Тема 1. СУЩНОСТЬ, ВИДЫ И ФУНКЦИИ НАЛОГОВ

1.1. История развития налогов

Налоговая система возникла и развивалась вместе с государством. На самых ранних ступенях государственной организации начальной формой налогообложения можно считать жертвоприношение. В Пятикнижии Моисея сказано: «. и всякая десятина на земле из семени земли и из плодов дерева принадлежит Господу». Итак, первоначальная ставка налога составляла 10 % от полученных доходов.

По мере развития государства возникла «светская» десятина, которая взималась в пользу влиятельных князей наряду с десятиной церковной. Данная практика существовала в различных странах на протяжении многих столетий: от Древнего Египта до средневековой Европы.

Впервые юридическое закрепление налоги нашли в Законах царя Хаммурапи, правителя древневавилонского государства в первой половине XVIII в. до н.э. Это были обязательные подати, своеобразный налог с имущества, который уплачивался в денежной или натуральной форме. Причем подати платили свободные землевладельцы и ремесленники как в царскую казну, так и в казну местной знати пропорционально размеру имеющегося у них в наличии имущества. Сбором податей занимались царские чиновники. Государство, в свою очередь, способствовало защите интересов плательщиков.

Аналогичные нормы имеются в древнеиндийских Законах Ману, древнеримских Законах ХII таблиц.

Многие стороны современного государства зародились в Древнем Риме. Первоначально все государство состояло из города Рима и прилегающей к нему местности. В мирное время денежных податей граждане не платили. Расходы по управлению городом и государством были минимальными, поскольку избранные магистраты исполняли свои должности безвозмездно, но порой вкладывая собственные средства. Главную статью расходов составляло строительство общественных зданий. Эти расходы обычно покрывала сдача в аренду общественных земель. Но в военное время граждане Рима облагались налогами в соответствии со своими доходами. Определение суммы налога (ценза) проводилось каждые пять лет избранными чиновниками-цензорами.

Граждане Рима делали цензорам заявление о своем имущественном состоянии и семейном положении. Таким образом, закладывались основы декларации о доходах. В IV – III вв. до н. э. Римское государство разрасталось, основывались или завоевывались новые города-колонии. Происходили изменения в налоговой системе. В колониях вводились коммунальные (местные) налоги и повинности. Как и в Риме, их величина зависела от размеров состояния граждан. Определение суммы налогов производилось каждые пять лет. Римские граждане, проживающие вне Рима, платили как государственные, так и местные налоги. В случае победоносных войн налоги уменьшались, а порой отменялись совсем. Коммунальные же налоги с тех, кто проживал вне Рима, взимались регулярно. Единой налоговой системы не существовало. Те города и земли, которые оказывали наиболее упорное сопротивление римским легионам, после завоевания облагались более высокими налогами. Кроме того, римская администрация зачастую сохраняла систему налогов, сложившуюся в данной местности до завоевания римлянами.

Римская администрация прибегала к помощи откупщиков, деятельность которых она не могла в должной степени контролировать. Результатом были коррупция, злоупотребление властью, а затем и экономический кризис, разразившийся в I в. до н. э.

Необходимость реорганизации финансового хозяйства Римского государства была одной из важнейших задач, которые решал император Август Октавиан (63 г. до н. э. – 14 г.н.э.). Во всех провинциях им были созданы финансовые учреждения, осуществлявшие контроль над налогообложением. Были значительно уменьшены услуги откупщиков, а там, где они сохранились, за их деятельностью устанавливался строгий государственный контроль. Была заново проведена оценка налогового потенциала провинций с целью более справедливого распределения налогов и увеличения их отдачи. Для этого были проведены обмеры каждой городской общины с ее земельными угодьями. По каждому городу был составлен кадастр, содержавший данные о землевладельцах. Затем производилась перепись имущественного состояния граждан. Переписью руководили наместники провинций совместно с прокураторами, возглавлявшими финансовые учреждения провинций. Каждый житель был обязан в определенный день представить властям общины свою декларацию. Налоговые документы хранились в финансовом органе и служили базой для последующих переписей имущественного состояния (цензов).

Главным источником доходов в римских провинциях служил поземельный налог. В среднем его ставка составляла одну десятую доходов с земельного участка, хотя применялись и особые формы налогообложения, например налог на количество фруктовых деревьев, включая виноградные лозы. Облагалась налогом и другая собственность: недвижимость, живой инвентарь, ценности. Каждый житель провинции должен был платить единую для всех подушную подать. Существовали и косвенные налоги, а именно налог с оборота обычно по ставке 1% особый налог с оборота при торговле рабами по ставке 4% и налог на освобождение рабов по ставке 5% от их стоимости. В 6 г. н. э. император Август ввел налог с наследства по ставке 5%. Налогом с наследства облагались лишь граждане Рима. Налог носил целевой характер, полученные средства направлялись для пенсионного обеспечения профессиональных солдат.

Государственные финансовые органы непосредственно не взимали налогов с граждан. Это делали общины. А вот оценку и определение налоговых поступлений общин, контроль за сроками поступления налогов государство держало в своих руках через органы фиска.

Многие хозяйственные традиции Древнего Рима перешли к Византии. В ранневизантийскую эпоху до VII в. включительно существовал 21 вид прямых налогов. Среди них: поземельный налог; подушная подать, налоги на оснащение армии, налог на покупку лошадей, налог на рекрутов, заплатив который можно было освободиться от воинской повинности, пошлина на продажу товаров (обычно ее ставка составляла 10 — 12,5%), пошлина на выдачу государственных актов и т.д.

Если строящееся здание превышало установленные заранее размеры, то взимался штраф, получивший название «налог на воздух». Широко практиковались в Византии чрезвычайные налоги: на строительство флота, содержание воинских контингентов и пр.

Несколько позже стала складываться финансовая система Руси. Объединение Древнерусского государства началось лишь с конца IX в. Основным источником доходов княжеской казны была дань. Дань взималась двумя способами: «повозом», когда она привозилась в Киев, и «полюдьем» когда князья или княжеские дружины сами ездили за нею. Косвенное налогообложение существовало в форме торговых и судебных пошлин. Пошлина «мыт» взималась за провоз товаров через горные заставы, пошлина «перевоз» — за перевоз через реку, «гостиная» пошлина — за право иметь склады, «торговая» пошлина — за право устраивать рынки. Пошлины «вес» и «мера» устанавливались соответственно за взвешивание и измерение товаров, что было в те годы довольно сложным делом. Судебная пошлина «вира» взималась за убийство, «продажа» — за прочие преступления. Судебные пошлины составляли обычно от 5 до 80 гривен.

После татаро-монгольского нашествия основным налогом стал «выход» «Выход» взимался с каждой души мужского пола и со скота. Помимо «выхода», или дани, были и другие ордынские тяготы. Например, «ям» — обязанность доставлять подводы ордынским чиновникам. Сюда же следует отнести содержание посла Орды с огромной свитой. Взимание прямых налогов в казну самого Русского государства было уже невозможным. Главным источником внутренних доходов стали пошлины.

Уплата «выхода» была прекращена Иваном III (1440 — 1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел «данные» деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги: «ямские», «пищальные» — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек — укреплений на южных границах Московского государства.

Для определения размера прямых налогов служило «сошное» письмо. Оно предусматривало измерение земельных площадей, в том числе застроенных дворами в городах, перевод полученных данных в условные подушные единицы «сохи» и определение на этой основе налогов. «Соха» измерялась в четвертях или четях (около 0,5 десятины), ее размер в различных местах был неодинаков. «Сошное письмо» составлял писец с состоявшими при нем подьячими. «Соха» как единица измерения налога была отменена в 1679 г. Единицей для исчисления прямого обложения к тому времени стал двор.

Косвенные налоги взимались через систему откупов, главными из которых были таможенные и винные. В середине XVII в. была установлена единая пошлина для торговых людей – 10 денег (5 копеек) с рубля оборота.

Политическое объединение русских земель относится к концу XV века. Однако стройной системы управления государственными финансами не существовало еще долго. Большинство прямых налогов собирал Приказ большого прихода. Одновременно с ним обложением населения занимались территориальные приказы. В силу этого финансовая система России в XV-XVII вв. была чрезвычайно сложна и запутана. Несколько упорядочена она была в царствование Алексея Михайловича (1629 – 1676), создавшего в 1655 г. Счетный приказ.

Эпоха Петра I (1672 – 1725) характеризуется постоянной нехваткой финансовых ресурсов из-за многочисленных войн, большого строительства, крупномасштабных государственных преобразований. Для пополнения казны изобретались все новые способы, вводились дополнительные налоги, вплоть до анекдотичного налога на бороды и усы. Царь учредил особую должность – «прибыльщики», обязанность которых изобретать новые источники доходов казны. Так был введен гербовый сбор, подушный сбор с извозчиков (десятая часть доходов от их найма), налоги с постоялых дворов, печей, плавных судов, арбузов, орехов, продажи съестного, найма домов, ледокольный и другие налоги и сборы. Облагались даже церковные верования. Например, раскольники были обязаны уплачивать двойную подать.

К новым налогам присоединялись казенные монополии; к прежним монополиям (смоле, поташу, ревеню, клею) прибавились новые: соль, табак, мел, деготь, рыбий жир, сало и дубовые гробы. Рыбные ловли отдавались из казны на откуп; вино продавалось в казенных кабаках.

В то же время Петром I был принят ряд мер, чтобы обеспечить равномерную раскладку налоговых тягот. В конце царствования Петра многие мелочные сборы были отменены, а для увеличения государственных доходов и устранения злоупотреблений была предпринята новая серьезная финансовая мера – введение подушной подати, заменившей существовавшее с 1697г. подворное обложение. Помещичьи крестьяне должны были платить «по 8 гривен с персоны» (т. е. по 80 копеек) в год; государственные крестьяне и посадские люди должны были платить дополнительно (взамен помещичьих доходов) по 40 копеек с души. Причем в действительности размер подати был еще выше, так как душа мужского пола была не реальной единицей, а счетной, поскольку подушная подать взималась со всего мужского населения от грудных младенцев до глубоких старцев и даже с давно умерших, но числившихся в живых, в так называемых ревизских сказках. После уплаты подушной подати другие поборы не взимались.

В ходе дальнейшего исторического развития налоговая система претерпевала незначительные изменения, не носившие системообразующего характера.

В 1881-1885г.г. в России была проведена налоговая реформа, были отменены соляной налог и подушная подать, проведена реорганизация системы сбора налогов и введены некоторые новые налоги.

Основные формы государственных доходов поступали в виде акцизов на предметы потребления и таможенных пошлин на ввозные товары. Косвенные налоги составляли ½ всего государственного бюджета. Среди них доминировали доходы от государственной винной монополии и акцизы на алкогольную продукцию.

Прямые налоги – государственный поземельный налог, промысловый сбор, сбор с доходов от денежных капиталов, выкупные платежи, налог на наследство, на переход недвижимости – составляли около 7% от доходов бюджета.

Большое количество косвенных налогов в то время связано со спецификой объектов налогообложения. Дело в том, что основной гнет налогового бремени ложился на крестьянство и городских жителей, с которых взять по большей части было нечего. Наиболее состоятельные слои общества были, как правило, освобождены от уплаты налогов. Поэтому значительное количество косвенных налогов не удивительно. Акцизы устанавливались на товары, пользующиеся всеобщим спросом.

Современное государство раннего периода новой истории появилось в XVI-XVII вв. в Европе. Практически не существовало крупного постоянного налога, поэтому периодически парламенты выдавали разрешения правителям производить взыскания и вводить чрезвычайные налоги. Плательщиками налогов обычно выступали люди, принадлежавшие к третьему сословию, т. е. сельские жители и горожане недворянского происхождения.

Практиковался метод, при котором определенный налог, как только было получено право на его взимание, выставлялся на торги для сдачи в откуп. Кто предлагал самую высокую цену, тому он и продавался. Вся сумма немедленно поступала в княжескую или королевскую казну. А далее откупщик, наделенный уже государственными полномочиями, вместе со своими помощниками и субарендаторами старался получить прибыль.

Но только в самом конце XVII — начале XVIII в.в. в европейских странах стало формироваться административное государство, создававшее чиновничий аппарат и достаточно стройную и рациональную налоговую систему, состоящую из прямых и косвенных налогов.

Из косвенных налогов особую роль стал играть акциз. Обычно он взимался непосредственно у городских ворот со всех ввозимых и вывозимых товаров. Иногда налогом облагалось только то, что ввозилось в страну, т.е. от него освобождались товары, идущие на экспорт. Размеры акциза колебались обычно от 5 до 25%. Какого-либо научного обоснования размеров налогообложения не было.

Из прямых налогов основная масса доходов приходилась на подушный и подоходный налоги. От них были освобождены дворянство и духовенство. Зато буржуазия и крестьянство отдавали государству в виде прямых налогов 10 — 15% от всех своих доходов.

В последней трети XVIII века в Европе активно разрабатываются проблемы теории и практики налогообложения. Назначенный министром финансов Франции в конце 1769 г. в период жесточайшего финансового кризиса Франции аббат Тэрре вынужденно вводил, новые налоги. При этом он отдавал предпочтение косвенным налогам. Тэрре исходил из целесообразности дифференциации косвенных налогов: продукты первой необходимости (зерно) должны быть от него освобождены, скот должен облагаться очень незначительно, вино – немного больше, грубые ткани – очень мало, а предметы роскоши – очень высоко.

В это же время в России прямые налоги в бюджете играли второстепенную роль по сравнению с налогами косвенными (например, питейные налоги). Развивались и бюджеты городов, где все большую роль начинали играть так называемые оброчные статьи. Налоги взимались с содержателей плотомоен и прорубей, с перевозов, с рыбных ловель, с подвижных лодок, за запись в городовую обывательскую книгу и др.

www.aup.ru

Большая Энциклопедия Нефти и Газа

Ямские деньги

Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции ( ямы) подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. [1]

Ямские деньги — налог, взимавшийся в России в 16 — 18 вв. Ямские деньги первоначально взимались только с тяглового населения, т.е. с крестьян, городских и посадских людей, а с 20 — х гг. 17 в. [2]

Этот дядька царя, породнившийся с ним женившись на сестре его супруги, вздумал пополнить казну заменой прямых налогов косвенными: в 1646 г. вместо взимания стрелецких и ямских денег было решено обложить дополнительной пошлиной соль. Но реформа не достигла цели, она вызвала резкое недовольство низших слоев населения и сокращение потребления соли. Неудачу реформы признало и правительство, в конце 1647 г. отменило соляной налог и вернулось к прежней налоговой системе, причем стало нещадно взыскивать образовавшуюся недоимку по прямым налогам. [3]

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ — налог, взимавшийся в России в 16 — 18 вв. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции ( ямы) подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. [4]

Ямские деньги — налог, взимавшийся в России в 16 — 18 вв. Ямские деньги первоначально взимались только с тяглового населения, т.е. с крестьян, городских и посадских людей, а с 20 — х гг. 17 в. [5]

С 1500 г. известны ямские деньги — один из основных гос. Наряду с ним с 1613 г. вводятся большие ямские деньги ( тяжелейший прямой налог в 17 в. Отменена в начале 18 в. [6]

Поставка определенного количества подвод могла быть заменена уплатой ямских денег . [7]

С 1500 г. известны ямские деньги — один из основных гос. Наряду с ним с 1613 г. вводятся большие ямские деньги ( тяжелейший прямой налог в 17 в. Отменена в начале 18 в. [8]

Посадские и крестьяне старались избыть от податей, потому что подати были действительно тяжки. А иные мелкие поборы, — говорит указ, — со всей земли и прежние соляные всякие пошлины и проезжие мыты указали мы везде отставить, и порухи вперед в соляной продаже нигде никому не быть. А как та соляная пошлина в нашу казну сполна сберется, то мы указали во всей земле и со всяких людей наши доходы, стрелецкие и ямские деньги сложить, а заплатить те стретецкие и ямские доходы этими соляными пошлинными деньгами, потому что эта соляная пошлина всем будет ровна; в избы-лых никто не будет и лишнего платить не станет, и всякий станет платить без правежу. А стрелецкие и ямские деньги сбираются неровно, иным тяжело, а иным легко, и платят за правежом с большими убытками, а иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избылых; также иноземцы, которые получают наше жалованье и кормовые деньги, и торговые люди иноземцы все станут платить наравне с тягловыми людьми. [9]

Посадские и крестьяне старались избыть от податей, потому что подати были действительно тяжки. А иные мелкие поборы, — говорит указ, — со всей земли и прежние соляные всякие пошлины и проезжие мыты указали мы везде отставить, и порухи вперед в соляной продаже нигде никому не быть. А как та соляная пошлина в нашу казну сполна сберется, то мы указали во всей земле и со всяких людей наши доходы, стрелецкие и ямские деньги сложить, а заплатить те стретецкие и ямские доходы этими соляными пошлинными деньгами, потому что эта соляная пошлина всем будет ровна; в избы-лых никто не будет и лишнего платить не станет, и всякий станет платить без правежу. А стрелецкие и ямские деньги сбираются неровно, иным тяжело, а иным легко, и платят за правежом с большими убытками, а иные и не платят, потому что ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах имен их нет, и живут все в уезде в избылых; также иноземцы, которые получают наше жалованье и кормовые деньги, и торговые люди иноземцы все станут платить наравне с тягловыми людьми. [10]

www.ngpedia.ru

Ямской налог это

Среди налогов, которыми облагалось население России, были специальные сборы для обеспечения особых потребностей государства — ямские деньги. Они собирались на содержание скорой гоньбы, для провоза послов, гонцов, должностных и ратных людей. Начиная с 60-х годов XVII в. часть этого налога расходовалась на устройство почтовых станций и оплату труда почтарей.

До середины XVI в. сбором ямского налога занимались сотруд­ники Ямского приказа. Затем система несколько изменилась — в некоторых областях обложение собирали также и воеводы. С на­чала 30-х годов XVII в. и до дня отмены ямских денег в 1718 г. взимание налога повсеместно проводили воеводы под надзором ямских сборщиков.

Строго говоря, ямские сборщики сами ничего не собирали. Они следили за правильностью взимания денег, принимали от воевод собранный налог и доставляли его в Москву. Всю ответствен­ность несли воеводы. Об этом недвусмысленно говорилось в указе 1688 г.: «. которые воеводы в городах денежных доходов на указные сроки не соберут и к Москве сполна не пришлют, те ям­ские деньги велено править на них, воеводах» [54].

Несмотря на присутствие ямских сборщиков, воеводы злоупот­ребляли оказанным доверием и на них постоянно жаловались. Чаще всего в челобитных просили, чтобы ямские деньги разреше­но было отправлять прямо в Ямской приказ, как это было в XVI в. Игумен ярославского Спасского монастыря бил челом царю Алексею Михайловичу: «. и крестьяном от воевод и приказ­ных людей чинятся продажи и убытки великие, и нам бы их пожаловать велеть бы им с монастырских вотчин ямские деньги платить на Москве в Ямском приказе». Тягостно было и то, что к сбору денег «выбирают их же крестьян и от того де крестьяном их чинятся убытки великие» [55].

Наглядную картину злоупотреблений на местах дает дело о сбо­ре подьячим Новгородского приказа Яковом Даниловым в Кевроле и Мезени государевых доходов и недоимок в 1689 г. Подь­ячий приставил к правежу трех своих помощников, и они били крестьян «безмерным правежом на смерть», сбивая с ног, в голо­ву и по плечам.

Бывали случаи, что при одном только известии о приезде сбор­щика ямских денег разбегались целые деревни. Такого страху на­гоняли на жителей ямские сборщики своими притеснениями. Они не обращали внимания ни на род, ни на звание. Лиц мирских и духовных мели одной метлой.

В этом отношении интересно письмо монастырского служки старца Варламиша игумену Арсению в Переславль-Рязанский 1. Дело было в 1676 г.: «От воевод из Переславели и из Зарайска стрельцы и пушкари приезжают в деревенишку ради ямские денги и роззаряют крестьянишек, з бердыши и с топорки гоняют и убытки чинят многие. И крестьяне меня старца вызывали для ради нужи своей. И я для их нужды выезжал, и переславские стрельцы за мною, старцем, гоняли з бердыши. Насилу ушел, ка­бы не люди добрыя» [56]. Не было случая, чтобы люди, взимав­шие налог, обошли себя. Всегда воеводы и приказные начинали с того, что производили сборы в свою пользу. Правительству та­кая практика была хорошо известна. Поэтому население специаль­но оповещали о том, что, кроме ямских денег, ничего платить не следует, тем более поборов и посулов сборщикам. Но мздоим­ства не прекращались.

Но то же правительство, опасаясь, что за неисправностью пла­тельщиков доходы могут уменьшиться, предписывало воеводам и ямским сборщикам, чтобы они населению для своей «бездельной корысти не наровили, сроков никому ни на час не давали». В слу­чае неплатежа сборщики должны прибегать к крутым мерам: «бить батоги и вкидывать в тюрму, а из тюрмы вынося, бить на правеже нещадно, покамест они государевы ямские деньги за­платят» [57]. Естественно, что сборщики даже без злоупотребле­ний, а только спасая себя, не могли не являться бичом для на­селения.

До 40-х годов XVII в. в России весьма странно распределялась ямская подать — ею население облагалось неравномерно. Само правительство признавалось, что «иным тяжело, а иным легко». Причем была категория людей, не учтенных никакими ревизиями. Они тоже избавились от платежей, потому что их имен не было «ни в разряде в списках, ни в писцовых книгах» [58].

Правительство изыскивало всяческие меры заменить различ­ные сборы, в том числе и ямские деньги, единым налогом. В 1646 г. по предложению бывшего торгового гостя, а теперь дьяка, Назария Чистого в четыре раза увеличили пошлины на соль. Целым рядом простодушно-грубых соображений указ оправдывал эту ме­ру: будут отменены стрелецкие и ямские деньги—наиболее тяже­лые и неравномерно распределенные налоги, пошлина будет всем равна, в избитых никого не будет, все будут платить сами собой, без правежа, без жестоких взысканий, будут платить и проживаю­щие в Московском государстве иноземцы, ничего в казну не пла­тящие. Как известно, из этого дела ничего не вышло — народ от­ветил восстанием, известным в истории под названием «Соляного бунта». Восстание простого люда было жестоко подавлено. С 1648 г. ямские деньги стали собирать вновь.

В 1660 г. правительство решило вовсе отменить ямские деньги. За счет увеличения других налогов на скорую гоньбу выделили из казны 40 тыс. руб. — сумму по тем временам огромную. Но из этого ничего не получилось. В следующем году вновь был введен ямской сбор.

На протяжении многих лет основанием для податного обложе­ния в России служило так называемое сошное письмо — расписа­ние земель и дворов на сохи. Соха — податная единица, заключав­шая в себе известное число тяглых посадских дворов или опреде­ленную площадь крестьянской пашни. Состав сохи не был посто­янным и зависел от доходности земли или от богатства хозяина посадского двора. В 1679—1680 гг. была проведена реформа, по которой окладной единицей стал двор. Вслед за этим был выпу­щен указ: «Московским и городовым ямщикам на наше великого государя годовое жалованье собирать в ямской приказ с городов, с уездов ямские и полоняничные 2 деньги по переписным книгам 186 (1679) и 187 (1680) годов с патриарших и с архирейских и с монастырских с крестьянских и бобылских по гривне (20 денег) с двора, а с своих великого государя дворцовых сел и волостей и бояр и окольничих и думных и ближних и всяких чинов служи­вых людей с крестьянских и с бобылских и с задворных и с дело­вых людей по десяти денег с двора» [59].

Какую сумму ямских денег казна получала до 1680 г., неизвест­но. Один из современников, Григорий Котошихин, определял ее более чем в 50 тыс. руб. В последующие годы сборы ямских и полонянических денег значительно уменьшились. В росписи Ямского приказа за 1680 г. показано 29815 руб. Заметим, что жалование ямщикам в том году составило 35 тыс. руб. Уменьшение сборов на скорую гоньбу отмечалось и в последующие годы. В докладе 1687 г. по делу тульских почтарей читаем: «А в прошлых годах. как в ямском приказе собирались ямские деньги, до 188 (1680) года, по четвертному окладу, и в тех годах оклад был положен ны­нешнего нового окладу больше гораздо» [601.

Год от года с развитием регулярной почтовой гоньбы Ямскому приказу все труднее и труднее было изыскивать деньги на оплату труда ямщиков. Его служащие для покрытия дефицита шли на всевозможные, правда на законном основании, ухищрения. На них мы подробнее остановимся в следующей главе.

Платя ямские деньги, население, однако, не освобождалось и от подводной повинности. При каждой большой посылке выстав­лялись дополнительные подводы. Часто в посольских подорожных можно встретить такие цифры: 150, 200 и даже 350. Эти подводы брались у населения сверх ямских. Резко увеличивались разъезды в военное время. В период Северной войны бывали дни, когда из Москвы уходило до тысячи почтовых подвод! Только незначи­тельное число их доставляло письма. Основная масса везла снаря­ды, корабельные инструменты, одежду для солдат.

В отправление повозной повинности правительство пыталось внести некоторую систему. В наказах определялось, со скольких дворов следовало брать по подводе (со 100, 50, 10 и т. д.). Но час­то бывало, что люди, назначенные для сбора подвод, набирали лошадей в ближайших к ямскому стану деревнях, не заглядывая в отдаленные.

Здесь особенно ярко сказывался принцип «иным тяжело, а иным легко». Крестьяне, проживавшие вблизи яма или вдоль почтовой дороги, лучше кого бы то ни было знали все недостатки русской почтовой службы. Их могли в ночь-полночь разбудить стуком пле­ти в оконный переплет и потребовать лошадь, часто и со всей сбруей. Гонца или сборщика подвод не интересовали крестьянские нужды. Их не волновало то, что эта лошадь у мужика последняя и завтра ему будет не на чем пахать землю. Государственные кре­стьяне страдали от подводной повинности больше, чем помещичьи или монастырские. У последних могли брать лошадей только гон­цы. Ямские сборщики с ними непосредственно никаких дел не имели, о порядке поставки подвод они договаривались с поме­щиками или их управляющими. Зато государственные крестьяне могли сравнительно легко покинуть свою деревню и переехать на другое место, подальше от тракта. Могли они перейти в ямское сословие и начать притеснять своих ближних.

Обычно раскладку общего количества подвод, положенного на уезд, производило само население. Выборные отправлялись в уездный город, где сборщики подвод объявляли, сколько транс­портных средств должно быть поставлено на тракт. Здесь же решалось по скольку лошадей и телег обязано выставить каждое село или деревня. По какому принципу производилась разверстка повинности — неизвестно. Но иногда в точности разрабатывался весь план выполнения повинности в указном порядке.

В 1632 г. Москва и жители окрестных деревень должны были выставить полторы тысячи подвод. Для этого по указу город и уезд расписали на 14 участков, в каждый из которых был назна­чен сборщик с подьячим. Каждый из сборщиков получил соответ­ствующую инструкцию, как ему обеспечить выполнение повин­ности. В Кремле, например, собирал подводы дворянин Внуков. По наказу ему вменялось взыскивать с 900 квадратных саженей по одной лошади с телегой и с возчиком. За лишнюю площадь он должен был брать деньги по 2 руб. за сажень. Ивану Засецкому, который собирал подводы в Деревянном городе, дали другой при­каз. Ему надлежало взять с черных сотен торговых людей и с кре­стьян монастырских слобод по подводе с 10 дворов. «А верстать им (возчиков) в подводех меж себя самих». Тут же выясняются некоторые подробности выполнения повинности. «У которых лю­дей дворы меньше указных 30 сажен длиннику, а поперечнику тож, а дробных 900 сажен. И им или двумя, или тремя, или пятми, и дополнивати малыми дворы и сводить дробные сажени (до нор­мы 900 сажен). А у которых людей дворы не велики, меньше указ­ных 30 сажен, а доведется с них взять лошадь с телегою и с чело­веком с двух или с трех или с четырех и больше, и с тех людей лошади с телегами и с людьми имати, розвытя посаженно, с 30 са­жен с длиннику и с 30 с поперечнику, кто с кем похочет дать ло­шадь с телегою и с человеком и чей двор с кем ближе» [61].

Какую заботу проявляли о людях! Соседи могли объединяться для выполнения повинности кто с кем захочет. Никто их не имел права притеснять. Писалось ведь в наказах: «посадским и уездным людем собираючи те подводы насильства не чинить, чтобы никому в подводах было не в тягость» [62]. Но не будем обольщаться раньше времени. Вспомним предписание собирать подводы без за­держания с угрозой получить их с ответственного лица в случае проволочек.

Конечно, всякий сборщик подвод боялся ответственности, и если перелистать архивные дела о подводной повинности, то там можно найти описания картин правежей, не менее яркие, чем при взима­нии ямских денег.

2 Полоняничные деньги — подать, предназначавшаяся на выкуп пленных у татар и турок. До 1680 г. ее собирал Посольский приказ, а затем Ямской.

goodcoins.narod.ru

Ямской налог это

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ — налог, взимавшийся в России в 16-18 вв. сначала только с крестьян и посадских людей (так называемое тяглое население), а с 20-х гг. 17 в. — со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, по которой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции (ямы) подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и поставку в военное время подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой ямских денег, сбором которых ведал ямской приказ. [c.492]

Ямские деньги — налог, взимавшийся в России в 16—18 вв. Ямские деньги первоначально взимались только с тяглового населения, т.е. с крестьян, городских и посадских людей, а с 20-х гг. 17 в. — со всего населения. Ямские деньги заменили натуральную ямскую повинность, в соответствии с которой тягловое насе- [c.222]

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ —налог, взимавшийся в России в XVI—XVIII вв. сначала только с крестьян и посадских людей (так наз. тяглое население), а с 20-х гг. XVII в. — со всего населения Я. д. заменили натуральную ямскую повинность, по к-рой тяглое население было обязано доставлять в почтовые станции — ямы — подводы с ямщиками для перевозки административных лиц, почты и государственных грузов. Кроме того, ямская повинность включала содержание в исправности дорог и поставку в военное время подвод для армии. Доставка определенного количества подвод могла заменяться уплатой Я. д., сбором к-рых ведал ямской приказ, на эти деньги он организовывал ямы. В связи с тем, что перевозки производились на большие расстояния, Я. д. ложились тяжелым бременем на население. [c.643]

Финансово-денежная и налоговая политика. Доходы финансовой системы складывались из налогов, пошлин и доходов от чеканки монеты. В поисках дополнительных доходов государство уже с начала XVII в. сразу после Смуты пыталось изменить налоговую систему. Взойдя на престол, Михаил Федорович вводит новые налоги — «ямские» деньги (на содержание почтовой связи — по 10 руб. на соху), «хлебные запасы ратным людям на содержание», еще раньше были введены оброк за отмену «наместничьего корма», «полоняничные» деньги и т.п. [c.65]

При Иоанне IV Грозном (1530—1584, великий князь всея Руси с 1533, первый русский царь с 1547) в 1555 г. устанавливается сбор чет-вертовых денег (денег из чети), представлявший собой подать, взимавшуюся с населения для содержания должностных лиц. Такое название получили в связи с тем, что их сбор осуществляли чети — центральные правительственные учреждения в русском государстве (XVI—XVII вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие [c.24]

Уплата выхода была прекращена Иваном III (1440—1505) в 1480 г., после чего вновь началось создание финансовой системы Руси. В качестве главного прямого налога Иван III ввел данные деньги с черносошных крестьян и посадских людей. Затем последовали новые налоги ямские, пищальные — для производства пушек, сборы на городовое и засечное дело, т.е. на строительство засек-укреплений на южных границах Московского государства. Иван Грозный ввел стрелецкую подать для создания регулярной армии и полоняничные деньги для выкупа ратных людей, захваченных в плен, и русских, угнанных в полон. [c.9]

ЧЕТИ (четверти) — центральные правительственные учреждения в Русском государстве (16-17 вв.), ведавшие сбором разного вида податей (оборонные, стрелецкие, ямские, полоняничные деньги, таможенные и кабацкие пошлины). К 17 в. функционировало шесть четей Владимирская, Галицкая, Костромская, Нижегородская, Устюгская и Новая. Упразднены в 1699 г. в связи с созданием Ратуши и образованием финансовых приказов. [c.487]

Смотреть страницы где упоминается термин Ямские деньги

Смотреть главы в:

Финансово кредитный словарь Том 2 (1964) — [ c.643 ]

economy-ru.info

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ

Большой филателистический словарь. — М.: Радио и связь . Н. И. Владинец, Л. И. Ильичев, И. Я. Левитас, П. Ф. Мазур, И. Н. Меркулов, И. А. Моросанов, Ю. К. Мякота, С. А. Панасян, Ю. М. Рудников, М. Б. Слуцкий, В. А. Якобс . 1988 .

Смотреть что такое «ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ» в других словарях:

ЯМСКИЕ ДЕНЬГИ — различные виды прямого гос. налога в России 13 нач. 18 вв., заменявшего нек рые формы натуральной ямской повинности и существовавшего иногда параллельно с нею. В 13 15 вв. в состав рус. платежей в Золотую Орду входил ям ( татарский ям ). В 15 в.… … Советская историческая энциклопедия

ДЕНЬГИ ЯМСКИЕ — оклад, налог в Русском государстве, появившийся на рубеже XV XVI вв. Предназначался для содержания ямов. Первоначально Д.я. не имели определённого размера и развёрстывались по особому расчёту на каждый год. Д.я. собирались с живущей четверти,… … Юридическая энциклопедия

Деньги ямские — один из окладных доходов Московского государства XVI и XVII вв., отделившийся от данных денег. Ям как общая повинность, от отбывания которой население могло освобождаться только жалованными грамотами, становится известным по актам со второй… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Деньги оброчные — второй отдел первой группы окладных доходов [Представляем для лучшего понимания терминов денег данных, ямских, полоняничных. оброчных и запросных, общую табличку доходов Московского государства XVI и XVII вв.].… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Тягло — Тягло система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV нач. XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и… … Википедия

Тяглые люди — Тягло система денежных и натуральных государственных повинностей крестьян и посадских людей в Русском государстве XV нач. XVIII в. Основная окладная единица тяглого населения называлась сохой. Помимо прямых налогов крестьяне и посадские люди… … Википедия

Ямская повинность — Ямская повинность государственная повинность тяглового сельского и городского населения на Руси и в Царстве Русском в X начале XVIII веков для организации перевозок лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а… … Википедия

Михаил Федорович Романов — Михаил Федорович царь и великий государь всея Руси, основатель династии Романовых , сын боярина Федора Никитича Романова и Ксении Ивановны , урожденной Шестовой. Родился в июне 1596 г.; с 1601 г., после насильственного пострижения родителей, жил… … Биографический словарь

ЯМСКАЯ ПОВИННОСТЬ — гос. повинность тяглого сел. и гор. населения России 10 17 вв. по обеспечению перевозок администрации, послов, гос. грузов. Я. п. известна в ден. (см. Ямские деньги) и натуральной форме. Последняя (под назв. повоз ) упоминается в летописях с кон … Советская историческая энциклопедия

Ямская повинность — государственная повинность тяглого сельского и городского населения России в 10 начале 18 вв. по перевозкам лиц, состоявших на государственной службе, государственных грузов, а также дипломатов. С 10 в. называется повоз, в 13 15 вв. т. н … Большая советская энциклопедия

dic.academic.ru

Еще по теме:

  • Какие налоги у ип с сотрудниками Какие налоги у ип с сотрудниками Уведомление о переходе на УСН необходимо предоставить в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации ИП. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 30 […]
  • Адрес мирового суда по пскову Адрес мирового суда по пскову Псковский городской суд Псковской области Проводится ежедневно (кроме выходных и праздничных дней) помощниками судей в кабинете 10 (1 этаж) в течение всего рабочего дня 180014, д. 79, ул. Николая […]
  • Субсидии по программе переселения Жилье по программе переселения из районов Крайнего Севера Государство установило размер и условия предоставления жилищных субсидий гражданам, выезжающим из районов Крайнего Севера и гражданам, выехавшим из данных районов не ранее 1 января 1992 […]
  • Приказ мо рф 335 дсп от 2014 Курилка (просто трёп) » Приказ министра обороны от 23 мая 2014 №335 дсп Интересно планирует ли "Болид" включение в перечень ТСО и комплексов ТСО, принятых на снабжение в ВС РФ для оснащения объектов I, II и III категорий? 2 года 4 месяца […]
  • Приказ 400 в мае Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. N 400 "Об утверждении Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. […]
  • Пособие семьям воспитывающим детей рб 2018 С 1 мая увеличены размеры государственных пособий семьям, воспитывающим детей В связи с изменением с 1 мая 2018 г. размеров бюджета прожиточного минимума, утвержденных постановлением Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь от 24 […]