Часто задаваемые вопросы
Что представляет собой коммунальная собственность и каковы особенности обращения с ней?
Коммунальная собственность состоит из казны административно-территориальной единицы и имущества, закрепленного за коммунальными юридическими лицами. Казну соответствующей административно-территориальной единицы составляют средства местного бюджета и иное коммунальное имущество, не закрепленное за коммунальными юридическими лицами.
В коммунальной собственности могут находиться имущество государственных органов соответствующей административно-территориальной единицы, средства местного бюджета, жилищный фонд и жилищно-коммунальное хозяйство подведомственной территории, а также промышленные, строительные, сельскохозяйственные предприятия, предприятия торговли, бытового обслуживания населения и транспорта, другие предприятия, организации, учреждения здравоохранения, образования, культуры, физической культуры и спорта, социальной защиты и иное имущество, необходимое для функционирования и развития соответствующей территории.
К коммунальной собственности относится также имущество, передаваемое в коммунальную собственность безвозмездно Республикой Беларусь, иными собственниками, а также имущество, создаваемое или приобретаемое Советами депутатов, другими органами местного самоуправления, исполнительными комитетами и местными администрациями за счет принадлежащих им средств, в том числе и вне границ соответствующих административно-территориальных единиц.
Исполнительные комитеты и местные администрации в порядке, установленном соответствующим Советом, вправе передавать объекты коммунальной собственности во временное или постоянное владение и пользование, сдавать их в аренду, продавать предприятиям, организациям, учреждениям и объединениям, отдельным гражданам и их объединениям, за исключением ограничений, устанавливаемых законодательством Республики Беларусь.
Советы депутатов, исполнительные комитеты и местные администрации вправе вносить предложения о передаче или продаже в коммунальную собственность соответствующих административно-территориальных единиц предприятий, организаций, учреждений, объединений, их структурных подразделений, а также объектов, относящихся к иным формам собственности, если они имеют особо важное значение для обеспечения коммунально-бытовых и социально-культурных нужд населения данной территории, функционирования местного хозяйства.
Советы депутатов, по их поручению исполнительные комитеты и местные администрации обладают преимущественным правом на приобретение в установленном законодательством Республики Беларусь порядке находящихся на их территории общественных зданий, сооружений и иных объектов, которые могут быть использованы для местных нужд. При прочих равных условиях это право принадлежит нижестоящему Совету (по его поручению — исполнительному комитету или местной администрации).
Порядок передачи, купли, продажи, раздела коммунальной собственности соответствующей административно-территориальной единицы определяется Советом депутатов в пределах, установленных законом Республики Беларусь. Перечень государственного имущества, безвозмездно передаваемого Советам, другим органам местного самоуправления, исполнительным комитетам и местным администрациям, определяется законодательством Республики Беларусь.
В случае возникновения между Советами депутатов разных территориальных уровней споров по определению принадлежности объектов коммунальной собственности такие споры разрешаются в месячный срок вышестоящим Советом либо по его поручению исполнительным комитетом.
При несогласии с решением вышестоящего Совета депуатов окончательное решение принимается Советом Министров Республики Беларусь в месячный срок.
Советы в целях защиты интересов населения, проживающего на подведомственной им территории, определяют условия владения и пользования объектами коммунальной собственности, отчуждаемой иным собственникам, в том числе на конкурсной или аукционной основе, обязательные для этих собственников.
ru.belbsi.by
§ 1. Понятие коммунальной собственности
Появление понятия «коммунальная собственность» в Украине связано с при-собственности нятием первого законодательного акта,
регламентирующего в новейшей истории деятельность органов местного самоуправления в Украине, — Закона УССР «О местных Советах народных депутатов и местном самоуправлении», принятого в
декабре 1990 г. Возникновение его неразрывно связано с закреплением в законодательстве правоотношений местного самоуправления. Предшествующий период (с 20-х годов XX в.) характеризовался чрезмерной централизацией не только власти, но и собственности, которая была представлена государственной собственностью. Местные советы представляли собой звенья единой системы государственного управления, жестко подчиняющиеся вышестоящим советам и другим органам государственной власти. Находящееся в их управлении имущество являлось государственной собственностью и по отношению к нему советы не имели прав собственника.
Само понятие «коммунальная собственность» производное от понятия «коммуна», которое в переводе с французского соттипе означает община, в переводе с латинского соттишз —совместный. Понятие коммунальной собственности в Украине аналогично понятиям муниципальной, кантональной собственности. Муниципальной собственностью называется собственность, принадлежащая местным территориальным общинам в России, США, Великобритании и ряде других стран, кантональной — в Италии.
Право собственности представляет собой урегулированные законодательством общественные отношения по владению, пользованию и распоряжению имуществом. Право коммунальной собственности не является исключением.
Понятие «коммунальная собственность» используется в объективном и субъективном значениях. В объективном значении право коммунальной собственности представляет собой совокупность правовых норм, которые устанавливают и охраняют принадлежность объектов материального мира и объектов интеллектуальной собственности территориальным общинам (громадам) городов, поселков, сел. При этом следует иметь в виду, что Конституция и законодательство Украины предусматривают возможность объединения жителей нескольких сел в одну территориальную громаду. В этом случае субъектом права собственности будет объединение нескольких сел. Полномочия собственника в описанной ситуации реализует сельский совет, избранный жителями не одного села, а нескольких сел, объединенных в одну громаду. В субъективном значении право коммунальной собственности представляет собой возможности конкретных территориальных общин (громад) в пределах действующего законодательства осуществлять владение, пользование, распоряжение и другие полномочия в отношении принадлежащих им объектов со бственности.
Термин «коммунальная собственность», как и аналогичный ему «муниципальная собственность», можно употреблять, как отмечается в юридической литературе, в двух различных смыслах: юридическом и экономическом. В юридическом он обозначает вещное право, право лица на определенную вещь (совокупность вещей), включающее в себя правомочия владения, пользования и распоряжения этой вещью (вещами). В экономическом — как обозначение совокупности отношений, связанных с определенным имущественным комплексом и определенным субъектом хозяйственной деятельности [1].
Закон УССР «О собственности» от 7 февраля 1991 г. конкретизировал в статьях 31 и 35 статус коммунальной собственности, как собственности государственной коммунальной. Такое ее определение подчеркивало двойственный переходный характер последней, фактически считая ее частью государственной собственности. Этот подход соответствовал уровню развития отношений собственности в обществе. Дальнейшее развитие указанных отношений подтвердило правильность выбранного пути на восприятие принципов Всемирной хартии местного самоуправления и Европейской хартии о местном самоуправлении.
Право собственности реализуется в том случае, когда оно наполнено реальным содержанием. В Украине начало реализации права коммунальной собственности было положено принятием постановления Кабинета Министров Украины «О разграничении государственного имущества Украины между общегосударственной (республиканской) собственностью и собственностью административно-территориальных единиц» от 5 ноября 1991 г. В этом постановлении были перечислены объекты, передаваемые в коммунальную собственность. Передача осуществлялась ступенчато: сначала все объекты, подлежащие передаче, передавались областным советам, которые в свою очередь впоследствии, оставив часть объектов в областной коммунальной собственности, передавали оставшуюся часть районным и городским советам областного подчинения. Последние в свою очередь передавали таким же образом часть полученных объектов на более низкие уровни советов — городским районного подчинения, поселковым, сельским советам.
Принятие новой Конституции Украины в 1996 г. положило начало признанию коммунальной собственности в качестве самостоятельной, не зависящей от других и равноправной форме собственности. Это изменило экономическую природу и правовой режим данного вида собственности (см. схему 17).
Основания возникновения коммунальной собственности
Безвозмездная передача из государственной собственности в процессе разграничения
Приобретение имущества, нематериальных ценностей за счет средств громад
Безвозмездная передача в процессе исполнения
законодательства о передаче объектов социальной
Передача (дарение) физическими и юридическими лицами
К оммуиальная собственность
В юридической литературе встречаются упоминания о том, что коммунальная собственность относится к частной, не является публичной. С этим нельзя согласиться, поскольку при использовании ее преследуются публичные, а не частные интересы. Правильным в этой части является высказывание А. Соловьева об отнесении к публичной собственности, наряду с государственной, коммунальной собственности [2].
Закон Украины «О местном самоуправлении в Украине» от 21 мая 1997 г. (с последующими изменениями и дополнениями) определил коммунальную собственность как право территориальной громады самостоятельно владеть, целесообразно, экономно, эффективно пользоваться и распоряжаться по своему усмотрению и в своих интересах имуществом, которое принадлежит ей непосредственно, а также через органы местного самоуправления.
Правоотношения коммунальной собственности проходят еще стадию развития и становления [3], только в Верховной Раде Украины находятся на рассмотрении несколько проектов законов о коммунальной собственности. Достаточная правовая регламентация этой разновидности публичной собственности в будущем может оказать существенное влияние на развитие местного самоуправления.
adhdportal.com
КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ
Экономика и право: словарь-справочник. — М.: Вуз и школа . Л. П. Кураков, В. Л. Кураков, А. Л. Кураков . 2004 .
Смотреть что такое «КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ» в других словарях:
КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — собственность административно территориальных единиц, вид государственной собственности (п. 1 ст. 215 ГК). В соответствии с п. 3 ст. 215 ГК коммунальная собственность состоит из казны административно территориальной единицы и имущества,… … Юридический словарь современного гражданского права
КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — то же, что и муниципальная собственность (собственность местных самоуправлений) … Юридическая энциклопедия
КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — см.: Муниципальная собственность … Энциклопедический словарь конституционного права
СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ … Юридическая энциклопедия
СОБСТВЕННОСТЬ КОММУНАЛЬНАЯ — (см. КОММУНАЛЬНАЯ СОБСТВЕННОСТЬ) … Энциклопедический словарь экономики и права
Собственность Коммунальная — вид государственной собственности, владельцами которой являются граждане данного края, области, района и других первичных ассоциаций. Объектами С.к. являются жилищный фонд, жилищно коммунальное хозяйство, предприятия, содержащиеся за счет… … Словарь бизнес-терминов
Коммунальная квартира — («коммуналка») (в СССР) квартира, находящаяся в государственной собственности, заселяемая государственными органами в соответствии с нормативами жилой площади, положенной на одного человека, независимо от семейного статуса жильцов и… … Википедия
ГОСУДАРСТВЕННАЯ СОБСТВЕННОСТЬ — в соответствии со ст. 13 Конституции и ст. 213 ГК государственная собственность является одной из форм собственности. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы (п. 2 ст.… … Юридический словарь современного гражданского права
Конституция Украины — Политика Портал:Политика Украина Эта статья часть серии … Википедия
ПРАВО ГОСУДАРСТВЕННОЙ СОБСТВЕННОСТИ — в соответствии со ст. 213 ГК собственность может быть государственной и частной. Субъектами права государственной собственности являются Республика Беларусь и административно территориальные единицы. Согласно ст. 215 ГК государственная… … Юридический словарь современного гражданского права
dic.academic.ru
Что относится к коммунальной собственности
Пунктом 12 раздела X «Переходные положения» Земельного кодекса Украины предусмотрено, что до разграничения земель государственной и коммунальной собственности полномочия по распоряжению землями в границах населенных пунктов (кроме земель, переданных в частную собственность) осуществляют соответствующие сельские, поселковые, городские советы, а за пределами границ населенных пунктов — органы исполнительной власти. Пункт 10 того же раздела ЗК Украины определяет полномочия соответствующих органов при принятии решений о разграничении земель государственной и коммунальной собственности. В настоящее время Верховной Радой Украины принят закон «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности» от 05.02.2004 г. (опубликован в газете «Голос Украины» №128 от 14.07.2004 г.). Предлагаю вниманию читателей основные положения данного закона. Его значение при решении земельных вопросов сложного переоценить.
Указанный закон регулирует отношения, связанные с разграничением земель государственной собственности на земли коммунальной собственности территориальных громад и земли государственной собственности.
Суть разграничения земель заключается в осуществлении организационно-правовых мер по разделу земель государственной собственности на земли территориальных громад и земли государства, а также определении и установлении в натуре (на местности) границ земельных участков государственной и коммунальной собственности.
Обращаю внимание читателей на то, что данный закон не применяется при регулировании следующих отношений:
a) по передаче земельных участков государственной собственности в коммунальную и, наоборот, в порядке, предусмотренном ЗК Украины для юридических лиц (ст.117 ЗК Украины);
б) по приобретению государством и территориальными громадами прав на землю по гражданско-правовым соглашениям (купля-продажа, мена, дарение, наследование и др.).
Субъектом права собственности на земли госсобственности является государство, которое регулирует свое право собственности через органы государственной власти. Закон определяет перечень земель государственной собственности, которые при разграничении земель не могут передаваться в земли коммунальной собственности:
— земли обороны, кроме земельных участков под объектами производственного, жилого, социально-культурного назначения;
— земли атомной энергетики и космической системы;
— земли под объектами природно-заповедного фонда и историко-культурными объектами, имеющими национальное и общегосударственное значение;
— земли под казенными предприятиями;
— земли под водными объектами общегосударственного значения, а также некоторые другие земли водного фонда (под прибрежными защитными полосами, водо-охранными зонами и др.).
— земли, которые используются для обеспечения деятельности Верховной Рады Украины, Президента Украины, Кабинета Министров Украины, некоторых иных органов;
— земли лесного фонда за пределами населенных пунктов;
— земли зон отчуждения и безусловного отселения (Чернобыльская катастрофа).
В земли коммунальной собственности по закону передаются:
1. все земли в пределах населенных пунктов (кроме земель частной собственности и земель, отнесенных к государственной собственности),
2. земли за пределами населенных пунктов, на которых размещены объекты коммунальной собственности,
3. земли запаса, которые ранее были переданы территориальным громадам,
4. земли, на которых размещены объекты недвижимости, являющиеся совместной собственностью территориальной громады и государства.
Разграничение земель осуществляется в пределах административно-территориальных единиц (сел, поселков, городов, районов, областей). Основанием для начала работ по разграничению земель в пределах населенных пунктов является решение сельского, поселкового, городского совета, а за пределами населенных пунктов — решение Совета Министров АРК, областных (Киевской, Севастопольской городской) государственных администраций.
При разграничении земель необходимо руководствоваться данными земельно-кадастровой документации. Если к той или иной собственности относится только часть земельного участка, то раздел участка производится на кадастровых планах с последующим установлением границ в натуре (на местности).
В случаях, когда существующие границы земельных участков не соответствуют земельно-кадастровой документации, то определение границ земельного участка производится в соответствии с требованиями ЗК Украины с учетом нормативов отведения земельных участков. В процессе разграничения земель при необходимости устанавливаются земельные сервитуты и отягощения прав на земельный участок, разрабатываются проекты разграничения земель, которые согласовываются и утверждаются органами исполнительной власти и местного самоуправления.
Окончательное установление границ земельных участков в натуре (на местности) осуществляются в соответствии с утвержденными проектами разграничения земель и закреплением участков межевыми знаками. Затраты, связанные с разграничением земель, осуществляются за счет средств соответствующих бюджетов.
Таковы основные положения закона Украины «О разграничении земель государственной и коммунальной собственности». Надеюсь, что после их реализации на практике (окончательного разграничения земель государственной и коммунальной собственности) органы исполнительной власти и местного самоуправления четко определят объем предоставленных им Земельным Кодексом Украины и другими законами полномочий по распоряжению землями и разрешению земельных споров и будут ими пользоваться в строгом соответствии с земельным законодательством.
vashsevdom.narod.ru
§ 2. Объекты и субъекты права коммунальной собственности
В соответствии с Конституцией,Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» субъектами права коммунальной собственности являются территориальные громады сел, поселков, городов, районов в городах. В случае передачи объектов собственности в управление областных и районных советов сельскими, поселковыми и городскими советами возникает их общая собственность. Особенность субъектов коммунальной собственности состоит в том, что они представляют собой территориальные коллективы, иногда значительные по численности и территории, на которой расположены, а также в том, что реализация прав собственника происходит в подавляющем большинстве случаев опосредованно — через сельские, поселковые, городские советы, избираемые членами территориальных громад (жителями села, поселка, города, района в городе). Такое право соответствующих советов закреплено в Конституции Украины и законодательстве о местном самоуправлении. Характерно также, что эти субъекты права собственности имеют четко выраженную социальную направленность [4].
Деятельность местных советов в качестве субъектов права коммунальной собственности осуществляется в различных организационных формах. Важнейшие полномочия по распоряжению объектами коммунальной собственности реализуются на сессиях соответствующих советов. Согласно ст. 26 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к ним относятся:
— принятие решений по отчуждению коммунального имущества в соответствии с законом;
— утверждение местных программ приватизации;
— установление перечня объектов коммунальной собственности, не подлежащих приватизации;
— определение целесообразности, порядка и условий приватизации объектов права коммунальной собственности;
— решение вопросов о приобретении в установленном законом порядке приватизированного имущества;
— о включении в объекты коммунальной собственности имущества, отчужденного в процессе приватизации, договор купли-продажи которого в установленном порядке расторгнут или признан недействительным;
— о создании, ликвидации, реорганизации и перепрофилировании предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности территориальной громады;
— принятие решений о передаче другим органам полномочий по управлению имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующей территориальной громады, определение пределов этих полномочий и условий их осуществления;
— создание органов и служб для обеспечения осуществления с другими субъектами коммунальной собственности совместных проектов или совместного финансирования (содержания) коммунальных предприятий, учреждений, организаций, определение полномочий этих органов (служб);
— решение в соответствии с законодательством вопросов о создании предприятиями коммунальной собственности совместных предприятий, в том числе с иностранными инвестициями;
— дача согласия на передачу из государственной в коммунальную собственность и принятие решений о передаче объектов из коммунальной в государственную собственность.
Полномочия по управлению объектами коммунальной собственности реализуют органы совета — исполнительный комитет совета, отделы, управления, комитеты и другие подразделения совета. Часть этих полномочий осуществляют сельский, поселковый, городской голова, председатель районного в городе совета (в отношении объектов коммунальной собственности территориальной громады района в городе). В соответствии со ст. 29 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к ведению указанных выше органов относятся следующие:
— управление в пределах, определенных советом, имуществом, относящимся к коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;
— установление порядка и осуществление контроля за использованием прибыли предприятий, учреждений и организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;
— заслушивание отчетов о работе руководителей предприятий, учреждений, организаций коммунальной собственности соответствующих территориальных громад;
— подготовка и внесение на рассмотрение совета предложений о порядке и условиях отчуждения коммунального имущества, проектов местных программ приватизации и перечня объектов коммунальной собственности, не подлежащих приватизации; организация выполнения этих программ; представление совету письменных отчетов о ходе и результатах отчуждения коммунального имущества.
Советы и их исполнительные комитеты являются коллегиальными органами, в связи с чем реализация их компетенции, в том числе и в отношении коммунальной собственности, осуществляется посредством принятия решений. Советы принимают решения на пленарных заседаниях сессий, исполнительные комитеты — на своих заседаниях.
Управляя и распоряжаясь коммунальной собственностью, советы действуют в интересах территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах.
Объекты права коммунальной собственности могут быть переданы в управление районным и областным советам. В результате такой передачи возникает общая собственность территориальных громад, поселков, городов. Как правило, эти передачи проводятся для создания или эксплуатации объектов собственности, удовлетворяющих общие нужды территориальных громад. К ним относятся объекты энергоснабжения, водопроводно-канализационного хозяйства, дороги и дорожные сооружения, мосты и т. д.
Областные и районные советы в отношении объектов общей собственности территориальных громад сел, поселков, городов принимают решения, которыми передают областным и районным государственным администрациям полномочия по управлению этими объектами.
Состав объектов коммунальной собственности разнообразен. Основные признаки, по которым имущество может быть отнесено к коммунальной собственности, изложены в различных нормативных актах. Статья 142 Конституции Украины указывает, что материальной и финансовой основой местного самоуправления является движимое и недвижимое имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, которые находятся в собственности территориальных громад сел, поселков, городов, районов в городах, а также объекты их совместной собственности, находящиеся в управлении районных и областных советов.
Закон Украины «О собственности» в ст. 35 к объектам коммунальной собственности относит имущество, которое обеспечивает деятельность соответствующих советов и созданных ими органов: средства местных бюджетов, государственный жилищный фонд, объекты жилищно-коммунального хозяйства; имущество учреждений народного образования, культуры, здравоохранения, торговли, бытового обслуживания; имущество предприятий; местные энергетические системы, транспорт, системы связи и информации, включая национализированное имущество, переданное соответствующим предприятиям, учреждениям, организациям; другое имущество, необходимое для обеспечения экономического и социального развития соответствующей территории, а также имущество, переданное в собственность административно-территориальной единицы другими субъектами права собственности.
Территориальным громадам сел, поселков, городов, районов в городах в соответствии с Законом Украины «О местном самоуправлении в Украине» может принадлежать на праве коммунальной собственности движимое и недвижимое .имущество, доходы местных бюджетов, другие средства, земля, природные ресурсы, предприятия, учреждения и организации, в том числе банки, страховые общества, а также пенсионные фонды, доли в имуществе предприятий, жилищный фонд, нежилые помещения, учреждения культуры, образования, спорта, здравоохранения, науки, социального обслуживания, другое имущество и имущественные права, движимые и недвижимые объекты, определенные в соответствии с законом как объекты права коммунальной собственности, а также средства, полученные от их отчуждения.
Основное назначение объектов коммунальной собственности вытекает из характера деятельности органов местного самоуправления, которые призваны удовлетворять потребности территориальной громады, а следовательно ее членов — жителей областей, районов, городов, поселков, сел, районов в городе.
При объединении людей в какой-либо территориальный коллектив им предстоит обеспечить реализацию общих интересов. Как показывают раскопки, с появлением первых поселений первобытных людей территории этих поселений обустраивались особым образом. Места их расположения ограждались с целью защиты от хищных зверей, оборудовались очагом, в котором постоянно поддерживался огонь, обустраивался подход к водоему или реке и т. д. За всю историю развития человечества основные физиологические потребности человека лишь увеличивались, развиваясь на базе первичных, совершенствовались. Теперь потребность в тепле благодаря прогрессу науки и техники люди удовлетворяют не с помощью костра или другого открытого огня, а с помощью парового или электрического отопления.
Исходя из изложенного выше, в интересах всех жителей естественных поселений людей (сел, поселков, городов) обеспечить свои территории дорогами, освещением, местами общего пользования (парками, площадями, кладбищами, улицами и т. д.), теплом, электроэнергией и прочими благами. Для создания материальных благ, необходимых территориальным громадам, и оказания им услуг служат объекты коммунальной собственности. С целью их эксплуатации создаются коммунальные предприятия, учреждения и организации.
Сложившаяся в разных странах мира практика свидетельствует о том, что оказание ус!луг населению, а оно является в конечном итоге главным потребителем товаров и услуг, осуществляется субъектами хозяйствования различных форм собственности. Из всего массива подобных субъектов к коммунальной (муниципальной) собственности относятся наименее прибыльные либо вообще убыточные предприятия, организации и учреждения. Происходит это постольку, поскольку сфера деятельности, подпадающая под коммунальную сферу в первую очередь преследует цель обеспечения интересов населения, в то время как для предпринимателя основная цель — получение прибыли. Последнее подтверждается и украинским законодательством. Так, в Законе Украины «О предпринимательстве» предпринимательство определяется как самостоятельная инициатива, деятельность с целью извлечения прибыли.
Объекты коммунальной собственности наравне с объектами других форм собственности защищаются законом. Без решения территориальной громады или уполномоченного ею органа они не могут быть изъяты или отчуждены иным способом. Местные советы могут производить в отношении их любые действия, осуществляя от имени всех жителей населенных пунктов полномочия собственника, — продавать, отчуждать иным способом, передавать в качестве взноса в уставные фонды хозяйственных обществ и др.
Среди объектов, относящихся к коммунальной собственности, можно выделить объекты, имеющие статус исключительного права коммунальной собственности. К ним относятся:
— природные ресурсы и природные объекты местного значения, кроме категории земель, разрешенных к продаже;
— свалки и места захоронения отходов;
— улицы, проезды, дороги, парки, скверы, ботанические и зоологические сады;
— дендрарии, заповедники, заказники, природные ландшафты, памятники природы;
— местные оздоровительно-лечебные территории и зоны;
— местные памятники истории и архитектуры;
— энергетические системы местного значения;
— социальное и служебное жилье из состава жилищного фонда территориальной громады.
К объектам исключительной собственности территориальной громады по решению соответствующего совета или на основании местного референдума могут быть отнесены другие объекты из числа находящихся в коммунальной собственности. Объекты этой категории не могут быть переданы другим собственникам (в государственную, коллективную, частную собственность), отчуждены каким-либо способом. Они могут перейти в собственность иной территориальной громады в результате изменения границ административно-территориальной единицы, объединения нескольких территориальных громад в одну.
Возникает вопрос: могут ли существовать объекты, наличие которых в коммунальной собственности исключается. На этот вопрос можно ответить положительно. Законодательством Украины определен перечень объектов, которые являются исключительной собственностью государства, в частности армейское вооружение, объекты единой энергетической системы страны и т. д. Таким образом, эти объекты не могут принадлежать отдельному территориальному коллективу, они являются достоянием всего народа Украины.
В соответствии со ст. 142 Конституции Украины и ст. 60 Закона Украины «О местном самоуправлении в Украине» к коммунальной собственности относятся доходы местных бюджетов. Местный бюджет — это план образования и использования финансовых ресурсов, необходимых для обеспечения функций и полномочий местного самоуправления. Платежи в бюджет производятся жителями сел, поселков, городов и субъектами предпринимательской деятельности, осуществляющими свою деятельность на территории, подведомственной местному совету. Данные платежи являются своеобразной платой за определенный уровень оказываемых бесплатно или на льготных условиях услуг (образование, содержание мест общего пользования, здравоохранение и т. д.).
Поступления в бюджет составляют его доходную часть, которая формируется за счет собственных, указанных в законодательстве, источников и отчислений от общегосударственных налогов, сборов, других обязательных платежей. Собственные источники составляют местные налоги и сборы, устанавливаемые самостоятельно местными советами в размерах и порядке, предусмотренных Декретом Кабинета Министров Украины «О местных налогах и сборах». К ним, в частности, относятся: налог с рекламы, коммунальный налог, рыночный сбор, сбор за выдачу ордера на квартиру, сбор с владельцев собак и др.
В доходы местных бюджетов в полном объеме или в фиксированной доле зачисляется ряд платежей, перечисленных в Законе Украины «О бюджетной системе Украины», налог с собственников транспортных средств в соответствии с Законом Украины «О налоге с собственников транспортных средств и других самоходных машин и механизмов».
В собственность территориальных громад переходят также средства, поступающие в целях бюджетного регулирования из вышестоящих бюджетов, для сбалансированности доходов и расходов. Они могут поступать в виде процентных отчислений от общегосударственных налогов либо в виде финансовой помощи (дотаций, субвенций).
Доходная часть местных бюджетов расчитывается на основании планируемых расходов, необходимых для осуществления органами местного самоуправления предоставленных им законом полномочий и обеспечения населения услугами не ниже уровня минимальных социальных потребностей.
Определенная часть объектов коммунальной собственности — это местные природные ресурсы и земля. К местным природным ресурсам относятся объекты, позволяющие извлекать -полезные свойства населению сел, поселков, городов и не относящиеся к объектам исключительной собственности государства, не принадлежащие другим собственникам. К таким объектам относятся лесопарки, пруды, озера, песчаные карьеры, карьеры для добычи общераспространенных полезных ископаемых (гравий, глина и др.) и т. д.
В собственности территориальных громад может находиться земля. Земля имеет особый правовой статус и особое значение, поскольку является основой для всех остальных объектов, в том числе и самих населенных пунктов. Учитывая, что Конституция Украины определила первоначальными собственниками земли народ Украины и территориальные громады сел, поселков, городов, законодательство о земле разграничивает сферы распоряжения земельными участками между органами государственной власти и местного самоуправления. Действуя в рамках упомянутых полномочий, местные советы могут отчуждать принадлежащие им земельные участки, что способствует созданию рынка земли.
Коммунальная собственность представляет собой многоотраслевой имущественный комплекс со своей системой хозяйственных отношений, связей, направлениями и характером деятельности. В первую очередь это касается крупных городов.
Указанный комплекс состоит из элементов производственной и непроизводственной инфраструктуры (социальной сферы). Объекты коммунальной собственности производственной направленности занимаются изготовлением материальных благ, оказанием услуг населению, осуществляют свою деятельность в форме коммунальных предприятий, хозяйственных обществ и имеют прибыль от своей деятельности, имеют все черты субъекта предпринимательства, самостоятельный баланс. К таким объектам относятся предприятия строительной индустрии, торговли, общественного питания, местной промышленности, жилищно-коммунального хозяйства, транспорта общего пользования, бытового обслуживания населения и другие.
Объекты непроизводственной сферы коммунальной собственности — это имущественные комплексы учреждений территориальной громады, которые не заняты непосредственно в товарном производстве, но обеспечивают условия (минимально необходимые) для нормальной повседневной жизни жителей населенных пунктов, содержатся за счет местного бюджета, используют выделенные средства на основании утвержденных смет расходов. Объекты этой группы — учреждения здравоохранения, образования, культуры, физкультуры и спорта, социального обеспечения, других областей непроизводственной сферы.
Коммунальная собственность в Украине, в отличие от стран дальнего зарубежья, сформировалась в основном за счет бесплатной передачи различных объектов из общегосударственной собственности. Помимо этого способа возникновения объектов коммунальной собственности существуют еще следующие: выкуп у других собственников, создание за счет имеющихся у органов самоуправления финансовых и других ресурсов, вследствие отчуждения в пользу органов местного самоуправления или территориальных громад и иные способы (например, дарение).
Порядок передачи объектов из государственной в коммунальную собственность урегулирован Законом Украины «О передаче объектов права государственной и коммунальной собственности». В соответствии с этим Законом объектами передачи являются:
— целостные имущественные комплексы предприятий, учреждений, организаций, их структурных подразделений;
— недвижимое имущество (здания, сооружения, в том числе объекты незавершенного строительства);
— другое индивидуально-определенное имущество предприятий, организаций, учреждений государственной собственности;
— акции (доли, паи), принадлежащие государству в имуществе хозяйственных обществ.
Решение о передаче объектов права государственной собственности в коммунальную в отношении отдельного индивидуально-определенно го имущества (кроме недвижимого) принимается органами, уполномоченными управлять государственным имуществом, самоуправляющихся организаций по согласованию с Министерством экономики Украины, Министерством финансов Украины и Фондом государственного имущества Украины. В отношении предприятий, недвижимого имущества, акций (долей, паев), принадлежащих государству в имуществе хозяйственных обществ, решение принимается Кабинетом Министров Украины.
Передача объектов из государственной в коммунальную собственность территориальных громад сел, поселков, городов производится при наличии согласия соответствующих сельских, поселковых, городских советов, а в совместную собственность территориальных громад сел, поселков, городов — при наличии согласия районных и областных советов.
Для передачи объектов права государственной собственности создается комиссия из представителей исполнительных органов соответствующих советов, местных органов государственной исполнительной власти, органов, уполномоченных управлять государственным имуществом, самоуправляющихся организаций, финансовых органов, предприятий, трудовых коллективов предприятий, имущество которых подлежит передаче.
Комиссия по передаче объектов образуется исполнительным комитетом городского, поселкового, сельского совета — при передаче объектов в собственность соответствующих территориальных громад; соответствующим областным, районным советом — при передаче объектов в совместную собственность территориальных громад сел, поселков, городов.
Особенности передачи в коммунальную собственность жилищного фонда установлены постановлением Кабинета Министров Украины от 6 ноября 1995 г., утвердившем Положение о порядке передачи в коммунальную собственность общегосударственного жилищного фонда, находившегося в полном хозяйственном ведении или оперативном управлении предприятий, учреждений и организаций. Согласно указанному Положению передача производится безвозмездно, одновременно передаются сети электро-, тепло-, водоснабжения, а также сооружения и оборудование, необходимые для обслуживания этого фонда.
adhdportal.com