Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог

Статья предназначена для плательщиков налога на пользователей автодорог, определявших в 2002 году выручку от реализации продукции по мере ее оплаты специально для Банкир.ру — Иванков Д.Е., юрисконсульт/

Уплата и возврат сумм налога на пользователей автодорог

Отмена старых и введение новых налогов и сборов нередко порождает целый ряд юридических коллизий, — по крайней мере в условиях несовершенства несформировавшегося российского налогового законодательства, отягощенного проведением различных бессистемных “налоговых реформ”. Как следствие, возникают ситуации, когда ни Налоговая инспекция, ни налогоплательщик не могут однозначно и четко ответить – когда же в соответствии с законом следует платить налоги и надо ли их платить вообще?

Позиция Налоговой инспекции в таких случаях однозначна – налоги платить надо, и чем скорее – тем лучше. Однако грех и налогоплательщику не воспользоваться сложившейся ситуацией и не попытаться отстоять свои права в суде.

В качестве примера можно привести одну из подобных юридических коллизий, сложившуюся в связи с отменой старых “дорожных налогов” (в том числе налога на пользователей автомобильных дорог) и введением транспортного налога. Путаница со сроками отмены налогов и нечеткие формулировки законодателя породили массу вопросов, связанных с уплатой налога на пользователей автодорог.

На эту тему есть немало статей, толкующих сложившееся положение как против, так и в пользу налогоплательщика – и в печатной прессе, и в Интернете. Однако однозначно ответить на главные вопросы, волнующие налогоплательщика – нужно ли платить в 2003 году налог на пользователей автодорог за 2002 год, когда и сколько — невозможно без сложившейся судебной практики.

В данной статье я расскажу, основываясь на опыте судебного разбирательства, как налогоплательщики, исчислившие и/или уплатившие налог на пользователей автодорог за 2002 год с сумм дебиторской задолженности могут вернуть часть уплаченных сумм или оспорить требования Налоговой инспекции.

Предыстория вопроса такова:

Федеральным законом от 24 июля 2002 г. №110-ФЗ “О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие акты законодательства Российской Федерации” был отменен налог на пользователей автомобильных дорог (см. ст.ст. 2 и 9 Закона).

Однако, при отмене налога на пользователей автодорог законодателем была допущена некоторая путаница в сроках отмены.

1. Статьей 2 Федерального закона №110-ФЗ налог на пользователей автодорог был исключен из перечня уплачиваемых на территории Российской Федерации налогов (т.е. из Закона РФ от 27 декабря 1991г. №2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации») со дня вступления Федерального закона №110-ФЗ в силу (в соответствии со ст. 21 Закона №110-ФЗ — со дня его официального опубликования 30 июля 2002 года).

2. Статья 9 Федерального закона №110-ФЗ исключила налог на пользователей автодорог из Закона РФ от 18 октября 1991г. №1759-I «О дорожных фондах в Российской Федерации». Ст. 9 Федерального закона №110-ФЗ в соответствии со ст. 21 Закона вступила в силу с 1 января 2003 года.

3. Ст. 4 Федерального закона №110-ФЗ установила, что «Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее отгрузки за продукцию (товары, работы, услуги), отгруженную (поставленную, выполненные, оказанные) до 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Налогоплательщики, определявшие в 2002 году выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные) и оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, обязаны исчислить и уплатить налог на пользователей автомобильных дорог в бюджет соответствующего субъекта Российской Федерации, исходя из ставки налога, действовавшей в 2002 году, до 15 января 2003 года.

Для налогоплательщиков, определявших в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года, определяется исходя из суммы дебиторской задолженности за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленные, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года. При этом для целей настоящей статьи суммы дебиторской задолженности, выраженные в иностранной валюте или в условных единицах, пересчитываются в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации, установленному на 1 января 2003 года.». Ст. 4 Федерального закона №110-ФЗ в соответствии со ст. 21 Закона вступила в силу с 1 января 2003 года.

Таким образом, образовался «разрыв» в сроках действия налога на пользователей автодорог: в течение пяти месяцев — с августа 2002 года по январь 2003 года этого налога в соответствии с действующим федеральным законодательством попросту не существовало.

Помимо этого, нельзя забывать, что в соответствии положениями Налогового кодекса РФ и Федерального закона от 5 августа 2000 г. №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» на территории Российской Федерации могут взиматься только те налоги, которые соответствующим образом установлены законодательством Российской Федерации «.

Казалось бы, в силу сложившейся ситуации налог на пользователей автодорог за 2002 год не подлежит уплате совсем, или, хотя бы, не подлежит уплате за период с августа 2002 года по январь 2003.

Однако суды не поддержали чаяния налогоплательщиков. (см., например, Постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 27 августа 2003 г. №А13-2618/03-07 и др.). Аргументация судов как правило сводилась к следующему:

«В соответствии со статьями 1 и 11 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации», действовавшими до введения в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации, установление и отмена налогов, а следовательно, установление круга налогоплательщиков, объектов налогообложения, налоговых ставок, сроков уплаты налога в бюджеты, в которые зачисляется налог, осуществляются Верховным Советом Российской Федерации и другими органами государственной власти в соответствии с этим законом.

Налог на пользователей автомобильных дорог установлен подпунктом «м» пункта 1 статьи 19 Закона Российской Федерации «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» как федеральный налог. Этим же подпунктом предусмотрено, что налоги, служащие источниками образования дорожных фондов, зачисляются в эти фонды в порядке, определяемом законодательными актами о дорожных фондах в Российской Федерации. Согласно пункту 5 указанной статьи порядок зачисления федеральных налогов в бюджет устанавливается законодательными актами Российской Федерации.

Порядок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог как федерального налога установлен законодательным актом Российской Федерации — постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.92 №2235-1, которым утвержден Порядок образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (далее — Порядок). В соответствии с пунктом 10 Порядка предприятия перечисляют установленный Законом Российской Федерации «О дорожных фондах в Российской Федерации» налог на пользователей автомобильных дорог ежемесячно до 15-го числа за прошедший месяц.

Согласно статье 10 Федерального закона от 05.08.2000 №118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах» недоимка, пени и штрафы по налогу на пользователей автомобильных дорог уплачиваются в Федеральный дорожный фонд Российской Федерации и территориальные дорожные фонды в соответствии с законодательством Российской Федерации, действовавшим до введения в действие названного Федерального закона.

Статьей 2 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ внесены изменения в Закон Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации»: подпункт «м» пункта 1 статьи 19 исключен; пункт 1 статьи 20 дополнен подпунктом «ж» следующего содержания: «ж) транспортный налог.».

Согласно статей 9 и 21 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ статья 5 Закона Российской Федерации «О дорожных фондах» утрачивает силу с 01.01.03.

При этом статья 4 Закона Российской Федерации от 24.07.02 №110-ФЗ регулирует правила исчисления налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году.

Таким образом, все необходимые элементы налога на пользователей автомобильных дорог в 2002 году установлены и налог должен уплачиваться …».

Тем не менее, организации определявшие в соответствии со своей учетной политикой в 2002 году выручку от реализации по мере ее оплаты могут вернуть суммы налога, уплаченные с дебиторской задолженности (или пресечь поползновения налоговой инспекции к их изъятию – если организация сознательно не уплатила налог с имевшейся на 01.01.2003г. дебиторской задолженности).

Организации следует перерасчитать налог на пользователей автодорог за 2002 год в соответствии со ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ – т.е. исчислить налог исходя из суммы выручки от реализации продукции (товаров, работ, услуг) оплаченных по состоянию на 1 января 2003 года, не включая в перерасчет суммы дебиторской задолженности.

Что касается сумм дебиторской задолженности, то по ним достаточно определить налоговую базу, не включая ее в перерасчет – в полном формальном соответствии требованиям закона. Если, опять же, подходить к этому вопросу формально, Налоговый кодекс требует включения в декларацию данных о расходах, доходах а также других данных, связанных с исчислением и уплатой налога. Определение сумм дебиторской задолженности не связано с исчислением и уплатой налога. Ст. 4 Федерального закона № 110-ФЗ в свою очередь не требует исчисления и уплаты налога с сумм дебиторской задолженности.

Сделав перерасчет, можно требовать от налоговой инспекции зачесть или вернуть излишне уплаченные суммы налога на пользователей автодорог с дебиторской задолженности. Отказ налоговой инспекции подлежит обжалованию в суд.

Информацию о налоговой базе по суммам по налогу на пользователей автомобильных дорог за товары (продукцию, работы, услуги), отгруженные (поставленную, выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года следует подать, к примеру, справочно, письмом и т.п.

В суде можно прибегнуть к следующей аргументации.

Ст. 5 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» ставка налога на пользователей автомобильных дорог устанавливается в размере:

– 1 процента от выручки, полученной от реализации продукции (работ, услуг).

– 1 процента от суммы разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности.

Налог исчисляется отдельно по каждому виду деятельности.

Таким образом, объектом налогообложения налога на пользователей автодорог в интересующем нас случае является выручка.

Для организаций, определявших выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем.

Это подтверждается позицией МНС, изложенной в Инструкции МНС РФ от 4 апреля 2000 г. №59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды» (с изменениями от 20 октября 2000 г.).

В соответствии с данной Инструкцией МНС предписывает налогоплательщикам исчислять и уплачивать налог на пользователей автодорог в следующем порядке:

«…25. Объектом налогообложения является выручка, полученная от реализации продукции (работ, услуг), и сумма разницы между продажной и покупной ценами товаров, реализованных в результате заготовительной, снабженческо-сбытовой и торговой деятельности…

27…Для организаций, которые определяют выручку от реализации продукции (товаров, работ, услуг) по мере ее оплаты, датой определения выручки от реализации считается день поступления средств за реализацию отгруженной продукции (товаров, работ, услуг) на счета юридических лиц в учреждения банков, день поступления выручки в кассу или иной момент прекращения дебиторской задолженности за отгруженную продукцию (товары, работы, услуги), числившейся за покупателем…»

В Приложение №2 к рассматриваемой Инструкции содержится форма декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, предусматривающая определение налоговой базы исключительно в соответствии с Инструкцией и не предусматривающая включение в декларацию сумм дебиторской задолженности.

Исходя из вышеуказанного очевидно, что суммы дебиторской задолженности организаций, определявших в 2002 году выручку по мере оплаты, не входят в налоговую базу по налогу на пользователей автодорог, так как не являются объектом налогообложения.

Разумеется, на фоне изложенного требование законодателя определить налоговую базу по налогу на пользователей автодорог с сумм дебиторской задолженности выглядит несколько алогично, но ничто не мешает налогоплательщику формально следовать требованиям законодательства, и, отдельно определив налоговую базу по дебиторской задолженности, перерасчитать подлежащий уплате налог на пользователей автодорог лишь с учетом объекта налогообложения – поступившей на 1 января 2003 года выручки.

bankir.ru

Федеральный закон от 18 июля 2017 г. N 163-ФЗ»О внесении изменений в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации»

Документ является поправкой к

Принят Государственной Думой 7 июля 2017 года

Одобрен Советом Федерации 12 июля 2017 года

Внести в часть первую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 1998, N 31, ст. 3824; 1999, N 28, ст. 3487; 2003, N 22, ст. 2066; N 23, ст. 2174; N 27, ст. 2700; 2004, N 27, ст. 2711; N 31, ст. 3231; N 45, ст. 4377; 2005, N 45, ст. 4585; 2006, N 31, ст. 3436; 2007, N 1, ст. 28; 2008, N 48, ст. 5500, 5519; 2009, N 30, ст. 3739; N 52, ст. 6450; 2010, N 31, ст. 4198; N 48, ст. 6247; N 49, ст. 6420; 2011, N 1, ст. 16; N 27, ст. 3873; N 29, ст. 4291; N 30, ст. 4575; N 47, ст. 6611; N 49, ст. 7014; 2012, N 27, ст. 3588; N 31, ст. 4333; 2013, N 9, ст. 872; N 26, ст. 3207; N 30, ст. 4081; N 44, ст. 5645; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 45, ст. 6157, 6158; N 48, ст. 6660; 2015, N 1, ст. 15; N 10, ст. 1393; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3377; 2016, N 7, ст. 920; N 18, ст. 2486; N 27, ст. 4173, 4176, 4177; N 49, ст. 6844) следующие изменения:

1) дополнить статьей 54 1 следующего содержания:

«Статья 54 1 . Пределы осуществления прав по исчислению налоговой базы и (или) суммы налога, сбора, страховых взносов

1. Не допускается уменьшение налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога в результате искажения сведений о фактах хозяйственной жизни (совокупности таких фактов), об объектах налогообложения, подлежащих отражению в налоговом и (или) бухгалтерском учете либо налоговой отчетности налогоплательщика.

2. При отсутствии обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, по имевшим место сделкам (операциям) налогоплательщик вправе уменьшить налоговую базу и (или) сумму подлежащего уплате налога в соответствии с правилами соответствующей главы части второй настоящего Кодекса при соблюдении одновременно следующих условий:

1) основной целью совершения сделки (операции) не являются неуплата (неполная уплата) и (или) зачет (возврат) суммы налога;

2) обязательство по сделке (операции) исполнено лицом, являющимся стороной договора, заключенного с налогоплательщиком, и (или) лицом, которому обязательство по исполнению сделки (операции) передано по договору или закону.

3. В целях пунктов 1 и 2 настоящей статьи подписание первичных учетных документов неустановленным или неуполномоченным лицом, нарушение контрагентом налогоплательщика законодательства о налогах и сборах, наличие возможности получения налогоплательщиком того же результата экономической деятельности при совершении иных не запрещенных законодательством сделок (операций) не могут рассматриваться в качестве самостоятельного основания для признания уменьшения налогоплательщиком налоговой базы и (или) суммы подлежащего уплате налога неправомерным.

4. Положения, предусмотренные настоящей статьей, также применяются в отношении сборов и страховых взносов и распространяются на плательщиков сборов, плательщиков страховых взносов и налоговых агентов.»;

2) статью 82 дополнить пунктом 5 следующего содержания:

«5. Доказывание обстоятельств, предусмотренных пунктом 1 статьи 54 1 настоящего Кодекса, и (или) факта несоблюдения условий, предусмотренных пунктом 2 статьи 54 1 настоящего Кодекса, производится налоговым органом при проведении мероприятий налогового контроля в соответствии с разделами V, V 1 , V 2 настоящего Кодекса.».

1. Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования.

2. Положения пункта 5 статьи 82 части первой Налогового кодекса Российской Федерации (в редакции настоящего Федерального закона) применяются к камеральным налоговым проверкам налоговых деклараций (расчетов), представленных в налоговый орган после дня вступления в силу настоящего Федерального закона, а также выездным налоговым проверкам и проверкам полноты исчисления и уплаты налогов в связи с совершением сделок между взаимозависимыми лицами, решения о назначении которых вынесены налоговыми органами после дня вступления в силу настоящего Федерального закона.

rg.ru

Федеральный закон от 27 ноября 2017 г. N 354-ФЗ «О внесении изменений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации»

Изменения и поправки

Внести в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации (Собрание законодательства Российской Федерации, 2000, N 32, ст. 3340; 2001, N 1, ст. 18; N 23, ст. 2289; N 33, ст. 3413; N 49, ст. 4554, 4564; 2002, N22, ст. 2026; N 30, ст. 3021; N 52, ст. 5138; 2003, N 1, ст. 2; N 21, ст. 1958; 2004, N 27, ст. 2711, 2713, 2715; N 31, ст. 3231; N 34, ст.3518; 2005, N 1, ст. 30, 38; N 27, ст. 2710, 2717; N 30, ст. 3104; 2006, N 31, ст. 3436, 3452; N 50, ст. 5279, 5286; 2007, N 1, ст. 20, 31; N 13, ст. 1465; N 31, ст. 4013; N 45, ст. 5416; N 49, ст. 6045; N 50, ст. 6237; 2008, N 18, ст. 1942; N 30, ст. 3614; N 48, ст. 5519; N 49, ст. 5723; 2009, N 18, ст. 2147; N 23, ст. 2772; N 29, ст. 3598, 3639; N 30, ст. 3739; N 39, ст. 4534; N 45, ст. 5271; N 48, ст. 5726, 5731; N 52, ст. 6444; 2010, N 15, ст. 1737; N 21, ст. 2524; N 31, ст. 4176, 4198; N 32, ст. 4298; 2011, N 1, ст. 7; N 26, ст. 3652; N 30, ст. 4583; N 47, ст. 6609; N 48, ст. 6729, 6731; N 49, ст. 7014, 7016, 7037; 2012, N 10, ст. 1164; N 19, ст. 2281; N 26, ст. 3447; N 41, ст. 5526; N 49, ст. 6750; N 53, ст. 7604; 2013, N 23, ст. 2866; N 27, ст. 3444; N 30, ст. 4031; N 44, ст. 5645; N 48, ст. 6165; N 52, ст. 6985; 2014, N 14, ст. 1544; N 26, ст. 3373; N 40, ст. 5316; N 48, ст. 6647, 6649, 6657, 6663; 2015, N 1, ст. 15, 18; N 18, ст. 2616; N 24, ст. 3373, 3377; N 27, ст. 3968; N 41, ст. 5632; N 48, ст. 6686, 6688, 6693; 2016, N 1, ст. 16; N 7, ст. 920; N 27, ст. 4175, 4180, 4184; N 49, ст. 6841, 6842, 6843, 6844, 6849; 2017, N 15, ст. 2133; N 31, ст. 4803; N 40, ст. 5753; N 45, ст. 6578) следующие изменения:

1) абзац второй пункта 3 статьи 210 после слов «от долевого участия в организации» дополнить словами «, а также в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей,»;

2) статью 214 7 изложить в следующей редакции:

«Статья 214 7 . Особенности определения налоговой базы и исчисления налога по доходам в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх и лотереях

1. Налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 рублей, в виде выигрышей, полученных от участия в азартных играх, определяется налоговым агентом путем уменьшения суммы выигрыша, полученного при наступлении результата азартной игры, на сумму ставки или интерактивной ставки, служащих условием участия в азартной игре.

Сумма налога в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками азартных игр, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша.

2. Налоговая база по доходам, равным или превышающим 15 000 рублей, в виде выигрышей, полученных от участия в лотерее, определяется налоговым агентом как сумма выигрыша, полученная при наступлении результатов розыгрыша призового фонда лотереи или его части в соответствии с условиями лотереи.

Сумма налога в отношении доходов в виде выигрышей, полученных участниками лотерей, исчисляется налоговым агентом отдельно по каждой сумме выигрыша.»;

3) пункт 28 статьи 217 дополнить абзацем следующего содержания:

«стоимость выигрышей, полученных участниками азартных игр и участниками лотерей;»;

а) пункт 2 изложить в следующей редакции:

«2. Исчисление сумм и уплата налога в соответствии с настоящей статьей производятся в отношении всех доходов налогоплательщика, источником которых является налоговый агент, с зачетом ранее удержанных сумм налога (за исключением доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214 7 настоящего Кодекса), а в случаях и порядке, предусмотренных статьей 227 1 настоящего Кодекса, также с учетом уменьшения на суммы фиксированных авансовых платежей, уплаченных налогоплательщиком.

Особенности исчисления и (или) уплаты налога по отдельным видам доходов устанавливаются статьями 214 3 , 214 4 , 214 5 , 214 6 , 214 7 , 226 1 , 227 и 228 настоящего Кодекса.»;

б) абзац первый пункта 3 после слов «за исключением доходов от долевого участия в организации» дополнить словами «, а также доходов, в отношении которых исчисление сумм налога производится в соответствии со статьей 214 7 настоящего Кодекса»;

5) подпункт 5 пункта 1 статьи 228 изложить в следующей редакции:

«5) физические лица, получающие выигрыши, выплачиваемые операторами лотерей, распространителями, организаторами азартных игр, — исходя из сумм таких выигрышей, не превышающих 15 000 рублей;»;

6) статью 366 изложить в следующей редакции:

«Статья 366. Объекты налогообложения

1. Объектами налогообложения признаются:

2) игровой автомат;

3) процессинговый центр букмекерской конторы;

4) процессинговый центр тотализатора;

5) процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора;

6) процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы;

7) пункт приема ставок тотализатора;

8) пункт приема ставок букмекерской конторы.

2. В целях настоящей главы каждый объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, подлежит регистрации в налоговом органе по месту установки (месту нахождения) этого объекта налогообложения.

Регистрация проводится налоговым органом на основании заявления налогоплательщика о регистрации объекта (объектов) налогообложения с выдачей свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения должно быть представлено в налоговый орган не позднее чем за пять дней до даты установки каждого объекта налогообложения (открытия пункта приема ставок букмекерской конторы или пункта приема ставок тотализатора, процессингового центра тотализатора или процессингового центра букмекерской конторы, процессингового центра интерактивных ставок тотализатора или процессингового центра интерактивных ставок букмекерской конторы).

Налогоплательщики, не состоящие на учете в налоговых органах на территории того субъекта Российской Федерации, где устанавливается (открывается) объект налогообложения, указанный в пункте 1 настоящей статьи, обязаны встать на учет в налоговых органах по месту установки (месту нахождения) такого объекта налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) каждого объекта налогообложения.

3. Налогоплательщик также обязан зарегистрировать в налоговых органах по месту регистрации объекта (объектов) налогообложения любое изменение количества объектов налогообложения не позднее чем за пять дней до даты установки (открытия) или выбытия (закрытия) каждого объекта налогообложения.

4. Объект налогообложения считается зарегистрированным с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения.

Объект налогообложения считается выбывшим (закрытым) с даты внесения налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения.

5. Заявление о регистрации объекта (объектов) налогообложения, заявление о регистрации изменений (уменьшений) количества объектов налогообложения могут быть представлены налогоплательщиком в налоговый орган лично или через его представителя, направлены в виде почтового отправления с описью вложения или переданы в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи с применением усиленной квалифицированной электронной подписи в формате, утвержденном федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.

При направлении заявлений по почте днем их представления в налоговый орган считается день отправки почтового отправления с описью вложения. При передаче заявлений по телекоммуникационным каналам связи днем их представления в налоговый орган считается день их отправки.

6. Налоговые органы в течение пяти дней с даты получения от налогоплательщика заявления о регистрации объекта (объектов) налогообложения (об изменении количества объектов налогообложения) при условии его надлежащего оформления выдают свидетельство о регистрации объекта (объектов) налогообложения или вносят изменения, связанные с изменением количества объектов налогообложения, в ранее выданное свидетельство.

7. Формы документов, указанных в настоящей статье, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов.»;

7) статью 369 изложить в следующей редакции:

«Статья 369. Налоговые ставки

1. Налоговые ставки устанавливаются законами субъектов Российской Федерации в следующих пределах:

1) за один игровой стол — от 50 000 до 250 000 рублей;

2) за один игровой автомат — от

3 000 до 15 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — от 50 000 до 250 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора — от 50 000 до 250 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — от 2 500 000 до 3 000 000 рублей;

7) за один пункт приема ставок тотализатора — от 10 000 до 14 000 рублей;

8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — от 10 000 до 14 000 рублей.

2. В случае, если налоговые ставки не определены законами субъектов Российской Федерации, налогообложение производится по следующим налоговым ставкам:

1) за один игровой стол — 50 000 рублей;

2) за один игровой автомат — 3 000 рублей;

3) за один процессинговый центр букмекерской конторы — 50 000 рублей;

4) за один процессинговый центр тотализатора — 50 000 рублей;

5) за один процессинговый центр интерактивных ставок тотализатора —

2 500 000 рублей;

6) за один процессинговый центр интерактивных ставок букмекерской конторы — 2 500 000 рублей;

7) за один пункт приема ставок тотализатора — 10 000 рублей;

8) за один пункт приема ставок букмекерской конторы — 10 000 рублей.»;

а) абзац первый пункта 1 дополнить словами «, начиная с даты выдачи налоговым органом свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения»;

б) пункты 3 и 4 изложить в следующей редакции:

«3. При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая новый объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При выдаче свидетельства о регистрации объекта (объектов) налогообложения после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

4. При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, до 15-го числа текущего налогового периода (включительно) сумма налога по этим объектам за указанный налоговый период исчисляется как произведение количества объектов налогообложения и одной второй ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.

При внесении налоговым органом в ранее выданное свидетельство изменений, связанных с изменением количества объектов налогообложения, после 15-го числа текущего налогового периода сумма налога исчисляется как произведение общего количества соответствующих объектов налогообложения (включая выбывший (закрытый) объект налогообложения) и ставки налога, установленной для этих объектов налогообложения.».

Настоящий Федеральный закон вступает в силу по истечении одного месяца со дня его официального опубликования, но не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу.

rg.ru

Налог на пользователей автомобильных дорог: послесловие

Налог на пользователей автомобильных дорог, введенный в отечественную систему налогов и сборов с 1 января 1992 года (статья 5 Закона РФ от 18.10.1991 № 1759-1 «О дорожных фондах в Российской Федерации»), традиционно воспринимался налогоплательщиками и работниками налоговых органов как один из простейших налогов. Решение о прекращении взимания налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2003 года (статья 5 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ «О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах», далее — закон № 118-ФЗ) широко комментировалось в средствах массовой информации как необходимая для совершенствования налоговой системы отмена «оборотных налогов».

Однако, как показывает практика, проблем с исчислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог более чем достаточно. Причиной тому является неурегулированность правовой основы данного налога. Статья 5 Закона РФ «О дорожных фондах в Российской Федерации» (далее — закон о дорожных фондах) не только находится в явном несоответствии с целым рядом положений части первой Налогового кодекса Российской Федерации, но и грешит значительным количеством технических и смысловых дефектов.

В качестве примера последних можно привести абзац первый вышеназванной статьи, в котором в числе налогоплательщиков налога на пользователей автомобильных дорог названы «предприниматели, являющиеся юридическими лицами». Характерно, что эта абсурдная формулировка не изменялась на протяжении более чем десяти лет существования закона.

Ниже приводится анализ наиболее существенных проблем, связанных с исчислением налога на пользователей автомобильных дорог.

1. Методы учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей исчисления налога на пользователей автомобильных дорог

Выбор метода учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) для целей налогообложения традиционно являлся одним из ключевых моментов формирования налогоплательщиком приказа об учетной политике.

До недавнего времени мало кто сомневался в том, что метод учета выручки является единым для всех налогов, у которых образующим элементом объекта налогообложения выступает выручка от реализации товаров (работ, услуг). Впервые этот тезис был подвергнут сомнению на массовом уровне в 2001 году, когда была введена в действие глава 21 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на добавленную стоимость».

Статья 167 Налогового кодекса Российской Федерации, регулирующая способы определения налоговой базы по налогу на добавленную стоимость, более чем зримо отличалась от пресловутой «отгрузки — оплаты».

В связи с этим уже тогда наиболее дальновидные налогоплательщики выделяли в приказах об учетной политике положения, касающиеся непосредственно НДС. С введением в действие с 1 января 2002 года главы 25 Налогового кодекса Российской Федерации «Налог на прибыль организаций» отпали последние сомнения в том, что метод учета выручки от реализации товаров (работ, услуг) должен определяться индивидуально по отношению к каждому налогу.

Однако если в отношении налога на прибыль и НДС законодатель прямо определил методику признания доходов (выручки), либо оговорил право налогоплательщика на выбор одной из имеющихся методик, то в отношении налога на пользователей автомобильных дорог обозначился явный правовой вакуум.

Ни статья 5 Закона о дорожных фондах, ни какая-либо иная норма законодательства о налогах и сборах никогда не наделяла налогоплательщика правом на выбор метода учета налоговой базы.

В связи с этим очевидной становилась и правовая несостоятельность пункта 27 инструкции МНС России от 04.04.2000 № 59 «О порядке исчисления и уплаты налогов, поступающих в дорожные фонды», допускающего для налогоплательщика подобный выбор.

Мнения специалистов, обративших внимание на это обстоятельство, разделились.

Первые квалифицировали его как неустранимую неясность, подлежавшую толкованию в пользу налогоплательщиков.

Вторые указывали на то, что эта неясность разрешается посредством пункта 1 статьи 54 НК РФ, согласно которому налоговая база исчисляется налогоплательщиками — организациями на основе данных регистров бухгалтерского учета.

В отсутствие специальной нормы, детально регулирующей методику исчисления налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог, подлежала применению данная норма, носящая общий характер.

Применительно к 2002 году некоторую ясность в порядок формирования налоговой базы по налогу на пользователей автомобильных дорог внес Федеральный закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации и некоторые другие законодательные акты Российской Федерации» (далее — закон № 110-ФЗ).

Полная четкость, однако, в данном законе отсутствует. Так, в первых двух абзацах статьи 4 законодатель, устанавливая срок уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год, исходит из принципиальной возможности определения выручки от реализации товаров (работ, услуг) как по мере их отгрузки (выполнения, оказания), так и по мере поступления денежных средств.

Однако далее, в абзаце третьем этой же статьи указывается, что для налогоплательщиков, определяющих выручку от реализации по мере ее оплаты, налоговая база определяется с учетом сумм дебиторской задолженности за товары (работы, услуги), отгруженные (выполненные, оказанные), но не оплаченные по состоянию на 1 января 2003 года.

2. Сроки уплаты налога на пользователей автомобильных дорог

Проблема отсутствия в законе о дорожных фондах срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог неоднократно поднималась как в публикациях, так и в судебных спорах между налогоплательщиками и налоговыми органами.

До 1 января 2001 года этот вопрос решался при помощи пункта 10 Порядка образования и использования средств Федерального дорожного фонда Российской Федерации (утвержден Постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 23.01.1992 № 2235-1). Однако с 1 января 2001 года действие данного постановления на 2001 и 2002 годы было приостановлено Федеральными законами «О федеральном бюджете на 2001 год» и «О федеральном бюджете на 2002 год».

Отсутствие у налога на пользователей автомобильных дорог такого существенного элемента как срок уплаты МНС России официально признало только спустя полтора года, после того как это случилось — в письме от 17.07.2002 № 03-2-06/2/1794/24-щ187 «О сроках уплаты налога на пользователей автомобильных дорог».

Тем не менее, данное обстоятельство не помешало главному налоговому органу страны заявить о возможности начисления пени на сумму задолженности по налогу на пользователей автомобильных дорог.

Каким образом это заявление соотносится с положениями статьи 75 Налогового кодекса Российской Федерации, согласно которым пени начисляются в случае нарушения срока уплаты налога, установленного законодательством о налогах и сборах, разбираться, очевидно, придется арбитражным судам.

Многие специалисты видели выход из сложившейся ситуации в установлении срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог в 2001 и 2002 годах законами субъектов Российской Федерации, ссылаясь на то, что с 1 января 2001 года вся сумма данного налога полностью зачисляется в территориальные дорожные фонды или в бюджеты Российской Федерации (статья 4 от Закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ). Арбитражные суды также нередко указывали на необходимость решения этой проблемы именно таким способом.

Между тем, сторонники данной точки зрения не учитывали весьма существенное обстоятельство. Законодатели значительного числа субъектов Российской Федерации оказались попросту не готовы к тому, что установление срока уплаты налога на пользователей автомобильных дорог с августа 2000 года является их непосредственной обязанностью. В результате 2001 год многие регионы встретили без этого элемента налога.

Налогоплательщики же тех субъектов Российской Федерации, где законодатели проявили должную расторопность, по сути, оказались в дискриминационном положении по отношению к другим налогоплательщикам.

Представляется, что такая ситуация свидетельствует о нарушении принципа всеобщности и равенства налогообложения (пункт 1 статьи 3 Налогового кодекса Российской Федерации), тем более, если учитывать, что налог на пользователей автомобильных дорог статьей 19 Закона РФ от 27.12.1991 № 2118-1 «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» (далее — закон об основах налоговой системы) отнесен к федеральным налогам, отличительной особенностью которых является взимание на всей территории Российской Федерации.

В некоторой степени решению описанной проблемы способствовало установление единых сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2002 год (статьи 4 и 16 закона № 110-ФЗ).

Тем не менее, обоснованность взимания данного налога в 2001 году, как и прежде, вызывает множество вопросов.

3. Ответственность за нарушение срока представления в налоговый орган декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог

Статья 119 Налогового кодекса Российской Федерации, предусматривающая ответственность за нарушение срока представления налоговой декларации, применяется налоговыми органами достаточно широко.

Большинство споров, связанных с применением данной статьи, главным образом, связано с вопросом о том, можно ли рассматривать в качестве налоговых деклараций так называемые промежуточные расчеты (в частности, расчеты по единому социальному налогу).

Между тем, налоговыми органами зачастую упускаются из виду два весьма существенных для правильного производства по делу о налоговом правонарушении обстоятельства.

Во-первых, согласно подпункту 4 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщик обязан представлять налоговые декларации, если такая обязанность предусмотрена законодательством о налогах и сборах.

Иными словами, данная норма носит отсылочный характер, в связи с чем обязанность представлять налоговые декларации не является для налогоплательщика безусловной, а зависит от наличия прямого на то указания в акте законодательства о налогах и сборах.

Во-вторых, состав налогового правонарушения, предусмотренного статьей 119 НК РФ, образует непредставление налогоплательщиком налоговой декларации в срок, установленный законодательством о налогах и сборах.

Даже поверхностное рассмотрение статьи 5 закона о дорожных фондах позволяет убедиться в том, что ни срок представления декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог, ни сама обязанность представлять такую декларацию в налоговый орган, в ней не установлены. Не установлены они и другими федеральными законодательными актами. Законы же субъектов Российской Федерации не могут восполнять данный пробел, не говоря уже об инструкциях МНС России.

В подтверждение данного обстоятельства свидетельствует и судебно-арбитражная практика.

В частности, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 19.03.2002 по делу № А05-12344/01-671/13 указал на недопустимость установления срока представления декларации по плате за загрязнение окружающей природной среды ведомственным правовым актом.

Изложенное позволяет сделать вывод о том, что непредставление налогоплательщиками в налоговые органы декларации по налогу на пользователей автомобильных дорог не образует налогового правонарушения, в связи с чем применение в подобных ситуациях налоговых санкций, предусмотренных статьей 119 Налогового кодекса Российской Федерации, представляется недопустимым.

4. К вопросу о правомерности взимания налога на пользователей автомобильных дорог после 31 августа 2002 года

Закон от 24.07.2002 № 110-ФЗ был воспринят многими специалистами как разрешение назревших проблем с порядком определения налоговой базы и сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог.

Вместе с тем, данный закон вызвал весьма оживленные дискуссии относительно правомерности взимания указанного налога после 31 августа 2002 года.

Целый ряд специалистов высказали мнение о том, что с указанной даты взимание налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств должно быть прекращено.

Данное мнение базируется на том, что статья 2 закона № 110-ФЗ, исключившая из статьи 19 закона об основах налоговой системы упоминание о налогах, зачисляемых в дорожные фонды, введена в действие не с 1 января 2003 года (что выглядело бы вполне логичным), а с 31 августа 2002 года.

МНС России изложило свое отношение к данной проблеме достаточно быстро, издав письмо от 10.09.2002 № ВГ-6-03/[email protected] «О налоге на пользователей автомобильных дорог».

Настаивая в данном письме на сохранении за налогоплательщиками обязанности уплачивать после 31 августа 2002 года налог на пользователей автомобильных дорог, МНС России сослалось на то, что статья 5 закона о дорожных фондах сохраняет свое действие до конца текущего года, а также на недопустимость внесения изменений в законодательство о налогах и сборах в течение текущего финансового года без внесения соответствующих изменений в федеральный закон о бюджете на текущий финансовый год.

Оппоненты МНС России, критикуя позицию налогового министерства, в качестве основного довода приводят ссылку на последний абзац статьи 2 Федерального закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ «О введении в действие части первой Налогового кодекса Российской Федерации» (далее — закон № 147-ФЗ), согласно которому впредь до введения в действие статей 13, 14 и 15 части первой Кодекса налоги, не установленные статьями 19, 20 и 21 закона об основах налоговой системы, не взимаются.

Данная норма, действительно, не учтена в письме МНС России и серьезных контраргументов против ссылок на нее главный налоговый орган страны в своем письме, к сожалению, не привел.

Тем не менее, позиция сторонников отмены налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств до окончания 2002 года, несмотря на изложенное, не выглядит бесспорной.

Само по себе отсутствие того или иного федерального налога в перечне налогов не лишает взимание этого налога правового основания при условии установления налога соответствующим федеральным законом. Что касается последнего абзаца статьи 2 закона № 147-ФЗ, то данная норма нуждается в более глубоком анализе.

Оговаривая недопустимость взимания налогов, не предусмотренных единым перечнем, законодатель указал, что такой запрет действует только до введения в действие статей 13, 14 и 15 НК РФ.

Таким образом, решение вопроса о правомерности взимания налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств зависит от того, введены ли в действие статьи 13, 14 и 15 НК РФ.

Любопытно, что различные издательства в публикуемых ими текстах части первой НК РФ приводят комментарии о введении в действие этих статей Кодекса, весьма расходящиеся между собой.

Между тем, существует точка зрения, что статьи 13, 14 и 15 НК РФ следует считать действующими, в связи с чем статья 2 Закона от 31.07.1998 № 147-ФЗ не препятствует взиманию налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств после 31 августа 2002 года.

В пользу необходимости уплаты налога на пользователей автомобильных дорог и налога с владельцев транспортных средств после 31 августа 2002 года свидетельствует и абзац первый пункт 5 статьи 3 НК РФ, согласно которому федеральные налоги устанавливаются, изменяются или отменяются Кодексом.

Согласно статье 32-1 закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ до признания утратившим силу закона об основах налоговой системы ссылки в пункте 5 статьи 3 НК РФ на положения части второй Кодекса приравниваются к ссылкам на закон об основах налоговой системы и на действующие федеральные законы, регулирующие порядок взимания конкретных налогов.

Учитывая, что закон об основах налоговой системы не устанавливает порядок отмены налогов, можно считать, что под отменой федерального налога следует понимать признание утратившим силу того федерального закона, которым этот налог был введен.

Так как статьи 5 и 6 Закона о дорожных фондах сохраняют свое действие до конца 2002 года, установленные этими статьями налоги также являются действующими до 1 января 2003 года.

5. Налог на пользователей автомобильных дорог и единый налог на вмененный доход

Мало кто возьмется спорить с тем, что налоги, наименования которых вынесены в подзаголовок, являются несовместимыми в принципе.

Налог на пользователей автомобильных дорог традиционно входил в перечень налогов, уплата которых заменялась уплатой единого налога на вмененный доход (далее — ЕНВД).

Однако введение в действие с 31 августа 2002 года закона от 24.07.2002 № 110-ФЗ заставляет по-новому оценить эту ситуацию.

В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 31.07.1998 № 148-ФЗ «О едином налоге на вмененный доход для определенных видов деятельности» с плательщиков ЕНВД не взимаются налоги, предусмотренные статьями 19-21 Закона об основах налоговой системы (за определенными исключениями).

Как отмечено выше, с 31 августа 2002 года из статьи 19 указанного закона исключено упоминание о налогах зачисляемых в дорожные фонды, включая налог на пользователей автомобильных дорог.

Таким образом, начиная с указанной даты, субъекты ЕНВД обязаны уплачивать этот налог.

Трудно предположить, что законодатель сознательно исключил налог на пользователей автомобильных дорог из системы налогов и сборов, не дождавшись окончания 2002 года.

Скорее всего, мы имеем дело с уже привычным браком в работе отечественных законодателей.

Тем не менее, общий вывод для плательщиков ЕНВД остается неутешительным: налог на пользователей автомобильных дорог после 31 августа 2002 года они уплачивать обязаны.

Заканчивая эту статью, хочется отметить, что выше приведен далеко не исчерпывающий перечень проблем, связанных с исчислением и уплатой налога на пользователей автомобильных дорог.

К сожалению, на протяжении одиннадцати лет (с 1992 по 2002 год) законодателю не удалось решить достаточно простую задачу надлежащего правового регулирования так называемого «оборотного налога».

В течение всего периода существования данного налога налогоплательщики, налоговые органы и арбитражные суды были вынуждены искать выходы из самых запутанных ситуаций.

В связи с этим отмена налога на пользователей автомобильных дорог с 1 января 2003 года не только станет очередным шагом в осуществлении налоговой реформы, но и (хотя бы в некоторой степени) облегчит жизнь участникам налоговых правоотношений.

На завершающем этапе существования налога на пользователей автомобильных дорог налогоплательщикам следует проявить максимальную осмотрительность.

В частности, формируя налоговую базу по итогам 2002 года, необходимо четко определить размер дебиторской задолженности за товары (работы, услуги).

При этом следует учитывать, что принципиальным условием включения стоимости реализуемых товаров в налоговую базу 2002 года является не их отгрузка сама по себе, а переход права собственности на эти товары к покупателям до 1 января 2003 года.

С учетом наличия у налогоплательщиков права устанавливать в договоре особый момент передачи права собственности на товары, данное обстоятельство оставляет некоторые возможности для оптимизации налогообложения.

Что касается самого болезненного вопроса — сроков уплаты налога на пользователей автомобильных дорог за 2001 год, то, учитывая сложившуюся практику работы налоговых органов, налогоплательщикам едва ли следует рассчитывать на возврат уплаченных сумм без вмешательства арбитражного суда.

В связи с этим наиболее прагматичным для налогоплательщиков представляется не попытка изъять из бюджета ранее уплаченные суммы, а защита себя от требований уплатить пени по налогу на пользователей автомобильных дорог в период отсутствия законодательно установленных сроков уплаты налога.

buh.ru

Еще по теме:

  • Екатерина акатова юрист отзывы Лишение родительских прав - частный юрист Екатерина Акатова - Москва и Московская область Частый юрист Акатова Екатерина занимается разрешением семейных споров, но в первую очередь специализируется на юридической помощи при следующих конфликтных […]
  • Приказ министерства образования и науки российской федерации 1324 Приказ Министерства образования и науки РФ от 15 февраля 2017 г. № 136 “О внесении изменений в показатели деятельности образовательной организации, подлежащей самообследованию, утвержденные приказом Министерства образования и науки Российской […]
  • Сайт кассационная жалоба Кассационная жалоба на апелляционное определение Кассационная жалоба на апелляционное определение по гражданскому делу предназначена для обжалования решений судов первой и второй инстанций и для восстановления нарушенных прав гражданина, чего не […]
  • Ук рф ст 201 ч2 Статья 201. Злоупотребление полномочиями 1. Использование лицом, выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, своих полномочий вопреки законным интересам этой организации и в целях извлечения выгод и преимуществ для себя […]
  • Суды в камышине Суды в камышине Камышинский городской суд Волгоградской области Наименование судебного района, на территорию которого распространяется юрисдикция суда Камышинский городской округ и Камышинский муниципальный район Волгоградской области 403882 […]
  • Приказ 286 минтранса Приказ Минтранса России от 05.10.2016 N 286 "О признании не подлежащими применению актов Федерального агентства по обустройству государственной границы Российской Федерации об утверждении Устава Федерального государственного учреждения "Дирекция по […]