ОСАГО и интернатура: какие законы вступают в силу с сентября 2017 года?

В сентябре 2017 года в России вступают в силу новые законы и постановления. Что изменится, читайте в нашей рубрике «Вопрос-ответ».

Уже с 1 сентября в России вступил в силу закон об упрощенной процедуре получения гражданства и вида на жительство для украинцев. Теперь жители Украины, которые хотят получить гражданство РФ или вид на жительство в нашей стране, должны подписать заявление об отказе от украинского гражданства и оформить этот документ у нотариуса.

Заявление заменит справку, которую ранее нужно было получать в уполномоченных органах Украины.

Кроме того, этот закон подразумевает процедуру принятия присяги при вступлении в гражданство. Текст клятвы звучит так: «Я, (ФИО), добровольно и осознанно принимая гражданство РФ, клянусь соблюдать Конституцию и законодательство РФ, права и свободы её граждан, исполнять обязанности гражданина РФ на благо государства и общества, защищать свободу и независимость РФ, быть верным России, уважать её культуру, историю и традиции».

Важно, что паспорт гражданина Российской Федерации будет выдаваться сразу после принесения присяги. Также закон позволяет отменить решения о приобретении российского гражданства осужденными за терроризм и экстремизм.

Кроме того, с 1 сентября студентов-медиков будут готовить, минуя ступень интернатуры. Интернов больше не будет. Уже с 1 января 2018 года отмена интернатуры коснется всех медицинских специальностей. Согласно закону, студенты-медики будут обязаны сдавать аккредитационное тестирование при поступлении в ординатуру. Она будет занимать от 1 года до 5 лет. Речь идет о тех специальностях, которые требуют более углублённого изучения.

Аккредитация будет проходить в два этапа. Первый этап — ответы на тесты, второй — сдача экзамена на симуляционном оборудовании, что покажет уровень подготовки выпускника.

В конце месяца, 25 сентября, вступят в силу изменения, которые внесены в статью 14 закона «Об ОСАГО». Согласно поправкам, потерпевший сможет обращаться в страховую для выплат или направления на ремонт, если в ДТП участвовало 3 и более автомобилей. Отметим, что раньше это правило действовало только на 2 автомобиля.

Потерпевший может обратиться в свою страховую компанию для того, чтобы получить возмещение по ДТП или восстановительный ремонт.

Также в конце сентября вступают в силу дополнения в правила пожарной безопасности, утверждённые постановлением правительства № 974 от 20. 09. 2016. Уже с 26 сентября 2017 года будут действовать такие изменения:

— Разведение костров, а также сжигание мусора, травы, листвы, отходов и т. п. на землях общего пользования будет запрещено, кроме как в местах и (или) способами, установленными органами местного самоуправления поселений и городских округов. Сегодня это действует только при введении противопожарного режима. А вот с конца сентября это требование будет круглогодичным.

— Транспаранты и баннеры, размещаемые на фасадах зданий и сооружений, выполняются из негорючих или трудногорючих материалов. При этом их размещение не должно ограничивать проветривание лестничных клеток, а также других специально предусмотренных проёмов в фасадах зданий и сооружений, от дыма и продуктов горения при пожаре. Транспаранты и баннеры должны соответствовать требованиям пожарной безопасности, предъявляемым к облицовке внешних поверхностей наружных стен.

Подробнее обо всех законах, которые уже вступили в силу в 2017 году, читайте в нашем проекте «Правила жизни-2017».

m.amic.ru

Ординатура в 2018-2019 году

Проводимая медицинская реформа время от времени подкидывает новые сюрпризы для тех, кто планирует стать врачом. Существенно изменится и ординатура в 2018-2019 году. Главным потрясением для выпускников медицинских вузов в этом году стали изменения условий зачисления, но на этом нововведения не заканчиваются.

Единственная возможность получить узкую специальность

Ранее все выпускники медицинских вузов, чтобы стать врачами выбранных специальностей, отправлялись в интернатуру или ординатуру. Главное их отличие заключалось в сроках обучения. К тому же во время ординатуры происходило более углубленное изучение направления. В 2016 году интернатура была полностью упразднена, поэтому единственным шансом стать узким специалистом осталась ординатура, но ее коснулись серьезные изменения.

Эта форма обучения является сочетанием практики с учебной частью, но все же внимание больше уделяется получению профессиональных навыков. Ординаторы находятся в подмастерьях опытных врачей и уровень их навыков напрямую зависит от куратора. Некоторые врачи ответственно подходят к обучению молодого поколения и передают им свои знания, а другие просто заваливают пришедших специалистов историями болезней и бумажной волокитой.

В связи с проведением медицинской реформы для получения узкой специальности на ординатуре следует проучиться 1-2 года. Для сложных специальностей, например, хирург или нейрохирург, получение навыков занимает 5 лет. Поскольку в июне вступил в силу закон, который полностью изменил условия поступления в ординатуру, доступна она будет не всем.

Условия поступления в 2018-2019 году

Студентам, которые планируют поступать, придется пройти через ряд новых условий приема. Ключевыми изменениями стали следующие моменты:

  1. Для поступления потребуется сдать тест, схожий на ЕГЭ. Выпускникам будет предложено выполнить 60 тестовых заданий на проверку знаний по общей медицине. Задания будут браться из Единой базы. На выполнение теста дается 60 минут. Прохождение тестового задания считается выполненным при 70% правильных ответов.
  2. Дополнительно учитываются баллы. Насчитываются они в основном за стаж, при этом врачи в сельской местности получают больше стажа, нежели в городах. 100 балов получают выпускники с красным дипломом, а также студенты, которые получали стипендию Президента. За именную стипендию насчитывается 50 баллов. Если ранее при приеме учитывали научный труд (публикации, статьи и др.), то теперь за все начисляется 50 баллов.
  3. Рассчитывать на бюджетные места могут только целевики, то есть те, кто заключил договор с определенным медицинским учреждением.
  4. Врач, который проходил интернатуру, не может бесплатно обучаться по такой же специальности в ординатуре.

Изменения направлены на повышение качества медицинского обслуживания. Уже сейчас многие начали отсеиваться. Без ординатуры выпускник медицинского вуза может работать только терапевтом или педиатром при условии, что аккредитация сдана успешно.

Мнения студентов, педагогов и врачей

Принятие закона №212 об изменении условий принятия в ординатуру вызвал сильный резонанс. Студенты и педагоги долго возмущались, поскольку теперь для многих талантливых врачей закрыт путь для получения узкой специализации. И вот почему:

  1. Попасть на бюджетные места практически нереально, поскольку они будут предназначены для врачей целевого направления.
  2. Баллы для зачисления насчитываются за стаж и стипендии, которые не получают контрактники. За публикации, статьи и другую научную работу баллы практически не начисляются, а ведь они раскрывают талант человека и его уровень знаний.
  3. Стоимость равна нескольким годам обучения в медицинском вузе и не каждому по карману.

Большинство ординаторов на платной основе будут подрабатывать, чтобы иметь возможность оплатить за обучение, при этом получение профессиональных навыков отойдет на второй план. С одной стороны правительство желает обеспечить должный уровень обслуживания во всех регионах, городах и провинциях, но с другой – для многих талантливых врачей закроется путь в медицину.

Из-за желания улучшить ситуацию медицинского обслуживания в селах большая часть бюджетных мест отводится под целевое направление. Если врач заключает договор с больницей для дальнейшего поступления в ординатуру в 2018-2019 году, по завершению обучения он обязан отработать определенное количество лет.

Аккредитация после ординатуры

Напомним, что Министерством здравоохранения была введена система аккредитации врачей. Специалисты после прохождения ординатуры в 2018-2019 году будут обязаны проходить аккредитацию, которая будет проводиться в три этапа:

  1. Тестовое задание, которое будет определять компьютер.
  2. Экзамен, предназначенный для проверки знаний в узкой специализации.
  3. Клиническая задача, рассчитанная на проверку клинического мышления.

По последним изменениям ординаторы будут проходить аккредитацию в 2019 году, а затем каждые 5 лет. Прохождение тестов и заданий позволит врачу заниматься деятельностью узкой специализации. В случае возникновения подозрений, что знания врача недостаточны для представления качественного обслуживания, его могут отправить на внеплановую аккредитацию.

Смотрите видео о прохождении ординатуры в регионах:

2019-god.com

Отмена интернатуры в 2017 году

Для будущих выпускников и абитуриентов медицинских ВУЗов все более актуальным становится вопрос о получении полноценного образования. После вступления в силу федерального стандарта образования третьего поколения в Российской Федерации изменится подход к подготовке будущих медиков. С января 2016 года упраздняется интернатура для тех, кто выбрал своей специализацией стоматологию и фармацевтику, а с 2017 – для педиатрических и лечебно-профилактических факультетов. Под действие новшеств попадают те, кто поступил в медицинское учебное заведение с 2013 года. Рассмотрим подробнее, что несут такие инновации в подготовке врачей, и каким образом будут готовить медработников в России.

Суть реформы медицинского образования

Новые госстандарты образования гласят о том, что выпускники вузов медицинского профиля должны быть абсолютно готовыми к тому, чтобы начать работу в системе органов здравоохранения. Именно этим поясняют необходимость отмены обучения в интернатуре. Начиная с сентября 2017 года данная форма высшей профессиональной подготовки будет полностью упразднена.

В 2017 году многие врачи приступят к работе без обучения в интернатуре

Напомним, что до недавнего времени даже участковый врач поликлиники должен был иметь сертификат, подтверждающий окончание интернатуры и успешную сдачу квалификационного экзамена. Сейчас же будет достаточно одного диплома об окончании соответствующего ВУЗа. Согласно основным положениям нового подхода к получению медобразования, студенты медицинских вузов будут осваивать технику врачевания на симуляторах или в закрепленных за вузом больницах и поликлиниках.

Нововведение предполагает, что студенты педиатрических и лечебно-профилактических факультетов уже на пятом и шестом году обучения будут отрабатывать практические навыки под руководством специалистов из закрепленных лечебных учреждений. Стоматологи и фармацевты будут проходить такую практику уже на четвертом и пятом годах получения образования.

В качестве основной цели, которой можно достичь путем отмены интернатуры, озвучено решение проблемы с нехваткой медицинских кадров так называемой «первичной практики». Представители Минздравоохранения пришли к выводу, что проблема будет решена, если в ближайшем будущем выпускник медвуза, поступивший по целевой квоте, сразу после получения на руки корочки об окончании учебного заведения должен будет в течение трех лет отработать в терапевтическом или педиатрическом отделении поликлиники.

Предполагается, что первым местом работы станет учреждение, расположенное в районе, от которого проходил набор. «Бюджетники», обучавшиеся на стипендии, после окончания ВУЗа должны будут вернуть государству затраченные на них деньги. Система напоминает практику распределения, существовавшую при СССР, и вызывает у студентов резонное волнение.

Молодой врач получит место работы в районе, от которого проходил набор

Далеко не каждый мечтает поехать в село на «отработку»! Только по прошествии трех лет врачебной деятельности в качестве терапевта или педиатра бывший студент получит право поступать в ординатуру, где сможет за два года обучения стать более узким специалистом. Вопрос об окончании ординатуры остается актуальным для тех, кто планирует заниматься хирургией, трансплантологией, кардиологией, неонатологией и другими специальностями.

Новое в порядке аккредитации медработников

Отметим, что 2017 год принесет еще одну новинку для медиков: процедура сертификации будет заменена на аккредитацию, совмещенную с госэкзаменами. Предполагается, что данная мера повысит качество образования. Обязательная аккредитация была введена в 2011 году. Согласно принятому закону, регламентирующему сферу охраны здоровья, в 2016 году вступает в действие порядок аккредитации – процедуры, на основании которой определяется готовность врача осуществлять профессиональную деятельность.

Проходить такое освидетельствование нужно будет каждые пять лет. Минздравом запланировано создание общего реестра медицинских специалистов, в котором опубликуют сведения об уровне образования и повышении врачами квалификации. Таким образом, пациенты смогут оценить профессиональные навыки и компетенцию существующих медиков и самостоятельно выбрать лечащего врача. Стоит отметить, что пока Минздрав не оглашает четких требований к критериям оценки или правилам прохождения аккредитации.

Предположительно, в нее будет входить проверка знаний при помощи тестирования, предоставление портфолио и экзаменация в центре симуляции. Врачи, которые успешно пройдут испытание, получат «индивидуальный лист допуска к конкретным видам медпомощи». Аккредитацию выпускников 2016 года проведут профильные ВУЗы, а действующие врачи пройдут ее на протяжении пятилетнего срока в специально созданных центрах.

Минздрав планирует создать для пациентов общий реестр медработников

Критика реформы медобразования

Многие специалисты в сфере здравоохранения отмечают, что данные инновации кажутся им весьма сомнительными. Существовавшая ранее система подготовки медспециалистов предполагала, что практические знания приобретаются интернами, во-первых, без отвлечения на теоретическую компоненту обучения, а во-вторых, под чутким руководством состоявшихся практиков, которые принимали на себя большую часть ответственности. Некоторые врачи даже высказывают мнение, что данная мера является сугубо популистской.

Конечно, вчерашние студенты, которые заполнят вакансии терапевтов и педиатров, ликвидируют очереди в поликлиниках (на сегодняшний день в России не заполнена квота участковых врачей, оцениваемая в 40 тыс. человек). Медики также опасаются, что таким образом Министерство здравоохранения создаст искусственную конкуренцию, ведь если место врача легко может занять вчерашний выпускник, то сложнее отстаивать право на повышение оклада.

Согласно словам Александра Когана, доктора медицинских наук и онколога, лишь интернатура дает возможность подготовить узкоспециализированных врачей-практиков. Отмена этой ступени подготовки и замена ее на практику в течение обучения приведет к сокращению часов, выделяемых на микробиологию, биохимию, физиологию, так что будущие терапевты упустят часть важной теоретической подготовки. Попросту невозможно, чтобы вчерашний выпускник был готов к реальной работе сразу после получения «корочки».

Всех волнует вопрос: справятся ли вчерашние студенты с настоящей работой?

Поддерживает это мнение и педиатр высшей категории Светлана Новичихина, имеющая степень кандидата медицинских наук. Она считает, что в будущем данная инновация приведет к сокращению числа узких специалистов. Ее выводы построены на простом расчете: шесть лет студент обучается в медвузе, после чего три года отрабатывает в терапии поликлиники. К моменту, когда можно будет поступить в ординатуру, медику стукнет 27 лет.

Вполне вероятно, что к этому возрасту многие успеют обзавестись семьей и детьми. Допустим, что на должности терапевта врач зарабатывает 20 тысяч рублей, а при обучении в ординатуре он сможет получать около 2 тысяч стипендии, причем в течение 2-5 лет. Вполне естественно, что семейные люди вряд ли смогут себе это позволить. Так что терапевтов будет достаточно, а вот хороших хирургов, ортопедов или гинекологов можно и потерять.

Довольно резко высказался по этому поводу Павел Воробьев, профессор МГМУ им. Сеченова. Он полагает, что «заткнуть дыру», существующую в первичном амбулаторном звене, при помощи вчерашних выпускников просто невозможно. Именно на этом участке решается до 80% проблем, связанных с жалобами больных на здоровье. Поэтому врач, не имевший до этого реальной практики, скорее навредит, чем поможет страждущим.

(8 голосов, среднее: 4.13 с 5)

yaa2017.com

Новые правила ординатуры: прелести крепостного права

Наши коллеги из сообщества «Медач» проанализировали вступивший в силу приказ Минздрава №212. Он регулирует поступление выпускников вузов в аспирантуру и радикально меняет эту процедуру. Теперь начинающим медикам, чтобы попасть на бюджетные места, придется набрать определенное количество баллов, сдав экзамен и продемонстрировав разные достижения. Больше всего шансов будет у отличников-краснодипломников, стипендиатов именных стипендий и у тех, кто после института годик-три поработает в, к примеру, сельской амбулатории. Остальным придется или платить за обучение, или заключать кабальный контракт с какой-нибудь больницей, которая заплатит за их обучение, или довольствоваться работой терапевтом или педиатром в участковой поликлинике. Студенты в ярости и составили петицию об отмене этого приказа.

Мы приводим их текст с незначительными сокращениям. Полный текст тут.

Ключевые положения

1. Теперь для поступления в ординатуру необходимо сдавать тест, первый этап первичной аккредитации. Ординаторов, которые поступают в 2017 году, просто поставили перед фактом, что тестирование, проводимое в конце июня, определит их судьбу в дальнейшем.

2. Помимо экзамена важную роль играют баллы, которые студенты могли заработать за время обучения в университете. Они даются строго за определенные достижения, перечисленные в приказе 212н. Самым простым и эффективным способом набрать баллы будет медицинский стаж, приобретенный во время или после обучения.

3. Количество бюджетных мест имеет существенный уклон в сторону целевого приема. В некоторых университетах (например, в КубГМУ, Кировской медицинской академии) свободного конкурса нет в принципе.

4. Поступить на бюджет, не имея целевого направления теперь чрезвычайно трудно. Минздрав сделал ставку на целевой прием, что обусловлено дефицитом специалистов в регионах.

5. После аккредитации и без ординатуры работать врачом можно, но только участковым терапевтом или педиатром.

6. Врач-интерн не может теперь бесплатно проходить ординатуру, если выбранная специальность совпадает с таковой, полученной в интернатуре.

Проще всего теперь попасть в ординатуру если заключить трехсторонний договор на целевое обучение. В этом случае бюджетная организация (например, больница) оплачивает ординатуру будущим сотрудникам, но при этом обучающийся должен после выпуска там отработать несколько лет. В противном случае ему грозит солидный штраф-неустойка.

Бюджетных мест по свободному конкурсу очень мало, редко больше 2-3 мест, поскольку большинство бюджетных мест отдается целевикам.

Ординатура и зачем она нужна

Студент-медик, выпустившийся из университета, не становится сразу узким специалистом. Он может работать участковым терапевтом (для выпускников педиатрического и других факультетов есть свои аналоги), но например, заниматься хирургией или неврологией не может. Для этого необходимо пройти ординатуру (раньше существовал вариант интернатуры длиной в один год, но теперь её не существует), которая длится от двух лет. Это гибрид университетского образования и стажировки в клинике. Ординаторы прикреплены к больнице (учебные базы), где они выполняют роль классических подмастерьев времен Ренессанса с поправкой на специальность. Если с наставником повезло, то доктор показывает ученику различные аспекты своей профессии, если нет, то просто заваливает историями болезни и прочей рутиной.

Параллельно с этим ординаторы ходят лекции и сдают зачеты. Так продолжается до выпускного экзамена, после чего ординатор получает заветный сертификат и становится специалистом в своей области.

Как поступали в ординатуру до этого приказа? Сперва студент выбирал специальность (чаще всего это происходило на 4-5 курсе медицинского университета), а затем начинал готовиться к поступлению, читал литературу и посещал кружки. После выпуска он сдавал вступительные экзамены в конкретном учреждении (в случае автора это был СЗГМУ им. Мечникова) и поступал. На вероятность поступления влияли наличие красного диплома, достижения в области науки (публикации, патенты, выступления на конференциях, участие в НИР и др.) и иных применимых областях. Иногда в ординатуру шел студент, который уже проходил интернатуру по этой специальности и теперь хочет получить более глубокие знания.

Как поступают теперь:

. Вступительное испытание проводится в форме тестирования.
Тестирование проводится с использованием тестовых заданий, комплектуемых автоматически путем случайной выборки 60 тестовых заданий из Единой базы оценочных средств, формируемой Министерством здравоохранения Российской Федерации. На решение тестовых заданий отводится 60 минут.
Результат тестирования формируется автоматически с указанием процента правильных ответов от общего количества тестовых заданий.
Результат тестирования в баллах (1 балл равен 1 проценту) отражается в протоколе заседания экзаменационной комиссии, подписываемом в день завершения тестирования.
Минимальное количество баллов, подтверждающее успешное прохождение тестирования, составляет 70 баллов (далее — минимальное количество баллов).
Результаты тестирования действительны в течение календарного года
Источник: приказ Министерства здравоохранения РФ от 11 мая 2017г. №212.

Да, вы все правильно поняли: теперь для того, чтобы поступить в ординатуру по какой-либо специальности, необходимо сдать экзамен по общей медицине, который одновременно является аккредитацией для участкового терапевта или педиатра. Посещение кружков и чтение книжек по выбранной специальности теперь никак не помогут с поступлением, есть просто сумма баллов, а также целевое направление у тех, кто решил заключить договор со своим локальным дьяволом и после ординатуры будет отрабатывать несколько лет в соответствующих городе и учреждении. Больше всего не повезло интернам: согласно приказу 212н, если человек уже проходил интернатуру по этой специальности, то он автоматически лишается права на бюджетное обучение в ординатуре.

Получив эту аккредитацию, в случае неудачи при поступлении в ординатуру можно пойти работать участковым терапевтом или аналогичным специалистом для других факультетов (например, участковым педиатром для педфака).

Копим баллы

Одного теста для поступления в ординатуру недостаточно, необходимо еще насобирать дополнительные баллы. Как это сделать? Получать специальные достижения во время учебы. Очевидно, что у поступающих в ординатуру в 2017 году шансов получить какое-либо из этих достижений уже нет и теперь все зависит от того, как они провели эти шесть лет в стенах медицинского ВУЗа.

  • Красный диплом. +100 баллов. 75% “отлично”, ни одной “удовлетворительно” за 6 лет обучения в медицинском – это невероятно сложно. Долгое время красный диплом был предметом шуток, он был бесполезен. Теперь же это весомый аргумент.
  • Правительственные стипендии и стипендия Президента РФ. +100 баллов. Её можно получить за «выдающиеся способности в учебной и научной деятельности (победители олимпиад, творческих конкурсов, авторы открытий, двух и более изобретений, научных статей в центральных изданиях)».
  • Именные стипендии. +50 баллов. Если кратко, то именная стипендия — это любая другая стипендия помимо классической академической, повышенной стипендии, стипендии Президента, стипендии Правительства РФ. Вариантов множество, это и всем известная «Потанинская стипендия», стипендии различных коммерческих организаций (например, «Такеда», выплачиваемая Nycomed, или стипендия банка Центр-Инвест, доступная студентам из ЮФО), всевозможные стипендии губернаторов и правительств регионов (например, «Именная стипендия правительства Москвы»).
  • Иные индивидуальные достижения, установленные правилами приема на обучение по программам ординатуры в конкретную организацию. Суммарно не более +50 баллов.Очень размытое определение, которое оставляет достижения на усмотрение учебной организации. Подробнее о них должно быть написано в правилах приема конкретного учреждения.
  • Стаж медицинского или фармацевтического работника. +50-80 и более баллов. Менее трех лет — 50 баллов, более трех лет — 80 баллов. Если работать в деревне или поселке, то можно получить астрономические 60 баллов за первый год с увеличением веса достижения на 5 баллов за каждый последующий год стажа.

Это самая спорная и неоднозначная часть нового приказа. Начнем с того, что все те, кто учился, допустим, в медицинском колледже или работал фельдшером до поступления в медицинский ВУЗ дополнительных баллов не получают, поскольку в приказе ясно прописано: «Общий стаж работы в должностях медицинских и (или) фармацевтических работников в период с зачисления на обучение по программам высшего медицинского или высшего фармацевтического образования, подтвержденный в порядке, установленном трудовым законодательством Российской Федерации». Что касается работы в селе, то это теперь гарантированный способ получить дополнительные 60 баллов к тем, что уже накопились за практику в медицинских учреждениях, то есть достаточно всего лишь год проработать где-то в глуши и студент может получить еще 60 к тем 50 или 80, что у него уже имелись за стаж работы во время обучения.

Большим недостатком реализации приказа является то, что сейчас он застал врасплох множество студентов, которые намеревались поступать в этом году, поскольку большинство из них готовились больше ко внутренним экзаменам по своей специальности, а аккредитацию считали неким факультативом. Разумеется, у этих студентов теперь есть возможность лишь уповать на удачу и хорошо сданный экзамен, поскольку дополнительное количество баллов за счет стажа или стипендий набрать нет уже никакой возможности. И вот поставьте себя на место человека, который очень хотел поступить в ординатуру, но ему не хватило баллов. Единственным вариантом набрать заветную сумму для такого студента будет работа в каком-либо медицинском учреждении после выпуска из университета, причем работа «на селе» будет явно в выигрыше из-за высокого числа баллов, которые можно там получить. Вот это и есть то самое «рабство в поликлинике», которого так боялись студенты несколько лет назад, только получили они его в немного завуалированном виде.

Зачем все это делается

По данным Федеральной службы государственной статистики, число врачей общей практики неуклонно сокращается. Так, в 2011 году их было 10242 человек, в 2013 уже 10083, а в 2015 9935. Между тем психиатрами работали в 2015 году по тем же данным 20605 человек, кардиологами 12939, хирургами 25898, рентгенологами 21069 и терапевтами (всего, не только участковыми) 76009 человек. Шейман и коллеги в своей работе «Почему в России не хватает врачей» утверждают, что на 2011 год в России участковыми терапевтами работали 36827 человек, участковыми педиатрами 26232 человек, а врачами общей практики лишь 9218.

Несмотря на то, что о необходимости реформ в медицинском образовании говорили давно, по-настоящему активных действий не было до 2014 года, когда Минздрав начал вводить новые стандарты ФГОС 3+, а затем отменил интернатуру и стал создавать систему Непрерывного медицинского образования вместе с аккредитацией специалистов.

Можно предположить, что действия Минздрава, связанные с аккредитацией и ординатурой, направлены на ликвидацию этой бреши за счет притока кадров сразу после выпуска из медицинских ВУЗов. Это обуславливается тем, что выпускники лечебного и педиатрического факультетов обретают возможность сразу же трудоустроиться после аккредитации на должность участкового терапевта или педиатра соответственно. Так как теперь эта аккредитация обязательна для всех выпускников, а кроме этого многие из них будут мотивированы получить дополнительные баллы, можно сделать вывод, что хотя бы частично эту брешь Минздраву удастся закрыть.

При этом целевой прием будет обеспечивать региональные больницы специалистами, которые будут прикреплены подобно крепостным крестьянам (к счастью, временно) и за время действия договора (порядка 3-5 лет) способны хотя бы частично покрыть существующий дефицит.

Среди студентов устойчиво циркулируют мифы, что после аккредитации можно работать врачом общей практики, но это не так. Несмотря на то, что задачи ВОПов похожи на таковые у участковых терапевтов, для того, чтобы стать врачом общей практики, необходимо пройти ординатуру. Поэтому единственным вариантом для студентов, которые хотят работать врачом, но при этом не прошли в ординатуру, остается только быть участковым терапевтом или педиатром по крайней мере один год до следующей попытки поступления.

Почему это плохо

Начнем с того, что система индивидуальных достижений практически никак не отражает действительные знания и мотивацию студента обучаться на какой-либо специальности. Никому не интересны полученные студентом грамоты, его выступления на конференциях и научные работы: совокупно за это можно получить не более 50 баллов, но шансы на его успешное поступление будут в разы выше при наличии стажа в качестве медработника. Талантливый, но при этом обучающийся на коммерции студент имеет низкие шансы на получение стипендии Президента или Правительства РФ, а всего одна оценка «удовлетворительно» по любому предмету не позволит получить красный диплом и дополнительные 100 баллов.

Куда логичнее было бы усовершенствовать имеющийся социальный лифт так, чтобы он позволял студенту уже с первого курса «прокачиваться» в отношении будущей специальности подобно персонажу из компьютерных RPG-игр, набирая по ходу учебы какие-либо достижения и баллы, которые он мог бы затем использовать для поступления в ординатуру. Таким образом система учитывала бы индивидуальные стремления в рамках медицинской науки и образования, а также поощряла развитие студента как будущего специалиста. Вместо этого мы получили размытое «иные индивидуальные достижения» и неприкрытое желание Минздрава использовать бывших студентов в качестве эрзац-медработников в первичном звене медицинской помощи, куда их решили заманить перспективой получить столь ценные баллы.

Хуже всего то, что выпускников медицинских университетов просто поставили перед фактом, что теперь все окончательно изменилось, но сделано это было 8 июня — за 23 дня до аккредитационного теста, который теперь является ключевым для поступления. Если бы это было сделано год назад, то многие смогли бы успеть кардинально изменить количество баллов, пересдав какие-либо экзамены или пройдя практику в качестве медработника, и более основательно подготовиться к тестированию, но теперь им лишь остается принять новые правила игры.

Многие специалисты критиковали аккредитационное тестирование и новые реформы. Одни из-за того, что оно проходит по «общей медицине», а не по какой-либо из специальности, ради которой они поступают в ординатуру. Другие считают, что тестирование с вариантами ответа не может быть адекватным способом оценить уровень квалифицированности будущего специалиста. Некоторые же к тестированию и аккредитации относятся положительно, считая, что теперь есть некий единый стандарт для всех и это обеспечит одинаковые условия для всех медиков, которые хотят стать специалистами .

Но не так страшен сам тест, как то, что он является во многом недоделанным и содержит ошибки.

Эти примеры были взяты с официального сайта Методического центра аккредитации специалистов на базе Первого МГМУ имени И.М. Сеченова.

В результате этих внезапных изменений огромное количество людей в этом году не смогут нормально поступить в ординатуру и с понурой головой уйдут работать в поликлиники до следующего поступления. Хватит ли знаний только выпустившемуся, неоперившемуся врачу? Будет ли он хорошо относиться к пациентам? Насколько качественно он будет выполнять свои обязанности? И самый главный вопрос: хватит ли тем студентам, которые не поступили в ординатуру, терпения, чтобы не бросить медицину совсем?

  • http://rg.ru/2017/06/09/minzdrav-prikaz212-site-dok.html
  • http://rg.ru/2012/06/06/diplom-dok.html
  • http://grants.extech.ru/show_news.php?id=101
  • Постановление Правительства Российской Федерации от 03.11.2015 года № 1192 «О стипендиях Правительства Российской Федерации для студентов (курсантов, слушателей) и аспирантов (адъюнктов) организаций, осуществляющих образовательную деятельность, обучающихся по образовательным программам высшего образования по очной форме обучения по специальностям или направлениям подготовки, соответствующим приоритетным направлениям модернизации и технологического развития российской экономики».
  • http://www.fa.ru/dep/social/grant/Pages/scholarships.aspx
  • http://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71470302/
  • http://www.eltech.ru/ru/studentam/stipendii-i-socialnaya-podderzhka/stipendii-prezidenta-rossiyskoy-federacii-i-specialnye-gosudarstvennye-stipendii-pravitelstva-rossiyskoy-federacii
  • http://ifea.spbu.ru/студенческий-обмен/стипендии-президента-рф-для-обучения-за-рубежом
  • http://www.stipendia.ru
  • http://szgmu.ru/rus/m/641/
  • http://education.southofrussia.ru
  • http://centrprof.dtoiv.mos.ru/legislation/lawacts/2081780/
  • http://www.kurskmed.com/structure/r-1064.html
  • http://szgmu.ru/rus/s/732/
  • http://www.agmu.ru/about/podrazdeleniia/upravlenie-podgotovki-kadrov-vysshey-kvalifikatsii-po/ordinatura-1/vnutrennie-dokumenty/kontrolnye-tsifry-priyoma-v-ordinaturu-na-2017-2018-gg/
  • http://www.rzgmu.ru/admission/itn_ord/
  • http://rmapo.ru/priem/558-priemnaya-komissiya-ordinatura.html
  • http://www.ksma.ru/userfiles/Obshee%20kolichestvo%20mest%20dlya%20priema%20v%20ordinaturu.pdf
  • http://ysmu.ru/index.php/en/glavnaya/abiturientam/kcp-all-menu/194-info-common/priemnaya-kampaniya
  • http://www.ssmu.ru/ru/obrazovanie/int_ord/priemn_kampaniya/
  • http://abit.psma.ru/kontrolnye-cifry-priema.html
  • http://kgmu.kcn.ru/traineeship/priem
  • http://zakon-ob-obrazovanii.ru
  • http://www.gks.ru/dbscripts/cbsd/dbinet.cgi?pl=2320001
  • ШЕЙМАН И., Шевский В. почему в России не хватает врачей? //Pοlιtικα. – 2014. – С. 157.
  • http://fgosvo.ru/fgosvo/97/91/9/188
  • http://rg.ru/2017/06/13/minzdrav-prikaz234-site-dok.html
  • http://edu.rosminzdrav.ru/specialistam/obshchaja-informacija/
  • http://edu.rosminzdrav.ru/fileadmin/user_upload/documents/mz/2012-2015/prikaz_837.pdf
  • http://regnum.ru/news/society/2288536.html
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215436/
  • http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_215685/
  • http://rg.ru/2005/03/16/semejnyj-vrach-dok.html
  • http://fgosvo.ru/uploadfiles/fgosvoord/310854_Obvrpr.pdf
  • http://old.1msmu.ru/news/171393/
  • http://medrussia.org/4388-podvodnye-kamni-akkreditacii/
  • http://medrussia.org/2079-priznali-nadvigayushhuyusya-katastrofu-v-medobrazovanii/
  • http://medrussia.org/5199-pochemu-mediki-boyatsya-2021-goda/
  • http://medrussia.org/5698-studenty-medvuzov/
  • http://www.lvrach.ru/news/15435705/
  • http://www.mgzt.ru/content/работать-в-едином-ритме
  • http://army-help.ru/staty/otsrochka-ot-armii-po-rabote.php
  • http://www.garant.ru/ia/opinion/author/trignin/543213/
  • http://rg.ru/2013/10/21/ryziv-yirist-site-anons.html
  • http://pravoved.ru/question/1589755/

Чумной Доктор, Елена Лисицына, Николай Лисицкий, Телли Мурадова, Cornu Ammonis

medportal.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Правила 193 Постановление Правительства РФ от 17 марта 2014 г. № 193 “Об утверждении Правил осуществления главными распорядителями (распорядителями) средств федерального бюджета, главными администраторами (администраторами) доходов федерального бюджета, […]
  • Медиация налоговые споры Медиативный подход к налоговым спорам Цисана Шамликашвили, президент Национальной организации медиаторов, научный руководитель Центра медиации и права. 2 июля 2013 года был принят Федеральный закон № 153-ФЗ "О внесении изменений в часть первую […]
  • Статьи 12 закона 15 фз Закон "О запрете курения" Федеральный закон от 23 февраля 2013 г. N 15-ФЗ"Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" С изменениями и дополнениями от: 14 октября, 31 декабря 2014 г., 30 […]