Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов (утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) — 5)

Инструкция
о порядке определения стажа работы по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов
(утв. Минюстом РФ, Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ 27 декабря 1996 г. N 10 (35) — 5)

Настоящая Инструкция устанавливает порядок определения стажа работы по юридической профессии, который в соответствии со статьей 119 Конституции Российской Федерации необходим для кандидатов на должности судей федеральных судов.

1. В стаж работы по юридической профессии включается работа в органах государственной власти: законодательной (представительной), исполнительной и судебной, а также в органах местного самоуправления, в профсоюзных и иных общественных организациях, на предприятиях, в учреждениях, организациях любых форм собственности на должностях, для замещения которых необходимо высшее или среднее юридическое образование. Такие требования устанавливаются законодательными или ведомственными нормативными актами.

Лицам, не имевшим высшего или среднего юридического образования, весь период работы на вышеуказанных должностях засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

Примечание. Для органов юстиции и судебных органов (общей юрисдикции), нотариата, адвокатуры, судебной экспертизы и других учреждений юстиции такой перечень установлен Типовой номенклатурой должностей органов, учреждений юстиции и судов, подлежащих замещению специалистами с высшим и средним специальным образованием, утвержденной приказом Министра юстиции СССР от 19 марта 1980 года N 2;

при назначении судей военных судов в стаж работы по юридической профессии кандидатам на эти должности засчитывается срок их военной службы на офицерских должностях (Указ Президента Российской Федерации от 13.03.95 г. N 263).

Указом Президента РФ от 19 апреля 2000 г. N 694 упомянутый выше указ признан утратившим силу. О требованиях, предъявляемые к кандидатам на должность судьи военного суда см. Федеральный конституционный закон «О военных судах Российской Федерации»

2. В стаж работы по юридической профессии включается также работа на иных должностях, если она непосредственно связана с защитой прав и законных интересов граждан и юридических лиц, укреплением законности и правопорядка, требует знаний в каких-либо отраслях права и умения применять их на практике.

Примечание. Время исполнения народным заседателем обязанностей судьи районного (городского) суда засчитывается в стаж работы по юридической профессии.

3. Период нахождения в частично оплачиваемом и дополнительном отпуске по уходу за ребенком до достижения им соответственно полутора и трех лет засчитывается в стаж работы по юридической профессии, если отпуск был предоставлен при выполнении обязанностей по одной из должностей, указанных в пунктах 1 и 2 настоящей Инструкции.

4. Стаж работы по юридической профессии определяется на основании записей в трудовой книжке. В необходимых случаях могут быть истребованы копии приказов о назначении на должность, должностные инструкции и иные сведения о характере выполняемой или выполнявшейся работы. При этом учитывается работа на территории как Российской Федерации, так и других республик бывшего Союза ССР.

5. В спорных случаях окончательное решение об определении стажа работы по юридической профессии принимается соответствующей квалификационной коллегией судей, рассматривающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключении мотивов принятого решения.

base.garant.ru

Вопросы-ответы

КАКОЙ СТАЖ НУЖЕН ПРЕТЕНДЕНТУ

По существу вопроса относительно стажа ра­боты по юридической специальности (профес­сии), необходимого для назначения на долж­ность судьи, можно сказать следующее.

В соответствии с п. 3 ст. 5 Закона Россий­ской Федерации «О статусе судей в Россий­ской Федерации» любой гражданин, достиг­ший установленного этим Законом возраста, имеющий высшее юридическое образование, требуемый стаж работы по юридической про­фессии и не имеющий заболеваний, препятст­вующих назначению на должность судьи, вправе сдать квалификационный экзамен на должность судьи.

Из этого следует, что судьей районного суда — при соответствии другим требованиям — может быть гражданин, имеющий к моменту сдачи квалификационного экзамена на долж­ность судьи стаж работы по юридической спе­циальности не менее 5 лет.

Наличие стажа работы по юридической специальности определяется с момента полу­чения претендентом на должность судьи выс­шего юридического образования любого уров­ня (п. 2 ст. 6 Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образо­вании») и начала работы на должностях, ука­занных в п. 5 ст. 4 Закона Российской Федера­ции «О статусе судей в Российской Федера­ции».

Однако к сдаче квалификационного экзаме­на на должность судьи может быть допущен лишь претендент, имеющий высшее юридиче­ское образование, подтверждаемое присвоени­ем лицу, успешно прошедшему итоговую атте­стацию, квалификации (степени) «специалист» или «магистр».

Инструкция о порядке определения стажа работы по юридической профессии для канди­датов на должности судей федеральных судов от 27 декабря 1996 года после принятия Федераль­ного закона от 25 декабря 2008 года № 274-ФЗ действует в той мере, в какой она не противоре­чит указанному и другим федеральным консти­туционным и федеральным законам. Согласно п. 5 Инструкции в спорных случаях окончатель­ное решение о стаже работы по юридической профессии принимается соответствующей ква­лификационной коллегией судей, рассматри­вающей заявление кандидата о рекомендации на должность судьи, с приведением в заключе­нии мотивов принятого решения.

Что касается Определения Конституцион­ного Суда Российской Федерации от 8 июня 2004 года № 214-0 «Об отказе в принятии к рассмотрению запроса Верховного Суда Рос­сийской Федерации о проверке соответствия Конституции Российской Федерации ряда по­ложений пункта 1 статьи 4 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Фе­дерации», следует учитывать, что указанное Определение принято до внесения 25 декабря 2008 года изменений в Закон Российской Фе­дерации «О статусе судей в Российской Феде­рации», согласно которым в стаж работы по юридической специальности, необходимый для назначения на должность судьи, включа­ется время работы на должностях, требующих высшего юридического образования. В преж­ней редакции Закона требовалось наличие юридического (не обязательно высшего) обра­зования.

Председатель ВККС РФ

Вестник Высшей Квалификационной коллегии судей Российской Федерации № 3(21)2009, стр. 48

mos.vkks.ru

Правовые основы

59-Г03-1
ВЕРХОВНЫЙ СУД
РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации в составе
председательствующего — Кнышева В.П.,
судей — Горохова Б.А., Кебы Ю.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании 21 февраля 2003 г. по кассационной жалобе Рыбина С.В. на решение Амурского областного суда от 25 декабря 2002 г. дело по жалобе Рыбина Сергея Викторовича на решение квалификационной коллегии судей Амурской области от 6 сентября 2002 года об отказе в рекомендации к назначению на должность судьи Благовещенского городского суда.
Заслушав доклад судьи Верховного Суда Российской Федерации Горохова Б.А., Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации

заключением квалификационной коллегии судей Амурской области от 6 сентября 2002 года Рыбину С.В. было отказано в рекомендации для назначения его на должность судьи Благовещенского городского суда со ссылкой на отсутствие у него необходимого стажа работы по юридической профессии.
Рыбин С.В. обратился в суд с жалобой на указанное решение квалификационной коллегии судей Амурской области, ссылаясь на то, что вывод квалификационной коллегии судей об отсутствии у него необходимого юридического стажа для назначения на должность судьи основан на неверном доводе о том, что этот стаж может быть учтён только после получения им высшего юридического образования в 2000 году.
Заявитель считает, что в его стаж работы по юридической профессии должно включаться время работы на требующих юридического образования должностях. В период с марта 1995 года по ноябрь 2001 года он занимал должности от следователя до старшего следователя по особо важным делам контрольно-методического отдела следственного управления при УВД Амурской области. За это время его юридический стаж составил 6 лет и 8 месяцев. С ноября 2001 года по сентябрь 2002 года он работал адвокатом. Совокупный юридический стаж на момент рассмотрения его заявления в квалификационной коллегии судей составил 7 лет и 6 месяцев.
Заявитель указал также на то, что Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлено, что стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения высшего юридического образования. Считает, что инструкции о порядке определения стажа по юридической профессии не устанавливают порядок определения указанного стажа с момента получения высшего юридического образования, в связи с чем принятый квалификационной коллегией и положенный в основу заключения принцип подсчёта этого стажа является неправильным.
Решением Амурского областного суда от 25 декабря 2002 г. жалоба Рыбина С.В. была оставлена без удовлетворения.
В кассационной жалобе Рыбина С.В поставлен вопрос об отмене решения, как вынесенного с нарушением норм материального права.
Проверив материалы дела, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации находит решения суда подлежащим отмене по следующим основаниям.
В соответствии со ст.119 Конституции Российской Федерации судьями могут быть граждане Российской Федерации, достигшие 25 лет, имеющие высшее юридическое образование и стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет. Федеральным законом могут быть установлены дополнительные требования к судьям судов Российской Федерации.
Дополнительные требования, предъявляемыми к кандидатам в судьи, установлены Законом Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Согласно п. 1 ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» судьей может быть гражданин Российской Федерации, имеющий высшее юридическое образование и соответствующий требованиям, предъявляемым к кандидату на должность судьи Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами, а также федеральными законами.
При этом судьей арбитражного суда субъекта Российской Федерации, конституционного (уставного) суда субъекта Российской Федерации, районного суда, гарнизонного военного суда, а также мировым судьей может быть гражданин, достигший возраста 25 лет и имеющий стаж работы по юридической профессии не менее пяти лет.
В стаж работы по юридической профессии включается время работы на требующих юридического образования:
государственных должностях в федеральных органах государственной власти, органах государственной власти субъектов Российской Федерации, иных государственных органах, образуемых в соответствии с Конституцией Российской Федерации, конституциями (уставами) субъектов Российской Федерации, а также в государственных органах, существовавших в Российской Федерации до принятия действующей Конституции Российской Федерации;
муниципальных должностях, в том числе в органах местного самоуправления;
Кроме того, в стаж работы по юридической профессии включаются время работы на требующих юридического образования должностях в органах Судебного Департамента при Верховном Суде Российской Федерации, в юридических службах организаций независимо от организационно-правовых форм собственности, в научно-исследовательских учреждениях, время работы в качестве преподавателя юридических дисциплин в учреждениях среднего профессионального, высшего профессионального и послевузовского профессионального образования, а также время работы в качестве адвоката и нотариуса.
Из материалов дела усматривается, что 6 сентября 2002 года квалификационной коллегией судей Амурской области было вынесено заключение об отказе Рыбину С.В. в даче рекомендаций к назначению его на должность судьи Благовещенского городского суда. В качестве мотива отказа квалификационная коллегия указала на отсутствие у Рыбина С.В. необходимого юридического стажа для назначения на должность судьи, поскольку он получил высшее юридическое образование в 2000 году, окончив Московскую академию предпринимательства при правительстве г. Москвы. Каких-либо иных документов о получении им соответствующего образования, кроме копии диплома об окончании указанного учебного заведения и подтверждающих требуемый пятилетний стаж его работы по юридической профессии на должностях, требующих юридического образования, Рыбин С.В. не предоставил.
Обосновывая решение об отказе в удовлетворении жалобы Рыбина С.В., суд сослался на то, что данная статья Закона допускает включение в стаж на должностях, требующих юридического образования, периоды трудовой деятельности только лиц, имеющих среднее юридическое образование, и лиц, получивших высшее юридическое образование, а также неполное высшее юридическое образование при наличии об этом документа установленного образца, так как для подтверждения юридического образования требуется представление соответствующих документов. При этом суд сослался на разъяснения и рекомендации Высшей квалификационной коллегии судей РФ от 15-18 июля 2002 г.
Эти выводы суда правильными быть признаны не могут.
В пункте 1 разъяснений и рекомендаций, принятых на заседании Высшей квалификационной коллегии судей РФ 15-18 июля 2002 г., которые не могут противоречить нормам федерального законодательства и фактически им не противоречат, предусматриваются случаи подсчёта стажа работы на должностях, требующих юридического образования, лиц, получивших высшее юридическое образование. То есть, речь идет о лицах, которые на момент исчисления их стажа работы по юридической профессии уже имеют высшее юридическое образование, а не о том, что юридический стаж начинает исчисляться с момента получения высшего юридического образования.
С 27 апреля 2000 года, когда заявитель получил высшее юридическое образование, по Закону он приобрёл право на назначение на должность судьи, если до этого имел не мене пяти лет стажа работы на должностях, требующих высшего юридического образования.
Судом с достоверностью установлено, что в период с марта 1995 г. по ноябрь 2001 г. Рыбин С.В. занимал должности от следователя до старшего следователя по особо важным делам контрольно-методического отдела следственного управления при УВД Амурской области. Таким образом, его стаж работы на указанных должностях составил 6 лет 8 мес. С ноября 2001 г. по сентябрь 2002 г. он работал адвокатом. Таким образом, всего юридический стаж на момент рассмотрения его заявления составил 7 лет 6 мес.
Конституцией Российской Федерации, федеральными конституционными законами и федеральными законами не установлено, что стаж работы по юридической профессии определяется с момента получения высшего юридического образования.
Инструкция «О порядке определения стажа по юридической профессии для кандидатов на должности судей федеральных судов», утвержденная Верховным Судом РФ и Высшим Арбитражным Судом РФ и зарегистрированная Министерством юстиции РФ 27 декабря 1996 г. № 10 (35)-5, действует так как не противоречит федеральным конституционным и федеральным законам. В соответствии с этой Инструкцией в стаж, необходимый для назначения судьёй, включается любая работа на должностях, требующих юридического образования.
То обстоятельство, что на момент работы следователем УВД Рыбин С.В. не имел высшего юридического образования, не может служить основанием для отказа во включении этого стажа в стаж работы по юридической специальности. Работа следователем является работой по юридической специальности, требующей юридического образования и должна включаться в стаж, необходимый для назначения судьёй.
Правильность такого вывод подтверждается и тем, что статьёй 7 Федерального закона от 10 января 1996 года N 6-ФЗ «О дополнительных гарантиях социальной защиты судей и работников аппаратов судов Российской Федерации (в ред. Федеральных законов от 21.07.1997 N 115-ФЗ, от 05.08.2000 N 118-ФЗ (ред. 24.03.2001), от 28.06.2002 N 76-ФЗ, с изм., внесенными Федеральными законами от 27.12.2000 N 150-ФЗ, от 30.12.2001 N 194-ФЗ) установлено, что в стаж работы в качестве судьи Российской Федерации при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот, включается время работы в судах и органах юстиции на должностях, для замещения которых необходимо высшее юридическое образование, а также в качестве прокурора, следователя, адвоката, если стаж работы в должности судьи составляет не менее пяти лет, за исключением случаев досрочного прекращения полномочий судьи по основаниям, предусмотренным подпунктами 2 и 9 пункта 1 статьи 14 Закона Российской Федерации «О статусе судей в Российской Федерации».
Редакция данной нормы федерального законодательства допускает толкование, в соответствии с которым в юридический стаж должны включаться периоды работы в качестве прокурора, следователя и адвоката, независимо от наличия высшего образования при исчислении стажа, дающего право на отставку и получение всех видов выплат и льгот. По мнению Судебной коллегии, этот принцип распространяется и на случаи подсчёта стажа работы по юридической профессии, необходимого для назначения судьёй.
При таких условиях решение суда подлежит отмене с вынесением нового решения об удовлетворении жалобы Рыбина С.В.
На основании ст. ст. 360, 366 ГПК РСФСР, Судебная коллегия по гражданским делам Верховного Суда Российской Федерации,

решение Амурского областного суда от 25 декабря 2002 г. отменить и, не передавая дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции, вынести новое решение об удовлетворении жалобы Рыбина Сергея Викторовича.
Решение квалификационной коллегии судей Амурской области от 6 сентября 2002 года об отказе Рыбину Сергею Викторовичу в рекомендации к назначению на должность судьи Благовещенского городского суда по основанию отсутствия у него необходимого для назначения судьёй стажа работы по юридической профессии признать недействительным.

www.vkks.ru

Что входит в юридический стаж?

Занятие определенных государственных должностей требует от претендентов не только юридического образования, но и стажа работы по специальности. Юридический стаж и его длительность иногда выступают неотъемлемыми условиями для выплаты дополнительных денежных сумм тем, кто трудится в госструктурах.

Понятие юридического стажа и правовая база вопроса

К названному стажу относится исполнение обязанностей в различных госорганах. Сюда причисляется деятельность в любых юридических организациях в должности, предполагающей для претендующего обязательность юридического образования.

К такому стажу относится исполнение рабочих функций в прочих должностях, когда они напрямую касаются поддержания прав граждан, хозяйствующих субъектов и соблюдения правопорядка. Это предполагает познания в конкретных правовых областях и опыт их применения.

Для занятия некоторых должностей существуют особые законодательные требования, устанавливаемые федеральными законами РФ или ведомственными нормативными актами. При этом все они должны соответствовать Конституции РФ.

Как исчисляется юридический стаж?

В качестве основания для установления юридического стажа выступают отметки, зафиксированные в трудовой книжке. Для замещения различных должностей законодатель устанавливает особые нюансы.

Судебные приставы

Должность судебного пристава вправе занимать лицо:

  • обладающее соответствующим образованием;
  • наделенное необходимыми качествами;
  • физическое состояние которого позволяет замещать вакантную должность.

Для начисления юридического стажа для назначения судей действующее законодательство предусматривает обязательность соответствия следующим требованиям:

  • возраст – не младше 25 лет;
  • стаж по специальности – от 5 лет.

Иногда для расчета стажа может понадобиться предъявление особой документации (приказов, инструкций и тому подобное), которая подтверждает информацию об исполнении лицом определенных обязанностей. Если при установлении юридического стажа возникают спорные моменты, то для разрешения проблемы создается квалификационная судейская коллегия.

Для получения адвокатского статуса помимо юридического образования необходимо следующее:

  • продолжительность стажа по специальности – от двух лет либо наличие ученой степени;
  • факт прохождения стажировки в адвокатском образовании;
  • диплом должен быть получен в ВУЗе, имеющем государственную аккредитацию.

Работники МВД

В органах Министерства внутренних дел общая продолжительность службы предусматривает право лица на льготную пенсию. При этом в выслугу лет входит:

  • период замещения должности в органах;
  • нахождение служащего в командировках;
  • нахождение на военной службе;
  • время учебы до поступления на службу;
  • нахождение на испытательном сроке в ОВД.

Стаж по юридической специальности для различных должностей определяется согласно квалификационным требованиям. При выполнении лицом рабочих обязанностей, предполагающих специальное образование, которое не имеет его, приобщение этого стажа к юридическому рассматривается специальной комиссией.

sovetadvokatov.ru

Специальный юридический стаж по специальности

Добрый вечер. Хотелось бы узнать входит ли в стаж работы по специальности, необходимый для занятия должности судьи, стаж работы секретаря суда(именно секретаря суда, а не секретаря судебного заседания)? Просьба сделать ссылку на нормативно-правовой акт или решение суда по данному вопросу.

21 Сентября 2017, 20:16 Галина, г. Москва

Ответы юристов (2)

Здравствуйте! Должность секретаря суда не входит в стаж, так как данная должность не подразумевает юридического стажа. Вы можете подробно ознакомиться с порядком замещения должности судьи в ФЗ «О статусе судей в Российской Федерации». По поводу секретаря суда хотелось бы пояснить, что данная должность является должностью государственной службы, но она не подразумевает в обязательном порядке юридического образования и юридический стаж также на данной должности не исчисляется. Чтобы в дальнейшем стать судьёй, необходимо юридическое образование, юридический стаж не менее 5 лет, работать если в суде, то в должности помощника судьи.

Хочу дополнить пояснение Ксении; для работы в должности судьи необходим общий юридический стаж не менее 5 лет, секретарь судебного заседания так же относится к юридическому стажу, а вот секретарь суда-нет. Более подробная информация содержится в ФЗ » о статусе судей в РФ» и в ФЗ » о гос.гражданской службе РФ».

Ищете ответ?
Спросить юриста проще!

Задайте вопрос нашим юристам — это намного быстрее, чем искать решение.

m.pravoved.ru

Еще по теме:

  • Правила приграничного Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515 "Об утверждении Правил пограничного режима" (с изменениями и дополнениями) (утратил силу) Приказ ФСБ РФ от 15 октября 2012 г. N 515"Об утверждении Правил пограничного режима" С изменениями и дополнениями […]
  • Преступления против военной службы включают в себя § 1. Общая характеристика преступлений против военной службы В соответствии с Концепцией национальной безопасности и Военной доктриной государства обеспечение военной безопасности Российской Федерации является важнейшим направлением деятельности […]
  • Закон по профориентации Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1 "Об утверждении Положения о профессиональной ориентации и психологической поддержке населения в Российской Федерации" Постановление Минтруда РФ от 27 сентября 1996 г. N 1"Об утверждении Положения […]
  • Правила 1006 от 04102012 Постановление Правительства РФ от 4 октября 2012 г. № 1006 "Об утверждении Правил предоставления медицинскими организациями платных медицинских услуг" В соответствии с частью 7 статьи 84 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в […]
  • Правила эксплуатации электроустановок потребителей 1992 Правила эксплуатации электроустановок потребителей 1992 Правила техники безопасности при эксплуатации электроустановок потребителей(утв. Главгосэнергонадзором 21 декабря 1984 г.) для всех потребителей электроэнергии независимо от их ведомственной […]
  • Правила производства растительного масла Технология производства растительных масел Сырьем для получения подсолнечного масла служат семена подсолнечника, для получения других видов масел – масличные культуры: соя, рапс, арахис, кунжут, оливки и др. Технологическая блок-схема получения […]