Искусство спора. О теории и практике спора

Проф. С. И. Поварнин

Оглавление

    Предисловие к первому изданию
    Предисловие ко второму изданию
  • ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ О СПОРЕ
    • О доказательствах
    • О доказательствах (продолжение)
    • Спор из-за истинности мысли
    • Спор из-за доказательства
    • Виды спора
    • Виды спора(продолжение)
    • Условия для начала спора
    • Наши доводы в споре
    • Доводы противника
    • Логический такт и манера спорить
    • Уважение к чужим убеждениям
    • Некоторые общие замечания о споре
  • УЛОВКИ В СПОРЕ
    • Позволительные уловки
    • Грубейшие непозволительные уловки
    • Усложнение и видоизменения палочных доводов
    • Психологические уловки
    • Психологические уловки (Продолжение)
    • Софизмы: отступление от задачи спора
    • Софизмы: отступления от тезиса
    • Лживые доводы
    • Произвольные доводы
    • «Мнимые доказательства»
    • Софизмы непоследовательности
    • Меры против уловок

Воспроизведено по второму изданию Культурно-просветительного кооперативного товарищества НАЧАТКИ ЗНАНИЙ — Петроград — 1923

Классическая серьезная книга по искусству спора, написанная известным специалистом по логике и риторике. Содержит классификацию споров и уловок в споре. Книга научит вас читать «между строк» газеты и телеинформацию, заметить уловки ваших противников, правильно изложить свои доводы в споре любого типа. Для широкого круга читателей.

Того же автора

Предисловие к первому изданию

Спор имеет огромное значение в жизни, в науке, в государственных и общественных делах. Где нет споров о важных, серьезных вопросах, там застой. — Наше время в России особенно богато горячими спорами общественного и политического характера. Между тем нет книг, которые могли бы дать хотя бы некоторые указания по теории и технике спора. «Эвристика» Шопенгауэра, являющаяся необработанным набором случайно попавшегося под руку материала — не в счет.

Предлагаемая книжка ставит задачей насколько можно пополнить этот недостаток для лиц, совершенно не знакомых с логикой. Она является приспособленным для этой цели извлечением из большого труда автора о прикладной логике в связи с теорией спора, — труда, предназначенного для лиц, знакомых хотя бы с начатками логики. Труд этот также приготовлен уже к печати.

Теория спора, — предмет совершенно неразработанный в современной науке. Естественно, что первые попытки её разработки и популяризации не могут претендовать на какую-либо полноту. Но надеюсь, что и они не останутся бесполезными для мыслящего читателя.

Предисловие ко второму изданию

Первое издание носило название «Спор». Как выяснилось, это название было слишком неопределенно и приводило к недоразумениям относительно содержания книги. В новом издании книга называется «Искусством спора».

Во второе издание книги внесено довольно много дополнений. Наиболее обширные из них в главах VII, XV и XVIII. Внесен ряд мелких поправок и улучшений. Вычеркнуты два не подходящие более примера. В существенном же книга перепечатывается без изменений.
С. Поварнин.

evolkov.net

Искусство спора определение

Искусство спора зародилось ещё в Древние времена. Всем известны споры философов Древней Греции: Платона и Аристотеля. А как же без спора? Ведь для того чтобы высказывание, пусть даже и великого Коперника, было признано истиной, надо испытать его прочность в жарком споре.

К счастью, нам сегодня не приходится устанавливать законы Вселенной. Спасибо учёным древности! Но споры повседневно возникают и в XXI веке. Дискуссий невозможно избежать, ведь каждый человек на всё имеет свою точку зрения, иногда кардинально противоположную взглядам других людей. А свои убеждения надо отстаивать. Вот и рождаются споры.

Однако в современном цивилизованном мире приоритеты в искусстве ведения спора немного изменились. Если в Античности искусство спора заключалось в мастерстве отстаивать собственную точку зрения, то в настоящее время правила ведения спора направлены на то, чтобы в жаркой полемике не упустить истину и оставить отношения спорщиков в рамках приличия.

Искусство вести спор базируется на трёх простых заветах:

  1. расспрашивать своего оппонента;
  2. вести с ним беседу;
  3. внимательно выслушивать его доводы.

Вступающий в спор человек должен знать, что его убеждения могут быть ошибочными. Поэтому во время ведения полемики важнее не доказывать свою правоту, а внимательно выслушивать и анализировать доводы оппонента.

Если во время монолога Вашего собеседника он затронул вопрос, по которому Вам крайне необходимо что-то уточнить, Вы можете прервать его речь, но только извинившись. Затем вкратце Вы можете перечислить свои доводы на затронутую Вашим оппонентом тему или попросить его кое-что подробнее Вам разъяснить. Конечно, перебивать, некрасиво, но, как говорил Сократ, «истина дороже». Ваш собеседник простит Вас за небольшую неучтивость, если увидит Ваше уважение к нему и искреннее желание установить истину. После того, как Вы выскажетесь, следует напомнить оппоненту, о чём он говорил до того, как Вы его перебили.

Искусство вести спор заключается также и в умении выбирать правильный тон дискуссии. Интонация Вашего голоса во время ведения полемики может быть самой разной: решительной, нежной, уверенной, мягкой. Но при этом она ни в коем случае не должна обижать Вашего оппонента, унижать его. Невежливо повышать тон, и просто неприемлемо переходить на крик.

Правила ведения спора:

Во время спора

  • Необходимо осознавать, что спор – это способ поиска истины, а не «удачная» возможность выплеснуть негативные эмоции на своего противника.
  • Во время спора Вы должны чётко определять для себя, с какими доводами соперника Вы согласны, с какими – нет, и какие вызывают у Вас сомнения. При этом важно не бояться признаваться оппоненту в том, что Вы чего-то не понимаете или не знаете.
  • Ни в коем случае во время ведения спора не переходите на личности. Иначе это будет уже не полемика двух цивилизованных людей, а примитивная ссора.
  • В процессе ведения спора старайтесь возвращаться к сути поднятого вопроса, иначе Вы сами можете не заметить, как отвлечётесь на посторонние темы, и данная полемика затянется надолго и закончится ничем.
  • Старайтесь не перебивать соперника тогда, когда он приводит аргументы в защиту собственной позиции. Лучше говорите по очереди.
  • Вести спор следует вежливо и сдержанно. Это покажет, что Вы воспитанный человек. Кроме того, обосновывать свою точку зрения убедительнее с помощью знаний и логики, а не посредством жестикуляции и буйства эмоций.
  • Избегайте во время ведения спора фраз типа: «Да Вам всё равно этого не понять!». Говорить так очень некрасиво (и думать, кстати, тоже).
  • Неправильно во время спора выражать своё недоверие фразой типа: «Я Вам не верю!». Грамотнее и культурнее сказать: «А вот у меня по этому поводу сложилось иное мнение».
  • Не горячитесь и не нервничайте во время спора. После каждого собственного убедительного высказывания настраивайтесь на молчаливое внимание к словам оппонента.

В завершение спора

  • Если в ходе спора было доказано, что Ваше мнение ошибочно, Вам необходимо показать себя справедливым человеком и признать своё заблуждение по поводу предмета спора.
  • Если в ходе полемики была доказана Ваша правота, Вы должны вести себя достойно, не демонстрировать гордость и радость победы. Ни в коем случае нельзя произносить фраз, подобных следующей: «Я же говорил, что Вы неправы!». Не понижайте самооценку своего оппонента и не заставляйте его злиться или обижаться.
  • В заключение полемики подведите итоги и огласите выводы, к которым Вы пришли вместе с Вашим собеседником.
  • Будет замечательно, если двое оппонентов после завершения дискуссии пожмут друг другу руки и выразят взаимную благодарность за хорошо проведённое время.

Анастасия
24.11.2010
Перепечатка материалов статьи без ссылки на сайт запрещена!

www.knigge.ru

Искусство спора (1)

Главная > Реферат >Философия

§1 Условия спора

Глава 2. Логико-психологические основы спора

§ 1 Психологические уловки

§ 2 Логические уловки

Глава 3. Общие требования к спору

§ 1 Стратегия и тактика спора

§ 2 Корректные приемы спора

§ 3 Некорректные приемы спора

Список использованных источников и литературы

Мы много и часто спорим: с родными дома, с коллегами на работе, с продавцами в магазине. По телевизору нам показывают споры в Государственной думе, дискуссии между представителями разных политических партий. Заказчики спорят с подрядчиками, истцы с ответчиками, адвокаты с прокурорами.

Во многих ситуациях спор выявляет разнообразие точек зрения, дает новую конструктивную информацию, помогает в поисках альтернативного варианта. Спор дает возможность выразить свои мысли, сравнить их с мыслями других и тем самым удовлетворить потребности в уважении и самоутверждении.

Одни говорят: « В споре рождается истина!»

Другие думают иначе: «Истина у каждого своя».

Но если из этих фраз сделать логический вывод, то в итоге получаем:

«В споре у людей рождаются свои истины».

Но почему в споре не всегда побеждает тот, на чьей стороне справедливость. Почему же, правда, иногда вынуждена отступить перед ложью? Причина в том, что в споре участвуют не понятия, а люди. Правда у каждого своя, и способности у людей разные. Умение правильно аргументировать свои доводы — большое искусство.

На сегодняшний день остается главной проблемой то, что споры часто оставляют тягостное впечатление и у слушателей, и у самих участников, превращаясь в простую перебранку. Просто большинство из нас не умеют спорить. Тогда полезно этому поучиться, а для начала постараться понять, что подразумевается под спорами. Для написания данной работы была использована литература таких известных авторов как А.А. Ивин, К.Г. Павлова, С.И. Поварнин, Дейл Карнеги и другие.

Глава 1. Спор

Существует множество определений о том, что такое спор, но мне ближе данное А.А. Ивиным в своем учебнике:

Спор представляет собой столкновение мнений или позиций, в ходе которого стороны приводят аргументы в поддержку своих убеждений и критикуют несовместимые с последними представления другой стороны.

В русском языке имеется несколько слов, обозначающих столкновение противоположных или просто разных убеждений — дискуссия, полемика, спор, дебаты.

Дискуссия – это публичный спор, целью которого является выяснение и сопоставление разных точек зрения, поиск, выявление истинного мнения, нахождение правильного решения спорного вопроса. В переводе с латинского языка «дискуссия» означает исследование, рассмотрение, разбор. Дискуссия считается эффективным способом убеждения, так как ее участники сами приходят к тому или иному выводу.

Цель дискуссии заключается в стремлении добиться истины путем сопоставления различных мнений.

Дискуссия это активный метод закрепления и углубления знаний, развития навыков творческого мышления и умения вести спор. В то же время дискуссия – весьма эффективный способ убеждения, основанный на самостоятельном освоении истины. Из психологии известно, что человек лучше всего воспринимает и запоминает то, к чему он пришел сам, что он сам открыл.

Как правило, участниками дискуссии являются лица, которые обладают необходимыми знаниями по обсуждаемым вопросам и имеют полномочное право принимать решение или рекомендовать принять то или иное решение.

Дискуссия представляет собой последовательную серию высказываний ее участников относительно одного и того же предмета, что обеспечивает необходимую связность обсуждения. В большинстве случаев тема дискуссии формулируется до ее начала, что дает возможность ее участникам подготовиться к ней более основательно.

При отсутствии предмета спора или обсуждения дискуссия не возникает.

Результат дискуссии должен выражаться в более или менее объективном суждении, поддерживаемом всеми участниками дискуссии или их большинством. Таким образом, в дискуссии образуется более четкая и ясная формулировка решения проблемы, устраняется момент субъективности: убеждения одного человека или группы людей получают должную поддержку других и тем самым объективируются, обретая определенную обоснованность.

Слово «полемика» в переводе с древнегреческого означает воинственный, враждебный.

Полемика – это не просто спор, а такой при котором имеется противостояние, противоборство сторон, идей и речей. Исходя из этого, полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому, или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Таким образом полемика отличается от дискуссии именно своей целевой направленностью. Если участники дискуссии сопоставляют противоречивые суждения, стараются прийти к единому мнению, найти общее решение, установить истину , то цель полемики: одержать победу над противником , отстоять и утвердить собственную позицию.

Полемика носит боевой, решительный характер:

— Во-первых, основная задача, которую решают полемизирующие стороны, — утверждение своей позиции.

— Во-вторых, участвующие и полемике стороны более чем в дискуссии, вольны в выборе средств спора, его стратегии и тактики. В полемике допускается использование большего числа корректных приемов, таких, как захват инициативы, внезапность в использовании имеющихся в распоряжении спорящих доводов, в том числе и психологических, навязывание своего сценария спора и т.п.

Однако существует ряд моментов, роднящих полемику и дискуссию: наличие определенного предмета спора, содержательная связность, открытость к аргументам другой стороны, очередность выступлений спорящих, недопустимость использования некорректных логических и психологических приемов, нарушение этических норм.

Но следует помнить, что в общественном сознании спор ассоциируется со средством достижения истины, поэтому решение, основанное на победившей в полемике позиции, влечет за собой соответствующую меру ответственности. Нетрудно догадаться, каковы будут последствия, и какой будет мера ответственности, если в полемике победит ошибочная точка зрения.

Искусство вести спор называется эристикой. История эристики (от греч. Eristika, подразумевается eristikē technē — искусство спорить) уходит своими корнями в Древнюю Грецию.

Первоначально эристика понималась как средство отыскания истины и добра с помощью спора, она должна была учить умению убеждать других в правильности высказываемых взглядов и, соответственно, умению склонять человека к тому поведению, которое представляется нужным и целесообразным. Но постепенно эристика выродилась в обучение тому, как вести спор, чтобы достигнуть единственной цели – выиграть его любой ценой, совершенно не заботясь об истине и справедливости. Эристика распалась на две части, диалектику, которую разрабатывал Сократ и софистику. Целью диалектики остался поиск истины в результате попыток установления истины обоими участниками спора, а целью софистики , которая со времен Аристотеля отождествлялась с эристикой, стала победа в споре любой ценой, независимо от того, на чьей стороне истина.

§1 Условия спора

Прежде чем вступать в спор, следует посмотреть, выполнены ли некоторые простые условия, наличие которых только и делает разговор спором.

1) умение правильно определить предмет спора и выделить пункты разногласий. Предмет спора – это те положения, которые подлежат обсуждению путем обмена различными точками зрения, сопоставления мнений. Предмет спора должен сразу же обозначаться полемизирующими сторонами. Определив предмет, участники спора должны точно указать, по каким именно пунктам они не согласны с данной мыслью;

2) умение не упускать из виду главных положений, из-за которых ведется спор. Чтобы не потерять предмет спора, не дать увести себя в сторону от обсуждаемой проблемы, полемист должен хорошо знать предмет спора, разбираться в поставленных задачах, тонкостях дела, быть эрудированным и компетентным;

3) умение четко определить свою позицию в споре. Спор становится более плодотворным, если у участников полемики есть общность исходных позиций, начальное взаимопонимание. Мнения участников спора могут быть абсолютно различны, но их должна объединять цель, стремление найти правильное решение, желание разобраться в спорном вопросе и достичь истины;

4) правильное использование понятий. Необходимо выделить основные понятия, связанные с предметом спора, и термины, их обозначающие. Чтобы все участники полемики одинаково понимали употребляемые понятия, целесообразно в начале спора уточнить значение основных слов, исключить их многозначность в рамках дискуссии;

5) уважительное отношение к оппоненту, стремление понять взгляды и убеждения противника, вникнуть в суть его позиции. Это необходимые условия продуктивности публичного спора, плодотворного обсуждения проблем;

6) умение сохранить выдержку и самообладание в споре. Психологи установили, что при попытке навязать оппоненту мнение, расхожее с его собственным, последний воспринимает его как ложное, неприемлемое. Поэтому иногда полезно согласиться с противником, и прежде, чем сказать «нет», произнести «да»;

7) умение обращать внимание на поведение оппонента, верно оценивать его действия. Здесь многое зависит от противника, его характера, темперамента, настроения, национальной принадлежности, общественного положения. Влияние оказывает также и фактор наблюдения со стороны. Полемисту небезразлично, кто станет свидетелем его победы или поражения;

8) умение подбирать убедительные аргументы для обоснования своей позиции и опровержения позиции оппонента. В этой ситуации полемист должен хорошо знать того, к кому обращены его доводы. Необходимо учитывать, что доводы должны воздействовать не только на разум слушателей, но и на их чувства.

§2 Виды спора

Виды спора очень многообразны. Спор может быть конструктивным (товарищеским) или деструктивным (враждебным), устным или письменным, организованным или стихийным, основательным или поверхностным, содержательным или формальным .

works.doklad.ru

Искусство публичного спора

Знаменитый римский ритор Цицерон в сочинении «Оратор» приводит символический жест, которым основатель стоической философии, древнегреческий мыслитель Зенон объяснял разницу между двумя возможными способами доказательства собственного мнения: сжатый кулак он сравнил с логикой, а открытую ладонь — с красноречием. Таким образом философ противопоставил две возможные системы воздействия на собеседника: логику как более жесткий, более строгий метод отстаивания идей в среде ученых и философов и красноречие как открытый, выразительный способ передачи мысли и воздействия, присущий ораторам и обычным смертным.

В повседневной жизни едва ли не каждому человеку время от времени приходится сталкиваться с такой специфической формой коммуникации, как спор — столкновением мнений, в ходе которого каждая из сторон стремится убедить другую в справедливости своей точки зрения. В риторическом аспекте спор определяется как публичное обсуждение актуальной для его участников проблемы, вызванное желанием обстоятельнее разобраться в том или ином вопросе. Подобное столкновение различных позиций реализуется в процессе доказательства и опровержения.

Искусство ведения спора имеет многовековую историю: еще в Древней Греции в зависимости от целей, преследуемых участниками, были выделены два основных типа эристики (от греч. eristikos — спорящий, сварливый) — искусства спора:

• диалектика (от греч. (lia — «два» и lexis — «речь, беседа») как искусство спорить для выяснения истины;

• софистика (от греч. sophistes — «обучающий зарабатыванию денег с помощью ума») как стремление добиться победы в споре путем преднамеренного использования ложных доводов (см. гл. 5).

Отметим, что последний термин во многих современных языках используется в несколько ином значении — как сознательное применение в споре или в доказательствах неправильных доводов, или софизмов — разнообразных уловок, замаскированных внешней (формальной) правильностью суждений. Так, к распространенным приемам современной софистики можно отнести, например, следующие: интерпретация того или иного факта при намеренном исключении его из причинно-следственного контекста событий, применение закономерностей одной группы явлений к явлениям другой группы, ложные ссылки на авторитеты, использование закономерностей и реалий одной исторической эпохи для интерпретации событий другой эпохи и т.д. Приемы софистики являются средством манипуляции в процессе общения (см. п. 11.3).

Известный русский специалист в области риторического искусства С. И. Поварнин в книге «Спор. О теории и практике спора» (1918) выделил следующие разновидности этого типа коммуникации.

1. Спор для проверки истины. Как замечает сам С. И. Поварнин: «В чистом, выдержанном до конца виде этот тип спора встречается редко, только между очень интеллигентными и спокойными людьми. Если сойдутся два таких человека, и для обоих их данная мысль не кажется уже совершенно готовой и припечатанной истиной, и оба они смотрят на спор, как на средство проверки, то спор иногда получает особый характер какой-то красоты. Он доставляет, кроме несомненной пользы, истинное наслаждение и удовлетворение, является поистине «умственным пиром»». Такого рода «умственная борьба» может приносить специфическое удовольствие, связанное как с расширением кругозора, так и с интеллектуальным наслаждением от полученной победы.

При описании подобного спора польский историк и логик Т. Котарбиньский обращает внимание на совместный характер интеллектуальной работы, которая приводит обе стороны (как это ни парадоксально!) к победе — нахождению истины: «Кто хочет выявить истину, тот не менее усердно ищет ее и в убеждениях или предположениях противника, хотя последние вначале и не согласуются с его собственными взглядами. Это как бы определенное разделение труда: «Ты будешь отстаивать свою гипотезу, а я свою, и посмотрим, что из этого выйдет. Я буду пытаться опровергать твои утверждения, а ты — мои. Давай в нашем исследовании опровергать все, ибо только таким образом можно выявить то, что опровержению не поддается. То, что при этом устоит, и явится совместно найденной истиной. Пусть же она и окажется единственным победителем в этом споре»».

2. Спор для убеждения противника в истинности собственного мнения. Такой спор, в свою очередь, можно разделить на два разных по риторической ценности типа речевого состязания: а) спорящий может убеждать противника в чем-либо, в чем сам глубоко убежден (его задача — сделать другого «соучастником истины»), и б) спорящий может убеждать не потому, что уверен в истине того, что защищает, или в ложности того, на что нападает, — он спорит потому, что «так нужно», «так полезно» для какой-нибудь цели. С такими спорами связано желание любым способом (с помощью разнообразных уловок, подтасовки данных, иногда прямой лжи) убедить собеседников в справедливости своих высказываний. Такого рода споры характеризуют публичные выступления (а зачастую и межличностные беседы) проповедников различных учений, религий и сект, а также агитаторов, рекламистов, торговых агентов и многих других, старающихся убедить в истинности или ложности мысли не потому, что сами в нее верят, а потому, что убедить нужно.

3. Спор из-за победы чаще всего ведется перед сторонними слушателями: одному или обоим участникам важно продемонстрировать перед публикой свое умение спорить и — главное — побеждать в словесных баталиях. Сегодня такие словесные баталии стали популярным жанром на телевидении.

В споре из-за победы его участники часто пользуются не столько логикой или доводами рассудка, сколько разнообразными средствами ораторской убедительности: внушительностью тона, острыми словами, красотой выражения, возбуждением нужных переживаний и другими приемами ораторского искусства. Зачастую вопросы логики и истинности сказанного при такого рода словесных баталиях отступают па второй план: главное — победить!

4. Спор ради спора в большинстве случаев преследует только одну цель — продемонстрировать риторические возможности одного из спорящих (обычно он же является и инициатором разговора). Однако полезно помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если ясной и важной цели нет или она может быть достигнута без всякого спора, затевать спор бессмысленно. Постоянная нацеленность на спор, па противопоставление собственного мнения любым другим, развязывание мелких споров и т.п. характеризует человека не с лучшей стороны.

5. Спор-игра получил наибольший расцвет в древнем мире, особенно в Греции. Вот как описывает эту игру С. И. Поварнин: «Спорят двое; но они не излагают по очереди своих воззрений в целых речах, как это делается в теперешних дебатах. У древних греков один из собеседников только предлагал вопросы, другой только давать ответы. Отвечающий мог говорить исключительно «да» или «нет», разве иногда с небольшим разъяснением; спрашивающий, со своей стороны, должен был предлагать только такие вопросы, которые допускают лишь простой ответ: «да», «нет». Цель спрашивающего — вынудить у собеседника согласие с утверждением, противоречащим тезису, который тот взялся защищать, т.е. привести его к противоречию с самим собою. Но так как только очень глупый собеседник мог бы сразу попасть на эту удочку, то спрашивающий предлагал ему общие положения, аналогии, примеры из обыденной жизни, вел его от одного допущения к другому и, наконец, составляя их все вместе, принуждал его самого признать свою непоследовательность».

Кстати, споры и диалоги в целом были характерны для древнегреческой философии. В связи со спором-игрой можно вспомнить знаменитый способ философствования Сократа, который он прямо противопоставлял майевтике, софистической форме рассуждений (от греч. «повивальное искусство») — методу извлечения скрытого в человеке знания с помощью искусно наведенных вопросов. Сократ видел задачу философствования в том, чтобы в ходе беседы, ставя все новые и новые вопросы, побуждать других самостоятельно находить истину. Обычно подобные диалоги протекали в поисках ответа на вопрос: «Что такое х?» («х» — это добро, справедливость, истина и другие, обычно нравственные, понятия), причем в ходе обсуждения один за другим отвергались ответы, признававшиеся неверными. Следует отметить, что далеко не всегда собеседники приходили к удовлетворявшему их результату.

Выбор конкретной формы, в которой будет вестись обсуждение той или иной проблемы, зависит как от обсуждаемого предмета, так и от параметров коммуникативной ситуации, в которой происходит беседа (кто, где, с кем и когда обсуждает те или иные проблемы).

Из основных факторов, определяющих ход спора и вероятность победы в нем, можно назвать следующие:

1) актуальность темы спора для каждого из участников;

2) личное отношение спорящих к предмету разногласий;

3) ценность результата спора как «награды»;

4) условия и место спора;

5) наличие сторонних участников спора;

6) объем знаний по данной теме, степень готовности к словесному поединку и уровень развития навыков ведения спора у оппонентов;

7) желаемая цель: поиск совместного решения, безоговорочная победа, компромисс и т.д.

Классическое развертывание спора проходит четыре фазы.

1. Стадия конфронтации, во время которой собеседники формулируют вступающие в противоречие друг с другом точки зрения.

2. Стадия начала дискуссии, в ходе которой обсуждаются два варианта развития конфронтации: либо отказ от спора, либо желание с помощью корректной и допустимой аргументации разрешить его. На этом же этапе стороны договариваются о правилах ведения спора.

Требования, предъявляемые к предмету спора, просты:

1) тема спора должна быть сформулирована четко и понятно;

2) тема спора не должна истолковываться двусмысленно;

3) тема спора должна быть неизменной на протяжении всего времени спора.

Вступая в спор, его участники должны согласиться с тем, что их точки зрения могут расходиться, а в некоторых случаях противоречить друг другу. Следовательно, спор предполагает наличие свободы мнений, терпимость к чужой точке зрения, готовность и способность человека к уступкам и компромиссам.

3. Стадия аргументации, на которой один из участников защищает свою позицию, используя те или иные доводы, а оппонент ее критикует, добиваясь дополнительной аргументации до тех пор, пока у него еще остаются возражения. Это главный, решающий этап спора, в ходе которого собеседники используют весь свой арсенал логических и риторических способностей.

Необходимо подчеркнуть, что для успешного ведения спора и победы в нем, нужно не только иметь точные и твердые знания по обсуждаемой проблеме, но и свободно владеть законами логики. Знание логики необходимо не только для того, чтобы делать выводы из своих и чужих утверждений, но и чтобы выявлять противоречия и просчеты, в том числе логические, в словах противника (см. гл. 5).

4. Подведение итогов отражает разрешение спора и определяет того, кто одержал победу.

В ходе многовековой истории развития спора человечество выработало и ряд специфических разновидностей словесных баталий, которые можно встретить в политической, общественной, судебной, научной и других сферах жизнедеятельности человека, например «диспут», «дискуссия», «полемика», «дебаты».

Диспут (от лат. disputare — «рассуждать, спорить») — это коллективное обсуждение политических, литературных, научных, профессиональных, социально значимых и других проблем, которые не имеют общепринятого, однозначного решения. Следует отметить, что с начала XVIII в., когда слово вошло в русский язык, до середины XX в. диспут имел более узкое значение — «публичная защита диссертации, научного сочинения, написанного для получения ученой степени», однако сейчас проведение диспута может быть связано с решением разнообразных, а не только научных задач.

Композиция диспута выстраивается через систему оценок, аргументов, примеров, фактической информации, которыми пользуются участники спора. В диспуте используется не только диалогическая речь, но и элементы монолога: если диалогические элементы придают словесным баталиям эмоциональную окраску, то монологические служат в первую очередь для создания логического каркаса содержания.

Диспут служит хорошей тренировкой таких риторических способностей и умений, как искусство убеждать, умение доказательно, аргументированно излагать свою точку зрения, сохранять выдержку и спокойствие, воспринимать критику, с уважением относиться к мнению оппонента.

Дискуссия (от лат. — «рассмотрение, исследование», дословно — «расшатывание») — это публичный научный или политический спор, публичное обсуждение каких-либо проблем или спорных вопросов на собрании или в средствах массовой информации; это разновидность спора, близкая к полемике (см. ниже) и представляющая собой серию утверждений, по очереди высказываемых участниками. В отличие от диспута, дискуссия может существовать не только в устной, но и в письменной форме [1] . Важная характеристика дискуссии, отличающая ее от других видов спора, — это более жесткая система аргументации, что особенно важно для дискуссии в печати, так как у оппонентов — участников спора есть возможность более глубоко и основательно познакомиться с системой взглядов и доводами противника, а также выдвинуть более подготовленные и продуманные собственные контраргументы.

Кроме того, важной особенностью дискуссии как публичного спора можно назвать отсутствие одного тезиса при наличии в качестве объединяющего начала лишь общей темы. Обсуждая спорную (дискуссионную) проблему, каждая сторона оппонирует мнению собеседника, аргументирует свою позицию, что также отличает дискуссию от диспута, в котором гораздо чаще свою позицию защищает одна сторона. Таким образом, основной задачей дискуссии становится сопоставление разных точек зрения и достижение участниками компромисса и согласия но обсуждаемому вопросу либо определение путей и подходов к его решению. Дискуссия считается эффективным способом убеждения (см. гл. 11), так как се участники сами приходят к тому или иному выводу. Одновременно дискуссию можно рассматривать и как педагогический метод, активизирующий процесс обучения, изучения сложной темы, теоретической проблемы.

В отличие от большинства публичных споров, устная дискуссия имеет регламентированную структуру, в которой обычно выделяют следующие этапы.

Определение темы дискуссии.

1. Подготовка к дискуссии: знакомство с материалами, сбор информации, разработка системы аргументов.

2. Выдвижение тезиса одним из участников, обоснование его правомочности на основе заранее подготовленных аргументов.

3. Опровержение выдвинутого тезиса другим участником — оппонентом.

4. Ответное слово первого участника дискуссии на выступление второго.

5. Подключение к спору остальных участников дискуссии.

6. Подведение итогов.

При правильной организации дискуссии заранее должны быть определены порядок ее ведения (регламент) и ее руководите, п,. который должен обладать такими характеристиками, как опытность, тактичность, твердость и умение управлять аудиторией.

Частной и весьма распространенной разновидностью дискуссии является полемика (от греч. «воинственный, враждебный») — спор на собрании или в печати при обсуждении какой-либо проблемы или злободневного вопроса. Полемика отличается от дискуссии как своей направленностью, так и используемыми средствами: если цель дискуссии — достижение определенной степени согласия участников относительно дискутируемого тезиса, то цель полемики — не само по себе согласие, а победа над оппонентом, утверждение собственной точки зрения. Полемику можно определить как борьбу принципиально противоположных мнений по тому или иному вопросу, публичный спор с целью защитить, отстоять свою точку зрения и опровергнуть мнение оппонента. Поэтому, в отличие от дискуссии, в полемике каждая из спорящих сторон применяет те приемы, которые находит нужными для достижения победы. Нередко в полемике используются экспрессивные языковые средства.

С дискуссией полемику сближает наличие достаточно определенного тезиса, выступающего предметом разногласий, и содержательная связность, предполагающая внимание к аргументам противоположной стороны и очередность выступлений спорящих.

В полемике, как и в споре вообще, недопустимы некорректные приемы и уловки (подмена тезиса, аргумент к невежеству, использование ложных аргументов и др. -см. п. 11.3). Одновременно в полемике гораздо большее значение имеют инициатива спорящих, навязывание своего развития темы, неожиданность доводов, выбор времени для изложения решающих аргументов и т.п. Хотя полемика и направлена по преимуществу на утверждение своей позиции, нужно постоянно помнить, что главным в споре является достижение истины или согласия, консенсуса. Победа ошибочной точки зрения, добытая благодаря уловкам и слабости другой стороны, как правило, недолговечна и не способна принести моральное удовлетворение.

Вместе с тем искусство полемики — это искусство убеждать и побеждать. Полемика учит подкреплять мысли убедительными доводами, фактами, логическими построениями, аргументами и контраргументами.

Дебаты (от фр. débat — «спор, прения») — это метод ведения спора, при котором стороны противопоставляют собственные точки зрения с целью убедить некую третью сторону (зрителей, сулей и т.д.). Распространены, например, публичные дебаты по какой-либо социально значимой проблеме (перспективы развития городов, охрана памятников истории и культуры, проблемы экологии). Важными элементами убеждения в дебатах являются логическая последовательность, фактическая точность, эмоциональное воздействие на публику. Уровень готовности к отстаиванию своей позиции, убедительность аргументов (см. гл. 5), использование эффективных средств выразительности (см. гл. 6) определяют доминирование в дебатах одной из сторон.

Подводя итог изложенной классификации публичных споров, следует еще раз подчеркнуть, что выбор той или иной формы диалога зависит от целей, которые преследуют одна или обе стороны. Ни одна из названных форм не имеет преимуществ перед другой — каждая хороша для конкретных обстоятельств и в конкретной речевой ситуации.

Вместе с тем при всем многообразии споров и типов их участников можно выделить наиболее общие требования к честному спору.

Спорить следует только при необходимости. Если можно достичь согласия без дискуссии и полемики, надо постараться это сделать. Следует помнить, что спор представляет ценность не сам по себе, а как средство достижения определенных целей. Если цель не ясна или может быть достигнута без всякого спора, затевать его нет необходимости.

Предмет спора должен быть ясным. Это важнейшее требование с точки зрения логического развертывания спора и системы аргументации: иногда в начале спора его предмет может быть неопределенным — сам спор сводится к прояснению позиций спорящих сторон.

Тема спора должна быть неизменной на всем его протяжении. Если не соблюдать это требование, участники спора будут вынуждены постоянно уточнять свои позиции, что ведет к изменению подходов к теме спора и к ненужному смещению акцентов.

Спор предполагает хотя бы минимальную общность исходных позиций сторон. Всякий спор опирается на определенные предпосылки. Общность исходных тезисов обеспечивает начальное взаимопонимание спорящих, создает пространство, на котором может развернуться баталия. Тс, кто не понимают друг друга, не способны спорить и не способны прийти к согласию.

Спор требует известного знания о предмете речи. Оно не может быть полным, иначе не возникли бы разногласия и полемика, однако оно должно быть достаточно обширным, в противном случае придется спорить о малоизвестном.

В споре нужно быть гибким. Ситуация спора динамична и изменчива: появляются новые аргументы и факты, меняются позиции сторон. Жесткость необходима, когда дело касается существа вопроса, в случае же деталей, частностей, личностных моментов, субъективных симпатий и антипатий лучше проявить уступчивость и терпимость. Это позволит решать сложные вопросы по существу, минуя мелкие препирательства и вместе с тем не поступаясь взглядами и достоинством.

Необходимо уметь признавать ошибки. Главное в споре -внести свою долю в правильное решение обсуждаемой проблемы. Человек, осознавший неверность каких-то своих представлений, может и должен сказать об этом со всей откровенностью: это сделает спор более плодотворным.

Существует несколько критериев успешности спора, но наиболее эффективными будут те словесные баталии, в результате которых их участники:

1) получили новую информацию, глубже поняли позицию оппонента, уточнили видение ситуации и пути решения проблемы;

2) смогли снизить напряженность отношений и недоброжелательность, погасить недоверие, устранить обиды;

3) пришли к большему взаимопониманию и сближению позиций;

4) смогли разрешить спорную ситуацию, устранить конфликт и достичь согласия.

Для того чтобы спор привел к ослаблению и разрешению, а не усилению конфликта, спорящие должны обладать рядом собственно речевых умений, среди которых можно назвать наиболее важные:

1) соблюдение речевого этикета;

2) соблюдение законов логики и логичности рассуждения;

3) владение аргументацией с помощью доводов разного вида;

4) умение формулировать мысль эффективным образом;

5) умение контролировать и выражать эмоции;

6) умение замечать и раскрывать противоречия и уловки в речи собеседника.

Вместе с тем особое значение в достижении эффективных результатов спора занимает умение слушать другого человека в диалоге, во многом зависящее от способности регулировать свое эмоциональное состояние, а также от наличия адекватной самооценки, неизбежно определяющей адекватное отношение к другим людям.

  • [1] Ср. например, дискуссию о состоянии русского языка, представленную на страницах журнала «Отечественные записки», 2005, № 2.

studme.org

Еще по теме:

  • Судебная практика по судебному приказу Судебная практика по судебному приказу Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Закон миграционного учета иностранных граждан Новый закон об уточнениях в миграционном учете иностранных граждан от 27.06.2018 27 июня 2018 года президент РФ подписал Федеральный закон № 163-ФЗ "О внесении изменений в Федеральный закон "О миграционном учете иностранных граждан и лиц без […]
  • Юристы в мончегорска Юристы в Мончегорске Расстояние от центра: 3.8 км. +4 ✉ Адрес Мурманская обл., Мончегорск, ул. Ленина 9/23 (вход к Нотариусам) ☎ Телефон +7 (911) 307-02-22 Расстояние от центра: 0.8 км. +3 ✉ Адрес Россия, Мурманская […]
  • Иск выселение из общежития Иск выселение из общежития Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Определение к слову заявление Анализ слова заявление Перевод слова заявление Мы предлагаем Вам перевод слова заявление на английский, немецкий и французский языки. Реализовано с помощью сервиса «Яндекс.Словарь» statement — утверждение, декларация, объявление вступительное […]
  • Субсидия в рб Минский городской исполнительный комитет 220030, Минск, проспект Независимости 8 Власть Республиканские государственные органы Комитет государственного контроля Республики Беларусь Управление КГБ по г.Минску и Минской области […]