РДС 11-201-95 Инструкция о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

СИСТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы проектов строительства

Министерство строительства Российской Федерации

1. Разработан Главным управлением государственной вневедомственной экспертизы при Минстрое России.

2. Утвержден постановлением Минстроя России от 24 апреля 1995 г. № 18-39.

1. Область применения

2. Общие положения

3. Порядок проведения экспертизы

4. Объем проектной документации и порядок ее представления на экспертизу

5. Основные вопросы, подлежащие проверке при экспертизе

6. Заключение по экспертизе проектов строительства

7. Сроки проведения экспертизы

Приложение А. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов производственного назначения

Приложение Б. Основные требования по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объектов жилищно-гражданского и общественного назначения

ИНСТРУКЦИЯ
о порядке проведения государственной экспертизы
проектов строительства

Дата введения 1995-07-01

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.

* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.

2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.

2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.

Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:

3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;

— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.

3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.

3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).

3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.

3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.

4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

4 .3. Объем документации проектов строительства, по дле жащих расс мотрени ю в поряд ке выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст авляе мой документации прилагаются документы об утвер ждении проекта, заключен ие ранее расс матривавшего проект экспертного органа и справка о состоянии строительства (по строя щи мся объекта м).

4 .4. При необходимости экспертный орган по вопроса м, относящ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика дополните льную информац ию по рассматр ив аемому проекту строительства.

4 .5. Комплектность пре дставленн ых м атериалов, их соответствие требован иям действующ их нормативн ых документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-ти дневный срок с даты их получения.

При установлен ии некомплектности проектной документации экспертн ый орган уве домляет заказчика о необхо димости представления недоста ющих материалов. В этом случае экспертным органом мо жет быть так же принято решение об отклонении от рассмотрения проекта строительства до его укомплектования.

4 .6. При повтор ной экспертизе пре дставляются:

пояснительная зап иска к доработанному по замеча ниям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;

проектная документация, в котору ю внесены из менения и дополн ения по результатам предыдущего рассмотрения.

5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕЖ АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ ИЗЕ

При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр инятых решен ий обоснованию инвестиц ий в строите льство объекта, другим предпроектным материалам, заданию на проект ирован ие, а так же исходным дан ным, техническим условиям и требованиям , вы дан ным заинтересованными органи зациями и органами государственного над зора при согласовании места размещения об ъекта ;

* основные вопросы уточняются в зависи мости от отраслевой специф ики, особых услов ий и видов строительства

налич ие необхо дим ых согласований проекта с заинтересованны ми организация ми и органа ми государственного надзора ;

хозяйственная необходи мость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион иро ва ния запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;

в ыбор пло щадки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге олог иче ских, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития социальной и производст венной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель ного анализа вариантов ра змещения пло щадки (трассы );

обоснованность о пределения мощности (вместимости, пропускной способност и) объекта, исходя из принятых проект ных решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други ми ресурса ми, потребности в в ыпускаемой продукции или пре дставля емых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и меропр иятий по охране окру жающ ий природной среды , предупреж дению аварийных ситуаций и ли кв идации их последствий;

обеспечение безопасности эксплуатации предприятий, зданий и соору жений и соблюден ие норм и правил в зрывопож арной и по жарной бе зопасности;

соблюдени е норм и правил по охр ане труда, технике безопасности и санитарным тр ебованиям;

достаточность и нженерно-технических мероприятий по за щите населения и устойчив ост и функционирования объ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в оенного времени ;

нал ичие пр оектных решений по обеспечению условий жизнедеятельности мало мобильных групп населения;

оценка технич еского уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят ия (производст ва), его материало — и энергоемкости ;

обоснованность прим еняемой технологии производства на основе сравнения во змо жных вариантов технологических про це ссов и схе м, выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

опти м альност ь пр иня тых решени й по инж енерному обеспечению, возм ожность и ц елесоо бра зность использования автономных систем и вторичн ых эне ргорес урсов;

наличие безотходного (малоотходно го) прои зводства на базе полного и компл ексно го исполь зования с ырья и отходов;

обоснованность и наде жность строительных ре шений (особенно при соору жении объекта в сло жных ин женерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генерально му плану, их взаимоувязка с утвержден ной гра достроительной документацией, рациональнос ть решен ий по плотност и застройки территории и протяженности инженерных коммуникаций;

обоснованность принятых объемно-план ировочных решений и габаритов з даний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щим. Эффективность использования пло щадей и объемов з даний; обесп ечен ие архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда ний и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

о ценка проектных решений по орга низации строите льства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффект ивности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ции.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ ЕЛЬСТВА

6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини мавших уч астие в рассмотрении проект а.

Основные требо вания по составу и со дер жа нию экспертного заключения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного назн ачения — в приложении «Б».

6.2. Экспертн ое з аключение должно содержать:

краткую характер истик у исходных данных, ус ловий строительства и основных проектн ых решен ий, а также технико-эконо мические показа тели проекта строительства;

конкретн ые замеча ния и предложения по принятым проектны й решениям, и зменения и дополнения, внесенные в проце ссе экспертизы, о жидаемый эффект от их реали зации (с количественной оценкой);

об щие выводы о целесообраз ност и инвестиций в строительство с учетом эко номической эффектив ности, экологической бе зопасности, эксплуатационной надежности, конкурен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по дополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ющем проектировании:

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-эконо мических по казателей) или отклонении проекта.

По утвер жденным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делает ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо дящимся в стадии строительства, ука зываются виды работ, которые могут выполнять ся до доработки проектной документации).

6.3. При выявлении в результате э ксперт изы грубых нарушений нормативных требов аний, которые могут повлечь за собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или соз дать ин ые аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме нении в установленном порядке к органи зациям-разработчикам прое ктной докум ент ац ии штрафных санк ций или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц ензий.

6. 4. Заключение утвержда ется руковод ителем экспертного органа и направляется зак азчику или в утверждающую про ек т, инстанцию.

6.5. При провед ении совместной эксп ерти зы заключение утверждается руково дством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительства .

В конкретных эк спертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды экспе ртизы, является обязательной.

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы

7.1. Сроки проведе ния комплекс ной государственной экспертизы проектов строительства принима ются в зависимо сти от трудоем кости экспертиз ы и, как прав ило, не дол жны превышать 45 дней.

В отдельных с лучаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъектов, ука занный срок мо жет быть увеличен по решению руководства экспертного органа.

7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за ключениям документации не должны превышать 30 дней.

7.3. Сроки пр оведения экспертизы проектов строительства, осущ ествляем ого за счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре зервов, зае мных и привлеченных средств инвесторов, устанавливаются договором .

7.4. Продолж ительность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол жительности ко мплексной эксперт изы проекта строительства .

7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ждения руково дством экспертного органа плана ее проведения (или подпи сания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен ия заказчику или утверждающей проект инстанц ии.

Прилож ение А

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе ктов производственного назначения

(наи меновани е об ъекта и его м есторасполож ени е)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирование;

— задание на проектирование;

— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован ие инвестиций в строительст во объекта и др.

6. Основные данные и принятые решения*.

6. 1. Хозяйств енн ая необходимость и целесообразность строительства:

обеспечение пе рспективной потребности в данном виде продук ции в результате строительства объекта.

6.2. Характер истика участка строительства:

— варианты разме щения объекта, результат ы сравнительного анал иза и преимущества выбранного участка, площадки, трассы;

* по проекту строительства, возвращаем ому на доработку излагаются в минимально необх одимом объеме, обосновываю щем замечания и предло жения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излага ются с учетом изменен ий и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы

— краткое описание района, пункта, реко мендуемой для строител ьства площа дки, сведе ния о природно-климатических, и нже нерно-геологических, экологических и др. условиях;

— сведения о согласовании с ме стными органами государственного управления в части зе млепользования и производственной инфрас труктур ы территории, а так же согласованиях с органами госнадзора.

6.3. Годовая мо щность и номенклатура продукции:

— объем прои зво димой продукции (мощность);

— основная номенклатура продукц ии и ее характеристики;

— наличие материальных, сырьевых и др. видов р есурсов (осно вные в иды сырья, материалов, ко мплектующих изд елий).

6.4. Основные технолог ические реш ения:

— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, маш ин и механизмов,

6.5. Организац ия производства и управления:

— произ водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;

— мо щно сть основных производств и цехов:

— решен ия по в спомогательным объектам, ремонтному , складскому, энергетическому и транспортному хозяйствам;

— структура управления, ре жим работы предприятия;

— общая численность работающ их, обеспечение произ водства и строительства трудовыми ресурсами.

6.6. Генплан, транспорт:

— основные решения и показатели генерального плана;

— схемы грузопотоков, реш ения по внутриплощадочному транспо рту.

6.7. Основн ые строительные реш ения:

— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло жных здан ий и соору жений;

— реше ния по фундаментам;

— обеспечение прочности и у стойч ивости зданий и сооружений;

— теплозащита ограждающих конструкций.

6.8. Инженерное обеспечение:

— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои зводственных и хозяйственно-бытовых нужд;

— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— использован ие вторичн ых энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при менение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

6.9. И нженерно-технически е мероприятия граж дан ской о бороны (Г.О. ):

характеристика инженерно-технических м ероприятий гра жданской обороны, использо вание по мещений Г.О. в обычных условиях хозя йственной деяте льности.

6.10. Охрана окружающей сре ды:

— общая экологич еская характ ери стика района;

— воз действи е с троительства и э ксплуа тации объекта на окружающую сре ду;

— мероприятия по охран е окру жающей среды и рационально му использованию приро дн ых ресурсов;

— реш ения по обеспечению технической без опасности, пре дупреждению и ликвидации последствий возмож ных аварийных ситуаций.

6.11. Организация строительства:

— объе мы основн ых строительно-монтажн ых р абот;

— потребность в строительных материалах, механи змах и тра нспорт ных средствах;

— трудоемкость и сроки строит ельства объекта;

— оч ередность строительст ва, пусковые комплексы.

6.12. Стоимость с троите льства и эконо мическая эф фективн ость ин вестиций :

— стоимост ь ст роительства;

— эффек тивность инв естиций, сопос тавл ение основных технико-экономических по казател ей с показ ателями, опре деленными в обосновании инв естиций в строительст во объ екта.

7. Замечания и пр едложения по принятым ре шениям и результаты экспертизы:

— соотв етствие за данию на про ектиров ание, обоснованию и нвестиций в строител ьство объекта, техн ическим у сло виям и требованиям, выданным орга нами государственного на дзора и заинтересован ными организациями, о сновным направл ениям техн ической политики в соответствующей отрасли;

— оценка сост ава и комплектности представленных мат ериалов, полноты и качества инженерных изыска ний;

— оц енка качества всех разделов проектной документации , изло жен ных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложен ия по по выше нию экономической эффективности , экс плуатационной наде жност и и экологической безопасности за счет совер шенствования тех ни че ских реш ений, более рац ионального исполь зован ия ресурсов и их результативность: изменен ие (ум еньш ение, увеличени е) сто имости строител ьства, продолжит ельности строительства, уменьшение расх ода потр ебляемых топливно-энергетических ресурсов, тру дозат рат в строи тельстве, расхода основных стро ительных материалов (проката, металла, це мента, лесоматериалов) и др. (форма произв ольная в зави симости от характера изло жения).

Общие выводы о целесо об разности стр оительства объекта и условиях его реализа ции.

С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в несенных в процессе эксперт изы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ждению (пр иводятся рекомендуемые к утвер ждению технико-экономические показа тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп ецифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.

Приложение Б

ОСНОВНЫЕ ТРЕ БОВ АНИЯ

по составу и со держани ю экспертного заключения по проекту строительства объе ктов жилищно-гражданс кого и общественного на значения

(наименование объекта и его месторасположение)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирован ие;

— государственные п рограммы , проект ы застройки м икрорайон ов, кварталов, градостроите льных ко мплексов и жилых групп.

6. Основные да нные и принятые реш ения*.

6.1. Хо зяйств енная необ ходимость и целесообразность строительства :

— назначени е о бъ екта , ожидае мый в ре зультате строительства социальный эффект;

— м ощно сть (вмести мость) и функциональная структура объекта.

6.2. Характ еристика участка строительства:

— краткая характери стика рекомендуе мого для строительства участка по раз мерам, расположен ию в инфраструктуре населенного

пункта, транспортной доступност и, рельефу, инженерно-геолог ическим, гидрогеологическим и экологическ им условиям , наличию подзем ных и наземн ых сооружен ий и комм уникаций на площадке строител ьства ;

* по проекту стро ительства, во звращаемому на доработку излагаются в м инимально нео бход имом о бъеме, обосновывающем замечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому повт орно — излагаются с учетом изменений и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям эксперти зы.

— вар иант ы разм ещ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии данного объ екта в утвер жденной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.

6.3. Р ешения генплана объекта:

— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щен ие зданий и их в заимосвязь на пло щадке, увязка предлагаем ых реш ений с окружающ ей застройкой;

— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле нение, использован ие сущ ествующего рельефа, формирование доступной для ин валидов среды жизнедеятельности;

— основ ные показатели по генплану.

6. 4. Объем но-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные реш ения:

— варианты градо строительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал из;

— этажность, общ ая площ адь, стр оительный объем;

— краткая характер истика конструкт ивных решений теплозащиты ограждающих конструкций;

— решен ия по фундаментам;

— о беспечен ие прочности и устойчивости зданий и сооружений;

— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о бъекта, формиро вание доступной для инвалидов среды жизнедеятельно сти;

— выразительность по фасадам;

— применяемые отделочные материалы;

— решения по интерьерам, естественному освещ ению помещений и коридоров , художественному оформлению.

6.5. Технологические решения:

состав и площади запроектированных помещений и слу жб;

— об щая характерист ика основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;

— мероприятия по соблю дению нормативных и технических требований госу дарственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в помещ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о бъекта.

6.6. Инженерное обеспечение:

— отопление, венти ляция, водосна бжение , водоотведение, электроснабжение, слаботоч ные устройства, автоматика, газоснабжение, холодоснабжени е и другие инженерные систе мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.

6.7. Инженерно-т ехнические мероприятия гра жданской обороны (Г.О. ):

характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зование поме щений Г.О, в обычных условиях хо зяйст венной деятельности.

6.8. Охрана окру жаю щей сре ды:

— общая характе ри стика экологической ситуации на площадке строит ельства;

— решение вопро сов оч истки, уничтожения и утилизации обра зующихся выбросов и отхо дов, использования и рекультивации земель;

— м ероприятия по з ащите от шу ма, электромагнитных излучений, радиационного загря зн ения и других вредных факторов.

6.9. Противопожарная безопасность:

р ешения по пож арной безопасности и обеспечен ию надежности эвакуа ции людей в эк стренных условиях.

6. 10. Органи зация строитель ства:

— объемы основн ых строительно-монтажных р абот;

— потребность в стро ительных материалах, механизмах и транспортных с редствах;

— трудо емкость и ср ок и стро ительства объекта;

— очередность стро ительства, пус ковые комплексы.

6 .1 1. Стоимост ь стр оите льства.

7. Зам ечани и и п ред ложения по принятым решениям и результатам экс пертизы:

— соответствие за данию на проектирование, государственным програм мам, п роектам застройки микрорайонов, кварталов, градостроите льных компл ек со в и жилых групп:

— оц енка состава и комплектности представленных материалов, полноты и каче ства инженерных изысканий;

— оц енка качества всех ра зделов проектной документации, изложенных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложения по по вышению экономической эффективно сти, эксплуатационной на дежно сти, уро вня комфортности за счет совершенствован ия технических решений и их ре зультативность: изме нение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите льства, у меньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в, трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ых материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен ия).

Общ ие в ывод ы о целесообразности строительства объекта и усло виях его реализации.

С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп ертизы изменений и дополнений, проект ре комендуется к утв ерждению (приводятся рекомендуемы е к утверж дению т ехнико-экономические показатели, соста в котор ых определ яется в за висимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щается на доработку.

www.gosthelp.ru

1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ

Настоящая Инструкция устанавливает общие правила, порядок и сроки проведения государственной экспертизы технико-экономических обоснований (проектов), рабочих проектов на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений* на территории Российской Федерации и предназначена для применения государственными органами, осуществляющими экспертизу проектов строительства, органами государственного управления и надзора, заказчиками (инвесторами), предприятиями, организациями, иными юридическими и физическими лицами — участниками инвестиционного процесса в строительстве.

* технико-экономические обоснования (проекты), рабочие проекты на строительство, расширение, реконструкцию и техническое перевооружение предприятий, зданий и сооружений в дальнейшем именуются — проекты строительства.

2. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

2.1. Государственная экспертиза является обязательным этапом инвестиционного процесса в строительстве и проводится в целях предотвращения строительства объектов, создание и использование которых не отвечает требованиям государственных норм и правил или наносит ущерб охраняемым законом правам и интересам граждан, юридических лиц и государства, а также в целях контроля за соблюдением социально — экономической и природоохранной политики.

2.2. При проведении государственной экспертизы необходимо руководствоваться законодательными и нормативными актами Российской Федерации, настоящей Инструкцией, а также иными государственными документами, регулирующими инвестиционную деятельность в строительстве.

2.3. Проекты строительства до их утверждения подлежат государственной экспертизе независимо от источников финансирования, форм собственности и принадлежности объектов.

2.4. Заключение государственной экспертизы является обязательным документом для исполнения заказчиками, подрядными, проектными и другими заинтересованными организациями.

2.5. В необходимых случаях субъекты Российской Федерации и федеральные органы исполнительной власти на основе положений настоящего документа могут разрабатывать и утверждать региональные и отраслевые нормативные документы с учетом территориальных особенностей и отраслевой специфики проектов строительства.

2.6. Порядок проведения государственной экспертизы градостроительной документации устанавливается в отдельном нормативном документе.

Экспертиза обоснований инвестиций в строительство предприятий, зданий и сооружений проводится применительно к порядку, установленному настоящей Инструкцией.

3. ПОРЯДОК ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗЫ

В соответствии с постановлением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 20.06.93 г. № 585 «О государственной экспертизе градостроительной и проектно-сметной документации и утверждении проектов строительства» и постановлением Госстроя России от 29.10.93 г. № 18-41 «О порядке проведения государственной экспертизы градостроительной документации проектов строительства в Российской Федерации» проекты строительства предприятий, зданий и сооружений подлежат государственной экспертизе в следующем порядке:

3.1. Главгосэкспертиза России проводит экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет государственных капитальных вложений, финансируемых полностью или частично из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации, а также государственного кредита, согласно перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с соответствующими министерствами и ведомствами Российской Федерации;

— объектов, осуществляемых за границей при техническом содействии Российской Федерации;

— объектов совместного с другими государствами пользования и с привлечением инофирм при финансировании строительства этих объектов из республиканского бюджета и внебюджетных фондов Российской Федерации и государственного кредита;

— экспериментальных и базовых проектов и проектов массового применения разрабатываемых по планам бюджетных работ Минстроя России;

— потенциально опасных и технически особо сложных объектов по перечню, устанавливаемому Минстроем России совместно с МЧС России, Минприроды России и с соответствующими органами государственного надзора, а также объектов, признанных особо ценным культурным наследием городов Российской Федерации независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности этих объектов.

3.2. Главгосэкспертиза России проводит комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливает сводное экспертное заключение с учетом заключений государственной экологической экспертизы и государственной экспертизы условий труда или с их участием, заключений отраслевой экспертизы министерств и ведомств, а также результатов общественного обсуждения по объектам, имеющим важное народно-хозяйственное, градостроительное и социальное значение.

3.3. Главгосэкспертиза России осуществляет выборочный контроль за качеством проектов строительства, разрабатываемых и утверждаемых в Российской Федерации, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов. По поручению руководства Минстроя России, а также в связи с обращениями заказчиков, проектных организаций, других участников инвестиционного процесса в строительстве Главгосэкспертиза России рассматривает разногласия по вопросам экспертизы проектной документации и подготавливает по ним соответствующие предложения.

3.4. Организации государственной вневедомственной экспертизы республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга проводят экспертизу:

— объектов, осуществляемых за счет капитальных вложений, финансируемых из соответствующих бюджетов республик в составе Российской Федерации, краев, областей, автономных образований, городов Москвы и Санкт-Петербурга;

— объектов, осуществляемых на соответствующей территории, независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности, в части вопросов, относящихся к компетенции республиканских и местных органов управления, контроля за соблюдением нормативных требований по надежности и эксплуатационной безопасности объектов с учетом долговременных последствий по намечаемому строительству (за исключением проектов строительства, подлежащих рассмотрению Главгосэкспертизой России).

3.5. Территориальные организации государственной вневедомственной экспертизы проводят комплексную экспертизу проектов строительства и подготавливают сводное экспертное заключение с учетом требований заключений органов государственных экспертиз или с их участием, а также результатов рассмотрения местными архитектурными органами и общественного обсуждения по объектам, имеющим важное градостроительное и социальное значение для соответствующей территории.

3.6. Организации государственной вневедомственной экспертизы осуществляют выборочный контроль утвержденных проектов строительства на соответствующей территории независимо от источников финансирования капитальных вложений, видов собственности и принадлежности объектов и принимают участие в рассмотрении проектов строительства государственными органами управления.

3.7. Экспертные подразделения министерств и ведомств проводят экспертизу проектов строительства по вопросам, отнесенным к их компетенции, в соответствии с положениями о разграничении функций по экспертизе между министерствами, ведомствами Российской Федерации и Минстроем России и подготавливают сводные экспертные заключения с учетом заключений соответствующих территориальных организаций государственной вневедомственной экспертизы и государственной экологической экспертизы или с их участием.

3.8. При проведении комплексной экспертизы проектов строительства несколькими экспертными органами предпочтительной формой ее организации является совместное рассмотрение проектной документации. Для проведения экспертизы проектной документации на строительство крупных и сложных объектов могут образовываться экспертные комиссии с участием всех заинтересованных экспертиз.

4. ОБЪЕМ ПРОЕКТНОЙ ДОКУМЕНТАЦИИ И ПОРЯДОК ЕЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ НА ЭКСПЕРТИЗУ

4.1. Проекты строительства представляются заказчиком а государственный экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, в объеме, предусмотренном действующими нормативными документами на их разработку, в двух экземплярах вместе с исходной и разрешительной документацией, необходимыми согласованиями и заключением государственной экологической экспертизы (если документация не рассматривается совместно).

4.2. По объектам, строительство которых осуществляется за счет собственных финансовых ресурсов, заемных и привлеченных средств инвесторов, проектная документация представляется на экспертизу в объеме, необходимом для оценки проектных решений в части обеспечения безопасности жизни и здоровья людей, надежности возводимых зданий и сооружений, соответствия проектных решений утвержденной градостроительной документации и соблюдения установленного порядка согласования и утверждения проектов строительства. По просьбе заказчика рассмотрение проектной документации по таким объектам может осуществляться как в полном объеме, так и отдельных разделов, что определяется договором на проведение экспертизы.

4 . 3. Объем документации проектов строительства, по д ле ж ащих расс м отрени ю в поряд к е выборочного контроля, устанавливается экспертным органом. К предст а вляе м ой документации прилагаются документы об утвер ж дении проекта, заключен и е ранее расс м атривавшего проект э кспертного органа и справка о с остоянии строительства (по строя щ и м ся объекта м ).

4 .4 . При необходимости экспертный орган по вопроса м , относя щ имся к его компетенции, имеет право запросить у заказчика д ополните л ьную информац и ю по рассматр и в а емому проекту строительства.

4 .5. Комплектность пре д ставленн ы х м атериалов, и х соответствие требован и ям действу ющ их нормативн ы х документов по составу проектной документаци и проверяется экспертным органом в 5-т и дневный срок с даты их получения.

При установлен и и некомплектности проектной документации э кспертн ы й орган уве д омляет заказчика о необхо ди мости представления недоста ю щих материалов. В этом случае экспертным органом мо ж ет быть так ж е принято решение об отклонении от рассмотрения проекта с троительства до его укомплектования.

4 .6. При повтор н ой экспертизе пре д ставляются:

пояснительная зап и ска к доработанному по замеча н иям экспертного органа проекту строительства с уточненными технико-экономическими показателями;

проектная документация, в котору ю внесены из м енения и дополн е ния по результатам предыдущего рассмотрения.

5. ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ* ПОДЛЕ Ж АЩИЕ ПРОВЕРКЕ ПРИ ЭКСПЕРТ И ЗЕ

При экспертизе проектов строительства проверяется: соответствие пр и нятых решен и й обоснованию инвестиц ий в строите л ьство объекта, другим предпроектным м атериалам, заданию на проект и рован и е, а так ж е исходным дан н ым, техническим условиям и требования м , вы д ан н ым з аинтересованными органи з ациями и органами государственного н ад з ора при согласовании м еста размещения об ъ екта ;

* основные вопросы уточняются в зависи м ости от отраслевой специф и ки, особых услов и й и видов строительства

налич и е необхо д им ы х согласований проекта с заинтересованны м и организация ми и органа м и государственного надзора ;

хозяйственная необходи м ость и экономическая целесообразность намечаемого строительства, исходя из социальной потребности в результатах функцион и ро в а н ия запроектированного объекта, конкурентоспособности его продукции (услуг) на внутреннем и внешнем рынках, наличия природны х и иных ресурсов;

в ы бор пло щ адки (трассы) строительства с учетом градостроительных, инженерно-ге о лог и че с ких, экологических и др. факторов и согласований местных органов управления в части землепользования, развития с оциальной и производст в енной инфраструктуры территорий, результатов сравнитель н ого анализа вариантов ра з мещения пло щ адки (трассы ) ;

обоснованность о пр еделения мощности (вместимости, пропускной способност и ) объекта, исходя из принятых проект н ых решений, обеспечения сырьем, топливно-энергетическими и други м и ресурса м и, потребности в в ы пускаемой продукции или пре д ставля е мых услугах;

достаточность и эффективность технических решений и меропр и ятий по охране окру ж ающ и й природной среды , предуп реж дению аварийных ситуаций и л и к в идации их последствий;

обеспечение безопасности э ксплуатации предприятий, зданий и соору ж ений и соблюден и е норм и правил в зрывопо ж арной и по ж арной бе з опасности;

соблюдени е норм и правил по охр а не труда, технике безопасности и санитарным тр е бованиям;

достаточность и нж енерно-технических мероприятий по за щ ите населения и устойчи в о ст и функционирования об ъ ектов в чрезвычайных ситуациях мирного и в о енного времени ;

нал и чие пр о ектных решений по обеспечению условий жизнедеятельност и мало мобильных групп населения;

оценка технич ес кого уровня намечаемого к строительству (реконструкции) предприят и я ( производст в а), его материа ло — и энергоемкости ;

обоснованность прим е няемой технологии производства н а основе сравнения во з мо ж ных вариантов технологических про ц е с сов и схе м , выбор основного технологического оборудования;

достаточность и эффективность технических решений по энергосбережению;

опти м альнос т ь пр ин я т ых решени й по ин ж енерному обеспечению, воз м ожность и ц е лесоо б ра з ность использования автономных систем и вторичн ы х эн е р горес у рсов;

наличие безотходного ( малоотходно го) прои з водства на базе полного и компл е ксно г о и споль з ования с ы рья и отходов;

обоснованность и наде ж ность строительных ре ш ений (особенно при соору ж ении объекта в сло ж ных ин ж енерно-геологических условиях);

оптимальность решений по генерально м у плану, их взаимоувязка с утвержден н ой гра д остроительной документацией, рациональнос т ь решен и й по плотност и застройки территории и протяженности и нженерных к оммуникаций;

обоснованность принятых объемно-план и ровочных решений и габаритов з д аний и сооружений, исходя из необходимост и их рационального использования для размещения производств и создания благоприятных санитарно-гигиенических и других безопасных условий работаю щ им. Эффективность использования пло щ адей и объемов з д аний; обесп е чен и е архитектурного единства и высокого уровня архитектурного облик а зда н ий и сооружений, соответствие их градостроительным требованиям в увязке с существующей застройкой;

о ц енка проектных решений по орга н изации строит е льства;

достоверность определения стоимости строительства;

оценка эффект и вности инвестиций в строительство объекта и условий его реализа ц ии.

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ ПО ЭКСПЕРТИЗЕ ПРОЕКТОВ СТРОИТ Е ЛЬСТВА

6.1. По результатам экспертизы составляется заключение. Экспертный орган, осуществляющий комплексную экспертизу, подготавливает сводное экспертное заключение по проекту строительства в цело м с учетом заключений государственных экспертиз, прини м авших уч а стие в рассмотрении проект а .

Основные требо в ания по составу и со д ер ж а н ию экспертного зак лючения по проекту строительства объектов производ ственного назначения приведены в приложени и «А» , а объектов жилищно-гражданского и общественного на зн ач ения — в приложении «Б».

6.2. Экспертн о е з аключение должно содержать:

краткую х арактер и стик у и сходных данных, ус л овий строительства и основных проектн ы х решен и й, а также технико-эконо м ические по каза тели проекта строительства;

конкретн ы е замеч а ния и предложения по принятым проектны й решениям, и з менения и дополнения, внесенные в проце с се экспертизы, о ж идаемый э ффект от их реали з ации (с количественной оценкой);

об щие выводы о целесообраз н ост и инвестиций в строительство с учетом эко н омической э ффектив н ости, экологической бе з опасности, эксплуатационной надежности, конкур ен тоспособности продукции и социальной значимости объекта;

рекомендации по д ополнительной детальной проработке отдельных проектных решений при последу ю щем проектировании:

рекомендации об утверждении (при отсутствии серьезных замечаний, ведущих к изменению проектных решений и основных технико-экон о мических по к азателей) или отклонении проекта.

По утвер ж денным проектам, рассматриваемы м в порядке выборочного контроля, делае т ся вывод об одобрении или н еобходимости доработки документац ии (по объектам, нахо д ящимся в стадии строительства, ука з ываются виды работ, которые могут выполнять с я до доработки проектной д окументации).

6.3. При выявлении в результате э к сперт из ы грубых нарушений нормативных требо в аний, которые могут повлечь з а собой снижение или потерю прочности и устойчивости зданий и сооружений или с оз д ать ин ы е аварийные ситу ации экспертным органом вносится предложение о приме н ении в у становленном порядке к органи з ациям-разработчикам прое к тной докум е нт а ц и и штрафных санк ц ий или приостановлении (аннулировании) действия выданных им лиц е нзий.

6. 4 . Заключение утвержда е тся руковод и телем экспертного органа и направляется з ак а зчику или в утверждающую про е к т , инстанцию.

6.5. При провед е нии совместной эксп е рти з ы заключение утверждается руково д ством э кспертных органов , участвующих в рассмотрении проекта строительств а .

В конкретных эк с пертных органах может быть принят и иной порядок оформления экспертного заключения, однако в любом случае подпись руководителя э кспертного органа, утверждающего вы воды эксп е ртизы, является обязательной.

7. СРОКИ ПРОВЕДЕНИЯ ЭКСПЕРТИЗ Ы

7.1. Сроки проведе н ия комплек с ной государственной экспертизы проектов строительства принима ю тся в зависимо с ти от трудое м кости экспертиз ы и, как прав и ло, не дол ж ны превышать 45 дней.

В отдельных с л учаях, при рассмотрении проектов строительства особо крупных и сложных об ъ ектов, ука з анный срок мо ж ет быть увеличен по ре шению ру ководства э кспертного органа.

7.2. Сроки рассмотрения в органах экспертизы откорректированной по ее за к лючениям документации не должны превышать 30 дней.

7.3. Сроки пр о ведения экспертизы проектов строительства, осу щ ествляе м ого з а счет собственных финансовых ресурсов и внутрихозяйственных ре з ервов, з ае м ных и привлеченных с редств инвесторов, устанавливаются договоро м .

7.4. Продолж и тельность подготовки заключений по отдельным разделам и вопросам не должна, как правило, превышать 50 процентов продол ж ительности к о м плексной эксперт из ы проекта строительства .

7.5. Сроко м начал а экспертизы является дата утвер ж дения руково д ством экспертного органа плана ее проведения (или подпи с ания договора на экспертизу), а окончания экспертизы — дата отправки заключен и я заказчику или утверждающей проект инстанц и и.

Прило ж е ние А

по составу и содержанию экспертного заключения по проекту строительства объе к тов производственного назначения

(наи м еновани е об ъ екта и его м есторасполо ж ен и е)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирование;

— задание на проектирование;

— государственн ые целевые программы, отраслевые схемы развития, обоснован и е инвестиций в строительст в о объекта и др.

6. Основные данные и принятые решения*.

6. 1 . Хозяйст в ен н ая необходимость и целесообразность строительства:

обеспечение п е рспективной потребности в данном виде продук ц ии в результате строительства объекта.

6.2. Характер и стика участка строительства:

— варианты разме щ ения объекта, результат ы с равнительного анал и за и преимущест ва выбранного участка, площадки, трассы;

* по проекту строительства, возвращае м ому на доработку излагаются в минимально необ х одимом объеме, обосновываю щ ем з амечания и предло ж ения пункт а 7. По проекту строительства, рассматриваемому повторно — излаг а ются с учетом изменен и й и дополнений, внесенных по замечаниям и предложениям экспертизы

— краткое описание района, пункта, реко м ендуемой для строител ь ства площа д ки, сведе н ия о природно-климатических, и нж е нерно-геологических, э кологических и др. условиях;

— сведения о согласовании с ме с тными органами государственного управления в части зе м лепользования и производственной инфрас т руктур ы территории, а так ж е согласованиях с органами госнадзора .

6.3. Годовая мо щ ность и номенклатура продукции:

— объем прои з во д имой продукции (мощность);

— основная номенклатура продукц и и и ее характеристики;

— наличие материальных, сырьевых и др. видов р е сурсов (осно в ные в и ды сырья, материалов, ко м плектующих и зд е лий).

6.4. Основные технолог и ческие ре ш ения:

— общая характеристика технологических процессов, основного технологического оборудования, ма ш ин и механизмов,

6.5. Организац и я производства и управления:

— прои з водственно-технологическая структура и соста в предприятия ;

— мо щ но с ть основных производств и цехов:

— решен и я по в с помогательным объектам, ремонтному , складскому, эн ергетическому и транспортному хозяйствам;

— структура управления, ре жи м работы предприятия;

— общая численность работаю щ их, обеспечение произ в одства и строительства трудовыми ресурсами.

6.6. Генплан, транспорт:

— основные решения и показатели генерального плана;

— схемы грузопотоков, ре ш ения по внутриплощадочному транспо р ту.

6.7. Основн ы е строительные ре ш ения:

— краткая характеристика объемно-планировочных и конструктивных решений наиболее крупных и сло ж ных здан и й и соору ж ений;

— реше н ия по фундаментам;

— обеспечение прочности и у с тойч и вости зданий и сооружений;

— теплозащита ограждающих конструкций.

6.8. Инженерное обеспечение:

— источники обеспечения топливом, электрической и тепловой энергией, водой для прои з водственных и хозяйственно-бытовых нужд;

— оснащение инженерных систем приборами контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— использован и е вторичн ы х энергетических и сырьевых ресурсов (тепло попутных продуктов, при м енение теплообменного оборудования, отходов производства и т.д.).

6.9. И н женерно-технически е мероприятия граж д ан с кой о б ороны (Г.О. ):

характеристика инженерно-технических м е роприятий гра ж данской обороны, исполь зо вание по м ещений Г.О. в обычных условиях хозя йс твенной деяте л ьности.

6.10. Охрана окружающей сре д ы:

— общая э кологич е ская характ е ри с тика района;

— во з действ и е с троительства и э ксплу а тации объекта на окружающую ср е ду;

— мероприятия по охра н е окру ж ающей среды и рационально м у использованию приро д н ы х ресурсов;

— ре ш ения по обеспечению технической бе з опасности, пре д упреждению и ликвидации последствий возмож ны х аварийных ситуаций.

6.11. Организация строительства:

— объе м ы основн ы х строительно-монтажн ы х р а бот;

— потребность в строительных м атериалах, м ехани зм ах и тра н спорт н ых средствах;

— трудоемкость и сроки строит е льства объекта;

— оч е редность строительст в а, пусковые комплексы.

6.12. Стоимость с трои те льства и эконо м ическая э ф фектив н ость ин в естиций :

— стоимост ь ст роительства;

— эфф ек тивность и нв е стиций, сопо с та вл ен ие основных технико-экономических по к азател е й с пока з ателями, опр е деленными в обосновании инв е стиций в строительст в о объ е кта.

7. За мечания и пр е дложения по принятым ре ше ниям и результаты э кспертизы:

— соотв е тствие з а да нию на про е ктиров а ние, обоснованию и нв естиций в строите л ь ство объекта, техн и ческим у с ло ви ям и требованиям, выданным орга н ами государственного на д зора и з аинтересован н ыми организациями, о сновным направ л ениям техн и ческой политики в соответствующей отрасли;

— оценка сос т а ва и комплектности представленных мат е риалов, полноты и качества и нженерных изыска н ий;

— оц енка качества всех разделов проектной д окументации , изл о ж ен ных в п.6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложен и я по п о в ыше н ию экономической э ффективности , эк с плуатационной наде ж ност и и экологической безопасности за счет совер ш енствования тех н и ч е ск их ре ш ений, более рац и онального исполь з ован и я ресурсо в и их результативность: изменен и е (у м ен ьш ение, увеличени е ) сто и мости ст роител ьства, продолжит е льности строительства, уменьшение расх о да потр е бляемых топливно-энергетических ресурсов, тру д озат р ат в строи т ельстве, расхода основных стро и тельных материалов (проката, металла, це м ента, лесоматериалов) и др. (форма произв о льная в зави с имости от характера и зло ж ения).

Общие выводы о целес о о б разности стр о ительства объекта и условиях его реализа ц ии.

С учетом оценки качества проекта строительства в целом и в н есенных в процессе э ксперт и зы изменений и дополнений проект рекомендуется к утвер ж дению (пр и водятся рекомендуемые к утвер жд ению технико-экономические показ а тели, состав которых определяется в зависимости от отраслевой сп е цифик и и видов строительства), отклоняется или возвращается на доработку.

Приложение Б

ОСНОВНЫЕ ТРЕ Б ОВ А НИЯ

по составу и со д ержани ю экспертного заключения по проекту строительства объе к тов жилищно-граждан с кого и об щественного на з начения

(наименование объекта и его месторасположение)

2. Инвестор, источники финансирования

3. Генпроектировщик, наличие лицензии на проектные работы

4. Подрядная строительная организация (если она определена)

5. Основание для разработки:

— задание на проектирован и е;

— государственн ые п рогра ммы , проект ы застройки м икрорайо н ов, кварталов, градостроит е льных ко м плексов и жилых групп.

6. Основны е д а н ные и принятые реш е ния*.

6.1. Хо з яйств е нная необ х одимость и целесообразность строительства :

— назначени е о б ъ е кта , ожидае м ый в ре з ультате строительства социальный эффект;

— м ощно с ть ( вмести мость) и функциональная структура объекта.

6.2. Характ е ристика участка строительства:

— краткая характери с тика рекомендуе м ого для строительства участка по раз мер ам, расположен и ю в инфраструктуре населенного

пункта, транспортной доступност и , рельефу, инженерно-геолог и ческим, гидрогеологическим и э кологическ и м условия м , наличию подзе м ных и наземн ы х сооружен и й и ко мм уникаций на площадке строител ь ства ;

* по проекту стро и тельства, во з вращаемому на д оработку излагаются в м и нимально нео б ход и мом о б ъеме, обосновывающем з амечания и предложения пункта 7. По проекту строительства, рассматриваемому пов т орно — излагаются с учетом изменений и д ополнений, вне сенных по замечаниям и предложениям эксперти з ы.

— вар и ант ы раз м е щ ения объекта, результаты сравнительного анализа (при отсутствии д анного об ъ екта в утвер ж денной градостроительной документации), согласование с органами госнадзора.

6.3. Р е шения генплана объекта:

— зонирование территории, организация пешеходных и транспортных потоков, разме щ ен и е зданий и их в з аимосвязь на пло щ адке, ув язка предлагаем ы х ре ш ений с окружаю щ ей застройкой;

— инженерная подготовка территории, ее благоустройство и озеле н ение, использован и е су щ ествующего рельефа, формирование доступной для и н в алидов среды жизнедеятельности;

— основ н ые показатели по генплану.

6. 4 . Объем н о-пространственные, архитектурно-планировочные и конструктивные ре ш ения:

— варианты градо с троительного и объемно-планировочного решений, их сравнительный анал и з;

— этажность, об щ ая пло щ адь, стр о ительный объем;

— краткая характер и стика конструкт и вных решений теплозащиты ограждающих конструкций;

— решен и я по фундаментам;

— о б еспечен и е прочности и устойчивости зданий и сооружений;

— соответствие архитектурно-планировочных решений уровню комфортности и функциональному назначению о б ъекта, формиро в ание доступной д ля инвалидов среды жизнедеятельно с ти;

— выразительность по фасадам;

— применяемые отделочные материалы;

— решения по интерьерам, естественному осве щ ению помещений и к оридоров , художественному оформлению.

6.5. Технологические решения:

состав и площади запроектированных помещений и слу ж б;

— об щ ая характерист и ка основного технологического оборудования, систе м инженерного технологического оснащения зданий;

— мероприятия по соблю д ению нормативных и технических требований госу д арственного надзора и инспекций по обеспечени ю санитарно-гигиенического режима и безопасности работы в поме щ ениях, отдельных службах, территории и зданиях проектируемого о б ъекта.

6.6. Инженерн ое обеспечение:

— отопление, венти ляция, водосна б жение, водоотведение, электроснабжение, слабот оч ные устройства, автоматика, газоснабжение, х олодоснабжени е и други е инженерные сист е мы, включая приборы контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла.

6.7. Инженерно-т е хнические мероприятия гра ж данской обороны (Г.О. ):

характеристик и инженерно-технических мероприятий гражданской обороны, исполь зо вание поме щ ений Г.О, в обычных условиях хо з яйст в енной деятельности.

6.8. Охрана окру ж аю щ ей сре ды :

— общая характ е р и стика экологической ситуации на площадке строит е льства;

— ре шение вопр о сов оч и стки, уничтожения и утилизации обра з ующихся выбросов и отхо д ов, использования и рекультивации з емель;

— м е роприятия п о з ащи те от шу м а, электромагнитных излучений, радиационного з агря з н е ния и других вредных факторов.

6.9. Противопожарная безопасность:

р е шения по пож а рной безопасности и обеспечен и ю надежности эвакуа ц ии людей в эк с тренных условиях.

6. 1 0. Органи з ация строитель с тва:

— объемы основн ы х строительно-монтажных р а бот;

— потребность в с тро и тельных материалах, механизмах и транспортных с редствах ;

— трудо е мкость и с р о к и стро и тельства объекта;

— очередность с тро ительства, пус к овые комплексы.

6 . 1 1 . Стоимост ь ст р оит е льства.

7. З ам е чани и и п ре д ложения по принятым решениям и результатам э кс п ертизы:

— соответствие за данию на проектирование, государственным програм ма м, п роект ам застройки микрорайонов, кварталов, градостроит е льных компл е к с о в и жилых групп:

— оц е нка сост ава и комплектности представленных материалов, полноты и каче с тва инженерных изысканий;

— оц е нка качест ва всех ра з делов проектной документации, изложенных в п. 6;

— соответствие рассмотренной документации новым требованиям по энергосбережению в части теплозащиты ограждающих конструкций и установки приборов контроля, учета и регулирования газа, воды и тепла;

— предложения по по в ышению экономической эффективно с ти, эксплуатационной на д ежно с ти, уро в ня комфортности за счет совершенствован и я технических решений и их ре з ультативность: изме н ение (уменьшение , увеличение) стоимости строительства, продолжительности строите л ьства, у м еньшение расхода потребляем ых топливно-энергетических ресурсо в , трудозатрат в строительстве, расхода основных строительн ы х материалов (проката, цемента, лесоматериала) и др . (форма произвольная в зависимости от характера изложен и я).

Общ и е в ы вод ы о целесообразности строительства объекта и усло в иях его реализации.

С учето м оценки качества проекта строительства в цело м и внесенных в процессе эксп е ртизы изменений и дополнений, проект р е ком ендуется к утв е рждению (приводятся рекомендуемы е к утверж д ению т ех нико-экономические показатели, соста в котор ы х определ я ется в за в исимости от функционального назначения объекта), отклоняется или возвра щ ается на д оработку.

www.tehlit.ru

Еще по теме:

  • Образец расписки о принятии денег Расписка в получении денежных средств Передача наличных денежных средств от одного человека другому должна сопровождаться составлением специальной расписки. Чаще всего этот документ используется в отношениях между физическими лицами, но иногда […]
  • Приказ моз 812 Приказ моз 812 В ДЕМО-режиме вам доступны первые несколько страниц платных и бесплатных документов.Для просмотра полных текстов бесплатных документов, необходимо войти или зарегистрироваться.Для получения полного доступа к документам необходимо […]
  • Какие дела рассматривают районные суды рф 2. Районный (городской) суд, его компетенция Районный (городской) суд является основным звеном судов общей юрисдикции. Их организация предусмотрена ст.21 Федерального закона от 31 декабря 1996 года "О судебной системе Российской Федерации", […]
  • Виды ответственности за нарушение законодательства о налогах и сборах § 2. Виды ответственности за нарушения законодательства о налогах и сборах В зависимости от того, какое нарушение законодательства о налогах и сборах лежит в основании анализируемой ответственности, она может рассматриваться как разновидность […]
  • Частное определение суда по уголовному делу 7. Частное определение (постановление) суда В соответствии со ст. 21 УПК, суд, разрешая дело, может также вынести частное определение (постановление), в котором: 1) обращает внимание государственных органов, общественных организаций или […]
  • Как правильно оформить сайт в интернете Оформление ссылки на интернет-источник Если вы пишите курсовой или дипломный проект, диссертацию или любую другую научную работу, наверняка, вы часто пользуетесь интернет-источниками, где можно найти всю необходимую информацию. Тем более, что […]