Дата ликвидации организации: что важно знать

Для предпринимателей, принимающих решение об упразднении компании, актуальным вопросом является дата ликвидации организации. Чтобы найти верный ответ, необходимо правильно представлять процесс прекращения деятельности юридического лица.

Особенности упразднения ООО

Продолжительность указанной процедуры составляет три месяца и более. Она включает в себя четыре основных этапа.

  • Учредителями в ходе общего собрания принимается решение о ликвидации предприятия.
  • После этого должна быть сформирована соответствующая комиссия либо назначен ликвидатор. Стоит помнить, что Уведомление, заверенное нотариусом, следует предоставить представителям налоговой на протяжении последующих трех дней. Как определить, кто играет роль заявителя? Помимо руководителя комиссии или ликвидатора им выступает доверенное лицо, если нотариальная доверенность содержит данную информацию.
  • Затем сообщение об упразднении фирмы необходимо опубликовать в «Вестнике государственной регистрации». Публикации должно предшествовать внесение в ЕГРЮЛ сведений об инициации процедуры ликвидации. Представленную информацию следует передать всем известным кредиторам.
  • Следующим шагом становится разработка промежуточного ликвидационного баланса в ООО, его утверждение собранием и предоставление на госрегистрацию. Приступать к решению поставленных задач разрешается не менее чем через два месяца после выполнения предыдущего пункта.

Как определить дату начала ликвидации

Дату начала ликвидации определяют после того, как в ЕГРЮЛ были внесены данные относительно составления промежуточного ликвидационного баланса, сотрудники бухгалтерии приступают к созданию окончательного отчета и утверждению его на общем собрании. Именно его подают в комплекте с заявлением и квитанцией, подтверждающей уплату государственной пошлины.

Далее в течение пяти рабочих дней ликвидатору компании необходимо получить в налоговой инспекции лист записи ЕГРЮЛ, который является подтверждением упразднения фирмы. Многие предприниматели интересуются, как узнать точную дату ликвидации? Согласно действующему законодательству, процедуру упразднения юр.лица можно считать полностью завершенной, а само предприятие – прекратившим свое существование только после того, как запись об этом появилась в едином государственном реестре юридических лиц.

rigbi.ru

Дата ликвидации предприятия

Цитата: Принято решение о ликвидации ООО, назначен руководитель ликвидационной комиссии, поданы документы в ИФНС, в ЕГРЮЛ указано, что ООО находится в стадии ликвидации. Расчеты с кредиторами ликвидируемого юридического лица еще не производились.
Какова правоспособность юридического лица с момента принятия решения о ликвидации? Какие сделки общество вправе совершать на данном этапе?

В силу п. 3 ст. 49 ГК РФ правоспособность юридического лица прекращается в момент внесения записи о его исключении из единого государственного реестра юридических лиц (далее — ЕГРЮЛ). В соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим существование только после внесения об этом записи в ЕГРЮЛ.

При этом п. 2 ст. 49 ГК РФ предусматривает, что юридическое лицо может быть ограничено в правах в случаях и в порядке, предусмотренных законом.

Так, в соответствии с п. 2 ст. 20 Федерального закона от 08.08.2001 N 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» с момента внесения в ЕГРЮЛ записи о том, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации, не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Однако, по общему правилу, юридическое лицо, находящееся в процессе добровольной ликвидации, остается полностью правоспособным и заключаемые им сделки не могут признаваться недействительными только по причине того, что они заключены лицом, находящимся в процессе добровольной ликвидации. Из этого исходит и судебная практика (смотрите, например, постановление Президиума ВАС РФ от 08.11.2005 N 14806/04).

Вместе с тем необходимо помнить, что ликвидационная комиссия, действующая от имени общества, находящегося в стадии ликвидации (п.п. 2 и 3 ст. 62 ГК РФ), обязана принимать меры для выявления кредиторов и дебиторов общества (п. 1 ст. 63 ГК РФ).

Если имеющихся у общества денежных средств недостаточно для удовлетворения требований кредиторов, ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества общества с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

Следовательно, распоряжение имуществом общества с ограниченной ответственностью, находящегося на стадии ликвидации, в силу императивного правила, установленного п. 3 ст. 63 ГК РФ, должно осуществляться в специальном порядке, предусмотренном законодательством (ст.ст. 447-448 ГК РФ). Сделки по отчуждению имущества ликвидируемой организации, совершенные с нарушением указанного порядка, являются ничтожными (смотрите, например, определение ВАС РФ от 26.02.2008 N 1916/08, постановление ФАС Северо-Кавказского округа от 08.07.2008 N Ф08-3677/2008).

Отметим, что после завершения расчета с кредиторами ликвидируемое общество вправе отчуждать принадлежащее ему имущество без проведения публичных торгов (смотрите, в частности, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 04.04.2005 N Ф08-739/05, ФАС Поволжского округа от 05.05.2008 N А65-28824/06-СГ1-5)*(1).
*(1) В судебной практике встречается подход, согласно которому юридическое лицо в процессе ликвидации не вправе отчуждать имущество иным способом, кроме как в порядке проведения торгов, а договоры об отчуждении имущества, заключенные без соблюдения этого порядка, в любом случае являются ничтожными и не влекут правовых последствий (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 05.03.2003 N Ф04/1014-22/А67-2003).

Эксперт службы Правового консалтинга ГАРАНТ

www.buhonline.ru

Ликвидация общества с ограниченной ответственностью

В статье рассматривается процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью с момента принятия решения о ликвидации до ее государственной регистрации.

Принятие решения о ликвидации

Процедура ликвидации общества с ограниченной ответственностью регламентируется Гражданским кодексом РФ, Федеральным законом от 08.02.98 № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью» (далее — Закон № 14-ФЗ), уставом общества, Федеральным законом от 08.08.2001 № 129-ФЗ «О государственной регистрации юридических лиц и индивидуальных предпринимателей» (далее — Закон № 129-ФЗ).

Процедура добровольной ликвидации общества начинается с общего собрания участников (учредителей) общества, которое принимает соответствующее решение, на этом же собрании или на другом собственники назначают ликвидационную комиссию и устанавливают порядок и сроки ликвидации (ст. 62 ГК РФ). Если общество имеет несколько учредителей, то их решение оформляется протоколом, если одного — то документом, называемым «Решение». Обращаем внимание, что если учредителей в обществе несколько, то для принятия решения о добровольной ликвидации необходимо единогласное решение всех учредителей (п. 1 ст. 92 ГК РФ). Примерное содержание решения о ликвидации может быть следующим.

общего собрания участников ООО «Фламинго»

22 октября 2010 г. г. Москва

Птичкин И.И., доля 100%

1. Ликвидировать ООО «Фламинго» в добровольном порядке в связи с нерентабельностью производства.

2. Назначить ликвидационную комиссию в составе:

— Птичкина И.И. — председатель ликвидационной комиссии;

— Кошечкиной О.О. — член ликвидационной комиссии.

3. Возложить на ликвидационную комиссию все полномочия и обязанности, установленные действующим законодательством, по проведению ликвидации ООО «Фламинго»

Председатель ликвидационной комиссии ________________

Член ликвидационной комиссии ________________

Уведомление регистрирующего органа

В соответствии с п. 1 ст. 20 Закона № 129-ФЗ учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, в течение трех рабочих дней после даты принятия решения о ликвидации юридического лица обязаны уведомить в письменной форме об этом регистрирующий орган по месту нахождения ликвидируемого юридического лица с приложением решения о ликвидации юридического лица. Форма уведомления о принятии решения о ликвидации (№ Р15001) утверждена постановлением Правительства РФ от 19.06.2002 № 439 «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, используемых при государственной регистрации юридических лиц, а также физических лиц в качестве индивидуальных предпринимателей» (приложение 8).

Если уведомление будет направлено в налоговую инспекцию позже трехдневного срока, на ликвидируемое юридическое лицо может быть наложен административный штраф в размере 5000 руб. (п. 3 ст. 14.25 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

На основании уведомления о начале ликвидации юридического лица регистрирующим органом вносится запись в Единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) о принятии в отношении юридического лица решения о ликвидации и выдаются (направляются) по месту нахождения юридического лица свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписка из ЕГРЮЛ, в которой указывается, что юридическое лицо находится в процессе ликвидации (письмо УФНС России по г. Москве от 10.09.2008 № 09-14/085833 «Об основаниях и порядке ликвидации юридических лиц»).

С этого момента не допускается государственная регистрация изменений, вносимых в учредительные документы ликвидируемого юридического лица, а также государственная регистрация юридических лиц, учредителем которых выступает указанное юридическое лицо, или государственная регистрация юридических лиц, которые возникают в результате его реорганизации.

Далее учредители (участники) юридического лица или орган, принявшие решение о ликвидации юридического лица, уведомляют регистрирующий орган о формировании ликвидационной комиссии или о назначении ликвидатора, об установленном порядке и сроках ликвидации. Специальная форма уведомления № Р15002 также утверждена вышеназванным постановлением Правительства РФ № 439 (приложение 9). Порядок заполнения этих форм (№ Р15001 и Р15002) приведен в частях VIII и IX Методических разъяснений по заполнению форм документов, используемых при государственной регистрации юридического лица и индивидуального предпринимателя, утвержденных приказом ФНС России от 01.11.2004 № САЭ-3-09/[email protected] Примеры заполнения форм № Р15001 и Р15002 приведены в приложениях 1 и 2 соответственно.

Для некоммерческих организаций аналогичные формы утверждены постановлением Правительства РФ от 15.04.2006 № 212.

После уведомления налоговой инспекции ликвидируемое лицо получает свидетельство о внесении записи в ЕГРЮЛ по форме № Р50003 и выписку из ЕГРЮЛ, где в разделе, содержащем сведения о руководителе постоянно действующего исполнительного органа или иного лица, имеющего право действовать от имени юридического лица без доверенности, указываются должность — ликвидатор или председатель ликвидационной комиссии, его фамилия, имя, отчество.

Либо если решение о ликвидации и назначении ликвидационной комиссии оформлено одним протоколом (решением) и формы № Р15001 и Р15002 были одновременно представлены в регистрирующий орган, то Свидетельство и выписку ликвидируемое юридическое лицо получает один раз.

Публикация сведений о ликвидации

Далее в соответствии с п. 1 ст. 63 ГК РФ ликвидационная комиссия помещает в органах печати, в которых публикуются данные о государственной регистрации юридического лица (в журнале «Вестник государственной регистрации», приказ ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/[email protected] «Об обеспечении публикации и издания сведений о государственной регистрации юридических лиц в соответствии с законодательством Российской Федерации о государственной регистрации»), публикацию о его ликвидации и порядке и сроке заявления требований его кредиторами. Этот срок не может быть менее двух месяцев с момента публикации о ликвидации. В решении о ликвидации юридического лица может быть установлен иной срок для заявления требований кредиторами, но не менее двух месяцев.

В публикации указываются (приложение 2 к приказу ФНС России от 16.06.2006 № САЭ-3-09/[email protected], п. 1 ст. 63 ГК РФ):

— полное наименование юридического лица;

— адрес (место нахождения) юридического лица;

— идентификационный номер налогоплательщика/код постановки на учет (ИНН/КПП);

— основной государственный регистрационный номер;

— дата присвоения основного государственного регистрационного номера;

— государственный регистрационный номер записи;

— дата внесения записи;

— наименование регистрирующего органа, внесшего запись;

— адрес регистрирующего органа;

— сведения о принятом решении о ликвидации: кем и когда принято;

— порядок и сроки заявления требований кредиторов (способ связи с ликвидационной комиссией: адрес, телефон).

Сведения для опубликования вправе представить руководитель ликвидационной комиссии.

Если кредиторы не успели заявить свои требования в установленный срок, то до окончания процедуры ликвидации их требования также принимаются, однако удовлетворяться они будут за счет имущества, оставшегося после погашения задолженности перед другими кредиторами, обратившимися в установленный срок (п. 5 ст. 64 ГК РФ).

Одновременно ликвидационная комиссия проводит инвентаризацию имущества общества с целью наиболее полного выявления всех активов предприятия и принимает меры к выявлению и востребованию дебиторской задолженности.

Инвентаризация проводится в соответствии с Методическими указаниями, утвержденными приказом Минфина России от 13.06.95 № 49. Обращаем внимание, что законом не устанавливается обязанность по взысканию дебиторской задолженности в судебном порядке, однако комиссия вправе это сделать.

Промежуточный ликвидационный баланс

После окончания срока для предъявления требований кредиторами ликвидационная комиссия составляет промежуточный ликвидационный баланс, который содержит сведения о составе имущества ликвидируемого юридического лица, перечне предъявленных кредиторами требований, а также о результатах их рассмотрения.

Промежуточный ликвидационный баланс утверждается общим собранием учредителей (участников) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица. Единственная компетенция, остающаяся у участников при ликвидации общества (подп. 12 п. 2 ст. 33 Закона № 14-ФЗ, п. 2 ст. 63 ГК РФ), — это утверждение промежуточных и ликвидационных балансов.

После этого копия промежуточного ликвидационного баланса направляется в регистрирующий орган вместе с уведомлением о его составлении по форме № Р15003 (постановление Правительства РФ от 19.06.2002 № 439, приложение 10).

Обращаем внимание, что законодательством не предусмотрено оформление расписки в получении всех вышеназванных уведомлений регистрирующим органом, поэтому целесообразно направлять их по почте ценным письмом с описью вложения либо предоставлять лично в двух экземплярах, с тем чтобы на своем экземпляре получить отметку о предоставлении.

При ликвидации ликвидационная комиссия представляет сведения в Пенсионный фонд РФ по персонифицированному учету общества в течение одного месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса, но не позднее дня представления в федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий государственную регистрацию юридических лиц, документов для государственной регистрации при ликвидации юридического лица (п. 3 ст. 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ «Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования»). Так как в ходе ликвидации общество прекращает свое существование, то трудовые договоры со всеми сотрудниками расторгаются.

Контрольные мероприятия налоговой

После внесения в ЕГРЮЛ записи о составлении промежуточного ликвидационного баланса налоговая инспекция проводит контрольные мероприятия — проверки в следующих отделах ИФНС:

— в отделе взыскания задолженности;

— отделе выездных проверок;

— отделе камеральных проверок;

На этом этапе также может быть назначена выездная налоговая проверка (п. 11 ст. 89 НК РФ) за период, не превышающий трех календарных лет, предшествующих году, в котором вынесено решение о проведении проверки, которая может проводиться независимо от времени проведения и предмета предыдущей проверки. Как правило, налоговые инспекции стараются не упустить эту возможность и назначать проверку ликвидируемого общества.

В соответствии с Налоговым кодексом выездная налоговая проверка не может продолжаться более двух месяцев (п. 6 ст. 89 НК РФ). Указанный срок может быть продлен до четырех месяцев, а в исключительных случаях — до шести месяцев. Срок проведения выездной налоговой проверки исчисляется со дня вынесения решения о назначении проверки и до дня составления справки о проведенной проверке. Выездная налоговая проверка может быть приостановлена по следующим основаниям:

— истребование документов (информации) в соответствии с п. 1 ст. 93.1 НК РФ;

— получение информации от иностранных государственных органов в рамках международных договоров Российской Федерации;

— перевод на русский язык документов, представленных налогоплательщиком на иностранном языке.

Общий срок приостановления проведения выездной налоговой проверки не может превышать шесть месяцев (п. 9 ст. 89 НК РФ), в некоторых случаях срок приостановления может быть продлен еще на три месяца.

После проведения проверки либо контрольных мероприятий производится сверка расчетов, выявляются неуплаченные или излишне уплаченные налоги. Если общество согласно с результатами налоговой проверки, то погашение задолженности по налогам осуществляется в соответствии со ст. 49 НК РФ. Если не согласно, оно может подать апелляцию на решение налогового органа в порядке, предусмотренном ст. 101.2 НК РФ.

Выплаты кредиторам

После утверждения промежуточного ликвидационного баланса ликвидационная комиссия начинает производить выплаты кредиторам. Очередность выплат установлена ст. 64 ГК РФ:

— в первую очередь удовлетворяются требования граждан, перед которыми ликвидируемое юридическое лицо несет ответственность за причинение вреда жизни или здоровью, путем капитализации соответствующих повременных платежей, а также по требованиям о компенсации морального вреда;

— во вторую очередь производятся расчеты по выплате выходных пособий и оплате труда лиц, работающих или работавших по трудовому договору, и по выплате вознаграждений авторам результатов интеллектуальной деятельности;

— в третью очередь производятся расчеты по обязательным платежам в бюджет и во внебюджетные фонды;

— в четвертую очередь производятся расчеты с другими кредиторами.

Причем требования кредиторов каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований кредиторов предыдущей очереди. Следует также учитывать, что кредиторам третьей и четвертой очередей выплаты производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса.

Если в ходе налоговой проверки будут выявлены недоплаты по налогам, то они удовлетворяются в третью очередь.

Если ликвидируемому предприятию не хватает денежных средств на счетах для удовлетворения требований кредиторов, то ликвидационная комиссия осуществляет продажу имущества юридического лица с публичных торгов в порядке, установленном для исполнения судебных решений (п. 3 ст. 63 ГК РФ).

В случае если после продажи имущества (в том числе имущественных прав) у общества не хватает средств для удовлетворения кредиторов какой-либо очереди, то выплата производится пропорционально.

В соответствии с п. 6 ст. 64 ГК РФ требования кредиторов, не удовлетворенные из-за недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица, считаются погашенными. Погашенными считаются требования кредиторов, не признанные ликвидационной комиссией, если кредитор не обращался с иском в суд, а также требования, в удовлетворении которых решением суда кредитору отказано.

В случае отказа ликвидационной комиссии в удовлетворении требований кредитора либо уклонения от их рассмотрения кредитор вправе до утверждения ликвидационного баланса юридического лица обратиться в суд с иском к ликвидационной комиссии. По решению суда требования кредитора могут быть удовлетворены за счет оставшегося имущества ликвидируемого юридического лица (п. 4 ст. 64 ГК РФ).

В соответствии с п. 5 ст. 63 ГК РФ после завершения расчетов с кредиторами, после проведения инвентаризации оставшегося имущества ликвидационная комиссия составляет ликвидационный баланс, который утверждается учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшими решение о ликвидации юридического лица на общем собрании учредителей простым большинством.

Государственная регистрация ликвидации

Ликвидация юридического лица считается завершенной, а юридическое лицо — прекратившим свою деятельность после внесения об этом записи в Единый государственный реестр юридических лиц.

После завершения процесса ликвидации юридического лица в регистрирующий орган представляются (п. 1 ст. 21 Закона № 129-ФЗ):

— подписанное заявителем заявление по форме № Р16001 (утверждена постановлением Правительства № 439);

— окончательный ликвидационный баланс;

— платежное поручение, подтверждающее факт уплаты государственной пошлины (в настоящее время — 800 руб., подп. 1 и 3 п. 1 ст. 333.33 НК РФ);

— документ, подтверждающий представление в территориальный орган Пенсионного фонда РФ сведений по индивидуальному персонифицированному учету.

Подпись заявителя удостоверяется в нотариальном порядке. Регистрирующий орган не вправе требовать никаких дополнительных документов, в том числе подтверждающих завершение расчетов с кредиторами (например, справки об отсутствии задолженности из налогового органа).

На основании представленного пакета документов регистрирующий (налоговый) орган вносит запись о государственной регистрации ликвидации юридического лица и выдает (направляет) свидетельство по форме № Р15001 и выписку из ЕГРЮЛ по месту нахождения юридического лица.

Регистрирующий орган может отказать в государственной регистрации ликвидации юридического лица только в следующих случаях:

— представлены не все документы ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица либо документы оформлены не в соответствии с законодательством;

— документы, представляемые ликвидатором или ликвидационной комиссией на государственную регистрацию ликвидации юридического лица, поданы до истечения двухмесячного срока с даты опубликования сведений о ликвидации юридического лица;

— в налоговом органе имеются сведения об отсутствии удовлетворения требований кредиторов (в том числе требований по обязательным платежам);

— при обнаружении недостаточности имущества ликвидируемого юридического лица для удовлетворения требований кредиторов.

Законом № 129-ФЗ установлено, что ликвидационная комиссия (ликвидатор) уведомляет регистрирующий орган о завершении процесса ликвидации юридического лица не ранее чем через два месяца с момента помещения в органах печати ликвидационной комиссией (ликвидатором) публикации о ликвидации юридического лица (п. 2 ст. 22).

Подытоживая сказанное, можно с уверенностью сказать, что процедура добровольной ликвидации в случае, если у общества имеется имущество для покрытия всех долгов, займет не менее 3,5 месяца, а если имущества не хватает, то с учетом судебных тяжб может затянуться на несколько лет.

Передача оставшегося имущества

Согласно п. 7 ст. 63 ГК РФ оставшееся после удовлетворения требований кредиторов имущество юридического лица передается его учредителям (участникам), имеющим вещные права на это имущество или обязательственные права в отношении этого юридического лица, если иное не предусмотрено законом, иными правовыми актами или учредительными документами юридического лица. Порядок распределения оставшегося имущества закреплен в ст. 58 Закона № 14-ФЗ. Оставшееся после завершения расчетов с кредиторами имущество ликвидируемого общества распределяется ликвидационной комиссией между участниками общества в следующей очередности:

— в первую очередь осуществляется выплата участникам общества распределенной, но невыплаченной части прибыли;

— во вторую очередь осуществляется распределение имущества ликвидируемого общества между участниками общества пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Требования каждой очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

Если имеющегося у общества имущества недостаточно для выплаты распределенной, но невыплаченной части прибыли, имущество общества распределяется между его участниками пропорционально их долям в уставном капитале общества.

Расторжение трудовых договоров

При ликвидации юридического лица сохранение трудовых отношений становится невозможным.

Основанием для увольнения работников в данном случае должно служить решение о ликвидации юридического лица, принятое организациями или лицами, уполномоченными законом.

Параллельно с процедурой ликвидации должны быть решены все вопросы, связанные с прекращением трудовых договоров с работниками. При этом должны быть соблюдены все предусмотренные законом при увольнении в связи с ликвидацией организации процедуры.

Так, при принятии решения о ликвидации организации работодателю (председателю ликвидационной комиссии) необходимо произвести следующие действия.

1. Предупредить орган службы занятости населения об увольнении работников не позднее чем за два месяца до начала соответствующих мероприятий (то есть до дня увольнения первого работника) и указать должность, профессию, специальность и квалификационные требования, условия оплаты труда каждого конкретного работника, например:

Общество с ограниченной ответственностью «Деловые люди»

Исх. от «___»______2010 г. № ____

Руководителю Центра занятости населения

Настоящим сообщаем о ликвидации Общества с ограниченной ответственностью «Деловые люди» на основании решения собрания учредителей ООО «Деловые люди», оформленного протоколом от 09.12.2009 № 1, и увольнении с 13 февраля 2010 г. следующих работников общества:

Сведения о высвобождаемых работниках в связи с ликвидацией ООО «Деловые люди»

www.eg-online.ru

Отчет о среднесписочной численности при ликвидации ООО

Цитата:
Вопрос: О рассмотрении жалоб на действия (бездействие) должностных лиц налоговых органов; о представлении в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников, если у организации отсутствуют наемные работники.

Ответ:
МИНИСТЕРСТВО ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПИСЬМО
от 17 июля 2012 г. N 03-02-07/1-178

В Департаменте налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрена жалоба на действия (бездействие) должностных лиц межрайонной инспекции ФНС России и сообщается, что данная жалоба направлена по принадлежности в Федеральную налоговую службу.
Согласно «п. 1 ст. 138» Налогового кодекса Российской Федерации (далее — Кодекс) акты налоговых органов, действия или бездействие их должностных лиц могут быть обжалованы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) или в суд. Подача жалобы в вышестоящий налоговый орган (вышестоящему должностному лицу) не исключает права на одновременную или последующую подачу аналогичной жалобы в суд, если иное не предусмотрено «ст. 101.2» Кодекса.
Вместе с тем сообщаем, что в соответствии с «п. 3 ст. 80» Кодекса сведения о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год представляются налогоплательщиком в налоговый орган по месту нахождения не позднее 20 января текущего года по «форме», утвержденной ФНС России.

В «п. 3 ст. 80» Кодекса и в «Приказе» ФНС России от 29.03.2007 N ММ-3-25/[email protected] «Об утверждении формы сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год» не предусмотрено освобождение налогоплательщиков, у которых отсутствуют наемные работники, от обязанности представления в налоговые органы сведений о среднесписочной численности работников.

Заместитель директора
Департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики
С.В.РАЗГУЛИН
17.07.2012

Цитата:
Сведения о среднесписочной численности работников: порядок предоставления
Наступил новый 2014 год, а это значит, что для нас с вами начался очередной налоговый период, но о предыдущем налоговом мы сможем «забыть» только после сдачи необходимой отчетности. В настоящей статье речь пойдет о таком отчете как «Сведения о среднесписочной численности работников». Обязанность по предоставлению сведений о среднесписочной численности работников установлена п.3 ст. 80 НК РФ, согласно которой Сведения представляются налогоплательщиком в налоговый орган не позднее 20 января текущего года. Указанные сведения предоставляются по форме, утверждённой федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным по контролю и надзору в области налогов и сборов, в налоговый орган по месту нахождения организации. Форма Сведений утверждена приказом Федеральной налоговой службы от 29 марта 2007г. N ММ-3-25/[email protected] «Об утверждении формы Сведений о среднесписочной численности работников за предшествующий календарный год». Рекомендации по порядку заполнения этой формы приведены в приложении к Письму ФНС от 26.04.2007г. N ЧД-6-25/[email protected] «О рекомендациях по порядку заполнения формы «Сведения о среднесписочной численности за предшествующий календарный год». Юридические лица предоставляют формы федерального статистического наблюдения в территориальный орган Росстата по месту своего нахождения. Указанные формы предоставляют также филиалы, представительства и подразделения действующих на территории Российской Федерации иностранных организаций. При наличии у юридического лица обособленных подразделений, необходимые формы заполняются по каждому обособленному подразделению, и по юридическому лицу без этих обособленных подразделений.

Если у юридического лица есть обособленные подразделения, выделенные на отдельный баланс и ведущие учет выручки от продажи товаров (услуг) необходимая настоящая форма заполняется как по каждому такому обособленному подразделению, так и по юридическому лицу с исключением данных таких обособленных подразделений.

Напомним, что обособленное подразделение организации – это любое территориально обособленное от нее подразделение, по месту или с места нахождения которого осуществляется хозяйственная деятельность на оборудованных стационарных рабочих местах, более одного месяца.

Признание обособленного подразделения организации таковым производится независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных документах организации (уставе), и от полномочий, которыми наделяется указанное подразделение. Заполненные формы предоставляются юридическим лицом в территориальные органы Росстата по месту нахождения соответствующего обособленного подразделения (по обособленному подразделению) и по месту нахождения юридического лица (без обособленных подразделений) в установленные сроки. В случае, когда юридическое лицо (его обособленное подразделение) не осуществляет деятельность по месту своего нахождения, форма предоставляется по месту фактического осуществления ими деятельности.

В том случае, если по каким-либо причинам сведения предоставить не удалось, то считается, что было совершено налоговое правонарушение, выразившееся в непредставлении налоговому органу сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, за которое установлена ответственность в виде штрафа в размере 200 рублей за каждый не представленный документ (ст. 126 НК РФ), в тоже время к административной ответственности могут быть привлечены и должностные лица организации, что выражается в наложении штрафа согласно ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ в размере от 300 до 500 руб.

Сведения о среднесписочной численности работников предоставляются не только в налоговые органы, но и в органы статистики. Обращаем ваше внимание, что Приказ Федеральной службы государственной статистики от 24.10.2011г. N 435″Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», NП-4 «Сведения о численности, заработной плате и движении работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации», который устанавливал формы для сдачи отчетности, а также порядок ее предоставления, Приказом Росстата от 28.10.2013г. N 428 признан утратившим силу с 01 января 2014г. Этим же приказом (Приказ Федеральной службы государственной статистики от 28 октября 2013г. N 428″Об утверждении Указаний по заполнению форм федерального статистического наблюдения N П-1 «Сведения о производстве и отгрузке товаров и услуг», N П-2 «Сведения об инвестициях в нефинансовые активы», N П-3 «Сведения о финансовом состоянии организации», N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников», N П-5(м) «Основные сведения о деятельности организации») утверждены указания по заполнению форм федерального статистического наблюдения. Отметим, что общий порядок заполнения форм не изменился. Форму федерального статистического наблюдения N П-4 «Сведения о численности и заработной плате работников» предоставляют все юридические лица, являющиеся коммерческими организациями, а также некоммерческие организации всех видов экономической деятельности и форм собственности (кроме субъектов малого предпринимательства).

За нарушение должностным лицом, ответственным за представление статистической информации, необходимой для проведения государственных статистических наблюдений, порядка ее представления, а равно представление недостоверной статистической информации установлена административная ответственность в виде штрафа в размере от трех тысяч до пяти тысяч рублей (ст. 13.19 КоАП РФ).

Возвращаясь к порядку предоставления сведений о среднесписочной численности работников, скажем, что срок подачи отчета до 20 января текущего года установлен для организаций, которые работают уже некоторое время, если же организация вновь создана или возникла в результате реорганизации, то срок для подачи сведений установлен не позднее 20 числа месяца, следующего за месяцем, в котором она была создана (реорганизована). Приказ ФНС от 29.03.2007 N ММ-3-25/174 содержит примечание, о том что для вновь созданных организаций среднесписочная численность отражается по состоянию на первое число месяца, следующего за месяцем, в котором организация была создана, но какие-либо иные официальные комментарии, подробно поясняющие порядок определения своей численности вновь созданными организациями на настоящее время отсутствуют.

Установление срока подачи сведений таким образом объясняется тем, что данная информация необходима для предоставления организациям налоговых льгот или возможности применения ими пониженных тарифов страховых взносов во внебюджетные фонды. Что же зависит от количества работников той или иной организации? Приведем некоторые примеры:

— возможность применения упрощенной системы налогообложения (пп.15 ст. 346.12 НК РФ);

— перевод на уплату ЕНВД в отношении отдельных видов предпринимательской деятельности (пп.1 п. 2.2 ст. 346.26 НК РФ);

— установление квоты для приема на работу инвалидов (ст. 21 ФЗ от 24.11.1995г. № 181-ФЗ )

— составление справки — подтверждения основного вида экономической деятельности, представляемой в территориальные органы ФСС России по форме, утвержденной Приказом Министерства здравоохранения и социального развития РФ от 31 января 2006г. N 55 и т.д.

Действующее законодательство не предусматривает определения времени, когда организация не осуществляла деятельности, предполагается, что если организация существует — она осуществляет какую-то деятельность. Допускается лишь существование периодов, когда организация не осуществляет операций, в результате которых происходит движение денежных средств на ее счетах в банках (в кассе организации), в результате чего не возникает соответствующих (и/или иных) объектов налогообложения (п. 2 ст. 80 НК РФ).

Таким образом, период деятельности организации следует отсчитывать от даты ее государственной регистрации. Каких-либо исключений в порядке представления сведений о численности работников в зависимости от осуществления хозяйственных операций п. 3 ст. 80 НК РФ при этом не делает. Тоже правило распространяется и на вновь созданные организации, обязанность подачи сведений о среднесписочной численности работников не зависит от того, осуществлялись ли хозяйственные операции в этот период или нет.

Если организация отработала неполный календарный год или имеет сезонный характер работ, такие компании рассчитывают среднесписочную численность по общим правилам.

Сведения о среднесписочной численности работников обязаны предоставлять все организации независимо от фактической численности работников, в том числе, имеющие численность ноль человек. От количества работников организации зависит способ подачи налоговых декларация и расчетов (в бумажном или электронном виде). Так, пункт 3 ст. 80 НК РФ устанавливает, что налоговые декларации (расчеты) представляются в налоговый орган по установленным форматам в электронной форме по телекоммуникационным каналам связи через оператора электронного документооборота, если среднесписочная численность работников налогоплательщика за предшествующий календарный год превышает 100 человек, а также вновь созданными (в том числе при реорганизации) организациями, численность работников которых превышает 100 человек. Аналогичные нормы содержит Закон № 212-ФЗ, нормы которого устанавливают обязанность представления расчетов по страховым взносам во внебюджетные фонды в электронном виде, если среднесписочная численность физических лиц организации, в пользу которых производятся выплаты и иные вознаграждения, за предшествующий расчетный период превышает 50 человек (п.10 ст. 15 ФЗ от 24.07.2009г. N 212-ФЗ»О страховых взносах в ПФ РФ, ФСС РФ, ФОМС»). Ранее, до 2010 года, такая обязанность устанавливалась в отношении организаций, где численность физических лиц превышала 100 человек.

Среднесписочная численность работников рассчитывается на основании списочной численности, которая приводится на определенную дату, например, на последнее число отчетного периода.

В списочную численность работников включаются наемные работники, работавшие по трудовому договору и выполнявшие постоянную, временную или сезонную работу один день и более, а также работавшие собственники организаций, получавшие заработную плату в данной организации.

Также в списочной численности работников за каждый календарный день учитываются как фактически работающие, так и отсутствующие на работе по каким-либо причинам (п.79 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г. N 428).

Между организацией-работодателем и физическим лицом могут заключаться как трудовые, так и гражданско-правовые договоры, поэтому на практике часто возникает вопрос, включаются ли в среднесписочную численность работников для целей налогообложения сотрудники, работающие по договора гражданско-правого характера (например, договор возмездного оказания услуг, подряда)? Ответим, что лица, выполняющие работы по договорам гражданско-правового характера, не входят в среднесписочную численность работников организации, однако включаются в среднюю численность (пп. б п. 80 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г. N 428). Работник, состоящий в списочном составе организации и заключивший договор гражданско-правового характера с этой же организацией, учитывается в списочной и среднесписочной численности один раз по месту основной работы.

Тоже относится и к работникам, которые являются внешними совместителями. Они также не включаются в среднесписочную численность — учет внешних совместителей ведется отдельно (п. 80 Приказа Федеральной службы государственной статистики от 28.10.2013г.№ 428). Если же работник является внутренним совместителем и получает в одной организации две, полторы или менее одной ставки, то он учитывается в списочной численности работников как один человек (целая единица). При этом внутренний совместитель учитывается один раз по месту основной работы, а в фонде заработной платы показывается сумма заработной платы с учетом оплаты труда по совместительству.

В заключении скажем, что подать сведения о среднесписочной численности работников, может любое должностное лицо, уполномоченное руководителем предоставлять статистическую информацию (первичные статистические данные) от имени юридического лица.

Материал подготовлен Бойковой Т. Н. Экспертом Компании «РосКо»

www.buhonline.ru

Еще по теме:

  • Требования к кандидатам юрист Требования к кандидатам юрист Адвокаты вправе создавать общественные объединения адвокатов и (или) быть членами (участниками) обще txt fb2 ePub html на телефон придет ссылка на файл выбранного формата Шпаргалки на телефон — незаменимая вещь при […]
  • Закон об оружии с изменениями и дополнениями Закон об оружии с изменениями и дополнениями 09.08.2018 Александр Турушев - почетный защитник природы, или браконьер? 06.07.2018 Охота в июле: Сроки охоты в июле, на кого можно охотиться в июле 03.06.2018 Охота в июне: Сроки […]
  • Кадетская школа в москве с проживанием для девочек ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКВЕ Информация, адреса, документы, отзывы . Гос. образование Частное образование Доп. образование Доп. развитие Кадетские школы Москвы Все Кадетские школы Москвы Кадетская школа - начальное военно-учебное […]
  • Справка общий стаж работы образец Зачем нужна справка о трудовом стаже, и как ее подготовить Пока действуют трудовые книжки, их нужно заполнять по инструкции. Если книжка потеряна или испорчена, заполняется дубликат. Но в него тоже нужно вписывать сведения о том, где и кем […]
  • Как увеличить пенсию чернобыльцу Пенсия пострадавшим в результате радиационных и техногенных катастроф Для людей, относящихся к пострадавшим от радиационных и техногенных аварий и катастроф, назначаются ежемесячные выплаты в целях компенсации вреда. Особое внимание уделяется […]
  • Минимальная пенсия в челябинской области в 2018 Минимальная пенсия в Челябинской области Минимальная пенсия в Челябинской области в 2018 году В Челябинской области в 2018 не работающим пенсионерам полагается доплата к пенсии до 8586 руб. Размер регионального прожиточного минимума пенсионера […]