РДС 11-201-95 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

Министерство строительства Российской Федерации

1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.

2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.

1. Область применения

2. Общие положения

3. Порядок проведения экспертизы

4. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу

5. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

6. Заключение по экспертизе проектов строительства

7. Сроки проведения экспертизы

Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения

Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства

Дата введения 1995-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.

* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.

2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.

2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.

Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:

3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;

— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.

3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.

3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).

3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.

3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.

4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

4 .3. Объем документации проектов строительства, по дле жащих расс мотрени ю в поряд ке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст авляе мой документации прилагаются документы об утвер ждении проекта, заключен ие ранее расс матривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строя щи мся объекта м).

4 .4. При необходимости экспертный орган по вопроса м, относящ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополните льную информац ию по рассматр ив аемому проекту строительства.

4 .5. Комплектность пре дставленн ых м атериалов, их соответствие требован иям действующ их нормативн ых документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.

При установлен ии некомплектности проектной документации экспертн ый орган уве домляет заказчика о необхо димости представления недоста ющих материалов. В этом случае экспертным органом мо жет быть так же принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.

4 .6. При повтор ной экспертизе пре дставляются:

пояснительная зап иска к доработанному по замеча ниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;

проектная документация, в котору ю внесены из менения и дополн ения по результатам предыдущего рассмотрения.

5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖ АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ ИЗЕ

При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр инятых решен ий обоснованию инвестиц ий в строите льство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проект ирован ие, а так же исходным дан ным, техническим условиям и требованиям , вы дан ным заинтересованными органи зациями и органами государственного над зора при согласовании места размещения об ъекта ;

* основные вопросы уточняются в зависи мости от отраслевой специф ики, особых услов ий и видов строительства

налич ие необхо дим ых согласований проекта с заинтересованны ми организация ми и органа ми государственного надзора ;

хозяйственная необходи мость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион иро ва ния запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;

в ыбор пло щадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге олог иче ских, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производст венной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель ного анализа вариантов ра змещения пло щадки (трассы );

обоснованность о пределения мощности (вместимости, пропускной способност и) объекта, исходя из принятых проект ных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други ми ресурса ми, потребности в в ыпускаемой продукции или пре дставля емых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и меропр иятий по охране окру жающ ий природной среды , предупреж дению аварийных ситуаций и ли кв идации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и соору жений и соблюден ие норм и правил в зрывопож арной и по жарной бе зопасности;

соблюдени е норм и правил по охр ане труда, технике безопасности и санитарным тр ебованиям;

достаточность и нженерно-технических мероприятий по за щите населения и устойчив ост и функционирования объ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в оенного времени ;

нал ичие пр оектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности мало мобильных групп населения;

оценка технич еского уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят ия (производст ва), его материало — и энергоемкости ;

обоснованность прим еняемой технологии производства на основе сравнения во змо жных вариантов технологических про це ссов и схе м, выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

опти м альност ь пр иня тых решени й по инж енерному обеспечению, возм ожность и ц елесоо бра зность использования автономных систем и вторичн ых эне ргорес урсов;

наличие безотходного (малоотходно го) прои зводства на базе полного и компл ексно го исполь зования с ырья и отходов;

обоснованность и наде жность строительных ре шений (особенно при соору жении объекта в сло жных ин женерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генерально му плану, их взаимоувязка с утвержден ной гра достроительной документацией, рациональнос ть решен ий по плотност и застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-план ировочных решений и габаритов з даний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щим. Эффективность использования пло щадей и объемов з даний; обесп ечен ие архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда ний и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

о ценка проектных решений по орга низации строите льства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффект ивности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ции.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ ЕЛЬСТВА

6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини мавших уч астие в рассмотрении проект а.

Основные требо вания по составу и со дер жа нию экспертного заключения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного назн ачения — в приложении «Б».

6.2. Экспертн ое з аключение должно содержать:

краткую характер истик у исходных данных, ус ловий строительства и основных проектн ых решен ий, а также технико-эконо мические показа тели проекта строительства;

конкретн ые замеча ния и предложения по принятым проектны й решениям, и зменения и дополнения, внесенные в проце ссе экспертизы, о жидаемый эффект от их реали зации (с количественной оценкой);

об щие выводы о целесообраз ност и инвестиций в строительство с учетом эко номической эффектив ности, экологической бе зопасности, эксплуатационной надежности, конкурен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ющем проектировании:

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-эконо мических по казателей) или отклонении проекта.

По утвер жденным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делает ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо дящимся в стадии строительства, ука зываются виды работ, которые могут выполнять ся до доработки проектной документации).

6.3. При выявлении в результате э ксперт изы грубых нарушений нормативных требов аний, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или соз дать ин ые аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме нении в установленном порядке к органи зациям-разработчикам прое ктной докум ент ац ии штрафных санк ций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц ензий.

6. 4. Заключение утвержда ется руковод ителем экспертного органа и направляется зак азчику или в утверждающую про ек т, инстанцию.

6.5. При провед ении совместной эксп ерти зы заключение утверждается руково дством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительства .

В конкретных эк спертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды экспе ртизы, является обязательной.

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы

7.1. Сроки проведе ния комплекс ной государственной экспертизы проектов строительства принима ются в зависимо сти от трудоем кости экспертиз ы и, как прав ило, не дол жны превышать 45 дней.

В отдельных с лучаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъектов, ука занный срок мо жет быть увеличен по решению руководства экспертного органа.

7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за ключениям документации не должны превышать 30 дней.

7.3. Сроки пр оведения экспертизы проектов строительства, осущ ествляем ого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре зервов, зае мных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором .

7.4. Продолж ительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол жительности ко мплексной эксперт изы проекта строительства .

7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ждения руково дством экспертного органа плана ее проведения (или подпи сания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен ия заказчику или утверждающей проект инстанц ии.

Прилож ение А

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе ктов производственного назначения

(наи меновани е об ъекта и его м есторасполож ени е)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирование;

— задание на проектирование;

— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован ие инвестиций в строительст во объекта и др.

6. Основные данные и принятые решения*.

6. 1. Хозяйств енн ая необходимость и целесообразность строительства:

обеспечение пе рспективной потребности в данном виде продук ции в результате строительства объекта.

6.2. Характер истика участка строительства:

— варианты разме щения объекта, результат ы сравнительного анал иза и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;

* по проекту строительства, возвращаем ому на доработку излагаются в минимально необх одимом объеме, обосновываю щем замечания и предло жения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излага ются с учетом изменен ий и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы

— краткое описание района, пункта, реко мендуемой для строител ьства площа дки, сведе ния о природно-климатических, и нже нерно-геологических, экологических и др. условиях;

— сведения о согласовании с ме стными органами государственного управления в части зе млепользования и производственной инфрас труктур ы территории, а так же согласованиях с органами госнадзора.

6.3. Годовая мо щность и номенклатура продукции:

— объем прои зво димой продукции (мощность);

— основная номенклатура продукц ии и ее характеристики;

— наличие материальных, сырьевых и др. видов р есурсов (осно вные в иды сырья, материалов, ко мплектующих изд елий).

6.4. Основные технолог ические реш ения:

— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, маш ин и механизмов,

6.5. Организац ия производства и управления:

— произ водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;

— мо щно сть основных производств и цехов:

— решен ия по в спомогательным объектам, ремонтному , складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;

— структура управления, ре жим работы предприятия;

— общая численность работающ их, обеспечение произ водства и строительства трудовыми ресурсами.

6.6. Генплан, транспорт:

— основные решения и показатели генерального плана;

— схемы грузопотоков, реш ения по внутриплощадочному транспо рту.

6.7. Основн ые строительные реш ения:

— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло жных здан ий и соору жений;

— реше ния по фундаментам;

— обеспечение прочности и у стойч ивости зданий и сооружений;

— теплозащита ограждающих конструкций.

6.8. Инженерное обеспечение:

— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои зводственных и хозяйственно-бытовых нужд;

— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— использован ие вторичн ых энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при менение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

6.9. И нженерно-технически е мероприятия граж дан ской о бороны (Г.О. ):

характеристика инженерно-технических м ероприятий гра жданской обороны, использо вание по мещений Г.О. в обычных условиях хозя йственной деяте льности.

6.10. Охрана окружающей сре ды:

— общая экологич еская характ ери стика района;

— воз действи е с троительства и э ксплуа тации объекта на окружающую сре ду;

— мероприятия по охран е окру жающей среды и рационально му использованию приро дн ых ресурсов;

— реш ения по обеспечению технической без опасности, пре дупреждению и ликвидации последствий возмож ных аварийных ситуаций.

6.11. Организация строительства:

— объе мы основн ых строительно-монтажн ых р абот;

— потребность в строительных материалах, механи змах и тра нспорт ных средствах;

— трудоемкость и сроки строит ельства объекта;

— оч ередность строительст ва, пусковые комплексы.

6.12. Стоимость с троите льства и эконо мическая эф фективн ость ин вестиций :

— стоимост ь ст роительства;

— эффек тивность инв естиций, сопос тавл ение основных технико-экономических по казател ей с показ ателями, опре деленными в обосновании инв естиций в строительст во объ екта.

7. Замечания и пр едложения по принятым ре шениям и результаты экспертизы:

— соотв етствие за данию на про ектиров ание, обоснованию и нвестиций в строител ьство объекта, техн ическим у сло виям и требованиям, выданным орга нами государственного на дзора и заинтересован ными организациями, о сновным направл ениям техн ической политики в соответствующей отрасли;

— оценка сост ава и комплектности представленных мат ериалов, полноты и качества инженерных изыска ний;

— оц енка качества всех разделов проектной документации , изло жен ных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложен ия по по выше нию экономической эффективности , экс плуатационной наде жност и и экологической безопасности за счет совер шенствования тех ни че ских реш ений, более рац ионального исполь зован ия ресурсов и их результативность: изменен ие (ум еньш ение, увеличени е) сто имости строител ьства, продолжит ельности строительства, уменьшение расх ода потр ебляемых топливно-энергетических ресурсов, тру дозат рат в строи тельстве, расхода основных стро ительных материалов (проката, металла, це мента, лесоматериалов) и др. (форма произв ольная в зави симости от характера изло жения).

Общие выводы о целесо об разности стр оительства объекта и условиях его реализа ции.

С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в несенных в процессе эксперт изы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ждению (пр иводятся рекомендуемые к утвер ждению технико-экономические показа тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп ецифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.

Приложение Б

ОСНОВНЫЕ ТРЕ БОВ АНИЯ

по составу и со держани ю экспертного заключения по проекту строительства объе ктов жилищно-гражданс кого и общественного на значения

(наименование объекта и его месторасположение)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирован ие;

— государственные п рограммы , проект ы застройки м икрорайон ов, кварталов, градостроите льных ко мплексов и жилых групп.

6. Основные да нные и принятые реш ения*.

6.1. Хо зяйств енная необ ходимость и целесообразность строительства :

— назначени е о бъ екта , ожидае мый в ре зультате строительства социальный эффект;

— м ощно сть (вмести мость) и функциональная структура объекта.

6.2. Характ еристика участка строительства:

— краткая характери стика рекомендуе мого для строительства участка по раз мерам, расположен ию в инфраструктуре населенного

пункта, транспортной доступност и, рельефу, инженерно-геолог ическим, гидрогеологическим и экологическ им условиям , наличию подзем ных и наземн ых сооружен ий и комм уникаций на площадке строител ьства ;

* по проекту стро ительства, во звращаемому на доработку излагаются в м инимально нео бход имом о бъеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повт орно — излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям эксперти зы.

— вар иант ы разм ещ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объ екта в утвер жденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.

6.3. Р ешения генплана объекта:

— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щен ие зданий и их в заимосвязь на пло щадке, увязка предлагаем ых реш ений с окружающ ей застройкой;

— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле нение, использован ие сущ ествующего рельефа, формирование доступной для ин валидов среды жизнедеятельности;

— основ ные показатели по генплану.

6. 4. Объем но-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные реш ения:

— варианты градо строительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал из;

— этажность, общ ая площ адь, стр оительный объем;

— краткая характер истика конструкт ивных решений теплозащиты ограждающих конструкций;

— решен ия по фундаментам;

— о беспечен ие прочности и устойчивости зданий и сооружений;

— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о бъекта, формиро вание доступной для инвалидов среды жизнедеятельно сти;

— выразительность по фасадам;

— применяемые отделочные материалы;

— решения по интерьерам, естественному освещ ению помещений и коридоров , художественному оформлению.

6.5. Технологические решения:

состав и площади запроектированных помещений и слу жб;

— об щая характерист ика основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;

— мероприятия по соблю дению нормативных и технических требований госу дарственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о бъекта.

6.6. Инженерное обеспечение:

— отопление, венти ляция, водосна бжение , водоотведение, электроснабжение, слаботоч ные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжени е и другие инженерные систе мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.

6.7. Инженерно-т ехнические мероприятия гра жданской обороны (Г.О. ):

характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зование поме щений Г.О, в обычных условиях хо зяйст венной деятельности.

6.8. Охрана окру жаю щей сре ды:

— общая характе ри стика экологической ситуации на площадке строит ельства;

— решение вопро сов оч истки, уничтожения и утилизации обра зующихся выбросов и отхо дов, использования и рекультивации земель;

— м ероприятия по з ащите от шу ма, электромагнитных излучений, радиационного загря зн ения и других вредных факторов.

6.9. Противопожарная безопасность:

р ешения по пож арной безопасности и обеспечен ию надежности эвакуа ции людей в эк стренных условиях.

6. 10. Органи зация строитель ства:

— объемы основн ых строительно-монтажных р абот;

— потребность в стро ительных материалах, механизмах и транспортных с редствах;

— трудо емкость и ср ок и стро ительства объекта;

— очередность стро ительства, пус ковые комплексы.

6 .1 1. Стоимост ь стр оите льства.

7. Зам ечани и и п ред ложения по принятым решениям и результатам экс пертизы:

— соответствие за данию на проектирование, государственным програм мам, п роектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроите льных компл ек со в и жилых групп:

— оц енка состава и комплектности представленных материалов, полноты и каче ства инженерных изысканий;

— оц енка качества всех ра зделов проектной документации, изложенных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложения по по вышению экономической эффективно сти, эксплуатационной на дежно сти, уро вня комфортности за счет совершенствован ия технических решений и их ре зультативность: изме нение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите льства, у меньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ых материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен ия).

Общ ие в ывод ы о целесообразности строительства объекта и усло виях его реализации.

С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп ертизы изменений и дополнений, проект ре комендуется к утв ерждению (приводятся рекомендуемы е к утверж дению т ехнико-экономические показатели, соста в котор ых определ яется в за висимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щается на доработку.

www.gosthelp.ru

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.

* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.

2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.

2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.

Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:

3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;

— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.

3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.

3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).

3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.

3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.

4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

4 . 3. Объем документации проектов строительства, по д ле ж ащих расс м отрени ю в поряд к е выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст а вляе м ой документации прилагаются документы об утвер ж дении проекта, заключен и е ранее расс м атривавшего проект э кспертного органа и справка о с остоянии строительства (по строя щ и м ся объекта м ).

4 .4 . При необходимости экспертный орган по вопроса м , относя щ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика д ополните л ьную информац и ю по рассматр и в а емому проекту строительства.

4 .5. Комплектность пре д ставленн ы х м атериалов, и х соответствие требован и ям действу ющ их нормативн ы х документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-т и дневный срок с даты их получения.

При установлен и и некомплектности проектной документации э кспертн ы й орган уве д омляет заказчика о необхо ди мости представления недоста ю щих материалов. В этом случае экспертным органом мо ж ет быть так ж е принято решение об отклонении от рассмотрения проекта с троительства до его укомплектования.

4 .6. При повтор н ой экспертизе пре д ставляются:

пояснительная зап и ска к доработанному по замеча н иям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;

проектная документация, в котору ю внесены из м енения и дополн е ния по результатам предыдущего рассмотрения.

5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕ Ж АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ И ЗЕ

При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр и нятых решен и й обоснованию инвестиц ий в строите л ьство объекта, другим предпроектным м атериалам, заданию на проект и рован и е, а так ж е исходным дан н ым, техническим условиям и требования м , вы д ан н ым з аинтересованными органи з ациями и органами государственного н ад з ора при согласовании м еста размещения об ъ екта ;

* основные вопросы уточняются в зависи м ости от отраслевой специф и ки, особых услов и й и видов строительства

налич и е необхо д им ы х согласований проекта с заинтересованны м и организация ми и органа м и государственного надзора ;

хозяйственная необходи м ость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион и ро в а н ия запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;

в ы бор пло щ адки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге о лог и че с ких, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития с оциальной и производст в енной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель н ого анализа вариантов ра з мещения пло щ адки (трассы ) ;

обоснованность о пр еделения мощности (вместимости, пропускной способност и ) объекта, исходя из принятых проект н ых решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други м и ресурса м и, потребности в в ы пускаемой продукции или пре д ставля е мых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и меропр и ятий по охране окру ж ающ и й природной среды , предуп реж дению аварийных ситуаций и л и к в идации их последствий;

обеспечение безопасности э ксплуатации предприятий, зданий и соору ж ений и соблюден и е норм и правил в зрывопо ж арной и по ж арной бе з опасности;

соблюдени е норм и правил по охр а не труда, технике безопасности и санитарным тр е бованиям;

достаточность и нж енерно-технических мероприятий по за щ ите населения и устойчи в о ст и функционирования об ъ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в о енного времени ;

нал и чие пр о ектных решений по обеспечению условий жизнедеятельност и мало мобильных групп населения;

оценка технич ес кого уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят и я ( производст в а), его материа ло — и энергоемкости ;

обоснованность прим е няемой технологии производства н а основе сравнения во з мо ж ных вариантов технологических про ц е с сов и схе м , выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

опти м альнос т ь пр ин я т ых решени й по ин ж енерному обеспечению, воз м ожность и ц е лесоо б ра з ность использования автономных систем и вторичн ы х эн е р горес у рсов;

наличие безотходного ( малоотходно го) прои з водства на базе полного и компл е ксно г о и споль з ования с ы рья и отходов;

обоснованность и наде ж ность строительных ре ш ений (особенно при соору ж ении объекта в сло ж ных ин ж енерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генерально м у плану, их взаимоувязка с утвержден н ой гра д остроительной документацией, рациональнос т ь решен и й по плотност и застройки территории и протяженности и нженерных к оммуникаций;

обоснованность принятых объемно-план и ровочных решений и габаритов з д аний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щ им. Эффективность использования пло щ адей и объемов з д аний; обесп е чен и е архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда н ий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

о ц енка проектных решений по орга н изации строит е льства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффект и вности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ц ии.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ Е ЛЬСТВА

6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини м авших уч а стие в рассмотрении проект а .

Основные требо в ания по составу и со д ер ж а н ию экспертного зак лючения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного на зн ач ения — в приложении «Б».

6.2. Экспертн о е з аключение должно содержать:

краткую х арактер и стик у и сходных данных, ус л овий строительства и основных проектн ы х решен и й, а также технико-эконо м ические по каза тели проекта строительства;

конкретн ы е замеч а ния и предложения по принятым проектны й решениям, и з менения и дополнения, внесенные в проце с се экспертизы, о ж идаемый э ффект от их реали з ации (с количественной оценкой);

об щие выводы о целесообраз н ост и инвестиций в строительство с учетом эко н омической э ффектив н ости, экологической бе з опасности, эксплуатационной надежности, конкур ен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по д ополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ю щем проектировании:

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экон о мических по к азателей) или отклонении проекта.

По утвер ж денным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делае т ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо д ящимся в стадии строительства, ука з ываются виды работ, которые могут выполнять с я до доработки проектной д окументации).

6.3. При выявлении в результате э к сперт из ы грубых нарушений нормативных требо в аний, которые могут повлечь з а собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или с оз д ать ин ы е аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме н ении в у становленном порядке к органи з ациям-разработчикам прое к тной докум е нт а ц и и штрафных санк ц ий или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц е нзий.

6. 4 . Заключение утвержда е тся руковод и телем экспертного органа и направляется з ак а зчику или в утверждающую про е к т , инстанцию.

6.5. При провед е нии совместной эксп е рти з ы заключение утверждается руково д ством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительств а .

В конкретных эк с пертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды эксп е ртизы, является обязательной.

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы

7.1. Сроки проведе н ия комплек с ной государственной экспертизы проектов строительства принима ю тся в зависимо с ти от трудое м кости экспертиз ы и, как прав и ло, не дол ж ны превышать 45 дней.

В отдельных с л учаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъ ектов, ука з анный срок мо ж ет быть увеличен по ре шению ру ководства э кспертного органа.

7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за к лючениям документации не должны превышать 30 дней.

7.3. Сроки пр о ведения экспертизы проектов строительства, осу щ ествляе м ого з а счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре з ервов, з ае м ных и привлеченных с редств инвесторов, устанавливаются договоро м .

7.4. Продолж и тельность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол ж ительности к о м плексной эксперт из ы проекта строительства .

7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ж дения руково д ством экспертного органа плана ее проведения (или подпи с ания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен и я заказчику или утверждающей проект инстанц и и.

Прило ж е ние А

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе к тов производственного назначения

(наи м еновани е об ъ екта и его м есторасполо ж ен и е)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирование;

— задание на проектирование;

— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован и е инвестиций в строительст в о объекта и др.

6. Основные данные и принятые решения*.

6. 1 . Хозяйст в ен н ая необходимость и целесообразность строительства:

обеспечение п е рспективной потребности в данном виде продук ц ии в результате строительства объекта.

6.2. Характер и стика участка строительства:

— варианты разме щ ения объекта, результат ы с равнительного анал и за и преимущест ва выбранного участка, площадки, трассы;

* по проекту строительства, возвращае м ому на доработку излагаются в минимально необ х одимом объеме, обосновываю щ ем з амечания и предло ж ения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излаг а ются с учетом изменен и й и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы

— краткое описание района, пункта, реко м ендуемой для строител ь ства площа д ки, сведе н ия о природно-климатических, и нж е нерно-геологических, э кологических и др. условиях;

— сведения о согласовании с ме с тными органами государственного управления в части зе м лепользования и производственной инфрас т руктур ы территории, а так ж е согласованиях с органами госнадзора .

6.3. Годовая мо щ ность и номенклатура продукции:

— объем прои з во д имой продукции (мощность);

— основная номенклатура продукц и и и ее характеристики;

— наличие материальных, сырьевых и др. видов р е сурсов (осно в ные в и ды сырья, материалов, ко м плектующих и зд е лий).

6.4. Основные технолог и ческие ре ш ения:

— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, ма ш ин и механизмов,

6.5. Организац и я производства и управления:

— прои з водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;

— мо щ но с ть основных производств и цехов:

— решен и я по в с помогательным объектам, ремонтному , складскому, эн ергетическому и транспортному хозяйствам;

— структура управления, ре жи м работы предприятия;

— общая численность работаю щ их, обеспечение произ в одства и строительства трудовыми ресурсами.

6.6. Генплан, транспорт:

— основные решения и показатели генерального плана;

— схемы грузопотоков, ре ш ения по внутриплощадочному транспо р ту.

6.7. Основн ы е строительные ре ш ения:

— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло ж ных здан и й и соору ж ений;

— реше н ия по фундаментам;

— обеспечение прочности и у с тойч и вости зданий и сооружений;

— теплозащита ограждающих конструкций.

6.8. Инженерное обеспечение:

— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои з водственных и хозяйственно-бытовых нужд;

— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— использован и е вторичн ы х энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при м енение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

6.9. И н женерно-технически е мероприятия граж д ан с кой о б ороны (Г.О. ):

характеристика инженерно-технических м е роприятий гра ж данской обороны, исполь зо вание по м ещений Г.О. в обычных условиях хозя йс твенной деяте л ьности.

6.10. Охрана окружающей сре д ы:

— общая э кологич е ская характ е ри с тика района;

— во з действ и е с троительства и э ксплу а тации объекта на окружающую ср е ду;

— мероприятия по охра н е окру ж ающей среды и рационально м у использованию приро д н ы х ресурсов;

— ре ш ения по обеспечению технической бе з опасности, пре д упреждению и ликвидации последствий возмож ны х аварийных ситуаций.

6.11. Организация строительства:

— объе м ы основн ы х строительно-монтажн ы х р а бот;

— потребность в строительных м атериалах, м ехани зм ах и тра н спорт н ых средствах;

— трудоемкость и сроки строит е льства объекта;

— оч е редность строительст в а, пусковые комплексы.

6.12. Стоимость с трои те льства и эконо м ическая э ф фектив н ость ин в естиций :

— стоимост ь ст роительства;

— эфф ек тивность и нв е стиций, сопо с та вл ен ие основных технико-экономических по к азател е й с пока з ателями, опр е деленными в обосновании инв е стиций в строительст в о объ е кта.

7. За мечания и пр е дложения по принятым ре ше ниям и результаты э кспертизы:

— соотв е тствие з а да нию на про е ктиров а ние, обоснованию и нв естиций в строите л ь ство объекта, техн и ческим у с ло ви ям и требованиям, выданным орга н ами государственного на д зора и з аинтересован н ыми организациями, о сновным направ л ениям техн и ческой политики в соответствующей отрасли;

— оценка сос т а ва и комплектности представленных мат е риалов, полноты и качества и нженерных изыска н ий;

— оц енка качества всех разделов проектной д окументации , изл о ж ен ных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложен и я по п о в ыше н ию экономической э ффективности , эк с плуатационной наде ж ност и и экологической безопасности за счет совер ш енствования тех н и ч е ск их ре ш ений, более рац и онального исполь з ован и я ресурсо в и их результативность: изменен и е (у м ен ьш ение, увеличени е ) сто и мости ст роител ьства, продолжит е льности строительства, уменьшение расх о да потр е бляемых топливно-энергетических ресурсов, тру д озат р ат в строи т ельстве, расхода основных стро и тельных материалов (проката, металла, це м ента, лесоматериалов) и др. (форма произв о льная в зави с имости от характера и зло ж ения).

Общие выводы о целес о о б разности стр о ительства объекта и условиях его реализа ц ии.

С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в н есенных в процессе э ксперт и зы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ж дению (пр и водятся рекомендуемые к утвер жд ению технико-экономические показ а тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп е цифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.

Приложение Б

ОСНОВНЫЕ ТРЕ Б ОВ А НИЯ

по составу и со д ержани ю экспертного заключения по проекту строительства объе к тов жилищно-граждан с кого и об щественного на з начения

(наименование объекта и его месторасположение)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирован и е;

— государственн ые п рогра ммы , проект ы застройки м икрорайо н ов, кварталов, градостроит е льных ко м плексов и жилых групп.

6. Основны е д а н ные и принятые реш е ния*.

6.1. Хо з яйств е нная необ х одимость и целесообразность строительства :

— назначени е о б ъ е кта , ожидае м ый в ре з ультате строительства социальный эффект;

— м ощно с ть ( вмести мость) и функциональная структура объекта.

6.2. Характ е ристика участка строительства:

— краткая характери с тика рекомендуе м ого для строительства участка по раз мер ам, расположен и ю в инфраструктуре населенного

пункта, транспортной доступност и , рельефу, инженерно-геолог и ческим, гидрогеологическим и э кологическ и м условия м , наличию подзе м ных и наземн ы х сооружен и й и ко мм уникаций на площадке строител ь ства ;

* по проекту стро и тельства, во з вращаемому на д оработку излагаются в м и нимально нео б ход и мом о б ъеме, обосновывающем з амечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому пов т орно — излагаются с учетом изменений и д ополнений, вне сенных по замечаниям и предложениям эксперти з ы.

— вар и ант ы раз м е щ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии д анного об ъ екта в утвер ж денной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.

6.3. Р е шения генплана объекта:

— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щ ен и е зданий и их в з аимосвязь на пло щ адке, ув язка предлагаем ы х ре ш ений с окружаю щ ей застройкой;

— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле н ение, использован и е су щ ествующего рельефа, формирование доступной для и н в алидов среды жизнедеятельности;

— основ н ые показатели по генплану.

6. 4 . Объем н о-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные ре ш ения:

— варианты градо с троительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал и з;

— этажность, об щ ая пло щ адь, стр о ительный объем;

— краткая характер и стика конструкт и вных решений теплозащиты ограждающих конструкций;

— решен и я по фундаментам;

— о б еспечен и е прочности и устойчивости зданий и сооружений;

— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о б ъекта, формиро в ание доступной д ля инвалидов среды жизнедеятельно с ти;

— выразительность по фасадам;

— применяемые отделочные материалы;

— решения по интерьерам, естественному осве щ ению помещений и к оридоров , художественному оформлению.

6.5. Технологические решения:

состав и площади запроектированных помещений и слу ж б;

— об щ ая характерист и ка основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;

— мероприятия по соблю д ению нормативных и технических требований госу д арственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в поме щ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о б ъекта.

6.6. Инженерн ое обеспечение:

— отопление, венти ляция, водосна б жение, водоотведение, электроснабжение, слабот оч ные устройства, автоматика, газоснабжение, х олодоснабжени е и други е инженерные сист е мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.

6.7. Инженерно-т е хнические мероприятия гра ж данской обороны (Г.О. ):

характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зо вание поме щ ений Г.О, в обычных условиях хо з яйст в енной деятельности.

6.8. Охрана окру ж аю щ ей сре ды :

— общая характ е р и стика экологической ситуации на площадке строит е льства;

— ре шение вопр о сов оч и стки, уничтожения и утилизации обра з ующихся выбросов и отхо д ов, использования и рекультивации з емель;

— м е роприятия п о з ащи те от шу м а, электромагнитных излучений, радиационного з агря з н е ния и других вредных факторов.

6.9. Противопожарная безопасность:

р е шения по пож а рной безопасности и обеспечен и ю надежности эвакуа ц ии людей в эк с тренных условиях.

6. 1 0. Органи з ация строитель с тва:

— объемы основн ы х строительно-монтажных р а бот;

— потребность в с тро и тельных материалах, механизмах и транспортных с редствах ;

— трудо е мкость и с р о к и стро и тельства объекта;

— очередность с тро ительства, пус к овые комплексы.

6 . 1 1 . Стоимост ь ст р оит е льства.

7. З ам е чани и и п ре д ложения по принятым решениям и результатам э кс п ертизы:

— соответствие за данию на проектирование, государственным програм ма м, п роект ам застройки микрорайонов, кварталов, градостроит е льных компл е к с о в и жилых групп:

— оц е нка сост ава и комплектности представленных материалов, полноты и каче с тва инженерных изысканий;

— оц е нка качест ва всех ра з делов проектной документации, изложенных в п. 6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложения по по в ышению экономической эффективно с ти, эксплуатационной на д ежно с ти, уро в ня комфортности за счет совершенствован и я технических решений и их ре з ультативность: изме н ение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите л ьства, у м еньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в , трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ы х материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен и я).

Общ и е в ы вод ы о целесообразности строительства объекта и усло в иях его реализации.

С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп е ртизы изменений и дополнений, проект р е ком ендуется к утв е рждению (приводятся рекомендуемы е к утверж д ению т ех нико-экономические показатели, соста в котор ы х определ я ется в за в исимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щ ается на д оработку.

www.tehlit.ru

Еще по теме:

  • Статьями 181 и 19 федерального закона о персональных данных Федеральный закон №181-ФЗ от 24 ноября 1995 г. (в ред. Федеральных законов от 24.07.1998 N 125-ФЗ, от 04.01.1999 N 5-ФЗ, от 17.07.1999 N 172-ФЗ, от 27.05.2000 N 78-ФЗ, от 09.06.2001 N 74-ФЗ, от 08.08.2001 N 123-ФЗ, от 29.12.2001 N 188-ФЗ, от […]
  • Законы о собственности в рсфср Закон РСФСР от 24 декабря 1990 г. "О собственности в РСФСР" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Закон РСФСР "О собственности в РСФСР" от 24 декабря 1990 г. С изменениями и дополнениями от: 24 июня 1992 г., 14 мая, 24 декабря 1993 г., 1 […]
  • Правила внутреннего служебного распорядка мвд Приказ МВД России от 03.07.2018 N 416 "О признании утратившими силу нормативных правовых актов МВД России и отдельного предписания нормативного правового акта МВД России" МИНИСТЕРСТВО ВНУТРЕННИХ ДЕЛ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ от 3 июля 2018 г. N 416 О […]
  • Суды города тараз Состав суда Жамашов Низамиддин Казыбаевич, родился 01.07.1960 году в Южно-Казахстанской области, окончил Карагандинский Государственный университет, по специальности "Правоведение". Указом Президента Республики Казахстан от 14 июня 2017 года № 499 […]
  • Закон рф об органах социальной защиты рф Федеральное законодательство Федеральный закон от 24 ноября 1995 г. N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" Федеральный закон от 12 января 1995 г. N 5-ФЗ "О ветеранах" Федеральный закон от 24 ноября 1995 года № 181-ФЗ «О […]
  • Заявление на прохождения мсэ Что должно быть вписано в заявлении на медико-социальную экспертизу и как правильно заполнить посыльный лист? Оформление инвалидности — процесс сложный и длительный. Чтобы немного ускорить процесс и затратить меньшее количество времени и нервов, […]