Тема VI. Законы Хаммурапи как исторический источник по истории Древневавилонского царства

1. Общая характеристика Законов Хаммурапи как историче­ского источника.

2. Экономическое развитие Древнего Вавилона:

а) земледелие, садоводство, скотоводство;

3. Формы земельной собственности и землевладения.

4. Социальный состав населения:

а) сословное деление;

б) особенности рабства.

5. Царская власть.

6. Семейные отношения.

Предлагаемая тема наилучшим образом подводит итог семи­нарским занятиям по курсу истории Древнего Востока. С одной сто­роны, она показывает месопотамское общество на этапе существо­вания зрелой государственной структуры, когда все ранние формы, изучаемые в предыдущих темах, теперь развернулись в своей пол­ноте, а тенденции, до того скрытые в предыдущих этапах, обнару­жили себя вполне зримо. Шумерская цивилизация ушла в небытие, а её достижения восприняла цивилизация вавилонская, дальнейшее развитие которой даст столь многое всему миру. Кроме того, мож­но без труда обнаружить в этой теме и другие следы сюжетов из предыдущих тем: становление частной собственности (теперь без­условно произошедшее), роль государства в регулировании эконо­мики и в социальной политике (теперь очевидно неоднозначная), проблема стабильности и реформ (теперь вполне осознанная).

Бесспорно, всё многообразие возможностей при работе по данной теме реализуемо именно потому, что в распоряжении ис­следователей есть уникальный источник — так называемые «Зако­ны Хаммурапи». В центре семинарского занятия по Законам Хам-

(ЗХ) лежит текст самого источника, основная литература -^которая даёт комментарии и пояснения к этому тексту, и имен­но источник должен здесь служить основой для нахождения отве­тов на поставленные вопросы, все же прочие сведения — рассмат­риваться как вторичные по отношению к нему.

Поэтому первым вопросом, который должен быть рассмот­рен с особой тщательностью — будет вопрос о ЗХ как историческом источнике. Конечно, нельзя сводить ответ на этот вопрос к просто­му перечислению вопросов, которым посвящены отдельные статьи кодекса. Центральная проблема здесь — степень репрезентативно­сти (представительности) источника, определение степени того, насколько он может служить нам в качестве достаточного кладезя информации по социальной истории Старовавилонского царства. Студент должен серьёзно отнестись к вопросу о том, насколько кор­ректно называть ЗХ именно «законами», обратить внимание на то, что в историографии существуют другие точки зрения, тщательно рассмотреть их, сообразуясь с текстом источника. Прежде всего нуж­но обратить внимание на пролог и эпилог ЗХ, то, каким образом Хаммурапи объясняет создание текста, какие цели он ставит перед собой и какое будущее пророчит своей стеле. Немаловажно при­влечь в качестве дополнительных вспомогательных средств также информацию, характеризующую источник с материальной стороны дела: когда был найден первый текст, где он был записан, на каком языке, имеются ли другие копии и к какому времени они относят­ся. Важно также уяснить некоторые изначальные характеристики источника: например, то, о чём он в принципе не может нам рас­сказать.

Р Безусловно, наибольшие возможности ЗХ представляют для подробной характеристики экономики Старовавилонского царства. Ддя лучшей подготовки к работе по этому вопросу студенту реко­мендуется составить предварительно индексы статей по каждому из разделов (отдельно по земледелию, садоводству, ремеслу и т.д.) и прочитать в литературе соответствующие каждому из разделов комментарии. Это позволит при работе на семинаре давать под­робный разбор наиболее важных статей и суметь отнести их к бо­лее широкому контексту развития вавилонской экономики. Следу-*гь также, что характеристика экономического развития

Вавилонии по ЗХ практически неотрывно связана с характеристи­кой социальных отношений в отдельных сферах экономики, и по­тому их не следует изолировать. Например, при рассмотрении зем­леделия важно не избегать следующих вопросов: каково было по­ложение арендаторов, насколько был многочислен их слой и како­вы были источники его формирования; что из себя представляла община изучаемого периода, какова была её роль и функции, чем она отличалась от общины, скажем, шумерского времени; почему Хаммурапи пытался регулировать оплату ремесленников, насколь­ко реальными были эти усилия; какова была роль в вавилонской экономики тамкаров, в чём была двойственность их положения и т.д. Кроме того, необходимо заранее искать ответы на следующие вопросы: каково было состояние почв во время создания ЗХ, изме­нилось ли использование сельскохозяйственных угодий с шумер­ских времён, какую роль в экономике играл свободный рынок, в чём отличия внешней и внутренней торговли, насколько был раз­вит оборот серебра в изучаемый период?

Говоря о формах земельной собственности и землевладения,
нелишне вспомнить тему II, специфику отношений по поводу соб­
ственности на Востоке, и убедиться, насколько сложными в дейст­
вительности предстают перед нами эти отношения. Безусловно,
лучшей исходной точкой для рассмотрения земельных отношений
в изучаемый период является анализ государственного (царского)
землевладения, и определение того, как остальные формы земель­
ной собственности относились к царской. Анализ в совокупности
социальной роли вавилонской высшей власти, её возможностей в
распоряжении землёй и торговлей, и приводит нас к сбалансиро­
ванной оценке роли царской власти. щ

При анализе социального состава населения необходимо об­ратить внимание на следующие вопросы: каким образом сословное деление соотносилось с уровнем доходов и реальными возможно­стями преуспеяния в старовавилонском обществе; каковы были права и обязанности отдельных сословий, и почему в ЗХ указаны только избранные позиции, а ряд вопросов обойдён стороной. От­дельный интересный аспект — рабство — нуждается в прояснении следующих моментов: каковы были формы рабского состояния; каковы были пути пополнения рабского сословия; насколько ши-

оокие возможности для перехода в рабское сословие предоставля­ло долговое рабство (отдельно стоит рассмотреть, каковы были це­ли государства в этом вопросе); какова была роль рабов в экономи­ке Древнего Вавилона.

Точно так же при рассмотрении семейных отношений нужно не ограничиваться малозначащими характеристиками старовави­лонской семьи как патриархальной, а рассмотреть реальные воз­можности и права сторон, как их представляют ЗХ. В целях лучше­го понимания семейных отношений в Вавилонии следует сравнить их с отношения в Ассирии, отображенными в Среднеассирийских Законах (САЗ).

1. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1980.

2. Хрестоматия по истории древнего Востока. М., 1963.

3. История древнего Востока. Тексты и документы / под ред.

B.R Кузищина. М, 2002. С. 167-191.

4. Законы Вавилонии, Ассирии и Хеттского царства // ВДИ.
1952. №3.

Х.Вебер М. Аграрная история древнего мира. М., 2001. С. 147-171.

2. Дьяконов ИМ, Магазинер Л.М. Старовавилонские законы (комментарий) // ВДИ. 1952. № з.

З.Дьяконов ИМ Люди города Ура. М., 1990. С. 97-125, 155-224.

4. Дьяконов ИМ. Проблемы экономики. О структуре обще­ства Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ. 1967. № 4; ВДИ. 1986. №4.

5. Жидков О.А. История государства и права Древнего Вос­тока. М., 1963.

ы 1п!В 0рия д Р евнего Востока: материалы по историографии. _№_!» 1991. С. 51-101.

7. История древнего Востока. Часть I. Месопотамия. М., 1983. С.361-384.

8. Никольский НМ. Рабство в древнем Двуречье // ВДИ. 1941. №1.

9. Якобсон В.А. Правовое и имущественное положение вои-на-редума времени I вавилонской династии // ВДИ. 1963. 2. С. 129-141.

Ю.Якобсон В.А. Возникновение писаного права в древней Месопотамии // ВДИ. 1981. № 4.

Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав. Студалл.Орг (0.006 сек.)

studall.org

Якобсон законы хаммурапи как источник по истории древней месопотамии

Якобсон В.А. Законы Хаммурапи как источник по истории Древней Месопотамии / Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора исторических наук. Ленинград, 1988. 41 с.

Задача данной работы и ее актуальность определяются следующими обстоятельствами:

1. Текст, который в науке принято обозначать как «Законы Хаммурапи», является одним из важнейших источников до политической, социально-экономической и культурной истории Старовавилонского периода и всей истории древнего Востока.

Этот текст, уникальный по своему объему и, что тоже немаловажно, по степени сохранности, содержит сведения об идеологии государства и царской власти, об общественной, об экономической и хозяйственной структуре, о социальных и экономических отношениях в обществе, о характере собственности, о семейных отношениях, о представлениях о справедливости, о судебном процессе и системе наказаний и, наконец, о решении конкретных юридических казусов. В неявной форме в нем содержатся также представления о способах систематизации и изложения нормативных установлений.

2. Для обнаружения и правильного понимания всех этих сведений решающее значение имеет правильное определение характера данного источника. Название «Законы Хаммурапи» было дано нашему тексту еще его первым издателем В. Шейлем и стало традиционным. Однако многие ассириологи оспаривали и оспаривают правомочность этого названия. В оригиналах все клинописные тексты назывались по их первой строке, что, разумеется, ничего не говорит нам о характере текста. В современной ассириологии существуют по меньшей мере четыре существенно различные оценки текста, являющегося предметом нашей работы: «Законы Хаммурапи» – это а) кодекс законов, т.е. систематизированных сборник действующего права (или, по меньшей мере, он был задуман в качестве такового); б) Рыхлый, неполный и бессистемный сборник правовых норм, не имевших общеобязательного значения; в) Юридический трактат, вообще не имевший правовой силы; г) Самовосхваление царя, не имевшее ни силы закона, ни даже значения прецедента. До тех пор, пока в этот вопрос не будет внесена необходимая ясность, любые попытки использовать текст «Законов Хаммурапи» в качестве исторического источника будут лишены надежной основы.

3. Таким образом, цель нашего исследования состоит в том, чтобы определить сущность текста «Законов Хаммурапи», его собственную роль в жизни общества Старовавилонского периода и его роль как исторического источника для современного исследователя. Этим же определяется и актуальность предлагаемой работы.

www.orientalstudies.ru

По законам Хаммурапи;

Детское государство 2001 года

Детей в школу Щетинина везут с разных концов России и СНГ. От некоторых родители просто избавляются, ибо не справляются с их воспитанием. И дети обретают здесь и дом родной, и радость жизни. Но бывают и такие случаи. Приехала в школу Щетинина режиссер Наталья Бондарчук. Кстати, она уже сняла пять фильмов о жизни в школе. Привезла с собой двенадцатилетнюю дочь. Пока мама была занята съемками, девочка сдружилась с лицеистами, она поняла, что вернуться в свою обычную школу — то же самое, что и. в общем, не будем договаривать. Девочка наотрез отказалась вернуться домой: она занимается разными науками, сдает зачеты и экзамены, то есть готовится стать студенткой. В те же самые дни Михаил Петрович получил письмо от мальчика. «Дядя Миша, — писал тот, — я в пятом классе, в школе меня не любят, родители бросили. Живу у бабушки и дедушки. Дедушка пьет и избивает меня, бабушка выгоняет из дома. Бери меня к себе. Я буду учиться и слушаться, люблю гулять целый день». Но письмо было без всякого обратного адреса. «Я разыщу его, — сказал мне Михаил Петрович, — надо спасти мальчика».

Желающих открыть такие же школы в разных областях России много. Приезжают делегации с письмами президентов республик, губернаторов. Просят открыть филиалы или послать своих последователей-учеников, чтобы те возглавили создание таких образовательных комплексов. Но Михаил Петрович проявляет осторожность: он пережил так много, что отдавать своих людей и свои идеи на растерзание не желает. Президенты и губернаторы приходят и уходят, и доброжелательность одного может смениться враждебностью другого. Поэтому нужны не простые обещания, а гарантии в виде правительственных решений, выделение зданий и земельных участков, узаконенных прав свободной деятельности. И главное — не дергать, не оскорблять непониманием. Щетинин говорит: «Примите меня как художника, который работает в своей мастерской, и никто не нарушает его творческого вдохновения. В 2001 году я сам открою мастерскую, и пусть придут все, кто хочет созерцать мое изваяние, оценить его. Неужели это невозможно?» Может, тогда и появится где-то на карте мира истинное детское государство.

Шалва АМОНАШВИЛИ «Первое сентября» 31 июля 1999

План:

1. Характеристика основного источника.

2. Объединение Двуречья под властью Вавилона.

3. Экономика Вавилона:
а) сельское хозяйство;
б) ремесло;

в) торговля и ростовщичество.

4. Общественный строй Вавилона:

а) земельные отношения;

б) община и её роль в древневавилонском обществе;

в) сословия и прослойки свободного населения;

д) семейные отношения.

Источники и литература:

1. Практикум по истории древнего мира /Под ред. Н. С. Свенцицкой. М., 1981. Вып.1. С. 8-14.

2. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А.Коростовцева. М., 1980. Ч. 1. С. 151-185.

3. Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ, 1968, №№ 5, 4.

4. Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. / Под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории, 1952, № 3. С. 199-303.

5. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М, 1983. С. 361-391.

6. История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Сост. А. А. Вигасин и др. М., 1991. Раздел П. Социальная структура старовавилонского общества.

7. Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.

8. Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М, 1990.

9. Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

10. Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Мн., 1959.

11. Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний восток. Сб. статей в честь акад. М. А. Коростовцева. М., 1975.

12. Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1981. № 4.

13. Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

14. Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии. // ВДИ, 1981, № 4.

15. Якобсон В. А. Правовое и имущественное положение воина-редума времени 1 вавилонской династии. // ВДИ, 1963, № 2.

16. Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи. // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Методические рекомендации:

Характеризуя важнейший источник по истории старовавилонского общества и государства в XVIII в. до н.э. — законы Хаммурапи следует уяснить цель создания кодекса, его сущность, разобраться в особенностях религиозно-политической фразеологии введения и заключения судебника. Затем необходимо проанализировать предпосылки и причины возвышения Вавилона, осветить ход борьбы Хаммурапи за гегемонию в Двуречье и его деятельность в качестве главы государства. Знакомясь с экономикой обратить внимание на развитие сельского хозяйства и его основных отраслей, ремесленного производства, ростовщичества, определить формы торговли, её характер и роль в хозяйственной жизни древневавилонского общества.

Не менее важно разобраться в специфике аграрных отношений, формах земельной собственности и землепользования, их соотношении; выяснить тип общины, ее функции, права и обязанности членов общины, причины устойчивости общинной организации, отношение к ней государства. Разбираясь с сословным делением населения необходимо познакомится с наиболее распространенными в науке точками зрения на проблему происхождения авелум и мушкенум, их социальным и имущественным положением, занятиями и пр. Характеризуя рабство следует определить источники и категории рабов, сферы применения их труда, положение, сделать вывод об уровне развития рабовладельческих отношений в Старовавилонском царстве. При изучении семейных отношений уделить внимание форме семьи, имущественным правам её главы, статусу рядовых членов, правам наследования и т.д.

ТЕМА 2. Египетская держава в эпоху Нового царства

План:

1. Характеристика источников.

2. Завоевания фараонов XVIII династии. Организация управления и эксплуатации
завоеванных территорий.

3. Социально-экономическое развитие Египта в период Нового царства.

4. Религиозно-политическая реформа Аменхотепа IV (Эхнатона).

5. Египет при правлении XIX и XX династий. Упадок Нового царства.

Источники и литература:

1. Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М. А. Коростовцева и др. 4.1. М., 1980. С. 58-115.

2. Авдиев В. П. Военная история Древнего Египта. М., 1962.

3. Алфеева В. А. Самый странный из фараонов // Вопросы истории, 1968, № 9.

4. Жак К. Египет великих фараонов. История и легенда. М., 1992.

5. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 2. Передняя Азия. Египет. М., 1988.

6. История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Под ред. В. И. Кузищина, А. А. Вигасина. М., 1991. Раздел 1. Рабство в Египте Нового царства.

7. Картер Г. Гробница Тутанхамона. М., 1959.

8. Кацнельсон И. О. Тутанхамон и сокровища его гробницы. М., 1979.

9. Кацнельсон И. С. Характер войн и рабовладение в Египте при фараонах-завоевателях XVIII-XX династий. // ВДИ, 1951, № 3.

10. Керам К. Боги, гробницы, ученые. Роман археологии. М, 1960.

11. Коростовцев М. А. Религия Древнего Египта. М, 1976.

12. Лурье И. М. Очерки древнеегипетского права ХУ1-Х вв. до н.э. Л., 1960.

13. Матье М. Э. Во времена Нефертити. М.; Л., 1963.

14. Мертц Б. Красная земля, черная земля. Древний Египет: легенды и факты. М., 2001.

15. Монте П. Египет Рамсесов / Пер. с фр. Ф.Л. Мендельсона. Смоленск, 2000; или 2002.

16. Перепелкин Ю. А. Египетское общество во времена Нового царства // История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ. Ч.И. М., 1988.

17. Перепелкин Ю. А. Переворот Аменхотепа IV. Ч. 1. М., 1967; Ч. 2. М., 1984.

18. Перепелкин Ю. А. Тайна золотого гроба. М., 1968.

19. Перепелкин Ю. Я. История древнего Египта. СП., 2000.

20. Пракопчык Н. Хатэпсут — валадарка Егшта // Алеся. 2001. № 4. С. 42.

21. Солкин В. В. Египет: вселенная фараонов. М., 2001.

22. Стучевский И. А. Зависимое население Древнего Египта. М., 1966.

23. Стучевский И. А. Земледельцы государственного хозяйства древнего Египта эпохи
Рамсессидов. М., 1982.

24. Стучевский И. А. Колониальная политика Египта в эпоху XVIII династии. М., 1967.

25. Стучевский И. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984.

26. Стучевский И. А. Храмовая форма царского хозяйства Древнего Египта М., 1962.

27. Стучевский К. А. Рамсес II и Херихор. М., 1984.

28. Шмелев И. П. Феномен Древнего Египта. М., 1993.

studopedia.su

ДРЕВНИЕ ГОСУДАРСТВА МЕСОПОТАМИИ

Источники права

Древние греки называли Месопотамией (Междуречье, или Двуречье) земли, расположенные между реками Тигр и Евфрат. В долине двух рек в IV тыс. до н.э. возник еще один очаг древних цивилизаций — культура столь же великая, как и в долине Нила. В отличие от Египта, где на протяжении трех тысячелетий обитал один и тот же народ и сложилось одно государство, в Месопотамии сменяли друг друга различные государственные образования — Шумер, Аккад, Вавилон, Ассирия, Иран. Здесь ассимилировали разные народы: воевали, торговали, возвышались, низвергались; строили и разрушали храмы и города. История и культура Двуречья более динамична по сравнению с консервативной и стабильной культурой Египта.

Независимых городов-государств на территории Месопотамии в IV-III тыс. насчитывалось около двух десятков. Наиболее значимыми из них были: Ур, Урук, Киш, Умма, Лагаш, Ниппур, Аккад, а самым молодым Вавилон, культурное и политическое значение которого воз-росло во II тыс. до н.э. Поскольку культурный фундамент Месопота-мии был заложен Шумерами, и большинство городов было основано ими, то древнейший период принято называть шумерским. В XXIV — XX в.в. усиливается мощь и влияние Аккада, народ которого очень многое воспринял у шумеров и с этого периода можно говорить о шумерскоаккадском царстве. Самые древние государства Месопотамии — Шумер, Аккад, Вавилон и Ассирия Оппенхейм Н. Древняя Месопотамия. Портрет погибшей цивилизации. М.: 1980..

В государствах Древней Месопотамии основным источником права очень рано стал писаный законодательный акт, принятый по воле правителя того или иного царства. Появление царских узаконении было обусловлено здесь особыми условиями становления и развития многочисленных государств; возникавших в ходе войн, переворотов, завоеваний, когда складывались непрочные территориально-политические объединения, падала или укреплялась власть того или иного правителя — гегемона, устанавливалось верховенство того или иного этноса. Царское законодательство стимулировалось и относительно ранним развитием товарно-денежных отношений, внутренней и внешней торговли. Вавилон был одним из главных центров международной торговли в древнем мире.

Первые царские надписи не были законами или реформами в собственном смысле слова. Они содержали сведения о действительных или мнимых победах месопотамских царей, их благодеяниях жителям своей страны, городам, храмам, богам. Непременным атрибутом этих апологетических надписей становится утверждение о восстановлении справедливости, о защите царем обездоленных: бедных, сирот, вдов и т.д. К числу таких исторических документов и принадлежат так называемые «реформы» Уруингины, правителя царства Лагаша, относящиеся к 2400 году до н.э. В них говорилось о проведенных им реформах, об освобождении бедняков от долгов, побоев, произвольных поборов, о защите храмового имущества, на которое посягали прежние правители.

Основная цель Уруингины — оставить память о себе грядущим поколениям как о радетеле «старых порядков», «старых обычаев», в чем сказалось влияние общинной идеологии. Не будучи изложением действующих законов, первые надписи, между тем, заложили основу письменной традиции составления и обнародования законодательных повелений правителя, законов в собственном смысле слова Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории, 1981, №4..

Такими действующими законодательными актами и были дошедшие до нас, правда не в полном объеме, древнейшие Законы царя Ур-Намму, основателя династии Ура (конец III тысячелетия до н.э.), Законы Липид-Иштара, правителя царства Исины, Законы царя Билаламы царства Эшнунны (начало II тысячелетия до н.э.), Среднеассирийские законы (середина II тысячелетия до н.э.) и самый значительный правовой документ Месопотамии — Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.), древневавилонского правителя крупнейшего государства Двуречья Законы Хаммурапи были найдены в 1901-1902 гг. французской археологической экспедицией при раскопках в Сузах (столице древнего Элама). На черном базальтовом столбе, видимо захваченном эламитами в качестве трофея, было высечено изображение Хаммурапи, стоящего в молитвенной позе перед богом Солнца вавилонян — Шамашем, который вручает ему Законы и законодательные положения на аккадском языке..

Законы царя Хаммурапи (1792-1750 гг. до н.э.) представляют самый значительный правовой документ Древней Месопотамии. Он был обнаружен французскими археологами в 1901 году при раскопках эламского города Сузы.

Черный базальтовый столб, на котором высечены законы, сохранил изображение самого Хаммурапи. Завитая борода, тяжелые веки, густые брови, под ними глубокая тень. Лицо усталое… В молитвенной позе Хаммурапи вручает свои законы Шамаш — бог Солнца и Правосудия. Законник отражает многовековой итог юридической мысли и практики, в нем заметно влияние древних законов Шумера и Аккада. Состоит он из трех частей: введения, перечня статей и заключения. Следуя традиции, Хаммурапи провозглашает себя поборником Справедливости, Истины, Милосердия. В ту эпоху эти термины, вероятно, обозначали законность и правопорядок.

Данный судебник носил казуистический характер, так как преимущественно представлял источник, перечисляющий различные прецеденты Якобсон В.А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории, 1981, №4.

Значительная часть правовых норм Законника Хаммурапи была посвящена регулированию общественных отношений, связанных с царско-храмовым хозяйством.

Законы Хаммурапи построены на основе преамбулы и изложении действующих правовых положений — построены и другие законы. Главная цель пышных прологов, гласящих о справедливости, великих заслугах правителя, заключалась в том, чтобы обосновать угодность, обязательность царских постановлений и тем самым законность самой царской власти.

Для источников права Месопотамии, в том числе и для Законника Хаммурапи (ЗХ), характерна примитивная правовая техника, казуистичность норм права, их формализм, символический характер. В них нельзя найти ни четкого понятия преступления, которое не всегда можно отделить от частного правонарушения, ни абстрактно сформулированной нормы, касающейся убийства, кражи и пр.

Символична была ответственность за ряд преступлений, например отрезание груди у кормилицы, подменившей ребенка (ЗХ, 194) Законы вавилонского царя Хаммурапи /Хрестоматия по истории Древнего мира. Ч. I, М., 1980.. Формальный и символический характер имела также клятва.

Нет в источниках права и обоснованной системы изложения норм: нормы уголовного права чередуются с нормами процессуальными, регулирующими имущественные отношения и пр. Однако внутренняя логика изложения правового материала присутствует и здесь. В ЗХ, например, нормы права группируются по предметам правового регулирования, а переход от одной группы к другой осуществляется путем ассоциаций.

studbooks.net

Тема 1. Экономика и общественные отношения в Древнем Вавилоне по законам Хаммурапи План:

Характеристика основного источника.

Объединение Двуречья под властью Вавилона.

Экономика Вавилона: а) сельское хозяйство; б) ремесло;

в) торговля и ростовщичество.

4. Общественный строй Вавилона:

а) земельные отношения;

б) община и её роль в древневавилонском обществе;

в) сословия и прослойки свободного населения;

д) семейные отношения.

Источники и литература:

Практикум по истории древнего мира /Под ред. Н. С. Свенцицкой. М., 1981. Вып.1. С. 8-14.

Хрестоматия по истории Древнего Востока. / Под ред. М.А.Коростовцева. М., 1980. Ч. 1. С. 151-185.

Дьяконов И.М. Проблемы экономики. О структуре общества Ближнего Востока до сер. II тыс. до н.э. // ВДИ, 1968, №№ 5, 4.

Законы Вавилонии, Ассирии, Хеттского царства. / Под. ред. И. М. Дьяконова // Вестник древней истории, 1952, № 3. С. 199-303.

История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Ч. 1. Месопотамия. М, 1983. С. 361-391.

История Древнего Востока. Материалы по историографии. / Сост. А. А. Вигасин и др. М., 1991. Раздел П. Социальная структура старовавилонского общества.

Кленгель-Брандт Э. Древний Вавилон. Смоленск, 2001.

Ламберт-Карловски К., Саблов Дж. Древние цивилизации. Ближний Восток и Мезоамерика. М, 1990.

Ллойд С. Археология Месопотамии. М., 1984.

Никольский Н. М. Культура древней Вавилонии. Мн., 1959.

Редер Д. Г. К вопросу о юридическом положении рабов по законам Хаммурапи // Древний восток. Сб. статей в честь акад. М. А. Коростовцева. М., 1975.

Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии // Вестник древней истории. 1981. № 4.

Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Якобсон В. А. Возникновение писаного права в Древней Месопотамии. // ВДИ, 1981, № 4.

Якобсон В. А. Правовое и имущественное положение воина-редума времени 1 вавилонской династии. // ВДИ, 1963, № 2.

Якобсон В. А. Регулирование международной торговли по законам Хаммурапи. // Древний Восток и мировая культура. М., 1985.

Методические рекомендации:

Характеризуя важнейший источник по истории старовавилонского общества и государства в XVIII в. до н.э. — законы Хаммурапи следует уяснить цель создания кодекса, его сущность, разобраться в особенностях религиозно-политической фразеологии введения и заключения судебника. Затем необходимо проанализировать предпосылки и причины возвышения Вавилона, осветить ход борьбы Хаммурапи за гегемонию в Двуречье и его деятельность в качестве главы государства. Знакомясь с экономикой обратить внимание на развитие сельского хозяйства и его основных отраслей, ремесленного производства, ростовщичества, определить формы торговли, её характер и роль в хозяйственной жизни древневавилонского общества.

Не менее важно разобраться в специфике аграрных отношений, формах земельной собственности и землепользования, их соотношении; выяснить тип общины, ее функции, права и обязанности членов общины, причины устойчивости общинной организации, отношение к ней государства. Разбираясь с сословным делением населения необходимо познакомится с наиболее распространенными в науке точками зрения на проблему происхождения авелум и мушкенум, их социальным и имущественным положением, занятиями и пр. Характеризуя рабство следует определить источники и категории рабов, сферы применения их труда, положение, сделать вывод об уровне развития рабовладельческих отношений в Старовавилонском царстве. При изучении семейных отношений уделить внимание форме семьи, имущественным правам её главы, статусу рядовых членов, правам наследования и т.д.

studfiles.net

Еще по теме:

  • Нотариусы каменска-шахтинского Нотариусы Каменск-Шахтинский Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Воронин Александр Павлович Телефон: +7 (86365) 5-26-74 Адрес: […]
  • Понятие и страховые случаи Страховые риски и страховые случаи как правовые понятия Автор: Л.А. Галаева Страховые риски и страховые случаи как правовые понятия В страховании граждан независимо от того, является оно добровольным или обязательным нельзя обойтись без таких […]
  • Правила оценивания диктанта Правила оценивания диктанта http://gramma.ru/ Методцентр Олимпиады и конкурсы популярное Warning: Creating default object from empty value in /home/p/platiraru/public_html/modules/mod_mostread/helper.php on line 79 Warning: Creating […]
  • Адвокаты чр Адвокаты чр Понедельник: 9:00 - 18:00 Вторник: 9:00 - 18:00 Среда: 9:00 - 18:00 Четверг: 9:00 - 18:00 Пятница: 9:00 - 16:45 Телефон: 8(8712) 22-26-63 8(928) 890-99-71 Адрес: г. Грозный пр. А-Х. Кадырова 3/25 Бизнес Центр "Грозный сити" 16-й […]
  • Списание штрафов и пеней по налогам Учет штрафов и пеней в бухгалтерском и налоговом учете «Не ошибается лишь тот, кто ничего не делает». Это крылатое выражение знакомо многим. К сожалению, ведение хозяйственной деятельности в современных условиях зачастую не обходится без нарушений […]
  • Изготовление моделей судов Кружок судомоделирования В помощь тем, кто решил заняться постройкой моделей судов, интересуется историей становления и развития кораблестроения Устройство и модели судов 15 проектов малых судов для прогулок и туризма. Любое из них, если вы […]