Оглавление:
РДС 11-201-95 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства
Министерство строительства Российской Федерации
1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.
2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.
1. Область применения
2. Общие положения
3. Порядок проведения экспертизы
4. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу
5. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе
6. Заключение по экспертизе проектов строительства
7. Сроки проведения экспертизы
Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения
Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения
ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства
Дата введения 1995-07-01
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.
* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.
2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4 .3. Объем документации проектов строительства, по дле жащих расс мотрени ю в поряд ке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст авляе мой документации прилагаются документы об утвер ждении проекта, заключен ие ранее расс матривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строя щи мся объекта м).
4 .4. При необходимости экспертный орган по вопроса м, относящ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополните льную информац ию по рассматр ив аемому проекту строительства.
4 .5. Комплектность пре дставленн ых м атериалов, их соответствие требован иям действующ их нормативн ых документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.
При установлен ии некомплектности проектной документации экспертн ый орган уве домляет заказчика о необхо димости представления недоста ющих материалов. В этом случае экспертным органом мо жет быть так же принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.
4 .6. При повтор ной экспертизе пре дставляются:
пояснительная зап иска к доработанному по замеча ниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в котору ю внесены из менения и дополн ения по результатам предыдущего рассмотрения.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖ АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ ИЗЕ
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр инятых решен ий обоснованию инвестиц ий в строите льство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проект ирован ие, а так же исходным дан ным, техническим условиям и требованиям , вы дан ным заинтересованными органи зациями и органами государственного над зора при согласовании места размещения об ъекта ;
* основные вопросы уточняются в зависи мости от отраслевой специф ики, особых услов ий и видов строительства
налич ие необхо дим ых согласований проекта с заинтересованны ми организация ми и органа ми государственного надзора ;
хозяйственная необходи мость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион иро ва ния запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;
в ыбор пло щадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге олог иче ских, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производст венной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель ного анализа вариантов ра змещения пло щадки (трассы );
обоснованность о пределения мощности (вместимости, пропускной способност и) объекта, исходя из принятых проект ных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други ми ресурса ми, потребности в в ыпускаемой продукции или пре дставля емых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и меропр иятий по охране окру жающ ий природной среды , предупреж дению аварийных ситуаций и ли кв идации их последствий;
обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и соору жений и соблюден ие норм и правил в зрывопож арной и по жарной бе зопасности;
соблюдени е норм и правил по охр ане труда, технике безопасности и санитарным тр ебованиям;
достаточность и нженерно-технических мероприятий по за щите населения и устойчив ост и функционирования объ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в оенного времени ;
нал ичие пр оектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности мало мобильных групп населения;
оценка технич еского уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят ия (производст ва), его материало — и энергоемкости ;
обоснованность прим еняемой технологии производства на основе сравнения во змо жных вариантов технологических про це ссов и схе м, выбор основного технологического оборудования;
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
опти м альност ь пр иня тых решени й по инж енерному обеспечению, возм ожность и ц елесоо бра зность использования автономных систем и вторичн ых эне ргорес урсов;
наличие безотходного (малоотходно го) прои зводства на базе полного и компл ексно го исполь зования с ырья и отходов;
обоснованность и наде жность строительных ре шений (особенно при соору жении объекта в сло жных ин женерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генерально му плану, их взаимоувязка с утвержден ной гра достроительной документацией, рациональнос ть решен ий по плотност и застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;
обоснованность принятых объемно-план ировочных решений и габаритов з даний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щим. Эффективность использования пло щадей и объемов з даний; обесп ечен ие архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда ний и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
о ценка проектных решений по орга низации строите льства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффект ивности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ции.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ ЕЛЬСТВА
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини мавших уч астие в рассмотрении проект а.
Основные требо вания по составу и со дер жа нию экспертного заключения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного назн ачения — в приложении «Б».
6.2. Экспертн ое з аключение должно содержать:
краткую характер истик у исходных данных, ус ловий строительства и основных проектн ых решен ий, а также технико-эконо мические показа тели проекта строительства;
конкретн ые замеча ния и предложения по принятым проектны й решениям, и зменения и дополнения, внесенные в проце ссе экспертизы, о жидаемый эффект от их реали зации (с количественной оценкой);
об щие выводы о целесообраз ност и инвестиций в строительство с учетом эко номической эффектив ности, экологической бе зопасности, эксплуатационной надежности, конкурен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ющем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-эконо мических по казателей) или отклонении проекта.
По утвер жденным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делает ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо дящимся в стадии строительства, ука зываются виды работ, которые могут выполнять ся до доработки проектной документации).
6.3. При выявлении в результате э ксперт изы грубых нарушений нормативных требов аний, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или соз дать ин ые аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме нении в установленном порядке к органи зациям-разработчикам прое ктной докум ент ац ии штрафных санк ций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц ензий.
6. 4. Заключение утвержда ется руковод ителем экспертного органа и направляется зак азчику или в утверждающую про ек т, инстанцию.
6.5. При провед ении совместной эксп ерти зы заключение утверждается руково дством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительства .
В конкретных эк спертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды экспе ртизы, является обязательной.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы
7.1. Сроки проведе ния комплекс ной государственной экспертизы проектов строительства принима ются в зависимо сти от трудоем кости экспертиз ы и, как прав ило, не дол жны превышать 45 дней.
В отдельных с лучаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъектов, ука занный срок мо жет быть увеличен по решению руководства экспертного органа.
7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за ключениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3. Сроки пр оведения экспертизы проектов строительства, осущ ествляем ого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре зервов, зае мных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором .
7.4. Продолж ительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол жительности ко мплексной эксперт изы проекта строительства .
7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ждения руково дством экспертного органа плана ее проведения (или подпи сания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен ия заказчику или утверждающей проект инстанц ии.
Прилож ение А
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе ктов производственного назначения
(наи меновани е об ъекта и его м есторасполож ени е)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирование;
— задание на проектирование;
— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован ие инвестиций в строительст во объекта и др.
6. Основные данные и принятые решения*.
6. 1. Хозяйств енн ая необходимость и целесообразность строительства:
обеспечение пе рспективной потребности в данном виде продук ции в результате строительства объекта.
6.2. Характер истика участка строительства:
— варианты разме щения объекта, результат ы сравнительного анал иза и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;
* по проекту строительства, возвращаем ому на доработку излагаются в минимально необх одимом объеме, обосновываю щем замечания и предло жения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излага ются с учетом изменен ий и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы
— краткое описание района, пункта, реко мендуемой для строител ьства площа дки, сведе ния о природно-климатических, и нже нерно-геологических, экологических и др. условиях;
— сведения о согласовании с ме стными органами государственного управления в части зе млепользования и производственной инфрас труктур ы территории, а так же согласованиях с органами госнадзора.
6.3. Годовая мо щность и номенклатура продукции:
— объем прои зво димой продукции (мощность);
— основная номенклатура продукц ии и ее характеристики;
— наличие материальных, сырьевых и др. видов р есурсов (осно вные в иды сырья, материалов, ко мплектующих изд елий).
6.4. Основные технолог ические реш ения:
— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, маш ин и механизмов,
6.5. Организац ия производства и управления:
— произ водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;
— мо щно сть основных производств и цехов:
— решен ия по в спомогательным объектам, ремонтному , складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;
— структура управления, ре жим работы предприятия;
— общая численность работающ их, обеспечение произ водства и строительства трудовыми ресурсами.
6.6. Генплан, транспорт:
— основные решения и показатели генерального плана;
— схемы грузопотоков, реш ения по внутриплощадочному транспо рту.
6.7. Основн ые строительные реш ения:
— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло жных здан ий и соору жений;
— реше ния по фундаментам;
— обеспечение прочности и у стойч ивости зданий и сооружений;
— теплозащита ограждающих конструкций.
6.8. Инженерное обеспечение:
— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои зводственных и хозяйственно-бытовых нужд;
— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— использован ие вторичн ых энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при менение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
6.9. И нженерно-технически е мероприятия граж дан ской о бороны (Г.О. ):
характеристика инженерно-технических м ероприятий гра жданской обороны, использо вание по мещений Г.О. в обычных условиях хозя йственной деяте льности.
6.10. Охрана окружающей сре ды:
— общая экологич еская характ ери стика района;
— воз действи е с троительства и э ксплуа тации объекта на окружающую сре ду;
— мероприятия по охран е окру жающей среды и рационально му использованию приро дн ых ресурсов;
— реш ения по обеспечению технической без опасности, пре дупреждению и ликвидации последствий возмож ных аварийных ситуаций.
6.11. Организация строительства:
— объе мы основн ых строительно-монтажн ых р абот;
— потребность в строительных материалах, механи змах и тра нспорт ных средствах;
— трудоемкость и сроки строит ельства объекта;
— оч ередность строительст ва, пусковые комплексы.
6.12. Стоимость с троите льства и эконо мическая эф фективн ость ин вестиций :
— стоимост ь ст роительства;
— эффек тивность инв естиций, сопос тавл ение основных технико-экономических по казател ей с показ ателями, опре деленными в обосновании инв естиций в строительст во объ екта.
7. Замечания и пр едложения по принятым ре шениям и результаты экспертизы:
— соотв етствие за данию на про ектиров ание, обоснованию и нвестиций в строител ьство объекта, техн ическим у сло виям и требованиям, выданным орга нами государственного на дзора и заинтересован ными организациями, о сновным направл ениям техн ической политики в соответствующей отрасли;
— оценка сост ава и комплектности представленных мат ериалов, полноты и качества инженерных изыска ний;
— оц енка качества всех разделов проектной документации , изло жен ных в п.6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложен ия по по выше нию экономической эффективности , экс плуатационной наде жност и и экологической безопасности за счет совер шенствования тех ни че ских реш ений, более рац ионального исполь зован ия ресурсов и их результативность: изменен ие (ум еньш ение, увеличени е) сто имости строител ьства, продолжит ельности строительства, уменьшение расх ода потр ебляемых топливно-энергетических ресурсов, тру дозат рат в строи тельстве, расхода основных стро ительных материалов (проката, металла, це мента, лесоматериалов) и др. (форма произв ольная в зави симости от характера изло жения).
Общие выводы о целесо об разности стр оительства объекта и условиях его реализа ции.
С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в несенных в процессе эксперт изы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ждению (пр иводятся рекомендуемые к утвер ждению технико-экономические показа тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп ецифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.
Приложение Б
ОСНОВНЫЕ ТРЕ БОВ АНИЯ
по составу и со держани ю экспертного заключения по проекту строительства объе ктов жилищно-гражданс кого и общественного на значения
(наименование объекта и его месторасположение)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирован ие;
— государственные п рограммы , проект ы застройки м икрорайон ов, кварталов, градостроите льных ко мплексов и жилых групп.
6. Основные да нные и принятые реш ения*.
6.1. Хо зяйств енная необ ходимость и целесообразность строительства :
— назначени е о бъ екта , ожидае мый в ре зультате строительства социальный эффект;
— м ощно сть (вмести мость) и функциональная структура объекта.
6.2. Характ еристика участка строительства:
— краткая характери стика рекомендуе мого для строительства участка по раз мерам, расположен ию в инфраструктуре населенного
пункта, транспортной доступност и, рельефу, инженерно-геолог ическим, гидрогеологическим и экологическ им условиям , наличию подзем ных и наземн ых сооружен ий и комм уникаций на площадке строител ьства ;
* по проекту стро ительства, во звращаемому на доработку излагаются в м инимально нео бход имом о бъеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повт орно — излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям эксперти зы.
— вар иант ы разм ещ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объ екта в утвер жденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.
6.3. Р ешения генплана объекта:
— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щен ие зданий и их в заимосвязь на пло щадке, увязка предлагаем ых реш ений с окружающ ей застройкой;
— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле нение, использован ие сущ ествующего рельефа, формирование доступной для ин валидов среды жизнедеятельности;
— основ ные показатели по генплану.
6. 4. Объем но-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные реш ения:
— варианты градо строительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал из;
— этажность, общ ая площ адь, стр оительный объем;
— краткая характер истика конструкт ивных решений теплозащиты ограждающих конструкций;
— решен ия по фундаментам;
— о беспечен ие прочности и устойчивости зданий и сооружений;
— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о бъекта, формиро вание доступной для инвалидов среды жизнедеятельно сти;
— выразительность по фасадам;
— применяемые отделочные материалы;
— решения по интерьерам, естественному освещ ению помещений и коридоров , художественному оформлению.
6.5. Технологические решения:
— состав и площади запроектированных помещений и слу жб;
— об щая характерист ика основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;
— мероприятия по соблю дению нормативных и технических требований госу дарственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о бъекта.
6.6. Инженерное обеспечение:
— отопление, венти ляция, водосна бжение , водоотведение, электроснабжение, слаботоч ные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжени е и другие инженерные систе мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.
6.7. Инженерно-т ехнические мероприятия гра жданской обороны (Г.О. ):
характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зование поме щений Г.О, в обычных условиях хо зяйст венной деятельности.
6.8. Охрана окру жаю щей сре ды:
— общая характе ри стика экологической ситуации на площадке строит ельства;
— решение вопро сов оч истки, уничтожения и утилизации обра зующихся выбросов и отхо дов, использования и рекультивации земель;
— м ероприятия по з ащите от шу ма, электромагнитных излучений, радиационного загря зн ения и других вредных факторов.
6.9. Противопожарная безопасность:
р ешения по пож арной безопасности и обеспечен ию надежности эвакуа ции людей в эк стренных условиях.
6. 10. Органи зация строитель ства:
— объемы основн ых строительно-монтажных р абот;
— потребность в стро ительных материалах, механизмах и транспортных с редствах;
— трудо емкость и ср ок и стро ительства объекта;
— очередность стро ительства, пус ковые комплексы.
6 .1 1. Стоимост ь стр оите льства.
7. Зам ечани и и п ред ложения по принятым решениям и результатам экс пертизы:
— соответствие за данию на проектирование, государственным програм мам, п роектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроите льных компл ек со в и жилых групп:
— оц енка состава и комплектности представленных материалов, полноты и каче ства инженерных изысканий;
— оц енка качества всех ра зделов проектной документации, изложенных в п.6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложения по по вышению экономической эффективно сти, эксплуатационной на дежно сти, уро вня комфортности за счет совершенствован ия технических решений и их ре зультативность: изме нение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите льства, у меньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ых материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен ия).
Общ ие в ывод ы о целесообразности строительства объекта и усло виях его реализации.
С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп ертизы изменений и дополнений, проект ре комендуется к утв ерждению (приводятся рекомендуемы е к утверж дению т ехнико-экономические показатели, соста в котор ых определ яется в за висимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щается на доработку.
www.gosthelp.ru
1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ
Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.
* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.
2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.
2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.
2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.
2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.
2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.
2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.
Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.
3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ
В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:
3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;
— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;
— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;
— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;
— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.
3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.
3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.
3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:
— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;
— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).
3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.
3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.
3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.
3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.
4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ
4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).
4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.
4 . 3. Объем документации проектов строительства, по д ле ж ащих расс м отрени ю в поряд к е выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст а вляе м ой документации прилагаются документы об утвер ж дении проекта, заключен и е ранее расс м атривавшего проект э кспертного органа и справка о с остоянии строительства (по строя щ и м ся объекта м ).
4 .4 . При необходимости экспертный орган по вопроса м , относя щ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика д ополните л ьную информац и ю по рассматр и в а емому проекту строительства.
4 .5. Комплектность пре д ставленн ы х м атериалов, и х соответствие требован и ям действу ющ их нормативн ы х документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-т и дневный срок с даты их получения.
При установлен и и некомплектности проектной документации э кспертн ы й орган уве д омляет заказчика о необхо ди мости представления недоста ю щих материалов. В этом случае экспертным органом мо ж ет быть так ж е принято решение об отклонении от рассмотрения проекта с троительства до его укомплектования.
4 .6. При повтор н ой экспертизе пре д ставляются:
пояснительная зап и ска к доработанному по замеча н иям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;
проектная документация, в котору ю внесены из м енения и дополн е ния по результатам предыдущего рассмотрения.
5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕ Ж АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ И ЗЕ
При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр и нятых решен и й обоснованию инвестиц ий в строите л ьство объекта, другим предпроектным м атериалам, заданию на проект и рован и е, а так ж е исходным дан н ым, техническим условиям и требования м , вы д ан н ым з аинтересованными органи з ациями и органами государственного н ад з ора при согласовании м еста размещения об ъ екта ;
* основные вопросы уточняются в зависи м ости от отраслевой специф и ки, особых услов и й и видов строительства
налич и е необхо д им ы х согласований проекта с заинтересованны м и организация ми и органа м и государственного надзора ;
хозяйственная необходи м ость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион и ро в а н ия запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;
в ы бор пло щ адки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге о лог и че с ких, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития с оциальной и производст в енной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель н ого анализа вариантов ра з мещения пло щ адки (трассы ) ;
обоснованность о пр еделения мощности (вместимости, пропускной способност и ) объекта, исходя из принятых проект н ых решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други м и ресурса м и, потребности в в ы пускаемой продукции или пре д ставля е мых услугах;
достаточность и эффективность технических решений и меропр и ятий по охране окру ж ающ и й природной среды , предуп реж дению аварийных ситуаций и л и к в идации их последствий;
обеспечение безопасности э ксплуатации предприятий, зданий и соору ж ений и соблюден и е норм и правил в зрывопо ж арной и по ж арной бе з опасности;
соблюдени е норм и правил по охр а не труда, технике безопасности и санитарным тр е бованиям;
достаточность и нж енерно-технических мероприятий по за щ ите населения и устойчи в о ст и функционирования об ъ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в о енного времени ;
нал и чие пр о ектных решений по обеспечению условий жизнедеятельност и мало мобильных групп населения;
оценка технич ес кого уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят и я ( производст в а), его материа ло — и энергоемкости ;
обоснованность прим е няемой технологии производства н а основе сравнения во з мо ж ных вариантов технологических про ц е с сов и схе м , выбор основного технологического оборудования;
достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;
опти м альнос т ь пр ин я т ых решени й по ин ж енерному обеспечению, воз м ожность и ц е лесоо б ра з ность использования автономных систем и вторичн ы х эн е р горес у рсов;
наличие безотходного ( малоотходно го) прои з водства на базе полного и компл е ксно г о и споль з ования с ы рья и отходов;
обоснованность и наде ж ность строительных ре ш ений (особенно при соору ж ении объекта в сло ж ных ин ж енерно-геологических условиях);
оптимальность решений по генерально м у плану, их взаимоувязка с утвержден н ой гра д остроительной документацией, рациональнос т ь решен и й по плотност и застройки территории и протяженности и нженерных к оммуникаций;
обоснованность принятых объемно-план и ровочных решений и габаритов з д аний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щ им. Эффективность использования пло щ адей и объемов з д аний; обесп е чен и е архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда н ий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;
о ц енка проектных решений по орга н изации строит е льства;
достоверность определения стоимости строительства;
оценка эффект и вности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ц ии.
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ Е ЛЬСТВА
6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини м авших уч а стие в рассмотрении проект а .
Основные требо в ания по составу и со д ер ж а н ию экспертного зак лючения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного на зн ач ения — в приложении «Б».
6.2. Экспертн о е з аключение должно содержать:
краткую х арактер и стик у и сходных данных, ус л овий строительства и основных проектн ы х решен и й, а также технико-эконо м ические по каза тели проекта строительства;
конкретн ы е замеч а ния и предложения по принятым проектны й решениям, и з менения и дополнения, внесенные в проце с се экспертизы, о ж идаемый э ффект от их реали з ации (с количественной оценкой);
об щие выводы о целесообраз н ост и инвестиций в строительство с учетом эко н омической э ффектив н ости, экологической бе з опасности, эксплуатационной надежности, конкур ен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;
рекомендации по д ополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ю щем проектировании:
рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экон о мических по к азателей) или отклонении проекта.
По утвер ж денным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делае т ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо д ящимся в стадии строительства, ука з ываются виды работ, которые могут выполнять с я до доработки проектной д окументации).
6.3. При выявлении в результате э к сперт из ы грубых нарушений нормативных требо в аний, которые могут повлечь з а собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или с оз д ать ин ы е аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме н ении в у становленном порядке к органи з ациям-разработчикам прое к тной докум е нт а ц и и штрафных санк ц ий или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц е нзий.
6. 4 . Заключение утвержда е тся руковод и телем экспертного органа и направляется з ак а зчику или в утверждающую про е к т , инстанцию.
6.5. При провед е нии совместной эксп е рти з ы заключение утверждается руково д ством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительств а .
В конкретных эк с пертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды эксп е ртизы, является обязательной.
7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы
7.1. Сроки проведе н ия комплек с ной государственной экспертизы проектов строительства принима ю тся в зависимо с ти от трудое м кости экспертиз ы и, как прав и ло, не дол ж ны превышать 45 дней.
В отдельных с л учаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъ ектов, ука з анный срок мо ж ет быть увеличен по ре шению ру ководства э кспертного органа.
7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за к лючениям документации не должны превышать 30 дней.
7.3. Сроки пр о ведения экспертизы проектов строительства, осу щ ествляе м ого з а счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре з ервов, з ае м ных и привлеченных с редств инвесторов, устанавливаются договоро м .
7.4. Продолж и тельность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол ж ительности к о м плексной эксперт из ы проекта строительства .
7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ж дения руково д ством экспертного органа плана ее проведения (или подпи с ания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен и я заказчику или утверждающей проект инстанц и и.
Прило ж е ние А
по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе к тов производственного назначения
(наи м еновани е об ъ екта и его м есторасполо ж ен и е)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирование;
— задание на проектирование;
— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован и е инвестиций в строительст в о объекта и др.
6. Основные данные и принятые решения*.
6. 1 . Хозяйст в ен н ая необходимость и целесообразность строительства:
обеспечение п е рспективной потребности в данном виде продук ц ии в результате строительства объекта.
6.2. Характер и стика участка строительства:
— варианты разме щ ения объекта, результат ы с равнительного анал и за и преимущест ва выбранного участка, площадки, трассы;
* по проекту строительства, возвращае м ому на доработку излагаются в минимально необ х одимом объеме, обосновываю щ ем з амечания и предло ж ения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излаг а ются с учетом изменен и й и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы
— краткое описание района, пункта, реко м ендуемой для строител ь ства площа д ки, сведе н ия о природно-климатических, и нж е нерно-геологических, э кологических и др. условиях;
— сведения о согласовании с ме с тными органами государственного управления в части зе м лепользования и производственной инфрас т руктур ы территории, а так ж е согласованиях с органами госнадзора .
6.3. Годовая мо щ ность и номенклатура продукции:
— объем прои з во д имой продукции (мощность);
— основная номенклатура продукц и и и ее характеристики;
— наличие материальных, сырьевых и др. видов р е сурсов (осно в ные в и ды сырья, материалов, ко м плектующих и зд е лий).
6.4. Основные технолог и ческие ре ш ения:
— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, ма ш ин и механизмов,
6.5. Организац и я производства и управления:
— прои з водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;
— мо щ но с ть основных производств и цехов:
— решен и я по в с помогательным объектам, ремонтному , складскому, эн ергетическому и транспортному хозяйствам;
— структура управления, ре жи м работы предприятия;
— общая численность работаю щ их, обеспечение произ в одства и строительства трудовыми ресурсами.
6.6. Генплан, транспорт:
— основные решения и показатели генерального плана;
— схемы грузопотоков, ре ш ения по внутриплощадочному транспо р ту.
6.7. Основн ы е строительные ре ш ения:
— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло ж ных здан и й и соору ж ений;
— реше н ия по фундаментам;
— обеспечение прочности и у с тойч и вости зданий и сооружений;
— теплозащита ограждающих конструкций.
6.8. Инженерное обеспечение:
— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои з водственных и хозяйственно-бытовых нужд;
— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— использован и е вторичн ы х энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при м енение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).
6.9. И н женерно-технически е мероприятия граж д ан с кой о б ороны (Г.О. ):
характеристика инженерно-технических м е роприятий гра ж данской обороны, исполь зо вание по м ещений Г.О. в обычных условиях хозя йс твенной деяте л ьности.
6.10. Охрана окружающей сре д ы:
— общая э кологич е ская характ е ри с тика района;
— во з действ и е с троительства и э ксплу а тации объекта на окружающую ср е ду;
— мероприятия по охра н е окру ж ающей среды и рационально м у использованию приро д н ы х ресурсов;
— ре ш ения по обеспечению технической бе з опасности, пре д упреждению и ликвидации последствий возмож ны х аварийных ситуаций.
6.11. Организация строительства:
— объе м ы основн ы х строительно-монтажн ы х р а бот;
— потребность в строительных м атериалах, м ехани зм ах и тра н спорт н ых средствах;
— трудоемкость и сроки строит е льства объекта;
— оч е редность строительст в а, пусковые комплексы.
6.12. Стоимость с трои те льства и эконо м ическая э ф фектив н ость ин в естиций :
— стоимост ь ст роительства;
— эфф ек тивность и нв е стиций, сопо с та вл ен ие основных технико-экономических по к азател е й с пока з ателями, опр е деленными в обосновании инв е стиций в строительст в о объ е кта.
7. За мечания и пр е дложения по принятым ре ше ниям и результаты э кспертизы:
— соотв е тствие з а да нию на про е ктиров а ние, обоснованию и нв естиций в строите л ь ство объекта, техн и ческим у с ло ви ям и требованиям, выданным орга н ами государственного на д зора и з аинтересован н ыми организациями, о сновным направ л ениям техн и ческой политики в соответствующей отрасли;
— оценка сос т а ва и комплектности представленных мат е риалов, полноты и качества и нженерных изыска н ий;
— оц енка качества всех разделов проектной д окументации , изл о ж ен ных в п.6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложен и я по п о в ыше н ию экономической э ффективности , эк с плуатационной наде ж ност и и экологической безопасности за счет совер ш енствования тех н и ч е ск их ре ш ений, более рац и онального исполь з ован и я ресурсо в и их результативность: изменен и е (у м ен ьш ение, увеличени е ) сто и мости ст роител ьства, продолжит е льности строительства, уменьшение расх о да потр е бляемых топливно-энергетических ресурсов, тру д озат р ат в строи т ельстве, расхода основных стро и тельных материалов (проката, металла, це м ента, лесоматериалов) и др. (форма произв о льная в зави с имости от характера и зло ж ения).
Общие выводы о целес о о б разности стр о ительства объекта и условиях его реализа ц ии.
С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в н есенных в процессе э ксперт и зы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ж дению (пр и водятся рекомендуемые к утвер жд ению технико-экономические показ а тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп е цифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.
Приложение Б
ОСНОВНЫЕ ТРЕ Б ОВ А НИЯ
по составу и со д ержани ю экспертного заключения по проекту строительства объе к тов жилищно-граждан с кого и об щественного на з начения
(наименование объекта и его месторасположение)
2. Инвестор, источники финансирования
3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы
4. Подрядная строительная организация (если она определена)
5. Основание для разработки:
— задание на проектирован и е;
— государственн ые п рогра ммы , проект ы застройки м икрорайо н ов, кварталов, градостроит е льных ко м плексов и жилых групп.
6. Основны е д а н ные и принятые реш е ния*.
6.1. Хо з яйств е нная необ х одимость и целесообразность строительства :
— назначени е о б ъ е кта , ожидае м ый в ре з ультате строительства социальный эффект;
— м ощно с ть ( вмести мость) и функциональная структура объекта.
6.2. Характ е ристика участка строительства:
— краткая характери с тика рекомендуе м ого для строительства участка по раз мер ам, расположен и ю в инфраструктуре населенного
пункта, транспортной доступност и , рельефу, инженерно-геолог и ческим, гидрогеологическим и э кологическ и м условия м , наличию подзе м ных и наземн ы х сооружен и й и ко мм уникаций на площадке строител ь ства ;
* по проекту стро и тельства, во з вращаемому на д оработку излагаются в м и нимально нео б ход и мом о б ъеме, обосновывающем з амечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому пов т орно — излагаются с учетом изменений и д ополнений, вне сенных по замечаниям и предложениям эксперти з ы.
— вар и ант ы раз м е щ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии д анного об ъ екта в утвер ж денной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.
6.3. Р е шения генплана объекта:
— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щ ен и е зданий и их в з аимосвязь на пло щ адке, ув язка предлагаем ы х ре ш ений с окружаю щ ей застройкой;
— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле н ение, использован и е су щ ествующего рельефа, формирование доступной для и н в алидов среды жизнедеятельности;
— основ н ые показатели по генплану.
6. 4 . Объем н о-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные ре ш ения:
— варианты градо с троительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал и з;
— этажность, об щ ая пло щ адь, стр о ительный объем;
— краткая характер и стика конструкт и вных решений теплозащиты ограждающих конструкций;
— решен и я по фундаментам;
— о б еспечен и е прочности и устойчивости зданий и сооружений;
— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о б ъекта, формиро в ание доступной д ля инвалидов среды жизнедеятельно с ти;
— выразительность по фасадам;
— применяемые отделочные материалы;
— решения по интерьерам, естественному осве щ ению помещений и к оридоров , художественному оформлению.
6.5. Технологические решения:
— состав и площади запроектированных помещений и слу ж б;
— об щ ая характерист и ка основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;
— мероприятия по соблю д ению нормативных и технических требований госу д арственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в поме щ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о б ъекта.
6.6. Инженерн ое обеспечение:
— отопление, венти ляция, водосна б жение, водоотведение, электроснабжение, слабот оч ные устройства, автоматика, газоснабжение, х олодоснабжени е и други е инженерные сист е мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.
6.7. Инженерно-т е хнические мероприятия гра ж данской обороны (Г.О. ):
характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зо вание поме щ ений Г.О, в обычных условиях хо з яйст в енной деятельности.
6.8. Охрана окру ж аю щ ей сре ды :
— общая характ е р и стика экологической ситуации на площадке строит е льства;
— ре шение вопр о сов оч и стки, уничтожения и утилизации обра з ующихся выбросов и отхо д ов, использования и рекультивации з емель;
— м е роприятия п о з ащи те от шу м а, электромагнитных излучений, радиационного з агря з н е ния и других вредных факторов.
6.9. Противопожарная безопасность:
р е шения по пож а рной безопасности и обеспечен и ю надежности эвакуа ц ии людей в эк с тренных условиях.
6. 1 0. Органи з ация строитель с тва:
— объемы основн ы х строительно-монтажных р а бот;
— потребность в с тро и тельных материалах, механизмах и транспортных с редствах ;
— трудо е мкость и с р о к и стро и тельства объекта;
— очередность с тро ительства, пус к овые комплексы.
6 . 1 1 . Стоимост ь ст р оит е льства.
7. З ам е чани и и п ре д ложения по принятым решениям и результатам э кс п ертизы:
— соответствие за данию на проектирование, государственным програм ма м, п роект ам застройки микрорайонов, кварталов, градостроит е льных компл е к с о в и жилых групп:
— оц е нка сост ава и комплектности представленных материалов, полноты и каче с тва инженерных изысканий;
— оц е нка качест ва всех ра з делов проектной документации, изложенных в п. 6;
— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;
— предложения по по в ышению экономической эффективно с ти, эксплуатационной на д ежно с ти, уро в ня комфортности за счет совершенствован и я технических решений и их ре з ультативность: изме н ение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите л ьства, у м еньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в , трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ы х материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен и я).
Общ и е в ы вод ы о целесообразности строительства объекта и усло в иях его реализации.
С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп е ртизы изменений и дополнений, проект р е ком ендуется к утв е рждению (приводятся рекомендуемы е к утверж д ению т ех нико-экономические показатели, соста в котор ы х определ я ется в за в исимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щ ается на д оработку.
www.tehlit.ru