Федеральный закон охрана материнства и детства

В ч.2 ст.7 Конституции РФ [1] закреплено, что «в Российской Федерации … обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства. » Пункт 1 ст.38 Конституции РФ провозглашает, что «материнство и детство, семья находятся под защитой государства».

Данные принципы выступают базисом для принятия государством в лице его полномочных органов мер по охране интересов матери и ребенка, правовых механизмов такой охраны, поощрения института материнства, направленные на создание здоровой семьи, общества, и государства в целом.

Нормы, направленные на реализацию данных принципов закреплены в абсолютном большинстве отраслей Российского законодательства: гражданском, семейном, трудовом, уголовном и т.д. Созданы и специальные институты, направленные на защиту интересов матери и ребенка.

Определяющее значение в определении пределов охраны материнства и детства имеют международно-правовые акты. В силу ч.4 ст.15 Конституции РФ общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры Российской Федерации являются составной частью ее правовой системы. Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем предусмотренные законом, то применяются правила международного договора.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартий о правах человека с начала 20 века. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) [2] закрепила (п.2 ст.25), что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Охрана материнства и детства, как один из ключевых признаков выделяется в:

— Европейской Социальной Хартии ETS №163 (Страсбург, 3 мая 1996 г.);

— Хартии социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) [3] .

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати [4] международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, двухсторонних межгосударственных договорах).

С начала 20 века было разработано и принято ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану рассматриваемого института, в частности необходимо выделить следующие акты:

— Конвенция Международной Организации Труда №103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) [5] ;

— Конвенция Международной Организации Труда №3 об охране материнства (1919г.) ( не ратифицирована РФ) [6] ;

— Конвенция Международной Организации Труда № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 3 июня 1981 г.);

— Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000г. №191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства [7] ;

— Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г. №95 об охране материнства [8] .

Защите интересов детства посвящены, в том числе, следующие специальный конвенции МОТ: №138 «О минимальном возрасте для приема на работу» [9] , №29 «О принудительном или обязательном труде» [10] и №182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» [11] .

Национальное законодательство Российской Федерации, как мы уже подчеркнули, базируется на конституционных принципах, а также международно-правовых нормах. Данные принципы и нормы конкретизированы в ряде федеральных законодательных актах (в том числе кодифицированных), подзаконных актах, актах принимаемых на уровне субъектов Российской Федерации (в том числе Республики Татарстан). В этой связи подчеркнем, что координация вопросов материнства и детства отнесено к совместному ведению Российской Федерации и субъектов РФ (п.»к» ч.1 ст.72 Конституции РФ; Ст. II Федеративного договора РФ).

На федеральном уровне, прежде всего, необходимо выделить:

— Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ [12] (с изм. и доп. от 24, 25 июля 2002 г., 30 июня 2003 г., 27 апреля, 22 августа, 29 декабря 2004 г.);

— Семейный кодекс РФ от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ [13] (с изм. и доп. от 15 ноября 1997 г., 27 июня 1998 г., 2 января 2000 г., 22 августа, 28 декабря 2004 г.);

— Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 г. № 5487-1 [14] (с изм. и доп. от 24 декабря 1993 г., 2 марта 1998 г., 20 декабря 1999 г., 2 декабря 2000 г., 10 января, 27 февраля, 30 июня 2003 г., 29 июня, 22 августа, 1, 29 декабря 2004 г.);

— Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» [15] ;

— Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» [16] (с изм. и доп. от 24 ноября 1995 г., 18 июня, 24 ноября, 30 декабря 1996 г., 21, 29 июля 1998 г., 17 июля 1999 г., 10 июля, 7 августа 2000 г., 30 мая, 28 декабря 2001 г., 25 июля 2002 г., 22 августа, 29 декабря 2004 г.) и иные законодательные акты.

В целях реализации норм конституционного, трудового, семейного и иных отраслей права, направленных на охрану материнства и детства, полномочными государственными органами принимаются программы по совершенствованию существующих механизмов и претворению в жизнь деклараций. Так, например, можно выделить Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002г. №732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» [17] (с изм. и доп. от 6 сентября 2004 г.) среди п еречня основных мероприятий которой названы: государственная поддержка материнства и детства, совершенствование системы охраны здоровья матери и ребенка.

В настоящее время в Государственной думе находится ряд проектов законодательных актов, направленных на защиту интересов материнства и детства. Так можно выделить проект федерального закона №127413-4 «Об единовременном федеральном государственном денежном пособии семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка» (внесен депутатом ГД С.Н. Бабуриным), основная суть которого сводится к выплате единовременного пособия семье на рождение третьего, четвертого и пятого ребенка. При этом размер пособия устанавливается в каждом случае в размере 200 000 (двести тысяч) рублей. Проект был справедливо раскритикован Правительством РФ, так сравнительно большая сумма пособия может стать основой иждивенческого образа жизни большой части населения страны.

[1] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года // Российская газета. – 25 декабря 1993 года.

[2] Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // Российская газета. — 10 декабря 1998г.

[3] Хартия социальных прав и гарантий граждан независимых государств (утв. Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств 29 октября 1994 г.) // Российская газета. — №22 – 23. — 1999г.

[4] Участником которой является Российская Федерация.

[5] Конвенция Международной Организации Труда № 103 об охране материнства (пересмотренная в 1952 году) (Женева, 28 июня 1952 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[6] Конвенция Международной Организации Труда № 3 об охране материнства (1919 г.) // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[7] Рекомендация Международной Организации Труда от 15 июня 2000 г. № 191 о пересмотре рекомендации 1952 года об охране материнства

[8] Рекомендация Международной Организации Труда от 28 июня 1952 г.№ 95 об охране материнства // Конвенции и рекомендации, принятые Международной Конференцией труда. 1919 — 1956. — Т. I». Женева, Международное бюро труда, 1991.

[9] Конвенция Международной Организации Труда № 138 о минимальном возрасте для приема на работу (Женева, 26 июня 1973 г.)

[10] Конвенция Международной Организации Труда № 29 о принудительном или обязательном труде (Женева, 10 июня 1930 г.)

[11] Конвенция Международной Организации Труда № 182 о запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда (Женева, 17 июня 1999 г.)

[12] Трудовой кодекс Российской Федерации от 30 декабря 2001 г. № 197-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 7 января 2002г. — №1. — Ст.3.

[13] Семейный кодекс Российской Федерации от 29 декабря 1995 г. № 223-ФЗ // Собрание законодательства Российской Федерации. — 1 января 1996г. — №1. — Ст. 16.

[14] Основы законодательства Российской Федерации об охране здоровья граждан от 22 июля 1993 года № 5487-I // Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации. — 19 августа 1993г. — №33. — Ст.1318.

[15] Федеральный закон от 29 декабря 2004 г. № 202-ФЗ «О бюджете Фонда социального страхования Российской Федерации на 2005 год» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 3 января 2005г. — №1 (часть I). — Ст. 28.

[16] Федеральный закон от 19 мая 1995 г. № 81-ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 22 мая 1995г. — №21. — Ст.1929.

[17] Постановление Правительства РФ от 3 октября 2002 г. № 732 «О федеральной целевой программе «Дети России» на 2003 — 2006 годы» // Собрание законодательства Российской Федерации. — 14 октября 2002г. — №41.

www.allpravo.ru

Правовое регулирование охраны материнства и детства

Правовое регулирование охраны материнства и детства в Российской Федерации осуществляется на основе ратифицированных Россией международных правовых актов, а также нормативных правовых актов РФ.

Международно-правовая защита материнства и детства находит свое отражение в основополагающих актах и декларациях, пактах и хартиях о правах человека уже с начала XX столетия. Всеобщая декларация прав человека, принятая на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией от 10 декабря 1948 г., закрепила, что материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь (п. 2 ст. 25).

Нормы о защите материнства и детства содержатся в более чем тридцати международных актах (конвенциях, рекомендациях международных организаций, межгосударственных договорах). Среди них следует отметить Европейскую социальную хартию ETS № 163 (Страсбург, 3 мая 1996), Хартию социальных прав и гарантий граждан независимых государств, утвержденную Межпарламентской Ассамблеей государств-участников Содружества Независимых Государств (29 октября 1994) и ряд других международных правовых документов.

С начала XX в. был разработан и принят ряд специальных международно-правовых актов, направленных на охрану материнства и детства, среди которых необходимо выделить следующие: Конвенция Международной организации труда (далее – МОТ) № 103 об охране материнства (Женева, 1952); Конвенция ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин (1979); материалы Международных конференций ООН по народонаселению и развитию (1974, 1984, 1994), Всемирной конференции по правам человека (1993), Всемирных конференций по положению женщин (1975, 1980, 1986, 1995); Конвенция МОТ № 156 о равном обращении и равных возможностях для трудящихся мужчин и женщин: трудящиеся с семейными обязанностями (Женева, 1981) и др.

Основополагающей правовой нормой Конвенции ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин является запрещение всех форм дискриминации в отношении женщин во всех областях: в политической и общественной жизни, в области занятости, брака и семьи, охраны здоровья, обеспечении безопасного материнства и т.д.

Так, в частности, государства, принявшие Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин, обязаны «обеспечить право на охрану здоровья, в том числе по сохранению репродуктивной функции»; «не допускать дискриминации женщин в области охраны здоровья и обеспечить. доступ к медицинскому обслуживанию» (ст. 12); «обеспечить предоставление соответствующих услуг женщинам в связи с беременностью, родами и в послеродовом периоде, в случае необходимости – бесплатных услуг, а также адекватного питания во время беременности и кормления» (ст. 12); на основе равенства обеспечить «одинаковые права на вступление в брак, свободно и ответственно решать вопрос о числе детей и промежутках между их рождением» (ст. 16).

В XX столетии на международном уровне был принят ряд специальных актов о правах ребенка. Основным является Конвенция о правах ребенка (1989). Защите интересов детства также посвящены и такие специальные конвенции МОТ, как № 138 «О минимальном возрасте для приема на работу» (Женева, 1976), № 29 «О принудительном или обязательном труде» (Женева, 1930) и № 182 «О запрещении и немедленных мерах по искоренению наихудших форм детского труда» (Женева, 1999) и ряд других правовых документов.

Законодательные основы охраны материнства и детства в Российской Федерации закреплены в Конституции РФ, Трудовом кодексе РФ, Семейном кодексе РФ, Законе об охране здоровья, Федеральном законе от 19 мая 1995 г. № 81 -ФЗ «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей», Федеральном законе «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» и иных законодательных актах.

Нормативными правовыми актами закреплен комплекс мер по обеспечению правовой и материальной поддержки материнства и детства, охране труда несовершеннолетних и женщин, защите интересов, прав и здоровья семьи, созданию условий для воспитания детей и др.

В соответствии со ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство полов и свобод человека и гражданина независимо от пола. Согласно ст. 38 материнство и детство, семья находятся под защитой государства.

В ст. 41 закреплено право каждого гражданина на охрану здоровья и медицинскую помощь. Конституция РФ содержит и иные положения, по которым не может быть допущена дискриминация женщин, в том числе по реализации права на репродуктивный выбор и охрану здоровья.

В соответствии со ст. 1 Семейного кодекса РФ «семья, материнство, отцовство и детство в Российской Федерации находятся под защитой государства». Статьей 13 данного кодекса установлен брачный возраст. Здесь же закреплены права несовершеннолетних (гл. 11), права и обязанности родителей (гл. 12), а также порядок организации и воспитания детей, оставшихся без попечения родителей (гл. 18–21).

Трудовым кодексом РФ закреплены особые права несовершеннолетних и женщин-матерей на характер, условия и охрану труда (гл. 41,42). Наряду с сохраняющимися действующими ранее гарантиями, здесь усилены меры защиты в области трудовых прав женщин: беременные женщины защищены от увольнения, отменено установление испытательного срока при приеме их на работу и др.

В Российской Федерации установлены меры социальной поддержки семей, воспитывающих детей. Так, в соответствии со ст. 3 Федерального закона «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей» установлены следующие виды пособий:

– пособие по беременности и родам;

– единовременное пособие женщинам, вставшим на учет в медицинское учреждение в ранние сроки беременности;

– единовременное пособие при рождении ребенка;

– ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

– ежемесячное пособие на ребенка.

Многие регионы России устанавливают региональные доплаты и пособия при рождении, а также усыновлении детей, оставшихся без попечения родителей.

Прямое отношение к охране материнства и детства имеет и ряд статей Закона об охране здоровья.

Приоритет охраны здоровья детей рассматривается в настоящее время как один из принципов охраны здоровья граждан, определенных Законом об охране здоровья (ст. 4). Статьей 7 (п. 1) данного документа государство признает охрану здоровья детей как одно из важнейших и необходимых условий физического и психического развития детей. В комплекс мер по этому вопросу согласно ст. 7 Закона об охране здоровья включаются мероприятия по оказанию не только медицинской помощи, но и формированию здорового образа жизни семей с детьми, а также предусматривающие развитие инфраструктуры, ориентированной на организацию отдыха, оздоровления детей и восстановление их здоровья.

В соответствии со ст. 51 «Права семьи в сфере охраны здоровья» государство берет на себя заботу о здоровье семьи. Каждый гражданин и семья имеет право без взимания платы на консультирование по вопросам планирования семьи, медико-психологическим аспектам семейно-брачных отношений, медико-генетическому консультированию.

Согласно ст. 52 «Права беременных женщин» в Российской Федерации охраняется и поощряется материнство, закрепляется право беременных женщин на оказание медицинской помощи в рамках государственных гарантий бесплатного оказания гражданам медицинской помощи.

Статья 53 «Рождение ребенка» закрепляет за уполномоченным федеральным органом исполнительной власти право на разработку медицинских критериев рождения, а также определяет порядок выдачи медицинскими организациями документа, свидетельствующего о рождении ребенка.

Статьей 54 «Права несовершеннолетних в сфере охраны здоровья» определены права несовершеннолетних на получение медицинской помощи, а также обучение и воспитание в условиях, способствующих сохранению и укреплению их здоровья. Здесь же закреплено их право на гигиеническое просвещение и воспитание, а также право несовершеннолетних, достигших возраста 15 лет, на информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или на отказ от него. В отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, данной статьей предусмотрено их право до четырехлетнего возраста находиться в медицинских организациях государственной и муниципальной систем здравоохранения.

Статьи 55–57 Закона об охране здоровья закрепляют право мужчин и женщин на использование вспомогательных репродуктивных технологий, а также право выбора метода регулирования рождаемости (искусственный аборт и медицинская стерилизация).

Среди документов последних лет следует отметить названную ранее программу «Родовой сертификат» национального проекта «Здоровье», предусматривающую ежегодно индексируемые материальные выплаты учреждениям службы охраны материнства и детства (женским консультациям, родильным домам) за медицинское обслуживание женщин в связи с беременностью и родами.

Данная программа направлена на улучшение охраны здоровья женщин и детей, создание конкурентной среды и внедрение экономических стимулов для повышения качества услуг, предоставляемых женщинам в период беременности и родов государственными (муниципальными) учреждениями здравоохранения.

С 1 января 2007 г. вступил в силу Федеральный закон от 29 декабря 2006 г. № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей», которым предусмотрено создание материнского (семейного) капитала – обособленных средств федерального бюджета, зачисляемых в бюджет Пенсионного фонда РФ.

Право на «материнский капитал» имеют женщины, родившие и усыновившие второго, а также родившие третьего и последующих детей, если ранее они не пользовались правом на данные дополнительные меры государственной поддержки. Размер материнского капитала ежегодно пересматривается с учетом роста инфляции.

Законодательство РФ в области охраны материнства и детства отражает мировые тенденции развития международных правовых норм в данной области и вместе с тем требует дальнейшего развития и совершенствования.

studme.org

Защита материнства, детства и семьи (ст. 38 Конституции России)

Конституционные нормы о защите материнства, детства и семьи составляют конституционную основу государственной поддержки се­мьи в Российской Федерации и являются обязательным условием реа­лизуемой государственной политики.

Конкретные направления поддержки материнства, детства и се­мьи определяются текущим законодательством.

В частности, семейное законодательство Российской Федерации исходит из необходимости укрепления семьи, построения семейных отношений на чувствах взаимной любви и уважения, взаимопомощи и ответственности перед семьей всех ее членов, недопустимости про­извольного вмешательства кого-либо в дела семьи, обеспечения бес­препятственного осуществления членами семьи своих прав, включая право на судебную защиту этих прав.

Родители имеют равные права и несут равные обязанности в от­ношении своих детей. Забота о детях, их воспитание — равное право и обязанность родителей. Семейный кодекс Российской Федерации запрещает осуществление родительских прав в про­тиворечии с интересами детей. В свою очередь, трудоспособные дети, достигшие возраста 18 лет, должны заботиться о нетрудо­способных родителях.

Трудовое законодательство также закрепляет ряд гарантий тру­довых прав женщин. В частности, запрещается отказывать в заклю­чении трудового договора женщинам по мотивам, связанным с бере­менностью или наличием детей. Для беременных женщин не может устанавливаться испытание при приеме на работу. Женщинам предо­ставляются отпуска по беременности и родам с выплатой пособия по государственному социальному страхованию. По заявлению женщи­ны ей предоставляется отпуск по уходу за ребенком до достижения им возраста трех лет с выплатой государственного пособия.

Российское законодательство также предусматривает ряд мер материальной поддержки материнства и детства. Соответствующие меры социальной поддержки установлены, прежде всего, Федераль­ным законом «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей». Эффективной мерой материального стимулирования семей является выплата материнского (семейного) капитала женщинам при рождении второго ребенка (в настоящее время размер материнского (семейного) капитала со­ставляет 365 тысяч рублей).

Основные законодательные акты:

  • Трудовой кодекс Российской Федерации; Федеральный закон «О государственных пособиях гражданам, имеющим детей»;
  • Федеральный закон «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей»;
  • Федеральный закон «Об основах охраны здоровья граждан».

01.xn--b1aew.xn--p1ai

Правовое регулирование в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации и за рубежом

Страницы в журнале: 65-69

С.Е. ВАВИЛЬЧЕНКОВА,

аспирант Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации

Рассматриваются вопросы нормативно-правового регулирования в сфере защиты материнства, детства и семьи в Российской Федерации. Анализируются современное законодательство Российской Федерации о государственной поддержке семей, имеющих детей, а также общепризнанные принципы и нормы международного права в сфере защиты прав ребенка.

Ключевые слова: защита материнства, детства и семьи; права ребенка; государственные гарантии; система мер; правовой механизм.

Legal regulation in sphere of protection of motherhood, the childhood and a family in the Russian Federation and the international experience

In article questions of standard legal regulation of the sphere of protection of motherhood, the childhood and a family in the Russian Federation are considered. The modern legislation of the Russian Federation on the state support of the families having children, the conventional principles and norms of international law in sphere of protection of the rights of the child is analyzed.

Keywords: protection of motherhood, the childhood and a family; the right of the child; the state guarantees; system of measures; a legal mechanism.

Защита материнства, детства и семьи в Российской Федерации является одной из важнейших и ответственных задач государства при осуществлении правовой регламентации прав и свобод человека, позитивное решение которой тесно связано с использованием принятой и действующей в стране системы правовых средств в рассматриваемой сфере общественных отношений.

Законодательное регулирование вопросов соблюдения и охраны прав человека в Российской Федерации базируется как на предоставлении разнообразных и необходимых гарантий (общих, материальных и юридических)[1], так и на применении публичного принуждения, включающего меры пресечения и защиты, восстановление прав, меры ответственности и т. п. При этом сложившийся в системе российского права структурно-функциональный институт защиты материнства, отцовства, детства и семьи охватывает весь комплекс вышеназванных гарантий и мер правового принуждения.

Организуя и осуществляя правоохранительную деятельность, российское государство при реализации гарантий, предусмотренных национальной законодательной системой, опирается прежде всего на положения соответствующих статей Конституции РФ, в том числе и ряда специальных статей, устанавливающих две группы гарантий — общие гарантии и гарантии правосудия. Особое место в защите прав и свобод человека, включая его права и интересы в сфере материнства, детства и семьи, государство отводит судебной форме защиты, играющей свою специфическую и главенствующую роль.

Однако СК РФ не содержит определения понятия «защита семейных прав», которое можно рассматривать как в широком, так и в узком смысле.

Например, Е.А. Лукашева считает, что в наиболее общем смысле защита есть противодействие незаконным нарушениям и ограничениям прав, свобод и интересов личности, предупреждение этих нарушений и ограничений, а также возмещение причиненного вреда в случае, если предупредить или отразить нарушения и ограничения не удалось[2].

В узком смысле понятие «защита» определяется как комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации субъективных прав. Данная система включает судебную защиту, законодательные, экономические, организационно-технические и другие средства и мероприятия, а также самозащиту прав[3].

Таким образом, можно сделать вывод, что защита семейных прав — это комплексная система мер, применяемых для обеспечения свободной и надлежащей реализации семейных прав и борьбы с их нарушениями и осуществляемых государственными органами, общественными организациями, а также посредством самозащиты.

Нормы Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства регулируют видовые отношения, являясь самостоятельным институтом. Однако значительный массив этих норм сосредоточен и в конституциях (уставах) субъектов Российской Федерации, и в других законах, в том числе субъектов России. Именно поэтому представляется важным мнение М.В. Баглая о том, что если правовой акт регулирует отношения в сфере конституционного права, например, расширяет права и свободы или усиливает их гарантии, то он должен признаваться источником конституционного права[4].

Особое место среди федеральных законов занимает СК РФ. Соотношение норм Конституции РФ о защите семьи, материнства, отцовства и детства и конкретных норм СК РФ есть соотношение общего и частного, конституционно-правового и отраслевого регулирования. Взаимодействие норм конституционного и семейного права означает их участие в механизме правового регулирования. Так, нормы ст. 1 СК РФ близки по своему содержанию норме ч. 1 ст. 38 Конституции РФ. Положения о равенстве супругов по воспитанию детей, содержащиеся в ст. 38 Конституции РФ, более детально регламентируются нормами главы 12 «Права и обязанности родителей» СК РФ.

Основные семейные права являются в то же время и конституционными правами, а именно: равенство прав мужчины и женщины и равные возможности для их реализации (ст. 19); право на неприкосновенность частной жизни, личную и семейную тайну, защиту своей чести и доброго имени (ст. 23); право на защиту семьи, материнства и детства государством (ст. 38); право на социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом (ст. 39); право на охрану здоровья (ст. 41).

Семейное законодательство исходит из необходимости укрепления семьи и семейных прав граждан — это прежде всего определенные права матери и ребенка[5], а опыт в решении вопросов по улучшению положения детей связан с обязательным улучшением демографической ситуации как в целом по стране, так и в регионах.

В этой связи Федеральным законом от 29.12.2006 № 256-ФЗ «О дополнительных мерах государственной поддержки семей, имеющих детей» (далее — Закон) установлены следующие меры (ст. 2):

1) дополнительные меры государственной поддержки семей, имеющих детей, — меры, обеспечивающие возможность улучшения жилищных условий, получения образования, а также повышения уровня пенсионного обеспечения с учетом особенностей, установленных Законом;

2) материнский (семейный) капитал — средства федерального бюджета, передаваемые в бюджет Пенсионного фонда РФ на реализацию дополнительных мер государственной поддержки, установленных Законом;

3) государственный сертификат на материнский (семейный) капитал — именной документ, подтверждающий право на дополнительные меры государственной поддержки.

21 марта 2007 г. постановлением Правительства РФ № 172 была утверждена федеральная целевая программа «Дети России» на 2007—2010 годы (далее — Программа). Общий объем финансирования Программы составил 48 138,9478 млн руб. (в ценах соответствующих лет), в том числе за счет средств федерального бюджета —10 394,7478 млн руб. (в ред. постановления Правительства РФ от 12.02.2011 № 72).

Проведенные расчеты показывают, что к 2020 году экономический эффект от реализации Программы составит около 29 млрд руб.; численность трудоспособного населения, возвращенного к нормальной трудовой деятельности в результате реализации Программы, составит около 230 тыс. человек (за счет снижения инвалидности детей и, соответственно, предоставления матерям возможности работать, снижения детской смертности, а также уменьшения количества осужденных несовершеннолетних и лиц, находящихся в исправительных учреждениях).

Реализация Программы в части усиления профилактической направленности деятельности учреждений социального обслуживания семьи и детей будет способствовать сокращению факторов социального неблагополучия семей с детьми, приводящих к социальному сиротству, и снижению тем самым численности детей, нуждающихся в государственном попечении[6].

Изучение конституций и уставов (основных законов) субъектов Российской Федерации показывает, что содержащиеся в них нормы о защите семьи, материнства, отцовства и детства характеризуются неодинаковым объемом, полнотой и сферой применения. Так, в Конституции Республики Коми и Конституции Республики Бурятия (в статьях 64 и 62 соответственно) воспроизводится ч. 1 ст. 72 Конституции РФ. Уставом же (Основным законом) Омской области (принят Законодательным собранием Омской области 26.12.1995) было закреплено: «Омская область способствует укреплению семьи, оказывая особое внимание многодетным и неполным семьям. Воспитание детей приравнивается ко всякому другому труду и является основой для достойного социального обеспечения. В случае отсутствия или недееспособности родителей ребенка Омская область в лице государственных органов берет на себя исполнение их обязанностей» (ст. 98).

В статье 106 Устава Омской области говорилось, что политика области в сфере защиты и развития семьи осуществляется на основе: обеспечения условий для создания и развития семьи; создания благоприятных условий для рождения и воспитания детей; охраны материнства, отцовства, защиты прав детей и др.[7]

Воспитание ребенка в семье и обществе имеет целью формирование человека как свободной, нравственной и просвещенной личности, уважающей честь, достоинство и свободу других людей, носителя национальной и общечеловеческой культуры[8], что находит отражение в законодательстве субъектов Российской Федерации о защите семьи, материнства, отцовства и детства. Прежде всего необходимо отметить нормы, связанные с учреждением должности Уполномоченного по правам ребенка[9].

В 2001 году был сделан первый реальный шаг в этом направлении, когда вступил в силу Закон г. Москвы от 03.10.2001 № 43 «Об Уполномоченном по правам ребенка в городе Москве». А положительный опыт такой работы, имеющийся в Волгоградской, Калужской, Новгородской областях и в г. Екатеринбурге, был отмечен в докладе Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации.

Указом Президента РФ от 01.09.2009 № 986 «Об Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка» должность была учреждена на федеральном уровне. Несомненно, приоритетным направлением деятельности уполномоченного является защита прав, свобод и законных интересов детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и иных категорий детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Уполномоченные по правам ребенка уже есть в 58 регионах страны [10] .

На наш взгляд, федеральный уполномоченный по правам ребенка обязан, наряду с другими задачами, обеспечивать координацию деятельности государственных органов по реализации национальных программ по защите прав детей. Ему необходимо при этом взаимодействовать с такими же структурами субъектов Российской Федерации, контролируя деятельность детских учреждений, отправление правосудия в отношении несовершеннолетних, а также выполняя иные функции по защите прав и интересов детей[11].

С 2001 года в аппарате Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации осуществляется мониторинг по проблемам соблюдения прав детей. Так, в 2010 году соответствующими органами было принято 8381 решение о передаче детей на воспитание в российские семьи[12]. Органы опеки и попечительства, а также государственные органы исполнительной власти своевременно выявляют нарушения прав детей родителями. Однако для более полной проверки условий жизни российских детей, усыновленных гражданами зарубежных стран, необходимы соответствующие правовые механизмы.

Сказанное выше обосновывает целесообразность создания специального структурного подразделения при Уполномоченном при Президенте Российской Федерации по правам ребенка для обеспечения прав и законных интересов несовершеннолетних, усыновители которых проживают за пределами Российской Федерации, а также для активизации заключения Россией договоров с зарубежными странами о международном усыновлении. При этом правовые механизмы реализации предлагаемых мер должны быть разработаны в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права.

Так, ООН во Всеобщей декларации прав человека 1948 года провозгласила, что семья является естественной и основной ячейкой общества и имеет право на защиту со стороны общества и государства (ст. 16); материнство и младенчество дают право на особое попечение и помощь. Все дети, родившиеся в браке или вне брака, должны пользоваться одинаковой социальной защитой (ст. 25); родители имеют право приоритета в выборе вида образования для своих малолетних детей (ст. 26)[13].

Согласно ст. 2 Конвенции о правах ребенка 1989 года «государства-участники уважают и обеспечивают все права, предусмотренные настоящей Конвенцией, за каждым ребенком, находящимся в пределах их юрисдикции, без какой-либо дискриминации, независимо от расы, цвета кожи, пола, языка, религии, политических или иных убеждений, национального, этнического или социального происхождения, имущественного положения, состояния здоровья и рождения ребенка, его родителей или законных опекунов или каких-либо иных обстоятельств». А статья 4 Конвенции предписывает принимать «все необходимые законодательные, административные и другие меры для осуществления прав, признанных в настоящей Конвенции. В отношении экономических, социальных и культурных прав государства-участники принимают такие меры в максимальных рамках имеющихся у них ресурсов и, в случае необходимости, в рамках международного сотрудничества».

Европейская конвенция об осуществлении прав детей (Страсбург, 25 января 1996 г.) больше внимания уделяет мерам процессуального характера по обеспечению осуществления прав детей, что предполагает соблюдение следующих процессуальных прав ребенка: права быть информированным и выражать свое мнение в процессе судопроизводства (ст. 3); права обратиться с ходатайством о назначении специального представителя (ст. 4); иных процессуальных прав (ст. 5).

При этом в процессе судопроизводства, затрагивающего интересы ребенка, орган судебной власти, прежде чем принять решение, должен:

« a ) проверить, располагает ли он достаточной информацией, чтобы принять решение в высших интересах ребенка, и в случае необходимости получить дополнительную информацию, в частности, от носителей родительской ответственности;

b ) в случае, если ребенок в соответствии с внутренним законодательством рассматривается как имеющий достаточный уровень понимания:

— обеспечить, чтобы ребенок получил всю необходимую информацию;

— в соответствующих случаях проконсультировать ребенка лично, либо через других лиц, либо через другие органы, если необходимо — в частном порядке, в форме, соответствующей его пониманию, за исключением случаев, при которых бы это явно противоречило высшим интересам ребенка;

— позволить ребенку выразить свое мнение;

c ) должным образом учитывать мнение, выраженное ребенком» (ст. 6)[14].

Важное значение имеют также Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила; приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 40/33 от 29.11.1985) и Руководящие принципы ООН для предупреждения преступности среди несовершеннолетних (Эр-Риядские руководящие принципы; приняты резолюцией Генеральной Ассамблеи ООН 45/112 от 14.12.1990).

В Пекинских правилах подчеркивается возможность создания условий и предоставления услуг и другой необходимой помощи для обеспечения интересов несовершеннолетнего в течение всего процесса перевоспитания. В этой связи в постановлении Пленума Верховного суда РФ от 29.10.2009 № 20, в частности, указано, что Пекинские правила применяются в отношении назначения наказания несовершеннолетнему с учетом характера и степени общественной опасности совершенного преступления.

Таким образом, общепризнанные нормы международного права, российское федеральное законодательство и законодательство субъектов Российской Федерации исходят из главного принципа о том, что в основе правового положения ребенка в семье находятся интересы несовершеннолетнего.

Сформировавшийся в системе российского права институт защиты материнства, детства и семьи представляет собой весьма сложную, интегрированную во многие отрасли права структуру с присущими ей одной характеристиками и выполняющую крайне важные функции нормативно-правового регулирования в рассматриваемой сфере правоотношений. Правовое регулирование этих отношений, на наш взгляд, должно постоянно совершенствоваться на основе международного опыта и с учетом потребностей российского общества.

1 См.: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. — М., 2001. С. 275—279.

2 См.: Общая теория прав человека // Отв. ред. Е.А. Лукашева. — М., 1996. С. 169.

3 См.: Тихомирова Л.В., Тихомиров М.Ю. Юридическая энциклопедия. — М., 1997. С. 24.

4 См: Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации: Учеб. для вузов. 4-е изд., изм. и доп. — М., 2005.

5 См.: Ежов Ю.А. Семейное право России: Учеб. пособие. — М., 2000. С. 7.

6 См.: Постановление Правительства РФ от 21.03.2007 № 172.

7 В ныне действующей редакции статьи 98 и 106 отсутствуют.

8 См.: Российский юридический журнал. 1993. № 1. С. 90.

9 См.: Глушкова С.И. Права ребенка: Международные стандарты и Россия: Учеб. пособие. — Екатеринбург, 2003. С. 39.

10 См: Послание Президента РФ Федеральному собранию Российской Федерации от 30.11.2010.

11 См.: Вавильченкова С.Е. Некоторые меры по совершенствованию защиты материнства и детства в современных условиях // «Черные дыры» в российском законодательстве. 2008. № 1.

12 См.: РИА — Новости. — М., 2010.

13 Права человека: Сб. междунар. договоров. — Нью-Йорк: ООН, 1978. С. 1—3.

14 Международные акты по правам человека: Сб. док. — М., 2002. С. 733—740.

www.sovremennoepravo.ru

Еще по теме:

  • Сайт тулгу приказы о зачислении Сайт тулгу приказы о зачислении В 2018-м году Минобрнауки России выделило Тульскому государственному университету 1365 бюджетных мест очной формы обучения и 40 бюджетных мест очно-заочной и заочной форм обучения. Из них 1017 приходятся на […]
  • Приказ 400 в мае Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. N 400 "Об утверждении Инструкции по организации воинских перевозок воздушным транспортом Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 27 мая 2013 г. […]
  • Какие налоги у ип с сотрудниками Какие налоги у ип с сотрудниками Уведомление о переходе на УСН необходимо предоставить в ИФНС в течение 30 дней со дня регистрации ИП. Сдача отчетности в Инспекцию Федеральной налоговой службы (ИФНС): 1) Декларацию по УСН в срок не позднее 30 […]
  • Закон боголюбов Обществознание. Учебник для 7 класса. Боголюбов Л.Н. и др. М.: 20 1 3. — 1 59 с. Учебник продолжает авторскую линию курса «Обществознание» для основной школы и создает условия для подготовки учащихся к изучению обществознания в старших классах. […]
  • Штрафы по 223 фз для поставщиков Штрафы для поставщиков по госконтрактам могут быть снижены Минэкономразвития России предлагает присоединиться к общественному обсуждению проекта 1 соответствующего постановления. Размер санкций для поставщиков, допустивших нарушение условий […]
  • Произведены отчисления единого социального налога Задача: составить бухгалтерские проводки Помогите пожалуйста с проводками и если возможно посмотрите правильные ли везде суммы в скобках. Заранее спасибо.1 Получены в кассу с расчётного счёта деньги для выдачи заработной платы. 210000 50 512 […]