Предмет доказывания по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних

В соответствии с ч. 1 ст. 421 УПК наряду с обстоятельствами, указанными в ст. 73 УПК, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства уголовного дела о преступлении, совершенном несовершеннолетним, подлежат также установлению:

• возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения;

• условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности;

• влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц.

Установление по уголовным делам о преступлениях несовершеннолетних ряда дополнительных, не указанных в ст. 73 УПК обстоятельств, обусловлено тем значением, которое они имеют при решении вопросов о привлечении несовершеннолетнего к уголовной ответственности либо об освобождении от нее, о применении к нему конкретных мер уголовно-правового воздействия, об избрании меры пресечения, определении круга участников отдельных следственных действий.

Возраст несовершеннолетнего. В п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК сформулировано требование устанавливать возраст несовершеннолетнего с точностью до числа, месяца, года рождения. Для подтверждения возраста подростка к уголовному делу надлежит приобщать копии соответствующих документов (свидетельства о рождении, паспорта, выписки из книги актов гражданского состояния, заключения экспертизы). Определение возраста со слов самого несовершеннолетнего, его родственников, педагогов и иных лиц не допускается.

Когда документы, подтверждающие возраст несовершеннолетнего, отсутствуют, а все возможности для их получения исчерпаны либо их подлинность вызывает сомнение, для установления возраста обвиняемого (подозреваемого) в соответствии с ч. 4 ст. 196 УПК должна быть назначена судебно-медицинская экспертиза. Как разъяснил Пленум Верховного Суда РФ в п. 5 постановления от 01.02.2011 № 1, днем рождения лица считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица.

С учетом положений ч. 1 ст. 128 УПК лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т.е. с ноля часов следующих суток. Недостижение лицом к моменту совершения преступления возраста, с которого наступает уголовная ответственность, является безусловным основанием отказа в возбуждении уголовного дела или прекращения уголовного дела. При установлении факта недостижения лицом возраста уголовной ответственности следователь принимает решение об отказе в возбуждении уголовного дела или о его прекращении ввиду отсутствия в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24 УПК).

Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. При расследовании уголовного дела следователь, дознаватель обязаны собрать характеризующие несовершеннолетнего подозреваемого (обвиняемого) сведения по месту его жительства, учебы, работы:

• в каких условиях и с кем он проживает;

• создают ли эти лица возможности для нормального отдыха, выполнения учебных заданий;

• отношение родителей подростка или лиц, их заменяющих, к его воспитанию;

• какое влияние – положительное или отрицательное – они оказывают на сына (дочь);

• где и с кем подросток проводит свободное время;

• его отношение к учебе, работе;

• склонность к употреблению наркотических средств, спиртных напитков.

Если подросток состоит или ранее состоял на учете в полиции, выясняется, с какого времени и в связи с чем он поставлен на учет, когда, какие и с кем совершал правонарушения, когда и кем принимались меры за допущенное правонарушение, реагирование подростка на эти меры.

Уровень психического развития определяется степенью интеллектуального развития несовершеннолетнего, его соответствием возрасту. При наличии задержки психического развития лица выясняются ее причины: психическое расстройство, социальная или педагогическая запущенность и т.п. Для определения уровня психического развития несовершеннолетнего и при наличии данных об его умственной отсталости назначается комплексная психолого-психиатрическая экспертиза. На ее разрешение ставятся следующие вопросы: «Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством (хроническим, временным; слабоумием, иным болезненным состоянием психики)?»; «Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством?»

Неправильной является постановка экспертам вопроса о соответствии уровня психического развития несовершеннолетнего обвиняемого его паспортному (календарному) возрасту. Ответ на него не входит в компетенцию эксперта- психолога, поскольку юридическое значение имеет не констатация соответствия уровня психического развития тому или иному календарному возрасту, а решение вопроса о мере способности несовершеннолетнего обвиняемого осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий или руководить ими.

Сведения об уровне психического развития могут быть получены и путем допроса самого несовершеннолетнего, его родителей, воспитателей, соседей, сверстников, других лиц из его окружения, истребования документов из медицинских и учебно-воспитательных учреждений, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел.

Правовые последствия отставания и отклонения в психическом развитии лица зависят от того, связаны ли они с психическим расстройством (заболеванием) или нет.

Если у несовершеннолетнего обвиняемого обнаруживаются обусловленные социальной или педагогической запущенностью признаки задержки интеллектуального и личностного развития, из-за которой он во время совершения преступления не способен был в полной мере осознавать значение своих действий и руководить ими, т.е. контролировать их, осуществлять их волевую регуляцию, то такой несовершеннолетний не подлежит уголовной ответственности (ч. 3 ст. 20 УК). Уголовное дело в отношении него подлежит прекращению за отсутствием в деянии состава преступления (п. 2 ч. 1 ст. 24, ч. 3 ст. 27 УПК).

Когда несовершеннолетние нс в полной мере осознают и регулируют свои преступные действия вследствие задержки или отклонения в психическом развитии, связанных с психическими расстройствами (например, при олигофрении, инфантилизме, органическом поражении головного мозга, психопатии), они несут уголовную ответственность, а их психическая патология учитывается судом при назначении наказания. Психические расстройства данного свойства могут служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера (ст. 22 УК).

Влияние па несовершеннолетнего старших по возрасту лиц. Специфика предмета доказывания по делам несовершеннолетних включает необходимость установления круга лиц, положительно или отрицательно влияющих на подростка, и выяснения, в чем конкретно это влияние выражается (пробуждение интереса к здоровому образу жизни, занятиям спортом, развитие определенных увлечений, склонение к пьянству, употреблению наркотиков, иной противоправной и аморальной деятельности).

При рассмотрении дел о преступлениях в отношении взрослых лиц, которые совершили преступление с участием несовершеннолетних, – отмечается в п. 42 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 01.02.2011 № 1 – суду надлежит выяснять характер взаимоотношений между ними, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого лица в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступлений или антиобщественных действий. Проверяться должны и факты вовлечения в преступную деятельность, осуществляемую непосредственно подростком без участия взрослого, который вызвал у него желание, укрепил решимость совершать преступления (пропаганда среди несовершеннолетних преступного образа жизни, обучение преступному ремеслу).

Установление перечисленных обстоятельств имеет значение для решения вопроса о применении к несовершеннолетнему меры пресечения в виде отдачи под присмотр, привлечении к ответственности взрослых лиц за вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК) или антиобщественных действий (ст. 151 УК).

С учетом дополнений, внесенных в ст. 421 УПК Федеральным законом от 28.12.2010 № 427-ФЗ, при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении средней тяжести или тяжком преступлении, совершенных несовершеннолетними, устанавливается также наличие или отсутствие у несовершеннолетнего заболевания, препятствующего его содержанию и обучению в специальном учебно-воспитательном учреждении закрытого типа, для рассмотрения судом вопроса о возможности освобождения несовершеннолетнего от наказания и направлении его в указанное учреждение в соответствии с ч. 2 ст. 92 УК. В этих целях медицинское освидетельствование несовершеннолетнего проводится в ходе предварительного расследования на основании постановления следователя или дознавателя в порядке, установленном Правительством РФ. Заключение о результатах медицинского освидетельствования несовершеннолетнего представляется в суд с материалами уголовного дела.

studme.org

§ 2. Предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Справедливое разрешение уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, установление восстановительного, а не карательного воздействия уголовного судопроизводства на несовершеннолетнего правонарушителя обеспечивается определением в ст.

При производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ и образующих ОБЩИЙ ПРЕДМЕТ ДОКАЗЫВАНИЯ,устанавливаются следующие обстоятельства.

1. Возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения. Сведения об этом устанавливаются свидетельством о рождении, паспортом. Копии этих документов приобщаются к делу.

2. Условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности. Эти обстоятельства выясняются путем собирания информации о его родителях или лицах, их заменяющих, роде их занятий и образе жизни, об учебе (работе) несовершеннолетнего, его поведении дома и в быту, о связях, жизненных установках, времяпрепровождении, круге интересов.

Если несовершеннолетний не учится и не работает, то выясняются побудившие его к этому причины, отношение к данному факту ответственных за его воспитание лиц и соответствующих государственных органов.

Подлежит исследованию прошлое подростка: имел ли приводы в милицию; привлекался ли к уголовной ответственности; если привлекался, то за какое преступление, каким судом, к какому виду и сроку наказания; имеет ли судимость; употребляет ли алкоголь, наркотики и т. п.

При проверке версии о несоответствии интеллектуального развития подростка его возрасту назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего умственной отсталости. В постановлении Пленума Верховного Суда РФ «О судебной практике применения законодательства, регламентирующего особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних» указывается на обязательное выяснение следующих вопросов: имеются ли у несовершеннолетнего не связанные с психическим заболеванием отклонения от нормального для данного возраста уровня развития; если имеются, то в чем они выражаются; мог ли несовершеннолетний с учетом особенностей его психического развития в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими?

При наличии данных, могущих свидетельствовать об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, следует назначить комплексную психолого-психиатрическую экспертизу в целях решения вопроса о его психическом состоянии и способности правильно воспринимать обстоятельства, имеющие значение для уголовного дела. При этом перед экспертами должен быть поставлен вопрос о влиянии психического состояния несовершеннолетнего на его интеллектуальное развитие с учетом возраста.

Психическое расстройство несовершеннолетнего, не исключающее вменяемости, учитывается судом при назначении наказания в качестве смягчающего обстоятельства и может служить основанием для назначения принудительных мер медицинского характера.

Сведения об условиях жизни и воспитания, уровне психического развития и иных особенностях личности несовершеннолетнего имеют важное значение для доказывания мотива преступления, виновности, индивидуализации ответственности и наказания, а также для осуществления профилактики правонарушений.

В случае совершения подростком преступления с применением огнестрельного или холодного оружия, а также в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, устанавливаются источники изготовления или приобретения оружия, приобретения спиртных напитков, наркотиков.

3. Влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц . При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних подлежит проверке версия о наличии факта влияния на несовершеннолетнего старших по возрасту. Роль взрослого в вовлечении подростка в совершение преступления может быть разной – в виде подстрекательства, пособничества, соисполнительства, заранее обещанного приобретения имущества, добытого подростком преступным путем, и т. п.

К уголовной ответственности за вовлечение подростка в совершение преступления могут быть привлечены лица, достигшие 18-летнего возраста, совершившие преступление умышленно и осознававшие, что своими действиями вовлекают несовершеннолетнего в преступление. При совершении преступления несовершеннолетним, не подлежащим уголовной ответственности в силу возраста или невменяемости, лицо, вовлекшее подростка в совершение данного преступления, несет ответственность за содеянное как исполнитель путем посредственного причинения.

При рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, необходимо установить характер взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку сведения об этом имеют важное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления. При этом следует иметь в виду, что преступление может быть совершено подростком в результате физического или психического принуждения со стороны взрослого либо в силу материальной, служебной или иной зависимости несовершеннолетнего. В связи с этим следует выяснить характер примененного в отношении подростка физического или психического принуждения.

Согласно и. «е» ч. 1 ст. 61 УК РФ совершение преступления в результате физического или психического принуждения, не исключающего преступность деяния, является обстоятельством, смягчающим наказание. Физическое или психическое принуждение подростка, в результате которого им совершено преступление, может исключить уголовную ответственность несовершеннолетнего лишь тогда, когда он действовал под влиянием взрослого в состоянии крайней необходимости, т. е. фактически не мог руководить своими действиями.

Меры уголовного наказания не должны применяться и тогда, когда подростком совершено малозначительное деяние, внешне схожее с преступлением.

В случае преступного причинения несовершеннолетним вреда он обязан в силу положений ст. 21 и 27 ГК РФ и ст. 13 СК РФ самостоятельно возместить его, и лишь когда у него нет доходов или иного имущества, достаточных для его возмещения, вред должен быть возмещен полностью или в недостающей части его родителями или лицами, их заменяющими.

По каждому уголовному делу о преступлении несовершеннолетнего требуется выявлять обстоятельства, способствовавшие совершению подростком преступления, и проводить профилактическую работу: не оставлять без реагирования установленные недостатки в работе комиссии по делам несовершеннолетних и подразделения по предупреждению преступлений несовершеннолетних, учебного заведения, общественной организации.

lawbook.online

Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних

Н. С. Манова подчеркивает, что при производстве по отдельным категориям уголовных дел и по конкретным уголовным делам индивидуализация обстоятельств, входящих в предмет процессуального доказывания, происходит в рамках общего предмета и не означает его изменения, поэтому целесообразным видится не конструирование особых предметов доказывания в зависимости от различных категорий преступлений, а совершенствование единой формулы родового понятия предмета доказывания в законе(2).

В УПК РСФСР отчетливо прослеживалась детализация предмета доказывания. Так, ст. 392 УПК РСФСР содержала указание на необходимость обращения особого внимания при производстве предварительного следствия и судебного разбирательства на ряд обстоятельств. Исходя из формулировки ст. 421 УПК РФ можно сделать вывод не о детализации предмета доказывания, а, скорее, о его расширении. При этом следует согласиться с мнением С. В. Тетюева: «УПК РФ делает акцент на более подробном и тщательном, чем по делам о преступлениях иных лиц, выяснении всех обстоятельств совершенного преступления и характеристик личности несовершеннолетнего правонарушителя»(3).

Такие указанные в ст. 421 УПК РФ обстоятельства, как возраст, социально-психологические особенности и иные данные, имеющие значение для рассмотрения и разрешения уголовного дела по существу, устанавливаются и по уголовным делам в отношении взрослых лиц. Однако особенности предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних обусловлены специальным субъектом — несовершеннолетним, в отношении которого осуществляется уголовное преследование, и заключаются в том, что обстоятельства, входящие в предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, в большей степени, нежели по уголовным делам в отношении взрослых лиц, направлены на изучение личности несовершеннолетнего. В связи с чем предпочтительнее было бы в ст. 421 УПК РФ детализировать предмет доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних по сравнению с общим предметом доказывания.

Согласно ст. 421 УПК РФ при производстве предварительного расследования и судебного разбирательства по уголовному делу о преступлении, совершенном несовершеннолетним, наряду с доказыванием обстоятельств, указанных в ст. 73 УПК РФ, устанавливаются: возраст несовершеннолетнего, число, месяц и год рождения; условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности; влияние на несовершеннолетнего старших по возрасту лиц; при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии, не связанном с психическим расстройством, устанавливается также, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими.

Из совокупности обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, на первое место законодатель ставит возраст несовершеннолетнего, число месяц и год его рождения (п. 1 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Действительно, с установлением возраста несовершеннолетнего связывается наступление определенных уголовно-правовых и уголовно-процессуальных последствий, а именно:

1. Установление возраста несовершеннолетнего позволяет определить, достиг ли он возраста наступления уголовной ответственности за данный вид преступления.
2. В случае недостижения лицом к моменту совершения преступления возраста 18 лет судебное разбирательство осуществляется по правилам о производстве по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, причем отдельные нормы применяются при недостижении несовершеннолетним определенной возрастной границы (например, правила об участии в судебном заседании педагога или психолога).
3. Если лицо является несовершеннолетним, к нему применяются уголовно-правовые нормы, касающиеся несовершеннолетних, о сроках, видах, пределах наказания, смягчающих и отягчающих наказание обстоятельствах, отбывании наказания, а также уголовно-правовые и уголовно-процессуальные нормы об освобождении несовершеннолетних от уголовной ответственности с применением принудительных мер воспитательного воздействия или об освобождении от наказания с применением принудительных мер воспитательного воздействия либо направлением в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Пленум Верховного Суда Российской Федерации указывает судам на необходимость иметь в виду, что установление возраста несовершеннолетнего входит в число обстоятельств, подлежащих доказыванию по делам несовершеннолетних, при этом нужно учитывать, что лицо считается достигшим возраста, с которого наступает уголовная ответственность, не в день рождения, а по истечении суток, на которые приходится этот день, т. е. с ноля часов следующих суток; при установлении судебно-медицинской экспертизой возраста подсудимого днем его рождения считается последний день того года, который назван экспертами, а при определении возраста минимальным и максимальным числом лет суду следует исходить из предлагаемого экспертами минимального возраста такого лица; следует также учитывать,

что согласно ч. 3 ст. 20 УК РФ, если несовершеннолетний достиг возраста, с которого он может быть привлечен к уголовной ответственности, но имеет не связанное с психическим расстройством отставание в психическом развитии, ограничивающее его способность осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, он не подлежит уголовной ответственности; при наличии данных, свидетельствующих об умственной отсталости несовершеннолетнего подсудимого, в силу ст.ст. 195 и 196, ч. 2 ст. 421 УПК РФ назначается судебная комплексная психолого-психиатрическая экспертиза для решения вопроса о наличии или отсутствии у несовершеннолетнего отставания в психическом развитии; указанные вопросы могут быть поставлены на разрешение эксперта-психолога, при этом в обязательном порядке должен быть поставлен вопрос о степени умственной отсталости несовершеннолетнего, интеллектуальное развитие которого не соответствует его возрасту(1).

Вместе с тем анализ уголовных дел, рассматриваемых судами в отношении несовершеннолетних, позволяет сделать вывод о том, что требование о назначении судебно-медицинской экспертизы для установления возраста несовершеннолетнего обвиняемого практически не реализуется.

В число обстоятельств, подлежащих установлению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, включены условия жизни и воспитания несовершеннолетнего, уровень психического развития и иные особенности его личности (п. 2 ч. 1 ст. 421 УПК РФ). Детализация особенностей личности, подлежащих изучению по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, связана с тем, что личностные свойства несовершеннолетнего, в отличие от взрослого, находятся в стадии формирования и неустойчивы, поэтому перед правосудием стоит задача: разрешить вопрос о том, достиг ли несовершеннолетний уровня психического развития, при котором может в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий либо руководить ими, а также воспитать и перевоспитать, а не исправить, так как исправление лица подразумевает изменение уже сформировавшихся, устойчивых антисоциальных установок и ценностей. Для формирования будущей взрослой личности необходимо знать о тех свойствах, которые развиты у нее, чтобы определить степень и характер уголовно-правового и иного воздействия.

Большая роль в первоначальном распознавании особенностей психического состояния и личности несовершеннолетнего принадлежит педагогу, психологу. Кроме того, имеет значение и личное впечатление участников судебного разбирательства о личности несовершеннолетнего, а также об уровне его психического развития, так как именно в устных показаниях часто проявляются те особенности психики (слабое развитие речи, поверхностность суждений, неумение устанавливать причинно-следственные связи), которые и порождают сомнение в способности сознавать значение совершенных действий и руководить ими.

В связи с требованием ч. 2 ст. 421 УПК РФ устанавливать, мог ли несовершеннолетний в полной мере осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) и руководить ими при наличии данных, свидетельствующих об отставании в психическом развитии несовершеннолетнего, не связанном с психическим расстройством, И. В. Овсянников и В. В. Морозова считают обязательным назначение судебно-психиатрической или судебно-психологической экспертизы либо комплексной психолого-психиатрической экспертизы, так как установление указанных обстоятельств требует специальных знаний в области психиатрии и психологии детского и подросткового возраста. Они предлагают на разрешение таких экспертиз ставить следующие вопросы:

1. Соответствует ли уровень психического развития несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) его возрасту?
2. Какому возрасту соответствует фактический статус (психический и физический) несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого)?

3. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставание в психическом развитии, если да, то в чем оно выражается? Какова степень отставания?
4. Страдал ли несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния психическим расстройством?
5. Имеется ли у несовершеннолетнего обвиняемого (подозреваемого) отставание в психическом развитии, не связанное с психическим расстройством? Если да, то какова степень этого отставания?
6. Мог ли несовершеннолетний обвиняемый (подозреваемый) во время совершения инкриминируемого ему деяния осознавать фактический характер и общественную опасность своих действий (бездействия) либо руководить ими, а если мог, то в какой мере?
7. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости, то мог ли он полностью сознавать значение своих общественно опасных действий и в какой мере мог руководить ими?
8. Если у обвиняемого (подозреваемого) имеются признаки умственной отсталости и он мог полностью или частично сознавать значение своих общественно опасных действий, то в какой мере признаки умственной отсталости повлияли на процесс совершения данных действий?
9. Какие конкретно психические аномалии (недостатки), не исключающие вменяемости обвиняемого, имеются у несовершеннолетнего и в чем они выражаются?
10. При наличии психических аномалий нуждается ли обвиняемый в медицинском наблюдении и лечении?
11. Соответствуют ли данные о психических аномалиях обвиняемого, зафиксированные в представленных документах, фактическому состоянию здоровья несовершеннолетнего?(1)

Для выяснения обстановки формирования личности несовершеннолетнего, причин и условий совершения им преступления, определения мер воздействия, которые бы способствовали исправлению и предупреждению совершения им новых преступлений, необходимо устанавливать условия жизни и воспитания несовершеннолетнего. Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие именно условия жизни и воспитания несовершеннолетнего подлежат установлению. На практике это приводит к тому, что наиболее существенные из них не устанавливаются либо устанавливаются не в полной мере.

Обычно выделяются различные условия жизни и воспитания, являющиеся существенными для их установления: объективные условия жизни и семьи, характеристика родителей и их отношение к воспитанию детей, бытовое окружение подростка, содержание воспитательной работы с несовершеннолетним по месту учебы либо работы и жительства, характер мер, ранее принимавшихся компетентными органами по фактам неправильного поведения и правонарушений подростка, и некоторые иные. Наиболее существенными из сведений, подлежащих выявлению для установления условий жизни и воспитания несовершеннолетнего, представляются следующие: обстановка в семье, общественно полезная занятость (учеба или работа), круг общения, интересов и увлечений, взаимоотношения с окружающими, прошлое противоправное поведение. Пекинские правила также указывают на необходимость во всех случаях, за исключением мелких правонарушений, до вынесения компетентным органом власти окончательного решения, предшествующего приговору, тщательного изучения окружения и условий, в которых живет несовершеннолетний, или обстоятельств, при которых было совершено правонарушение, с тем чтобы содействовать вынесению компетентным органом власти разумного судебного решения по делу.

Выяснение в совокупности условий жизни и воспитания несовершеннолетнего позволяет выявить причины и условия, способствовавшие совершению преступления. Требование закона о выяснении причин и условий, способствовавших совершению преступления несовершеннолетним, предполагает необходимость по каждому уголовному делу обращать особое внимание на:

а) причины возникновения у подростка антиобщественных взглядов и привычек; б) обстоятельства, приведшие к формированию преступного умысла и непосредственно толкнувшие на совершение преступления; в) обстоятельства, создавшие благоприятную обстановку для подготовки и совершения преступления. Помимо выявления фактов, указывающих на недостатки воспитания, необходимо устанавливать, кто конкретно за них ответственен и в силу каких причин эти недостатки имели место.

Уголовно-процессуальный закон не раскрывает, какие иные особенности личности несовершеннолетнего подлежат установлению при производстве по уголовному делу в отношении несовершеннолетнего. Вполне обоснованным представляется выделение среди них: особенностей, определяющих социализацию несовершеннолетнего (мировоззрение, правосознание, нравственность, воспитанность, целеустремленность, влияние социальной среды, материальное положение, общегражданские, трудовые, семейные отношения, участие в жизни школы и трудового коллектива, связь с преступными и другими антиобщественными элементами); индивидуально-психологических свойств личности (особенности темперамента и характера несовершеннолетнего, личностные качества и чувства, эмоциональные качества); психологических процессов и состояния (уровень психического развития, вменяемость личности, отставание в психическом развитии, особенности психических процессов)(1).

Пункт 3 ч. 1 ст. 421 УПК РФ предусматривает установление такого обстоятельства по уголовным делам в отношении несовершеннолетних, как влияние на несовершеннолетних старших по возрасту лиц. Верховный Суд Российской Федерации требует от судов при рассмотрении дел о преступлениях несовершеннолетних, совершенных с участием взрослых, тщательного выяснения характера взаимоотношений между взрослым и подростком, поскольку эти данные могут иметь существенное значение для установления роли взрослого в вовлечении несовершеннолетнего в совершение преступления или антиобщественных действий(2).

Обстоятельства, предусмотренные ст. 421 УПК РФ, устанавливаются в ходе допросов самого несовершеннолетнего, потерпевшего, свидетелей, которые хорошо знакомы с несовершеннолетним и обстоятельствами его жизни (законных представителей, соседей, товарищей, коллег по работе, представителей органов и учреждений системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних, представителей школы, органов опеки и попечительства, работников комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, подразделений по делам несовершеннолетних органов внутренних дел), заключением эксперта (по результатам проведения судебно-медицинской, судебно-психиатрической, судебно-психо-логической, комплексной психолого-психиатрической экспертиз), вещественными доказательствами, протоколами следственных и судебных действий, иными документами (характеристиками с места работы и учебы, справками органов внутренних дел, медицинских и иных учреждений, актами обследования и т. д.). При этом следует использовать все имеющиеся средства для установления обстоятельств, предусмотренных ст. 421 УПК РФ, а не ограничиваться одним из них. Для того чтобы у следователя и суда было четкое и обоснованное представление о моральном облике обвиняемого несовершеннолетнего, важно также изучить его поведение за достаточно большой отрезок времени.

Следуя принципам международного права в отношении несовершеннолетних правонарушителей, в УПК РФ законодатель предусмотрел целый ряд особенностей производства по данной категории дел и дополнительных гарантий прав несовершеннолетних.

www.procuror.spb.ru

Брянская Е.В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. Иркутск, 2018.

Монография дает представление о процессуальном статусе несовершеннолетних, который вносит свою специфику в процесс доказывания по уголовным делам. Рассмотрены особенности личности несовершеннолетних, процесс доказывания на досудебных и судебных стадиях, а также основы «дружественного к ребенку правосудия», определенные Национальной стратегией действий в интересах детей на 2012-2017 г.

Издание адресовано студентам, аспирантам, научным и практическим работникам, специализирующимся на вопросах доказывания в уголовном судопроизводств.

Брянская Е.В. Доказывание по уголовным делам в отношении несовершеннолетних : монография / Е. В. Брянская. — Иркутск : ИГУ, 2018.- 182 с.

Печатается по решению учебно-методической комиссии Юридического института ИГУ

  • канд. юрид. наук Е. М. Варпаховская;
  • канд. психол. наук А. В. Воронина;
  • канд. юрид. наук Е. В. Горбачева;
  • канд. юрид. наук М. Н. Садовникова

Оглавление

Глава 1. Понятие и сущность преступности несовершеннолетних.12

1.1. Особенности преступности несовершеннолетних.. 12

1.2. Личность несовершеннолетнего в уголовном судопроизводстве.27

Глава 2. Процесс доказывания на досудебных стадиях по делам несовершеннолетних..53

2.1. Отдельные вопросы предмета доказывания по уголовным делам в отношении несовершеннолетних.53

2.2. Понятие и виды доказательств в производстве по делам несовершеннолетних. 67

2.3. Особенности предварительного расследования и собирания доказательств по уголовным делам несовершеннолетних.84

2.4. Планирование и взаимодействие в процессе доказывания по уголовным делам несовершеннолетних. 91

2.5. Особенности производства отдельных следственных действий по делам несовершеннолетних.103

Глава 3. Специфика доказывания в суде первой инстанции по уголовным делам в отношении несовершеннолетних. 125

3.1. Истоки ювенального судопроизводства. 125

3.2. Международные стандарты судопроизводства по уголовным делам несовершеннолетних.128

3.3. Особенности предмета доказывания в суде по уголовным делам несовершеннолетних 131

3.4. Воспитательное значение прений сторон. 143

3.5. Восстановительный подход в судопроизводстве по делам несовершеннолетних.149

Использованная литература. 163

Самым верным критерием оценки доброго

воспитания является способность увидеть образ

Божий в другом человеке1.

Н. А. Дробышевская

Правовая политика в отношении несовершеннолетних — это целенаправленная систематическая специально организованная деятельность, предназначенная для совершенствования механизма реализации прав несовершеннолетних и обеспечения эффективной защиты их прав и законных интересов2.

Уровень преступности несовершеннолетних — один из показателей правовой политики в конкретном государстве. В связи с этим особую значимость приобретает вопрос реализации назначения уголовного судопроизводства по делам несовершеннолетних.

Указом Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 «О Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012- 2017 гг.» был введен термин «дружественное к ребенку правосудие»3. Дружественное правосудие в первую очередь направлено на реализацию гуманных начал при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

В этой связи заметим, что социально-негативные явления (процессы), социальные отклонения в деятельности больших и малых социальных групп (коллективов), асоциальное, аморальное и антиобщественное поведение личности, виды девиантного (от лат. deviatio — отклонение) поведения связаны с нарушением политических, нравственных, юридических и иных социальных норм, установленных обществом и государством. Под социальным отклонением ученые понимают отступление, отход от требований существующей той или иной социальной нормы (права, морали, правил человеческого общежития), нарушение ее, не являющееся единственно возможным видом поведения. Нежелательные явления в общественной практике и специальной литературе именуются поразному: отрицательные, негативные, аномальные, патологические, деструктивные; также выделяют нонконформное, антиобщественное, антисоциальное, асоциальное, девиантное, делинквентное и преступное поведение4.

Преступность несовершеннолетних, будучи составной частью преступности в целом, имеет свою специфику, что позволяет рассматривать ее в качестве самостоятельного объекта изучения. Преступность среди несовершеннолетних всегда привлекает повышенное внимание. Это вполне обосновано, поскольку молодое поколение является естественным резервом социального развития, а нарушения уголовного закона лицами юного возраста свидетельствуют о существующих недостатках воспитания, отсутствии условий для включения молодежи в жизнедеятельность общества.

Факт существования преступности несовершеннолетних и низкий уровень качества предварительного расследования, судебного разбирательства порождают противоречия между современным уголовно-процессуальным законодательством, практикой его применения и международно-правовыми нормами, воспринятыми многими государствами мира, в том числе и Российской Федерацией. Минимальные стандартные правила ООН, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила 1985 г.)5, создавались на базе принципов Всеобщей декларации прав человека (1948 г.)6, Международных пактов 1966 г. о гражданских и политических правах и об экономических, социальных и культурных правах7.

В них получили отражение общие принципы защиты прав человека, а также существенное место заняли проблемы создания достойных условий жизни и воспитания для молодежи и подростков, что рассматривается как важнейшее средство ранней превенции преступности несовершеннолетних. Пекинские правила содержат основные положения юридической доктрины о несовершеннолетнем, о правонарушениях, совершенных им, о его уголовной и иной юридической ответственности, реакции государства на правонарушение в виде наказания и иных принудительных мер воздействия, наконец, о нормах концепции судебной защиты прав и законных интересов несовершеннолетнего, оказавшегося в орбите уголовной юстиции8.

Центральным звеном в уголовном судопроизводстве выступает процесс доказывания по уголовному делу. Процесс доказывания при расследовании преступлений и рассмотрении их в суде в рамках российского уголовного судопроизводства должен соответствовать тем гарантиям прав несовершеннолетних, которые закреплены в Пекинских правилах.

Уровень преступности несовершеннолетних в Иркутской области имеет тенденцию к снижению (прил. 1-4). В частности, на сентябрь 2017 г. было зарегистрировано 31 985 преступлений, в 2016 г. — 53 736, 2015 г. — 61833, 2014 г. — 59 549, 2013 г. — 67 2259 (см. прил. 2). Например, по данным Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации по Иркутской области, всего рассмотрено уголовных дел в отношении несовершеннолетних по существу с вынесением приговора в 2011 г .-711, 2012 г .-602, 2013 г .-634, 2014 г .-618, 2015 г .- 559, 2016 г .-4 8 9 10 (см. прил. 4). Тем не менее преступления имеют место, и наш регион продолжает оставаться неблагополучным по уровню преступности в целом.

Более того, преступность несовершеннолетних относится к разряду латентной преступности. Следовательно, в вопросах расследования, да и порою рассмотрения уголовных дел в отношении несовершеннолетних, не всегда деятельность органов уголовного преследования и суда можно считать эффективной.

Актуальность темы определяется также и состоянием ее теоретической разработанности. Анализ научных источников показывает, что проблематика процесса доказывания, гарантий прав несовершеннолетних постоянно была и есть в поле зрения юридической науки. Ее выделение в oбъект самостоятельного изучения объясняется следующими обстоятельствами, составляющими методологический подход к ее разрешению:

  • важностью и масштабностью социальной задачи по охране жизни и здоровья подрастающего поколения и потребностью научной разработки государственной политики по его защите;
  • особенностями генезиса и мотивации совершаемых подростками преступлений, обусловливаемых спецификой их жизнедеятельности;
  • особенностями динамики, структуры и уровня данной группы преступлений, личности преступника;
  • особенностями формирования современной молодежной субкультуры, в которой на первое место выходит принцип достижения материального благосостояния любым способом, в том числе и противоправным11.

В соответствии с международными стандартами судопроизводство по делам несовершеннолетних представляет собой особую систему правосудия — ювенальную юстицию.

Уголовная политика, начиная с середины XX в., решает задачу сокращения сферы деятельности карательной уголовной юстиции введением новых методов. Отчасти это сокращение достигается корректировкой следственной и судебной практики, расширением возможностей для прекращения уголовных дел на всех стадиях уголовного правосудия12. Справедливы слова Е. М. Варпаховской: «Двадцатый век вошел в историю как эпоха бурного развития науки, техники, экономики и права. Развитие правовых отношений коснулось и вопросов защиты прав несовершеннолетних лиц. Дети (малолетние и несовершеннолетние), несмотря на физиологические, психологические и социальные особенности, являются гражданами, членами общества, соответственно, имеют право быть услышанными, выражать свое мнение, быть защищенными, в том числе, от преступных посягательств»13.

Что касается расследования и рассмотрения в суде уголовных дел о преступлениях несовершеннолетних, цель не столько в том, чтобы наказать несовершеннолетнего, сколько в том, чтобы помочь ему встать на истинный путь, сделать выводы и предупредить возможную дальнейшую преступность несовершеннолетних. В этом заключается смысл восстановительного правосудия. Каждый следователь, дознаватель, судья должен понимать, что в его руках судьба еще не сформировавшейся личности, значит, нужно так строить процесс доказывания по уголовному делу, чтобы он был продуманным, гуманным, с учетом психологического, индивидуального подхода к каждому ребенку.

В настоящее время в аспекте гуманизации российского законодательства по правам несовершеннолетних понятие «дружественного правосудия» становится все более актуальным.

В этой связи М. Н. Садовникова отмечает, что впервые термин «дружественное к ребенку правосудие» раскрыт в Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 гг., в частности под «дружественным к ребенку правосудием» подразумевается система судопроизводства в отношении детей, гарантирующая уважение прав ребенка и их эффективное обеспечение. Автор справедливо отмечает: «. стратегия раскрывает основные принципы и элементы дружественного к ребенку правосудия. Вместе с тем практическая их реализация зависит именно от «дружественного» подхода к ребенку, оказавшемуся в системе правосудия, к его семье и окружению»14.

В целях развития гуманного подхода к правам несовершеннолетних Юридический институт Иркутского государственного университета (ЮИ ИГУ) регулярно проводит мероприятия, направленные на совместное обсуждение проблем прав несовершеннолетних. Научно-практические мероприятия ЮИ ИГУ являются отправной точкой для приложения усилий к

формированию согласованных подходов судебных органов, образовательных учреждений и всех государственных и негосударственных институтов по созданию системы дружественного к ребенку правосудия и восстановительных технологий для эффективного механизма защиты прав детей15.

В аспекте дружественного правосудия наиболее актуальным выступает принцип уважения чести и достоинства личности. Именно дружественное правосудие предполагает отношение к ребенку, к его правам в аспекте уважения. Дружественное правосудие имеет своей предпосылкой личностный подход к несовершеннолетнему.

Цель настоящего исследования — раскрыть процессуальные особенности расследования и рассмотрения в суде преступлений с участием несовершеннолетних.

Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:

  • дать характеристику преступности несовершеннолетних;
  • раскрыть специфику личности несовершеннолетних;
  • проанализировать собирание доказательств в аспекте производства отдельных следственных действий по делам несовершеннолетних;
  • рассмотреть процесс доказывания в суде первой инстанции по уголовным делам несовершеннолетних.

Научная новизна монографии заключается в том, что важнейшим этапом процесса доказывания признается исследование доказательств. Производство по уголовным делам несовершеннолетних обусловлено особенным перечнем доказательств, которые необходимо установить и исследовать. Впервые приводится обоснование того, что отдельные доказательства по уголовным делам несовершеннолетних являются обязательными, исследуются и оцениваются во взаимосвязи с другими обстоятельствами по уголовному делу, в своей совокупности приобретают аргументирующую силу для внутреннего убеждения суда. Внесены предложения по модернизации действующего уголовно-процессуального законодательства, направленные на совершенствование деятельности суда, органов уголовного преследования и адвокатуры при рассмотрении уголовных дел в отношении несовершеннолетних.

Основу методологии исследования составляют общенаучные (диалектический, системного анализа, логический и т. д.) и специальные (наблюдение, анкетирование и т. д.) методы познания.

Для изучения конкретных проблем и решения поставленных задач применялись следующие методы: исторический, статистический, социологический. Методологической основой исследования послужили положения диалектического материализма, теория отражения о всеобщей взаимосвязи и взаимообусловленности явлений, об общем, единичном, особенном, необходимости и случайности. В работе применялись обусловленные спецификой изучаемого объекта методы: изучение монографической и иной литературы по теме исследования; анализ действующего законодательства и ведомственных актов; анализ постановлений Пленумов Верховного Суда РФ, судебноследственной практики.

При написании данной монографии были использованы научные труды виднейших ученых российской науки уголовного права и криминологии: Ю. М. Антоняна, Л. С. Голубничей, П. 3. Дауташвили, К. А. Долгополова, Е. В. Демидовой-Петровой, Л. М. Ивановой, Е. В. Кошелевой, В. Н. Краева, Я. А. Кружковой, В. Н. Кудрявцева, В. В. Лунеева, А. Я. Минина, С. Г. Огай, В. Я. Рыбальской, М. Н. Садовниковой, И. Г. Спасенникова, А. Н. Тарасова, О. О. Топориковой, И. А. Трофимовой и других ученых.

Представили интерес и легли в основу написания монографии труды представителей уголовно-процессуального права: К. А. Авалиани, М. О. Баева, О. Я. Баева, Б. Т. Безлепкина, Е. М. Варпаховской, Е. В. Горбачевой, Г. И. Загорского, Е. В. Ильговой, К. Б. Калиновского, П. А. Лупинской, П. И. Люблинского, И. А. Макаренко, Э. Б. Мельниковой, А. А. Мухитдинова, Ю. К. Орлова, Ю. Л. Орловой, Ю. Р. Орловой, П. Ф. Пашкевича, Н. В. Радутной, С. Б. Российского, С. В. Синициной, Е. В. Рябцевой, А. В. Смирнова, С. В. Тетюева, А. И. Трусова, П. А. Лупинской, Н. Н. Полянского, Л. Т. Ульяновой, И. М. Цыганковой, Л. А. Шестаковой, О. В. Яцечко и других видных деятелей уголовно-процессуальной науки.

Большое значение в исследовании имели научные труды авторов из области криминалистики и судебной экспертизы: Т. В. Аверьяновой, О. Ю. Андрияновой, Р. С. Белкина, А. А. Койсина, Ю. Г. Корухова, Е. Р. Российской, В. И. Брылева, В. К. Гавло, Е. П. Ищенко, А. Ф. Халиуллиной, Н. Н. Щелочкова, Н. П. Яблокова.

С благодарностью директору Юридического института ИГУ О. П. Личичану автор посвящает данную монографию 20-летию выпуска юридического факультета ИГУ1998 года.

1 Дробышевская Н. А. Не должны быть потеряны дети : из опыта работы с трудными детьми. M., 2013. С. 117.

2 Марковичева Е. В. Ювенальное уголовное судопроизводство. Модели, функции,

принципы : монография. М., 2010. С. 67.

3 О национальной стратегии в интересах детей на 2012-2017 гг.: указ Президента РФ от 1 июня 2012 г. № 761 [Электронный ресурс]. URL: www.pravo.gov.ru.

4 Минин А. Я., Краев О. Ю. Актуальные проблемы девиантного поведения несовершеннолетних и молодежи / под ред. А. Я. Минина. М., 2016. С. 67.

5 Минимальные стандартные правила Организации Объединенных Наций, касающиеся отправления правосудия в отношении несовершеннолетних (Пекинские правила): приняты 29 нояб. 1985 г. Резолюцией 40/33 на 96-м пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН) // КонсультантПлюс [Электронный ресурс]: справочная правовая система.

6 Всеобщая декларация прав человека: принята Генеральной Ассамблеей ООН 10 дек. 1948 г. // Рос. газ. 1998.10 дек. С. 8.

7 Международный пакт о гражданских и политических правах (Нью-Йорк, 16 дек. 1966 г.) // ГАРАНТ [Электронный ресурс]: справочная правовая система; Об экономических, социальных и культурных правах — Мждунар. пакт от 16 дек. 1966 г.// Бюл. Верховного Суда РФ. 1994. № 12. С. 21.

8 Синицина С. В. Актуальные проблемы предварительного расследования по делам несовершеннолетних // Вестн. Астрахан. гос. техн. ун-та. 2005. № 5. С. 228.

4 Характеристика состояния преступности в Российской Федерации: данные МВД РФ [Электронный ресурс]. URL: http://xn--blaew.xn

11 Цыганкова И. М. Расследование преступлений, совершаемых несовершеннолетними : дис. . канд. юрид. наук. М., 2007. С. 3.

12 Восстановительное правосудие : новые технологии в работе с несовершеннолетними / сост. В. Б. Шакин, В А Шакина Иркутск, 2002. С. 6.

13 Варпаховская Е. М. Эволюция российского законодательства в обеспечении прав несовершеннолетних потерпевших в уголовном процессе в советский и современный периоды развития государства // Сиб. юрид. вестн. 2016. № 1 (72). С. 100.

14 Садовникова М. Н., Раднаева Э.Л. Дружественное к ребенку правосудие и восстановительно-медиативные технологии: аналитический обзор научно-практических форумов в Восточной Сибири // Сибирский юридический вестник. 2016. № 1 (72). С. 92.

Брянская Елена Васильевна

ДОКАЗЫВАНИЕ ПО УГОЛОВНЫМ ДЕЛАМ

В ОТНОШЕНИИ НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ

Редактор А Н. Шестакова

Дизайн обложки: П О. Ершов

Темплан 2018. Поз. 11

Подписано в печать 16.02.2018. Формат 60×90 1/16

Уч.-изд л. 9,6 Усл.печ л 11,4. Тираж 100 экз Заказ 20

Издательство ИГУ; 664074, г. Иркутск, ул. Лермонтова, 124

ISBN 978-5-9624-1562-8 © Брянская Е. В., 2018

www.iuaj.net

Еще по теме:

  • Снять судимость по условному наказанию Испытательный срок при условном осуждении Мой сын был осуждён на 1.5 года условно с испытательным сроком 1.5 года. Приговор был провозглашён в октябре прошлого года. В декабре было заседании аппеляционной инстанции, в ходе которого приговор был […]
  • Расчет неустойки по претензии Как рассчитать неустойку за каждый день просрочки ответа на мою претензию? Здравствуйте, была отправлена претензия тур оператору на возврат денег за испорченный отдых. Как рассчитать неустойку за каждый день просрочки ответа на мою претензию, если […]
  • Экологические экспертизы в строительстве Статья 14. Порядок проведения государственной экологической экспертизы Информация об изменениях: Федеральным законом от 22 августа 2004 г. N 122-ФЗ в статью 14 настоящего Федерального закона внесены изменения, вступающие в силу с 1 января 2005 […]
  • Способы обеспечения исполнение обязанности по уплате налогов и сборов Налоговый кодекс Российской Федерации (часть первая) Глава 11. Способы обеспечения исполнения обязанностей по уплате налогов и сборов Статья 72. Способы обеспечения исполнения обязанности по уплате налогов и сборов 1. Исполнение обязанности по […]
  • В ред Федерального закона от 28112011 n 337-фз Федеральный закон от 27.11.2017 N 337-ФЗ "О внесении изменений в статью 7 Федерального закона "О внесении изменений в Федеральный закон "О применении контрольно-кассовой техники при осуществлении наличных денежных расчетов и (или) расчетов с […]
  • Ст 228 ч1 ук рф судебная практика ст. 228 УК РФ Судебная практика - Незаконное приобретение, хранение и перевозка наркотических средств Судебная практика по ст. 228 Уголовного Кодекса РФ - Незаконное приобретение, хранение, перевозка, изготовление, переработка наркотических […]