Принципы, законы и категории диалектики

Устойчивое содержание диалектики (как идеалистической, так и материалистической) представляет система принципов, законов и категорий. Они раскрывают процесс развития применительно к духовному (идеальному) и физическому (материальному) бытию. Но более важным на практике является изучение характеристик материалистической диалектики. В ней анализируется не только развитие, но и диалектика познания, диалектика мышления, другие значимые аспекты развития духовного (идеального) бытия.

Кратко рассмотрим основные элементы материалистической диалектики.

1. Принципы диалектики. Принцип в теории – основное, исходное положение какого-либо учения, конкретной науки, а также убежденность исследователя в чем-либо, норма или правило его мышления и социальной активности. Принцип в философии – основание, из которого надо исходить и которым необходимо руководствоваться в познании и практической деятельности.

Принципы диалектикивсеобщие научные положения о поступательных изменениях взаимосвязанного в своих элементах бытия, которые имеют исходное значение для мыслительной и практической деятельности. Они сформулированы на основе категорий и законов диалектики, являются их обобщением. Выделяют два основных принципа диалектики:

• принцип всеобщей связи;

Существуют и другие принципы диалектики: принципы детерминизма, противоречивости, количественно-качественного развития бытия, преемственности, необходимости и др. Они формулируются на основе конкретных диалектических законов, в процессе познания существенных сторон и признаков, происходящих изменений в бытии, в ходе конкретизации характеристики связей бытия.

Принцип связи – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие связей бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все взаимосвязано».

Связь – философская категория, которая отражает все формы, типы и виды соотношения, взаимообусловленности, взаимозависимости, взаимовлияния и взаимодействия предметов и явлений материального мира, чувственных и логических образов сознания.

Связи бытия объединяются в группы (классифицируются) но многим основаниям. Общая классификация связей представлена видами и характером связей.

Виды связей бытия включают:

• связи видов движения (социальные, психические, биологические, химические, физические и др.);

• связи форм бытия (пространственные, временные, структурные, функциональные, причинные и др.).

Характер связей бытия представлен связями, определяющими закон (закономерность) и связями, не определяющими закон (ситуативными связями). К связям, определяющим закон, относятся: внутренние, существенные, необходимые, устойчивые, повторяющиеся и др. К не определяющим закон – внешние, несущественные, случайные, неустойчивые, разовые и др.

Связи бытия характеризуют также положение покоя и движения, статики и динамики, структуры и развития. Объяснение диалектических связей дает возможность определить закономерную связь, закон.

Закон в философии – внутренняя, существенная, необходимая, устойчивая и повторяющаяся связь бытия, конкретного его вида или формы.

Человек, познавший какие-либо законы, может управлять их действием, создавать или исключать условия их проявления. Особенно важно изучать законы общественного развития и совершенствования человека. Классификация законов также многообразна. Они бывают всеобщими, общими и специальными. Существуют законы бытия природы, общества и человека, а также законы мышления, функционирования сознания, мировоззрения, всего духовного мира человека. Известны законы структуры, функционирования и развития. Выделяются законы динамические и статистические. Особое место в классификации законов занимают законы диалектики, которые характеризуют динамику развития объектов бытия.

Принцип развития – это всеобщее положение (требование, рекомендация, императив), которое выражает (охватывает) все многообразие бытия и сформулировано в суждении: «в бытии (мире) все развивается».

Развитие – философская категория, отражающая такое движение (изменение) бытия от прошлого и настоящего к будущему, которое имеет определенную направленность, необратимость, механизм возникновения нового. Оно приводит к изменению качества, к превращению объекта в иное состояние или иной объект.

Принцип развития характеризует поступательное и необходимое изменение бытия, возникновение нового и отмирание старого через переход от менее к более совершенному. Развитию присуще наличие источников, движущих сил (детерминант) и механизма, преемственность, направленность и другие признаки. Они конкретизируются в законах и категориях диалектики. Применительно к человеку и обществу развитие оценивается как прогрессивное и регрессивное. Важным всегда является выяснение закономерного характера развития, чтобы человек имел возможность управлять им. Например, можно участвовать в войне, полагаясь на ее и свою стихии. Но для человека важнее и полезнее знать законы войны, чтобы использовать их для своего целесообразного участия в ней, для достижения победы.

2. Законы диалектики. Важным структурным элементом диалектики являются законы. Они условно делятся на две группы: основные и неосновные. Основные законы раскрываются с помощью нескольких категорий диалектики. Неосновные законы выражены, как правило, парными категориями диалектики, например: причина и следствие (закон причинно-следственной зависимости), необходимость и случайность (закон взаимоперехода необходимого и случайного), сущность и явление, возможность и действительность и др.

К основным законам диалектики относятся:

• закон единства и борьбы противоположностей;

• закон взаимного перехода количественных и качественных изменений;

• закон отрицания отрицания.

Закон единства и борьбы противоположностей (или закон противоречивости) выражает устойчивые, существенные, необходимые внутренние и повторяющиеся связи, состоящие в зарождении источника развития, возникновении, обострении и разрешении противоречий через борьбу противоположностей. Закон раскрывает источники и движущие силы всякого развития. Смысл закона состоит в том, что в объектах бытия всегда имеются взаимовлияю- щие признаки и элементы, которые могут изменяться как в сторону взаимодополнения и объединения, так и в сторону взаимоотрицания друг друга и разъединения. Потенциальное или реальное их существование и соотношение без нарушения целостности объекта, взаимодействие с нарушением целостности, а также противодействие сторон, ведущее к разрушению объекта и замене его другим объектом, характеризуют основные состояния объекта в процессе его развития.

«Победа» одной из взаимодействующих или противодействующих сторон означает качественное развитие объекта. Так, в процессе столкновения в научном познании нескольких противоборствующих научных концепций образуется новое знание, носящее синтетический, взаимодонолнительный характер.

Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации механизма всякого развития на основе взаимодействия количественных и качественных показателей объекта в пределах меры или ее нарушения. Динамика действия закона состоит в том, что от состояний уравновешенности количественных и качественных параметров объект в результате изменений приобретает новое соотношение количества и качества, которое нарушает меру или со стороны количества, или со стороны качества.

Преимущественные изменения эволюционного характера происходят в количественных показателях объекта. На определенном этапе количественные изменения начинают все более не соответствовать существующему качеству. Изменившиеся количественные данные начинают нарушать меру соответствия качеству. Происходит скачок (быстрый переход) объекта к новому качеству и новой мере соотношения количества и качества или возникает иной объект.

Взаимные переходы количества и качества раскрывают сложную и изменчивую динамику внутреннего развития объекта, когда он сохраняет свою сущность и совершенствуется или так существенно видоизменяется, что переходит в другой объект. Например, в течение нескольких лет обучения в вузе студент накапливает большое количество знаний, которое к концу его пребывания в университете должно перерасти в новое качество, – он должен стать профессионалом в избранной им специальности. Накопление знаний сверх определенной величины представляет собой нарушение меры соотношения количества (знаний) и качества (профессионализма). Студент приобрел качества специалиста, хотя по другим, в том числе и качественным признакам, он сохранил свою целостность и определенность.

Закон отрицания отрицания (или диалектического синтеза: «тезис – антитезис – синтез») выражает устойчивые внутренние, существенные, необходимые и повторяющиеся связи, состоящие в реализации преемственности и направленности всякого развития через необратимую смену старого новым. Согласно данному закону развитие от старого к новому осуществляется через скачки в количественно- качественных изменениях, через возникновение и разрешение противоречий, через частичный переход старого в новое. Закономерность диалектического отрицания (отрицания отрицания) состоит в том, что осуществляется преемственная связь между старым и новым, сохраняется ранее достигнутое, но уже в новом качественном состоянии объекта.

Преемственность отрицания старого новым состоит также и в том, что в новом сохраняются как положительные, так и отрицательные процессы и признаки старого. Если в природном бытии такая тенденция не всегда имеет место из-за отсутствия «оценивающего» субъекта, то в общественной и индивидуальной жизни людей негативная преемственность выражена весьма последовательно. Например, агрессивность, вооруженное насилие, наркомания, пьянство, грубость и хамство, преступность имеют, к сожалению, свои «традиции» и «преемственность». Подобное можно сказать и о многих других проявлениях негативной преемственности. Попытки людей преодолеть массовые и опасные негативные тенденции развития пока не дают положительных результатов. Сложившуюся ситуацию можно объяснить по-разному. Но важным, наверное, остается то, что их глубинные закономерные основы пока остаются непознанными, а многие конкретные группы людей не заинтересованы в их преодолении.

Образное развитие представляет собой сложную и многообразную расширяющуюся «спираль» с бесконечным числом различных витков и состояний. Развивающийся объект, двигаясь вперед и обогащаясь результатами развития, может как бы останавливаться на месте, возвращаться назад или утрачивать достигнутое.

3. Категории диалектикиосновные понятия, раскрывающие сущностные, главные признаки и процессы развития бытия. Это также исходные формы логического мышления, когда его объектом выступает развитие.

При изучении диалектики специально рассматриваются так называемые парные категории. Они соотносительные, характеризуют развитие с иных сторон, чем основные законы развития. Парные категории образуют группу неосновных законов диалектики.

Категории диалектики классифицируются по разным основаниям. В зависимости от отражения процессов развития в видах бытия можно выделить категории, характеризующие развитие материального и идеального (духовного) бытия. Выделяются группы категорий, характеризующих особенности развития природы, человека и общества. Категории диалектики дифференцируются в зависимости от того, отражают ли они развитие объективного мира, процесса познания человека, его мышление или практическую деятельность людей с позиций прогресса или регресса.

В самом учении о развитии категории группируются в зависимости от того, что они раскрывают в проявлении принципов, основных и неосновных законов. Категории, характеризующие принципы и основные законы диалектики, нами уже рассмотрены. Необходимо пояснить соотносительные категории. К таким категориям относятся: причина и следствие, необходимость и случайность, возможность и действительность, свобода и необходимость, сущность и явление, содержание и форма, общее, особенное и единичное (целое и часть) и др.

Можно отметить, что значительная часть соотносительных категорий характеризуют детерминацию связей и развития бытия. Это относится прежде всего к категориям «причина и следствие», «необходимость и случайность», «возможность и действительность», «сущность и явление». Соотносительные категории отражают также самоорганизацию и системность бытия через связи структуры, существования и развития.

Все категории диалектики приобретают специфику в зависимости от того, какие виды и формы бытия они отражают. Если категории, объясняющие связи и развитие материального мира, имеют, например, объективное содержание и субъективную форму выражения, то категории, объясняющие идеальное объективное бытие, субъективны и по содержанию, и по форме. Такие понятия, как «бог», «ангел», «мировой разум», «абсолютная идея», «мировой дух», экспериментально-практически не обосновываются и не опровергаются. Они аргументируются логическими средствами или принимаются (не принимаются) без доказательств на основе мировоззренческого выбора и в логической характеристике имеют «нулевой объем», так как в материальной действительности не существует тех объектов, которых они отражают. Содержание и внешние образы «нулевых понятий» субъективно формируются людьми.

К объектам субъективного и объективного идеального чаще применяется категория «связь», чем категория «развитие». Бог, например, в большинстве конфессий признается идеальным (нематериальным), неразвивающимся и непознаваемым абсолютом, но обладающим созидательной способностью. Неразвивающимися считаются также абсолютное добро, абсолютная красота, религиозный рай или ад, домовой, леший и другие явления, существование которых кто-то признает. Вместе с тем, давая объяснение абсолютной идее

Г. Гегеля или содержанию нашего сознания, мы подчеркиваем наличие в них не только связей, но и связей развития. Но если развитие чувственных и мыслительных образов в сознании человека можно подтвердить практикой, проверкой знаний и т.п., то обосновать развитие абсолютной идеи, как это делал и сам Г. Гегель, можно только логически.

Соотносительные категории диалектики используются в первую очередь для объяснения материальных процессов и явлений. Так, углубленное осмысление изменений и развития внешних и внутренних связей войны помогает раскрыть ее сущность и явление (обнаружение, объективацию), содержание и форму. Практическое взаимодействие людей с множеством сходных и различных объектов послужило основой выработки понятий единичного, особенного и общего, а также части и целого. Категории необходимости и случайности позволяют разграничивать закономерное и ситуативное, разовое (единичное) и общее (типическое). Массовое проявление однородных случайностей позволяет обнаружить закономерное, необходимое.

Все категории диалектики, как и отражаемые ими виды и формы бытия, взаимосвязаны. В процессе познания человеком окружающего мира и самого себя, в ходе предпринимаемых преобразований материальной действительности они функционируют единым комплексом, выступают инструментом познания и регуляции практической деятельности людей. Категории диалектики – это эффективное средство познания практики, развития логического мышления, методологическая основа профессиональной деятельности.

Таким образом, диалектика, представляющая единство принципов, законов и категорий играет важную мировоззренческую, методологическую, познавательную и ценностно-ориснтирующую роль для человека и общества.

studme.org

Философские законы мира

12 важных законов вселенной

У этого мира есть свои моральные законы, которые работают несмотря на то, знаешь ты о них или нет. 12 важных правил, о которых должен знать каждый человек, чтобы быть успешным, эффективным и счастливым : ) Итак, вот они:

1. Тебе надо – ты и делай

Какой смысл делать что-либо, что не приносит ни малейшей пользы для тебя самого? Результатом нашей деятельности должна быть хотя бы благодарность или чувство собственного достоинства. Энергия – это всегда награда нам за что-то. Если другие сгружают на нас свои заботы, мы никогда не получим от выполнения их работы должного удовольствия и, соответственно, воодушевления на новую работу.

2. Не просят – не лезь

Часто мы, руководствуясь благими намерениями, пытаемся повлиять на выбор других людей, на их мышление и действия. Как и следует ожидать, чаще всего в ответ мы не получаем никакой благодарности, а как раз осуждение. Невозможно научиться на чужих ошибках, каждый проходит свой собственный путь.

3. Не обещай. Обещал – выполни

Разве становимся ли мы свободней и богаче, если раздаем обещания? А если не выполняем обещания, разве это снижает репутацию только в чьих-то глазах? Но и наших собственных?

4. В просьбе не отказывай

Когда нас просят, то это подразумевает благодарность за выполнение некой услуги. Эта благодарность помогает почувствовать собственную ценность, что служит для нас внутренним источником энергии самоуважения (только не путайте с ПРИХОТЬЮ – это из другой оперы).

5. Не передавай информацию, пока не сделал её своей

Будьте осторожны, когда раскрываете другим свои цели и замыслы. Их порой нелепые замечания или приземленный рассудок может обрезать вам крылья, и цели утратят былую значимость.

Не стоит советовать другим то, что ещё не опробовали на себе. Если ваше слово всегда будет основано на вашем опыте, люди это будут ценить.

6. Не западай

Очевидно, что когда мы привязываемся к чему-то одному, мы тормозим свое развитие. Если мы топчемся на одном месте, то не получаем новой энергии.

7. Цель должна служить маяком

Цель — это не во что врезаются, цель — это направление деятельности. Если вы будете видеть в целях некий конечный пункт, то по их достижении можете испытать опустошенность. Самые лучшие цели – цели бесконечные, к примеру, цель саморазвития.

8. Живи настоящим (счастливым), а не прошлым или будущим

Энергию, дарованную сегодня, нужно направить на день сегодняшний. Лучшее, что мы можем сделать с прошлым и будущим, всегда можно сделать только сейчас.

9. Не осуждай, не критикуй

Привычка критиковать – признак собственной заниженной самооценки. Критикуя других, мы вызываем у них негативную обратную реакцию.

10. У природы нет плохой погоды

Если научиться видеть в неудачных попытках еще один проверенный неподходящий вариант, но не последний возможный, а в сложных обстоятельствах – среду для личного развития, то мы не будем попросту растрачивать энергию на оплакивание, а будем двигаться вперед.

11. Не мешай

Говорите тогда, когда вас готовы слушать. Не навязывайте себя людям. В таком случае вы всегда получите для себя нулевой положительный результат, а также понапрасну растратите энергию.

12. Всегда и везде спрашивай разрешение

Проявляйте уважение к чужой собственности, интеллектуальной и физической. В противном случае готовьтесь к расходу энергии на оправдания.

happyphilosophy.ru

Основные философские законы развития бытия

Говоря в целом об основных философских законах развития бытия, следует подчеркнуть их универсальность и всеобщность.

Универсальность всеобщих законов диалектики выражается не в их «вездесущности», а в отражении объективной неизбежности закономерного взаимодействия всех мировых явлений.

Всеобщность философских законов заключается не в их «приложимости» ко всему и вся как «некий» внешний придаток, а в том, что они детерминируют основные и всеобщие тенденции самовоспроизводства и саморазвития мира.

Будучи предельно общими, они регулируют отношения между универсальными и всеобщими сторонами и свойствами вещей и явлений мироздания.

Такие всеобщие стороны и свойства действительности отражаются с помощью именно философских законов и категорий.

Остановимся на характеристике трех основных законов диалектики .

а) Закон взаимного перехода количественных изменений в качественные.

В свое время философы античности обратили особое внимание на то, что даже незначительные, незаметные изменения в природе, постоянно накапливаясь, приводят к весьма заметным в ней, порой значительным изменениям. Например, самые простые примеры: убывание числа песчинок в куче песка под воздействием самых элементарных внешних факторов приводят рано или поздно к исчезновению кучи песка, или, скажем, с возрастом, происходит убывание волос на голове человека, что ведет к его облысению. Причем, надо подчеркнуть тот факт, что границы перехода из одного состояния в другое в одних случаях бывают неуловимыми, а в других случаях достаточно заметными. Это обнаруживается и проявляется в жизни каждого человека, когда» незаметно» подкрадывается старость, спортивное мастерство и профессиональная зрелость, образованность, и т.д.

Гегель, как представитель классической немецкой философии, узрел в такого рода изменениях всеобщую закономерность, получившую название закона взаимного перехода количественных изменений в качественные. Но в диалектико-материалистической философии он обрел иное, нежели у Гегеля, содержание.

Окружающий нас мир весьма многообразен. Он предстает перед человеком как огромное множество предметов, характеризующихся определенным набором свойств или признаков и выступающих как данные, строго определенные, а не какие – либо другие предметы.

Качество – это философская категория, в которой отражается определенность предмета (явления, процесса), представляющая собой единство его важнейших и существенных свойств или признаков и характеризующая принадлежность его к классу однотипных с ним предметов, утратив которую предмет перестает быть тем, что он есть.

Другими слова, категория «качество» выражает устойчивость вещей и явлений. Немецкий философ Гегель так определил это понятие: «качество есть вообще тождественная с бытием непосредственная определенность. Нечто есть благодаря своему качеству то, что есть и, теряя свое качество, оно перестает быть тем, что оно есть».

В конечном счете, в категории качества отражается признание границ бытия. Поэтому недопустимо философское понятие качества отождествлять с обыденными представлениями о качестве вещи в ее сугубо утилитарной ценности или полезности.

Сопоставим категорию «качество» с категорией «свойство», в котором отражается проявление тех или иных черт, сторон предмета в отношениях с другими предметами. В категории «свойство» предмет отражается лишь с какой – либо одной стороны, а в категории «качество» предмет отражается в целом. Как заметил Гегель: «Будучи качеством, вещь есть (т.е. обладает статусом бытия – А.А), и свойствами она обладает ».

Для того, чтобы определить качественную характеристику предмета, необходимо ввести и определить категорию «количество».

Итак, количество есть философская категория, в которой обнаруживается объективная степень различия предметов и явлений по однородным свойствам, или признакам, характеризующая их со стороны пространственных размеров (величина, объем), интенсивности развития тех или иных сторон, темпов протекания процессов.

Количественная определенность предметов находится сравнением свойств предметов с однородными свойствами других предметов, принятых за эталон, и выражается числом.

В ходе сравнения мы приходим к выводу, что качество – это тождественная с вещью определенность; это сама вещь, взятая в ее отличии от вещей другого рода, вида и т.д.

Количество же – это нетождественная с вещью определенность, как бы безразличная для нее, но лишь в известных пределах. За этими пределами количественные изменения приводят к изменению вещи, т.е. ее качества, что находит отражение в категории «мера»

Мера – это философская категория, в которой отражаются рамки или границы, в пределах которых количественные изменения не вызывают коренных качественных преобразований, т.е. имеет место сохранение качественной определенности предмета.

По сути, мера как бы указывает нам пределы возможных количественных изменений в рамках данного качества, границы изменений количественной определенности вещи, в которых она остается без изменений.

Например, растительный и животный мир сохраняют свою жизнеспособность в определенных границах температуры. Все мы знаем диапазон колебаний температуры тела, при котором возможно нормальное самочувствие и сама человеческая жизнь.

Сталь и чугун различаются различным содержанием углерода. Если углерода больше, то увеличивается твердость и хрупкость, но вещество остается сталью. Мера стали от 0,1% углерода до 2%. При содержании углерода свыше 2% сталь превращается в чугун. Мера чугуна от 2% до 6% углерода.

Человек разумный обладает чувством меры во всем: в одежде, поведении, прическе, привычках, вкусах и др. Нарушение меры приводит к тому, что простое легкомыслие переходит в проступок, проступок – в преступление, права – в несправедливость, добродетель в — порок.

Категория меры выражает тот факт, что то или иное качество может сочетаться не со всякими количественными характеристиками, а лишь с определенными, лежащими в границах меры. За этими границами или пределами количественные изменения приводят к качественным изменениям путем скачка.

Скачок – это форма перехода количественных изменений в качественные, в результате которого осуществляется прерыв в непрерывности развития и тем самым как бы «нарушается» мера.

В качестве примера скачков здесь можно привести огромное множество, но назовем некоторые из них. Это – образование Солнечной системы, возникновение жизни на земле, смена общественно – экономических формаций, изменение агрегатных состояний веществ и т.д. Скачки бывают двух типов: постепенные и мгновенные (в виде «взрыва»).

Постепенные скачки могут длиться миллионы лет – от газопылевого состояния к твердому веществу, тысячелетия — становление классового общества; мгновенные – это ядерная реакция, расщепление атома. Их формы зависят от формы движения материи, от самого качества явления и от условий, в которых происходит процесс развития.

Сущность закона : всем предметам и явлениям окружающего мира присуще количественные и качественные характеристики. В процессе их развития незаметные количественные изменения, совершающиеся в предмете постепенно накапливаясь, нарушают границы меры, что ведет, в конечном счете, к коренным качественным изменениям, происходящим в форме скачков. В результате возникает новое качество, которое влечет за собой новые количественные характеристики предмета. Этот закон отвечает на вопрос: как происходит развитие в мире? И тем самым как бы раскрывает механизм развития, механизм формообразования количественных и качественных параметров мира.

Методологическое значение закона взаимного перехода количественных и качественных изменений состоит в том, в любом предмете как целостности всегда существуют как количественные характеристики, так и качественные, указывающие на его сущностную природу. В ходе его изменения, до определенного состояния, в нем сохраняется незыблемость и устойчивость, отражающаяся в понятии мерности бытия. Нарушение меры путем скачка всегда сопровождается количественными и качественными изменениями, что ведет к прерыву в постепенности развития везде, а значит- появляется новое качество, идущее на смену старому, отжившему.

б) Закон единства и борьбы противоположностей

Этот закон раскрывает сущностную сторону процесса развития – его источник, в качестве которого выступает противоречие.

Одной из главных, если не главной, особенностью философии, тем более диалектической, является рассмотрение предметов, явлений, процессов в единстве их противоположных сторон, тенденций. Поэтому, раздвоение единого и познание его противоречивых состояний характеризуется в философии как ядро диалектики.

По сути дела, речь идет о противоречии, без осмысления которого нельзя понять развитие как таковое. Известно, что Гегель считал противоречие в качестве источника развития. Его высказывания о том, «противоречие — …на самом деле движет миром», «нечто жизненно, если оно содержит в себе противоречие» имеют глубокий философский смысл.

Он с критикой выступил против метафизических утверждений, согласно которым противоречие в самих предметах невозможно, ибо оно свойственно лишь неправильным рассуждениям. Кстати, в формальной логике и по сей день имеет место закон о так называемой защите противоречий в мыслях. Если же оно (противоречие) появляется, то это означало наличие в рассуждениях ошибок. Гегель, всегда выступал против анормального понимания противоречия, ибо оно всегда является отражением взаимосвязи, взаимообусловленности противоположных сторон предмета, принципом всякого «самодвижения».

Философское понимание мира предполагает, что сама объективная реальность, бытие как таковое всегда носили и носят диалектически – противоречивый характер. Но сама противоречивость не является эмпирически – наглядной, а, наоборот, она скрыта и появляется в ходе развития мира или его отдельных предметов.

Согласно закону взаимного перехода количественных изменений в качественные, процесс развития включает в себя противоречивость устойчивости (как способности предмета в некоторых интервалах времени сохранять свою качественную определенность) и изменчивости, благодаря чему в мире всегда возникают новые качественные состояния. Устойчивость и изменчивость предполагают друг друга, они как бы нераздельны. Если абсолютируется одна из сторон этого единства, то происходит адекватное искажение картины мира.

Как уже было сказано выше, противоречие в своем возникновении, становлении и разрешении проходит ряд естественно – необходимых этапов, которые отражаются в таких категориях как тождество, различие, противоположности и противоречие. А затем наступает 2-й этап – разрешение противоречия или его «снятие».

Диалектика устойчивости и изменчивости отражается в категориях тождества и различия. Пока предмет остается тем же самым предметом, он сохраняет свою устойчивость или тождественность самому себе. Но понятие изменения предполагает относительно устойчивый предмет, имеющий в разное время, кроме сохраняющихся, и отличающиеся между собой характеристики.

В природе и обществе не существует предметов, не подверженных изменениям, остающихся тождественными самим себе на вечные времена. Все предметы и явления взаимодействуют между собой, что вызывает «нарушение» тождества. Поэтому абстрактного тождества нет, а есть только тождество конкретное, диалектически понимаемое и включающее в себя различие .

Каждое растение, животное, человек в каждое мгновение в своей жизни и тождественны самим себе, и в тоже время в следующее мгновение отличаются от самих себя, становятся нетождественными, отличными от прежнего состояния.

Если мы возьмем в целом жизнь человека, то увидим основные фазы изменений человеческого состояния: эмбрионная или, точнее, эмбриональная жизнь, детство, половая зрелость, процесс размножения, старость, смерть.

Другими словами, речь идет об относительном характере устойчивости и тождественности. Устойчивость и изменчивость, тождество и различие – это диалектически связные противоположные характеристики любого изменяющегося предмета или явления.

Философия, обобщив как повседневные жизненные наблюдения человека, так и опытные научные данные, полученные в различных науках и в общественно – исторической практике, пришла к выводу, что всем, без исключения, предметам присущ полярный характер, т.е. в любом явлении имеют место противоположности.

В математике – плюс и минус, возведение в степень и извлечение корня, дифференцирование и интегрирование, в механике – притяжение и отталкивание, действие и противодействие; в физике положительный и отрицательный заряды; в химии – анализ и синтез химических элементов, ассоциация и диссоциация; в биологии – ассимиляция и диссимиляция, наследственность и изменчивость, здоровье – болезнь, жизнь – смерть и т.д.

Короче говоря, сами науки открыли в своих предметах противоположные тенденции их бытия, что, в конечном счете, в XIX в. привело философов к диалектико–материалистическому пониманию мира.

Если противоположности – это противостоящие стороны в предмете или явлении, то диалектические противоположности – это те, которые выражая целостность изменяющегося предмета или явления, вместе с тем, одновременно взаимоисключают и взаимопредполагают друг друга т.е. это взаимодействие носит диалектически подвижный характер, противоположности как бы переходят друг в друга.

С одной стороны , имеет место единство противоположностей, которое выполняет функцию сохранения единства, тождественности, самости вещей, предметов, а с другой – будучи диалектическими противоположностями, они в предмете, вещи стремятся разорвать, изменить это состояние или единство. И тогда начинается так называемая «борьба» противоположностей, которая, в конечном счете, рано или поздно, ведет к появлению противоречия и изменению сущности самого предмета.

Как результат – возникает диалектическое противоречие путем раздвоения единого на взаимоисключающие противоположности в ходе «борьбы» и столкновения противоположных тенденций в рамках или границах развивающегося целого и последний этап – снятие противоречий и возникновение нового качества, новой сущности предмета.

В чем же суть закона единства и борьбы противоположностей? Всем предметам и явлениям мира присущи внутренние и внешние противоречия, фиксирующие противоположные стороны и тенденции, находящиеся в состоянии взаимосвязи и взаимоисключения, единства и борьбы: борьба противоположностей ведет к появлению источника развития, т.е противоречия, что влечет за собой нарастание противоречия и его дальнейшее разрешение, т.е. исчезновение старого и возникновение нового.

Методологическое значение этого закона состоит в том, что мир представляет собой диалектически сложное образование, в котором, с одной стороны, всегда имеется относительно – устойчивое, временное единство противоположностей, а с другой – их взаимодействие, которое в результате «борьбы», ведет к «нарушению» этого единства и появлению противоречия в развивающемся предмете в качестве источника развития. Происходит разрешение противоречия, а значит – и смены старых состояний, их обновление.

в) Закон отрицания отрицания раскрывает такую важнейшую сторону процесса развития, как его направление и приемственность, отвечает на вопрос: в каком направлении осуществляется процесс развития?

Обращаясь к осмыслению любого процесса изменения и развития того или иного предмета или явления, мы увидим в нем смену определенных фаз, периодов или этапов этого процесса. Процесс развития, как впрочем и процесс изменения в мире, происходит путем отрицания всех устаревших форм.

Диалектическое отрицание обусловлено внутренними противоречивыми состояниями предмета, выступает как своеобразная форма их разрешения, и поэтому, в конечном счете, предстает в качестве самоотрицания .

Метафизически понимаемое отрицание предполагает уничтожение сущности данного предмета или явления, разрыв предыдущего и последующего этапов развития, абсолютный «разрыв» в непрерывности развития явлений.

Диалектически понимаемое отрицание предполагает не разрыв, а систему связей между прошлым, настоящим и будущим в существовании данной сущности.

По сути дела это есть триединый процесс («триада»):

1) уничтожение, разрушение старого, отжившего в явлении (так называемая деструкция)

2) сохранение в старом всего позитивного, обеспечивающего связь прошлого с настоящим;

3) формирование, создание принципиального нового в качественном отношении.

В философии различают абстрактное и конкретное отрицание. В первом случае оно носит сугубо нигилистический характер, во втором случае – позитивный, как такое отрицание или уничтожение отживших элементов, но с сохранением жизнеспособности активных элементов в составе данной сущности. Основной смысл, сущность и содержание диалектического отрицания характеризуется таким философским термином как «снятие».

« Снятие » ( aufgebung ) в немецком языке имеет двоякое толкование – «сберечь, сохранить» и «прекратить, положить конец существующему».

По Гегелю, в этом понятии «снятие» утверждается преемственность в развитии, без которого его бытие просто невозможно.

Гегелевская триада означает, что процесс развития осуществляется по такой схеме:

а) утверждение или полагание (тезис);

б) отрицание этого утверждения (анти – тезис);

в) отрицание отрицания (синтез). В синтезе как бы в «снятом» виде находится и тезис, и анти – тезис.

В конечном счете, отрицание отрицания представляет собой процесс возвращения, в ходе развития к исходному состоянию, но это не простое, не механическое вожзвращение, а спиралевидное, т.е. такое, в котором обнаруживается нечто новое, что было достигнуто на второй ступени развития (анти – тезис), что отсутствовало на исходной стадии развития (тезис).

Отрицание отрицания — это процесс возврата «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе, т.е. процесс опять воспроизводится вновь и вновь. Гегель развитие понимал как процесс прогрессивного, поступательного изменения, как движение вперед от простого к сложному, от неразвитого к развитому, от несовершенного к более совершенным формам…

Безусловно, картина, представленная Гегелем, несет в себе величественный и диалектически философский характер. В реальной же жизни мы обнаруживаем более сложные проявления этого и других философских законов.

Если анализировать историю других стран или нашей страны, то мы обнаруживаем в ней различного рода «голые», «зряшные отрицания», которые приносили, да и сегодня приносят большие потери для народа нашей страны, фактически отбрасывая общество назад. Другими словами, общественная жизнь далека от идиллической картины теории. Гегель, представив процесс развития как поступательный, прогрессивно направленный, был далек от его упрощенного толкования.

Ведь прогресс (от лат. progressus – движение вперед, успех) – это такой тип развития, который характеризуется переходом от низшего к высшему, от простого к сложному, от менее совершенных к более совершенным формам и образованиям. Он, как диалектически мыслящий философ, понимал, что в развитии мира прогресс – лишь одно из существующих направлений или один из вариантов развития наряду с регрессивным состояниями (от лат. regressus – обратное движение вспять, назад).

Но, тем не менее, проявление «отрицания отрицания» в природе, обществе, в мышлении — это спиралевидное образование, сочетающие в себе цикличность, относительную повторяемость и поступательность.

В биологических системах прогресс означает то, что повышает степень целостности системы, ее приспособляемость к внешней среде, функциональную эффективность.

В социальных системах прогресс означает то, что способствует гармоническому единству интересов общества и отдельного человека.

Итак, диалектическая философия отвергает абсолютизацию момента разрушения в отношении к предыдущим этапам развития. При абсолютном отрицании невозможно прогрессивное развитие любой системы.

Суть закона отрицания отрицания : процесс развития осуществляется путем отрицания старого новым, низшего высшим. Новое, отрицая старое, сохраняет его положительные черты, способность его к дальнейшему прогрессу. Вместе с тем, развитие происходит по спирали, с возвратом «якобы» к старому, но на новой, более качественной основе. И таким образом, процесс развития носит поступательный характер.

Таким образом, методологическое значение рассматриваемого закона состоит в том, что он позволяет понять направленность в развитии природы, общества, мышления, ее исходные и последующие этапы, обеспечивающие процесс «снятия», разрешения противоречий в развитии мира в целом и каждого явления в частности.

studopedia.ru

Еще по теме:

  • Распечатать бланк договора купли продажи дома с земельным участком Договор купли продажи жилого дома с земельным участком Здесь вы можете посмотреть и скачать шаблон купли-продажи купли-продажи жилого дома с земельным участком за 2018 год в удобном для вас формате. Помните, что вы всегда можете получить нашу […]
  • Кадетская школа в москве с проживанием для девочек ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Кадетские школы Москвы Все Кадетские школы Москвы Кадетская школа - начальное военно-учебное […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Как увеличить пенсию чернобыльцу Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда. Особое внимание уделяется […]
  • Рациональный потребитель защита прав потребителей Рациональный потребитель Рациональный потребитель — это такой потребитель товаров и услуг, который стремиться к достижению как можно большей общей полезности от потребления товаров и услуг. Другими словами, рациональный потребитель в рамках своего […]
  • По истечении какого срока снимается судимость По истечении какого срока возможно досрочное снятие судимости? По истичению какого срока снимается судимость после освобождения по статье 161 ч. 2. Пункт а. г. Ответы юристов (3) Добрый вечер, уважаемый Алексей! В соответствии со ст. 86 УК […]