Учебная тема
Законы развитие общества и их функции

Законы и развития общества и их функции.

1.Законы развитие общества.

2.Общие и особенные функции развитие общества.

1.Законы развития общества — это объективные,существенные, необходимые, повторяющиеся связи явлений общественной жизни,характеризующие основную направленность социального развития. Так, сувеличением материальных и духовных благ возрастают и потребности человека;развитие производства стимулирует потребление, а потребности определяют самопроизводство; прогресс общества закономерно приводит к возрастанию ролисубъективного фактора в историческом процессе и т.д. Само определение законовистории порождает вопрос: аналогичны ли они законам природы или у них есть свояспецифика и если да, то в чем она заключается? Разумеется, между этими законамиимеется нечто общее: и те и другие отвечают всем характеристикам понятиязакона, т.е. вскрывают необходимое, существенное в явлении: как таковые, онидействуют объективно. Специфика же общественных законов, во-первых, состоит втом, что они возникли вместе с возникновением общества и потому не вечны.Во-вторых, как уже отмечалось, законы природы происходят, в то время как законыразвития общества делаются; ведь они «должны соответствовать физическимсвойствам страны, ее климату — холодному, жаркому или умеренному, качествампочвы, ее положению, размерам, образу жизни ее народов — земледельцев,охотников или пастухов, степени свободы, допускаемой устройством государства,религии населения, его склонностям, богатству, численности, торговле, нравам иобычаям; наконец, они связаны между собой и обусловлены обстоятельствами своеговозникновения, целями законодателя, порядком вещей, на котором ониутверждаются» . В-третьих, это показывает их более сложный характер, связанныйс высоким уровнем организации социума как формы движения реальности. Мирразумных существ управляется далеко не с таким совершенством и с такойточностью, как мир физический: хотя у него и есть свои специфические законы, онне следует им с той неукоснительностью, с которой физический мир следует своимзаконам. Причина этого в том, что отдельные разумные существа, обладая свободойволи и своеволием, могут заблуждаться и поэтому могут и не соблюдать, нарушать(вольно или невольно) законы общества. Следствием нарушения, например,экономических законов может стать состояние разрухи и хаоса. В историичеловечества немало примеров политического авантюризма, который всегданаходится в кричащем противоречии с объективными законами истории .В-четвертых, историк имеет дело с тем, что уже свершилось, и не может знать,сколько реальных возможностей упущено. Ему кажется, коль именно данное событиесвершилось, то оно и есть закономерное. Он склонен отказывать произошедшему вслучайности. В физическом же мире, природе законом считается то, что постоянноповторяется. В истории все уникально, нет повторений, как в жизни: каждоемгновение ново, небывало и своеобразно. Каждое из них ставит новые задачи, а,стало быть, требует новых ответов. В-пятых, в жизни и развитии обществазначительно больший удельный вес и место имеют статистические законы: висторических событиях очень многое подвластно случайности. О случайном всоциально-исторических процессах. Отдельные исторические события во всембогатстве их конкретности, случайности действительно никогда не повторяются.Случайность, как уже сказано, вообще играет большую роль в историческомпроцессе и в жизни общества. В истории общества в большей мере, чем в природе,действует случай: ведь деятельность людей побуждается не только их идеями иволей, но и страстями и даже пристрастиями. Однако случайность случайностирознь даже в истории. С одной стороны, случайность выступает как более илименее адекватная форма проявления необходимости. Здесь случайности, как бывзаимно «погашаясь», способствуют выявлению определенной закономерности. Аслучайности другого типа, являясь для исторического процесса чем-топосторонним, вторгаясь в него как бы со стороны, могут внести в него серьезныеи подчас роковые коррективы . Вольтер резко высмеял точку зрения абсолютизациислучайности в социальных событиях. В одном из его произведений мудрец индусутверждает, что его левая нога явилась причиной смерти французского короляГенриха IV, убитого в 1610 г. Однажды в 1550 г. этот индус начал свою прогулку по берегу моря с левой ноги. Во времяпрогулки он случайно столкнул в воду своего друга — персидского купца. Дочькупца, оставшись без отца, бежала из родных краев с армянином и родила затемдевочку, которая впоследствии и вышла замуж за грека. Дочь этого грекапоселилась во Франции, вступила там в брак, от которого и родился Равальяк —убийца Генриха IV. Этот индус считал, что если бы он не начал прогулку с левойноги, то история Франции была бы иной. Общество в своем развитии проходиткачественно определенные этапы. На каждом из них действуют и общие законы,характеризующие именно повторяющееся, устойчивое в истории, и специфические,проявляющиеся только в ограниченном историческом времени и пространстве.

2.Общие и особенные функции развитие общества. Взаимосвязаны должны изучаться в единстве, поскольку последние характеризуют качественнуюопределенность каждой общественно-экономической формации, показывая ееисторически преходящий, изменчивый характер. Общие же законы составляют как быневидимую нить, которая связывает все этапы развития человечества в единоецелое. Названием наука социология обязана своему создателю Огюсту Конту(1798–1857). Термин «социология» состоит из двух корней. Первый происходит отлатинского societas, т. е. «общество», второй – от греческого loros,означающего в узком смысле «слово», а в широком – «учение», «наука». Такимобразом, термин «социология» переводится как «наука об обществе». Следовательно,объектом изучения социологии, как и других общественных, социальных наук,является человеческое общество. Но человеческое общество изучают и другиеобщественные и гуманитарные науки, например философия, история, экономика,политология и т. д. Каждая из них изучает свою сферу общества, т. е.имеет свой предмет исследования. Есть он и у социологии. Разные социологи имеютразличные взгляды на предмет исследования своей науки. Как полагал основательсоциологии О. Конт, предметом исследования социологов должны являться законыобщественного развития, из которых бы вытекали практические рекомендации,полезные во всех отраслях деятельности людей. О. Конт уподоблял социологиюестественным наукам, называя ее иногда социальной физикой. Законы развитияобщества, подобно естественным, природным законам, носят, по его мнению,строгий, однозначный и объективный, не зависимый от воли людей характер. МаксВебер (1864–1920) считал предметом социологии так называемое социальноедействие, т. е. такое действие, которое соотносится с действиями другихлюдей, ориентируется на них. Предмет социологии у М. Вебера субъективируется,«привязывается» к человеку. Эмиль Дюркгейм (1858–1915) пошел по другомупути. Он объявил предметом науки об обществе социальные факты, под которыми онпонимал нормы, законы, ценности, представления людей, общественные институты,организации и вообще идеи, материализованные в виде, например, зданий,сооружений и т. д. Каждое поколение индивидов застает свой наборсоциальных фактов, который и определяет поведение людей. Подход Э. Дюркгейма кпредмету социологии носит объективный, не зависимый от конкретного человекахарактер. Подходы М. Вебера и Э. Дюркгейма объединяет то, что они, как иподавляющее число других социологов, считают поведение человека в обществеобусловленным связями, которые он имеет с окружающими его людьми и предметами,его предыдущим опытом общения, образованием, воспитанием, местом в общественнойжизни, общественных институтах и т. д.

Вопросы и задание:

1. чтотакое законы развитие общества?

2. изкаких корней состоит термин социология?

3. какпереводится термин социология?

4. какиеобщественные и гуманитарные науки изучает человеческое общество?

5. чтоявляется объектом изучением социологии ?

www.tpkelbook.com

Открытие законов развития общества и критика идеалистического взгляда на роль народных масс в истории

М. Д. Каммари, Г. Е. Глезерман и др.
Роль народных масс и личности в истории
Государственное издательство политической литературы.
Москва, 1957 г.
OCR Biografia.Ru

Законы развития общества открыли Маркс и Энгельс. В «Предисловии к «К критике политической экономии»» Маркс писал: «В общественном производстве своей жизни люди вступают в определенные, необходимые, от их воли не зависящие отношения — производственные отношения, которые соответствуют определенной ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества, реальный базис, на котором возвышается юридическая и политическая надстройка и кото-раму соответствуют определенные формы общественного сознания. Способ производства материальной жизни обусловливает социальный, политический и духовный процессы жизни вообще. Не сознание людей определяет их бытие, а, наоборот, их общественное бытие определяет их сознание»
Марксизм учит, что ключ к пониманию условий жизни и деятельности народных масс надо искать в изменении способов производства материальных благ, а не в сознании людей, не в прогрессе знаний. Прогресс знаний сам обусловлен и определяется развитием материального общественного производства. Развитие каждого общества начинается с развития производительных сил и прежде всего с изменения орудий труда. С усовершенствованием орудий труда развиваются и сами люди, их навыки к труду, растёт их производственный опыт. Орудия производства создают и усовершенствуют, разумеется, сами люди, трудящиеся. Трудящиеся массы являются главной производительной силой общества, творцами всех материальных благ, главным двигателем производственного процесса, а вместе с тем и истории общества.
Развитие производительных сил обусловлено соответствующими им производственными отношениями. Новые производственные отношения способствуют развитию производительных сил. Старые же производственные отношения становятся оковами развития общества, что приводит к социальной революции. Передовые силы общества, прежде всего трудящиеся, ломают старые производственные отношения, расчищают путь для развития новых производственных отношений и тем открывают простор для дальнейшего развития производительных сил.
Возникновение нового способа производства создаёт новые экономические условия жизни и деятельности людей. С изменением экономического базиса общества более или менее быстро происходит переворот во всей общественной надстройке: вслед за изменением общественного бытия людей изменяется и их общественное сознание.
Такова в самых общих чертах диалектика общественного развития, открытая Марксом. Благодаря открытию исторического материализма хаос и произвол, царившие до Маркса во взглядах на историю и политику, «сменились поразительно цельной и стройной научной теорией, показывающей, как из одного уклада общественной жизни развивается, вследствие роста производительных сил, другой, более высокий».
Оценивая значение переворота, совершённого Марксом и Энгельсом в понимании истории общества, Ленин писал: «Открытие материалистического понимания истории или, «вернее, последовательное продолжение, распространение материализма на область общественных явлений, устранило два главных недостатка прежних исторических теорий. Во-1-х, они в лучшем случае рассматривали лишь идейные мотивы исторической деятельности людей, не исследуя того, чем вызываются эти мотивы, не улавливая объективной закономерности в развитии системы общественных отношений, не усматривая корней этих отношений в степени развития материального производства; во-2-х, прежние теории не охватывали как раз действий масс населения, тогда как исторический материализм впервые дал возможность с естественно-исторической точностью исследовать общественные условия жизни масс и изменения этих условий».
Домарксовская социология, за немногими исключениями, рассматривала общество как нечто неизменное, раз навсегда данное, или же как простую сумму людей, как некий механический агрегат индивидов, изменяющийся случайно, по произволу отдельных лиц — монархов, законодателей, завоевателей, учёных и т. д. Марксизм положил конец такому ненаучному воззрению, доказав, что общество, так же как и природа, находится в постоянном изменении, что развитие общества надо рассматривать как естественно-исторический, т. е. закономерный, процесс. Марксизм изучает общество во всей его сложности и противоречивости, рассматривая его как процесс развития и смены общественно-экономических формаций, причём переход от одной общественно-экономической формации к другой совершается путём революции, борьбы классов.
Благодаря перевороту, совершённому Марксом и Энгельсом в понимании истории, основа развития общества предстала как история труда и трудящихся масс, а история антагонистических общественных формаций предстала как история классовой, революционно-освободительной борьбы против тех или иных форм эксплуатации и угнетения, порождённых закономерным развитием способов производства, производительных сил и производственных отношений общества.
С позиций нового, материалистического понимания истории Маркс и Энгельс дали глубокую и последовательную критику всех идеалистических, антинаучных социологических теорий. Они подвергли критике прежде всего философию истории Гегеля и левых гегельянцев.
«Гегелевское понимание истории, — писали Маркс и Энгельс, — предполагает существование абстрактного, или абсолютного, духа, который развивается таким образом, что человечество представляет собой лишь массу, являющуюся бессознательной или сознательной носительницей этого духа».
В народных массах Гегель видел лишь пассивный материал для творчества абсолютного духа, выступающего в виде мирового духа и национального духа. Эти идеалистические взгляды Гегеля нашли ещё более карикатурное выражение в философии его последователей — правых и левых гегельянцев.
Левые гегельянцы — Бруно Бауэр и др. вслед за Гегелем изображали трудящихся как косную «материю», как «врага духа» и прогресса. Левые гегельянцы свысока, по-барски третировали народные массы как некритическую, невежественную, тупую и самодовольную толпу. Массе они противопоставляли «критическую критику», т. е. буржуазную интеллигенцию, как единственную носительницу духа, разума. Буржуазную интеллигенцию, по-аристократически, свысока, пренебрежительно относящуюся к народу, левогегельянцы считали движущей силой исторического прогресса. Раскрывая реакционную суть теорий левых гегельянцев, Маркс и Энгельс писали: «Открытое г-ном Бруно отношение «духа» и «массы» на самом деле есть не что иное, как критически-карикатурное завершение гегелевского понимания истории, которое, в свою очередь, есть не что иное, как спекулятивное выражение христианско-германской догмы о противоположности духа и материи, бога и мира». Эта противоположность изображена таким образом, будто в истории «немногие избранные индивидуумы, в качестве активного духа, противостоят остальному человечеству как неодухотворённой массе, как материи». Бруно Бауэр утверждал, что великие дела в истории кончались неудачно потому, что масса интересовалась ими, принимала в них участие. По его мнению, великая идея, если она поступала на одобрение массы, в силу этого становилась «вульгарной», поверхностной и посрамляла себя. В качестве примера, якобы подтверждающего это положение, левые гегельянцы ориводили опыт французской буржуазной революции. Разоблачая эту надуманную «философию истории», Маркс показал, что не масса, а сама «критика» Бруно Бауэра и К0 оказалась весьма некритической, самодовольной, косной и тупой. Эта «критика» не заметила, что «идея» всегда посрамляла себя именно тогда, когда она отрывалась от интересов и потребностей народных масс и противопоставляла себя им. Интересы буржуазии Франции конца XVIII и начала XIX века оказались настолько могущественными, писал Маркс, что сумели преодолеть не только монархию Бурбонов, но и революционную диктатуру якобинцев и военную диктатуру Наполеона. Буржуазная революция 1789 г. во Франции была ограниченной не потому, что её идеологи и вожди взывали к интересам масс, и не потому, что массы приняли в ней активное участие (в этом были именно сила и величие революции), а потому, что по своей буржуазной классовой природе, по своим ограниченным идеям и целям эта революция не могла удовлетворить коренных интересов народных масс.
Маркс показал, что народная масса, изображаемая гегельянцами в виде косной «материи», ничего общего не имеет с действительной народной массой, которая расчленена иа классы, находящиеся «в весьма массовом противоречии друг с другом» и движущие своей борьбой развитие общества. Реальную борьбу классов и социальную революцию левые гегельянцы предлагали заменить революцией в самосознании, в сознании людей. В ответ на это Маркс и Энгельс писали, что реальные цепи, которыми скованы трудящиеся и эксплуатируемые массы, нельзя разорвать только изменением сознания или самосознания, цепи должны быть разбиты реальной, материальной силой, борьбой масс, революцией. Идеи могут стать и становятся материальной силой, но лишь тогда, — когда они овладевают массами и вдохновляют, организуют и направляют их борьбу.
Разоблачая идеалистические, реакционные теории «героев и толпы», Маркс выдвинул положение о том, что «вместе с основательностью исторического действия будет, следовательно, расти и объём массы, делом которой оно является».
Ленин оценил это положение как одно из важнейших философско-исторических положений марксизма. Марксова критика левых гегельянцев была заострена прежде всего против высокомерного, барского отношения идеологов буржуазии к трудящимся массам, к пролетариату. Эта критика велась во имя «действительной человеческой личности» — рабочего, попираемого господствующими классами и их государством. Эта критика требовала борьбы за лучшее устройство общества. Маркс и Энгельс открыли в пролетариате ту общественную силу, которая способна вести эту борьбу, руководить ею и которая кровно заинтересована в коренном переустройстве старого общества на новых, социалистических началах.
В своей работе «Немецкая идеология» Маркс и Энгельс подвергли критике буржуазно-идеалистические взгляды идеолога анархизма Макса Штирнера, который противопоставлял массе, коллективу, народу отдельную личность. Ратуя за свободу личности, Штирнер защищал интересы буржуазного эгоиста, не признающего ничего, кроме своего «я». Разоблачив буржуазную и идеалистическую суть фраз Штирнера о свободе «автономной» личности, о «независимости» личности от общества, Маркс и Энгельс показали, что развитие каждой личности всегда обусловлено развитием других людей, с которыми она находится в прямом или косвенном общении. Личность может существовать и развиваться только в обществе.
Маркс и Энгельс показали закономерность преемственной исторической связи между сменяющими друг друга поколениями людей. Поколения связаны друг с другом необходимой связью. Уже само существование людей каждого поколения определяется их предшественниками. Каждое последующее поколение перенимает от своих предшественников накопленные ими производительные силы и культурные ценности.
Маркс и Энгельс подвергли критике реакционные идеи английского писателя Томаса Карлейля его идеалистическую теорию культа личности в истории, теорию «героев и толпы».
В своей книге «Герои и героическое в истории» (1841 г.) Карлейль утверждал, что история общества есть лишь реализация идей великих людей. Великий человек, по Карлейлю, — это выразитель божественного провидения, все остальные смертные — это «толпа», которая должна следовать слепо за героем. Общество, утверждал Карлейль, должно быть построено на почитании героев как носителей божественного откровения. Демократию Карлейль отрицал и изображал как нечто противоестественное, противоречащее «вечным» законам природы и истории, как болезнь, заражающую общество и приводящую его к упадку. Вселенная, утверждал он, устроена иерархически и монархически и открывает свои тайны лишь немногим избранным. «Благородных» и «мудрых» носителей божественного откровения надо искать среди «образованных».
«При таком воззрении, — указывал Маркс, — все реальные классовые противоречия, столь различные в различные эпохи, сводятся к одному великому и вечному противоречию между теми, которые познали вечный закон природы и поступают согласно ему — мудрыми и благородными, и теми, которые его ложно понимают, искажают и поступают наперекор ему — глупцами и мошенниками». Философия истории Карлейля выражает реакционные взгляды феодальной аристократии на народные движения эпохи буржуазных революций. Во всех произведениях Карлейля, указывал Маркс, критика настоящего тесно связана с удивительно антиисторическим апофеозом, восхвалением средневековья.
Антинародный, реакционный характер этой философии истории особенно явно выступил в памфлетах Карлейля против революций 1848 г. в странах Европы. Эти революции Карлейль изображал как анархию, как «бунт черни». Выступая открыто на стороне помещичье-буржуазной контрреволюции, Карлейль призывал буржуазию на помощь аристократии с целью обуздать народ. Карлейль направлял своё негодование против класса наёмных рабочих, призывая господ аристократов и «капитанов индустрии» обуздать мятежный дух рабочих расстрелами и тюрьмами.
Вот почему некоторые современные идеологи империализма поднимают на щит философию истории Карлейля. Она выражает и их ненависть к рабочему классу.
Подобно этому германские фашисты в своё время подняли на щит человеконенавистническую философию Ницше и Шпенглера.
Некоторые идеологи правых социалистов также повторяют и развивают буржуазные идеи «героев и толпы», маскируя реакционную сущность этих идей фразами о социализме и демократии. Но о них мы скажем ниже.

www.biografia.ru

Закономерности развития общества

Чтобы понять феномен общества, необходимо выяснить характер закономерностей, объединяющих людей в некое единое целое.

Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выявили ряд закономерностей:

закон ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше, времени, чем на предыдущую. Так, капитализм короче феодализма, а тот, в свою очередь, короче рабовладения. Доиндустриальное общество протяженнее индустриального. Чем ближе к современности, тем, сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее;

закон уплотнения исторического времени. Он означает, что технический и культурный прогресс постоянно ускорялись по мере приближения к современному обществу;

закон неравномерности отражает то, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Разные общества разновременно проходят исторические этапы. Поэтому и в современном мире существуют общества, находящиеся на разных ступенях развития. И даже в рамках одного общества (например, и в Америке и в России) до сих пор coceдcтвyют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни. Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия;

закон осознанного характера жизнедеятельности социальных организмов.

– закон единства антропо-, социо- и культурогенеза, который утверждает, что происхождение человека, общества и его культуры и с «филогенетической», и с «онтогенетической» точек зрения следует рассматривать как единый, целостный процесс, как в пространстве, так и во времени;

закон решающей роли человеческой трудовой деятельности в становлении и развитии общественных систем. История подтверждает, что формы активности людей, и, прежде всего, труда обусловливают сущность, содержание, форму и функционирование общественных отношений, организаций и институтов;

– закон возрастания роли субъективного фактора выражает причинно-следственные связи между уровнем политического сознания людей и темпами социального прогресса.

Особенности закономерностей развития общества:

1) наличие общих закономерностей предполагает своеобразие развития отдельных стран и народов, проходящих сходные этапы развития;

2) закономерный характер истории означает также поступательный характер ее развития, связан с идеей прогресса;

3) законы развития общества есть законы исключительно деятельности людей, а не нечто внешнее по отношению к ней;

4) общественные закономерности познаваемы; их познание зависит от степени зрелости общественных отношений и открывает возможность их использования в практической деятельности людей;

5) объективный характер законов общественного развития состоит в том, что законы не создаются и не могут быть отменены людьми, что они действуют независимо от того, желательны они людям или нет, познали их люди или нет. Это – объективные связи самой системы общественных отношений, объективная логика общественного развития.

Наличие общих законов социального развития не означает, что деятельность отдельного человека и общества в целом полностью детерминирована этими законами. Ни человек, ни общество не могут изменить эти законы, но в их силах познать эти законы и использовать полученные знания или на пользу, или во вред человечеству.

studopedia.org

Законы развития общества

Сегодня над миром витает чувство тревоги: будет вторая волна кризиса или наступит выздоровление экономики? Предвидеть будущее, понять настоящее, познать прошлое можно тогда, когда знаешь законы развития общества. Раскроем суть 3-х законов социогенеза.

Члены общества делятся на две категории: трудящихся, занятых в сфере производства, и нетрудящихся (дети, престарелые и т. д). В связи с этим разделим потребление на необходимое – потребление трудящихся и вторичное – потребление всех остальных.

Триада производство – распределение – необходимое потребление образуют материальный базис. Над базисом возвышается надстройка, состоящая из ядра (социальная организация общества) и вторичных элементом (прочие отношения).

Базис и надстройка образуют формацию. Формация делится на управляющую и управляемую подсистемы: в роли управляющей выступает ядро надстройки, в подчинении которой находятся базис и вторичные элементы надстройки.

Трудящие создают продукты, в которых заключена энергия потребления Е. Для восстановления сил им необходима энергия потребления А. Если из Е вычтем А, то в остатке будет прибавочная энергия. Набор продуктов, в котором содержится эта энергия, есть прибавочный продукт. Прибавочный продукт является источником существования надстройки и развития базиса. Без прибавочной энергии общество обречено на вымирание. Итак, первый закон гласит – бытие общества немыслимо без прибавочной энергии.

Закон 2. Развитие общества может совершаться двумя путями:

1-й (интенсивный) – трансформация старого базиса в новый;
2-й (экстенсивный) – расширение базиса за счет роста числа трудящихся.

Интенсивный путь развития дает резкое повышение эффективности производства и потребления, в результате чего создается значительный объем прибавочного продукта. Экстенсивный же настолько малоэффективен, что сам по себе не обеспечивает даже простого выживания общества. Отсюда вытекает содержание второго закона, существование общества возможно только за счет преобразования старого базиса в новый. Общество существует потому, что меняется. Поэтому не бывает вечных империй.

Закон 3. Базисные отношения могут быть только двух видов, характер которых полярный:

1) индивидуальный, частный;
2) общий, коллективный.

Согласно третьему закону характер нового базиса противоположный старому, порождающему его.

Итак, мы изложили содержание 3-х законов. Разворачиваясь во времени, они обусловливают неизбежность и повторяемость событий. Повторяемость обнаруживается в смене форм общественных отношений.

Механизм смены форм

Человеческое общество существует на протяжении почти 5 млн. лет. В его движении во времени происходит корреляция между рассмотренными законами и делением формации на управляющую и управляемую подсистему. Под влиянием основных законов происходит смена форм управляющей и управляемой подсистем, при чем эти смены не совпадают во времени. Это несовпадение ведет к тому, что история человечества делится на формации, а формация – на два этапа.

Первый этап. На данном этапе существуют два базиса: доминирующий и отмирающий.

На основе доминирующего формируется управляющая подсистема, под управлением которой происходит:

а) расширение сферы доминирующего базиса;
б) развитие управляющей подсистемы;
в) развитие вторичных элементов надстройки;
г) отмирание старого базиса.

Сначала сокращение старого базиса не отражается на снижении прибавочного продукта, но со временем фактор сжатия начинает сказываться:

1. экстенсивный путь начинает доминировать, в результате ощутимо уменьшается размер прибавочного продукта;
2. ощущается недостаток средств существования;
3. снижаются темпы развития производства и потребления.

Первый этап завершается тогда, когда старый базис прекращает свое существование и дальнейшее развитие возможно только через преобразование господствующего базиса в новейший. Доминирующий базис, поглотив старый базис, становится фундаментом для становления следующего базиса.

Второй этап. Появление элементов нового базиса знаменует собой начало второго этапа. Заметим, что подсистема управления не способна оказывать регулирующее воздействие на управляемые подсистемы, имеющие полярные свойства, поэтому новый базис оказывается без управления. Вследствие независимого и бесконтрольного развития нового способа производства и потребление между ними возникает диспропорция. Нарастающая диспропорция вызывает уменьшение величины прибавочного продукта. Его снижение до известных пределов становится причиной ухудшения условий жизни и социальных напряжений, крайнее обострение которых снимается через конфликт.

В ходе конфликта происходит:

а) устранение диспропорции;
б) ускоренное развитие нового базиса;
в) развитие вторичных элементов надстройки;
г) сужение сферы существования господствующего базиса;
д) сокращение функций управляющей подсистемы.

На втором этапе конфликты повторяются до тех пор, пока новейший базис не займет доминирующее положение. Апофеозом становится последний конфликт, в ходе какого совершается слом старой и формирование новой управляющей подсистемы.

В истории человечества выделяются 8 формаций: 1,3,5,7 носят частный характер; 2,4,6,8 — общий.

Ныне мы находимся на 2-м этапе 8-ой формации, для которого характерны кризисы перепотребления. Первый такой кризис поразил страны соцлагеря во главе с СССР. Второй надвигается на развитые капстраны и их лидера США. Потом центр мировой экономики переместится в развивающие страны Азии и Южной Америки, которым предстоит пережить третий кризис. Затем расцвет ожидает Африку, которая станет центром экономического господства, но не навсегда. Таким видится будущее на 100 лет.

Не следует паниковать по поводу кризисов, т. к. паника лишь множит потери. Надо осознанно, учитывая законы, менять себя и свое общество.

Институты общества
Функции общества
Аграрное общество
Государственное общество
Гражданское общество
Духовное общество
Жизнь в обществе

Назад | | Вверх

center-yf.ru

Законы развития общества;

Типология обществ.

Несколько типов общества, объединенных сходными признаками или критериями, составляют типологию.

Первая типология в качестве главного признака выбирает письменность, и все общества делятся на дописьменные (т.е. умеющие говорить, но не писать) и письменные(владеющие алфавитом и фиксирующие звуки в материальных носителях: клинописных табличках, берестяных грамотах, книгах, газетах, компьютерах).

Согласно второй типологии, общества также делятся на два класса – простые и сложные.Критерием выступает число уровней управления и степень социального расслоения. В простых обществах нет руководителей и подчиненных, богатых и бедных. Таковы первобытные племена. В сложных обществах несколько уровней управления, несколько социальных слоев населения, расположенных сверху вниз по мере убывания доходов.

Простые общества совпадают с дописьменными. У них нет пистменности, сложного управления и социального расслоения. Сложные общества совпадают с письменными. Здесь появляется письменность, разветвленное управление и социальное неравенство.

В основании третьей типологии лежит способ добывания средств существования (охота и собирательство, скотоводство и огородничество, земледелие, индустриальное и постиндустриальное общество).

В середине 19 века К.Маркс предложил свою типологию обществ. Основанием служат два критерия: способ производства и форма собственности. Общество, находящееся на определенной ступени исторического развития получило название общественно-экономическая формация. Согласно К.Марксу, человечество последовательно прошло четыре формации: первобытную, рабовладельческую, феодальную и капиталистическую. Пятой была названа коммунистическая, которая должна была наступить в будущем.

Современная социология использует все типологии, объединяя их в некоторую синтетическую модель. Ее создателем считают видного американского социолога Даниела Белла. Он подразделил всю историю на три стадии: доиндустриальную (для которой была характерна власть), индустриальную (для которой были характерны деньги) и постиндустриальную (для которой характеры знания).

Закон ускорения исторического времени. Его суть заключается в следующем. Сравнивая эволюцию обществ, различные стадии, которые проходит человеческая цивилизация в своем развитии, ученые выяснили ряд закономерностей. Одну из них можно назвать тенденцией, или законом ускорения истории. Он гласит, что на каждую последующую стадию уходит меньше времени, чем на предыдущую. Чем ближе к современности, тем сильнее сжимается спираль исторического времени, общество развивается быстрее, динамичнее. Таким образом, закон ускорения истории свидетельствует об уплотнении исторического времени.

Закон закономерности. Второй закон, или тенденция истории, гласит, что народы и нации развиваются с неодинаковой скоростью. Вот почему в Америке или России соседствуют индустриально развитые регионы и районы, где население сохранило доиндустриальный (традиционный) уклад жизни.

Когда, не пройдя все предыдущие этапы, они вовлекаются в современный поток жизни, в их развитии могут последовательно проявиться не только позитивные, но и негативные последствия. Ученые установили, что социальное время в разных точках пространства может протекать с неодинаковой скоростью. Для одних народов время протекает быстрее, для других — медленнее.

studopedia.su

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Спор овощей стихотворение тувим Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») Оксана Шмакова Сценка про овощи (на основе стихотворения Ю. Тувима «Овощи») СЦЕНКА ПРО ОВОЩИ (по Ю. Тувиму) Действующие лица: воспитатель, Хозяйка (в фартуке и с корзинкой, дети в масках […]
  • Налогообложение с продажи квартиры по наследству Налог 13% при продаже жилья полученного в наследство Помогите пожалуйста. Сейчас получаю в наследство дом, планирую продать его за 1 млн 200 т.р. и в последующем взяв ипотечный кредит купить двухкомнатную квартиру за 2 млн 500 т.р. В этой связи […]
  • Проект закон о многодетных семьях Проект федерального закона "О государственной поддержке многодетных семей" (внесен депутатами ГД Апариной А.В., Кошевой В.К., Швецом Л.Н., Свечниковым П.Г.) (не действует) Проект федерального закона"О государственной поддержке многодетных […]
  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Патенты в рекламы Патенты в рекламы Ученые изобрели устройство, которое может угадать песни, о которых думает человекПоявилась возможность преобразовать мысли людей в синтезируемую компьютером речь. 13 самых известных сериалов о технологиях будущего Популярный жанр […]