PoliticalMind

Политическая власть, как общественное явление.

– способность одного субъекта навязывать свою волю группам, массам, организациям, индивидам, используя при этом институты государства и его ресурсы. Политическая власть осуществляется через деятельность законодательных, исполнительных и судебных органов государства. Способность одного субъект-а решающим образом влиять на другого может быть основана на различных ресурсах: страхе, интересе, убеждении, традиции, законе, обычае и т.д. www.transpobrand.ru

Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли

(1709 — 1785) так определил социальное назначение власти:

«Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения его социальной сущности, особой роли в обществе власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействий людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть — явление социальное (общественное), поскольку возникает в обществе. Общество без власти — это хаос, дезорганизация, саморазрушение социальных связей. Потребность во властных механизмах обусловлена рядом причин, и прежде всего необходимостью придать взаимодействиям между людьми целесообразность, разумность, организованность, создав общие для всех правила поведения. Кроме того, наличие власти вызвано объективной потребностью в регуляции социальных отношений, согласовании и интеграции многообразия несовпадающих интересов и потребностей людей с помощью различных средств, в том числе и принуждения. Дело в том, что общество представляет собой совокупность индивидов, возможности которых заметно различаются. Люди занимают неодинаковое социальное положение в обществе, имеют различный уровень жизни, материального богатства, образования, заняты разными видами труда, общественные оценки которого также различаются. Наконец, одни люди талантливы, другие — не очень, одни активны, другие пассивны и т. д. Все эти проявления естественного и социального неравенства людей в обществе порождают несовместимость, а подчас противоположность их интересов и потребностей. Если бы не власть, то общество погибло бы под грузом бесконечных внутренних противоречий и борьбы. Власть же согласовывает эти несовпадающие интересы, регулирует взаимоотношения между их носителями, обеспечивает взаимодействие социальных субъектов и тем самым предохраняет общество от анархии и распада.

Однако социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Властное начало может быть конструктивным, созидающим, а может иметь разрушительные последствия. Так, властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием. Скажем, длительная идеологическая обработка населения, создание атмосферы массового психоза и подозрения с помощью пропагандистских мифов о «военной угрозе» или наличии «внутреннего врага» заметно снижают уровень рациональности в поведении людей, ведут к их социальной и культурной деградации. Функция упорядочивания социальных взаимосвязей может быть реализована и путем гармонизации человеческих интересов и потребностей, реализации интересов большинства населения. Но нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы (управляемых) другой группой (управляющих). Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно.

Рекомендуем к прочтению:

Эпатажные оппозиционные молодежные организации
К наиболее известным незарегистрированным молодежным организациям Беларуси относят «ЗУБР». Движение «ЗУБР» было создано в 2001 году по образцу югославской организации «ОТПОР». Главная цель деятельности этой оппозиционной структуры — актив .

Виды избирательных систем
В начале этой работы речь пойдет об избирательных системах как о способе распределения мандатов между кандидатами в зависимости от итогов голосования. Таких способов существует несколько, и каждый из них, будучи применен к одним и тем же .

Президент парламент Законодательная власть
Правые» в политике – носители правых взглядов – люди реформистских, консервативных взглядов, соответствующих поступков и действий, выступающих в защиту интересов весьма состоятельных слоёв общества. Правыми считаются консервативные орга .

www.politicalmind.ru

Цель которую ставят себе люди объединенные законами смысл

Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 — 1785) так определил социальное назначение власти «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы.

Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.

Власть многолика: она предстает в различных проявлениях, в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона, поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов — каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

Сторонники первого подхода (поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой высылает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание.

С позиций второго подхода (социологического) трактуется власть в терминах социального взаимодействия. Наиболее, распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти М Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.

Теологическая концепция власти — согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, — лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Определения и концепции влacmu

Биологическая концепция власти — представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа Так, французский политолог М. Марсель (1889 — 1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными».

Бихевиористская концепция власти – поведенческое понимание власти, разрабатывалось в 30-х годах Х!Х века, было связано с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874 — 1953), Лассуэла (1902- 1978) английского исследователя

Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, отказываясь от моральных оценок политики. Стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали КАК столкновение индивидуальных стремлений к власти, в котором побеждает самый сильный.

Психоаналитическая концепция власти — власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам, находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка. Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

Мифологическая концепция власти

Французский политолог Л. Дюги в «Курсе конституционного права», обосновывая закономерность деления общества на «правящих» и «управляемых», «сильных» и «слабых», отстаивал идею естественного происхождения власти. Обладание властью одних людей он связывал с их физическим, моральным, религиозным, интеллектуальным и экономическим превосходством над другими людьми. Будучи сильнее своих соплеменников, эти первые навязывали им свою волю и достигали желаемых целей. Таким образом, естественное деление людей на «сильных» и «слабых» обусловило их право на власть. Для придания законности (легитимности), своим властным притязаниям «сильные» использовали мифы о божественном характере власти и об «общественной воле», воплощенной в институтах власти.

Социологический подход к определению политики ориентирует на исследования власти в контексте социальных условий ее возникновения и функционирования, с учетом доминирующих в обществе ценностей, традиций, предпочтений. Однако природа властного взаимодействия трактуется сторонниками данного подхода неоднозначно.

Структурно-функцнональная концепция власти ( ocнoватель — Т. Парсонс) — власть рассматривается как отношение неравноправных субъектов, чье поведение обусловлено выполняемыми ими ролями (например, роль управляющих или управляемых) При этом предполагается, что социальная роль определяет стиль (тип, .характер, содержание) ожидаемого от человека поведения, соответствующего занимаемом) им положению в обществе (статусу).

Подобная трактовка власти вытекает из общей теории действия. Т Парсон рассматривал общество как структурно расчлененную целостность (систему), в которой каждый элемент выполняет определенные функции для поддержания ее жизнеспособности. Интеграция различных элементов системы осуществляется с помощью социального действия. Поэтому концепцию Т Парсонса часто называют теорией социального действия. Направленность действий обусловливаются господствующими в обществе правилами, нормами и ценностями. Следуя функциональному принципу деятельности, власть, по Т. Парсонсу, осуществляет ряд жизнеобеспечивающих функций: предписывает субъектам выполнять обязанности, налагаемые на них целями общества, и мобилизует его ресурсы для достижения общих целей.

Конфликтологическая теория власти (К. Маркс, Ф. Энгельс, В И. Ленин) — власть рассматривается как отношения господства и подчинения одного класса другим. Природа данного господства обусловлена экономическим неравенством, местом и ролью класса в экономической системе общества. Обладание собственностью обеспечивает экономически господствующему классу возможность подчинять своей воле экономически зависимые классы.

Дуалистическая концепция власти

Согласно этой концепции власть следует отличать от господства. М. Дюверже выделил два элемента внутри власти: а) материальное принуждение, б) убеждение, вера со стороны подчиняющихся в то, что такое подчинение похвально, справедливо, законно. При отсутствии второго элемента это уже не власть, а господство. Источниками осуществления власти служат насилие и верования субъектов политического процесса, прежде всею их вера в необходимость власти вообще и вера в ее легитимность (законность, справедливость). Двойственность власти (не случайно М. Дюверже образно называет ее двуликим Янусом) выражается в том, что она с одной стороны является инструментом господства одних групп общества над другими, а с другой выступает эффективным средством интеграции и обеспечения социальной солидарности всех членов общества для всеобщего блага.

Будучи социальной по своей сущности, власть проходит вместе с обществом сложный путь изменений — в примитивных обществах власть была анонимной «распыленной» среди членов рода, племени. Она проявлялась в совокупности веровании и обычаев, которые жестко регламентировали индивидуальное поведение. Усложненность социальных потребностей и появление новых видов деятельности для их удовлетворения заметно повысили интенсивность взаимодействий индивидов. Это потребовало концентpaции власти в руках вождей. Таким образом, анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Процесс нарастания социальною неравенства обнаружил слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институциализация власти. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, партий и других организаций.

Власть как общественное явление имеет ряд черт: 1) она выражается в функционировании определенных институтов; 2) связана с деятельностью лидеров, элит, масс (т. е. проявляется в действиях); 3) опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти); 4) ей свойственны изменения (например, снижение или повышение легитимности, эффективности; изменение соотношения функций законодательных и исполнительных органов); 5) результаты (последствия) реализации власти

uchebnik-online.com

Политическая власть как социальный феномен

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает как главный объект борьбы и взаимодействия групп, партий, движений.

Еще в 18 в. французский мыслитель Г. де Мабли (1709-1785) определил социальное назначение власти следующим образом – «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводятся к образованию общественной власти для предотвращения насилия и несправедливости отдельных лиц».В те времена власть рассматривалась как ограничитель произвола монархов. Однако с точки зрения его социальной сущности и роли власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования и упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы.

По своей природе власть – явление социальное, т.к. возникает в обществе. Общество без власти – это хаос, саморазрушение социальных связей.

Поскольку интеграция интересов и упорядочивание взаимодействий людей может достигаться различными способами власть имеет социальное содержание. Властное начало может быть конструктивным, а может иметь разрушительное начало. Так властное управление может осуществляться вопреки интересам управляемых путем манипулирования массовым сознанием, а может осуществляться путем гармонизации человеческих интересов и потребностей. Нередко целостность общества достигается прямым подавлением интересов одной группы другой. Следовательно, социальное содержание власти неоднозначно. Существуют различные трактовки и подходы к определению власти:

· Поведенческий. Сторонники этого подхода объясняют природу власти психологическими и биологическими особенностями человека как ее носителя. Носитель власти – отдельная личность, особенная личность, заставляющая повиноваться других людей (теологическая, биологическая, бихевиористская, психоаналистическая, мифологическая).

· Социологический. С позиции этого подхода власть трактуется в терминах социального взаимодействия, как отношение чего-нибудь или кого-нибудь. Наиболее распространенным является позитивистско-социологическое определение власти, данное М. Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства-подчинения.

Расширяя границы социального субъекта до группы, организации, общества Т. Парсонс обратил внимание на две характерные черта власти: во-первых, на ее способность принимать решения и добиваться их обязательного выполнения, и во-вторых, на ее возможности мобилизировать ресурсы общества для достижения общих целей. В рамках данного подхода формировались различные концепции.

Будучи социальной по своей природе, власть вместе с обществом проходит достаточно сложный путь формирования. В примитивных обществах власть была анонимной, «распыленной» среди членов рода. Усложнение социальных потребностей и появление новых видов деятельности для удовлетворения потребностей заметно подняли интенсивность взаимодействий индивидов. Это требовало концентрации власти в руках вождей, групп для эффективного реагирования на возникающие проблемы. Т.о. анонимная форма власти уступила место индивидуализированной.

Но в результате нарастания социального неравенства обнаружилась слабость индивидуализированной власти как средства разрешения глубоких социальных конфликтов. Поэтому началась институализация власти. Т.е. она стала опираться в своей деятельности на специальные институты, осуществляющие такие функции, как выражение общих интересов, управление, обеспечение социального мира и порядка. В результате власть приобрела политический характер и выразилась в деятельности государства, различных групп, партий и других организаций.

Власть как общественное явление имеет ряд специфических «измерений»:

· Она выражается в функционировании определенных институтов (государственных, общественных);

· Связана с деятельностью лидеров элит, масс, т.е. проявляется в действиях;

· Опирается на систему средств и методов властного воздействия (основания и ресурсы власти);

· Ей свойственны изменения, т.е. снижение или повышение эффективности легитимности; эффективности, соотношения функций законодательных и исполнительных органов;

studopedia.org

Социальный смысл и назначение власти

ТЕМА 5. ПОЛИТИЧЕСКАЯ ВЛАСТЬ

Основой политики является власть. Она представлена государством, его учреждениями и ресурсами. Власть способствует эффективному удовлетворению общезначимых, групповых и частных интересов. По этой причине она выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов.

Еще в XVIII веке французский мыслитель Г. де Мабли (1709 — 1785) так определил социальное назначение власти «Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия и несправедливости отдельных лиц». Власть в те времена рассматривалась как ограничитель произвола монархов, дворян, класса собственников. Однако с точки зрения ее социальной сущности власть выступает в качестве универсального механизма интеграции, согласования, упорядочения взаимодействия людей, реализующих собственные интересы.

Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти.

Власть многолика: она предстает в различных проявлениях в каждом из которых обнаруживается какая-то одна ее сторона, поэтому в объяснении природы власти и причин ее происхождения в политической науке существует несколько подходов — каждый из них акцентирует внимание на одной из сторон этого сложного явления.

Сторонники первого подхода(поведенческого) характеризуют ее как особенную сущность, носителем которой высылает отдельная личность и которая выражается в локализованной энергии, заставляющей других людей повиноваться. В этом случае власть отождествляется с вещью (силой), обладание которой дает право на повелевание.

С позиций второго подхода(социологического) трактуется власть в терминах социального взаимодействия. Наиболее, распространенным в рамках этого подхода является позитивистско-социологическое определение власти М Вебером. Он понимал власть как способность и возможность одного индивида в определенных социальных условиях проводить собственную волю вопреки сопротивлению другого. В основе властных отношений лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом властной воли и объектом властного воздействия.

Теологическая концепция власти —согласно которой всякая государственная власть происходит от Бога, а все монархи, осуществляющие власть, — лишь исполнители божественной воли. Подчинение людей воле Божьей, принципам божественного разума обеспечивает порядок в обществе, самосохранение и продолжение человеческого рода.

Определения и концепции влacmu

Биологическая концепция власти — представители биологической концепции власти рассматривают ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, заложенной в наиболее фундаментальных инстинктах человека как биологического существа Так, французский политолог М. Марсель(1889 — 1973) считал, что «власть не есть факт специфически человеческий, она имеет предпосылки и корни в биологической структуре, которая обща нам с животными».

Бихевиористская концепция власти – поведенческое понимание власти, разрабатывалось в 30-х годах Х!Х века, было связано
с именами американских ученых Ч. Мерриама (1874 — 1953),
Лассуэла (1902- 1978) английского исследователя

Дж. Кетлина (1896-1975). Они выводили властные отношения из природы человека, отказываясь от моральных оценок политики. Стремление подчинить своей воле других индивидов выступает в качестве доминирующего мотива политической активности конкретной личности. Сам же политический процесс бихевиористы рассматривали как столкновение индивидуальных стремлений к власти в котором побеждает самый сильный.

Психоаналитическая концепция власти — власть рассматривалась как способ господства бессознательного над человеческим сознанием. Индивид подчиняется силам находящимся вне его сознания. Это происходит в результате того, что человеческой психике средствами скрытого и открытого манипулирования задается особая установка.

Подавляя рациональные мотивы поведения, манипуляция обеспечивает доминирование иррационального в политической деятельности.

studopedia.ru

Практикум №1.docx

1. Расположите нормы права в порядке убывания их юридической силы.
Практикум по разделу «Право»
1. указ Президента РФ
2. Конституция РФ
3. конституционный закон РФ
4. постановление правительства РФ
5. обыкновенный закон РФ
6. распоряжение министерства
2. Объясните смысл высказывания:
«Цель, которую ставят себе люди, объединенные законами, сводится к
образованию общественной власти для предотвращения и пресечения насилия
и несправедливости отдельных лиц» (Г. Мабли)
3. Проиллюстрируйте элементы правоотношения конкретными
Элементы правоотношений
Субъект Объект Содержание
примерами. Заполните таблицу.
Ситуация
1.Гражданин оплачивает заправку
своего автомобиля на бензоколонке
2.Гражданка отправила по почте
посылку сестре в другой город
3.Президент руководит государством
4.Сотрудник полиции задержал
нарушителя общественного порядка
ПРИЗНАКИ
А) противоправность
Б) виновность
В) общественная опасность
Г) наказуемость
4. Установи соответствие между признаками правонарушения и
характеристиками: к каждой позиции, данной в первом столбце,
подбери соответствующую позицию из второго столбца.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
1) психологическое отношение
субъекта к правонарушению
2) наступление юридической
ответственности за совершение
любого правонарушения
3) прямое нарушение правового
запрета, неисполнение возложенных
на субъекта обязанностей
4) причинение вреда интересам
личности, общества и государства
5. Найдите в приведённом ниже списке примеры преступлений и запишите
цифры, под которыми они указаны, в порядке возрастания.
1. потребление наркотических средств без назначения врача
2. нарушение неприкосновенности частной жизни
3. нарушение правил пользования электроэнергией в быту

4. препятствие осуществлению избирательного права
5. уклонение от возмещения имущественного ущерба
6. разглашение тайны усыновления (удочерения)
6. Подумайте и запишите, в какой судебный орган следует обратиться
гражданам в следующих ситуациях:
1) члены политической партии требуют признания неконституционности
нового закона о выборах в Государственную Думу ___________________
2) супруги желают расторжения брака и раздела совместно нажитого
имущества _____________________________________________________
3) фирма «Ёжик» предъявила фирме «Лиса» претензию о нарушении договора
о поставке тоаров _______________________________________
4) имущественный спор соседей о возмещении расходов на ремонт
затопленной квартиры ___________________________________________
7. В обществе высказываются различные оценки суда присяжных. Одни
считают, что только такой непрофессиональный суд, выражающий
ценности и мнение общества, может вынести по­настоящему
справедливое решение. Другие – это отсутствие профессиональных
знаний и опыта делает этот суд уязвимым, поддающимся давлению со
стороны. Третьи не видят его существенных отличий от обычного суда.
А какое мнение наиболее близко тебе? Свою позицию обоснуй (приведи
аргументы).
8. Заполни таблицу: впиши в соответствующий столбец название
правоохранительного органа, куда следует обратиться гражданам в
описанных ситуациях.
СИТУАЦИЯ
ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЙ
ОРГАН
1)Вернувшись с дачи, семья Р. Обнаружила,
что их городская квартира ограблена.
2)Примеряя дома купленные в магазине
сапоги, Наталья поняла, что ей немного
малы. На следующий день она пришла к
продавцу и попросила обменять сапоги на
такие же, но большего размера. Но, несмотря
на наличие чека и сохранность товара,
продавец отказал в обмене.
3)Пенсионер собирается оформить
завещание на квартиру в пользу своей
двоюродной сестры.
4)Анна Васильевна увидела в дверной глазок,
что незнакомый мужчина пытается
проникнуть в квартиру её соседей.
5)Артуру предстоит бракоразводный процесс
со сложным разделом совместно нажитого
имущества и определением места жительства
детей и размера алиментов на их содержание.

znanio.ru

Еще по теме:

  • Увольнение из за объяснительных Могут ли уволить за 2 объяснительные Здравствуйте! Скажите пожалуйста, могут ли меня уволить за 2 объяснительные? Произошла ситуация, что в первый день выхода на работу из отпуска я лично не оповестила об этом заведующего детского сада. Я работаю […]
  • Документ заверенный в установленном порядке это Заверение копий документов Свидетельство верности копии документа — одно из самых распространённых нотариальных действий. Копии, заверенные нотариусом необходимы всегда: например, заверенная копия паспорта — в банке при получении кредита, а […]
  • Где застраховать машину в кирове осаго Страховые компании Рассчитать ОСАГО Кировский филиал АО "ГСК"ЮГОРИЯ" «Мы помогаем нашим клиентам уверенно смотреть в будущее!» - под таким . Адрес: г. Киров, ул. Захватаева, 23 Телефон: 8-800-100-82-008, (8332) 64-01-04, 64-01-64 […]
  • Образец приказ на списание материалов Образец приказа на списание материальных ценностей На всех организациях или предприятиях числятся какие-либо материальный ценности, которые с течением времени или же другими обстоятельствами приходится списывать с остатка. Подобная процедура имеет […]
  • Какие квартиры облагаются налогом на имущество Разъяснения Налог на имущество физических лиц в 2017 году: ставки, льготы, расчет, примеры расчета суммы налога на имущество. Налогом облагают только недвижимость (или доли в ней): квартиры, комнаты, дома, дачи, гаражи, капитальные постройки, […]
  • Нотариус на дом печати Нотариус г.Магнитогорска Шпарфова Татьяна Владимировна – нотариус города Магнитогорска В 2007 году Шпарфова Татьяна Владимировна окончила ГОУВПО «Магнитогорский государственный технический университет им. Г.И. Носова» по специальности: […]