Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах» (с изменениями и дополнениями)

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I
«О беженцах»

С изменениями и дополнениями от:

28 июня 1997 г., 21 июля 1998 г., 7 августа, 7 ноября 2000 г., 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа 2004 г., 18 июля, 30 декабря 2006 г., 23 июля 2008 г., 28 декабря 2010 г., 1 июля 2011 г., 1 марта, 12 ноября, 30 декабря 2012 г., 2 июля 2013 г., 22 декабря 2014 г., 31 декабря 2017 г.

См. Справку по материалам изучения судебной практики в РФ, касающейся процедуры определения статуса беженца, подготовленную совместно Верховным Судом РФ, судами республик, краевыми, областными, соответствующими им судами РФ и Управлением Верховного комиссара ООН по делам беженцев)

См. комментарии к настоящему Федеральному закону

Настоящий Федеральный закон определяет основания и порядок признания беженцем на территории Российской Федерации, устанавливает экономические, социальные и правовые гарантии защиты прав и законных интересов беженцев в соответствии с Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

Законодательство Российской Федерации о беженцах состоит из настоящего Федерального закона, принимаемых в соответствии с ним других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации.

См. комментарии к преамбуле настоящего Федерального закона

Президент Российской Федерации

Москва, Дом Советов России.

19 февраля 1993 года.

Под беженцем понимается прибывшее или желающее прибыть на территорию РФ лицо, не имеющее гражданства РФ, которое было вынуждено или имеет намерение покинуть место своего постоянного жительства на территории другого государства вследствие совершенного в отношении него насилия или преследования в иных формах либо реальной опасности подвергнуться насилию или иному преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений. Беженцем не может быть признано лицо, совершившее преступление против мира, человечности или другое тяжкое умышленное преступление.

Лицо для признания его беженцем в обязано по прибытии незамедлительно обратиться лично или через уполномоченного на то представителя с ходатайством по месту своего пребывания в компетентный орган, который принимает решение о регистрации ходатайства в течение 5 дней со дня обращения. В случае экстренного массового прибытия на территорию РФ лиц решение о их регистрации принимается незамедлительно. Лицо, находящееся вне пределов РФ, для признания его беженцем вправе обратиться с соответствующим ходатайством в дипломатическое или консульское представительство РФ в стране своего пребывания. Закреплены права и обязанности лица, обратившегося с ходатайством о признании его беженцем, а также права и обязанности беженца.

Регламентирован порядок признания лица беженцем. Лицу, признанному беженцем, выдается удостоверение установленного образца.

Закон содержит положения об обязанностях органов государственной власти и управления, органов МСУ в отношении беженцев, гарантиях прав беженцев, оказании помощи беженцам.

Лицо утрачивает статус беженца, если оно приобрело гражданство РФ или другого государства, или добровольно воспользовалось защитой государства, территорию которого оно вынуждено было покинуть, или выехало на постоянное жительство за пределы РФ. Если лицо умышленно сообщило ложные сведения, послужившие основанием для признания его беженцем, оно лишается этого статуса.

В целях обеспечения беженцам благоприятных материальных условий и компенсации расходов, связанных с их пребыванием на территории РФ, учреждается Фонд помощи беженцам (специальный фонд денежных средств для оказания помощи беженцам).

Рассмотрены вопросы источников возмещения расходов, связанных с приемом и обустройством беженцев, международного сотрудничества по проблеме беженцев и ответственности за нарушение Закона.

Федеральный закон от 19 февраля 1993 г. N 4528-I «О беженцах»

Текст Закона опубликован в Ведомостях Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации от 25 марта 1993 г., N 12, ст. 425, в «Российской газете» от 20 марта 1993 г., N 54

В настоящий документ внесены изменения следующими документами:

Федеральный закон от 31 декабря 2017 г. N 498-ФЗ

Изменения вступают в силу с 30 июня 2018 г.

Федеральный закон от 22 декабря 2014 г. N 446-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 2 июля 2013 г. N 185-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 сентября 2013 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2012 г. N 322-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2013 г.

Федеральный закон от 1 марта 2012 г. N 18-ФЗ

Изменения вступают в силу со дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 1 июля 2011 г. N 169-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2011 г.

Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. N 417-ФЗ

Изменения вступают в силу по истечении 10 дней после дня официального опубликования названного Федерального закона

Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2009 г.

Федеральный закон от 30 декабря 2006 г. N 266-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2007 г.

Федеральный закон от 18 июля 2006 г. N 121-ФЗ

Федеральный закон от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2005 г.

Федеральный закон от 29 июня 2004 г. N 58-ФЗ

Федеральный закон от 30 июня 2003 г. N 86-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 июля 2003 г.

Федеральный закон от 7 ноября 2000 г. N 135-ФЗ

Федеральный закон от 7 августа 2000 г. N 122-ФЗ

Изменения вступают в силу с 1 января 2001 г.

Федеральный закон от 21 июля 1998 г. N 117-ФЗ

Федеральный закон от 28 июня 1997 г. N 95-ФЗ

© ООО «НПП «ГАРАНТ-СЕРВИС», 2018. Система ГАРАНТ выпускается с 1990 года. Компания «Гарант» и ее партнеры являются участниками Российской ассоциации правовой информации ГАРАНТ.

base.garant.ru

Публикации

Алла Амелина, депутат Госдумы РФ первого созыва, журналист, сопредседатель историографического сообщества «Политика на сломе эпох»:

Удивительно, но факт: сегодня действует закон «О беженцах», разработанный в 1991 и принятый в 1993 году Верховным Советом РФ. Разумеется, с изменениями и дополнениями, наиболее существенные из которых были внесены в Госдуму первого созыва.

Проект закона о внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» палата рассматривала летом 1995 года. Представлявшая его руководитель миграционной службы России Татьяна Регент была немногословна. Она лишь сообщила, что основания для принятия законопроекта — это накопленный опыт работы и ратификация Конвенции ООН 1951 года года по беженцам. Что закон «О беженцах» распространяется на лиц без российского гражданства, которые ищут убежища на территории России. Что сейчас на территории нашего государства находится около 500 тысяч иностранцев. Что определен срок статуса беженца — три года. Регент извинилась за сумбурность выступления и попросила поддержать законопроект.

После первого же вопроса докладчику председательствующий Иван Рыбкин предложил коллегам: «Не конфузьтесь перед Правительством, тем более — перед дамой». И предложил хотя бы один раз прочитать текст проекта. После чего вопросов больше не последовало. И депутаты дружно решили, что необходимости в обсуждении нет и приняли поправки в закон «О беженцах» в первом чтении.

После этого прошло почти два года — немалый срок для подготовки ко второму чтению. Но дело в том, что к рассмотрению поправок депутаты приступили только в январе 1996 года — в связи с завершением полномочий Госдумы первого созыва и выборами второго созыва. На рассмотрение палаты законопроект был вынесен весной 1997 года. Его представляла Жанна Лозинская («Народовластие»). Она сообщила, что за истекший период поступило 230 поправок, в том числе Президента РФ и Правительства РФ.

Доклад Лозинской давал полную характеристику законопроекта, каковой не было в первом чтении. По ее словам, с учетом внесенных поправок, он позволяет достичь нескольких целей, направленных на решение основных задач в работе с беженцами. В их числе следующие.

Определение понятия «беженец» приведено в полное соответствие с основными положениями Конвенции ООН. Выделены категории лиц, на которые не распространяется это понятие. Лозинская отметила, что данная правовая норма для нас особенно важна, поскольку Российская Федерация присоединилась к Конвенции 13 ноября 1992 года, а принятый несколько позже, в феврале 1993 года, Закон РФ «О беженцах» не в полной мере учитывал конвенционное определение понятия «беженец».

В соответствии с Конституции РФ конкретизированы правовые нормы, касающиеся того, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в РФ правами и несут обязанности наравне с гражданами РФ, кроме случаев, установленных федеральными законами или международными договорами РФ.

Расширено правовое поле деятельности законопроекта. В нем предусмотрено четыре момента, разрешающих подачу ходатайства о признании лица беженцем за пределами России, в пункте пропуска через государственную границу РФ при законном ее пересечении, при пересечении государственной границы незаконно, а также разрешена подача ходатайства лицами, пребывающими на территории РФ на законном основании.

Введена норма, обязывающая регистрировать и рассматривать все без исключения ходатайства лиц о признании их беженцами. И только по итогам их рассмотрения после проведенной регистрации в первой либо в первой и второй инстанциях решать в дальнейшем вопрос о признании либо непризнании лица беженцем.

Определено право на воссоединение членов семьи, расширены права членов семьи, не достигших возраста 18 лет, в том числе прибывших в Российскую Федерацию без сопровождения родителей либо опекунов.

Восстановлена статья о фондах помощи беженцам и расширен правовой статус фонда как дополнительного источника финансирования расходов на социально-культурную адаптацию, прием и обустройство беженцев.

Более четко прописан механизм взаимодействия Федеральной миграционной службы России и ее территориальных органов в субъектах РФ.

Депутаты второго созыва проявили больше заинтересованности а законопроекте о беженцах. Желающих задать вопросы было немало, а сами вопросы больше походили на обсуждение. Так что спикер вынужден был напомнить регламентную норму: во втором чтении вопросы должны быть связаны только с таблицами поправок.

В результате, утвердив таблиц принятых и отклоненных поправок, депутаты приняли законопроект «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» с уникальным результатом: за — 340 человек, против — 0, воздержавшихся —0 чел.

Жанна Михайловна, поздравляем вас. Большой, серьезный закон. Естественно, и в третьем чтении закон был принят квалифицированным большинством.

В июне 1997 года закон рассматривался в Совете Федерации. Председатель Комитета СФ по делам СНГ Олег Богомолов прежде всего отметил его актуальность, поскольку на территории России за последние пять лет было зарегистрировано около 1,2 миллиона беженцев и вынужденных переселенцев. Он также подчеркнул, что ряд положений закона приведен в соответствие с Конвенцией ООН о статусе беженцев и конституционными нормами.

Вместе с тем сенатор сообщил, что Комитет по международным делам и Правовое управлению Совета Федерации дали на закон отрицательное заключение. Основанием послужило то, что, по их мнению, отдельные положения закона (в частности, перечень оснований для лишения лица статуса беженца), не в полной мере соответствуют вышеупомянутой Конвенции ООН.

Коротко проанализировав соответствующие статьи, Богомолов резюмировал, что «многие государства Запада, присоединившиеся к Конвенции ООН (в том числе Бельгия, Италия, Германия), имеют более жесткие внутренние акты по данному вопросу» и что «в целом рассматриваемый закон не противоречит нормам международного права». Словом, профильный комитет решил рекомендовать Совету Федерации одобрить закон.

В процессе обсуждения сенаторы в основном уточняли «цену» закона. Олег Богомолов проинформировал коллег, что в бюджете Российской Федерации на 1997 год в Перечне федеральных целевых программ есть пункт «Федеральная миграционная программа». На нее выделено 2419,18 млрд. рублей, в том числе на Чечню и на переселение российских немцев. И действие этого закона не выходит за пределы выделенного в бюджете финансирования по данной статье. Кроме того, он заметил, что «сегодня вообще сложно говорить о финансировании, потому что процесс появления беженцев мы спланировать, спрогнозировать не можем. Если посмотреть динамику цифр по числу беженцев, то она примерно такая: 1995 год — порядка 70 тысяч, 1996 год — порядка 26 тысяч».

Члены Совета Федерации последовали рекомендации профильного комитета и закон «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О беженцах» одобрили. Одобрил его и Президент РФ.

После этого в закон «О беженцах» вносилось еще более полутора десятков поправок. Но основу его и сегодня составляет документ, принятый в 1993 году.

rapsinews.ru

Дополнения в закон о беженцах целесообразны, но требуют корректировки

В ОП Кабардино-Балкарии провели экспертизу соответствующего законопроекта

Общественной палатой Кабардино-Балкарской Республики в рамках общественной экспертизы рассмотрен проект федерального закона «О внесении дополнений в Федеральный закон от 19 февраля 1993 года № 4528-1 „О беженцах“ в части предоставления политического убежища».

Законопроект предусматривает дополнение Федерального закона о беженцах новым разделом «Предоставление политического убежища» в редакции Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища, утвержденного Указом Президента РФ от 21 июля 1997 г. № 746, за исключением некоторых положений, а именно: положений п. 5 о том, что политическое убежище РФ не предоставляется, если лицо прибыло из страны с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека; лицо прибыло из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, без ущерба для права данного лица на убежище в соответствии с Законом Российской Федерации «О беженцах»; положения п. 8 о том, что Министерство иностранных дел РФ ежегодно составляет список стран с развитыми и устоявшимися демократическими институтами в области защиты прав человека и представляет его в Комиссию по вопросам гражданства при Президенте РФ и Министерство внутренних дел РФ.

Члены ОП КБР назвали вполне обоснованным исключение из порядка предоставления политического убежища указанных положений.

Заместитель председателя Комиссии ОП по общественному контролю, общественной экспертизе и вопросам правопорядка Расул Караев отметил, что в современном международном праве нет универсального соглашения о предоставлении убежища, которое имело бы общеобязательный характер. Объективные критерии оценки наличия или отсутствия демократических институтов защиты прав человека отсутствуют. Список стран с такими институтами определяется субъективно и может меняться ежегодно. Следовательно, это означает, что сегодня по субъективному усмотрению в каких-то странах есть демократические институтов защиты прав человека, а через год может не быть. К тому же, как показывают события последних лет, подобный статус страны не может гарантировать нарушений прав человека. Соответственно, возможность получения политического убежища должна быть.

«Что касается предоставления убежища лицу, прибывшему из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, то международные обязательства РФ по Конвенции о статусе беженцев 1951 г. и Соглашению СНГ о помощи беженцам и вынужденным переселенцам в редакции 1995 г. не связаны с упрощенным или формальным въездом лица на территорию РФ», ‒ заключил Караев.

Поддержав законопроект в целом, эксперты ОП высказали и ряд замечаний, которые необходимо устранить.

Понятие «беженец» шире, чем понятие лица, преследуемого за политические убеждения. Помимо политических убеждений, согласно п. 1 ст. 1 Федерального закона о беженцах, основанием получения статуса беженца может быть преследование по расовым, религиозным, национальным, социальным признакам.

Но действующее законодательство РФ устанавливает различный правовой статус для беженца и для лица, получившего политическое убежище, и устанавливает, что у одного и того же лица не может существовать одновременно статус беженца и статус лица, получившего политическое убежище. На это указывает отсутствие в действующем Федеральном законе о беженцах норм о предоставлении политического убежища и содержание абзаца 6 п. 5 Положения о предоставлении политического убежища, которое предусматривает возможность признания лица, прибывшего из страны, с которой РФ имеет соглашение о безвизовом пересечении границ, беженцем, исключая возможность предоставления ему политического убежища.

Законопроект предлагает норму абзаца 6 п. 5 Положения о предоставлении политического убежища исключить и порядок предоставления политического убежища установить в Федеральном законе о беженцах. В связи с этим неясно, означает ли это, что лицо может одновременно иметь статус беженца и статус лица, получившего политическое убежище, тем более, что изменение в наименование Федерального закона законопроектом не предлагается. Поскольку изменения предлагаются в Федеральный закон о беженцах, можно предположить, что лица, получившие политическое убежище, по мнению разработчиков, одновременно являются и беженцами. В таком случае на лиц, получивших политическое убежище, должны распространяться права и обязанности беженцев, в том числе и право на получение единовременного пособия на каждого члена семьи в порядке и в размерах, определяемых Правительством РФ, и это должно быть оговорено в законопроекте. Это потребует выделения дополнительных средств вопреки финансово-экономическому обоснованию к законопроекту.

С другой стороны, различный порядок признания беженцем и лицом, получившим политическое убежище, свидетельствует о том, что у них различный правовой статус. Следует также отметить, что Федеральный закон о беженцах предусматривает возможность предоставления лицу временного убежища без признания его беженцем (ст.1, 12 Федерального закона). На лицо, получившее временное убежище, не распространяются положения пункта 1 статьи 6 Федерального закона в части пользования единовременным денежным пособием. Аналогичные положения применительно к политическому убежищу законопроект не предлагает.

Заключение по результатам общественной экспертизы направлено в Общественную палату РФ.

Пресс-служба Общественной палаты Кабардино-Балкарской Республики

www.oprf.ru

Федеральный закон от 12 ноября 2012 г. N 186-ФЗ «О внесении изменений в Федеральный закон «О беженцах» и статью 8 Федерального закона «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации»»

Принят Государственной Думой 26 октября 2012 года

Одобрен Советом Федерации 31 октября 2012 года

Внести в Федеральный закон «О беженцах» (в редакции Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ) (Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, 1993, N 12, ст. 425; Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956; 1998, N 30, ст. 3613; 2000, N 33, ст. 3348; N 46, ст. 4537; 2003, N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 35, ст. 3607; 2006, N 31, ст. 3420; 2007, N 1, ст. 29; 2008, N 30, ст. 3616; 2011, N 1, ст. 29; N 27, ст. 3880; 2012, N 10, ст. 1166) следующие изменения:

а) в абзаце шестом пункта 7 слова «, на срок признания данного лица беженцем» исключить;

б) в пункте 8 слова «на срок признания данного лица беженцем» исключить;

в) пункт 9 признать утратившим силу;

а) в подпункте 13 пункта 1:

абзац первый дополнить словами «и въезда их на территорию Российской Федерации»;

абзац второй признать утратившим силу;

б) в подпункте 7 пункта 2 слово «ежегодный» исключить, дополнить словами «, но не реже чем один раз в полтора года»;

3) дополнить статьей 8 1 следующего содержания:

«Статья 8 1 . Проездной документ

1. Лицу, признанному беженцем, а также прибывшим с ним членам его семьи и лицам, в отношении которых лицо, признанное беженцем, осуществляет опеку или попечительство, для выезда за пределы территории Российской Федерации и въезда на территорию Российской Федерации территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдается проездной документ.

По заявлению о выдаче проездного документа, поданному с 1 января 2013 года, выдается проездной документ, содержащий электронный носитель информации.

Проездной документ удостоверяет личность его владельца при выезде за пределы территории Российской Федерации и въезде на территорию Российской Федерации.

Проездной документ оформляется в виде документа на бумажном носителе, содержит электронный носитель информации для хранения персональных данных владельца (фамилии, имени (имен), отчества (при наличии), даты и места рождения, пола, гражданства, даты выдачи и даты окончания срока действия проездного документа, наименования органа, выдавшего проездной документ, написанных буквами русского и латинского алфавитов), а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).

Проездной документ выдается сроком на пять лет.

Форма и описание бланка проездного документа, порядок оформления и выдачи проездного документа, форма заявления о выдаче проездного документа и порядок подачи заявления о выдаче проездного документа в форме электронного документа с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

2. Для оформления проездного документа лицо, признанное беженцем, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции:

1) заявление в двух экземплярах;

2) свидетельство о рождении ребенка лица, признанного беженцем (при наличии), и (или) документ, подтверждающий права лица, признанного беженцем, как законного представителя лиц, в отношении которых оно осуществляет опеку или попечительство, либо нотариально заверенные копии указанных документов.

3. При подаче заявления о выдаче проездного документа, указанного в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, одновременно с данным заявлением направляется в виде компьютерного файла цифровая фотография лица, признанного беженцем, или лица, в отношении которого такое заявление подано. Требования к указанным цифровой фотографии и компьютерному файлу устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

Для получения биометрических персональных данных, записываемых на электронный носитель информации, содержащийся в проездном документе, выдаваемом лицу, признанному беженцем, лицо, признанное беженцем, которое подало заявление о выдаче проездного документа, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а лицо, достигшее возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук лица, признанного беженцем, или члена его семьи проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанных лиц.

Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, осуществляют обработку персональных данных лиц, признанных беженцами, которые подали заявление о выдаче проездного документа, или лиц, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи проездного документа, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

4. Срок оформления проездного документа не должен превышать три месяца со дня подачи заявления о выдаче проездного документа.

Днем подачи заявления о выдаче проездного документа считается день подачи надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

При поступлении заявления о выдаче проездного документа в форме электронного документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, направляет лицу, признанному беженцем, которое подало заявление о выдаче проездного документа с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, или лицу, в отношении которого такое заявление подано, не позднее рабочего дня, следующего за днем поступления указанного заявления, электронное сообщение о приеме заявления либо об отказе в приеме заявления в случае поступления ненадлежащим образом оформленных заявления или документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

Лицо, признанное беженцем, которое подало заявление о выдаче проездного документа с использованием информационно-телекоммуникационных технологий, включая использование единого портала государственных и муниципальных услуг, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, в течение 15 дней со дня подачи указанного заявления должно обратиться в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, для цифрового фотографирования, сканирования папиллярных узоров пальцев рук и представления надлежащим образом оформленных документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 настоящей статьи.

5. Проездной документ не оформляется при наличии предусмотренных законодательством Российской Федерации обстоятельств, ограничивающих выезд за пределы территории Российской Федерации лица, признанного беженцем, которое подало заявление о выдаче проездного документа, или лица, в отношении которого такое заявление подано, либо в случае несогласия одного из родителей на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем. Лицу, признанному беженцем, которое подало заявление о выдаче проездного документа, или лицу, в отношении которого такое заявление подано, направляется уведомление с указанием причин отказа в оформлении проездного документа.

После устранения причин, повлекших отказ в оформлении проездного документа, подается новое заявление о выдаче проездного документа.

6. Выезд за пределы территории Российской Федерации лица, признанного беженцем, и (или) прибывших с ним членов его семьи временно ограничивается в случае, если они:

1) в соответствии с уголовно-процессуальным законодательством Российской Федерации являются подозреваемыми либо привлечены в качестве обвиняемых, — до вынесения решения по делу или вступления в законную силу приговора суда;

2) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом, — до исполнения обязательств или достижения согласия сторонами;

3) сообщили о себе заведомо ложные сведения при оформлении документов для выезда за пределы территории Российской Федерации, — до разрешения данного вопроса в срок не более одного месяца органом, оформившим такие документы.

7. В случае, если один из родителей, усыновителей, опекунов или попечителей заявит о своем несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем, вопрос о возможности выезда за пределы территории Российской Федерации указанного члена семьи разрешается в судебном порядке.

Порядок подачи заявления о несогласии на выезд за пределы территории Российской Федерации не достигшего возраста восемнадцати лет члена семьи лица, признанного беженцем, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.

8. Не допускается:

1) оформление нового проездного документа без признания ранее выданного проездного документа недействительным в случае, если он утрачен владельцем;

2) выдача нового проездного документа без изъятия ранее выданного проездного документа в случае, если срок его действия не истек.

9. В случае, если выезд за пределы территории Российской Федерации лица, признанного беженцем, ограничен по основаниям, предусмотренным законодательством Российской Федерации, его проездной документ подлежит изъятию уполномоченными органами и направлению в территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, выдавший данный проездной документ.

Проездной документ также подлежит изъятию в случае утраты лицом статуса беженца, лишения лица статуса беженца, порчи данного проездного документа или выдачи данного проездного документа в нарушение установленного порядка оформления и выдачи проездных документов.

10. Изъятие проездного документа по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, осуществляется судом, следственными органами Следственного комитета Российской Федерации, органами внутренних дел, федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальными органами, органами пограничного контроля, дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями.

11. За выдачу проездного документа уплачивается государственная пошлина в размерах и порядке, которые установлены законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.»;

4) в пункте 1 статьи 11 слова «, в течение срока признания их беженцами» исключить;

а) подпункт 2 пункта 2 изложить в следующей редакции:

«2) ведет учет лиц, ходатайствующих о признании беженцами, лиц, признанных беженцами, лиц, обратившихся с заявлением о предоставлении временного убежища, лиц, получивших временное убежище, и прибывших с ними членов их семей, а также учет выдаваемых им в соответствии с настоящим Федеральным законом документов, в том числе содержащих электронный носитель информации, в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования персональных данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;»;

б) подпункт 2 пункта 4 признать утратившим силу.

Внести в статью 8 Федерального закона от 25 июля 2002 года N 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2002, N 30, ст. 3032; 2006, N 30, ст. 3286; 2008, N 30, ст. 3616; 2010, N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4196) следующие изменения:

1) в пункте 4 слова «установленной формы» заменить словами «по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции»;

2) дополнить пунктом 4 1 следующего содержания:

«4 1 . Вид на жительство, выданный лицу без гражданства по заявлению о выдаче вида на жительство, поданному с 1 января 2013 года, содержит электронный носитель информации для хранения указанных в пункте 4 настоящей статьи персональных данных владельца, а также для хранения биометрических персональных данных владельца (электронного изображения лица человека и электронного изображения папиллярных узоров указательных пальцев рук этого человека).

Для получения биометрических персональных данных лица без гражданства, записываемых на электронный носитель информации, лицо, которое подало заявление о выдаче вида на жительство, или лицо, в отношении которого такое заявление подано, подлежит цифровому фотографированию, а лицо, достигшее возраста двенадцати лет, также сканированию папиллярных узоров указательных пальцев его рук, осуществляемым в территориальном органе федерального органа исполнительной власти в сфере миграции.

В случае невозможности сканирования папиллярных узоров указательных пальцев рук лица без гражданства проводится сканирование папиллярных узоров других пальцев рук указанного лица.

Требования к электронному изображению лица человека и электронному изображению папиллярных узоров пальцев рук устанавливаются федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, и с уполномоченным федеральным органом исполнительной власти по защите прав субъектов персональных данных.

Территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции осуществляют обработку персональных данных лиц без гражданства, которые подали заявление о выдаче вида на жительство, или лиц без гражданства, в отношении которых такое заявление подано, в объеме, необходимом для оформления и выдачи вида на жительство, в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральный орган исполнительной власти в сфере миграции ведет учет видов на жительство, выданных лицам без гражданства и содержащих электронный носитель информации, а также персональных данных их владельцев в государственной информационной системе миграционного учета. Условия хранения и использования таких данных, содержащихся в государственной информационной системе миграционного учета, определяются в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.».

Признать утратившими силу:

1) статью 1 Федерального закона от 28 июня 1997 года N 95-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон Российской Федерации «О беженцах» (Собрание законодательства Российской Федерации, 1997, N 26, ст. 2956) в части изложения в новой редакции пункта 9 статьи 7, абзаца второго подпункта 13 пункта 1 статьи 8 и подпункта 2 пункта 4 статьи 17;

2) подпункт «ж» пункта 4 статьи 2 Федерального закона от 18 июля 2006 года N 121-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации по вопросу совершенствования государственного управления в сфере миграции» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2006, N 31, ст. 3420);

3) подпункт «б» пункта 2 статьи 10 Федерального закона от 23 июля 2008 года N 160-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 30, ст. 3616).

Настоящий Федеральный закон вступает в силу с 1 января 2013 года.

rg.ru

Еще по теме:

  • Закон о загрязнении воздуха Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ "Об охране атмосферного воздуха" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 4 мая 1999 г. N 96-ФЗ"Об охране атмосферного воздуха" С изменениями и дополнениями от: 22 августа 2004 г., 9 мая, 31 […]
  • Приказ о качестве и безопасности пищевых продуктов Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ "О качестве и безопасности пищевых продуктов" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 2 января 2000 г. N 29-ФЗ"О качестве и безопасности пищевых продуктов" С изменениями и дополнениями […]
  • Федеральный закон от 23 июля 2008 160-фз Федеральный закон от 23 июля 2008 г. N 160-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с совершенствованием осуществления полномочий Правительства Российской Федерации" (с изменениями и […]
  • Новый закон по газоснабжению Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ "О газоснабжении в Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 31 марта 1999 г. N 69-ФЗ"О газоснабжении в Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 22 августа […]
  • Закон рф об индивидуальных предпринимателях Федеральный закон от 8 августа 2001 г. N 129-ФЗ "О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей" (с изменениями и дополнениями) Информация об изменениях: Федеральным законом от 23 июня 2003 г. N 76-ФЗ в наименование […]
  • Закон о бухгалтерском учете 2013 года Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 6 декабря 2011 г. N 402-ФЗ"О бухгалтерском учете" С изменениями и дополнениями от: 28 июня, 2, 23 июля, 2 ноября, 21, 28 […]