Искра божия (божья)

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «Искра божия (божья)» в других словарях:

Святая искра — ИСКРА БОЖИЯ (БОЖЬЯ) у кого, в ком. Устар. Экспрес. 1. Талант, выдающиеся способности. Он, как мне кажется, очень хороший литературный критик, у него есть искра божья (С. Ковалевская. Письмо А. Ш. Леффер, март 1888). 2. Порывы благородных чувств,… … Фразеологический словарь русского литературного языка

бо́жий — ья, ье. прил. к бог. Божья воля. Божий храм. || устар. Созданный богом, принадлежащий ему. Птичка божия не знает Ни заботы, ни труда. Пушкин, Цыганы. [Настя:] Вот уж я теперь совсем одна в божьем мире. А. Островский, Не было ни гроша, да вдруг… … Малый академический словарь

Феофилакт Лопатинский — архиепископ тверской, видный иерарх первой половины XVIII века. Он был родом из волынских дворян и родился, по видимому, в 70 х гг. XVII в. Год его рождения неизвестен, но он был старше Феофана Прокоповича, родившегося в 1681 г. Образование Ф.… … Большая биографическая энциклопедия

Николай II — В Википедии есть статьи о других людях с именем Николай II (значения). У этого термина существуют и другие значения, см. Святой Николай (значения). Николай II Николай Александрович Романов … Википедия

Вторичное пребывание в Хартуме. Возвращение в Египет и путешествие по Дельте — Маленький зверинец, на время нашего отсутствия порученный надзору нубийца Фадтля, по приезде нашем в Хартум оказался в самом цветущем состоянии. Мы перевезли его с собой в просторный дом, на обширном дворе которого для страусов было… … Жизнь животных

phraseology.academic.ru

Искра Божия. Сборник рассказов и сказок для мальчиков, юношей и мужей

  • Описание книги
  • Дополнительная информация о книге
  • Доставка и оплата
  • Книга «Искра Божия. Сборник для мальчиков, юношей и мужей» в увлекательной форме расскажет об основах благочестия, о добродетелях и о людях, воспитанных благородными, милосердными, смелыми и честными. Герои историй – матросы и капитаны фрегатов, короли и пастухи, простые солдаты и монахи. Все они проходят через разные испытания и всегда конце концов выбирают Добро.
    В книгу вошли сказки разных народов, рассказы К. Станюковича, К. Ушинского, И. Шмелёва, сщмч. Серафима Чичагова и других авторов, поучительные притчи, философские эссе и проповеди. Сборник обращен к широкой возрастной аудитории, поэтому в нём каждый найдёт для себя что-то интересное и поучительное.
    Тексты подобраны таким образом, что их можно читать и обсуждать в семейном кругу.

    Автор-составитель: Бабенко Елена
    Страниц: 424 с.: иллюстрации.
    Размер: 165х205х30 мм
    Переплет: твердый
    Гриф: есть
    Вес: 650 г
    Количество в пачке: 6 экз.
    Тираж: 5000 экз.
    Издатель: Издательский дом «Покров ПРО», 2015 г.

    Курьерская доставка

    Курьерская доставка по Москве
    Сроки доставки: в пределах МКАД – 2–4 рабочих дня
    Стоимость доставки: в пределах МКАД – 250 рублей

    Самовывоз из интернет-магазина «Покров»

    Сроки комплектации: 1–2 рабочих дня. Возможность комплектации заказа «день в день» Вы можете уточнить по телефону интернет-магазина.
    Адрес склада: г. Москва, улица Солянка, дом 9А, стр. 1 (ближайшая станции метро: «Китай-город»)
    График работы: понедельник–пятница с 11.00 до 17.00. В двунадесятые праздники интернет-магазин не работает.

    Почтовая доставка по России

    Заказы комплектуются с понедельника по четверг и отправляются по пятницам.
    Заказы до 2 кг отправляются ценной бандеролью; заказы весом от 2 кг до 10 кг отправляются ценной посылкой.
    Почтовая доставка заказов осуществляется только при условии 100%-ой предоплаты, включая почтовые расходы. Конечная сумма заказа высылается по электронной почте или по телефону.
    Доставка почтой по России, как правило, составляет 2-3 недели, однако ее реальный срок зависит от расстояния.
    Расчет стоимости доставки бандеролей и посылок производится в соответствии с тарифами Почты России. Стоимость доставки Почтой России складывается из:
    почтового тарифа, определяемого в зависимости от веса и расстояния;
    стоимости самой упаковки, и услуг почты по упаковке,

    Ускоренная почта

    Срок доставки в среднем 3-4 дня. Стоимость доставки рассчитывается в соответствии с действующими тарифам службы. Точную стоимость доставки сообщает наш менеджер по телефону или E-mail.

    Доставка транспортными компаниями

    Наш магазин пользуется услугами транспортно-экспедиционных компаний для доставки заказов по территории России и стран СНГ. Сроки и стоимость доставки зависят от тарифов выбранной транспортной компании.

    Оплата наличными при самовывозе и доставке курьером по г.Москве

    Пластиковая карта

    Оплата пластиковой картой через интернет
    К оплате принимаются карты платежных систем Visa International, MasterCard Worldwide. Реквизиты для оплаты отправляются по электронной почте после проверки наличия товара на складе.

    Банковский перевод

    Оплата банковским переводам по выставленному счету
    Счет на оплату направляется по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе банком взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретного банка отправителя). Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а так же дату, сумму и номер заказа. Доставка товара производится после получение информации об оплате.

    Денежные переводы

    Оплата через электронные платёжные системы
    Реквизиты для перечисления средств направляются по электронной почте после проверки наличия товара на складе. При денежном переводе оператором взимается комиссия от 1 до 3% (процент комиссии указан ориентировочно и зависит от условий конкретной системы денежных переводов).
    Для отправки заказа, пожалуйста, сообщите номер платежного документа, ФИО отправителя, а также дату, сумму и номер заказа или иные данные необходимые для приема перевода. Доставка товара производится после получения денежных средств.

    Электронные деньги

    Оплата через электронные платёжные системы
    Для оплаты заказов в магазине используются электронные платёжные системы: Yandex. Деньги. После проверки наличия товаров на складе на Вашу электронную почту отправляется ссылка для перечисления денежных средств. Без комиссии.

Цена в интернет-магазине: 370 руб.

Дополнительная информация по телефону: +7 (929) 660-02-40

pokrov.pro

Книга «Искра Божия. Сборник рассказов для девочек, девиц и жен»

Поделиться:

Предыдущие выпуски

  • 10 августа 2018 г. У книжной полки. Игумен Агафангел (Белых). Не убоюсь зла
  • 9 августа 2018 г. У книжной полки (детям). Житие великомученика и целителя Пантелеимона в пересказе для детей
  • 8 августа 2018 г. У книжной полки. Олег Кокорин. Тайны нашего мира. О жизни души, о счастье и любви
  • 7 августа 2018 г. У книжной полки. Афонские старцы о спасении и современном мире

Помощь телеканалу

Православный телеканал «Союз» существует только на ваши пожертвования. Поддержите нас!

«Православная газета»

Мы в контакте

Последние телепередачи

  • 10 августа 2018 г. «Читаем Евангелие от Матфея с прот. Олегом Стеняевым»

Читаем Евангелие от Матфея. Глава 19

10 августа 2018 г. «У книжной полки» (Екатеринбург)

У книжной полки. Игумен Агафангел (Белых). Не убоюсь зла

10 августа 2018 г. «Вестник православия» (Санкт-Петербург)

Вестник Православия (Санкт-Петербург). Староладожский Свято-Успенский девичий монастырь

10 августа 2018 г. «Простые истории» (Екатеринбург)

Простые истории. Композитор Александр Кастальский

10 августа 2018 г. «Читаем Евангелие вместе с Церковью»

10 августа. Итак бодрствуйте, потому что не знаете, в который час Господь ваш приидет

Вопросы и ответы

Как быть, если в школе учат противоположному вере?

— – Чуть ранее Вы говорили о том, что каждый предмет можно преподавать по-разному и рассказывать о Боге не только по предмету «Закон Божий», но и .

Как вести себя верующему в светской школе?

— – Поскольку православных школ, гимназий у нас в России не так уж и много, так или иначе многим православным детям приходится учиться и в обычной .

Как научить ребенка использовать современную технику во благо?

— – Наверное, отдельная тема, такой бич современности – увлеченность техникой, которую иногда называют техноманией. С одной стороны, возможность использовать Интернет, смартфоны дает некую пользу в .

Как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы?

— – Батюшка, как научить ребенка бороться с ленью в отношении школы? Имеет ли место физическое воспитание? Много советчиков по этому поводу. – Невольник не богомольник. .

tv-soyuz.ru

Искра Божия. Сборник рассказов для девочек, девиц и жен

Игумен Киприан (Ященко)

Код: 53115

  • Главный редактор:Игумен Киприан (Ященко)
  • Серия: Добрая книга России
  • Страниц: 336 стр., бумага офсетная
  • Размер: 20,7 х 16,6 х 2,2 см
  • Переплет: твердый
  • Гриф: 11-026-3031
  • ISBN: 978-5-905846-04-5
  • Вес: 550 г.
  • Количество в пачке: 12 шт.
  • Тираж: 3 000 экз.
  • Издатель: Покров, 2015 г.

РАЗДЕЛЫ КНИГИ:

Настоящая книга является сокращенным переизданием вышедшего в 1903 г. сборника «Искра Божия», который составил протоиерей, магистр богословия, известный духовный писатель Григорий Дьяченко. Сборник был ориентирован на религиозно-нравственное воспитание девочек 12–15 лет. Это первый опыт в российской педагогической литературе собственно книги для девочек, цель которого – показать, что истинное призвание женщины составляют семья, материнство и воспитание детей.

ОТДЕЛ ЧЕТВЕРТЫЙ. Святые девы и жены
Земная жизнь Пресвятой Богородицы как высочайший образец совершеннейшей христианской жизни, в особенности для женщин (Из журнала «Воскресное чтение») – 288
Иверская икона Богоматери (Из журнала «Кормчий») – 292
Спасение от неминуемой смерти заступлением Богоматери (Из Лавсаика) – 293
Лик Божией Матери в деревенской церкви (М.Б. Чистяков) – 294
При чтении «Жития святых» (А. Круглов) – 295
Святая мироносица, равноапостольная Мария Магдалина (Из журнала «Воскресное чтение») – 296
Святая Магдалина перед Тиверием – 298
Премудрая царевна-великомученица (Из «Троицкого листка») – 302
Святая Нина, просветительница Грузии (Г. Д.) – 305
Святые мученики Адриан и Наталия (Из книги «Избранные жития святых» А.Н. Бахметевой) – 307
Святая Иулитта, мать святого мученика Кирика (Из журнала «Русский паломник») – 311
Святая подвижница Павла (Из «Троицкого листка») – 314
Как святая великомученица Варвара познала истинного Бога (Из журнала «Воскресное чтение» за 1888 г.) – 318
Мученица (А. Державин) – 320
Святая Нонна (Из книги «Христианская семья» свящ. А. Рождественского) – 323
Сила христианина (Из журнала «Кормчий») – 324
Княжна Евфросиния Полоцкая (Из «Книги взрослых» X.Д. Алчевской) – 325
Старая русская повесть о доброй боярыне (Из книги «Доброе слово» прот. Г. Дьяченко) – 327
Нагорная проповедь (Из журнала «Кормчий») – 329

sretenie.com

Искра Божия

Содержание

Предисловие 3

Доброе воспитание крестьянских девочек для семейного быта Я считал всегда за одну из главных задач начального обучения.
Из Высочайшего рескрипта епископу Полтавскому Илариону
Никто не может научить нравственности лучше, как мать.
Слова Иннокентия,
митрополита Московского
I
Предлагаемый сборник под названием «Искра Божия» есть первый опыт в нашей педагогической литературе собственно книги для девочек 4 . А потому и суждение о нем, по нашему личному мнению, не должно быть очень строгим. Нет особенного труда работать на поприще, все тропинки по которому давно проторены людьми знания и опыта, – но не то бывает там, где почти ничего еще не сделано у нас, равно как и в западно-европейской педагогической литературе, где все приходится делать оному – и намечать цели, и изыскивать средства к осуществлению этих целей, где один вопрос о книжке собственно для девочек для большинства кажется совершенно излишним, так как оно не замечает или не хочет заметить никаких различий в характере и предназначении для жизни мальчика и девочки.
Составитель этой книги смотрит на дело несколько иначе, имея в виду практическую жизнь и данные истории, психофизиологии и педагогики.
Не признавая никакой разницы в первоначальном обучении отечественному языку мальчиков и девочек, не отмечая этой разницы даже в первые два-три года школьного обучения детей обоего пола, мы твердо убеждены, что при дальнейшем ходе обучения отечественному языку, приблизительно с 3-го или 4-го года, должно быть значительное различие в подборе учебного материала в русской книге для классного и семейного чтения мальчиков и девочек.
Раз мы убеждены, что та или другая прочитанная в детстве книга не безразлично влияет на духовный склад дитяти, что те или другие идеи, картины, образы, симпатии и антипатии, дух и направление, вызываемые в душе читающего, деятельно участвуют в образовании духовного, умственного и нравственно-религиозного содержания личности человека, мы должны путем книги для чтения, посредством соответствующих произведений человеческого слова закладывать в душу ребенка те идеи и настроения, те вкусы и привычки, которые одобряются истинною христианской педагогикой, соответствуют его положению в жизни и которые разовьются и принесут плод по роду своему.
Ведь далеко не одни и те же предметы интересуют мальчика и девочку – далеко не одни и те же у них влечения и стремления, не одни и те же взгляды на явления и задачи жизни, а главное – не одна и та же у них в будущем деятельность и не одно и то же предназначение. Рассказы о военных подвигах, повествования о смелых, требующих физической силы и ловкости приключениях и похождениях, о любви к занятиям и упражнениям, свойственным мужчинам, о внешних (т. е. вне дома) занятиях мужей и вообще рассказы о том, что свойственно более мужчинам, нежели женщинам, менее интересуют этих последних, так как они по природе своей к занятиям, обычным для мужчин, по большей части неспособны, или, во всяком случае, менее призваны, нежели мужчины. Напротив, тихая семейная жизнь, любовь к домашнему очагу и хозяйству, к семье и родным, маленьким детям, сочувствие всякому в его горе и беде, деятельное стремление утереть всякому его слезу, в качестве ли матери, учительницы и воспитательницы детей, самоотверженной сиделки в больнице или сестры милосердия на поле сражения и т. п., – все это весьма близко сердцу женщины, все это более интересует ее, чем что-либо другое, по причине ее психофизического устройства и предназначения и того положения в жизни и семье, в которое она поставлена историческими, социально-экономическими и бытовыми условиями своей жизни.
Мы не нашли в нашей литературе более правильных и возвышенных слов об этом предназначении или призвании женщины, как следующие слова Высокопреосвященного Антония, митрополита С.-Петербургского и Ладожского, которые мы и позволим себе привести здесь:
«Семейство, материнство, воспитание детей – вот в чем истинное призвание женщины. От этого святого призвания и первая женщина в мире, наша общая прародительница, получила наипревосходнейшее из всех имен человеческих имя. Она была названа «жизнью», ибо она есть мать всех живущих. Итак, «жизнь», «мать» – вот истинно верные наименования женщины. Материнство, с возвышенной христианской точки зрения, конечно, не есть в женщине одно только физическое материнство. Оно по преимуществу характеризуется высокими нравственными чертами. Не та женщина есть мать, которая только рождает детей, но та, которая воспитывает их с нежной, сердечной любовью, залагает в их душу семена добра, научает познанию Бога и Его святой воли. Поэтому истинное материнство есть источное начало того животворного света, той ласки и тепла, которые дают красоту и радость человеческой жизни. Оно есть источник того человеческого счастья, в котором люди справедливо видят выражение Божия благословения. Оно есть и для самой женщины источник того несравненного величия ее, того чистого, высокого почитания, которыми наше сердце привыкло окружать священное имя женщины-матери. В самом деле, для кого из нас не составляет самого дорогого душевного наследия светлое воспоминание о радостях счастливого детства, согревавшегося в материнских объятиях и оживлявшегося от теплых лучей материнской ласки.
Эта чистая, нравственная область материнства требует несомненно и высокого нравственного развития женщины. Чем шире и правильнее это развитие, тем более оно дает и живительных материнских лучей света, и истинной любви, тем более оно возвышает женщину, тем более приближает ее к тому светлому идеалу, ради которого ей дано имя «жизни». Итак, материнство – вот средоточный пункт призвания женщины и конечная цель ее образования. Понимаемое в самом широком нравственно-христианском смысле, материнство может осуществиться женщиной, без сомнения, и тогда, когда она не бывает матерью в собственном смысле этого слова. Оно может осуществляться в плодотворной воспитательной ее деятельности вообще. Любовь – душа материнства – далеко превышает границы кровного родства. Она неизмеримо шире их. И вне этого родства нежная любовь женщины сильна усладить горе бесприютного сиротства, облегчить муки больного страдальца, принести утешение печальному, возвысить и утвердить радость радостного. Какое поистине великое и ни с чем не сравнимое призвание женщины в ее материнстве. » 5
А если эти слова действительно соответствуют истине жизни: если они на самом деле оправдываются историей и жизнью, что несомненно; если всякое отступление, добровольное или вынужденное социально-экономическими условиями, от этого великого и святого назначения женщины каждый раз сопровождается для человечества неисчислимыми гибельными последствиями в отношении умственном, религиозно-нравственном, социально-экономическом, даже политическом; если, действительно, разложение семьи вследствие ложного взгляда на женщину и неправильного положения ее в жизни есть главнейшая причина упадка и постепенного разложения целого государства (например, Франции), которое в сущности есть не иное что, как стройная совокупность отдельных семей, – то все, посвятившие себя делу воспитания и обучения подрастающих поколений, этих цветков будущего человечества, должны особенно заботиться о правильном развитии и воспитании девочек – этих будущих матерей и самых могучих воспитательниц дальнейшего поколения. Одним из действительных средств к нормальному развитию девочек является целесообразно составленная книга для чтения девочек как в семье, так и в школе.
В пользу законности и необходимости отдельной книги для чтения в женских школах говорит также и то, что в настоящее время и среди частных лиц – педагогов, и среди правительственных учреждений, ведающих народным образованием, достаточно созрела мысль о необходимости устройства не совместных с мужскими, но отдельных женских (приходских) школ. Так, «знаете, что я вам скажу, – говорил один крестьянин известной ревнительнице начального женского просвещения в Харькове X.А.Алчевской, – если научите вы пятерых девушек, – это все равно, что вы 25 человек выучили: ведь дети у них будут».
«Если бы, – пишет один пастырь Тульской епархии, – 20 лет тому назад начать заниматься обучением девочек вместо мальчиков, то теперь мы имели бы уже почти все подрастающее поколение грамотным, и в школах не пришлось бы тратить дорогое время на заучивание звуков, молитв и первых правил общежития. Но если, – продолжает тот священник, – теперь воротить этого нельзя, то, по крайней мере, нужно наверстать упущенное и всеми мерами привлечь в школы девочек. »
Отрадно то, что отмеченные нами запросы жизни в отношении женского образования находят отклик в сферах, деятельным образом влияющих на направление народного просвещения. Первое чрезвычайное собрание Училищного совета при Святейшем Синоде по вопросу об образовании девочек в церковно-приходских школах признало полезным «рекомендовать открытие отдельных женских школ» (см. «Народное образование, 1901 г., янв., стр. 13).
То ж собрание высказалось за необходимость составления особенной книги для классного чтения в женских церковно-приходских школах.
Но, быть может, кто-либо скажет, что существующие книги для классного чтения на уроках русского языка вполне достаточны и пригодны как материал для чтения девочек. Но опыт и наблюдение показывают противное. Мы позволим себе здесь сослаться на слова одного лица, близко стоящего к делу народного образования: для воспитания сердечного, а не только утилитарного отношения женщины к домашнему хозяйству, должны быть в книжках для чтения рассказы, заключающие в себе мысли о соблюдении чистоты и опрятности, о трезвости и проч.; для вселения в будущих матерей понятий об их высоком назначении и обязанностях следует в форме задушевных рассказов рисовать картины идеального отношения к детям матерей – как мать, например, холила детей, учила детей грамоте, молитвам и пр.; в форме рассказов об уходе матерей за детьми можно поселять убеждение в необходимости тщательного ухода за последними; в форме таких же рассказов можно представить картину семейного счастья, взаимной любви жены и мужа и нежных чувств к детям. Чтобы возвести понятие о женской добродетели до высокой степени, можно помещать, в форме простых рассказов, исторические примеры подвигов женщин, а также краткие сказания о жизни простых женщин.
Такого характера статьи, кроме статей общего содержания, должны входить в состав книжек для девочек, чтобы воспитать в них здравые понятия о значении матери, жены и хозяйки дома.
К сожалению, несмотря на обилие книжек для первоначального обучения, нелегко указать такую, которая заключала бы в себе материал, вполне соответствующий желательной постановке обучения девочек. «В существующих книгах, – замечает один духовный воспитатель, – содержание – общего свойства, и нет того, что ярко рисовало бы картины жизнедеятельности именно девочки и женщины, картины семейного быта и домоводства. В книгах для классного чтения – Попова, Радонежского, Баранова, Одинцова и других – нет нарочитых статей и повествований о женах святых и исторических; в историческом отделе только и можно найти сказания о св. княгине Ольге. При таком пробеле особенно чувствительно режут глаз неутешительные в этих книгах «образцы» – жена праведного Иова и жена св. Филарета Милостивого. Между тем в книге для классного чтения, назначаемой для женской школы, как уместны и назидательны были бы повествования о св. женах – мученицах и веропроповедницах, о матерях и сестрах, о святых семействах. Этими статьями книга для чтения прямо пошла бы на помощь делу Закона Божия». 6
Отвечая этой назревшей потребности, мы и составили настоящий сборник для чтения девочек в возрасте от 12 до 14–15 лет.
II
Все содержание этой книги распадается на четыре отдела. В первом отделе мы дали ряд статей из жизни маленьких девочек. Во втором – из жизни уже взрослых девиц. В третьем – из жизни женщин-христианок разных возрастов, положений и состояний; особенное внимание обращено на матерей – замечательных воспитательниц своих детей. В четвертом представили образцы святой христианской жизни на примерах, заимствованных из житий святых Восточной и нашей отечественной Церкви. Во всех отделах мы старались в живых биографических очерках, рассказах, стихотворениях, сказках, пословицах и кратких общедоступных размышлениях ознакомить молодых читательниц нашей книги со всеми светлыми и идеальными сторонами женской богато одаренной Творцом природы, как то: с самоотверженной любовью к родным – отцу, матери, братьям и сестрам; необычайным терпением – этим драгоценным, ничем не заменимым свойством, которое так необходимо матери семейства, учительнице маленьких детей, сестре милосердия и другим великим труженицам; с твердой и сердечной верой в Бога – Творца, Промыслителя и Спасителя нашего, пламенной любовью к Нему и всем ближним до полной готовности с радостью отдать свою жизнь за них; со спасительной надеждой на жизнь будущего века, на блаженство со Христом и всеми святыми, что одно способно предохранить человека от ропота, малодушия, отчаяния и примирить его со всеми несовершенствами жизни временной и со всеми бедами, скорбями и несчастьями, какие могут выпасть на долю того или другого человека; с необычайным трудолюбием и настойчивостью – этими условиями успеха, который недостижим, где нет этих условий; с удивительным мужеством, терпением и неустрашимостью, что особенно поразительно в слабых девушках, часто своим геройством спасавших многих людей, несмотря на явную для себя опасность; с достохвальным стремлением некоторых девушек и женщин, несмотря на все неблагоприятные условия, добиваться возможно высшего для себя образования, чтобы тем с большей пользой служить ближним; с замечательным умением многих девушек и женщин довольствоваться малым – той скромной по внешности, хотя и высокой пред Богом и всеми добрыми людьми жизнью дочери – помощницы матери, отца, супруги и хозяйки дома; с препохвальной у большинства женщин любовью к семье и семейному очагу, где, по справедливости, жена и хозяйка незаменима и где деятельность ее так же почтенна, как и деятельность любого государственного мужа; наконец, с любовью к простой, скромной, чуждой всякого блеска и роскоши, жизни и одежде, с любовью, которая в конце концов может расположить взрослых девушек и женщин бросить рабское поклонение пред модой – «этой родной сестрой смерти», по справедливому выражению одного философа, и побудить их вести вообще простой, разумный, гигиенический образ жизни.
Если все эти семена добра, истины и чистой красоты и все религиозно-нравственные истины, как искра Божия, раскрытые и рассеянные в разных статьях нашей книги, пали бы на добрую почву восприимчивых сердец юных наших читательниц, то, без сомнения, они принесли бы плод сторицей, и наша жизнь семейная, эта клеточка государственного организма, почти всецело зависящая от матери-христианки, преобразовавшись по духу требований Божественного Учителя, Иисуса Христа, сделалась бы одной из главных и самых могущественных причин улучшения всей нашей личной, общественной и государственной жизни.
Нам могут сказать, что мы уже слишком много надежд возлагаем на книгу, назначенную для школьного и семейного чтения, что семья и жизнь имеют не менее, если не более влияния на образование взглядов, вкусов, настроений и наклонностей у подрастающего поколения. Не отрицая всей силы этих последних влияний, мы, однако же, должны сказать, что идеалы, привитые в детстве чрез занимательную книгу для чтения 7 , и притом те идеалы и взгляды, которые развивает в детях и наша Святая Православная Церковь-воспитательница, всегда имели и будут иметь громадное влияние на юную и восприимчивую душу. Как на пример влияния книги на читателей, даже взрослых, мы укажем на знаменитый роман Бичер-Стоу «Хижина дяди Тома». Прочитанная миллионами читателей в Америке, эта книга произвела такое брожение идей, так настроила сердца и волю слушателей, что вызвала великую войну против рабства негров, которые и получили наконец все свои человеческие права. Этого одного примера достаточно, кажется, для того, чтобы убедиться в той истине, что добрая книга для чтения может много сделать в деле воспитания человека, в деле привития к нему известных убеждений и взглядов.
Насколько мы достигли своей цели – судить не нам. Мы добросовестно старались предложить вниманию своих юных читательниц наиболее художественные, а главное – задушевные произведения прозы и поэзии, которые знакомят со всеми периодами человеческой жизни в отношении к женщине.
III
Что касается приемов, которых мы держались при обработке этой книги, то они были следующие:
1). Прежде всего долгом считаем заявить, что мы отнюдь не смотрим на эту книгу по русскому языку как на энциклопедический сборник разных наук, при помощи коего можно сообщать разнообразные элементарные сведения из Закона Божия, русской истории, географии, зоологии, ботаники, сельского хозяйства и т. д., но только как на а) могущественное орудие самообразования, которое дает возможность ученице читать книги, которые могут быть полезны ей; затем уже как на б) вполне целесообразное орудие воспитания эстетического чувства, благодаря которому, в случае его развития, ученица может находить чистое и высокое удовольствие в чтении лучших произведений человеческого слова; в) как на средство развития в детях благородного чувства любознательности, которое побудит их впоследствии путем чтения восполнить скудный запас знаний, получаемых ими в школе; г) как на могущественное средство к религиозно-нравственному воспитанию девочек, которые путем целесообразно подобранных статей, прочитанных в раннем, впечатлительном возрасте, усвоят живым сердцем и свежей памятью важнейшие истины святой христианской веры и истинного благочестия, в особенности в отношении к семье, и полюбят всем сердцем свою духовную матерь – Святую Церковь Православную.
Ввиду этого мы старались выдвинуть на первый план статьи религиозного характера, в чистом духе Святой Православной Церкви, преимущественно повествовательного способа изложения, отличающиеся живым, художественным содержанием, при помощи коих дети запечатлеют в своих сердцах важнейшие истины учения христианского. К сему долгом считаем присовокупить, что в этот разряд статей мы не вносили статей ни по библейской истории, составляющей отдельный предмет в системе школьного обучения, ни статей, относящихся к славянскому отделу, для которого существуют особые книги для чтения, что упускается из виду почти всеми составителями книг для детского чтения.
2). Статьи нравоучительного характера, вошедшие в «Искру Божию», состоят не из сухих изречений о поведении христианина, наводящих скуку на детей и им большей частью недоступных по своей сжатости и отвлеченности, но из живых рассказов лучших писателей, педагогически нами обработанных, из коих то или другое нравственное положение вытекает само собой и крепко запечатлевается в памяти детей, пробуждая в них в то же время должные чувства и настроения.
3). В настоящую книгу мы не внесли ни одной статьи, которые обычно помещаются в книгах для чтения, чтобы служить материалом для разного рода грамматических упражнений. Мы находим, что этим статьям должно быть отведено место в особых учебниках, а не в книге для школьного или семейного чтения, все статьи которой должны производить на детей живое, цельное, непосредственное впечатление своим языком, своей художественной формой и образами, своим построением и теми мыслями и чувствами, которые развиваются в статьях. Дробный анализ и бесконечные вопросы грамматического и в особенности орфографического характера в сильной степени препятствуют цельности впечатления от чтения статей и развитию в детях любви к чтению вообще. Приносить же высокие воспитательные цели, достигаемые книгой для чтения, в жертву орфографии, которая и без того изучается на специальных уроках грамматики, нет достаточных оснований 8 .
4). Выбранные статьи из произведений лучших поэтов, писателей и педагогов как нашего времени, так и прежних, подвергались, если того требовали обстоятельства, педагогической обработке, например опущению некоторых мест, замене одних слов и оборотов речи другими, пересказу в некоторых случаях прозаических произведений, снабжению необходимыми объяснительными примечаниями, которые делались или тут же, в тексте, в скобках, или под строкой, если они были несколько сложны.
5). Статьи, которые вошли в эту книгу, преимущественно повествовательного характера как самые удобные для понимания и пересказа. Еще Лессинг 9 доказал научно, что слово человеческое может производить тогда живое впечатление на слушателей, когда оно изображает последовательные моменты времени, а не силится одновременно описать многие черты предмета в одной картине, что ему никогда не удастся в такой степени, в какой это удается живописи, располагающей большими средствами, одновременно и живо представить описание самого сложного предмета в одной картине. Педагогический опыт постоянно говорит, что помещаемые в книгах для детского чтения так называемые «описания» разных предметов читаются детьми в большинстве случаев неохотно и без всякого почти интереса.
Что касается сравнений, характеристик, рассуждений и т. п. словесных форм, требующих для своего усвоения значительного умственного развития, то подобные статьи не имеют места в нашей книге для чтения; только самые краткие и общедоступные образчики статей этого рода, вроде пословиц, кратких извлечений из творений святых отцов Церкви, из дневника известного кронштадтского пастыря о. протоиерея Иоанна Сергиева и т. п. нашли небольшое место в нашей книге.
6). Несколько образцовых, высокохудожественных сказок и легенд мы внесли в «Искру Божию» на том основании, что при помощи этих видов поэзии можно содействовать развитию воображения. Развитие и надлежащее направление всех способностей человеческого духа, и в том числе силы воображения, есть необходимая задача всякой школы. В частности, воображение имеет великое значение в деле этического воспитания человека, так как новейшая опытная психология 10 доказывает, что недостаток сочувствия или сострадания к людям зависит главным образом от недостатка силы воображения, при помощи коей мы можем со всей живостью поставить себя на место несчастного. Поэтому сказки и легенды, развивающие в надлежащих границах и направлении силу воображения, весьма важны, по нашему убеждению, в системе школьного образования.
7). Все статьи, как прозаические, так и поэтические, которые внесены в состав книги, отличаются по возможности живым, интересным, без всякой сухости и сжатости (свойственной учебникам) изложением, доступным для детского понимания, чистым и правильным современным языком, полезным содержанием, которое, постепенно вводя детей в сокровищницу родного слова и обогащая их запасом слов и оборотов речи, развивая чрез чтение их мышление, должно пробуждать и воспитывать в то же время эстетические, религиозно-нравственные и патриотические чувства и развивать любовь к знанию и просвещению в духе Святой Православной Церкви и требований чистого разума. Особенное старание мы прилагаем к тому, чтобы настоящая книга по прочтении девочками возбудила у них любовь к чтению книг вообще. Поэтому мы избегали всего, что вызывает скуку и нерасположение к чтению.
8). Темные картины порочной и преступной жизни некоторых людей, сцены зверства и жестокости, мрачные краски при описании жизни «на дне» ее, сознательно или бессознательно (под влиянием, например, личного пессимизма) сгущаемые неумеренно некоторыми писателями, плоские шутки и прибаутки и жалкие насмешки над человеческой глупостью или оплошностью, унижающие человеческую личность, и т. п. отрицательные явления в жизни людей как вредно действующие на духовную сторону подрастающего поколения путем воздействия на их воображение и сердце ни в коем случае не имели места в нашей книге для чтения. Мы смело утверждаем, что все содержание ее чисто и ни в каком случае не может оскорбить нравственного чувства читательниц. Любая мать, по нашему убеждению, смело может дать эту книгу в руки своей дочери.
Мы твердо убеждены, что в книге для детей все должно быть чисто, как кристалл, в нравственном отношении.
9). Великие и святые примеры веры и благочестия, патриотизма, мужества, неутомимого труда, беззаветной преданности долгу службы и обязанностям христианского звания, словом – все истинно великое, святое и прекрасное, ободряющее, радующее, вливающее в сердце любовь христианскую, мужество, трудолюбие, терпение, страх Божий, уважение закона, почитание старших, довольство своим состоянием, покорность воле Божией, всерадостную, все оживляющую и все примиряющую и успокаивающую надежду на будущую загробную жизнь и т. п., – все это нашло место в настоящей нашей книге для чтения.
IV
В заключение скажем несколько слов о тех возражениях, которые могут быть нам высказаны по поводу настоящей книги.
Нам могут сказать, что вошедшие в состав «Искры Божией» рассказы и особенно биографические очерки выдающихся на поприще общественной жизни и деятельности девиц и женщин-христианок не все заимствованы нами из русской истории и современной жизни, что многие рассказы о замечательных женщинах, оказавших великие заслуги для человечества, заимствованы из литературы иностранных народов, других христианских вероисповеданий, т. е. инославных. Что можно сказать в ответ на это возражение, которое, мы чувствуем, непременно будет сделано нашими строгими критиками? Прежде всего, мы должны сказать, что если бы русская литература и поэзия были богаты разного рода описаниями жизни и деятельности замечательных женщин, то, без сомнения, нам не было бы большой надобности искать подобных биографий в литературе иноземных народов. К сожалению, и с этим всякий согласится, наша литература, считающая свой рост всего лишь десятками лет 11 , далеко не представляет богатого материала в изображении образцов женских добродетелей в христианском смысле этого слова. Не можем же мы считать за образцы для подрастающего поколения героинь тех романов и повестей наших писателей, которые, кроме забав и развлечений разного рода: балов, танцев, маскарадов, роскошных костюмов, сшитых по последней моде и часто губящих здоровье (вроде пресловутых корсетов), выездов, визитов, платонической и более реальной любви, – ничем не заявили себя по изображению наших поэтов и писателей. Но было бы большим недоразумением думать, что на Руси мало женщин, истинно великих духом, сильных верой, пламенной любовью к Богу и ближним и крепкой надеждой на Бога. Нет, если где, то здесь, на Святой Руси, под спасительным руководством Православной Церкви и при суровой трудовой школе жизни, никогда не переводились великие и сильные женские характеры. Мы только хотим сказать здесь, что едва ли тысячная часть их сделалась достоянием нашей юной литературы. И все, что мы могли найти в нашей духовной и светской литературе, что шло в качестве образцового чтения для наших девочек, мы внесли в свою книгу, предварительно подвергнув этот материал необходимой педагогической переработке.
Было бы странно после этого нас упрекать в том, что мы кое-что заимствовали из произведений иностранной литературы, именно – недостающие нам образцы женского глубокосодержательного характера. Ведь это только крайне наивные ценители чужих трудов, забыв учение Христа о любви ко всем и о том, кто наш ближний, готовы думать, что только тот народ, к которому они принадлежат, заслуживает исключительного внимания, уважения и изучения; все прочие народы, хотя бы они были высококультурные христиане, по их понятиям, – злейшие враги наши, в которых нет ничего, кроме дикости, грубости, невежества, пороков и преступлений. Дух евангельской правды и кротости отнюдь не позволяет оправдывать такую враждебность и непримиримость. Мы должны ценить все святое и хорошее и у соседей, даже у врагов. Все хорошее перенимать, дурного избегать. Кроме того, разнообразие народов, происходящих, по несомненному библейскому учению, от одной четы прародителей, с их индивидуальными наклонностями и дарованиями, не свидетельствует ли о том, что те дарования и силы, те свойства и особенности духовной и физической организации человека, которые сообщены Творцом первой чете, могут развиться во всей полноте и разнообразии не среди одного какого-либо семейства, племени или народа, но среди всех их, в общей их совокупности: в одном более, в другом менее, более или менее односторонне в каждом, смотря по местным географическим, историческим, политико-экономическим, бытовым и другим условиям? Это философское соображение побуждает педагога желать, чтобы дети видели образцы жизни и добродетелей всех по возможности народов мира, всей семьи детей Божиих.
Кто будет стоять на своем и утверждать, что эскимос, тунгус, якут, кафр, житель острова Фиджи и другие дикие «пасынки природы» должны воспитывать своих детей исключительно на образцах жизни своего, самого якобы идеального на земле, племени, с теми мы больше не будем полемизировать.
Затем, мы ожидаем еще следующего возражения: почему мы дали в своей книге место нескольким сказкам, а не поместили вместо них каких-либо статей, сообщающих то или другое знание? Отвечаем: потому, что задача наша при составлении «Искры Божией» состояла не в том, чтобы обогатить читательниц знаниями из разных областей науки, – для этого должны быть специальные уроки с необходимыми наглядными пособиями и опытами, – а в том, чтобы пробудить у юных читательниц добрые религиозно-нравственные, патриотические, особенно семейные чувства и настроения. Если эти настроения и чувства будут вызываться и развиваться при чтении нашей книги, если увлекательная форма образцовых, высокохудожественных сказок будет поддерживать интерес и любовь к чтению, – то цель наша вполне достигнута. Задача этой книги – содействовать не обогащению ума разнообразными познаниями, а воспитанию сердца и воображения при помощи высокохудожественных форм и понятий, чистых, как кристалл, научающих добру и христианской любви, без всякой примеси тех элементов, которые могли бы наложить малейшее пятно на восприимчивое сердце, светлое воображение и впечатлительную память юных читательниц-христианок.
Далее, нас могут упрекнуть в том, что мы составили свою книгу не из одних только житий святых 12 , а из повествований и статей, заимствованных, хотя и из чистых и поучительных, источников светского содержания. В оправдание свое мы должны сказать, что мы не имели цели дать курс чтений по Закону Божию и истории христианской Церкви, предлагая ряд статей и стихотворений духовно-поучительного характера. Не входя в область законоучителя, мы, однако ж, в конце концов, хотя и другими средствами, преследуем те же цели, как и он, т. е. насаждаем в сердцах детей религиозно-нравственные чувства и стремление к добру, истине и чистой красоте. Если дети по прочтении наших рассказов о выдающихся девицах и женщинах-христианках, обессмертивших себя в памяти потомства делами христианской любви к ближним, придут к выводу, что обязанность быть святыми, жить по Евангелию есть обязанность не одних только святых в собственном смысле этого слова, но и всех вообще христиан, что и живя в миру, можно, хотя и с трудом, спасаться, что отказываться от подвигов добра и христианского мужества под предлогом, что мы не святые, значит прикрывать только свою лень и малодушие, – если ко всем этим выводам придут дети по прочтении нашей книги, то мы будем в высокой степени вознаграждены за свой труд.
«Воспитывая детей в духе религиозном и патриотическом, – говорит один ученый 13 , мать выполняет свое назначение и только этим создает себе славу, которую никогда не уничтожит никакая зависть и которая всегда будет иметь значение на суде Божием и человеческом, на суде совести и потомства. На этом суде нас не спросят, как часто мы выезжали, как хорошо умели одеться и держать себя в обществе, как превосходили одни других на поприще забав, острот и искусственных развлечений. Все это обыкновенно исчезает вместе с тем днем, для которого мы приносили суетные жертвы. Нас будут судить по тем плодам, какие мы завещаем будущему времени в своих детях и питомцах. И если здесь, в этих плодах, будут горечь и гниль, на нашу голову падут виной те блестящие успехи, из-за которых мы готовы забывать главное. Сын безумен, говорит премудрый, бесчестье матери».
За практический характер сообщаемых в школе сведений, конечно, при посредстве между прочим и книги для чтения, говорит и следующее суждение одного американского журнала, отвечающего на вопрос: как следует воспитывать девочек?
«Давайте им надлежащее школьное образование. Учите их приготовлять здоровые, питательные кушанья. Учите шить, гладить, чулки штопать, пуговицы пришивать, себе самим платье делать и белье. Учите их хлебы печь и тому, что благодаря хорошей кухне меньше на аптеку денег выйдет. Учите их, что рубль имеет 100 коп. и что бережлив только тот, кто расходует меньше, чем сколько получает, и что, наоборот, расходы, которые больше прихода, по необходимости должны привести к разорению и бедности. Учите их, что на наличные деньги сшитое ситцевое платье сидит на теле гораздо красивее в долг сшитого шелкового. Учите их, что одно круглое полное лицо больше значит, чем 50 чахоточных детей. Учите их носить прочную и просторную обувь. Учите их самих делать закупки и проверять счета. Учите их самодоверию, самопомощи и трудолюбию. Учите их, что честный ремесленник с засученными рукавами, в переднике и без копейки капитала более значит, чем дюжина богато одетых и искусных воров. Учите их садоводству и отыскиванию радостей в свободной Божией природе. Учите их, если у вас есть деньги, музыке, живописи и другим искусствам, но помните при этом, что это вещи побочные. Учите их, что прогулки пешком несравненно приятнее увеселительных поездок, и что цветы полевые, если всмотреться в них, удивительно прекрасны. Учите их пренебрегать показностью, и что если говорят вам «да» или «нет», то и думать так должно. Учите их, что счастье не в браке и не во внешней роскоши, ни от денег мужа оно не зависит, а единственно от начал христианской веры, которым следуем, и от своего характера. Если все это внушите им, тогда успокойте себя выдачей их, с наступлением времени для того, замуж; а там они уже сами найдут свою дорогу» 14 .
Этим мы и закончим свое предисловие.
Кто лучше может сделать дело, пусть делает: это его святой долг. Осуждать же с плеча и подвергать критике, не указывая, как лучше сделать, – антихристианское, бесполезное и прямо вредное дело.
Протоиерей Г.Дьяченко
1902 г. 25 августа. Москва

Поделиться ссылкой на выделенное

Нажмите правой клавишей мыши и выберите «Копировать ссылку»

azbyka.ru

Еще по теме:

  • Поля заявления Письмовник Деловое письмо Этот вид документов состоит из следующих реквизитов: Схема расположения реквизитов заявления: Прошу принять меня на должность начальника бюро корреспонденции. В 1979 году я окончила Московский государственный […]
  • Проводки по начислению пособия по уходу за ребенком Проводки при переплате пособия по уходу за ребенком-инвалидом Здравствуйте. У нас есть сотрудница, которая берёт дни по уходу за ребёнком-инвалидом. При подготовке документов для ФСС обнаружили, что переплатили ей, т.к. при формировании справки […]
  • Калькуляция пенсии 2018 года Калькуляция пенсии 2018 года Как будет начисляться пенсия женщине 1963 года рождения в 2018 году? Здравствуйте! Мне сейчас 54 года, и через 2 месяца (в начале февраля) я собираюсь выйти на трудовую пенсию по возрасту, так как мне исполнится 55 лет. […]
  • Гидравлическая стрелка с коллектором Гидравлическая стрелка с горизонтальным коллектором на 5 контуров ИСКАНДЕР ГСГК-5К (32-25) Описание/Характеристики ГИДРАВЛИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛИТЕЛЬ - (гидрострелка, гидроразделитель, бутылка, гидродинамический терморазделитель) […]
  • Максимальный размер удержаний по алиментам Максимальный процент удержания алиментов из заработной платы Два года назад мы развелись с женой. От этого брака у нас осталось двое детей: 7 лет и 3 года. Дети, по решению суда, проживают с матерью. Я плачу алименты: 1/3 на детей и алименты на […]
  • Ссылки на патент ССЫЛКА НА ПАТЕНТ Как сослаться на патентный документ В некоторых диссертациях необходимо ссылаться на патенты. При этом ссылаться на них необходимо в соответствии с государственными стандартами ― ГОСТом 7.1–2003 «Библиографическая запись. […]