжении таких органов либо организаций и лицо, представившее на экспертизу материалы, не представило указанные документы по собственной инициативе.

При направлении материалов на государственную экологическую экспертизу объектов, указанных в подпункте 7.3 статьи 11 настоящего Федерального закона, правами и обязанностями в соответствии со статьями 26 и 27 настоящего Федерального закона обладает лицо, с которым заключен государственный или муниципальный контракт на подготовку проектной документации искусственного земельного участка либо заключен договор о создании искусственного земельного участка.

2. Государственная экологическая экспертиза проводится при условии ее предварительной оплаты заказчиком документации, подлежащей государственной экологической экспертизе, в полном объеме и в порядке, устанавливаемых федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 июля 2014 г. N 219-ФЗ в пункт 3 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2015 г.

3. Начало срока проведения государственной экологической экспертизы устанавливается не позднее чем через пятнадцать дней, а в отношении объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, не позднее чем через три дня после ее оплаты и приемки комплекта необходимых материалов и документов в полном объеме и в количестве, которые соответствуют требованиям пунктов 1, 1.1 и 2 настоящей статьи.

Начало срока проведения государственной экологической экспертизы не изменяется в случае, если федеральный орган исполнительной власти в области экологической экспертизы и органы государственной власти субъектов Российской Федерации запрашивают необходимые для проведения государственной экологической экспертизы документы (сведения, содержащиеся в них) самостоятельно.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 13 июля 2015 г. N 221-ФЗ в пункт 4 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

4. Срок проведения государственной экологической экспертизы не должен превышать три месяца и может быть продлен на один месяц по заявлению заказчика, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 19 июля 2011 г. N 246-ФЗ в пункт 4.1 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения

4.1. Направление материалов на проведение государственной экологической экспертизы объектов, указанных в подпунктах 7.1 и 7.3 статьи 11 и подпункте 4.1 статьи 12 настоящего Федерального закона, осуществляется федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, уполномоченными на проведение государственной экспертизы проектной документации, в течение трех дней с даты представления этих материалов в данные органы.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2005 г. N 199-ФЗ в пункт 5 статьи 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2007 г.

5. Государственная экологическая экспертиза проводится экспертной комиссией, образованной федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы или органами государственной власти субъектов Российской Федерации для проведения экологической экспертизы конкретного объекта.

6. Проведение государственной экологической экспертизы должно осуществляться в соответствии со статьями 7, 8, 15, 16 и 17 настоящего Федерального закона, а также в соответствии с иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

7. Результатом проведения государственной экологической экспертизы является заключение государственной экологической экспертизы, отвечающее требованиям статьи 18 настоящего Федерального закона.

8. Повторное проведение государственной экологической экспертизы осуществляется на основании решения суда или арбитражного суда.

Информация об изменениях:

Пункт 9 изменен с 28 декабря 2017 г. — Федеральный закон от 28 декабря 2017 г. N 422-ФЗ

9. Особенности проведения государственной экологической экспертизы проектной документации олимпийских объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять на землях особо охраняемых природных территорий федерального значения, в том числе повторной, определяются Федеральным законом от 1 декабря 2007 года N 310-ФЗ «Об организации и о проведении XXII Олимпийских зимних игр и XI Паралимпийских зимних игр 2014 года в городе Сочи, развитии города Сочи как горноклиматического курорта и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 8 мая 2009 г. N 93-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 10

10. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов капитального строительства, необходимых для организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году в городе Владивостоке, развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и предусмотренных подпрограммой развития города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе федеральной целевой программы экономического и социального развития Дальнего Востока и Забайкалья на период до 2013 года, определяются Федеральным законом «Об организации проведения встречи глав государств и правительств стран — участников форума «Азиатско-тихоокеанское экономическое сотрудничество» в 2012 году, о развитии города Владивостока как центра международного сотрудничества в Азиатско-Тихоокеанском регионе и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 июня 2013 г. N 108-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 11

11. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов капитального строительства, необходимых для осуществления мероприятий, определенных Федеральным законом «О подготовке и проведении в Российской Федерации чемпионата мира по футболу FIFA 2018 года, Кубка конфедераций FIFA 2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», устанавливаются указанным Федеральным законом.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 31 декабря 2014 г. N 519-ФЗ статья 14 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 12, вступающим в силу по истечении девяноста дней со дня официального опубликования названного Федерального закона

12. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, необходимых для создания инфраструктуры территорий опережающего социально-экономического развития, устанавливаются Федеральным законом «О территориях опережающего социально-экономического развития в Российской Федерации».

Информация об изменениях:

Статья 14 дополнена пунктом 13 с 1 января 2018 г. — Федеральный закон от 5 декабря 2017 г. N 393-ФЗ

13. Особенности проведения государственной экологической экспертизы, в том числе повторной, проектной документации объектов, находящихся на территории Калининградской области, устанавливаются Федеральным законом от 10 января 2006 года N 16-ФЗ «Об Особой экономической зоне в Калининградской области и о внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации».

См. комментарии к статье 14 настоящего Федерального закона

base.garant.ru

Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности?

Экологическая экспертиза, экологический аудит или экспертиза экологической безопасности?

В данной статье мы попытаемся в доступной форме объяснить, что такое экологическая экспертиза, экологический аудит (экологическое аудирование), экологический мониторинг и какое отношение эти виды деятельности имеют к здоровью человека в местах его постоянного пребывания (в квартире, в офисе, на дачном участке).

Нередко возникает ситуация когда необходимо обратиться за помощью к экологам. Чаще всего это связано с покупкой недвижимости, выбором офиса, проверкой экологического состояния строительных материалов либо какой-либо иной ситуацией, когда необходимо проверить экологическую чистоту помещения, узнать о степени экологической безопасности для человека. Бывает так, что заинтересованное лицо (не очень разбирающееся в экологическом праве) подыскивает фирмы, занимающихся экологической экспертизой либо экологическим аудированием или экологическим мониторингом, что в корне неверно.

В данной статье мы попытаемся в доступной форме объяснить, что такое экологическая экспертиза, экологический аудит (экологическое аудирование), экологический мониторинг и какое отношение эти виды деятельности имеют к здоровью человека в местах его постоянного пребывания (в квартире, в офисе, на дачном участке).

Стоит отметить, что с юридической точки зрения, экологическая экспертиза- несколько иное, чем экологическое обследование помещений. Для начала посмотрим, что же говорит закон «об экологической экспертизе» (№174-ФЗ от 23.11.95)

Экологическая экспертиза — установление соответствия намечаемой хозяйственной и иной деятельности экологическим требованиям и определение допустимости реализации объекта экологической экспертизы в целях предупреждения возможных неблагоприятных воздействий этой деятельности на окружающую природную среду и связанных с ними социальных, экономических и иных последствий реализации объекта экологической экспертизы.

Закон поясняет в каких случаях применяется экологическая экспертиза: при решении вопроса о строительстве, при разработке проектов правовых актов, федеральных программ, при реализации которых может быть оказано воздействие на окружающую природную среду, в отношении проектов генеральных планов развития территорий, проектов схем развития промышленности, проектов генеральных схем расселения, природопользования, проектов комплексных схем охраны природы Российской Федерации, технико-экономических обоснований и проектов строительства, реконструкции, расширения, технического перевооружения, консервации и ликвидации организаций и иных объектов хозяйственной деятельности независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, осуществление которых может оказать воздействие на окружающую природную среду; материалы обоснования лицензий на осуществление деятельности, способной оказать воздействие на окружающую природную среду и многое-многое другое (ст.11-12 Закона).

То есть объектом экологической экспертизы является любая хозяйственная либо иная деятельность, которая может оказать воздействие на окружающую среду.

Экологическая экспертиза по своей сути является независимой, проводится экспертной комиссией, включающей в свой состав экспертов, как штатных, так и сторонних (внештатных).

Результатом работы экологической экспертизы является заключение, то есть документ, содержащий обоснованные выводы о допустимости воздействия на окружающую природную среду хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит государственной экологической экспертизе, и о возможности реализации объекта государственной экологической экспертизы.

В большинстве случаев, экологическая экспертиза отвечает на вопрос, можно ли проводить строительство без причинения вреда природе или нет, не нанесет то или иное строительство вреда природе.

Схожим с экологической экспертизой по своим задачам является экологическое аудирование (или экологический аудит, экоаудит) — еще один из видов деятельности на рынке работ и услуг природоохранного назначения в РФ.

Экологический аудит — это предпринимательская деятельность экологических аудиторов или экологических аудиторских организаций по осуществлению независимых вневедомственных проверок хозяйственной деятельности, оказывающей влияние на окружающую среду, и выработке рекомендаций по снижению негативного воздействия на окружающую среду и здоровье населения. Иначе говоря, это проверка выполнения на предприятии определенной деятельности в экологическом аспекте.

Таким образом, юридически, ни экологическая экспертиза не экологический аудит не имеет никакого отношения к микроэкологии (экологии жилья, офиса, помещений для пребывания человека вообще), как подотрасли экологии. И экологическая экспертиза и экологический аудит имеют дело с хозяйственной деятельностью и степенью воздействия этой деятельности на природу и на здоровье человека.

Экологический мониторинг — система регулярных наблюдений за состоянием окружающей среды, с целью оценки загрязнения и прогнозирования экологической ситуации. Санитарно-гигиенический мониторинг это составляющая экологического мониторинга- наблюдение за каким-либо факторами (шумовое загрязнение, электромагнитное, радиация) с точки зрения их влияния на здоровье человека. В крупных городах (таких как Москва) имеется сеть автоматизированных постов, ведущих сбор информации об окружающей среде. Регулярно с этих постов собираются данные об экологической обстановке в городе.

Но что нужно человеку, заботящегося о своем здоровье и здоровье своих близких, об экологической безопасности своего жилья, своего рабочего места? Человека интересует уже существующий объект -квартира, дом, офис (либо, реже чистота строительных материалов при строительстве, ремонте) и здоровье человека в нем, с точки зрения не воздействия этого объекта на природу, а воздействия (действительного или возможного) на здоровье человека. Для решения этих проблем и существуют такие организации как «Экология жизненного пространства», объектом деятельности которых и является экологическая безопасность человека в доме, офисе, местах постоянного пребывания. Такие организации появились сравнительно недавно. Путем привлечения экспертов со стороны, либо своими специалистами обследуются все возможные экологические факторы, оказывающие влияние на здоровье человека (с учетом индивидуальных особенностей заказчика- возраста, здоровья, наличия хронических заболеваний, аллергий, жалоб на плохое самочувствие у проживающих, либо работающих в помещении), после чего, получив все результаты исследований, опытный эколог делает вывод о наличии, либо об отсутствии экологической опасности и пути решения проблемы. Деятельность таких экологических организаций правильнее было бы назвать экспертизой экологической безопасности, что юридически наиболее точно.

Ястребцев А.С. (Экология жизненного пространства)

www.ecospace.ru

Нужна ли государственная экологическая экспертиза проектной документации?

Ключевые вопросы

Квалификация экспертов, привлекаемых для экспертизы проектной документации, и экспертов ГЭЭ

Экологическая оценка инвестиционного проекта

В соответствии с ч. 2 ст. 48 Градостроительного кодекса Российской Федерации (в ред. от 18.06.2017; далее — ГрК РФ) проектная документация представляет собой документацию, содержащую материалы в текстовой форме и в виде карт (схем) и определяющую архитектурные, функционально-технологические, конструктивные и инженерно-технические решения для обеспечения строительства, реконструкции объектов капитального строительства, их частей, капитального ремонта.

Согласно ч. 1 ст. 49 ГрК РФ проектная документация объектов капитального строительства и результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки такой проектной документации, подлежат экспертизе, которая проводится в форме государственной или негосударственной экспертизы.

Предметом экспертизы являются оценка соответствия проектной документации требованиям технических регламентов, в т.ч. санитарно-эпидемиологическим, экологическим требованиям, требованиям государственной охраны объектов культурного наследия, требованиям пожарной, промышленной, ядерной, радиационной и иной безопасности, а также результатам инженерных изысканий, и оценка соответствия результатов инженерных изысканий требованиям технических регламентов.

В соответствии со ст. 1 Федерального закона от 23.11.1995 № 174-ФЗ «Об экологической экспертизе» (в ред. от 29.12.2015; далее — Федеральный закон № 174-ФЗ) экологическая экспертиза — установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду.

Федеральным законом № 174-ФЗ предусмотрена государственная экологическая экспертиза проектной документации объектов, строительство, реконструкцию которых предполагается осуществлять в исключительной экономической зоне Российской Федерации, на континентальном шельфе Российской Федерации, во внутренних морских водах, в территориальном море Российской Федерации, на землях особо охраняемых природных территорий, на Байкальской природной территории, а также проектной документации объектов, используемых для размещения и (или) обезвреживания отходов I–V классов опасности, искусственных земельных участков на водных объектах (далее — ГЭЭ проектной документации).

В настоящее время ГЭЭ проектной документации фактически дублирует экспертизу проектной документации объектов капитального строительства, что значительно увеличивает как сроки проведения двух независимых экспертиз, так и соответствующие финансовые затраты на их проведение.

Согласно Федеральному закону от 21.07.2014 № 219-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «Об охране окружающей среды» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (в ред. от 03.07.2016; далее — Федеральный закон № 219-ФЗ) с 01.01.2018 ГЭЭ будет подлежать, наряду с проектной документацией вышеназванных объектов, проектная документация объектов капитального строительства, относящихся в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды к объектам I категории.

Федеральным законом № 219-ФЗ также внесены соответствующие изменения в ч. 5 ст. 49 ГрК РФ. Так, с 01.01.2018 при проведении экспертизы оценка соответствия проектной документации экологическим требованиям не проводится.

Реализация указанных изменений в законодательстве, с точки зрения автора, приведет к дополнительным административным барьерам при экспертизе проектной документации.

Возникает естественный вопрос: почему ГЭЭ проводится исключительно в Российской Федерации, а также в некоторых странах СНГ и отсутствует в западных странах? Хотя экспертиза проектной документации там, как и в России, обязательна. Неужели в западных странах меньше заботятся о сохранении условий проживания своего населения? Конечно же нет! Они просто не такие богатые, чтобы оплачивать сразу две экспертизы.

Н.Д. Сорокин, кандидат физико-математических наук, ООО «Фирма «Интеграл»»

Материал публикуется частично. Полностью его можно прочитать в журнале «Справочник эколога» № 8, 2017.

www.profiz.ru

Экологическая экспертиза: виды, цели и этапы процедуры

Сегодня во всем мире большое внимание уделяется экологии и соблюдению природоохранных норм. Любая человеческая деятельность должна оказывать минимальное воздействие на окружающую среду, и сейчас это ни у кого не вызывает сомнений. Для определения степени воздействия существует экологическая экспертиза – комплекс мер, призванных подтвердить безопасность объектов и производственных процессов.

Понятие, цели и виды экологической экспертизы

Федеральный закон «Об экологической экспертизе» определяет это понятие так: «Экологическая экспертиза – установление соответствия документов и (или) документации, обосновывающих намечаемую в связи с реализацией объекта экологической экспертизы хозяйственную и иную деятельность, экологическим требованиям, установленным техническими регламентами и законодательством в области охраны окружающей среды, в целях предотвращения негативного воздействия такой деятельности на окружающую среду».

В нашей стране осуществляются государственная, общественная, ведомственная, научная и коммерческая экологическая экспертиза.

  • Государственная

Ее проведение обязательно для всех строительных объектов. Она осуществляется экспертной комиссией, которая формируется федеральным органом исполнительной власти в области экологической экспертизы (Росприроднадзором) в установленном законодательством порядке.

Общественная экспертиза вовлекает всех заинтересованных лиц в процесс принятия экологически значимых решений. Она проводится по инициативе граждан и общественных организаций, а также органов местного самоуправления. Экспертиза осуществляется в отношении объектов государственной экологической экспертизы за исключением тех, сведения о которых составляют государственную, коммерческую и другую охраняемую законом тайну.

Ведомственная экологическая экспертиза зачастую имеет технологическую направленность, она доказывает экологическую безопасность проекта, в котором заинтересовано какое-либо ведомство. В числе других материалов заключение ведомственной экспертизы поступает на рассмотрение государственной экологической экспертизы.

Научная экологическая экспертиза проводится для того, чтобы проверить определенные научные факты. Она не имеет строго регламентированных Законом положений.

Коммерческая экологическая экспертиза, как и научная, законодательством не регулируется и проводится добровольно для того, чтобы узнать, насколько безопасен тот или иной объект для людей и природы. Коммерческая экспертиза – весьма востребованная услуга, которую оказывают специализированные компании. На этом виде экспертизы мы остановимся подробнее.

Объекты и заказчики добровольной экологической экспертизы

Кому, когда и зачем может потребоваться коммерческая экологическая экспертиза? На практике большинство заказчиков – владельцы недвижимости, которые хотят быть уверенными в том, что жить и работать в здании безопасно. Это не пустое любопытство – случаи, когда в квартирах, офисных помещениях, частных домах или на дачных участках обнаруживались следы опасных химических веществ, болезнетворные бактерии, повышенные радиационный фон и электромагнитное излучение, совсем не редкость.

Какие объекты можно проверить на чистоту и безопасность?

  • квартиры;
  • загородные дома;
  • земельные участки;
  • офисные помещения;
  • производственные помещения и линии;
  • автомобили.

Существует немало ситуаций, в которых желательно проведение экологической экспертизы. Например, перед покупкой или продажей недвижимости или земельного участка. Особенно это актуально для тех, кто покупает жилую недвижимость. Так, нередки случаи, когда из-за использования низкокачественных строительных и отделочных материалов уровень токсинов в новостройках превышает нормы, жилье на вторичном рынке заражено плесневым грибком, а земельные участки обладают повышенным радиационным фоном. Владельцы недвижимости, особенно жилой, заказывают экспертизу при появлении неприятного запаха в квартире или доме, при обострении аллергических реакций, а также перед подготовкой апартаментов к появлению детей.

Проведение экологических исследований также рекомендовано застройщикам перед постройкой домов (экспертиза земельных участков), владельцам предприятий фармацевтической и медицинской отрасли, компаниям, собирающимся организовать на участке пляж, санаторий, курортное или лечебное учреждение, арендаторам лесонасаждений, владельцам земельных участков, на которых расположены водоемы и пастбища, владельцам зданий, предназначенных для организации детских учреждений.

Анализируемые показатели

Экологическая экспертиза – сложный комплекс мероприятий, который включает в себя лабораторные анализы и измерения с помощью высокоточных приборов. В ней принимают участие разные специалисты – биологи и химики, физики и экологи. Проверке подлежат как управляемые (чистота воды и почвы, наличие токсинов), так и неуправляемые (эрозия почв, радиационное загрязнение) факторы.

Все анализируемые показатели можно разделить на три группы.

  • Физические. Выявляются уровень радиации, шума, вибрации, электромагнитных излучений, степень освещения и особенности микроклимата.
  • Химические. При помощи лабораторных анализов специалисты определяют наличие химических загрязнений (например, наличие ртути, тяжелых металлов, фенола, формальдегида, аммиака). Проверяется также вода, которая может быть загрязнена нефтепродуктами, иметь повышенный уровень солей, железа, хлора и марганца.
  • Микробиологические. Микробиологи проверяют наличие в воздухе и воде болезнетворных бактерий, спор плесени и других биологических загрязнений.

Кстати

Мало кто знает, что самые обычные объекты могут быть потенциально опасны для здоровья. В эту «группу риска» входит антикварная мебель и новые предметы обстановки, включая ковры и ковровые покрытия, а также изделия из мрамора.

Порядок проведения экологической экспертизы на примере оценки недвижимости

Поскольку чаще всего экологическую экспертизу заказывают владельцы и покупатели недвижимости, мы остановимся на процессе предпродажной проверки жилых и офисных помещений подробнее.

Экологическая экспертиза квартиры

Стандартное исследование квартиры включает в себя измерение электромагнитных полей промышленных частот, источниками которых могут быть бытовые приборы, неправильно проведенная электропроводка, близлежащие трансформаторные подстанции и другие объекты, химико-газовый и микробиологический анализ воздуха, замеры уровня шума и радиационного фона.

Экологическая экспертиза дома

Как правило, экологическая экспертиза коттеджа включает в себя те же анализы и замеры, что и экспертиза квартиры, плюс анализ воды на химические и бактериологические показатели и измерение ЭРОА радона – радиоактивного газа, часто скапливающегося в подвальных помещениях и проникающего туда из разломов земной коры.

Экологическая экспертиза офиса

При обследовании офиса обычно замеряются электромагнитные излучения низкой частоты, источниками которого являются компьютеры, электропроводка, сервера и оргтехника, проводится химико-газовый анализ воздуха на наиболее типичные загрязнители, поступающие с уличным воздухом, через системы воздуховодов, выделяющиеся в результате работы оргтехники, осуществляются замер уровня радиации и микробиологический анализ воздуха.

Производственный контроль

Производственный контроль – это контроль исполнения юридическими лицами в ходе хозяйственной деятельности санитарных правил и гигиенических нормативов. Эта процедура проводится согласно санитарным правилам СП 1.1.1058-01 «Организация и проведение производственного контроля за соблюдением санитарных правил и выполнением санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий». Помимо лабораторных тестов и инструментальных замеров он включает в себя контроль:

  • наличия сертификатов;
  • санитарно-эпидемиологических заключений;
  • личных медицинских книжек сотрудников;
  • обоснований безопасности для человека и окружающей среды новых видов продукции и технологий ее производства;
  • ведения отчетности, установленной законодательством по вопросам, связанным с осуществлением производственного контроля;
  • информирования населения и органов местного самоуправления об аварийных ситуациях.

Большинство компаний, специализирующихся на экологической экспертизе, предлагает клиентам стандартные пакеты услуг для разных ситуаций и объектов, но при желании всегда можно заказать дополнительные исследования. Однако следует понимать, что это увеличит и стоимость, и сроки проведения экспертизы.

Ком­мер­чес­кая эко­ло­ги­чес­кая экс­пер­ти­за ча­ще все­го про­во­дит­ся добро­воль­но, но в не­ко­то­рых слу­ча­ях про­вер­ка по­ме­ще­ний – тре­бо­ва­ние за­ко­на. Так, спе­ци­аль­ная оцен­ка усло­вий тру­да (СО­УТ) про­во­дит­ся на всех пред­при­я­ти­ях лю­бой фор­мы собст­вен­нос­ти. Тру­до­вой Ко­декс РФ пре­дус­мат­ри­ва­ет про­ве­де­ние ат­тес­та­ции ра­бо­чих мест не ре­же, чем один раз в пять лет. На­ру­ше­ние дан­но­го за­ко­на вле­чет за со­бой штраф­ные санк­ции.

www.kp.ru

Экологическая экспертиза нуждается в совершенствовании

К такому выводу пришли члены Совета государственной экспертизы по итогам обсуждения проекта федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части государственной экологической экспертизы проектной документации объектов капитального строительства», подготовленного Министерством строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации. Обсуждение прошло в рамках заседания Совета государственной экспертизы, которое состоялось 24 июня в Главгосэкспертизе России.

Открывая заседание Совета государственной экспертизы, начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов обратил внимание участников дискуссии на уже принятые Государственной Думой Российской Федерации законы – по вопросам ценообразования, института повторного применения проектной документации и некоторым другим, а также — на законопроект Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, предлагающий совершенствование регулирования экологической экспертизы.

Как рассказала членам Совета заместитель начальника Управления экологической экспертизы Главгосэкспертизы России Оксана Родивилова, с 1 января 2018 года вступают в силу новые положения Градостроительного кодекса Российской Федерации, а также многочисленные новеллы, изменяющие систему охраны окружающей среды Российской Федерации и отменяющие процедуру «одного окна» в государственной экспертизе. Указанные новеллы предусматривают значительное расширение перечня объектов, подлежащих рассмотрению Государственной экологической экспертизой:теперь к нему добавлены объекты I категории, то есть практически все особо опасные и технически сложные объекты капитального строительства и реконструкции — объекты нефте- и газодобычи, металлургии, горно-обогатительные комбинаты и т.д. При этом, начиная с 2018 года, государственная экспертиза таких объектов в части оценки соответствия проектной документации экологическим требованиям производиться не будет.

Как заметила Оксана Родивилова, для заказчиков новые правила будут означать существенное повышение экологических, временных и финансовых рисков реализации проекта, связанное с усложнением процесса согласования проектной документации и увеличением срока осуществления проекта до полугода и более, а также с тем, что экологическая составляющая будет оцениваться в отрыве от технических решений и результатов инженерно-экологических изысканий. «В случае внесения изменений в проектную документацию в процессе процедуры государственной экспертизы», — отметила Оксана Родивилова, — «разработчики должны будут повторно проходить государственную экологическую экспертизу. Количество отрицательных заключений, связанных с необходимостью повторного проведения государственной экологической экспертизы по доработанной проектной документации и ее несоответствия результатам инженерно-экологических изысканий, резко возрастет». В этой ситуации согласование проектной документации может длиться годами, признали участники заседания.

В противоположность новеллам действующая сейчас по принципу «одного окна»процедура рассмотрения проектной документации и результатов инженерных изысканий в рамках государственной экспертизы позволяет при изменении проектных решений по замечаниям смежных разделов оперативно проводить их корректировку в соответствии с экологическим и санитарно-эпидемиологическим законодательством и имеет ряд других преимуществ, напомнила Оксана Родивилова.

Для урегулирования этой неблагоприятной для инвесторов и заказчиков ситуации Минстрой России разработал законопроект, предусматривающий коррекцию института государственной экологической экспертизы в части проектной документации капитального строительства и реконструкции. Члены Совета государственной экспертизы поддержали законопроект и согласились с тем, что работа над ним должна быть продолжена.

В заседании Совета приняли участие начальник Главгосэкспертизы России Игорь Манылов, президент некоммерческого партнерства «Национальное объединение организаций экспертизы в строительстве» Шота Гордезиани, заместитель руководителя Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору Алексей Ферапонтов, ректор Государственного университета по землеустройству Сергей Волков, президент Ассоциации экспертиз строительных проектов, директор ГАУ МО «Мособлгосэкспертиза» Игорь Горячев, вице-президент Российской академии архитектуры и строительных наук Владимир Травуш, заместитель директора ГК «Росатом» Сергей Макушкин, врио начальника Управления государственной экспертизы Министерства обороны Российской Федерации Николай Попандопуло, координатор программы по экологическому законодательству Всемирного фонда дикой природы (WWF)Екатерина Хмелева, ответственный секретарь Совета – помощник начальника Главгосэкспертизы России Миннегэл Попова, а также приглашенные гости: начальник отдела строительства Департамента промышленности и инфраструктуры Правительства Российской Федерации Игорь Забралов, заместитель директора Департамента разрешительной деятельности и контроля Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации Владимир Цой, начальник отдела ПАО «Лукойл» Юрий Алешин и другие.

Совет государственной экспертизы — экспертно-консультативный орган Главгосэкспертизы России, цель работы которого — коллегиальное рассмотрение и выработка позиций по особо важным вопросам в сфере организации и проведения государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, проверки достоверности определения сметной стоимости объектов капитального строительства.

gge.ru

Еще по теме:

  • Граждане пожилого возраста и инвалиды имеют право Статья 12. Права граждан пожилого возраста и инвалидов, проживающих в стационарных учреждениях социального обслуживания Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 12 настоящего Федерального закона внесены […]
  • Налог на имущество ростов-на-дону Налог на имущество ростов-на-дону Областной закон Ростовской области от 10 мая 2012 г. N 843-ЗС «О региональных налогах и некоторых вопросах налогообложения в Ростовской области» Глава 2. Налог на имущество организаций Статья 2. Налоговые ставки […]
  • Принудительное исполнение решения суда о взыскании алиментов Принудительное исполнение решения суда о взыскании алиментов Из судебной практики Определением областного суда от 22 августа 2005 года разрешено принудительное исполнение на территории Российской Федерации решения иностранного суда от 18 апреля […]
  • Приказ минфина 2012 Приказ Минфина РФ от 15 июня 2012 г. N 82н "Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Минфина РФ от 15 июня 2012 г. N 82н"Об утверждении Регламента Министерства финансов Российской […]
  • Государственная программа по переселению в рф Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637 "О мерах по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом" (с изменениями и дополнениями) Указ Президента РФ от 22 июня 2006 г. N 637"О […]
  • Приказ о возмещении расходов на командировку приказ на выплату командировочных Вы можете добавить тему в список избранных и подписаться на уведомления по почте. О возмещении расходов по командировкам В целях упорядочения расходов на командировки, в соответствии с Положением по […]