Исковое заявление о признании незаконным бездействия государственного органа

  • Автострахование
  • Жилищные споры
  • Земельные споры
  • Административное право
  • Участие в долевом строительстве
  • Семейные споры
  • Гражданское право, ГК РФ
  • Защита прав потребителей
  • Трудовые споры, пенсии
  • Главная
  • Административное исковое заявление о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, лица

Примерный образец административного искового заявления о признании незаконными полностью или в части решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями (образец с сайта Кабанского районного суда Республики Бурятия: http://kabansky.bur.sudrf.ru)

В Кабанский районный суд

Административный истец: …
(Указываются наименование административного истца, если
административным истцом является орган, организация или
должностное лицо, место их нахождения, для организации также
сведения о ее государственной регистрации; фамилия, имя и
отчество административного истца, если административным
истцом является гражданин, его место жительства или место
пребывания, дата и место его рождения, сведения о высшем
юридическом образовании при намерении лично вести
административное дело, по которому Кодексом
административного судопроизводства РФ предусмотрено
обязательное участие представителя.
Указываются номера телефонов, факсов, адреса электронной
почты.

Представитель административного истца: …
Указываются наименование, фамилия, имя и отчество
представителя, его почтовый адрес, сведения о высшем
юридическом образовании. Номера телефонов, факсов, адреса
электронной почты.

Административный ответчик: …
Указывается наименование органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями и принявшие
оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие
(бездействие)органа государственной власти, органа местного
самоуправления или должностного лица.
Место нахождения. Номера телефонов, факсов, адреса электронной
почты, если известны.

Административное исковое заявление
о признании незаконными полностью или в части решения,
действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных
государственными или иными публичными полномочиями

Административным ответчиком … (указывается наименование органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие)органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица) «__» ________ ___ года (или в период с «___» _________ ___ года по «___» _______ ___ года) были совершены следующие действия: … (указываются оспариваемые действия: наименование, номер, дата принятия оспариваемого решения, дата и место совершения оспариваемого действия (бездействия)), что подтверждается . (указать сведения о том, в чем заключается оспариваемое бездействие (от принятия каких решений, либо от совершения каких действий в соответствии с обязанностями, возложенными в установленном законом порядке, уклоняются орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), привести доказательства, которые известны административному истцу и которые могут быть использованы судом при установлении обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения административного дела).

Данные действия нарушают права и законные интересы административного истца, а именно право на … (указываются нарушенные права и интересы административного истца, иные известные данные в отношении оспариваемых решения, действий (бездействия). В случае оспаривания решения, действия (бездействия) судебного пристава-исполнителя указываются известные сведения об исполнительном документе, в вязи с исполнением которого оспариваются решение, действие (бездействие), и об исполнительном производстве).

Также оспариваемые действия не соответствуют действующему законодательству РФ, а именно: … (указывается, каким нормам права не соответствуют оспариваемые действия: сведения о правах, свободах и законных интересах административного истца, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемыми решением, действием, (бездействием).

В связи с вышеизложенным, в соответствии со ст. 19, 124-127 Кодекса административного судопроизводства РФ

Признать незаконными решение, действия (бездействия) административного ответчика … (указывается наименование органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспариваемое решение либо совершившие оспариваемое действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления или должностного лица), совершенные им «___» _________ ___ года в период с «___» ______ ___ года по «___» _______ ___ года в отношении … (фамилия, имя, отчество административного истца).

Приложение:
1. Копии заявления и документов в количестве, соответствующем числу административных ответчиков и заинтересованных лиц, а при необходимости также копии для прокурора либо уведомление о вручении копий заявления и документов административному ответчику и заинтересованным лицам;
3. Документ, подтверждающий оплату госпошлины в соответствии со ст. 333.19 НК РФ (подлинник);
4. Копии документов, подтверждающих совершение оспариваемых решения, действий (бездействия) (при их наличии), иные документы, подтверждающие требования;
5. Копия документа, подтверждающего полномочия лица, подписывающего заявление.

«___» _________ ___ г. ____________ /Подпись ____________ /Ф.И.О.

Комментарии:

Госпошлина в суд

Госпошлина при подаче административного искового заявления о признании ненормативного правового акта недействительным и о признании решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц незаконными определяется в соответствии с пп. 7 п. 1 ст. 333.19 Налогового кодекса РФ (для физических лиц — 300 рублей; для организаций — 2 000 рублей).

Документы, прилагаемые к административному исковому заявлению

Документы прилагаются с учетом ст. 126 Кодекса административного судопроизводства РФ.

logos-pravo.ru

Арбитражный суд Магаданской области

Отделение Магадан г. Магадан

Получатель

УФК по Магаданской области (Межрайонная ИФНС России №1 по Магаданской области, л/с 04471240580)

Расчетный счет

Оспаривание действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц

Порядок оспаривания действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов, должностных лиц регламентирован главой 24 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации (далее – АПК РФ). Вместе с тем, при рассмотрении указанной категории дел арбитражными судами применяются и общие правила искового производства, установленные Разделом II АПК РФ.

Возбуждение производства по делу

Основанием для возбуждения производства по делу об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц в соответствии с частью 2 статьи 197 АПК РФ является заявление заинтересованного лица с требованием о признании незаконными действий (бездействия) указанных органов и лиц.

Право на обращение в арбитражный суд: чем обусловлено данное право, критерии возможности использования данного права

В соответствии с частью 1 статьи 198 АПК РФ правом на обращение в арбитражный суд с заявлением о признании незаконными действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц обладают лица (граждане, организации и иные лица), которые таким способом защищают свои права в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если полагают, что они нарушены оспариваемым действием (бездействием) в связи с его несоответствием закону или иному нормативному правовому акту.

Данной нормой, а также частью 2 статьи 198 АПК РФ определен круг лиц, которые вправе обратиться в арбитражный суд с данным заявлением – это физические лица, зарегистрированные в установленном порядке в качестве индивидуальных предпринимателей, юридические лица (организации), а также иные лица (прокурор, государственные органы, органы местного самоуправления, иные органы).

При этом права и законные интересы, которые нарушаются оспариваемыми действиями (бездействием), должны носить экономический характер, то есть относиться к сфере предпринимательской либо иной экономической деятельности.

При принятии решения о необходимости оспаривания действий (бездействия) указанных органов и лиц заявителю необходимо определить подведомственность (суд общей юрисдикции либо арбитражный суд) и подсудность (тот или иной суд определенной юрисдикции), то есть суд, в который необходимо подать соответствующее заявление.

В соответствии со статьёй 27, пунктом 2 части 1 статьи 29, частью 1 статьи 34, статьёй 35 АПК РФ при оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц необходимо подавать заявление в арбитражный суд субъекта РФ по месту нахождения указанных органов и должностных лиц (край, область и пр.).

В части 3 статьи 198 АПК РФ предусмотрено правило, согласно которому заявления о признании незаконными действий (бездействия) подлежат рассмотрению в арбитражном суде, если в соответствии с федеральным законом их рассмотрение не отнесено к компетенции других судов.

Тем самым компетенция судов общей юрисдикции и арбитражных судов в части контроля за действиями государственных органов, иных органов и лиц, наделенных властными полномочиями, разграничивается не только по предмету спора, но и в силу прямого указания федерального закона.

Например, отказ в регистрации устава религиозной организации в силу прямого указания федерального закона может быть оспорен в суде общей юрисдикции.

Частью 4 статьи 198 АПК РФ устанавливается трехмесячный срок для подачи заявления, исчисляемый со дня, когда заявителю стало известно о нарушении его прав и законных интересов, если иное не установлено федеральным законом.

При этом срок, исчисляемый месяцами, истекает в соответствующее число последнего месяца установленного срока. Если окончание процессуального срока, исчисляемого месяцами, приходится на месяц, который соответствующего числа не имеет, срок истекает в последний день этого месяца (часть 2 статьи 114 АПК РФ). В случаях, если последний день процессуального срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается первый следующий за ним рабочий день (часть 4 статьи 114 АПК РФ). Процессуальное действие, для совершения которого установлен срок, может быть выполнено до двадцати четырех часов последнего дня установленного срока (часть 5 статьи 114 АПК РФ). Если заявление, жалоба, другие документы либо денежные суммы были сданы на почту, переданы или заявлены в орган либо уполномоченному их принять лицу до двадцати четырех часов последнего дня процессуального срока, срок не считается пропущенным (часть 6 статьи 114 АПК РФ).

Пропущенный по уважительной причине трехмесячный срок подачи заявления может быть восстановлен судом. Для восстановления данного срока заявителю необходимо представить ходатайство о восстановлении пропущенного срока с указанием уважительных причин и доказательствами, подтверждающими заявленное ходатайство.

Если заявитель принимает решение обжаловать действия (бездействие) в вышестоящий орган и в суд, то в целях недопущения пропуска срока для подачи соответствующего заявления в суд ему целесообразно делать это одновременно. В случае удовлетворения жалобы вышестоящим органом до рассмотрения заявления арбитражным судом заявитель может в порядке статьи 49 АПК РФ уточнить заявленные требования с учетом решения вышестоящего органа.

Требования к заявлению о признании действий (бездействия) незаконными

В соответствии с частью 1 статьи 199 АПК РФ заявление о признании действий (бездействия) незаконными должно соответствовать требованиям, предусмотренным частью 1, пунктами 1, 2 и 10 части 2, части 3 статьи 125 АПК РФ (то есть общим требованиям), а именно:

  • часть 1 статьи 125 АПК РФ: заявление подается в арбитражный суд в письменной форме; заявление подписывается истцом или его представителем. Представителем в арбитражном процессе может выступать не только адвокат, но и иное оказывающее юридическую помощь лицо (статья 59 АПК РФ). Представитель вправе совершать от имени представляемого лица все процессуальные действия, за исключением действий, указанных в части 2 статьи 62 АПК РФ, для выполнения которых они должны быть специально оговорены в самой доверенности. Если заявление подписывает представитель по доверенности, ему необходимо приложить к заявлению доверенность (либо ее надлежаще заверенную копию), а также представить документы, подтверждающие полномочия лица, выдавшего доверенность (напр. приказ о назначении руководителя организации, выписку из учредительного договора об избрании руководителя либо лица, исполняющего обязанности руководителя);
  • пункт 1 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должно быть указано наименование арбитражного суда, в который подается заявление;
  • пункт 2 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должны быть указаны наименование заявителя, его место нахождения; если заявителем является гражданин, его место жительства, дата и место его рождения, место его работы или дата и место его государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя; номера телефонов, факсов, адреса электронной почты заявителя;
  • пункт 10 части 2 статьи 125 АПК РФ: в заявлении должен быть указан перечень прилагаемых документов;
  • часть 3 статьи 125 АПК РФ: заявитель обязан направить другим лицам, участвующим в деле, копии заявления и прилагаемых к нему документов, которые у них отсутствуют, заказным письмом с уведомлением о вручении; допускается также непосредственное вручение копии заявления, при этом на экземпляре заявления, который подается в арбитражный суд либо на сопроводительном письме к заявлению должен стоять штамп государственного органа, органа местного самоуправления, иного органа с указанием даты принятия заявления, его входящего номера, росписи принявшего заявление лица с указанием его должности.

Специальными требованиями к заявлению об оспаривании действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, является то, что в заявлении в соответствии с пунктами 1-5 части 1 статьи 199 АПК РФ должны быть также указаны:

  • наименование органа или лица, которые совершили оспариваемые действия (бездействие);
  • время совершения действий (дата);
  • права и законные интересы, которые, по мнению заявителя, нарушаются оспариваемым действием (бездействием);
  • законы и иные нормативные правовые акты, которым, по мнению заявителя, не соответствуют оспариваемое действие (бездействие);
  • требование заявителя о признании действий (бездействия) незаконными.

Документы, прилагаемые к заявлению

В соответствии с частью 2 статьи 199 АПК РФ к заявлению прилагаются документы, указанные в статье 126 АПК РФ (общие правила искового производства).

Статья 126 АПК РФ содержит перечень документов, прилагаемых к заявлению. Такими документами являются:

— уведомление о вручении или иные документы, подтверждающие направление другим лицам, участвующим в деле, копий заявления и приложенных к нему документов, которые у других лиц, участвующих в деле, отсутствуют; при отсутствии уведомления о вручении направление заявления и приложенных к нему документов подтверждается другими документами в соответствии с пунктом 1 статьи 126 АПК РФ. Это может быть почтовая квитанция, свидетельствующая о направлении копии заявления с уведомлением о вручении, а если копии заявления и приложенных к нему документов доставлены или вручены ответчику и другим лицам, участвующим в деле, непосредственно заявителем или нарочным, — расписка соответствующего лица в получении направленных (врученных) ему документов, а также иные документы, подтверждающие направление заявления и приложенных к нему документов (пункт 14 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 09.12.2002 №11);

— документ, подтверждающий уплату государственной пошлины в установленных порядке и в размере или право на получение льготы по уплате государственной пошлины, либо ходатайство о предоставлении отсрочки, рассрочки, об уменьшении размера государственной пошлины. Порядок уплаты государственной пошлины регулируется главой 25.3 Налогового кодекса РФ (далее – НК РФ). При применении данной главы НК РФ следует также руководствоваться разъяснениями Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, изложенными в Информационном письме от 25.05.2005 № 91. Государственная пошлина уплачивается в федеральный бюджет. По делам рассматриваемой категории размер государственной пошлины для индивидуального предпринимателя составляет 200 рублей, организации уплачивают госпошлину в размере 2000 рублей (подпункт 3 пункта 1 статьи 333.21 НК РФ).

В соответствии с положениями пунктов 1, 2 и 5 статьи 45, статьи 333.17 НК РФ плательщик государственной пошлины обязан самостоятельно, то есть от своего имени, уплатить ее в бюджет, если иное не установлено законодательством о налогах и сборах. Уплата государственной пошлины иным лицом за истца (заявителя) законодательством не предусмотрена.

В соответствии с пунктом 3 статьи 333.18 НК РФ факт уплаты государственной пошлины в безналичной форме подтверждается платежным поручением плательщика с отметкой банка о его исполнении.

Доказательством уплаты государственной пошлины в безналичной форме является платежное поручение, на котором проставлены в поле «Списано со счета плательщика» — дата списания денежных средств со счета плательщика (при частичной оплате — дата последнего платежа), в поле «Отметки банка» — штамп банка и подпись ответственного исполнителя (п. 3.8 ч. 1 Положения о безналичных расчетах в Российской Федерации, утвержденного Указанием Центрального банка Российской Федерации от 03.10.2002 № 2-П).

Факт уплаты государственной пошлины плательщиком в наличной форме должен быть подтвержден либо квитанцией установленной формы, выдаваемой плательщику банком, либо квитанцией, выдаваемой плательщику должностным лицом или кассой органа, в который производилась оплата, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (абзац 3 пункта 3 статьи 333.18 НК РФ).

В соответствии с пунктом 6 статьи 333.40 НК РФ плательщик государственной пошлины имеет право на зачет излишне уплаченной (взысканной) суммы государственной пошлины в счет суммы государственной пошлины, подлежащей уплате за совершение аналогичного действия.

К заявлению о зачете суммы излишне уплаченной (взысканной) государственной пошлины прилагаются: решения, определения и справки судов, органов и (или) должностных лиц, осуществляющих действия, за которые уплачивается государственная пошлина, об обстоятельствах, являющихся основанием для полного возврата государственной пошлины, а также подлинные платежные поручения или квитанции, подтверждающие уплату государственной пошлины.

В соответствии со статьёй. 333.22 НК РФ, арбитражный суд, исходя из имущественного положения плательщика, вправе отсрочить, рассрочить уплату государственной пошлины, уменьшить ее размер.

В соответствии со статьёй 333.41 НК РФ, пунктом 4 Постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 20.03.97 № 6 «О некоторых вопросах применения Арбитражными судами законодательства РФ о государственной пошлине» отсрочка или рассрочка уплаты государственной пошлины, уменьшение ее размера производятся по письменному ходатайству заинтересованного лица.

В ходатайстве должны быть приведены соответствующие обоснования с приложением документов, свидетельствующих о том, что имущественное положение заинтересованной стороны не позволяет ей уплатить государственную пошлину в установленном размере при подаче заявления.

К документам, устанавливающим имущественное положение заинтересованной стороны, относятся: подтвержденный налоговым органом перечень расчетных и иных счетов, наименования и адреса банков и других кредитных учреждений, в которых эти счета открыты (включая счета филиалов и представительств юридического лица — заинтересованной стороны); подтвержденные банком (банками) данные об отсутствии на соответствующем счете (счетах) денежных средств в размере, необходимом для уплаты государственной пошлины, а также об общей сумме задолженности владельца счета (счетов) по исполнительным листам и платежным документам;

документы, подтверждающие обстоятельства, на которых истец основывает свои требования. В соответствии со статьёй 64 АПК РФ доказательствами по делу являются полученные в соответствии с законодательством сведения о фактах, на основании которых арбитражный суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения лиц, участвующих в деле, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного рассмотрения дела. К ним, например, относятся письменные доказательства и объяснения лиц, участвующих в деле, заключения экспертов, показания свидетелей, аудио- и видеозаписи, иные документы и материалы. Документы, на которые заявитель ссылается в заявлении, прилагаются к заявлению. К представляемым письменным доказательствам, исполненным полностью или в части на иностранном языке, должны быть приложены их надлежащим образом заверенные переводы на русский язык. В соответствии со статьёй 75 АПК РФ письменные доказательства представляются в арбитражный суд в подлиннике или в форме надлежащим образом заверенной копии. На основании данной нормы в арбитражный суд, как правило, представляются копии документов, заверенные в установленном порядке (с отметкой «Копия верна» с указанием должности, фамилии заверившего их лица). В судебном заседании, помимо заверенных копий, суду на обозрение представляются подлинники данных документов;

копии свидетельства о государственной регистрации (заявителя) в качестве юридического лица или индивидуального предпринимателя;

доверенность или иные документы, подтверждающие полномочия на подписание заявления; (о представительстве см. выше);

копии определения арбитражного суда об обеспечении имущественных интересов до предъявления иска; представляются в том случае, если до предъявления заявления в арбитражный суд, заявитель обращался с заявлением об обеспечении имущественных интересов, возможность подачи которого регулируется статьёй 99 АПК РФ;

выписка из единого государственного реестра юридических лиц или единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей с указанием сведений о месте нахождения или месте жительства истца и ответчика и (или) приобретении физическим лицом статуса индивидуального предпринимателя либо прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя или иной документ, подтверждающий указанные сведения или отсутствие таковых. Такие документы должны быть получены не ранее чем за тридцать дней до дня обращения истца в арбитражный суд.

В соответствии с часть. 2 статьи 126 АПК РФ документы, прилагаемые к заявлению, могут быть представлены в арбитражный суд в электронном виде.

В случае если указанные выше требования заявителем не будут выполнены, то заявление в соответствии со статьёй 128 АПК РФ может быть оставлено арбитражным судом без движения (не будет принято к производству) до устранения обстоятельств в порядке и сроки, установленные определением суда.

В определении арбитражный суд указывает основания для оставления заявления без движения и срок, в течение которого заявитель должен устранить обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения.

Согласно статье 118 АПК РФ данный срок может быть продлен арбитражным судом по заявлению лица, участвующего в деле (в данном случае – заявителя). Заявление о продлении срока, установленного арбитражным судом в определении об оставлении заявления без движения, должно быть подано в суд до истечения первоначально установленного срока.

Ходатайства, заявленные одновременно с подачей заявления, (за исключением ходатайств о предоставлении отсрочки, рассрочки уплаты государственной пошлины, уменьшении ее размера) в случае оставления его без движения, не рассматриваются арбитражным судом до принятия заявления к производству.

В случае, если обстоятельства, послужившие основанием для оставления заявления без движения, будут устранены в срок, установленный в определении арбитражного суда, заявление считается поданным в день его первоначального поступления в суд и принимается к производству арбитражного суда (часть 3 статьи 128 АПК РФ).

В случае, если указанные обстоятельства не будут устранены в срок, установленный в определении, арбитражный суд возвращает исковое заявление и прилагаемые к нему документы в порядке, предусмотренном статьёй 129 АПК РФ (часть 4 статьи 128 АПК РФ).

При этом возвращение заявления не препятствует повторному обращению с таким же требованием в арбитражный суд в общем порядке после устранения обстоятельств, послуживших основанием для его возвращения (часть 6 статьи 129 АПК РФ).

После принятия заявления к производству судом осуществляется подготовка дела к судебному разбирательству в соответствии с нормами главы 14 АПК РФ. После подготовки дело назначается к судебному разбирательству (глава 19 АПК РФ).

magadan.arbitr.ru

Административный иск на должностное лицо

При необходимости можно оспорить действия (бездействия) должностных лиц государственных органов и органов местного самоуправления путем подачи административного иска на должностное лицо.

Правом на обращение в суд с административным исковым заявлением на должностное лицо обладают граждане, организации, общественные объединения, уполномоченный по правам человека, прокурор.

Административные иски к должностным лицам подсудны районным судам по месту нахождения органа власти, в котором исполняет свои должностные обязанности лицо, чьи действия обжалуются. Кроме того административный истец может подать такой иск и по своему месту жительства. Выбор места подачи иска отдан на усмотрение заявителя.

Административный иск на должностное лицо — подготовка

Административное исковое заявление об оспаривании действий (бездействий) должностных лиц подается в суд в письменном виде. Заявление может быть отпечатано или написано разборчиво от руки.

В административном иске на должностное лицо указывается наименование (или ФИО) административного истца, наименование суда, в который подается заявление. Должностное лицо указывается в качестве административного ответчика. При этом необходимо указать ФИО должностного лица и полное правильное наименование его должности. Поскольку к участию в таких делах суд привлекает в качестве второго административного ответчика и орган власти, в котором исполняет свои обязанности должностное лицо, желательно сразу указать этот орган в административном иске (наименование и адрес).

В административном иске необходимо подробно изложить в чем заключаются оспариваемые действия (бездействия), когда и где они имели место быть. Административный истец должен указать, сведения о правах, свободах и законных интересах, которые, по его мнению, нарушаются оспариваемым действием (бездействием), нормативные акты, на соответствие которым надлежит проверить оспариваемое действие (бездействие).
В административном иске на должностное лицо необходимо указать о досудебном обжаловании действий должностного лица в вышестоящие органы и приложить имеющуюся переписку по этому поводу.

К административному иску прикладывается его копии, по числу лиц, участвующих в деле, документ об уплате госпошлины, документы, подтверждающие основания предъявления административного искового заявления.

Административный истец имеет право предварительно, перед обращением в суд, отправить пакет документов административным ответчикам. При наличии уведомления о вручении корреспонденции копии документов в суд прикладывать не нужно, достаточно такого уведомления.

Административное исковое заявление на действия должностного лица может быть подано в течение 3 месяцев с момента, когда стало о нарушении прав заявителя. При пропуске срока обращения в суд необходимо подавать заявление о восстановлении срока по административному делу.

Административный иск на должностное лицо — рассмотрение

При соблюдении требований по содержанию административного иска, приложенных к нему документов, требований подсудности, подведомственности и выполнении обязательного досудебного порядка (если он требуется) суд принимает административный иск к своему производству, о чем выносит определение. Копия определения направляется всем лицам, участвующим в деле.

Срок рассмотрения административного иска об оспаривании действий должностных лиц в суде составляет 2 месяца. По каждому административному делу судом проводится подготовка, в ходе которой стороны могут быть приглашены к судье на собеседование или в предварительное судебное заседание. В ходе подготовки стоны могут заявлять ходатайства.

Порядок проведения судебного разбирательства по административному делу мало отличается от гражданских дел, имеет аналогичные стадии. Хочется отметить, что Кодекс административного судопроизводства вообще имеет много общего с Гражданским процессуальным кодексом РФ.

Решение суда по административному иску к должностному лицу вступает в силу в течение 1 месяца после его изготовления в окончательном виде. В это время его можно обжаловать в апелляционном порядке.

Образец административного иска к должностному лицу

АДМИНИСТРАТИВНОЕ ИСКОВОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ
об оспаривании действий должностного лица

«___»_________ ____ г. я обратился к должностному лицу _________ (указать ФИО должностного лица, наименование его должности, наименование органа власти, где исполняет свои полномочия данное должностное лицо) по вопросу _________ (указать подробные основания обращения к должностному лицу, события предшествовавшие обращению).

При моем обращении должностным лицом были совершены следующие действия _________ (указать действия (бездействия), которые обжалуются заявителем).

С указанными действиями я не согласен, поскольку они нарушают мои права _________ (указать, в чем нарушение прав заявителя).

Действия должностного лица не соответствуют требованиям статей _________ (указать положения законов, на предмет соответствия которым подлежат проверке действия должностного лица).

Указанные действия должностного лица вышестоящему руководителю не обжаловались. (Если обжаловались, указать какая жалоба подавалась, кому, когда, результаты ее рассмотрения).

В соответствии со статьей 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее — орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности

На основании изложенного, руководствуясь статьей 220 Кодекса административного судопроизводства РФ,

  1. Признать действия должностного лица _________ (перечислить незаконные действия (бездействия) незаконными.

Перечень прилагаемых к административному исковому заявлению документов (копии по числу лиц, участвующих в деле):

  1. Копия административного искового заявления
  2. Документ, подтверждающий уплату государственной пошлины
  3. Документы, подтверждающие обращение к должностному лицу
  4. Письменный ответ должностного лица
  5. Имеющиеся документы, подтверждающие доводы, изложенные в административном исковом заявлении

Дата подачи заявления: «___»_________ ____ г. Подпись _______

vseiski.ru

Признание действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих незаконными

Считаете, что действия (бездействие) должностных лиц незаконны? Ваши права нарушены? Отстоим Ваши права в спорах с должностными лицами! Учтем особенности в спорах с должностными лицами. Защитим Вас от незаконных решений, штрафов. Подготовим необходимые документы. Оспорим незаконные действия (бездействие) в суде. Защитим Ваши интересы в спорах с должностными лицами!

На рассмотрение Государственной Думы России внесен проект Административного кодекса, который предлагает урегулировать отношения между органами власти и гражданами (индивидуальными предпринимателями, юридическими лицами).

Этого закона ждали очень долго, почти 20 лет.. Проект призван урегулировать множество вопросов, возникающих в судах, при спорах с властью.

Однако и сейчас закон устанавливает возможность в судебном порядке (а иногда и во внесудебном порядке) обжаловать действия органов власти, признать их незаконными и обязать выполнить требования закона.

Например, при изъятии земельного участка для муниципальных нужд, орган местного самоуправления обязан уведомлять об этих процедурах граждан, но часто это не просто не выполняет, но, фактически, скрывает «до упора».

Например, при расселении жилого дома в связи со сносом или капитальным ремонтом, орган местного самоуправления обязан предлагать гражданам, занимающим помещения на праве социального найма, иные аналогичные помещения. Однако, органы власти десятилетиями ничего реально не делают, создавая видимость своей работы.

При этом, документов, обосновывающих собственные действия органы власти не составляют, заинтересованным лицам не направляют, а отказы, содержащиеся в письмах-отписках, не мотивированы ссылками на закон.

Закон предусматривает возможность признавать незаконными соответствующие нарушения прав и интересов.

Общие правила доказывания по этой категории дел, основанные на статье 13 Гражданского кодекса России сводятся к следующему: заявителю необходимо доказать, что орган власти или его должностное лицо нарушили закон (по сути нормы или по процедуре, предписанной законом) и нарушили конкретное право и (или) законный интерес заявителя.

Кроме того, заявитель должен указать, каким именно действием органа власти будет устранено выявленное судом нарушение прав и интересов.

Выбор способа восстановления нарушенного права, выбор нормы права, которую нарушил орган власти или его должностное лицо бывает очень сложен и чаще всего должен быть основан на доскональном знании как закона, так и сложившейся судебной практики высших судов.

При этом, следует отметить ответственность органов власти и их должностных лиц может быть ограничена.

Например, в том случае, когда чиновник четко исполняет предписания закона или инструкций и при этом происходит нарушение прав лиц, ответственность с чиновника снимается, так как соответствующая спорная ситуация возникла не по вине должностного лица, а была «заложена» в самом законе или инструкции.

Справедливости ради надо отметить, что Проект Гражданского кодекса, рассматриваемый на сегодняшний момент Государственной Думой России, предусматривает в этой части серьезные изменения: орган власти будет нести ответственность даже в случае законного своего поведения, если при этом были нарушены права лица.

Кроме того, в рамках заявления об оспаривании действий или бездействий органов власти действует сокращенный срок для обращения в суд. Этот срок составляет всего три месяца и является пресекательным. Необращение в суд за защитой прав в течение этого срока может повлечь отказ в защите нарушенного права.

Следует также отметить, что основным процессуальным способом оформления и защиты прав лиц при обжаловании действий или бездействия должностных лиц является административное судопроизводство в форме заявления.

При этом, если указанными действиями или бездействиями были нарушены или оспорены гражданские права лица, то защита права, его восстановление должны производиться в порядке искового производства.

Обжалование организациями и индивидуальными предпринимателями действий или бездействий органов власти или их должностных лиц производится в системе арбитражных судов России, а оспаривание в интересах гражданина – в системе судов общей юрисдикции (районных, городских судах).

osincev.org

Еще по теме:

  • Судебная практика по судебному приказу Судебная практика по судебному приказу Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей […]
  • Субсидия в рб Минский городской исполнительный комитет 220030, Минск, проспект Независимости 8 Власть Республиканские государственные органы Комитет государственного контроля Республики Беларусь Управление КГБ по г.Минску и Минской области […]
  • Иск выселение из общежития Иск выселение из общежития Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав потребителей Трудовые споры, […]
  • Чин прокурора Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. […]
  • Образец заполнения заявления в налоговую о льготе Заявление на предоставление льготы по транспортному налогу За пользование транспортным средством (автомобилем, мотоциклом, иным) необходимо в обязательном порядке платить налог. Но некоторые категории плательщиков данного сбора имеют право на […]
  • От строителя до прокурора Прокуратура Белгородской области В соответствии со ст. 10 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации» в органах и учреждениях прокуратуры разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. […]