§ 3. Законы диалектики.

Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие — вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие нельзя мыслить”, — писал в свое время Гегель.

Согласно данному закону, развитие происходит путем количественных изменений, которые, переходя меру предмета, вызывают качественные изменения, протекающие в форме скачков. Содержание закона раскрывается с помощью категорий “качество”, “количество”, “свойство”, “количественное изменение”, “качественное изменение”, “мера”, “скачок” и посредством выяснения отношений между ними.
Прежде чем ответить на вопрос, что такое качество, отметим, что, выделяя из окружающего мира какой-либо предмет, мы основываемся на знании его определенности. Каждый предмет имеет свою определенность, которая в свою очередь имеет две стороны — внешнюю и внутреннюю.
Качество — это внутренняя определенность предмета, в которой выражается его специфика, своеобразие, отличие от других предметов. Изменяя качество предмета, мы получаем другой предмет, у которого уже будет иная внутренняя определенность, иное качество. Как правило, качество представляется через свойства. Качество — это совокупность существенных свойств предмета, отражающих его коренное отличие (или общность) с другими предметами. В данном отношении качество предмета сближается с его сущностью, но в отличие от последней характеризует предмет с точки зрения того, что он представляет собой в отличие от других предметов, указывает на то, чем он является. В выполнении этой функции качеству “помогает” свойство.
Свойство — категория, отражающая проявление отдельных сторон качества предмета во внешней среде.
Предмет однокачественен и многосвойственен. Предмет можно считать однокачественным, поскольку «основное его качество, связанное с сущностью, выражается совокупностью свойств, присущих предмету от возникновения до гибели» (См.: Сабуров Э.А. Взаимосвязь категорий диалектики. — М., 1987. – С. 64). Свойства, характеризующие предметы не со стороны их сущностного отличия (сходства), а со стороны общности (различия) стадий, состояний в их развитии, называются несущественными, поскольку они в процессе существования предмета могут как появляться, так и исчезать. Известно, что есть и другая точка зрения, согласно которой предмет многокачественен и многосвойственен. Как бы ни относиться к оценкам этих различных позиций, принципиально важным для анализа рассматриваемого закона является то, что в обоих случаях признается связь качества со свойством, проявление качества через свойства.
Количество, определяя степень развития свойств предмета, становится внешней, более доступной восприятию, характеристикой его качества, определенностью пространственно-временных границ предмета и возможностей его изменений.
Характеристика предмета в его качественной и количественной определенности выражается мерой. Мера определяет те количественные границы, в которых качество предмета сохраняется.
Количественные изменения предмета, то есть прибавление к нему или убавление от него вещества, энергии, информации, непрерывны до тех пор, пока они не перейдут меру предмета. Качественные изменения представляют собой коренное преобразование существенных свойств предмета. Они происходят в форме скачка. Скачок — это разрыв непрерывности количественных изменений, дающий начало новому качеству. В окружающем нас мире существуют различные скачки: скоротечные и длительные, прогрессивные и регрессивные и т.д. Скачок, о котором идет речь в данном законе, может быть и “взрывным”, и постепенным, и прогрессивным, и регрессивным. Однако при всех своих видоизменениях он обязательно должен коренным образом преобразовать существенные свойства предмета.
Итак, в процессе развития качественные изменения обусловлены количественными и наоборот. Единство количественно-качественной определенности предмета, рассматриваемого в развитии, выражает категория меры. Необходимость знания мерной определенности предмета является важнейшим методологическим требованием к управлению развитием, вытекающим из содержания данного закона. Хотя это требование было осмыслено еще в античности (в виде призывов древних мудрецов “знай меру”, “блюди меру”, “ничего сверх меры” и даже “мерного подхода” к определению человека: ”человек — мера всех вещей”), однако лишь только с открытием рассматриваемого закона мера получила осмысление в виде системного свойства развития, проявляющегося посредством взаимосвязи качества и количества.
Исходя из содержания данного закона, можно назвать несколько методологических умений, которые должны быть сформированы у субъекта управления:

  1. умение оценивать качественное состояние управляемой системы;
  2. умение поддерживать систему в необходимом качественном состоянии;
  3. умение преобразовывать систему, переводя ее в новое качество, то есть создавать новую систему.

Закон отрицания отрицания. Закон отрицания отрицания объясняет направление развития из последовательности сменяющих друг друга диалектических отрицаний. Основная категория закона — отрицание. Под отрицанием понимается переход объекта в новое качество, обусловленное развитием свойственных ему внутренних и/или внешних противоречий. При диалектическом отрицании объекта в нем, как правило, осуществляются четыре процесса: что-то уничтожается; что-то преобразуется; что-то сохраняется; что-то создается новое.
По глубине преобразования объекта выделяются два вида отрицаний: отрицание-снятие и отрицание-трансформация. Они отличаются главным образом тем, что при отрицании-снятии коренному преобразованию подвергается интегрирующая основа, благодаря которой объект существует в данном качественном состоянии. Старая основа устраняется в качестве определяющей бытие объекта, а в процессе созидания появляется новая основа. В то время как при отрицании-трансформации прежняя основа сохраняется. Примером социального отрицания-снятия является социальная революция, в ходе которой происходит существенное преобразование социально-экономического основания бытия общества и создание принципиально новой формы данного основания.
Итак, исходным условием действия данного закона является представление развития как отрицания. Давая характеристику этой стороне развития, К. Маркс писал: “Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих форм существования” (Маркс К., Энгельс Ф. Соч. — Т.4. — С.297.).
Однако следует иметь в виду, что действие закона отрицания отрицания обнаруживается лишь в целостном, относительно завершенном процессе, через цепь взаимосвязанных переходов, когда можно зафиксировать более или менее законченный (с точки зрения направления развития) результат .
Устанавливаемое на основе данного закона направление развития оказывается зависимым от цикличности как способа закономерной связи в цепи отрицаний. Каждый цикл отрицаний состоит из трех стадий: 1) исходное состояние объекта; 2) его превращение в свою противоположность путем отрицания-снятия; 3) превращение этой противоположности в свою противоположность.
Исторически отрицанию-снятию может предшествовать ряд отрицаний-трансформаций, которые как бы подготавливают отрицание-снятие, но цикл развития завершается только со вторым отрицанием-снятием, то есть когда происходит отрицание отрицания.
В состоянии объекта после двух отрицаний-снятия появляются черты, которые в известной мере можно оценить как повторяющиеся, т.е. имевшиеся в исходном состоянии объекта, с которого начинался данный цикл. Так возникает определенная преемственность в развитии. (В обществе, возникшем после двух отрицаний-снятий, то есть находящемся уже на другом уровне развития, в известном смысле повторяются черты исходного состояния, и тем самым наблюдается преемственность социального развития).
Таким образом, при втором отрицании-снятии завершается цикл развития, который по форме напоминает виток спирали. Продолжение цикличного развития адекватно передается образом спирали, символизирующим в диалектике не только направление развития, но и его поступательный характер. Закон действует при поступательном развитии.
Завершая характеристику закона, еще раз отметим, что условием его действия является рассмотрение прогрессивного развития в аспекте отрицания, а признаком его действия является завершение цикла отрицания, когда обнаруживается преемственность между исходным состоянием объекта и его существованием после второго отрицания-снятия.
Современная отечественная общественная практика с особой остротой выявила проблему подготовки субъекта управления к проведению диалектического социального отрицания. В связи с этим необходимо подчеркнуть, что степень диалектичности отрицания определяется: 1) наличием в отрицающем действии всех четырех процессов, имеющихся в структуре диалектического отрицания (устранение, преобразование, сохранение, создание нового); 2) правильным выбором того, что в отрицаемом объекте необходимо устранить, что преобразовать, что сохранить, что создать нового и в зависимости от этого; 3) правильным определением необходимого вида отрицания (отрицания-снятия или отрицания-трансформации); 4) своевременностью отрицающего действия; 5) соответствием характера отрицающего действия, средств, используемых в акте отрицания, природе отрицаемого объекта.

scibook.net

Законы диалектики — просто и понятно

На протяжении столетий люди пытались дать объяснение жизненным процессам и свести понимание жизни к определенным закономерностям. В философии эти попытки вылились в формирование законов диалектики, отличающихся универсальностью, постоянством и всеобщностью.

Что такое законы диалектики?

В понимании философов закон – это устойчивая связь и характеристика взаимоотношений между явлениями и процессами. Законы диалектики имеют такие главные особенности:

  1. Объективность. Диалектические законы не зависят от желаний и действий человека.
  2. Существенность. Законы отмечают самую суть предмета или явления.
  3. Повторяемость. Закон указывает лишь на те явления и связи, которые повторяются систематически.
  4. Всеобщность. Законы диалектики в философии указывают на закономерные связи, характерные для всех случаев конкретного типа.
  5. Универсальность. Законы описывают разные сферы окружающей действительности: общество, природу, мышление.

Кто открыл законы диалектики?

Первые наработки в сфере диалектики относятся ко времени существования древних государств: Китая, Индии и Греции. Античная диалектика не была структурированной и точной, но имела в себе зачатки современного понимания законов существования вселенной. Зенону Элейскому, Платону, Гераклиту и Аристотелю принадлежат первые попытки формирования законов диалектики.

Основной вклад в формирование диалектической мысли внесли немецкие философы. Важной составляющей работ немецких авторов, включая три закона диалектики Гегеля и теорию познания Канта, являются христианские доктрины. Философия того времени опиралась на средневековое понимание мира и рассматривала окружающую действительность в качестве предмета познания и деятельности.

3 закона диалектики

Развитие каждого человека и всего общества подчиняется определенным закономерностям, которые отражены в диалектических законах, универсальных и не имеющих ограничений. Их можно использовать по отношению к любому обществу, явлению, историческому моменту, роду деятельности. Три закона диалектики отражают параметры развития и показывают, как будет проходить дальнейшее движение в выбранном направлении.

Существуют такие диалектические законы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. В основе развития могут лежать противоположные начала, борьба которых приводит к выработке энергии и является стимулом для движения.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Изменения в количестве могут привести к появлению новых качественных характеристик.
  3. Закон отрицания отрицания. В законе разъясняется, почему развитие идет по спирали, а не горизонтально.

Закон единства и борьбы противоположностей

Первый диалектический закон утверждает, что все в мире движется благодаря двум противоположным началам, находящимся в антагонистических отношениях друг с другом. Эти начала, хотя и являются противоборствующими, имеют одинаковую природу. К примеру: день и ночь, холод и тепло, тьма и свет. Единство и борьба противоположностей — важная составляющая движения вперед. Благодаря ей окружающий мир получает энергию для существования и деятельности.

Борьба антагонистических сил может быть разной. Иногда она выгодна обеим сторонам и тогда приобретает вид сотрудничества. При этом одна сторона может постоянно находиться в проигрыше. В другом случае противоборствующие силы могут сражаться до полного уничтожения одной из них. Существуют и другие виды взаимодействия противоположностей, но при этом результат всегда один: выработка энергии для развития окружающего мира.

Закон диалектики — количество переходит в качество

Второй закон диалектики ставит во главу угла качественно-количественные характеристики. Он говорит о том, что все изменения происходят на определенной стадии накопления количественных характеристик. Незаметные количественные накопления выливаются в резкие качественные изменения, которые приводят к новому уровню развития. Качественно-количественные изменения могут повторяться несколько раз, но в определенный момент они выходят за границы существующих явлений или процессов и приводят к изменениям в самой системе координат.

Закон отрицания отрицания

Закон отрицания отрицания в философии опирается на временные рамки. Все в мире существует лишь до той поры, пока оно является новым. Устаревшие вещи, предметы и явления заменяются новыми, что ведет к развитию и движению вперед. Со временем новые веяния также устаревают и заменяются более современными. Таким образом обеспечивается непрерывное движение вперед и усовершенствование. В данном случае развитие обеспечивается преемственностью и носит спиралевидный характер.

4 закон диалектики

Основные законы диалектики универсальны и призваны объяснить пути развития природы и общественно-экономической формации. Три диалектических закона были сформулированы философами еще в средние века и помогли понять природу движения и развития. Некоторые философы и социологи нашего времени считают, что существующие принципы и законы диалектики не отражают в полной мере картину развития. Хотя выдвигаются новые законы, большинство философов считает, что четвертое правило не является законом диалектики, так как пересекается с существующими тремя законами.

К 4 закону диалектики относят такие законы:

  1. Закон взаимосвязи количественных, доброкачественных и злокачественных изменений.
  2. Закон превращения качества в свою противоположность.
  3. Закон Божественного подобия.

Законы диалектики — примеры

Диалектические законы универсальны и могут применяться к различным сферам. Приведем примеры к трем диалектическим законам из разных сфер жизни и природы:

  1. Закон единства и борьбы противоположностей. Ярким примером могут служить спортивные соревнования, в которых команды стараются достичь высоких результатов, но при этом являются конкурентами.
  2. Закон перехода количественных изменений в качественные. Большое количество примеров, подтверждающих этот закон, можно найти в экономической и политической сфере. Небольшие изменения в политическом устройстве страны могут со временем привести к смене социального строя.
  3. Закон отрицания отрицания. Смена поколений является точным и понятным примером этого закона. Каждое последующее поколение стремится быть более прогрессивным, и этот процесс никогда не останавливается.

womanadvice.ru

Семинар «Химические знания и законы диалектики»

Разделы: Химия

Цели:

  • Учебные: повторить основные законы диалектики и доказать их выполнение на конкретных примерах из органической и общей химии; показать мировоззренческую значимость химических знаний.
  • Воспитательные: продолжить формирование нравственных черт: доверия, ответственности, требовательности к себе, веры в свои возможности; формирование мировоззрения и целостного восприятия мира.
  • Развивающие: способствовать развитию логического мышления, умения анализировать, прогнозировать желаемые результаты; способствовать повышению познавательной мотивации к изучению предметов естественнонаучного цикла, а в дальнейшем – философии.

План семинара

  1. Организационная часть (сообщение темы занятия, цели, плана) – 3-5 минут.
  2. Повторение опорных понятий – 3 минуты.
    1. В чем заключаются а) металлические свойства, б) неметаллические свойства?
    2. Как доказать а) основный, б) кислотный, в) амфотерный характер соединения?
  3. Самоподготовка – 10-12 минут. (работа с учебниками, тетрадями; обсуждение с соседом по парте; выполнение необходимых записей в тетради)
  4. Обсуждение – 15 минут.
  5. Закрепление. Итог – 7-10 минут.
    1. Химический диктант.
    2. Самопроверка, самооценка.

Задания для самоподготовки
(выдаются на каждую парту)

ДИАЛЕКТИКА (греч. — искусство вести беседу) — теория и метод познания действительности, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления. Наиболее общими законами диалектики являются: переход количественных изменений в качественные, единство и борьба противоположностей, отрицание отрицания.

Закон перехода количества в качество

II. Гомологические ряды органических соединений

полиэтилен: ( – СН2 – СН2 – )n

Закон единства и борьбы противоположностей

I. Строение атома

II Амфотерные соединения

Существование амфотерных соединений говорит о том, что между веществами с основными свойствами и кислотными свойствами нельзя провести резкую границу. В природе не существует резких границ.

Закон отрицания отрицания

Щелочной металл Li в конце 2 периода отрицается инертным газом Ne (число электронных слоев 2, но внешний слой уже 8 ē – это не щелочной металл), который, в свою очередь, отрицается щелочным металлом следующего 3 периода – Na (появляется новый электронный слой → резкий скачок в свойствах. Na сходен с Li, но имеет уже более сложное строение, поэтому Na как бы отрицает литий, но на более высоком уровне).

Закон отрицания отрицания в обычной жизни выглядит так: чтобы шагнуть на следующую ступень развития, должно быть невозможным пребывание на нынешней ступени. Сейчас в мире накапливаются факторы, которые делают невозможным выживание человечества в рамках привычного мышления и отношения к окружающему миру (например, экологические, геополитические). Нынешняя форма, очевидно, будет разрушена. Появятся новые формы мышления и деятельности.

Доказывая выполнение законов диалектики на конкретных примерах, мы использовали и органические, и неорганические вещества. Следовательно, между ними нет резкой границы (как нет резкой границы между явлениями в природе), они взаимосвязаны, между ними существует генетическая связь.

Определить вещество Х:

Х – аминоуксусная кислота.

Д.З. – написать уравнения реакций.

Из аминоуксусной кислоты и других аминокислот реакцией поликонденсации можно получить ди-, три-, полипептиды.

Одна из гипотез возникновения жизни на Земле: когда планета была раскалена, С вступал в реакцию с металлами с образованием карбидов металлов. При остывании на поверхности Земли в больших количествах стала собираться вода. Могли образоваться и органические вещества:

При соответствующих условиях мог бы образоваться, например, этаналь и т.д. по «своей» цепочке до полипептидов – белков. В процессе эволюции органического мира белки совершенствовались, приспосабливались. Химическая форма движения материи переходила в биологическую.

Вторая «химическая» гипотеза. Ученым удалось получить аминокислоты, пропуская электрический разряд через смесь CH4, NH3, H2O и H2. Эти газы могли быть в атмосфере планеты и под действием большого количества энергии (космическая радиация, грозовые разряды, солнечное излучение) могли быть получены аминокислоты. Вместе с осадками они выпадали в первобытные океан, где из них могли образоваться белки.

Закрепление

Задание: определить закон диалектики по фразам, диктуемым учителем. При этом учащиеся для экономии времени обозначают ответы следующим образом:

  • закон перехода количества в качество – 1
  • закон единства и борьбы противоположностей – 2
  • закон отрицания отрицания – 3
  1. Взаимодействие между кислотой и щелочью называется реакцией нейтрализации.
  2. Сладкий вкус характерен для многоатомных спиртов. С увеличением числа гидроксогрупп в молекуле сладость их возрастает.
  3. Натрий, калий сходны между собой, но атомы калия имеют более сложное строение.
  4. В гомологическом ряду алканов с увеличением относительной молекулярной массы повышается температура кипения, температура плавления; возрастает плотность.
  5. Алюминий образует оксид и гидроксид амфотерного характера.
  6. Окислительно-восстановительная реакция.
  7. Хром проявляет степень окисления +2, +3, +6, образуя соответственно оксиды основного, амфотерного, кислотного характера.

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

История общества через призму закона диалектики

Есть в жизни всех людей порядок некий,
Что прошлых дней природу раскрывает.
Поняв его, предсказывать возможно
С известной точностью грядущих ход
Событий, что еще не родились,
Но в недрах настоящего таятся…

I. Материалистическая диалектика как учение о всеобщей связи и развитии, как научный метод познания и преобразования действительности.

Изучение предметов и явлений окружающего нас мира убеждает нас в том, что они существуют не изолированно друг от друга, не обособлено, а во взаимной связи и взаимной обусловленности. Каждый предмет и каждое явление многочисленными нитями связаны с другими предметами и явлениями и воздействуют друг на друга.

Диалектика рассматривает мир как связное единое целое, где отдельные части, предметы и явления образуют единый процесс всемерной универсальной живой связи всего со всем.

Наука установила множество связей, которые существуют в окружающем нас мире. Приведём примеры этих связей:

  • Тесная связь существует между живой и неживой природой. Живая природа возникла из неживой. Все живые организмы зависят от Солнца. Все живые организмы состоят из многочисленных органов, каждый из которых воздействует на другие и сам зависит от их деятельности.
  • Внутри человеческого общества различные стороны общественной жизни связаны между собой. Люди в процессе жизни вступают в многоразличные связи и отношения – экономические, политические, правовые, моральные и прочее.
  • Взаимосвязь существует не только в материальном мире, но и в мышлении человека. Так, понятия и другие формы мышления (суждения, умозаключения), в которых отражаются вещи и их отношения, связываются друг с другом, образуя систему знаний об окружающем мире.

Таким образом, всеобщая связь предметов и явлений составляет существенную особенность реальной действительности. Этот принцип всеобщей связи и взаимообусловленности является основным принципом диалектики – науки о всеобщей связи и развитии. Второй принцип диалектики – принцип развития.

Таблица: Принципы диалектики (на экране).

Всеобщая связь явлений проявляется в многообразных формах. Какие бывают виды связей?

Таблица: Виды связей (на экране).

1. связи внутренние и внешние; внутренние связи определяют сущность данного предмета (H2O), внешние – связи с другими предметами.

2. существенные и несущественные; существенные — такие связи, без которых предмет и явление не могут существовать и развиваться (Солнечная энергия > жизнь), несущественные – не имеют определяющего значения (Лунный свет)

3. важная форма всеобщей связи явлений – причинная связь или причинность – это такая связь между явлениями, в которой одно явление служит причиной другого, а другое является следствием первого.

Таблица: Причинно-следственные связи (на экране).

Выступление ученика: Под воздействием солнечных лучей (П) на земной поверхности происходит испарение воды (С). Водяные пары (П), охлаждаясь в верхних слоях воздуха, образуют дождевые тучи (С). Из образовавшихся дождевых туч (П) на землю выпадают осадки (С). выпавшие осадки (П) делают земную поверхность влажной (С). Наличие в почве влаги (П) создаёт благоприятную водную среду для развития растений (С).

Вывод (слово учителя ): причинно-следственная связь носит всеобщий характер, ибо в мире нет беспричинных явлений. Знание причин возникновения явлений и процессов даёт возможность человеку воздействовать на них в нужном для него направлении.

4. необходимые и случайные связи; необходимая – такая связь, которая вытекает из самой сущности вещей, процессов и в силу этого неизбежно наступает или должна наступить.

Таблица: Необходимость и случайность в истории (на экране и на столах раздаточный материал с задачами).

Выступление ученика: На основе статистического анализа Кондратьев доказал существование длинных циклов. Данная диаграмма показывает, что экономика стран с развитой рыночной системой в процессе своего роста прошла четыре длинных цикла. Первый, начавшийся в конце XVIII в., прошёл повышательную волну, вершина которой приходится на середину второго десятилетия XIX в. Затем проходит второй длинный цикл с вершиной в 1869-1875 гг. и впадиной в 1886-1888 гг. Третий длинный цикл начинается в конце 80-х гг. XIX в., проходит свою вершину во второй половине второго десятилетия ХХ в. и завершается впадиной в первой половине 30-х гг. Наконец, четвёртый длинный цикл охватывает период, начавшийся в первой половине 30-х гг. Его повышательная волна длится до конца 50-х гг. и продолжается в течение 60-х гг. Понижательная волна этого цикла завершается в конце 80 — начале 90-х гг. ХХ в.

Вывод (слово учителя ): Наука не отрицает существование случайностей. Но задача науки состоит в том, чтобы за бесчисленной массой случайностей, имеющих место в природе и обществе, вскрыть внутренние, необходимые связи. Только сознавая необходимость, люди проникают в сущность вещей и процессов.

II. Понятие закона (слово учителя).

Итак, мир представляет собой не хаотическое скопление предметов и явлений, а в нём имеется необходимый естественный порядок. Это значит, что в мире существует объективная закономерность, т.е. совокупность законов, выражающих связь явлений в той или иной области действительности и в мире в целом.

Таблица: Определение закономерности ( на экране).

Что же такое закон? Когда мы говорим о законе, мы имеем в виду прежде всего отношение, связь. Но закон выражает не всякую связь.

Таблица: Определение закона (на экране).

Закон – это всеобщая, необходимая и существенная связь явлений, имеющая устойчивый и повторяющийся характер.

В зависимости от широты охвата действительности законы могут быть менее общими (частными), более общими и всеобщими.

1. Законы, действующие лишь в рамках определённых, ограниченных областей и изучаемые конкретными науками.

2. Законы, действующие во всех явлениях природы или обществах.

3. Законы, исследуемые философией.

Таблица: Законы частные, общие и всеобщие ( на экране и таблицы на столах).

III. Законы диалектики (слово учителя).

Диалектика исходит из признания объективного характера закона. Законы природы и общества объективны, т.е. они не зависят от воли и сознания людей. Люди могут лишь открывать, познавать объективные законы и использовать их для своих практических нужд. Но они не могут ни создавать, ни отменять эти законы, ни нарушать их по своему произволу.

Знание законов природы и общества составляет основу для целесообразной практической деятельности людей, позволяет предвидеть будущее, правильно организовать и направлять в интересах развития общества.

I. Диалектика рассматривает мир в непрерывном развитии и изменении. Мы интересуемся, что же является главной причиной, источником развития предметов и явлений окружающего мира.

Метафизики: видят источник развития природы, материи вне её, в какой-то потусторонней силе, во внешнем толчке. Сначала природа находилась будто бы в неподвижном, мёртвом состоянии, затем какая-то сила, находящаяся вне природы, вывела её из этого состояния, привела в движение и придала ей жизнь. Тем самым признаётся существование бога как “первопричины”.

Диалектика видит источник развития в самих предметах и явлениях. Таким источником она признаёт внутреннее противоречие, борьбу противоположностей, присущую всем вещам и процессам. Диалектика исходит из того, что каждый предмет, каждый процесс содержит в себе противоположные стороны, свойства, тенденции. Противоположности в предметах и явлениях, в зависимости от природы, выступают как (-) и (+) стороны, как прошлое и будущее, как старое и новое, реакционное и прогрессивное.

А.С.Пушкин, характеризуя Владимира Ленского и Евгения Онегина, пишет:

Они сошлись, Волна и камень,
Стихи и проза, лёд и пламень…

И.В.Гёте вкладывает в уста Фауста слова: “…две души живут во мне, и обе не в ладах друг с другом”.

Таких примеров, взятых из литературы или из жизни, можно привести множество. Результат будет один, так как раскол вещей и явлений на противоположности присущ всему материальному миру.

Что прежде всего бросается в глаза, когда мы оцениваем противоположные стороны предмета или противоположные явления? Сразу же заметно, что они резко отличаются друг от друга по какому-то признаку. И если одна сторона имеет этот признак, то другая лишена его совсем.

Но противоположности – это не только разные стороны явления, но такие его свойства, которые не могут существовать друг без друга.

Непрерывная связь противоположностей составляет единство противоположностей, а взаимосвязь, взаимоотношение между ними – противоречие, борьбу. Единство противоположностей состоит в том, что они неотделимы друг от друга, не могут существовать в отдельности, одна противоположность без другой.

Таблица 1: Противоположности в единстве (на экране).

Противоположные стороны, силы, тенденции исключают друг друга. В силу этого между ними неизбежно происходит столкновение, борьба. Стало быть, там, где имеется единство противоположностей, имеется и борьба между ними. Действительно, новое не может мирно ужиться со старым, передовое не может пассивно относиться к реакционному, между нарождающимся и отмирающим не может быть гармонического единства. Борьба противоположностей, как и единство их, свойственна всем предметам и процессам мира. “Развитие есть “борьба” противоположностей” (В.И.Ленин)

Итак, единство и борьба противоположностей есть закон, согласно которому всем вещам, явлениям, процессам свойственны противоречивые стороны, тенденции, находящиеся в непрерывном единстве и вместе с тем в непрерывной борьбе . Эта борьба противоположностей и явлений является внутренним источником, движущей силой развития. Это важнейший закон диалектики, его называют сутью, ядром диалектики.

? II. Если закон единства и борьбы противоположностей показывает, почему происходит движение, развитие в природе и обществе, в чём его источник, то закон перехода количественных изменений в качественные указывает, как происходит развитие, показывает механизм рождения нового.

Нас окружает бесчисленное множество предметов и явлений. Но несмотря на это, мы не смешиваем их друг с другом, а различаем, отграничивая их друг от друга. Что же делает предмет именно этим, а не другим, что отличает его от бесчисленного множества других? Каждую вещь можно рассмотреть с двух точек зрения: со стороны качества и со стороны количества.

Таблица: Определение количества и качества (на экране).

Совокупность всех существенных свойств, черт, особенностей, благодаря которым данный предмет отличается от всех других предметов, и составляет его качество. Это определённость предмета, которая делает его именно таким, каким он есть.

Количество есть такая определённость предмета, характеризующаяся величиной, объёмом, степенью, уровнем, интенсивностью, зрелостью развития. Количество всегда выражается числом.

Качество и количество, составляя две стороны одного и того же предмета, находятся в неразрывном единстве. Но между ними имеются существенные различия. Когда изменяется качественная сторона, изменяется и сам предмет, он превращается в другой. Изменение же количественной стороны предмета до поры до времени не вызывает изменения качества предмета. Но когда такой момент наступает, достаточно даже малейшего количественного изменения, чтобы произошли изменения качественные.

Таблица : Переход количественных изменений в качественные (на экране).

Выступление ученика: При нормальном атмосферном давлении и температуре 0 по Цельсию вода имеет кристаллическое строение и является твёрдым телом – льдом. При нагревании выше 0 0 С начинается таяние льда. Энергия, сообщённая при нагревании, разрывает связи, объединяющие молекулы воды в кристаллики льда. В физике этот процесс называется фазой перехода. Вода при температуре + 1 0 С и + 99 0 С обладает разными свойствами (холодная, кипяток), но по своим физико-химическим свойствам и агрегатному состоянию не меняется. Однако при переходе границы в 100 0 С начинается кипение воды и превращение её в новое агрегатное состояние – меру пара.

Слово учителя: Переход от одного качественного состояния в другое совершается путём скачка. Скачок – это форма коренных изменений, наступающих в момент перехода от старого качества к новому.

Ф.Энгельс назвал химию наукой о качественных изменениях тел, происходящих под влиянием изменения их количественного состава (OH – гидроксильная группа, H2O – вода, H2O2 – перекись; N2O – веселящий газ, N2O5 — азотный ангидрид).

Если сообщить снаряду горизонтальную скорость на высоте двух километров в 1000, 2000, 7000 метров в секунду, то он падает обратно на Землю, но при увеличении скорости с 7910 до 7911 метров в секунду он уже не падает на Землю и его полёт превращается космический. Ещё большие изменения в характере движения происходят при достижении скоростей в 11189 и 16662 метра в секунду: космический корабль может отправиться в межпланетный или даже межзвёздный полёт.

Выступление ученика: В генетике отношение ген-признак не является единственным. Многие признаки зависят и проявляются при наличии нескольких генов. Это так называемое взаимодействие генов. Можно привести следующие примеры:

  • рост человека определяется 10 парами аллельных генов: чем выше рост, тем больше рецессивных генов в генотипе, чем ниже, тем больше доминантных.
  • цвет кожи — две пары генов: генотип негра ААВВ, генотип белого человека ааbb, мулата – АаBb; от брака двух мулатов возможно получить 16 разных генотипов (от чёрного до белого).
  • при скрещивании двух растений с белыми цветами (ААbb) х (ааBB) получаем пурпурные АаBb. Сочетание А – В – даёт эту окраску.

Эти примеры показывают, что количество определяет качество.

Слово учителя: Диалектика видит теснейшую взаимосвязь между количественными и качественными изменениями. Эту связь и выражает второй закон диалектики, по которому мелкие, незначительные количественные изменения, постепенно накапливаясь, на известном этапе развития предмета приводят к коренным качественным изменениям, вследствие чего старое качество исчезает и возникает новое качество.

III. Если закон единства и борьбы вскрывает причины и источники развития природы и общества, а закон перехода количественных изменений в качественные выясняет, благодаря каким процессам и как происходит это развитие, то закон отрицания отрицания раскрывает общее направление, тенденцию развития материального мира, а также показывает преемственность в развитии.

Любой процесс в материальном мире содержит в себе момент отрицания. Смену одного явления другим в философии называют отрицанием.

Мировое искусство ярко отразило два разных по своей природе типа отрицания: отрицание как разрушение и отрицание как предпосылка созидания нового. Например, в трагедии Гёте “Фауст” Мефистофель воплощает первый тип отрицания, а Фауст – второй. Мефистофель провозглашает:

Я отрицаю всё – и в этом суть моя,
Затем, что лишь на то, чтоб с громом провалиться,
Годна вся эта дрянь, что на земле живёт,
Не лучше ль бы им вовсе не родиться!
Короче, всё, что злом ваш брат зовёт,
Стремленье разрушать, дела и мысли злые, —
Вот это всё — моя стихия.

“Ни в одной области не может происходить развитие, не отрицающее своих прежних форм существования” (К.Маркс).

“Без отрицания жизнь общества превратилась бы в стоячее болото” (В.Г.Белинский).

Мало признать факт отрицания в развитии. Ценность отрицания определяется мерой его продуктивности, т.е. его ролью в созидании нового. Отрицание поэтому не просто уничтожение одного другим (нигилизм, скептицизм, Пролеткульт; метафизическое восприятие отрицания), но вместе с тем и утверждение, удержание: уничтожая существующее, оно сохраняет от него всё положительное. Гегель следующим образом иллюстрировал эту мысль: “Почка исчезает, когда распускается цветок, и можно было бы сказать, что она опровергается цветком; точно так же при появлении плода цветок признаётся ложным наличным бытием растения, а в качестве его истины вместо цветка выступает плод. Эти формы не только различаются между собой, но и вытесняют друг друга как несовместимые. Однако их текущая природа делает их в то же время моментами органического единства, в котором они не только не противоречат друг другу, но один так же необходим, как и другой, и только эта одинаковая необходимость и составляет жизнь целого”.

Итак, отрицание – это такая связь старого и нового в процессе движения (изменения), когда новое возникает на базе старого, преодолевает его и при этом сохраняет так или иначе некоторые положительные черты, стороны, присущие старому.

Благодаря отрицанию осуществляется преемственная связь между уходящим старым и приходящим ему на смену новым. Но развитие не останавливается на том, что одно явление отрицается другим. Поскольку прогресс развития не прекращается, постольку и то новое со временем отрицается. Происходит отрицание отрицания. Всякое развитие, независимо от содержания, можно представить как ряд различных его ступеней, связанных друг с другом таким образом, что одна является отрицанием другой.

Возьмём, например, ячменное зерно.

Зерно взрывается в земле,
Как бы себя уничтожая,
И повторяется в стебле,
Как бы себя приумножая.

Но повторяется ль оно,
Не исчезая в вечной смене,
Иль изменяется зерно
В круговороте возрождений.

Я знаю: мир в конце концов
Поблек бы, если б зёрна эти
Не изменялись и отцов
Всего лишь повторяли дети…

На уроках химии вы работаете со знаменитой Периодической системой Д.И.Менделеева. Давайте рассмотрим её с позиций отрицания и преемственности.

Выступление ученика: Химические элементы расположены на пересечении нескольких строк и столбцов. Порядковый номер определяется положительным зарядом ядра данного элемента. Начиная со второй строки замечаем следующую закономерность: при движении слева направо от лития до фтора с увеличением атомного номера у элементов, расположенных в этой строке, убывают металлические свойства, а следовательно, и способность образовывать щёлочи, и нарастают галоидные свойства, т.е. способность образовывать кислоты. Происходит как бы отрицание одних свойств и нарастание других. Последний элемент в строке — неон — инертный газ, не вступающий в обычных условиях в химические соединения и представляющий собой как полное отрицание химической активности. Следующая строка снова начинается с ярко выраженного металла — натрия, т.е. с отрицания химической инертности, и далее вновь происходит последовательное отрицание металлических и нарастание галоидных свойств. Строка снова завершается инертным газом — аргоном. И этот процесс смены химических свойств с некоторыми вариациями продолжается далее.

Можно вспомнить и вопрос о природе света, с которым вы знакомитесь на уроках физики.

Выступление ученика: Вначале Ньютоном была выдвинута корпускулярная теория, согласно которой свет представляет собой поток частиц (корпускул). Затем эта теория подверглась отрицанию волновой теорией, принципы которой сформулировал голландский учёный Гюйгенс. Наконец. в ХХ веке эта теория вновь подверглась отрицанию. Была выдвинута новая, квантовая теория, которая в некотором смысле означала и возврат к старой, корпускулярной теории, но рассматривала свет в единстве его корпускулярно-волновых свойств.

Слово учителя : Из приведённых примеров видно, что развитие – это закономерная последовательность прохождения движения через ряд стадий – от низшего к высшему, где отрицание низшей стадии высшей подготавливается процессом саморазвития низшей. В новой, высшей стадии сохраняются положительные черты, свойства низшей: развитие обеспечивается непрерывной преемственностью. При переходе к третьей стадии движение возвращается как бы к исходной, первой стадии процесса. Иными словами, первая стадия якобы вновь воспроизводится, но при этом она обогащается результатами всего последующего развития.

Следовательно, развитие любого предмета, явления осуществляется вовсе не прямолинейно, а идёт “зигзагами и кружными путями”. т.е. по спирали: каждый следующий виток выше и богаче по сравнению с предшествующим и сочетает в себе поступательное движение с якобы возвратным, выражая собой в таком виде основную тенденцию развития.

Вывод (слово учителя): На уроке мы познакомились с основными законами диалектики, которые сегодня должны быть близки и понятны нам как никогда. Ведь с самого своего возникновения диалектика не только была теоретическим философским учением, но и имела определённое практическое значение. Она возникла и развивалась прежде всего в условиях демократических греческих городов-полисов. Чтобы приобрести себе сторонников во время выборов, политические деятели должны были уметь доказывать свою правоту, убеждать избирателей, опровергать оппонентов, а для этого требовалось умение чётко формулировать мысли, понимать аргументы противника и находить убедительные контраргументы. Диалектика поэтому с самого начала рассматривалась как искусство спора, как умение находить истину в противоположных взглядах, как способ вести диалог. Поэтому, чтобы не быть “жертвами обмана и самообмана в политике” нужно изучать диалектику и понимать её законы. Какие же стороны процесса развития раскрывает каждый из законов диалектики? Что они выражают?

Таблица: Что выражают законы диалектики? (на экране).

xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai

Еще по теме:

  • Размер формата а3 разрешение Минимальное разрешение для формата А4 ? Сообщество – Как создать сообщество? Как вступить в сообщество? Чтобы вступить в уже существующее сообщество, нужно зайти в это сообщество и нажать кнопку «Вступить в сообщество».Вступление в сообщество […]
  • Нотариус на ореховом бульваре 31 Нотариусы Москвы на станции метро Домодедовская Ниже представлен список нотариусов в выбранной категории. Чтобы посмотреть подробную информацию по конкретному нотариусу, кликните по ФИО нотариуса. Нотариус Гончарова Любовь Львовна Телефон: […]
  • Чистота в школе правила Чистота в школе правила Правила для школьников Правила поведения учащихся МОУ "Хозанкинская ООШ" Приход учащихся в школу 1. Приходи в школу не позднее 8 ч. 15 мин.2. Перед входом в школу вытри обувь.3. В дверях не старайся пройти первым, пропусти […]
  • Статья 146 ук комментарий Статья 146 ук комментарий (в ред. Федерального закона от 08.04.2003 N 45-ФЗ) 1. Присвоение авторства (плагиат), если это деяние причинило крупный ущерб автору или иному правообладателю, -наказывается штрафом в размере до двухсот тысяч рублей или в […]
  • Примеры для законов диалектики Диалектика в нашей жизни Диалектика в нашей жизни (из записок пессимиста) Пессимист – это хорошо информированный оптимист (народная мудрость) Что такое диалектика и какие ее основные законы лучше всего знают люди, получившие образование во времена […]
  • Как получить максимальную выплату осаго Как получить максимальную выплату осаго Получите квалифицированную помощь прямо сейчас! Наши адвокаты проконсультируют вас по любым вопросам вне очереди. Максимальная выплата по ОСАГО при ДТП в 2018 году, лимит ответственности Обязательное […]