Может появиться единый орган в сфере интеллектуальной собственности

Пресс-служба Роспатента сообщила о возможности создания на базе ведомства единого органа в сфере интеллектуальной собственности – необходимость такого решения уже подтверждена Правительственной комиссией по проведению административной реформы. Предполагается, что Роспатент сможет разрабатывать и реализовывать государственную политику в сфере интеллектуальной собственности, что позволит активизировать развитие этого рынка.

Кроме того, у ведомства могут появиться полномочия по управлению авторскими правами, а это повысит прозрачность деятельности аккредитованных организаций в этой сфере и создаст дополнительные стимулы к интеллектуальному творчеству авторов.

Роспатент также должен получить полномочия по нормативному регулированию сферы интеллектуальной собственности. Благодаря этому служба сможет оперативно реагировать как на рыночную конъюнктуру в данной области, так и на запросы бизнеса, общества и государства.

«У нас есть возможности для развития рынка интеллектуальной собственности, его совершенствования, мы можем оказывать содействие отечественному бизнесу при патентовании за рубежом. Наши эксперты готовы работать над созданием патентных ландшафтов, с помощью которых можно будет определять перспективные высокотехнологичные отрасли развития страны, занимать свои ниши на высококонкурентных международных рынках», – добавил руководитель Роспатента Григорий Ивлиев.

Создание единого органа в сфере интеллектуальной деятельности уже поддержали Совет Федерации и Суд по интеллектуальным правам.

В настоящее время нормативно-правовая политика вырабатывается только в двух сферах интеллектуальной собственности: контроль и надзор за использованием результатов интеллектуальной деятельности, созданных за счет государства, а также правовая охрана изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, товарных знаков и т. п. Эти функции возложены на Минэкономразвития России, в ведении которого и находится Роспатент (постановление Правительства РФ от 5 июня 2008 г. № 437 «О Министерстве экономического развития Российской Федерации»).

www.garant.ru

Федеральный орган исполнительный власти по интеллектуальной собственности

В соответствии со ст. 1246 ГК РФ издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с объектами авторских и смежных прав, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере авторского права и смежных прав.

Издание нормативных правовых актов в целях регулирования отношений в сфере интеллектуальной собственности, связанных с изобретениями, полезными моделями, промышленными образцами, программами для ЭВМ, базами данных, топологиями интегральных микросхем, товарными знаками и знаками обслуживания, наименованиями мест происхождения товаров, осуществляет уполномоченный федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий нормативно-правовое регулирование в сфере интеллектуальной собственности.

Таким органом является Роспатент.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) — это федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для ЭВМ, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, нормативно-правовому регулированию вопросов, касающихся контроля, надзора и оказания государственных услуг в установленной сфере деятельности.

В соответствии с Указом Президента РФ от 24.05.2011 № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» Федеральная служба по интеллектуальной собственности является правопреемником Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, а также правопреемником Минюста России в части, касающейся правовой защиты интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, в том числе по обязательствам, возникающим в результате исполнения судебных решений.

Руководство деятельностью Роспатентом осуществляет Правительство РФ.

На Роспатент возложены следующие функции:

а) контроль и надзор в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроль и надзор в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ;

б) оказание государственных услуг в установленной сфере деятельности.

Кроме функций, Роспатент наделен также определенными полномочиями, в числе которых:

— представляет в Минэкономразвития России проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента РФ и Правительства РФ и другие документы, по которым требуется решение Правительства РФ, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы;

— обобщает практику применения законодательства РФ и готовит предложения по совершенствованию законодательства РФ в установленной сфере деятельности Службы;

— осуществляет проверку в установленном порядке деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета;

— осуществляет аттестацию и регистрацию патентных поверенных РФ, выдачу им регистрационных свидетельств, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством РФ;

— осуществляет государственную регистрацию:

• изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также их дубликатов;

• договоров распоряжений исключительным правом на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных, а также перехода без договора исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для ЭВМ, базу данных;

— организует прием, регистрацию и проверку заявок па государственную регистрацию программ для ЭВМ, баз данных, топологий интегральных микросхем;

— обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

— взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности и др.

studme.org

Система органов управления в сфере охраны прав на объекты интеллектуальной собственности

За период независимости в Украине сформировалась достаточно разветвленная система органов, которые прямо или косвенно обеспечивают деятельность в сфере охраны интеллектуальной собственности.

В структуре законодательной ветви власти (Верховной Раде Украины), в составе Комитета по вопросам науки и образования создан подкомитет по вопросам защиты интеллектуальной собственности.

В структуре судебной ветви власти, представленной судами общей юрисдикции и специализированными судами, введена специализация судей в сфере интеллектуальной собственности. 2000 сформирована Судебная палата

Высший хозяйственный суд Украины по рассмотрению дел в хозяйственных спорах, связанных с защитой права на объекты интеллектуальной собственности, а также соответствующие коллегии в составе местных и апелляционных судов.

Реализацию государственной политики, а также обеспечение защиты прав интеллектуальной собственности в административном порядке и контроля за соблюдением норм законодательства в этой сфере осуществляют такие органы государственной власти:

• Министерство образования и науки Украины.

• Министерство внутренних дел Украины.

• Служба безопасности Украины.

• Государственная таможенная служба Украины.

• Антимонопольный комитет Украины и др.

Структура органов исполнительной ветви власти охватывает такие учреждения:

В Межведомственный комитет по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности — создан в 2000 году. Постоянно действующий орган при Кабинете Министров Украины для координации деятельности органов исполнительной упади в сфере охраны интеллектуальной собственности.

Министерство образования и науки Украины, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины. Основными задачами МОН Украины являются:

• участие в формировании и обеспечении реализации государственной политики в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;

• создание условий для получения гражданами полного общего среднего образования;

• обеспечение развития образовательного, научного и научно-технического потенциала Украины;

• определение перспектив и приоритетных направлений развития в сфере образования, научной, научно-технической, инновационной деятельности и интеллектуальной собственности;

• содействие функционированию национальной системы научно-технической информации;

• обеспечение интеграции отечественного образования и науки в мировую систему с сохранением и защитой национальных интересов.

Государственная служба интеллектуальной собственности Украины (Держинтелект) является центральным органом исполнительной власти, деятельность которого направляется и координируется Кабинетом Министров Украины через Министра образования и науки Украины.

Держинтелект входит в систему органов исполнительной власти и обеспечивает реализацию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

Основными задачами Государственной службы являются:

• реализация государственной политики в сфере интеллектуальной собственности;

• внесение на рассмотрение Министра предложений по формированию государственной политики в сфере интеллектуальной собственности.

В соответствии с возложенными на нее задачами Государственная служба:

1) организует в установленном порядке экспертизу объектов права интеллектуальной собственности, выдает патенты / свидетельства на объекты интеллектуальной собственности;

2) осуществляет государственную регистрацию и ведение учета объектов права интеллектуальной собственности, проводит регистрацию договоров о передаче прав на объекты права интеллектуальной собственности, охраняемых на территории Украины, лицензионных договоров;

3) определяет уполномоченные учреждения экспертизы и поручает им проведение экспертизы заявок;

4) ведет государственные реестры объектов права интеллектуальной собственности;

5) организует проведение проверок субъектов хозяйствования на предмет соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности;

6) осуществляет международное сотрудничество в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности и представляет интересы Украины по вопросам охраны прав на объекты интеллектуальной собственности в международных организациях в соответствии с законодательством;

7) организует информационную и издательскую деятельность в сфере правовой охраны интеллектуальной собственности;

8) организует работу по подготовке и переподготовке специалистов по вопросам интеллектуальной собственности, а также осуществляет аттестацию представителей по делам интеллектуальной собственности (патентных поверенных)

9) выдает официальные бюллетени по вопросам интеллектуальной собственности;

10) обеспечивает учет организаций коллективного управления, определяет уполномоченные организации коллективного управления, осуществляет анализ их деятельности, снимает с учета организации коллективного управления, исключает из реестров организации коллективного управления и уполномоченные организации коллективного управления, аннулирует соответствующие свидетельства;

11) вводит меры по развитию системы сбора и распределения вознаграждения за использование объектов права интеллектуальной собственности и / или смежных прав;

12) лицензирует производство дисков для лазерных систем считывания, матриц;

13) обеспечивает присвоение и признание специальных идентификационных кодов, нанесенных на диски и / или матрицы, которые экспортируются, или матрицы, импортируемых;

14) выдает документы для осуществления таможенного контроля и таможенного оформления товаров, перемещаемых через таможенную границу Украины;

15) вводит меры по легализации компьютерных программ и правомерного их использования;

16) ведет реестр производителей и распространителей программного обеспечения;

17) осуществляет управление объектами государственной собственности;

В сферу управления Государственной службы интеллектуальной собственности Украины включено государственные предприятия: «Украинский институт промышленной собственности» вместе с его филиалом «Украинским центром инноватики и патентно-информационных услуг», «Украинское агентство по авторским и смежным правам», «Интелзащита».

Полномочными представителями Госслужбы интеллектуальной собственности в регионах Украины государственные инспекторы по вопросам интеллектуальной собственности, главной задачей которых является предупреждение правонарушений в сфере интеллектуальной собственности.

Создаются Региональные Координационные советы (в Тернопольской, Хмельницкой, Ивано-Франковской, Львовской, Харьковской, Полтавской, Житомирской и Херсонской областях), задачами которых должна стать борьба с нарушениями прав интеллектуальной собственности.

Согласованные действия нескольких органов исполнительной власти должны усилить эффективность борьбы с пиратством за счет проводення соответствующих совместных мероприятий в оптимальном режиме. Особое внимание планируется уделять просветительской работе по вопросам соблюдения законодательства в сфере интеллектуальной собственности.

Апелляционная палата Государственной службы интеллектуальной собственности является коллегиальным органом Государственной службы, в своей деятельности руководствуется Конституцией Украины (254к / 96-ВР), законами Украины, актами Президента Украины и Кабинета Министров Украины, другими нормативно-правовыми актами, приказами Министерства образования и науки Украина, приказами Государственной службы.

Задачами Апелляционной палатной:

• коллегиальное рассмотрение поданных к ней возражений, заявлений о признании знака хорошо известным в Украине,

• рассмотрения в административном порядке возражений против решений по заявкам на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг, топографии интегральных микросхем и указание происхождения товаров,

• рассмотрения в административном порядке протестов председателя Государственной службы решения Апелляционной палаты и принятия соответствующих решений;

• взаимодействие со структурными подразделениями Государственной службы Укрпатента, другими юридическими и физическими лицами;

• внесение предложений по совершенствованию нормативно-правового и методологического обеспечения процедуры рассмотрения заявок, совершенствование деятельности Апелляционной палаты.

Состав Апелляционной палаты формируется из наиболее квалифицированных работников Государственной службы и Укрпатента, и утверждается приказом Государственной службы сроком на три года. По мотивированному представлению председателя Апелляционной палаты ее состав может быть изменен.

Организационной формой работы Апелляционной палаты являются заседания пленума и коллегий.

Государственное предприятие «Украинский институт промышленной собственности» ( «Укрпатент») находится в сфере управления Министерства образования и науки Украины и Государственной службы по интеллектуальной собственности.

Главными задачами Укрпатента являются:

• прием заявок на выдачу охранных документов на ОПС: изобретения, полезные модели, промышленные образцы, знаки для товаров и услуг (торговые марки), топографии интегральных микросхем, указания происхождения товаров;

• рассмотрение и проведение экспертизы заявок на соответствие их условиям предоставления правовой охраны;

• обеспечение государственной регистрации ОПС, изменений их правового статуса и официальной публикации соответствующих сведений;

• обеспечение государственной регистрации договоров о передаче права собственности на ОПС, которые охраняются в Украине, и договоров о выдаче разрешения (лицензионных договоров) на их использование;

• информационное обеспечение государственной системы правовой охраны ИС и отечественных и зарубежных потребителей патентной информации;

• формирование фондов национальной патентной документации.

• участие в подготовке и заключении международных договоров Украины по вопросам охраны промышленной собственности;

• участие в организации подготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам охраны промышленной собственности;

• участие в судебных делах в отношении объектов промышленной собственности.

Филиал Укрпатента «Украинский центр инноватики и патентно-информационных услуг» . В его функции входит:

• информационное обеспечение и организационная поддержка инновационного бизнеса;

• предоставление широкого спектра патентно-информационных услуг,

• проведение информационных поисков и патентных исследований;

• составление заявок на выдачу охранных документов в Украине и за рубежом, составление лицензионных договоров;

• консалтинг по приобретению, использованию и защите объектов промышленной собственности;

• подготовка тематических подборок патентной документации и аналитических обзоров;

• обеспечение функционирования Интернет-биржи промышленной собственности, содействие развитию изобретательской деятельности, проведения семинаров, конференций, конкурсов изобретательской деятельности.

К предприятиям, которые составляют государственную систему охраны прав на сорта растений относят:

• Государственная служба по охране прав на сорта растений (Госсортслужба) и подчиненные ей Украинский институт экспертизы сортов растений;

• Государственная инспекция по охране прав на сорта растений;

• областные государственные центры экспертизы сортов растений с государственными инспекциями по охране прав на сорта растений областей;

• государственные сортоисследовательские станции, лаборатории и другие учреждения экспертизы.

Государственное предприятие «Украинское агентство по авторским и смежным правам» (УААСП) находится в сфере управления Министерства образования и науки Украины и Государственной службы по интеллектуальной собственности.

Главными задачами Агентства являются:

• участие в разработке предложений по формированию государственной политики в сфере авторских и смежных прав, мер по ее реализации и осуществлении этих мер;

• обеспечение охраны в соответствии с действующим законодательством авторских и смежных прав правообладателей Украины и правообладателей других стран и их правопреемников на территории Украины и за ее пределами;

• участие в разработке предложений, связанных с совершенствованием законодательства Украины в сфере авторских и смежных прав;

• коллективное управление правами, переданными Агентству субъектами авторского права и (или) смежных прав Украины и других стран, на территории Украины и за ее пределами в соответствии с национальным

законодательства и международных договоров в сфере авторского права и смежных прав;

• регистрация субъектов авторского права и (или) смежных прав и объектов авторских прав и (или) смежных прав, охраняемых национальным законодательством;

• обеспечение формирования и ведения Реестра субъектов авторских и смежных прав;

• содействие расширению международного научного и культурного сотрудничества, обмена духовными ценностями, привлечения граждан Украины к достижениям мировой культуры;

• обеспечение в пределах своих полномочий, выполнение международных обязательств Украины в сфере авторских и смежных прав, участие в подготовке и заключении международных договоров Украины по вопросам охраны авторских и смежных прав;

• участие в организации подготовки и повышения квалификации специалистов по вопросам охраны авторских и смежных прав;

• обеспечение физических и юридических лиц информацией об объектах авторских и смежных прав;

• оказание помощи по защите прав авторов в случае их нарушения;

• методологическое обеспечение функционирования государственной системы охраны авторских и смежных прав;

• управление имущественными правами авторов или их правопреемников на коллективной основе в случаях, когда существуют препятствия в их практическом осуществлении в индивидуальном порядке (публичное исполнение, в том числе на радио и телевидении, воспроизведение произведений с помощью механического, магнитного и другой записи, репродуцирование, тиражирование произведений изобразительного искусства в промышленности, воспроизведение аудиовизуальных произведений или звукозаписей произведений в личных целях и другие случаи)

• оказание помощи авторам и другим правообладателям авторских и смежных прав в управлении Их имущественными правами;

• обеспечение обслуживания правообладателей и их правопреемников на основе использования новой техники и передовых технологий.

Институт интеллектуальной собственности Одесской национальной юридической академии в г.. Киеве высшее учебное заведение IV уровня аккредитации, который обеспечивает все сферы национального хозяйства высококвалифицированными кадрами по вопросам информационно-аналитической и инновационной деятельности, приобретения, использования и защиты прав интеллектуальной собственности.

Институт выполняет функцию подготовки и повышения квалификации специалистов в сфере интеллектуальной собственности. Он готовит специалистов и магистров по специальностям «Интеллектуальная собственность», «Правоведение», «Управление инновационной деятельностью», «Консолидированная информация», кандидатов в патентные поверенные и профессиональных оценщиков прав на объекты права интеллектуальной собственности, а также повышает квалификацию патентоведов, судей , преподавателей высших и общеобразовательных учебных заведений, специалистов силовых предприятий и тому подобное.

Государственное предприятие «Интелзащита» создано с целью усовершенствования организации выдачи контрольных марок для маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений, фонограмм, компьютерных программ, баз данных, а также усиление защиты прав интеллектуальной собственности и предупреждению правонарушений в этой сфере.

Основными задачами предприятия являются:

• организация и обеспечение ведения Единого реестра получателей контрольных марок для маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;

• обеспечение процесса выдачи контрольных марок для маркировки экземпляров аудиовизуальных произведений и фонограмм;

• участие в реализации Госслужбой государственной политики по легализации программного обеспечения;

• осуществление других мероприятий, связанных с защитой прав интеллектуальной собственности.

Антимонопольный комитет Украины контролирует соблюдение антимонопольного законодательства субъектами хозяйствования, органами государственной власти, местного самоуправления, административно-хозяйственного управления и контроля, в частности при создании, реорганизации, ликвидации хозяйствующих субъектов и во всех других случаях экономической концентрации.

В состав Комитета входят одиннадцать государственных уполномоченных. Действующий состав Комитета назначается на должность Президентом Украины по согласию Верховной Рады Украины.

Органы Комитета выполняют такие функции:

• рассматривают дела о нарушении антимонопольного законодательства и по результатам рассмотрения принимают обязательные для исполнения решения о прекращении нарушений антимонопольного законодательства и о восстановлении первоначального положения, о принудительном разделении монопольных образований;

• прекращение антиконкурентных согласованных действий субъектов хозяйствования;

• накладывают штраф в случаях, предусмотренных законодательством;

• в случае необходимости обращаются в суд или хозяйственный суд с исками (заявлениями)

• направляют в правоохранительные органы материалы о нарушениях законодательства, содержащих признаки преступления;

• дают рекомендации относительно мер, направленных на предотвращение нарушений антимонопольного законодательства, развитие предпринимательства и конкуренции.

Фонд патентной документации общественного пользования (ФОП) предназначен для обеспечения текущей и ретроспективной патентной информацией всех лиц, заинтересованных в создании, правовой охране и использовании объектов промышленной собственности.

ФГК предназначен для обеспечения доступа широкого круга общественности к патентной информации, необходимой для изучения и анализа в процессе создания, правовой охраны и использования объектов промышленной собственности. С апреля 2001 года патентной документации общественного пользования вошел в состав филиала ГП «Украинский институт промышленной собственности» — «Украинский центр инноватики и патентно-информационных услуг».

Комплектование ФОП осуществляется с учетом государственной политики, ориентированной на инновационный путь развития Украины. Фонд содержит патентную документацию 65 стран мира и 4-х международных и региональных организаций. Она представлена на бумажном и электронном носителях. Значительную часть фонда составляют официальные патентные бюллетени патентных ведомств, преимущественно на бумажном носителе. Описания к патентам на изобретения промышленно развитых стран представлены на CD- ROM и DVD-ROM с ретроспективой 10-20 лет и более. ФОП комплектуется также стандартами, методическими, справочно информационными и периодическими изданиями. Информация о новых поступлениях в ФОП подается ежеквартально.

studbooks.net

Система государственного управлении интеллектуальной собственностью на территории Республики Беларусь

Система государственного управления интеллектуальной собственностью на территории Республики Беларусь

В Республике Беларусь органами, осуществляющими выполнение всех нормативных актов в сфере юридического регулирования взаимоотношений и управления интеллектуальной собственностью (ИС), являются следующие учреждения и организации.

1. Основным учреждением, занимающимся реализацией политики государства в области науки, техники и инноваций, а также охраной прав, полученных на объекты ИС, является Государственный Комитет по науке и технологиям (ГКНТ).

2. Главным патентным органом является Национальный центр интеллектуальной собственности (НЦИС). Он выполняет надзор за охраной прав, которые были получены на объекты ИС, в том числе имущественных прав в сфере авторского и смежных прав.

3. Координационным органом, обеспечивающим взаимодействие всех министерств, ведомств, органов гос. управления, является Комиссия по обеспечению прав и противодействию нарушениям в сфере интеллектуальной собственности при Совете Министров Республики Беларусь. Основной задачей Комиссии является осуществление единой государственной политики в сфере охраны авторских прав и профилактике нарушений в сфере ИС.

4. Для разрешения споров, возникающих при использовании законодательства в сфере регулирования авторских и смежные прав, а также возникающих при создании правовой охранной системы, использовании объектов ИС, следует обратиться в Судебную коллегию по делам интеллектуальной собственности Верховного Суда Республики Беларусь.

5. Функцию государственного общественного хранилища патентных документов выполняет Республиканская научно-техническая библиотека (РНТБ). Она и ее филиалы, находящиеся во всех областях республики, обладают огромными информационными ресурсами. В хранилище РНТБ находится более 40 млн. экземпляров документов, собранных из 45 стран и 4 международных организаций, созданных на 40 языках мира. Данное учреждение формирует свои базы данных: «Изобретения, внедренные в Республики Беларусь», «История развития изобретательства в Беларуси», «Экологически чистые и безопасные технологии в промышленности», «Переработка и использование промышленных и бытовых отходов», «Инновационная деятельность», «Энергосбережения» и др.

6. В нашей стране обеспечением нормативно-методического обеспечения рационализаторской и изобретательской деятельности занимается Белорусское общество изобретателей и рационализаторов (БОИР).

7. Кроме того, существует особая организация, состоящая из патентных поверенных, под названием ОО «Белорусская Ассоциация патентных поверенных» (ОО «Бел АПП). Патентным поверенным может стать только гражданин РБ, зарегистрированный в данной Ассоциации. Такой человек получает право на представление юридических и физических лиц при возникновении вопросов в области охраны и реализации прав, полученных на объекты промышленной собственности (ОПС).

Важное место в осуществлении управления за объектами ИС принадлежит системе управления на корпоративном уровне. Для этого в учреждениях, организациях и на предприятиях РБ создаются специальные патентные подразделения.

Основная цель создания таких патентных служб заключается в:

• осуществлении патентной и лицензионной деятельности как одной из частей ее инновационной и научно-технической стратегии;

• развитии на отдельных предприятиях изобретательского творчества, использовании ОПС при осуществлении хозяйственной деятельности;

• стимулировании изобретательской деятельности, охране прав и интересов авторов и лиц, содействующих созданию и использованию ОПС;

• содействии разработке новой, находящейся на высоком научно-техническом уровне, технической и технологической продукции, способной быть конкурентоспособной на мировом уровне;

• выявлении ОПС и обеспечении их правовой охраной в нашей республике и за рубежом.

vnauke.by

Государственные органы в сфере интеллектуальной собственности

от 21 марта 2012 № 218

«О Федеральной службе по интеллектуальной собственности»

Опубликовано: Российская газета, N 70, 30.03.2012,
Собрание законодательства Российской Федерации, N 14, 02.04.2012, ст.1627

Дата начала действия: 4 июля 2012 г.

(с изменениями и дополнениями от 29 июня, 12 декабря 2012 г., 28 января, 18 февраля,
3 июня, 2 ноября 2013 г., 27 ноября, 27 декабря 2014 г., 10 сентября 2015 г.)

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 24 мая 2011 г. № 673 «О Федеральной службе по интеллектуальной собственности» Правительство Российской Федерации постановляет:

2. Разрешить Федеральной службе по интеллектуальной собственности иметь до 3 заместителей руководителя, а также до 5 управлений в структуре центрального аппарата по основным направлениям деятельности Службы.

3. Утратил силу с 1 апреля 2013 г.

4. Согласиться с предложением Федеральной службы по интеллектуальной собственности о размещении ее центрального аппарата в г. Москве, Бережковская набережная, д. 24, строение 12.

5. Признать утратившими силу акты Правительства Российской Федерации по перечню согласно приложению.

Председатель Правительства
Российской Федерации

Положение
о Федеральной службе по интеллектуальной собственности

(с изменениями и дополнениями от 29 июня, 12 декабря 2012 г., 28 января,
2 ноября 2013 г., 27 ноября, 27 декабря 2014 г., 10 сентября 2015 г.)

I. Общие положения

1. Федеральная служба по интеллектуальной собственности (Роспатент) является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, контролю и надзору в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского, военного, специального и двойного назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контролю и надзору в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, оказанию государственных услуг в сфере правовой охраны изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных и топологий интегральных микросхем, в том числе входящих в состав единой технологии, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров.

2. Федеральная служба по интеллектуальной собственности находится в ведении Министерства экономического развития Российской Федерации.

3. Федеральная служба по интеллектуальной собственности руководствуется в своей деятельности Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, международными договорами Российской Федерации, актами Министерства экономического развития Российской Федерации, а также настоящим Положением.

4. Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет свою деятельность непосредственно и через подведомственные ей федеральные государственные учреждения во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, общественными объединениями и иными организациями.

II. Полномочия

5. Федеральная служба по интеллектуальной собственности осуществляет следующие полномочия в установленной сфере деятельности:

5.1. представляет в Министерство экономического развития Российской Федерации проекты федеральных законов, нормативных правовых актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации и другие документы, по которым требуется решение Правительства Российской Федерации, по вопросам, относящимся к сфере ведения Службы;

5.3. обобщает практику применения законодательства Российской Федерации и готовит предложения по совершенствованию законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности Службы;

5.4.1. проверку в установленном порядке деятельности государственных заказчиков и организаций — исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ за счет средств федерального бюджета;

5.4.2. аттестацию и регистрацию патентных поверенных Российской Федерации, выдачу им регистрационных свидетельств, а также контроль за выполнением патентными поверенными требований, предусмотренных законодательством Российской Федерации;

5.4.3. в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации, рассмотрение и разрешение в административном порядке споров, возникающих в связи с защитой интеллектуальных прав в отношениях, связанных с подачей и рассмотрением заявок на выдачу патентов на изобретения, полезные модели, промышленные образцы, товарные знаки, знаки обслуживания и наименования мест происхождения товаров, с государственной регистрацией этих результатов интеллектуальной деятельности и средств индивидуализации, с выдачей соответствующих правоустанавливающих документов, с оспариванием предоставления этим результатам и средствам правовой охраны или с ее прекращением;

5.4.4. учет переданных иностранным государствам лицензий на производство продукции военного назначения;

5.5. подтверждает урегулирование вопросов правовой защиты интересов государства в процессе передачи иностранным заказчикам и использования ими результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного назначения, которые содержатся в предусмотренной для передачи продукции военного назначения и права на которые принадлежат Российской Федерации;

5.6. продлевает срок действия исключительного права на изобретение, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, свидетельства об исключительном праве на наименование места происхождения товара, а также восстанавливает действие патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец;

5.7. прекращает в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, действие патента на изобретение, полезную модель или промышленный образец, правовую охрану товарного знака, знака обслуживания или наименования места происхождения товара, действие свидетельства об исключительном праве на такое наименование;

5.8. осуществляет государственную регистрацию:

5.8.1. изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем с выдачей на них в установленном порядке патентов и свидетельств, а также их дубликатов;

5.8.2. отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных, залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы, предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, знака обслуживания, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы по договору, предоставления и прекращения права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца на условиях принудительной простой (неисключительной) лицензии на основании решения суда, перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных без договора;

5.8.3. сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации;

Государственный реестр изобретений Российской Федерации;
Государственный реестр полезных моделей Российской Федерации;
Государственный реестр промышленных образцов Российской Федерации;
Государственный реестр товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации;
Перечень общеизвестных в Российской Федерации товарных знаков;
Государственный реестр наименований мест происхождения товаров Российской Федерации;
Реестр программ для электронно-вычислительных машин;
Реестр баз данных;
Реестр топологий интегральных микросхем;
единый реестр результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения, права на которые принадлежат Российской Федерации;

5.10.1. о поданных заявках на изобретения и товарные знаки, знаки обслуживания, наименования мест происхождения товара, о государственной регистрации изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем, а также о выданных патентах и свидетельствах;

5.10.2. о действии исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, продлении его действия, его прекращении и возобновлении;

5.10.3. о государственной регистрации отчуждения исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных, залога исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, зарегистрированную топологию интегральной микросхемы, предоставления права использования изобретения, полезной модели, промышленного образца, товарного знака, знака обслуживания, зарегистрированной топологии интегральной микросхемы по договору, а равно и перехода исключительного права на изобретение, полезную модель, промышленный образец, товарный знак, знак обслуживания, наименование места происхождения товара, зарегистрированные топологию интегральной микросхемы, программу для электронно-вычислительных машин, базу данных без договора, а также сделок, предусматривающих использование единой технологии за пределами Российской Федерации;

5.11.1. прием, регистрацию и экспертизу заявок на выдачу патента на изобретение, полезную модель, промышленный образец, заявок на государственную регистрацию товарного знака, знака обслуживания, наименования места происхождения товара и на предоставление исключительного права на него, а также заявок на предоставление исключительного права на ранее зарегистрированное наименование места происхождения товара;

5.11.2. рассмотрение заявлений о признании товарного знака или обозначения, используемого в качестве товарного знака, но не имеющего правовой охраны на территории Российской Федерации, общеизвестным в Российской Федерации товарным знаком;

5.11.3. прием, регистрацию и проверку заявок на государственную регистрацию программ для электронно-вычислительных машин, баз данных, топологий интегральных микросхем;

5.12. организует прием граждан, обеспечивает своевременное и полное рассмотрение устных и письменных обращений граждан, принимает по ним решения и направляет заявителям ответы в установленный законодательством Российской Федерации срок;

5.13. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд закупки товаров, работ, услуг в установленной сфере деятельности;

5.14. осуществляет функции главного администратора доходов федерального бюджета в установленной сфере деятельности;

5.15. осуществляет функции главного распорядителя и получателя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание Службы и реализацию возложенных на нее функций;

5.16. осуществляет в порядке и пределах, определенных федеральными законами, актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, функции и полномочия учредителя подведомственных федеральных государственных учреждений;

5.16.1. устанавливает порядок и сроки проведения аттестации кандидатов на должность руководителя образовательных организаций, подведомственных Службе, и руководителей указанных организаций;

5.16.2. учреждает именные стипендии, определяет размеры и условия их выплаты;

5.16.3. ежегодно устанавливает квоту целевого приема для получения высшего образования в объеме установленных на очередной год контрольных цифр приема граждан на обучение за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета по каждому уровню высшего образования, каждой специальности и каждому направлению подготовки в отношении находящихся в ведении Службы организаций, осуществляющих образовательную деятельность по образовательным программам высшего образования;

5.17. обеспечивает в пределах своей компетенции защиту сведений, составляющих государственную тайну;

5.18. взаимодействует в установленном порядке с органами государственной власти иностранных государств и международными организациями в установленной сфере деятельности;

5.19. организует и обеспечивает мобилизационную подготовку и мобилизацию Службы, а также контроль и координацию деятельности находящихся в ее ведении организаций по мобилизационной подготовке;

5.20. осуществляет организацию и ведение гражданской обороны в Службе;

5.21. организует дополнительное профессиональное образование федеральных государственных гражданских служащих Службы;

5.22. осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации работу по комплектованию, хранению, учету и использованию архивных документов, связанных с деятельностью Службы;

5.23. осуществляет иные полномочия в установленной сфере деятельности, если такие полномочия предусмотрены федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации.

6. Федеральная служба по интеллектуальной собственности в целях реализации полномочий в установленной сфере деятельности имеет право:

6.1. привлекать в установленном порядке подведомственные федеральные государственные учреждения для проведения подготовительных работ в целях осуществления Службой юридически значимых действий в установленной сфере деятельности;

6.2. заказывать проведение исследований, испытаний, экспертиз, анализов и оценок, а также научных исследований по вопросам, отнесенным к установленной сфере деятельности Службы;

6.3. пресекать факты нарушения законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности, а также применять предусмотренные законодательством Российской Федерации меры ограничительного, предупредительного и профилактического характера, направленные на недопущение и (или) ликвидацию последствий нарушений юридическими лицами и гражданами обязательных требований в установленной сфере деятельности;

6.4. создавать совещательные и экспертные органы (советы, комиссии, группы, коллегии) в установленной сфере деятельности;

6.5. давать юридическим и физическим лицам разъяснения по вопросам, отнесенным к сфере деятельности Службы.

III. Организация деятельности

7. Федеральную службу по интеллектуальной собственности возглавляет руководитель, назначаемый на должность и освобождаемый от должности Правительством Российской Федерации по представлению Министра экономического развития Российской Федерации.
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности несет персональную ответственность за выполнение возложенных на Службу функций в установленной сфере деятельности.
Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности имеет заместителей, назначаемых на должность и освобождаемых от должности Министром экономического развития Российской Федерации по представлению руководителя Службы.
Количество заместителей руководителя Федеральной службы по интеллектуальной собственности устанавливается Правительством Российской Федерации.

8. Руководитель Федеральной службы по интеллектуальной собственности:

8.1. распределяет обязанности между своими заместителями;

8.2. представляет Министру экономического развития Российской Федерации:

8.2.1. проект положения о Службе;

8.2.2. предложения о предельной численности и фонде оплаты труда работников Службы и подведомственных федеральных государственных учреждений;

8.2.3. предложения о назначении на должность и об освобождении от должности заместителей руководителя Службы;

8.2.4. проект плана работы и прогнозные показатели деятельности Службы, а также отчет о деятельности Службы;

8.2.5. проекты типовых уставов подведомственных федеральных государственных учреждений;

8.2.6. предложения по формированию проекта федерального бюджета в части, касающейся финансирования Службы и подведомственных федеральных государственных учреждений;

8.2.7. доклад о результатах деятельности Службы по реализации законодательства Российской Федерации в установленной сфере деятельности;

8.2.8. предложения о представлении к награждению государственными наградами Российской Федерации и Почетной грамотой Президента Российской Федерации, к поощрению в виде объявления благодарности Президента Российской Федерации работников Службы и подведомственных организаций, а также лиц, оказывающих содействие Службе в решении возложенных на нее полномочий;

8.3. утверждает положения о структурных подразделениях Службы;

8.4. утверждает уставы подведомственных федеральных государственных учреждений и назначает на должность и освобождает от должности руководителей этих учреждений, если иное не установлено федеральными законами, нормативными правовыми актами Президента Российской Федерации или Правительства Российской Федерации;

8.5. назначает на должность и освобождает от должности работников Службы;

8.6. решает в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной гражданской службе вопросы, связанные с прохождением федеральной государственной гражданской службы в Службе;

8.7. утверждает структуру и штатное расписание центрального аппарата Службы в пределах установленных Правительством Российской Федерации фонда оплаты труда и численности работников, смету расходов на ее содержание в пределах утвержденных на соответствующий период ассигнований, предусмотренных в федеральном бюджете;

8.11. утверждает в установленном порядке ведомственные награды, положения об этих наградах и их описание, а также награждает ими работников Службы и других лиц, осуществляющих деятельность в установленной сфере;

8.12. на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации издает приказы по вопросам, отнесенным к полномочиям Службы, а также по вопросам внутренней организации ее работы.

9. Финансирование расходов на содержание Федеральной службы по интеллектуальной собственности осуществляется за счет средств, предусмотренных в федеральном бюджете.

10. Федеральная служба по интеллектуальной собственности является юридическим лицом, имеет печать с изображением Государственного герба Российской Федерации и со своим наименованием, иные печати, штампы и бланки установленного образца, а также счета, открываемые в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Федеральная служба по интеллектуальной собственности вправе иметь геральдический знак — эмблему, флаг и вымпел, учреждаемые Министерством экономического развития Российской Федерации по согласованию с Геральдическим советом при Президенте Российской Федерации.

11. Место нахождения Федеральной службы по интеллектуальной собственности — г. Москва.

Изменения, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации

(с изменениями и дополнениями от 18 февраля, 3 июня 2013 г.)

1. Утратил силу с 1 сентября 2013 г.
2. Утратил силу с 1 апреля 2013 г.

Перечень
утративших силу актов Правительства Российской Федерации

1. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2004 г. N 178 «Вопросы Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 15, ст. 1471).

2. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июня 2004 г. N 299 «Об утверждении Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2004, N 26, ст. 2668).

3. Постановление Правительства Российской Федерации от 22 апреля 2005 г. N 247 «О внесении изменения в подпункт 5.1 Положения о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2005, N 17, ст. 1577).

4. Пункт 6 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 ноября 2008 г. N 814 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2008, N 46, ст. 5337).

5. Пункт 8 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 27 января 2009 г. N 43 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 6, ст. 738).

6. Постановление Правительства Российской Федерации от 8 апреля 2009 г. N 313 «О внесении изменений в Положение о Федеральной службе по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2009, N 15, ст. 1842).

7. Пункт 4 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 15 июня 2010 г. N 438 «О внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2010, N 26, ст. 3350).

8. Пункт 3 изменений, которые вносятся в акты Правительства Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24 марта 2011 г. N 210 «Об организации деятельности, связанной с учреждением геральдических знаков федеральных органов исполнительной власти, руководство деятельностью которых осуществляет Правительство Российской Федерации, и о внесении изменений в акты Правительства Российской Федерации» (Собрание законодательства Российской Федерации, 2011, N 14, ст. 1935).

www1.fips.ru

Еще по теме:

  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Увеличение пенсий мвд когда Последние изменения в вопросе предоставления пенсионного обеспечения бывшим сотрудникам МВД Начало нового года всегда таит в себе ожидание каких либо изменений. Многие граждане нашей страны, которые получают военные пенсии, интересуются последними […]
  • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]
  • Состав преступления умысел преступления Состав преступления умысел преступления АРХИВ "Студенческий научный форум" Просмотров научной работы: 22451 Комментариев к научной работе: 0 Поделиться с друзьями: Прямой умысел - это такой вид умысла, при котором лицо, совершившее […]
  • Как оформить дополнительное соглашение 2 Дополнительное соглашение к договору Заключить дополнительное соглашение к договору можно на любой стадии. Такая процедура используется для изменения условий первоначального документа – цены, сроков, ответственности и др. Расторжение договора не […]
  • Заявление на отказ от услуг пример Письмо о расторжении договора оказания услуг Основой всех производственных процессов и деловых контактов выступают договорные отношения. Предпринимателями и организациями каждый день подписывается множество договоров купли-продажи, поставки […]