Изменённый закон о сми

ст. 45 Закона о СМИ

Университет профсоюзов vs «Хронограф» / 24 октября 2011

Судом установлено, что, руководствуясь ч.1 ст. 46 Закона о СМИ, первый проректор СПбГУП, действуя от имени истца, дважды направлял ответчику требование об опубликовании ответа: 18 декабря 2009 года, 11 февраля 2010 года.

Норма части 2 ст. 46 Закона о СМИ устанавливает, что в отношении ответа и отказа в таковом применяются правила статей 43 — 45 настоящего Закона.

Таким образом, к опубликованию ответа в отношении указанных выше сведений, распространенных ответчиком об истце, применяется норма подп. 1 ч. 4 статьи 44 Закона о СМИ, которая устанавливает, что ответ должен быть опубликован в средствах массовой информации, выходящих в свет не реже одного раза в неделю, в течение десяти дней со дня получения соответствующего требования о публикации или его текста.

Согласно ст. 44 Закона о СМИ в течение месяца со дня получения требования об опровержении либо его текста редакция обязана в письменной форме уведомить заинтересованных гражданина или организацию о предполагаемом сроке распространения опровержения либо об отказе в его распространении с указанием оснований отказа.

Как видно из представленных документов, последнее по дате требование об опубликовании ответа, содержащее его измененный текст, было получено ответчиком. Ответчик в письменном отказе в опубликовании ответа сослался на то, что автором выражено субъективное мнение по поводу возможного закрытия Самарского филиала СПбГУП, в письме истца не приводится каких-либо доказательств того, что опубликованное оценочное суждение автора каким-либо образом ущемляет права и законные интересы СПбГУП.

Согласно ч.1 ст. 45 Закона о СМИ в опровержении должно быть отказано, если данное требование либо представленный текст опровержения:

1) является злоупотреблением свободой массовой информации в смысле части первой статьи 4 настоящего Закона;

2) противоречит вступившему в законную силу решению суда;

3) является анонимным.

В опровержении может быть отказано:

1) если опровергаются сведения, которые уже опровергнуты в данном средстве массовой информации;

2) если требование об опровержении либо представленный текст его поступили в редакцию по истечении одного года со дня распространения опровергаемых сведений в данном средстве массовой информации.

Приведенный перечень является исчерпывающим и иных оснований для отказа в опубликовании ответа (опровержения) не содержит.

Наличие приведенных оснований для отказа в опубликовании ответа СПбГУП, направленного в редакцию, ответчиком не доказано.

Ответчик в отзыве заявил ходатайство о применении исковой давности, указав на пропуск истцом годичного срока, предусмотренного п.2 ч.2 ст. 45 Закона о СМИ, для обжалования в суде отказа в опубликовании ответа.

Суд не может согласиться с данным утверждением ответчика, поскольку в соответствии с ч.2 ст. 45 Закона о СМИ отказ в опровержении либо нарушение установленного настоящим Законом порядка опровержения могут быть в течение года со дня распространения опровергаемых сведений обжалованы в суд в соответствии с гражданским и гражданско-процессуальным законодательством Российской Федерации.

www.npolyakov.ru

Закон о средствах массовой информации в Российской Федерации

Важнейшим преимуществом СМИ, масс-медиа, блогеров, журналистов и в целом информационного сообщества, является право на свободу массовой информации. С учетом масштаба и силы влияния СМИ на формирование как общественного мнения, социальной и экономической атмосферы, так и геополитической обстановки, — эта сфера нуждается в грамотном и строгом регулировании, тем не менее, без применения цензуры, ведь её, по крайней мере формально, запрещает Закон РФ N 2124-1, положения которого мы рассмотрим в настоящей статье.

Общие положения закона

Закон РФ N 2124-1 «О средствах массовой информации» был принят 27 декабря 1991 года. Данный нормативно-правовой акт регулирует отношения между:

  • СМИ и обществом, гражданами РФ государством, учредителем, издателем;
  • Редакцией и авторами, источниками информации, «действующими лицами» публикаций и др.

Закон о СМИ структурно представлен семью главами, включающими 62 статьи. Рассмотрим краткое содержание закона, обозначив тезисы:

Глава 1. Общие положения: Свобода средств массовой информации, основные понятия в сфере СМИ, недопустимость таких явлений как цензура и злоупотребление свободой, порядок применения закона, государственная информационная система.

Читайте также: ФЗ 143 в последней редакции. Ссылка здесь:

Глава 2. Организация деятельности: учредитель, заявление о регистрации и порядок ее проведения, внесение изменений в запись о регистрации, уведомление, освобождение от регистрации, отказ, госпошлина, приостановление деятельности СМИ за нарушение законодательства о выборах, возникновение прав и обязанностей, статусы учредителя и редакции, уведомление государства о зарубежном финансировании, устав, статус издателя, договоры, информ-агентства.

Ознакомьтесь с основными положениями Федерального закона о референдуме в РФ тут:

Глава 2.1. Исследование объема зрительской аудитории: основные принципы исследования, уполномоченные организации.

ФЗ о конституционном суде в Российской Федерации смотрите здесь:

Глава 3. Распространение массовой информации: порядок распространения, выход в эфир, лицензия на теле- и радиовещание, срок действия, переоформление и продление, требования к заявлению о предоставлении лицензии, отказ в предоставлении или переоформлении, лицензионный контроль, порядок приостановления, возобновления, прекращения и аннулирования, реестр СМИ, сведения об операторах связи, осуществляющих трансляцию, обязательные общедоступные теле- и радиоканалы, искусственные помехи, хранение материалов, обязательные сообщения, распространение рекламы, эротические издания.

Глава 4. Отношения СМИ с гражданами и организациями: право на получение информации, отказ и отсрочка в ее получении, запрос, обеспечение конфиденциальности, авторские произведения и письма, право на опровержение и порядок его реализации, основания для отказа в опровержении, право на ответ.

Глава 5. Права и обязанности журналиста: права, аккредитация, обязанности, скрытая запись, недопустимость злоупотребления положением, специальный статус.

Глава 6. Международное сотрудничество: межгосударственные договоры и соглашения, распространение информации из-за рубежа, иностранные корреспонденты.

Глава 7. Ответственность за нарушение законодательства о СМИ: возложение ответственности и освобождение от нее, ответственность за ущемление свободы СМИ, за злоупотребление свободой и другие нарушения, порядок обжалования, возмещение причиненного вреда.

Закон в обиходе нередко называют федеральным законом о журналистской деятельности, ФЗ о СМИ и т. п., хотя федеральным данный акт не является.

Требования к рекламе

В статье 36 федерального закона о СМИ указано, что распространение рекламы производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Имеется ввиду в первую очередь ФЗ-38.

В главе второй Федерального закона 2006-го года N 38-ФЗ «О рекламе» прописаны особенности отдельных способов распространения рекламы:

  • Статья 14 — в телепрограммах и телепередачах;
  • Статья 15 — в радиопрограммах и радиопередачах;
  • Статья 16 — в периодических печатных изданиях.

В статье 5 ФЗ-38 описаны общие требования к рекламе. Недопустимы:

  • Недобросовестная реклама — использующая неточные сравнения товаров разных производителей, портящая их репутацию, реклама запрещенных товаров и пр.;
  • Недостоверная — предоставляющая неточные или недействительные сведения о продукте;
  • Подстрекание посредством рекламы к нарушению законов, насилию и жестокости, создание отрицательного отношения к людям, не использующим рекламируемый товар;
  • Включение в рекламу порнографических элементов;
  • Искажение информации иностранными словами и фразами;
  • Демонстрация процесса курения и употребления алкоголя;
  • Использование бранных выражений и оскорблений;
  • Пропагандирование товара через скрытую рекламу;
  • Использование рекламы в детских развивающих товарах (например, книгах) и др.

Цензура по ФЗ о СМИ

Цензура в общем смысле слова является системой государственного надзора за деятельностью СМИ, содержанием и распространением информации, печатной продукции, художественных, музыкальных и сценических произведений, кино и фото, интернет-сайтов, теле- и радиопередач с целью ограничения распространения идей и сведений, признанных нежелательными.

Согласно части 5 статьи 29 Конституции России, государство гарантирует своему народу свободу мысли, слова и массовой информации.

Цензура в России запрещена.

Так, из Конституции — основного правового закона Российской Федерации, — вытекают положения закона о СМИ, прописанные в статье третьей о недопустимости цензуры. Должностным лицам, государственным органам, организациям, учреждениям, общественным объединениям и др. запрещено:

  1. Требовать от редакции средства массовой информации согласовывать распространяемую информацию, сообщения и материалы;
  2. Налагать запрет на распространение СМИ каких-либо сведений;
  3. Создавать и финансировать организации, в число функций которых входит цензура массовой информации.

Однако те или иные цензурные рамки, которые связаны с ограничением демонстрации и призыва к насилию, возрастными ограничениями для материалов эротического характера и др., существуют во всех государствах.

В соответствии с Европейской конвенцией о защите прав и свобод человека, допустимо ограничение свободы прессы в интересах государственной безопасности и для сохранения общественного порядка. В России ограничение свободы печати и других средств массовой информации допускается в условиях чрезвычайного и военного положения — в соответствии с положениями Федеральных конституционных законов N 3-ФКЗ (ст. 12) и N 1-ФКЗ (ст. 7).

Требования к печатной журналистике

В настоящем законе прописаны общие требования для всех СМИ, не зависящие от способа распространения информации. Отдельные требования к печатным изданиями прописаны в следующих статьях Главы III о распространении массовой информации:

Часть 4 статьи 25 о порядке распространения: продажа в розницу тиража периодических печатных изданий не должна быть ограничена, если это не предусмотрено настоящим Законом.

В части 1 статьи 27 о выходных данных прописан перечень сведений, которые должны указываться в каждом выпуске периодического печатного издания:

  • Наименование издания;
  • Учредитель СМИ;
  • Главный редактор;
  • Номер выпуска и дата выхода;
  • Индекс — для изданий, распространяемых через предприятия связи;
  • Тираж;
  • Сведения о цене;
  • Адреса редакции, издателя, типографии;
  • Знак информационной продукции в случаях, предусмотренных ФЗ N 436 «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Статья 28 о тираже: тираж периодического печатного издания определяется главным редактором по согласованию с издателем. Изъятие либо уничтожение всего тиража или его части возможно только по решению суда.

Статья 37 об эротических изданиях: розничная продажа продукции СМИ, которые специализируются на материалах эротического характера, разрешена только в специально отведенных для этого помещениях, согласованных с местной администрацией. Такая печатная продукция должна быть запечатана в прозрачную упаковку.

Также статья 12 закона гласит, что печатные издания тиражом менее 1000 экземпляров освобождены от регистрации.

Условия и порядок регистрации СМИ

Аспекты, касающиеся процедуры регистрации СМИ и сопутствующих ей, прописаны в статьях 8 — 15 главы II об организации деятельности средств массовой информации. Непосредственно порядок и условия процедуры прописаны в статьях 8 и 10 закона.

Редакция вправе осуществлять свою деятельность только после регистрации, если регистрируемое СМИ не входит в перечень освобожденных от данной процедуры (ст. 12). Интернет-СМИ могут регистрироваться в качестве сетевых изданий.

Регистрирующий орган — это федеральный орган исполнительной власти или его территориальный филиал. Утверждается Правительством РФ (ст. 2). Таким органом на настоящий момент является Роскомнадзор.

Заявление и сопутствующие документы подаются очно, заказным письмом или в электронной форме. По закону, заявление рассматривается в течение 30 дней с момента поступления. После вынесения положительного решения, регистрирующий орган вносит сведения о СМИ в профильный реестр и в течение 5 дней после этого выдает или направляет заявителю выписку из реестра зарегистрированных средств массовой информации.

Сведения из реестра СМИ являются открытыми и общедоступными, предоставляются по заявлению любого заинтересованного лица в течение 5 рабочих дней.

В статье 10 закона прописан перечень сведений, которые обязательно необходимо указать в заявлении о регистрации СМИ:

  • Учредитель;
  • Наименование;
  • Язык;
  • Адрес редакции;
  • Форма, территория распространения массовой информации;
  • Предполагаемый профиль (тематика), периодичность публикаций, объем др.;
  • Адрес интернет-сайта;
  • Источники финансирования и иные сведения.

Список необходимых документов устанавливает Правительство РФ. Можно найти на сайте Роскомнадзора.

Предусмотрено ли наказание СМИ за нарушение закона?

Статья 4 закона о СМИ прописывает запрет на злоупотребление свободой СМИ. Недопустимы разглашение государственных и других охраняемых тайн, распространение экстремистских материалов, призывов к терроризму, насилию и жестокости, пропаганда порнографии, публикация материалов, содержащих нецензурную брань, реклама дистанционной розничной продажи алкоголя (введено в 2017), размещение сведений о способах изготовления и использования наркотических и психотропных средств, инструкций по самодельному изготовлению взрывчатых веществ, взрывных устройств и др.

Запрещено использование скрытых вставок и иных технических приемов, оказывающих влияние на подсознание людей или причиняющих вред их здоровью (НЛП, 25-й кадр и др.) Недопустимо упоминание религиозных и иных организаций и объединений, ликвидированных и включенных в перечень экстремистских, без указания на запрет их деятельности в России.

С 2013 года законом запрещено размещение в СМИ информации о несовершеннолетних, пострадавших от противоправных действий, и их родителях: в виде персональных данных, фото- и видеозаписей, сведений о месте работы, проживания и др. информации, позволяющей идентифицировать данных лиц.

Статья 50 закона прописывает, что публикация в СМИ материалов, добытых с помощью скрытой записи (фото, аудио или видео), возможна только если:

  • Они не противоречат конституционным правам и свободам;
  • Запись проводилась в целях защиты общественных интересов;
  • Приняты меры против случайной идентификации посторонних лиц;
  • Показ проводится по решению суда.

Статья 51 закона о СМИ гласит, что злоупотребление правами журналиста недопустимо. Запрещено использовать их в целях сокрытия или фальсификации общественно значимой информации, распространения «уток» (дезинформирующих сообщений), сбора сведений в целях заинтересованных лиц, не являющихся СМИ.

Право журналиста на распространение информации не должно применяться для опоро́чения граждан по признакам пола, возраста, профессии, расовой, национальной, языковой, политической или религиозной принадлежности и др.

Таким образом, в статье 59 об ответственности за злоупотребление свободой СМИ прописано, что нарушение положений вышеперечисленных статей влечет за собой уголовную, административную или дисциплинарную ответственность в соответствии с законодательством РФ. Ответственность отдельно по каждому из возможных нарушений подробно прописана в соответствующих законодательных актах (КоАП, УК РФ и др.)

Приведем несколько примеров грозящей за нарушение отдельных положений закона о СМИ ответственности:

  • За пропаганду экстремистской деятельности: конфискация и штраф для юридических лиц размером от 100.000 до 1.000.000 рублей;
  • За разглашение государственных секретных данных: штраф для юрлиц размером от 400.000 до 1.000.000 рублей;
  • За клевету: штраф до 1.000.000 руб. или в объеме зарплаты за 1 год, либо обязательные работы продолжительностью до 240 ч. и т. д.

Дисциплинарная ответственность за нарушение закона о СМИ подразумевает выговор, увольнение или штраф.

Последние поправки

За прошедший 2017 год закон многократно претерпевал изменения. Последние датируются 25 ноября. Статья 6 о порядке применения закона была дополнена частями 3 и 4.

Суть изменений сводится к тому, что СМИ, зарегистрированные не в России и финансируемые из-за рубежа, могут быть признаны средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента. В этом случае, к ним могут применяться требования Федерального закона 1996 года N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях».

На СМИ, признанные иностранными агентами, будут распространяться соответствующие права и требования: обязанность по предоставлению сведений о персональном составе руководства, расходовании денежных средств, заключении аудиторской проверки и др.

Государственная Дума РФ разработала эти нормы в ответ на требование минюста США к американскому филиалу Russia Today (российский международный многоязычный телеканал) зарегистрироваться в качестве иностранного агента.

1 января 2018 года в силу вступило множество поправок, внесенных в закон в июле прошлого года. В конце статьи дана ссылка на скачивание закона о СМИ в последней редакции. Кратко о наиболее значимых изменениях:

  • Заявление на регистрацию средства массовой информации теперь можно подать в электронной форме, подписав документы квалифицированной электронной подписью. Направить пакет документов и заявление в Роскомнадзор можно посредством портала Госуслуги;
  • Срок регистрации СМИ увеличился от 1 месяца до 30 рабочих дней;
  • На роль свидетельства о регистрации пришла выписка из реестра зарегистрированных СМИ.

В ст. 11 закона о СМИ понятие «перерегистрация» получило более развернутую формулировку: «внесение изменений в запись о регистрации средства массовой информации».

Были определены перечни изменений, о которых следует уведомлять Роскомнадзор, а также те из них, что необходимо вносить в виде правок в регистрационную запись. Внесение изменений производится в аналогичном для первичной регистрации порядке. Уведомление направляется в регистрирующий орган в течение 30 дней с момента возникновения изменений.

Статья 27. Выходные данные. Из перечня обязательных сведений для выходных данных печатных изданий исключили время подписания в печать.

В июле 2017 года также претерпел поправки Налоговый кодекс РФ. Был изменен размер госпошлины за регистрацию и внесение изменений в регистрационную запись:

  • Для СМИ, распространяемых преимущественно по всей России или за ее пределами — 8000 рублей;
  • На территории одного субъекта или муниципального образования — 4000 рублей.

За выдачу разрешения на распространение продукции зарубежных печатных изданий в России госпошлина составит 8000 рублей.

В статье 7 и 19 закона о СМИ появились дополнительные ограничения к учредителю и главному редактору. Эти должности не могут занимать лица, отбывающие наказание или имеющие судимость за преступления, связанные с использованием СМИ или Интернет-сети, а также с осуществлением экстремистской деятельности.

Был уточнен порядок прекращения деятельности в судебном порядке при реорганизации или ликвидации юридического, а также при смерти физического лица, являющегося учредителем.

Появилось понятие «предупреждение» — ненормативный акт Роскомнадзора, имеющий профилактический характер.

В статье 54 закона о СМИ были прописаны основания для отказа в выдаче разрешения на распространение продукции зарубежного печатного издания на территории России.

Скачать последнюю редакцию закона

Настоящий закон является настольной книгой всех участников информационного сообщества, в первую очередь — редактора, который несет наибольшую ответственность за распространяемую его редакцией информацию.

Чтобы ознакомиться подробнее с отдельными положениями, предлагаем скачать Закон РФ от 27.12.1991 N 2124-1 «О средствах массовой информации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 1 января 2018 года.

lawlinks.ru

Статья 5. Законодательство о средствах массовой информации

Законодательство Российской Федерации о средствах массовой информации состоит из настоящего Закона и издаваемых в соответствии с ним иных нормативных правовых актов Российской Федерации.

Если межгосударственным договором, заключенным Российской Федерацией, предусмотрены для организации и деятельности средств массовой информации иные правила, чем установленные настоящим Законом, применяются правила межгосударственного договора.

  • URL
  • HTML
  • Для блога
  • Текст

Комментарий к ст. 5 Закона о СМИ

1. Комментируемая статья определяет источники правового регулирования деятельности средств массовой информации. В первую очередь законодатель относит к таким источникам сам комментируемый Закон. Остальные нормативные акты, регулирующие сферу массовой информации, должны издаваться в соответствии с комментируемым Законом.

2. При этом следует учитывать, что основные вопросы регулирования сферы деятельности средств массовой информации, в соответствии со ст. 71 Конституции РФ, находятся в ведении Российской Федерации:

— регулирование и защита прав и свобод человека и гражданина (в том числе и права на информацию);

— установление основ федеральной политики и федеральные программы в области государственного, экономического, экологического, социального, культурного и национального развития Российской Федерации (в том числе и в области информации, например Концепция государственной информационной политики Российской Федерации);

— пути сообщения, информация и связь; деятельность в космосе;

— правовое регулирование интеллектуальной собственности.

3. Наиболее важными нормативными актами, затрагивающими отдельные стороны деятельности средств массовой информации, являются:

— Конституция Российской Федерации (принята на всенародном голосовании 12 декабря 1993 г.);

— Налоговый кодекс Российской Федерации;

— Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях;

— Уголовный кодекс Российской Федерации;

— Гражданский кодекс Российской Федерации;

— Федеральный закон от 1 декабря 2014 г. N 402-ФЗ «Об особенностях правового регулирования отношений в области средств массовой информации в связи с принятием в Российскую Федерацию Республики Крым и образованием в составе Российской Федерации новых субъектов — Республики Крым и города федерального значения Севастополя»;

— Федеральный закон от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»;

— Федеральный закон от 13 января 1995 г. N 7-ФЗ «О порядке освещения деятельности органов государственной власти в государственных средствах массовой информации»;

— Федеральный закон от 22 декабря 2008 г. N 262-ФЗ «Об обеспечении доступа к информации о деятельности судов в Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 28 июня 2004 г. N 5-ФКЗ «О референдуме Российской Федерации»;

— Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ «О военном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ «О чрезвычайном положении»;

— Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации»;

— Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности»;

— Федеральный закон от 29 июля 1998 г. N 136-ФЗ «Об особенностях эмиссии и обращения государственных и муниципальных ценных бумаг»;

— Федеральный закон от 6 марта 2006 г. N 35-ФЗ «О противодействии терроризму»;

— Федеральный закон от 26 декабря 1995 г. N 208-ФЗ «Об акционерных обществах»;

— Федеральный закон от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»;

— Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации»;

— Федеральный закон от 14 июня 1994 г. N 5-ФЗ «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального Собрания»;

— Закон РФ от 25 октября 1991 г. N 1807-1 «О языках народов Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 9 декабря 2013 г. N 894 «О некоторых мерах по повышению эффективности деятельности государственных средств массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 8 мая 1998 г. N 511 «О совершенствовании работы государственных электронных средств массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 25 августа 1997 г. N 919 «О совершенствовании государственного телевещания в Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 4 августа 1997 г. N 823 «О совершенствовании структуры государственного радиовещания в Российской Федерации»;

— Указ Президента РФ от 6 марта 1997 г. N 188 «Об утверждении Перечня сведений конфиденциального характера»;

— Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти»;

— Указ Президента РФ от 22 декабря 1993 г. N 2255 «О совершенствовании государственного управления в сфере массовой информации»;

— Указ Президента РФ от 20 марта 1993 г. N 377 «О гарантиях информационной стабильности и требованиях к телерадиовещанию»;

— Указ Президента РФ от 3 декабря 2008 г. N 1715 «О некоторых вопросах государственного управления в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;

— Постановление Правительства РФ от 16 марта 2009 г. N 228 «О Федеральной службе по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций»;

— Постановление Правительства РФ от 20.07.2013 N 606 «О премиях Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 26 августа 2013 г. N 732 «О Совете по присуждению премий Правительства Российской Федерации в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 3 февраля 2012 г. N 75 «Об утверждении Положения об осуществлении мероприятий по контролю (надзору) за соблюдением законодательства Российской Федерации о средствах массовой информации, при проведении которых не требуется взаимодействие уполномоченных на осуществление государственного контроля (надзора) органов с проверяемыми (контролируемыми) лицами»;

— Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 24 «О государственной информационной системе в области средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 17 июня 2004 г. N 292 «О Федеральном агентстве по печати и массовым коммуникациям»;

— Постановление Правительства РФ от 24 ноября 2009 г. N 953 «Об обеспечении доступа к информации о деятельности Правительства Российской Федерации и федеральных органов исполнительной власти»;

— Постановление Правительства РФ от 1 ноября 2001 г. N 759 «Об утверждении Правил распространения периодических печатных изданий по подписке»;

— Постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. N 25 «О выделении конкретных радиочастот для вещания с использованием ограниченного радиочастотного ресурса (наземного эфирного вещания, спутникового вещания), проведении конкурса, взимании единовременной платы за право осуществлять наземное эфирное вещание, спутниковое вещание с использованием конкретных радиочастот и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 27 июля 1998 г. N 844 «О формировании единого производственно-технологического комплекса государственных электронных средств массовой информации»;

— Постановление Правительства РФ от 12 января 1996 г. N 11 «Об улучшении информационного обеспечения населения Российской Федерации»;

— Постановление Правительства РФ от 8 декабря 2011 г. N 1025 «О лицензировании телевизионного вещания и радиовещания»;

— Постановление Правительства РФ от 13 сентября 1994 г. N 1055 «Об утверждении Правил аккредитации и пребывания корреспондентов иностранных средств массовой информации на территории Российской Федерации»;

— Приказ Госкомсвязи РФ от 5 марта 1999 г. N 34 «О порядке взаимодействия со средствами массовой информации»;

— Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 8 июля 1998 г. N 45 «О задачах органов прокуратуры по взаимодействию со средствами массовой информации, совершенствованию общественных связей»

— Приказ Генеральной прокуратуры РФ от 31 мая 2011 г. N 153 «Об организации работы по обеспечению доступа к информации о деятельности органов и учреждений прокуратуры Российской Федерации».

Многие законы, в том числе некоторые перечисленные выше, содержат отдельные, разрозненные нормы, регулирующие правоотношения с участием средств массовой информации. Например, ст. 15 Федерального закона от 17 июня 1996 г. N 74-ФЗ «О национально-культурной автономии» посвящена обеспечению органами государственной власти права национально-культурных автономий на освещение их деятельности в средствах массовой информации.

4. Большую роль при судебном рассмотрении исков по отдельным вопросам деятельности средств массовой информации имеют также акты высших судебных органов, например:

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 24 февраля 2005 г. N 3 «О судебной практике по делам о защите чести и достоинства граждан, а также деловой репутации граждан и юридических лиц»;

— Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 15 июня 2010 г. N 16 «О практике применения судами Закона Российской Федерации «О средствах массовой информации»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 28 сентября 1999 г. N 47 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением Закона Российской Федерации «Об авторском праве и смежных правах»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 23 сентября 1999 г. N 46 «Обзор практики разрешения арбитражными судами споров, связанных с защитой деловой репутации»;

— информационное письмо Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ от 25 декабря 1998 г. N 37 «Обзор практики рассмотрения споров, связанных с применением законодательства о рекламе».

5. К источникам правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений относятся также международные нормативные акты. Статьей 15 Конституции РФ устанавливается примат норм международного права над национальными. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила гражданского судопроизводства, чем те, которые предусмотрены законом, применяются правила международного договора. Однако международный договор должен быть ратифицирован Федеральным Собранием РФ. Вступившие в Российской Федерации в силу договоры (кроме договоров межведомственного характера) подлежат опубликованию в Собрании законодательства РФ, Бюллетене международных договоров, «Российской газете», газете «Российские вести». Международные договоры Российской Федерации, заключенные министерствами и ведомствами, публикуются в официальных изданиях этих органов. Международные договоры СССР, обязательные для Российской Федерации в силу правопреемства, опубликованы в сборниках международных договоров СССР. Международные договоры государств — участников Содружества Независимых Государств могут доводиться до всеобщего сведения в информационном вестнике Совета глав государств и Совета глав правительств СНГ «Содружество».

Международные договоры Российской Федерации могут доводиться до всеобщего сведения иными средствами массовой информации и издательствами (Указ Президента Российской Федерации от 11 января 1993 г. N 11 «О порядке опубликования международных договоров РФ»).

К международным актам, регламентирующим вопросы организации и деятельности средств массовой информации, относятся:

— Конвенция о защите прав человека и основных свобод (Рим, 4 ноября 1950 г.) (с изменениями от 21 сентября 1970 г., 20 декабря 1971 г., 1 января, 6 ноября 1990 г., 11 мая 1994 г.);

— Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН Резолюцией 217 A (III) от 10 декабря 1948 г.);

— Всемирная конвенция об авторском праве от 6 сентября 1952 г. (пересмотрена в Париже 24 июля 1971 г.);

— Бернская конвенция по охране литературных и художественных произведений от 9 сентября 1886 г. (дополненная в Париже 4 мая 1896 г., пересмотренная в Берлине 13 ноября 1908 г., дополненная в Берне 20 марта 1914 г. и пересмотренная в Риме 2 июня 1928 г., в Брюсселе 26 июня 1948 г., в Стокгольме 14 июля 1967 г. и в Париже 24 июля 1971 г., измененная 28 сентября 1979 г.);

— Международный пакт об экономических, социальных и культурных правах 1966 г.;

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г.;

— Соглашение относительно пресечения обращения порнографических изданий (Париж 4 мая 1910 года);

— Резолюция Генеральной Ассамблеи ООН 110 (II) от 3 ноября 1947 г. (осуждение пропаганды агрессивных войн);

— Международный пакт о гражданских и политических правах 1966 г. (обязательство по ст. 20 запретить законом всякую пропаганду войны);

— Хартия свободы печати (Лондон, 16 января 1987 г.);

— Международная конвенция о пресечении обращения порнографических изданий и торговли ими от 12 сентября 1923 г.;

— Конвенция о международном обмене изданиями от 3 декабря 1958 г.;

— Международная конвенция об использовании радиовещания в интересах мира 1936 г.;

— Регламент радиосвязи Международного союза электросвязи 1979 г.;

— Международная конвенция о ликвидации всех форм расовой дискриминации 1966 г.;

— Принципы использования государствами искусственных спутников Земли для международного непосредственного телевизионного вещания (одобрены Резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 37/92 от 10 декабря 1982 г.);

— Брюссельская конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, 1974 г.;

— Декларация об основных принципах, касающихся вклада СМИ в укрепление мира и международного взаимопонимания, в развитие прав человека и борьбу против расизма, апартеида и подстрекательства к войне от 28 ноября 1978 г.;

— Соглашение о ввозе материалов образовательного, научного и культурного характера 1950 г. и Протокол к нему от 26.11.1976;

— Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, от 21.05.1974;

— Относительно Декларации о средствах массовой информации и правах человека (Резолюция 428 (1970) Консультативной ассамблеи Совета Европы);

— Рекомендация 748 (1975) Парламентской ассамблеи Совета Европы (принципы управления телерадиовещанием);

— Резолюция 820 (1984) Парламентской ассамблеи Совета Европы (принципы отношения средств массовой информации с парламентами).

6. Большое значение имеют также международные акты, заключенные в рамках Содружества Независимых Государств:

— Соглашение о международно-правовых гарантиях беспрепятственного и независимого осуществления деятельности Межгосударственной телерадиокомпании «Мир» от 24.12.1993;

— Конвенция о статусе корреспондента, представляющего средство массовой информации государства — участника Содружества Независимых Государств в других государствах Содружества (Чолпон-Ата, 16 апреля 2004 г.);

— решение о Концепции формирования информационного пространства Содружества Независимых Государств (Москва, 18 октября 1996 г.);

— Соглашение о сотрудничестве в распространении массовой информации (Астана, 20 сентября 2002 г.).

7. Кроме многосторонних договоров и соглашений, нормы, касающиеся деятельности средств массовой информации, содержатся и в двусторонних актах, заключенных Россией с другими государствами, например:

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Азербайджанской Республики о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Азербайджанской Республике и корреспондентов средств массовой информации Азербайджанской Республики в Российской Федерации (г. Баку, 9 января 2001 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Лаосской Народно-Демократической Республики о культурном и научном сотрудничестве (Москва, 9 марта 1994 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Казахстан о сотрудничестве в области информации (Астана, 23 декабря 1998 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Молдова о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Молдова и корреспондентов средств массовой информации Республики Молдова в Российской Федерации (Кишинев, 11 апреля 1997 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Таджикистан о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Таджикистан и корреспондентов средств массовой информации Республики Таджикистан в Российской Федерации (Душанбе, 11 июля 2001 г.);

— Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Узбекистан о статусе корреспондентов средств массовой информации Российской Федерации в Республике Узбекистан и корреспондентов средств массовой информации Республики Узбекистан в Российской Федерации (Москва, 6 мая 1998 г.).

Подробнее об отдельных международных договорах см. комментарий к ст. 53.

www.zakonrf.info

Еще по теме:

  • Право на получение 2 пенсий Статья 3. Право на пенсию в соответствии с настоящим Федеральным законом Информация об изменениях: Федеральным законом от 24 июля 2009 г. N 213-ФЗ в статью 3 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2010 […]
  • Закон 111 от 02052018 Федеральный закон от 23 апреля 2018 г. N 111-ФЗ "О внесении изменений в Уголовный кодекс Российской Федерации" Документ является поправкой к Комментарии Российской Газеты Принят Государственной Думой 10 апреля 2018 года Одобрен Советом Федерации 18 […]
  • Приказ фсб 226 Приказ ФСБ России от 2 февраля 2018 г. № 42 “О повышении размеров должностных окладов гражданского персонала органов федеральной службы безопасности, замещающего должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы” […]
  • Приказ 34 от 04022009 Приказ Министерства транспорта Российской Федерации (Минтранс России) от 11 февраля 2010 г. N 34 г. Москва "Об утверждении Порядка разработки планов обеспечения транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных […]
  • Чему равна военная пенсия Калькулятор военной пенсии за выслугу лет на 2018 г. с учетом увеличения с 01.01.2018 г. Данный калькулятор подготовлен специалистами юридической компании "Стратегия" Все права защищены! *Следует учитывать, что в соответствии со ст. 45 "г" и ст. 46 […]
  • Приказ минфина 147 Приказ Минфина России от 26 сентября 2017 г. № 147н “О признании утратившими силу приказов Министерства финансов Российской Федерации об утверждении федеральных стандартов аудиторской деятельности” (не вступил в силу) В целях приведения нормативных […]