Оглавление:

Статья 78. Крупная сделка

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 7 августа 2001 г. N 120-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона изложена в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2002 г.

Статья 78. Крупная сделка

См. Энциклопедии и другие комментарии к статье 78 настоящего Федерального закона

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ пункт 1 статьи 78 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

1. Крупной сделкой считается сделка (несколько взаимосвязанных сделок), выходящая за пределы обычной хозяйственной деятельности и при этом:

1) связанная с приобретением, отчуждением или возможностью отчуждения обществом прямо либо косвенно имущества (в том числе заем, кредит, залог, поручительство, приобретение такого количества акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которое повлечет возникновение у общества обязанности направить обязательное предложение в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона), цена или балансовая стоимость которого составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату;

2) предусматривающая обязанность общества передать имущество во временное владение и (или) пользование либо предоставить третьему лицу право использования результата интеллектуальной деятельности или средства индивидуализации на условиях лицензии, если их балансовая стоимость составляет 25 и более процентов балансовой стоимости активов общества, определенной по данным его бухгалтерской (финансовой) отчетности на последнюю отчетную дату.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 1.1, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

1.1. В случае отчуждения или возникновения возможности отчуждения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется наибольшая из двух величин — балансовая стоимость такого имущества либо цена его отчуждения. В случае приобретения имущества с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена приобретения такого имущества.

В случае передачи имущества общества во временное владение и (или) пользование с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется балансовая стоимость передаваемого во временное владение или пользование имущества.

В случае совершения обществом сделки или нескольких взаимосвязанных сделок по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, которые повлекут возникновение у общества обязанности по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона, с балансовой стоимостью активов общества сопоставляется цена всех акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции, которые могут быть приобретены обществом по таким сделкам в соответствии с главой XI.1 настоящего Федерального закона.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ пункт 2 статьи 78 настоящего Федерального закона изложен в новой редакции, вступающей в силу с 1 января 2017 г.

2. Для принятия общим собранием акционеров общества решения о согласии на совершение крупной сделки стоимость имущества или прав на результаты интеллектуальной деятельности, являющихся предметом крупной сделки, определяется советом директоров (наблюдательным советом) общества в соответствии со статьей 77 настоящего Федерального закона.

Совет директоров (наблюдательный совет) общества утверждает заключение о крупной сделке, в котором должны содержаться в том числе информация о предполагаемых последствиях для деятельности общества в результате совершения крупной сделки и оценка целесообразности совершения крупной сделки. Заключение о крупной сделке включается в информацию (материалы), предоставляемую акционерам при подготовке к проведению общего собрания акционеров общества, на котором рассматривается вопрос о согласии на совершение или о последующем одобрении крупной сделки.

При отсутствии совета директоров (наблюдательного совета) в обществе заключение о крупной сделке утверждается единоличным исполнительным органом общества.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 3, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

3. Положения настоящей главы не применяются:

1) к обществам, в которых 100 процентов голосующих акций принадлежит одному лицу, являющемуся одновременно единственным лицом, обладающим полномочиями единоличного исполнительного органа общества;

2) к сделкам, связанным с размещением либо оказанием услуг по размещению (публичному предложению) и (или) организации размещения (публичного предложения) акций общества и эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции общества (за исключением условий об определении и выплате вознаграждения лицу (лицам), оказывающему услуги, предусмотренные настоящим подпунктом);

3) к отношениям, возникающим при переходе прав на имущество в процессе реорганизации общества, в том числе по договорам о слиянии и договорам о присоединении;

4) к сделкам, совершение которых обязательно для общества в соответствии с федеральными законами и (или) иными правовыми актами Российской Федерации и расчеты по которым производятся по ценам, определенным в порядке, установленном Правительством Российской Федерации, или по ценам и тарифам, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, а также к публичным договорам, заключаемым обществом на условиях, не отличающихся от условий иных заключаемых обществом публичных договоров;

5) к сделкам по приобретению акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества, заключенным на условиях, предусмотренных обязательным предложением о приобретении акций или иных эмиссионных ценных бумаг, конвертируемых в акции публичного общества;

6) к сделкам, заключенным на тех же условиях, что и предварительный договор, если такой договор содержит все сведения, предусмотренные пунктом 4 статьи 79 настоящего Федерального закона, и получено согласие на его заключение в порядке, предусмотренном настоящей главой.

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 343-ФЗ статья 78 настоящего Федерального закона дополнена пунктом 4, вступающим в силу с 1 января 2017 г.

4. Для целей настоящего Федерального закона под сделками, не выходящими за пределы обычной хозяйственной деятельности, понимаются любые сделки, заключаемые при осуществлении деятельности соответствующим обществом либо иными организациями, осуществляющими аналогичные виды деятельности, независимо от того, совершались ли такие сделки данным обществом ранее, если такие сделки не приводят к прекращению деятельности общества или изменению ее вида либо существенному изменению ее масштабов.

base.garant.ru

Статья 78 УК РФ. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности

1. Лицо освобождается от уголовной ответственности, если со дня совершения преступления истекли следующие сроки:

а) два года после совершения преступления небольшой тяжести;

б) шесть лет после совершения преступления средней тяжести;

в) десять лет после совершения тяжкого преступления;

г) пятнадцать лет после совершения особо тяжкого преступления.

2. Сроки давности исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора суда в законную силу. В случае совершения лицом нового преступления сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно.

3. Течение сроков давности приостанавливается, если лицо, совершившее преступление, уклоняется от следствия или суда либо от уплаты судебного штрафа, назначенного в соответствии со статьей 76.2 настоящего Кодекса. В этом случае течение сроков давности возобновляется с момента задержания указанного лица или явки его с повинной.

4. Вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, наказуемое смертной казнью или пожизненным лишением свободы, решается судом. Если суд не сочтет возможным освободить указанное лицо от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности, то смертная казнь и пожизненное лишение свободы не применяются.

5. К лицам, совершившим преступления, предусмотренные статьями 205, 205.1, 205.3, 205.4, 205.5, частями третьей и четвертой статьи 206, частью четвертой статьи 211, статьями 353, 356, 357, 358, 361 настоящего Кодекса, а равно совершившим сопряженные с осуществлением террористической деятельности преступления, предусмотренные статьями 277, 278, 279 и 360 настоящего Кодекса, сроки давности не применяются.

Комментарии к ст. 78 УК РФ

1. Под давностью привлечения к уголовной ответственности понимается истечение установленных уголовным законом сроков после совершения преступления, в силу чего лицо, его совершившее, освобождается от уголовной ответственности.

2. Материально-правовым основанием применения института давности является нецелесообразность привлечения к уголовной ответственности ввиду значительного уменьшения общественной опасности преступления по истечении продолжительного времени после его совершения и значительного уменьшения опасности лица, не уклоняющегося от следствия и суда. Вопрос о привлечении к ответственности за преступление, совершенное в далеком прошлом, теряет свою актуальность, а само событие преступления теряется в памяти потерпевших, свидетелей и других лиц.

3. Для применения давности необходимо наличие двух условий:

1) истечение установленных законом сроков;

2) отсутствие обстоятельств, нарушающих течение давности.

4. Действующее законодательство, в отличие (от предыдущего УК), ставит продолжительность сроков давности в зависимость не от срока наказания, предусмотренного за совершенное преступление, а от категории этого преступления. В соответствии со ст. 78 лицо освобождается от уголовной ответственности, если истекли следующие сроки:

а) 2 года — после совершения преступления небольшой тяжести;

б) 6 лет — после совершения преступления средней тяжести;

в) 10 лет — после совершения тяжкого преступления;

г) 15 лет — после совершения особо тяжкого преступления.

Уголовный кодекс впервые сформулировал правила исчисления сроков давности, указав, что они исчисляются со дня совершения преступления и до момента вступления приговора в законную силу. Это значит, что никакие процессуальные действия по привлечению лица к уголовной ответственности не прекращают течения сроков давности. Если даже лицу был вынесен обвинительный приговор, но он не успел вступить в законную силу до истечения установленных законом давностных сроков, лицо освобождается от уголовной ответственности.

Срок давности исчисляется с 0 часов суток, следующих за днем совершения преступления, а заканчивается в 24 часа последних суток давностного срока. Например, срок давности привлечения к уголовной ответственности за преступление средней тяжести, совершенное 9 января 2008 г., заканчивается в 24 часа 9 января 2014 г.

До принятия действующего УК не был урегулирован вопрос об исчислении давности уголовного преследования за деяния, в которых наступление общественно опасных последствий по времени отделено от совершения противоправных действий (бездействия). В соответствии с ч. 2 ст. 9 УК «временем совершения преступления признается время совершения общественно опасного действия (бездействия) независимо от времени наступления последствий». Следовательно, именно с момента совершения предусмотренного уголовным законом действия (бездействия) следует исчислять срок давности привлечения к уголовной ответственности.

Некоторой спецификой обладает порядок исчисления сроков давности привлечения к уголовной ответственности за длящиеся и продолжаемые преступления.

Длящееся преступление признается фактически оконченным с момента его прекращения либо по воле виновного, либо по не зависящим от его воли причинам. Продолжаемое преступление отличается тем, что фактически оно продолжается уже на стадии оконченного преступления, поэтому срок давности привлечения к уголовной ответственности за него должен исчисляться с момента совершения последнего преступного действия, являющегося звеном в единой цепи действий, охватываемых умыслом виновного.

Таким образом, при совершении и длящихся, и продолжаемых преступлений течение сроков давности начинается с момента фактического, а не юридического окончания преступления.

5. Истечение сроков давности исключает уголовную ответственность только при условии, что их течение не было нарушено. Уголовный кодекс предусматривает один способ нарушения сроков давности — их приостановление. Основанием приостановления сроков давности по действующему законодательству является только уклонение лица. Лицом, уклоняющимся от следствия или суда, следует признавать не только обвиняемого или подозреваемого, но и лицо, которое было вызвано, но не явилось для допроса по поводу совершенного им преступления. Не может считаться уклоняющимся от следствия или суда лицо, которое совершило преступление, но о нем еще не известно правоохранительным органам, а также лицо, причастность которого к преступлению еще не установлена. Под уклонением от следствия и суда нужно понимать любые умышленные действия, совершенные лицом с целью избежать уголовной ответственности за содеянное и поставившие органы расследования или суд перед необходимостью организовать специальные меры розыска на территории всей страны или какой-то ограниченной местности (перемена места жительства, изменение фамилии, проживание по чужим или поддельным документам и т.п.).

Приостановление срока давности означает, что он не течет все время, когда лицо, совершившее преступление, уклонялось от следствия или суда. После задержания этого лица или его добровольной явки с повинной течение срока давности возобновляется. В этом случае время, истекшее до момента уклонения, суммируется со временем, прошедшим после задержания лица или после его явки с повинной. И если сумма этих двух отрезков времени до момента вступления приговора в законную силу превысит установленный законом срок давности, то уголовная ответственность за это преступление исключается.

Прежний УК устанавливал предельный (равный 15 годам) срок, по истечении которого лицо не подлежало уголовной ответственности, даже если оно все это время уклонялось от следствия или суда, не совершив нового преступления. В настоящее время УК такого ограничения не содержит, поэтому уклонение лица, совершившего преступление, от следствия или суда приостанавливает течение сроков давности на неограниченное время.

6. По действующему законодательству в случае совершения лицом нового преступления в течение срока давности за предыдущее сроки давности по каждому преступлению исчисляются самостоятельно. Это значит, что срок давности за первое преступление продолжает течь по- прежнему, а срок давности за новое преступление начинает течь параллельно независимо от первого преступления.

В случае совершения лицом одновременно двух или нескольких преступлений разных категорий тяжести срок давности привлечения к уголовной ответственности за каждое из них течет отдельно: сначала истекает срок давности за менее тяжкое, потом — за более тяжкое и т.д.

7. Установленные уголовным законом сроки давности применяются независимо от усмотрения органов расследования или суда: их истечение является обязательным основанием освобождения от уголовной ответственности. Однако это положение не распространяется на преступления, за которые законом предусмотрена возможность назначения наказания в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы.

В соответствии с ч. 4 ст. 78 УК вопрос о применении сроков давности к лицу, совершившему преступление, за которое законом предусмотрено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, решается судом. В таких случаях истечение установленных сроков давности является не обязательным, а факультативным основанием освобождения виновного от уголовной ответственности. Дело не может быть прекращено на стадии предварительного расследования и обязательно направляется в суд для решения вопроса о применении сроков давности. Суд при этом учитывает личность виновного, продолжительность времени, истекшего с момента совершения преступления, и другие обстоятельства. Но если суд не сочтет возможным освободить такое лицо от уголовной ответственности в связи с истечением 15-летнего срока, то он не вправе назначить ему наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы и обязан назначить лишение свободы на определенный срок.

8. Освобождение от уголовной ответственности в связи с истечением сроков давности осуществляется в определенной процессуальной форме. Возбужденное уголовное дело подлежит прекращению на стадии предварительного расследования, о чем орган дознания, следователь или прокурор выносят соответствующее постановление. В стадии предания суду уголовное дело прекращается постановлением судьи (определением суда). Однако прекращение уголовного дела в связи с истечением сроков давности не допускается, если обвиняемый против этого возражает (например, считая себя невиновным). В таком случае производство по делу продолжается в обычном порядке. Если факт истечения срока давности установлен во время рассмотрения дела судом, разбирательство доводится до конца, и суд выносит либо оправдательный, либо обвинительный приговор, но с освобождением осужденного от наказания.

9. В соответствии с международной Конвенцией о неприменении срока давности к военным преступникам и преступлениям против человечества от 26.11.1968 Уголовный кодекс предусматривает исключение из общего правила о сроках давности привлечения к уголовной ответственности. Как установлено в ч. 5 ст. 78 УК, сроки давности не применяются к лицам, совершившим наиболее тяжкие преступления против мира и безопасности человечества, предусмотренные ст. ст. 353, 356, 357 и 358 УК. Лица, совершившие любое из этих преступлений, могут быть привлечены к уголовной ответственности и осуждены независимо от времени, истекшего после совершения преступления. При этом лицам, осужденным за геноцид, может быть назначено наказание в виде смертной казни или пожизненного лишения свободы, которое предусмотрено санкцией ст. 357 УК.

rulaws.ru

Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество

Федеральный закон «Об исполнительном производстве» (229-ФЗ)

  • проверено сегодня
  • закон от 03.08.2018
  • вступила в силу 01.02.2008

Ст. 78 Закон об исполнительном производстве в последней действующей редакции от 30 декабря 2015 года.

Новые не вступившие в силу редакции статьи отсутствуют.

Глава 8. Обращение взыскания на имущество должника

Статья 78. Обращение взыскания на заложенное имущество

1. Обращение взыскания на заложенное имущество осуществляется по исполнительному документу — судебному акту, исполнительному листу, исполнительной надписи нотариуса.

1.1. Судебный пристав-исполнитель на основании исполнительной надписи нотариуса:

  • 1) изымает предмет залога у залогодателя или, если предметом залога является недвижимое имущество, принимает постановление о наложении ареста на предмет залога и направляет это постановление в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним, для регистрации ареста в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним, в отношении воздушного судна, подлежащего государственной регистрации, в Едином государственном реестре прав на воздушные суда, в отношении морского судна, судна внутреннего плавания, подлежащих государственной регистрации, в соответствующем реестре судов Российской Федерации или судовой книге, принимает меры по охране такого объекта недвижимости либо, если предметом залога являются ценные бумаги, налагает арест в соответствии со статьёй 82 настоящего Федерального закона;
  • 2) передает соответствующие предмет залога или документы залогодержателю для последующей реализации заложенного имущества в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)».

1.2. На основании ходатайства залогодержателя судебный пристав-исполнитель осуществляет реализацию предмета залога в порядке, установленном настоящим Федеральным законом.

2. Если взыскание на имущество обращено для удовлетворения требований залогодержателя, то взыскание на заложенное имущество обращается в первую очередь независимо от наличия у должника другого имущества. Обращение взыскания в пользу залогодержателя на заложенное имущество может производиться без судебного акта об обращении взыскания.

3. Заложенное имущество реализуется в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, Федеральным законом «Об ипотеке (залоге недвижимости)», настоящим Федеральным законом, а также другими федеральными законами, предусматривающими особенности обращения взыскания на отдельные виды заложенного имущества.

4. Требования залогодержателя удовлетворяются из выручки от продажи заложенного имущества после погашения расходов на проведение торгов без соблюдения очередности удовлетворения требований, установленной статьёй 111 настоящего Федерального закона.

5 — 9. Утратили силу. — Федеральный закон от 30.12.2008 N 306-ФЗ.

dogovor-urist.ru

Федеральный закон ст 78

Комментарий к статье 78

Предметом комментируемой статьи являются особенности организации получения образования иностранными гражданами и лицами без гражданства в российских образовательных организациях.

Законодатель установил особенности правосубъектности иностранцев и лиц без гражданства в образовательных правоотношениях:

— имеют право на получение образования в Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации и Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»;

— обладают равными с гражданами Российской Федерации правами на получение дошкольного, начального общего, основного общего и среднего общего образования, а также профессионального обучения по программам профессиональной подготовки по профессиям рабочих, должностям служащих в пределах освоения образовательной программы среднего общего образования на общедоступной и бесплатной основе;

— имеют право на получение среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов в соответствии с международными договорами Российской Федерации, федеральными законами или установленной Правительством РФ квотой на образование иностранных граждан в Российской Федерации, а также за счет средств физических лиц и юридических лиц в соответствии с договорами об оказании платных образовательных услуг.

При регулировании образовательных отношений с участием иностранных граждан и лиц без гражданства следует учитывать положения следующих нормативных правовых актов:

Федеральный закон от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации [1] »;

— Федеральный закон от 24 мая 1999 г. № 99-ФЗ «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом»[2];

— Постановление Правительства РФ от 8 октября 2013 г. № 891 «Об установлении квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации» [3] .

Образовательные организации, осуществляющие образовательную деятельность по образовательным программам среднего профессионального образования, высшего образования и дополнительного профессионального образования, находящиеся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации или органов местного самоуправления, вправе получать гранты в форме субсидий из федерального бюджета.

Правила предоставления из федерального бюджета грантов в форме субсидии таким образовательным организациям утверждены Постановлением Правительства Российской Федерации от 25 апреля 2015 г. № 395[4].

Особенности правового статуса соотечественников в образовательных правоотношениях установлены в ст. 17 Федерального закона «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом».

На органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации возлагается обязанность способствовать сохранению соотечественниками знания русского языка и родных языков народов Российской Федерации, созданию условий для их изучения и употребления для обучения и получения информации на этих языках в соответствии с международными договорами Российской Федерации, законодательством Российской Федерации с учетом законодательства иностранных государств.

Органы государственной власти Российской Федерации и органы государственной власти субъектов Российской Федерации должны содействовать получению соотечественниками образования в образовательных организациях и научных организациях в Российской Федерации. Если иное не установлено федеральными законами, при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию образовательным программам соотечественникам, не являющимся гражданами Российской Федерации, предоставляется наравне с гражданами Российской Федерации право на доступ к образованию при условии представления ими документов или иных доказательств, подтверждающих соответственно:

— гражданство СССР, гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для лиц, состоявших в гражданстве СССР;

— проживание в прошлом на территории Российского государства, Российской республики, РСФСР, СССР или Российской Федерации, соответствующую гражданскую принадлежность при выезде с этой территории и гражданскую принадлежность или отсутствие таковой на момент предъявления — для выходцев (эмигрантов);

— родство по прямой восходящей линии с указанными лицами — для потомков соотечественников;

проживание за рубежом — для всех указанных лиц.

При этом на соотечественников, не являющихся гражданами Российской Федерации, не распространяются особые права при приеме на обучение по имеющим государственную аккредитацию программам бакалавриата и программам специалитета, предоставляемые отдельным категориям граждан Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации», если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

В случае установления квоты на прием иностранных граждан на обучение по основным профессиональным образовательным программам или дополнительным профессиональным программам за счет средств федерального бюджета в обязательном порядке учитываются интересы соотечественников независимо от их гражданства.

В Федеральном законе «О государственной политике Российской Федерации в отношении соотечественников за рубежом» установлено также, что Российская Федерация должна содействовать получению соотечественниками образования на русском языке и родных языках народов Российской Федерации, включая изучение российской истории и российского культурного наследия. С этой целью осуществляются меры по подготовке преподавателей, разработке при участии специалистов-соотечественников учебников, учебных пособий и программ с учетом особенностей организации образовательного процесса в государствах проживания соотечественников и снабжению такими учебниками, учебными пособиями и программами соотечественников.

Российская Федерация в целях формирования образовательного пространства, в котором учитываются права и интересы соотечественников, проводит линию на выработку с государствами их проживания согласованной политики в области образования, заключает международные договоры о признании и об установлении эквивалентности документов об образовании, ученых степенях и ученых званиях.

Части 5-7 комментируемой статьи посвящены особенностям статуса иностранных студентов, поступивших в пределах квоты.

Во-первых, обучение иностранных граждан по основным профессиональным образовательным программам за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета в пределах квоты осуществляется с выплатой указанным иностранным гражданам государственных академических стипендий в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе.

Во-вторых, таким гражданам предоставляются жилые помещения в общежитиях на условиях, установленных для граждан Российской Федерации, обучающихся за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.

В-третьих, порядок отбора иностранных граждан на обучение в пределах квоты, а также предъявляемые к ним требования устанавливаются Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 28 июля 2014 г. № 844 «Об утверждении Порядка отбора иностранных граждан и лиц без гражданства на обучение в пределах установленной Правительством Российской Федерации квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации»[5]).

В-четвертых, иностранные граждане, поступающие на обучение в пределах квоты, пользуются правом на обучение на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах федеральных государственных образовательных организаций по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета. Иностранные граждане имеют право на получение стипендий в течение всего периода прохождения обучения вне зависимости от успехов в учебе.

Порядок и критерии отбора таких федеральных государственных образовательных организаций и их перечень определяются Минобрнауки России (Приказ Минобрнауки России от 27 ноября 2013 г. № 1284 «Об утверждении Порядка и критериев отбора федеральных государственных образовательных организаций, на подготовительных отделениях, подготовительных факультетах которых иностранные граждане и лица без гражданства, поступающие на обучение в пределах квоты на образование иностранных граждан и лиц без гражданства в Российской Федерации, установленной Правительством Российской Федерации, имеют право на обучение по дополнительным общеобразовательным программам, обеспечивающим подготовку к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке, за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета»[6]).

В ч. 8 комментируемой статьи закреплено право Минобрнауки России устанавливать требования косвоению дополнительных общеобразовательных программ, обеспечивающих подготовку иностранных граждан к освоению профессиональных образовательных программ на русском языке. В настоящее время такие требования утверждены Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 3 октября 2014 г. № 1304[7].

[1] СЗ РФ. 2002. № 30. Ст. 3032.

[2] СЗ РФ. 1999. № 22. Ст. 2670.

[3] СЗ РФ. 2013. № 41. Ст. 5204.

[4] Собрание законодательства РФ. 2015. № 18. Ст. 2714.

[5] Российская газета, № 287, 17.12.2014.

[6] Российская газета, № 68, 26.03.2014.

[7] Российская газета. № 275. 03.12.2014.

Авторы:
Козырин А.Н., профессор, доктор юридических наук;
Трошкина Т.Н., доцент, кандидат юридических наук, кандидат экономических наук;
Ялбулганов А.А., профессор, доктор юридических наук, профессор.

Комментарий по состоянию законодательства на 1 февраля 2017г.

www.lexed.ru

Статья 78 НК РФ. Зачет или возврат сумм излишне уплаченных налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафа

Текст статьи.

Комментарии к статье

Можно ли вернуть сумму излишне уплаченного налога, если он был уплачен в 4 квартале, при том что организация ликвидировалась в конце 4-го квартала?

Из Налогового Кодекса с комментариями 2016 г. следует, что у налогоплательщика есть три года, чтобы подать заявление о возврате излишне уплаченного налога с момента обнаружения ситуации (п 7 ст. 78 НК РФ).

Но, если организация ликвидирована, возвращать переплату по сути некому и некуда – самого налогоплательщика уже не существует.

Поэтому все мероприятия по возврату излишне уплаченного налога необходимо провести с тем расчетом, чтобы сумма переплаты могла поступить на расчетный счет организации перед тем, как она будет ликвидирована.

Успеет или нет данная организация вернуть на свой счет переплаченные средства, зависит от того как быстро будет обнаружена ошибка. Так как в нашем случае организация уже находится в стадии ликвидации на момент обнаружения просчета, то чем раньше будет написано и передано в налоговый орган соответствующее заявление о возврате, тем лучше.

По ст. 78 НК РФ после получения заявления, налоговый орган за 10 дней выносит свое решение, затем, если оно положительно, направляет поручение в орган Федерального казначейства, который уже перечисляет сумму на расчётный счет компании.

По закону общий срок осуществления всех этих операций не может длится более одного месяца со дня подачи заявления организацией.

Перед ликвидацией организация обязательно проходит налоговую проверку. Скорее всего в ходе такой проверки и будет выяснено, что ликвидируемая компания переплатила некоторую сумму в бюджет за определенный квартал. Если при этом у фирмы нет долгов перед налоговой, то эта переплата подлежит возвращению в течение месяца со дня обнаружения.

То есть сумму излишне уплаченного в 4 квартале налога можно вернуть в том случае, если соответствующее заявление будет подано не позднее чем за месяц до фактической ликвидации организации.

Возможен ли возврат переплаты по налогу на прибыль, если прошло больше трех лет с его уплаты?

Рассмотрим ст 78 нк рф с комментариями 2016 г. По этой статье заявить о возврате переплаченного налога плательщик может в течение трех лет с его уплаты. Иное может быть указано в законодательстве.

Как быть организации, пропустившей этот трехлетний срок? Здесь всё будет зависеть от причин пропуска. В любом случае добиться чего-либо в такой ситуации можно только через суд.

Конституционный суд РФ признаёт допустимым обращение с иском о возврате переплаченного налога при пропуске сроков. При этом будут действовать общие сроки исковой давности. Исчисляться срок давности начнёт с того дня, когда фирма узнала или должна была понять, что нарушено её право.

Чтобы осуществить возврат переплаты по налогу на прибыль при пропуске трехлетнего срока обращения за этой переплатой, организации потребуется доказать, что срок был пропущен по существенной причине. А именно, что фирма узнала об этом после уплаты налога. Судя по судебной практике, доказать такое не просто, но возможно.

Например, если фирма узнала об излишней уплате из акта сверки, то она может настаивать в суде, чтобы трехлетний срок начинал исчисляться с момента сверки. Или она узнала о налоговой ошибке от аудиторов, и тогда может считать отправной точкой дату выдачи аудиторского заключения.

Если организация пропустила срок возврата переплаты, это не значит что она навсегда лишается права использовать свои средства. Даже если суд не поможет перенести срок возврата, переплаченные деньги можно зачесть в счёт будущих недоимок по налогам, или в счёт штрафов и пеней. Правда для этого важно всё равно подать заявление о возврате, несмотря на то, что три года уже прошли. Инспекция в возврате откажет, но будет зафиксирован факт переплаты.

То, что ст 78 НК РФ ограничивает срок подачи заявления о зачёте или возврате переплаченного налога 3 годами, указывает лишь на то, что плательщик по прошествии трех лет больше не может сам решить — вернуть свои деньги или зачесть в счёт других налогов. Налоговая инспекция может самостоятельно погашать недоимки по другим налогам или штрафы из суммы этой переплаты.

Итак, по нормам налогового права с комментариями 2016 года возврат переплаты по прошествии трех лет возможен, если доказать в суде иное исчисление этого срока (которое расходится с представлениями налоговой службы). Зачесть же переплату в счёт недоимок или штрафов налоговая инспекция обязана в любом случае — срок здесь не имеет значения. Если налоговый орган этого не сделает, и несмотря на наличие излишне заплаченных сумм будет взыскивать налог равный или меньший по размеру, то суд может обязать инспекцию засчитать переплату.

Может ли заявление о зачёте излишнего налога быть представлено в произвольной форме?

Ст 78 НК РФ в новой редакции допускает зачёт переплаченного налога в счёт будущих платежей. Делается это по решению Налоговой службы и по заявлению налогоплательщика. По новым правилам оно может быть как письменным, так и электронным. Если заявление передаётся в электронной форме, то на нём обязательно должна стоять электронная подпись. Таковы нормы п 4 ст 78 НК РФ в новой редакции.

ФНС России в приказе от 03.03.2015 N ММВ-7-8/[email protected] разработала форму такого заявления.

Но при этом в Налоговом кодексе нигде не содержится указания, что заявление о зачёте переплаты должно подаваться в форме, разработанной ФНС. Значит, произвольная форма заполнения такого заявления тоже допустима.

Ст 78 НК РФ содержит случаи отказа в зачёте или возврате переплаченного налога. Такого основания для отказа, как подача заявления не по форме ФНС, там нет. Поэтому отказать в зачёте денег в счёт будущих платежей из-за формы документа Налоговая служба не вправе.

m.ppt.ru

Еще по теме:

  • Как вернуть налог за лечение ребенка Примеры расчета вычета В данном разделе мы приведем примеры расчета социального налогового вычета на лечение в разных ситуациях. Пример 1: Оплата собственного лечения Условия получения вычета: В 2017 году Сидоров С.С. прошел курс лечения в больнице […]
  • Как рассчитать коэффициент по зарплате для пенсии Как рассчитать свою будущую пенсию Если о зарплате еще можно договориться с директором, то договориться с государством о пенсии… Ее размер для многих вышедших на заслуженный отдых становится неприятной неожиданностью. Как вычислить заранее, какую […]
  • Список документов для возврата налога на лечение Налоговый вычет за лечение Разделы: В каких случаях можно получить возврат 13% на лечение? Налоговый вычет на лечение относится к категории социальных налоговых вычетов. На него распространяются общие требования к сроку и порядку получения […]
  • Послание путина налоги «Мы так не договаривались»: Путин потребовал уточнить расчет налога на имущество «Мы так не договаривались»: Путин потребовал уточнить расчет налога на имущество Средняя ставка по ипотечным кредитам в России должна снизиться до 7–8 %, стремиться […]
  • Закон и пифы Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ "Об инвестиционных фондах" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 29 ноября 2001 г. N 156-ФЗ"Об инвестиционных фондах" С изменениями и дополнениями от: 29 июня 2004 г., 15 апреля 2006 г., […]
  • Снятие судимости пленум Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 27 июня 2013 г. N 19 "О применении судами законодательства, регламентирующего основания и порядок освобождения от уголовной ответственности" (с изменениями и дополнениями) Постановление Пленума Верховного […]