Учет при реорганизации деятельности предприятия

Главная > Реферат >Банковское дело

Академия труда и социальных отношений

по дисциплине «Учет и анализ банкротств»

на тему: «Учет при реорганизации деятельности предприятия»

Выполнил: студент группы Б-41

Астафурова Любовь Владимировна

Правовая характеристика реорганизации ………………………………. 4

Оценка активов и пассивов при составлении отчетности при реорганизации …………………………………………………………….. 5

Особенности формирования бухгалтерской отчетности при слиянии юридических лиц …………………………………………………………. 9

Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме присоединения ……………………………….. 11

Особенности составления бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме разделения ……………………………………. 13

Порядок формирования бухгалтерской отчетности при реорганизации в форме выделения ………………………………………………………. 14

Бухгалтерская отчетность при реорганизации в форме преобразования ………………………………………………………….. 17

Список использованной литературы …………………………………………. 21

До последнего времени российская практика бухгалтерского учета фактически не имела предписаний относительно порядка документального оформления, учета и составления бухгалтерской отчетности по фактам реорганизации юридических лиц. Теперь такой документ появился. Это — Методические указания по формированию бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации организаций, утвержденные приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н. В этой статье М.Л. Пятов (Санкт-Петербургский государственный университет) комментирует Методические указания. Их содержание условно можно разделить на две части. Первая содержит общие положения, определяющие порядок документального оформления и бухгалтерского учета реорганизации юридических лиц. Вторая определяет особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности по конкретным формам реорганизации.

1. Правовая характеристика реорганизации.

Пункт 1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 20.05.2003 № 44н, отсылает нас к Гражданскому кодексу Российской Федерации, устанавливая, что речь в данном нормативном документе идет о тех операциях, которые определяются как реорганизация в соответствии с действующим гражданским законодательством России.

Напомним, что в соответствии с пунктом 1 статьи 57 Гражданского кодекса РФ, реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица (руководителя, совета директоров и проч.), уполномоченного на то учредительными документами.

При этом термин «реорганизация» объединяет такие юридические факты как: слияние, присоединение, разделение, выделение и преобразование юридических лиц. Правовое содержание данных фактов определяется статьей 58 ГК РФ.

Пункты 2 и 3 Методических указаний содержат предписание об обязательном наличии оформляющих реорганизацию документов: таких, как первичные документы, служащие основанием для раскрытия информации о реорганизации в бухгалтерской отчетности преобразуемых организаций.

Пунктом 4 Методических указаний определяется обязательный перечень документов, наличие которых позволяет формировать бухгалтерскую отчетность при осуществлении реорганизации.

Пункты 5-8 комментируемого нормативного документа определяют правила оценки имущества и обязательств реорганизуемых юридических лиц в передаточном акте.

В соответствии со статьей 59 Гражданского кодекса Российской Федерации процедура реорганизации предполагает составление передаточного акта и разделительного баланса, которые должны содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников.

Эти документы утверждаются учредителями (участниками) юридического лица или органом, принявшим решение о реорганизации, и представляются вместе с учредительными документами для государственной регистрации факта реорганизации.

Методическими рекомендациями составление передаточного акта или разделительного баланса рекомендуется приурочить к концу отчетного периода (года) или дате составления промежуточной бухгалтерской отчетности (полугодия, квартала, месяца), являющейся основанием для характеристики и оценки передаваемого имущества и обязательств реорганизуемого предприятия.

2. Оценка активов и пассивов при составлении отчетности при реорганизации.

Пунктом 7 Методических указаний устанавливается, что оценка передаваемого (принимаемого) при реорганизации юридического лица имущества производится в соответствии с решением учредителей, определенным в решении (договоре) о реорганизации:

либо по остаточной стоимости;

либо по текущей рыночной стоимости;

либо по иной стоимости (фактической себестоимости материально-производственных запасов, первоначальной стоимости финансовых вложений и др.).

При этом стоимость имущества, отраженного в передаточном акте или разделительном балансе, должна совпадать с данными, приведенными в приложениях (описях, расшифровках) к передаточному акту или разделительному балансу в соответствующей стоимостной оценке.

Оценка обязательств реорганизуемого предприятия в передаточном акте или разделительном балансе отражается в сумме, по которой кредиторская задолженность была отражена в бухгалтерском учете, с учетом сумм убытков, причитающихся возмещению кредиторам в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В соответствии с пунктами 9 и 10 Методических указаний, отражение в бухгалтерском учете процедуры реорганизации юридических лиц предполагает отдельное составление заключительной и промежуточной (годовой) бухгалтерской отчетности.

На день, предшествующий дате внесения в Реестр соответствующей записи (о возникших организациях — при реорганизации в формах слияния, разделения и преобразования, о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций — при реорганизации в форме присоединения), реорганизуемым юридическим лицом, прекращающим свою деятельность, составляется заключительная бухгалтерская отчетность в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Бухгалтерская отчетность организации» ПБУ 4/99, утвержденным приказом Минфина России от 06.07.1999 № 43н.

При составлении заключительной бухгалтерской отчетности производится закрытие счетов учета прибылей и убытков и направление (распределение) суммы чистой прибыли на цели, определенные решением (договором) учредителей.

При этом в связи с несовпадением даты передачи имущества и обязательств реорганизуемого предприятия на основе передаточного акта или разделительного баланса и даты внесения в Реестр соответствующей записи о возникших организациях (о прекращении деятельности последней из присоединенных организаций) в возникающий промежуток времени между этими датами в установленном порядке реорганизуемым юридическим лицом составляется и представляется промежуточная и (или) годовая бухгалтерская отчетность.

Следует отметить, что числовые показатели промежуточной и (или) годовой, а затем и заключительной бухгалтерской отчетности могут не соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.

Возникающие в этот период изменения в стоимости передаваемого имущества и обязательств следует раскрывать в пояснительной записке к промежуточной и (или) годовой бухгалтерской отчетности, заключительной бухгалтерской отчетности либо в уточнениях к передаточному акту или разделительному балансу.

Согласно пункту 10 Методических указаний, в случае составления передаточного акта или разделительного баланса непосредственно перед представлением соответствующих документов для государственной регистрации возникших (прекращения деятельности) реорганизуемых предприятий, а также оценки передаваемого имущества по остаточной стоимости (фактической себестоимости, первоначальной стоимости), а обязательств — в сумме, по которой задолженность была отражена в бухгалтерском учете, числовые показатели промежуточной и (или) годовой и заключительной бухгалтерской отчетности могут соответствовать данным передаточного акта или разделительного баланса.

Передача имущества при реорганизации юридических лиц фактически является передачей права собственности на это имущество. В связи с этим определенную сложность вызывает квалификация фактов такой передачи для целей бухгалтерского учета, т.к. возникает вопрос: следует ли в соответствии с пунктом 12 ПБУ 9/99 рассматривать данные операции как продажи.

Пунктом 11 комментируемого нормативного документа устанавливается, что передача имущества и обязательств при реорганизации по передаточному акту или разделительному балансу от одной организации к другой в порядке универсального правопреемства не рассматривается для целей бухгалтерского учета как продажа имущества и обязательств или как безвозмездная их передача.

Передача имущества и обязательств по передаточному акту или разделительному балансу организацией, передающей имущество и обязательства в порядке правопреемства, бухгалтерскими записями не отражается.

В соответствии с пунктом 12 Методических указаний, расходы, связанные с реорганизацией (с государственной регистрацией возникших организаций, с внесением соответствующих изменений в учредительные документы, с регистрацией ценных бумаг, оплатой юридических услуг и др.), признаются юридическими лицами, участвующими в реорганизации, в качестве внереализационных расходов соответствующего периода и отражаются в бухгалтерском учете организации, осуществляющей эти расходы. В отчете о прибылях и убытках организации, осуществляющей эти расходы, указанные внереализационные расходы независимо от их существенности раскрываются обособленно по отдельной строке.

Бухгалтерский учет процедуры реорганизации юридических лиц предполагает составление вступительной бухгалтерской отчетности вновь созданного (преобразованного) в результате реорганизации юридического лица. Согласно пункту 13 Методических указаний, во вступительной бухгалтерской отчетности возникшего в результате реорганизации предприятия на начало отчетного периода (дату государственной регистрации) данные об имуществе, обязательствах и других числовых показателях заполняются на основе утвержденных в установленном порядке передаточного акта или разделительного баланса, а также данных заключительной бухгалтерской отчетности реорганизованных юридических лиц, составленной с учетом возникших изменений в составе и стоимости передаваемого имущества и обязательств.

Пунктом 14 комментируемого нормативного акта специально устанавливается, что начисление амортизации по основным средствам, доходным вложениям в материальные ценности и нематериальным активам предприятий, возникших в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), производится с 1 числа месяца, следующего за месяцем, в котором была осуществлена их государственная регистрация. Амортизация начисляется исходя из срока полезного использования объекта и способа начисления амортизации, определяемых юридическими лицами, возникшими в результате реорганизации (за исключением реорганизации в форме преобразования), в соответствии с Положением по бухгалтерскому учету «Учет основных средств» ПБУ 6/01, утвержденным приказом Минфина России от 30.03.2001 № 26н.

works.doklad.ru

Учет при реорганизации деятельности предприятия методом разделения и выделения

Главная > Реферат >Бухгалтерский учет и аудит

1.Реорганизация юридического лица в законодательстве гражданского права стр. 2 2.Признаки реорганизации юридического лица стр. 4 3.Формы реорганизации юридического лица стр. 6 4. Правопреемство в налоговом праве стр.9 5. Бухгалтерская отчетность при осуществлении реорганизации организаций стр.12 6. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме разделения стр. 14 7. Особенности формирования показателей бухгалтерской отчетности при осуществлении реорганизации в форме выделения стр. 16 8. Раскрытие информации в бухгалтерской отчетности стр. 18 Заключение Используемая литература

Актуальность выбранной темы выражается в большом значении института юридического лица, как в гражданском праве, так и в современной рыночной экономике в целом. Жизнь современного общества немыслима без объединения людей в группы, союзы разных видов, без соединения их личных усилий и капиталов для достижения тех или иных целей. Основной правовой формой такого коллективного участия лиц в гражданском обороте и является конструкция юридического лица. Появление института юридического лица в самом общем виде обусловлено теми же причинами, что и возникновение и эволюция права: усложнением социальной организации общества, развитием экономических отношений и, как следствие, общественного сознания. На определенном этапе общественного развития правовое регулирование отношений с участием одних лишь физических лиц, как единственных субъектов частного права, оказалось недостаточным для развивающегося экономического оборота.Объект данного исследования — имущественные и организационные общественные отношения, возникающие в связи с возникновением, деятельностью и прекращением юридических лиц.Предметом изучения работы являются вопросы гражданско-правового регулирования деятельности юридических лиц.
Целью работы является раскрытие правовой природы юридического лица как хозяйствующего субъекта на современном этапе.
Достижение поставленной цели потребовало решения следующих задач:
1. Изучение теоретических основ института юридического лица;
2. рассмотрение основных признаков и классификации юридических лиц;
3. изучение особенностей регистрации юридических лиц в свете нового законодательства;
4. рассмотрение вопросов прекращения юридических лиц: реорганизации и ликвидации.

1. Признаки реорганизации юридического лица

Реорганизация тесно связана с универсальным правопреемством, производными основаниями возникновения и относительными основаниями прекращения права собственности и иных вещных прав. Ее существенные признаки: специфика субъектного состава, форм, содержания и правовых последствий.

1. По российскому праву субъектом реорганизации может выступать только юридическое лицо.

2. Для реорганизации характерен закрытый перечень форм.

3. При реорганизации происходит прекращение существующих и (или) создание новых юридических лиц (за рубежом обычно добавляют: в упрощенном порядке), и, следовательно, обязательна государственная регистрация.

4. В результате реорганизации имеет место правопреемство.

Поскольку реорганизация всегда связана с имущественным правопреемством между юридическими лицами, при ее проведении существенное значение имеет вопрос об объеме прав и обязанностей, переходящих к правопреемнику. В результате реорганизации права и обязанности реорганизованных юридических лиц могут переходить:

1. В полном объеме только к одному правопреемнику (при слиянии, присоединении и преобразовании).

2. В полном объеме, но к нескольким правопреемникам в соответствующих частях (при разделении).

3. Частично как к одному, так и к нескольким правопреемникам (при выделении).

В отличие от ликвидации реорганизация не означает погашения обязательств юридического лица, прекращающего деятельность. Все его права и обязанности переходят к вновь образованным юридическим лицам — его правопреемникам.

Правопреемство при реорганизации носит универсальный (общий) характер. Предполагается, что, во-первых, правопреемникам передаются не отдельные права и обязанности, а весь их комплекс. И во-вторых, организация-правопреемник не вправе отказаться от принятия каких-либо обязательств реорганизуемого юридического лица.[5]

В процессе реорганизации необходимо решить все вопросы, связанные с определением субъектов, к которым переходят конкретные права и обязанности. Наиболее актуальна эта проблема, безусловно, для реорганизации в формах разделения и выделения, поскольку при слиянии, присоединении и преобразовании возникает одно юридическое лицо, которое и является правопреемником всех реорганизованных лиц.

При реорганизации составляется разделительный баланс (в случаях разделения и выделения) или передаточный акт (в случаях слияния, преобразования и присоединения).

Разделительный баланс должен содержать однозначный ответ на вопрос о том, к какому именно юридическому лицу перешло каждое конкретное обязательство.

И передаточный акт, и разделительный баланс должны включать в себя сведения обо всех без исключения обязательствах должника, включая те, в отношении которых реорганизуемое юридическое лицо считает, что у него есть основания их не исполнять.

Реорганизация юридического лица может осуществляться только в соответствии с Гражданским кодексом РФ. В противном случае решение о реорганизации или ликвидации юридического лица, а также акт о регистрации юридического лица, созданного в результате реорганизации другого юридического лица, признаются судом недействительными.

2. Формы реорганизации юридического лица

Реорганизация может производиться в пяти формах: слияние, присоединение, разделение, выделение, преобразование.

При слиянии два (или более) юридических лица прекращают существование — и возникает одно новое. Реорганизация в форме слияния считается завершенной с момента государственной регистрации вновь возникшего юридического лица (а реорганизованные считаются прекратившими свою деятельность). Реорганизация в форме присоединения считается завершенной с момента внесения в государственный реестр записи о прекращении деятельности последнего из присоединенных юридических лиц.

Присоединение — одна из форм реорганизации юридических лиц. Для этой формы реорганизации присущи только ей свойственные особенности. Причем в каждой конкретной ситуации организация зачастую сталкивается с теми или иными бухгалтерскими и налоговыми вопросами, решение которых отсутствует в нормативных актах. О наиболее актуальных из них пойдет речь в настоящей статье на примере общества с ограниченной ответственностью.[6]

Согласно п. 1 ст. 53 Федерального закона N 14-ФЗ присоединением общества признается прекращение одного или нескольких обществ с передачей всех их прав и обязанностей другому обществу. Это означает, что одно юридическое лицо включается в состав другого с последующим прекращением существования первого.[5]

На основании статьи 57 ГК РФ реорганизация юридического лица в форме присоединения может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами.[6]

В случаях, установленных законом, реорганизация юридического лица в форме присоединения может быть осуществлена лишь с согласия уполномоченных государственных органов.

Права и обязанности переходят к правопреемнику в соответствии с передаточным актом, который утверждается общим собранием участников присоединяемого общества, и должен содержать положения о правопреемстве по всем обязательствам реорганизованного юридического лица в отношении всех его кредиторов и должников, включая и обязательства, оспариваемые сторонами (п. 2 ст. 59 ГК РФ).[7]

При реорганизации общества в форме присоединения к нему другого общества первое из них считается реорганизованным с момента внесения в единый государственный реестр юридических лиц (ЕГРЮЛ) записи о прекращении деятельности присоединенного общества.

В случае разделения одно юридическое лицо разделяется на два (или более), в результате чего разделяемое прекращает существование — и на его месте возникают два (или более). Реорганизация в форме разделения считается завершенной с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц (а реорганизованное — прекратившим свою деятельность). Реорганизация в форме выделения — с момента государственной регистрации последнего из вновь возникших юридических лиц.

Выделение — антипод присоединения: из состава определенного юридического лица выделяется одно (или более) новое, при этом прежнее сохраняет свое существование и наряду с ним начинает функционировать новое (выделенное).

Под реорганизацией в форме выделения в российском законодательстве понимается создание одного или нескольких юридических лиц с передачей части прав и обязанностей реорганизуемой организации без прекращения последнего. В данном случае имеет место не прекращение юридического лица, а возникновение наряду с уже существующим на базе его имущества еще одного или нескольких юридических лиц (п. 4 ст. 58 ГК РФ).[8]

Так, при проведении выделения реорганизуемое юридическое лицо сохраняет часть своих прав и обязанностей. Поэтому к правопреемникам юридического лица, реорганизованного в форме выделения, его права и обязанности не переходят как единое целое.

В результате при проведении реорганизации в форме выделения возможны два варианта: во-первых, реорганизуемое юридическое лицо может передать правопреемникам определенный объем своих прав и обязанностей, сохранив за собой лишь их незначительную часть; во-вторых, ситуация может быть прямо противоположной, если к выделившимся правопреемникам переходят отдельные права и обязанности, а реорганизуемый субъект сохраняет основную их массу. Закон не устанавливает каких-либо непосредственных критериев, определяющих пропорциональность перехода активов и пассивов от реорганизуемого в форме выделения, поэтому сложно говорить о наличии универсального правопреемства между реорганизованным юридическим лицом и юридическим лицом, образованным в результате выделения. Вместе с тем после проведения выделения юридическое лицо, из которого произошло выделение, по терминологии ГК РФ (п. 4 ст. 58) и других федеральных законов признается реорганизованным, а потому встает вопрос о правопреемстве от юридического лица, существовавшего до реорганизации, к юридическому лицу, созданному после ее осуществления.

works.doklad.ru

БУХГАЛТЕРСКИЙ УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПРИ РЕОРГАНИЗАЦИИ И ЛИКВИДАЦИИ ЮРИДИЧЕСКИХ ЛИЦ;

При реорганизации юридических лиц (слиянии, присоедине­нии, разделении, выделении, преобразовании) права и обязанно­сти каждого из них переходят к возникшему юридическому лицу (или лицам) в соответствии с передаточным актом.

В состав передаточного акта и разделительного баланса, офор­мляемых при реорганизации юридических лиц, включается бух­галтерская отчетность, составляемая в установленном Министер­ством финансов РФ порядке, в объеме форм годового бухгалтер­ского отчета на последнюю дату (дату реорганизации).

При слиянии и присоединении отдельных юридических лиц (подразделений) к бухгалтерским балансам каждого по желанию их правопреемников могут быть приложены акты инвентаризации имущества и обязательств, подтверждающих достоверность от­дельных статей балансов.

При разделении юридических лиц составляется разделительный баланс, который состоит из общего баланса действовавшего юри­дического лица и балансов каждого нового юридического лица, образованного на базе подразделений, ранее входивших в состав прежнего юридического лица. Данные разделительного баланса являются также и данными баланса каждого нового юридическо­го лица на дату начала его деятельности после государственной регистрации.

Процесс ликвидации юридического лица предусматривает осу­ществление хозяйственных операций, направленных на прекраще­ние его хозяйственной деятельности. Операции по ликвидации должны быть отражены в учете организации, так как п. 3 ст. 8 Федерального закона «О бухгалтерском учете» от 21 ноября 1996 г. № 129-ФЗ (в редакции от 23 июля 1998 г.) определено, что бух­галтерский учет ведется непрерывно с момента регистрации юри­дического лица до реорганизации или ликвидации в порядке, ус­тановленном законодательством РФ.

При проведении процедур банкротства, включая и конкурсное производство, возникает множество вопросов, связанных с упла­той налогов. Наиболее сложным моментом является определение налоговой базы при продаже предприятия.

Следует отметить, что в течение 1998 г. с введением Феде­рального закона «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г. № 6-ФЗ на страницах периодической печати появилось много публикаций по вопросам банкротства, прежде всего юридических лиц. В них, как правило, комментировалась нормативно-правовая база банкротства, рассматривались схемы действий в процессе лик­видации или продажи предприятия. Единственным документом, регулирующим порядок бухгалтерского учета некоторых операций при ликвидации юридических лиц, является приказ Министерством финансов РФ от 28 июля 1995 г. № 81 (в редакции от 30 декабря 1996 г.) «О порядке отражения в бухгалтерском учете отдельных опе­раций, связанных с ведением в действие первой части ГК РФ» (в ре­дакции от 30 декабря 1996 г.). Конкретная методология бухгалтерс­кого учета финансово-хозяйственных операций в соответствии с новым Законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октяб­ря 2002 г. № 127-ФЗ на данный момент отсутствует.

Как установлено в ст. 104 Гражданского кодекса Российской Федерации, акционерное общество может быть реорганизовано или ликвидировано добровольно по решению общего собрания акционеров. Иные основания и порядок реорганизации или лик­видации акционерного общества определяются Кодексом и дру­гими законами.

В статьях 61—65 ГК РФ предусмотрено следующее:

1) ликвидация юридического лица влечет прекращение его деятельности без перехода прав и обязанностей в порядке право­преемства к другим лицам;

2) юридическое лицо может быть ликвидировано:

• по решению его учредителей (участников) либо органа юри­дического лица, уполномоченного на то учредительными доку­ментами, в том числе в связи с истечением срока, на который создано юридическое лицо, с достижением цели, ради которой оно создано, или с признанием судом регистрации юридического лица недействительной в связи с допущенными при его создании на­рушениями закона или иных правовых актов;

• по решению суда в случае признания его несостоятельным (банкротом), если оно не в состоянии удовлетворить требования кредиторов.

Как установлено в ст. 49 НК РФ, обязанность по уплате нало­гов и сборов (пеней, штрафов) ликвидируемой организации ис­полняется ликвидационной комиссией за счет денежных средств указанной организации, в том числе полученных от реализации ее имущества.

Если денежных средств ликвидируемой организации, в том числе полученных от реализации ее имущества, недостаточно для исполнения в полном объеме обязанности по уплате налогов и сборов, причитающихся пеней и штрафов, то остающаяся задол­женность должна быть погашена учредителями (участниками) указанной организации в пределах и порядке, установленных за­конодательством РФ.

Учет операций по ликвидации организации включает несколь­ко взаимосвязанных этапов:

1) отражение в бухгалтерском учете хозяйственных операций, осуществляемых организацией с момента принятия решения о лик­видации до составления промежуточного ликвидационного баланса;

2) составление промежуточного ликвидационного баланса;

3) отражение операций по удовлетворению требований креди­торов;

4) составление ликвидационного баланса.

На первом этапе осуществляется бухгалтерский учет хозяй­ственных операций, практически не отличающихся от операций, которые осуществлялись организацией до решения о ликвидации. Началом этого этапа, в соответствии с ГК РФ, является решение учредителей (собственников) о ликвидации или решение суда.

Инвентаризация имущества и обязательств проводится до со­ставления промежуточного баланса. Порядок проведения и отра­жения результатов инвентаризации в учете регламентируется Ме­тодическими указаниями по инвентаризации имущества и финан­совых обязательств, утвержденными приказом Министерством финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49. Инвентаризации подле­жит все имущество организации, независимо от его местонахож­дения, а также имущество, не принадлежащее ей на правах соб­ственности, но числящееся в бухгалтерском учете, а также иму­щество, не учтенное по каким-либо причинам.

Сведения о фактическом наличии имущества и реальности уч­тенных финансовых обязательств записываются в инвентаризаци­онные описи или акты инвентаризации, которые составляются не менее чем в двух экземплярах.

Результаты инвентаризации отражаются в бухгалтерском уче­те в порядке, определенном п. 3 ст. 12 Закона «О бухгалтерском учете». Выявленные излишки приходуют с последующим зачис­лением на финансовым результат, а недостачи отражают в зави­симости от причин их возникновения:

• в пределах норм естественной убыли относят на издержки обращения;

• сверх норм — на виновных лиц или на финансовые резуль­таты организации.

Стоимость объектов, выявленных в качестве излишков, в со­ответствии с ПБУ 9/99 «Доходы организации», учитывается в со­ставе внереализационных доходов. В бухгалтерском учете на сто­имость объектов основных средств составляется запись:

Дебет счета 01 «Основные средства»

Кредит счета 99 «Прибыли и убытки».

Для обобщения информации по выявленным недостачам в бух­галтерском учете применяется счет 94 «Недостачи и потери от порчи ценностей» — независимо от источников списания.

Составление промежуточного ликвидационного баланса. Согласно ст. 63 ГК РФ организации, подлежащие ликвидации, составляют два вида баланса — промежуточный ликвидационный баланс, а затем и ликвидационный баланс. В балансе отражаются результаты инвен­таризации, а также полная информация об активах и обязательствах общества на момент удовлетворения требований кредиторов.

Промежуточный ликвидационный баланс составляется по бух­галтерской форме отчетности, утвержденной приказом Министер­ства финансов РФ «О формах бухгалтерской отчетности органи­заций» от 13 января 2000 г. № 4н.

Учитывая соответствующие статьи ГК РФ и Закона «О несос­тоятельности (банкротстве)», Министерство финансов РФ, при­няв во внимание, что до этого в нормативных документах не был определен порядок составления и представления бухгалтерской от­четности при ликвидации юридического лица, в ст. 21 проекта фе­дерального закона «О бухгалтерском учете» изложило свое мне­ние по вопросу о том, какая должна быть представлена бухгалтер­ская отчетность в случае ликвидации юридического лица: при составлении промежуточного ликвидационного баланса данные об активах, обязательствах и других показателях подлежат оценке по рыночной стоимости, т.е. в сумме денежных средств, которая может быть получена в результате продажи объектов.

Удовлетворение требований кредиторов. Погашение кредитор­ской задолженности производится ликвидационной комиссией в порядке очередности, установленном ст. 64 ГК РФ, в соответ­ствии с промежуточным ликвидационным балансом начиная со дня его утверждения, за исключением кредиторов пятой очереди по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 8 января 1998 г.

№ 6-ФЗ и за исключением кредиторов 3-й очереди по Закону «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127- ФЗ, выплаты по которым производятся по истечении месяца со дня утверждения промежуточного ликвидационного баланса. Тре­бования каждой последующей очереди удовлетворяются после полного удовлетворения требований предыдущей очереди.

При ликвидации юридического лица принадлежащее ему иму­щество продается, а полученные денежные средства направляют­ся на погашение обязательств.

Операции по распределению капитала отражаются на дебете счета 80 «Уставный капитал» и кредите счета 75 «Расчеты с учре­дителями», а выдача денежных средств — на дебете счета 75 «Рас­четы с учредителями» и кредите счетов учета денежных средств.

В случае недостаточности у ликвидируемого юридического лица имущества и других ликвидных активов для покрытия убыт­ков направляется уставный капитал. При нереальности уставного капитала претензии кредиторов к должнику предъявляются в ус­тановленном законом порядке.

В соответствии с п. 5 ст. 114 Закона «О несостоятельности (бан­кротстве)» требования кредиторов, не удовлетворенные по при­чине недостаточности имущества должника, считаются погашен­ными, и по этой причине после получения от ликвидационной комиссии уведомления о том, что сформированная конкурсная масса является недостаточной для удовлетворения требований кредиторов, непогашенная задолженность у предприятия-креди­тора списывается на финансовые результаты как дебиторская за­долженность, нереальная для взыскания:

Дебет счета 91 — Кредит счетов 60, 62, 76.

В бухгалтерском учете такая задолженность включается в состав внереализационных расходов. В соответствии с нормами гл. 25 НК РФ в целях исчисления налога на прибыль организа­ции нереальная к взысканию задолженность включается в состав внереализационных расходов и уменьшает прибыль для целей на­логообложения, согласно подпункту 2 п. 2 ст. 265 НК РФ.

В процессе конкурсного производства удовлетворение требо­ваний кредиторов возможно в случае продажи как предприятия в целом, так и имущества по частям, при этом удовлетворение тре­бований кредиторов может происходить как за счет денежных средств, полученных от реализации конкурсной массы, так и за счет передачи имущества в счет этих требований.

Реализация конкурсной массы, по мнению некоторых авторов, пишущих на темы бухгалтерского учета и налогообложения, не относится к обычному виду деятельности организации и должна рассматриваться как прочая реализация. Но с другой стороны, если в состав конкурсной массы входят готовая продукция и то­вары, их реализация должна рассматриваться в качестве обычных продаж с отражением операций на счете 90 «Продажи».

Реализация конкурсной массы отражается в учете следующи­ми проводками:

При реализации готовой продукции и товаров:

Дебет счета 76 — Кредит счета 90 — отражается выручка от ре­ализации готовой продукции и товаров, входящих в состав кон­курсной массы;

Дебет счета 90 — Кредит счета 68 — отражается начисление НДС;

Дебет счета 90 — Кредит счетов 41, 43 — отражается балансовая стоимость реализованной продукции и товаров;

Дебет счета 90 (99) — Кредит счета 99 (90) — отражается при­быль (убыток) от реализации.

При реализации прочего имущества:

Дебет счета 76 — Кредит счета 91 — отражается продажная сто­имость основных средств, нематериальных активов, прочего иму­щества;

Дебет счета 91 — Кредит счета 68 — отражается начисление НДС;

Дебет счета 91 — Кредит счетов 01, 04, 10 — отражается списа­ние остаточной стоимости основных средств, нематериальных активов, учетной стоимости материалов;

Дебет счета 91 (99) — Кредит счета 99 (91) — отражается при­быль (убыток) от операции.

При поступлении денег от покупателей:

Дебет счета 51 — Кредит счета 76 — отражается поступление денежных средств от покупателей.

В случае передачи имущества в счет долгов:

Дебет счетов 60, 62, 70 — Кредит счета 76.

При реализации конкурсной массы следует иметь в виду, что, в соответствии с НК РФ, передача права собственности на това­ры (работы, услуги) признается реализацией в целях налогообло­жения. А значит, возникает необходимость начисления и уплаты налоговых платежей (НДС, налога с продаж, акцизов и др.).

В ходе конкурсного производства у организации-должника возникают текущие расходы, к которым относятся:

• расходы, связанные с выплатой вознаграждения конкурсно­му управляющему;

текущие коммунальные и эксплуатационные платежи долж­ника;

• расходы, связанные с публикацией сообщения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства, а также с уведомлением кредиторов должника;

• требования кредиторов, возникшие в период после приня­тия арбитражным судом заявления о признании должника банк­ротом и до признания должника банкротом, а также требования кредиторов по денежным обязательствам, возникшие в ходе кон­курсного производства, если иное не предусмотрено Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 г. № 127-ФЗ;

• задолженность по заработной плате, возникшая после при­нятия арбитражным судом заявления о признании должника бан­кротом, а также по оплате труда работников должника, начислен­ная за период конкурсного производства;

• иные расходы, связанные с осуществлением конкурсного уп­равления.

Все текущие расходы, включая судебные, расходы по государ­ственной пошлине, уплата которой была отсрочена или рассроче­на, вознаграждение арбитражному управляющему, относятся на имущество должника и возмещаются за счет этого имущества вне очереди согласно ст. 134 Федерального закона «О несостоятель­ности (банкротстве)».

Иной порядок распределения расходов может быть предусмот­рен только мировым соглашением, заключенным в ходе конкурс­ного производства и утвержденным арбитражным судом.

В соответствии с гл. 25 НК РФ при налогообложении прибы­ли расходами признаются любые затраты при условии, что они произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода. Исходя из этого, вышеперечисленные расходы должны уменьшить прибыль, выявленную в ходе реализации кон­курсной массы.

Начисление текущих расходов целесообразно отражать на де­бете субсчета 91.2 «Прочие расходы»:

Дебет субсчета 91.2 — Кредит счета 60, 68, 69, 70, 73, 76 — от­ражается начисление текущих расходов.

Оплата текущих расходов в бухгалтерском учете отражается в общепринятом порядке:

Дебет счета 60, 68, 69, 70, 73, 76 — Кредит счета 51 — отража­ется уплата текущих расходов, возникших в процессе конкурсно­го производства.

Поскольку в соответствии с п. 8 ст. 63 ГК РФ юридическое лицо считается ликвидированным после внесения об этом записи в госу­дарственный реестр, то до внесения записи в реестр о ликвидации организация имеет статус юридического лица. Налоговое законода­тельство не предусматривает освобождения от уплаты налоговых платежей юридических лиц, находящихся на стадии банкротства или ликвидации, поэтому в процессе конкурсного управления органи­зация остается налогоплательщиком в соответствии с законодатель­ством и обязана своевременно уплачивать налоговые платежи, а так­же отчисления в Фонд социального страхования России и Пенси­онный фонд. Расходы на уплату налогов и других обязательных платежей покрываются из конкурсной массы вне очереди — на ос­новании ст. 134 Закона № 127-ФЗ.

В п. 24 «Информационного письма» Президиума Верховного арбитражного суда РФ от 7 августа 1997 г. № 20 «Обзор практики применения арбитражными судами законодательства о несостоя­тельности (банкротстве)» определено, что правовой режим удов­летворения требований кредиторов в процессе конкурсного про­изводства различается в зависимости от того, вытекает ли право требования долга из обязательств, возникших до открытия кон­курсного производства, либо из обязательств, возникших после открытия конкурсного производства.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджет­ные фонды, обязанности по уплате которых возникли до откры­тия конкурсного производства, учитываются в размере, существо­вавшем на момент принятия решения судом о признании орга­низации банкротом и об открытии конкурсного производства.

Если на момент принятия арбитражным судом решения о при­знании организации банкротом и об открытии конкурсного произ­водства не уплачены обязательные платежи в бюджет и внебюджет­ные фонды, то они включаются в общую сумму задолженности пе­ред кредиторами 3-й очереди. При этом суммы штрафов, пеней, убытки в форме упущенной выгоды и другие финансовые санкции, в том числе за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязан­ности по уплате обязательных платежей, учитываются отдельно в реестре требований кредиторов и подлежат удовлетворению соглас­но ст. 137 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)» после погашения основной суммы задолженности 3-й очереди и причитающихся процентов.

Налоги и иные обязательные платежи в бюджет и внебюджет­ные фонды, обязанности по уплате которых возникли после от­крытия конкурсного производства, относятся к текущим расходам, связанным с продолжением функционирования организации-дол­жника, которые покрываются из конкурсной массы вне очереди.

Продажа имущества организации-должника проводится, как правило, на открытых торгах, если собранием кредиторов не ус- таноален иной порядок. Если имущество должника относится к ограниченно оборотоспособному, то проводятся закрытые торги.

На открытые торги может быть выставлено не только имуще­ство, но и права требования должника. Продажа (уступка) прав требования должника на открытых торгах осуществляется с согла­сия комитета кредиторов или собрания кредиторов.

Согласно ст. 140 Федерального закона «О несостоятельности (банкротстве)», продажа прав требования должника осуществля­ется конкурсным управляющим и на условиях, которые установ­лены п. 3 и 5 ст. 111 этого же Закона.

Бухгалтерский учет операций по уступке прав требований орга­низации осуществляется следующим образом:

Дебет счета 76 — Кредит счета 91 — отражается продажная сто­имость права требования долга;

Дебет счета 91 — Кредит счета 62 — отражается стоимость де­биторской задолженности (долга).

Если долг продается по цене, отличной от его балансовой сто­имости, то на счете 99 «Прибыли и убытки» сформируется финан­совый результат (прибыль или убыток).

Продажа предприятия как имущественного комплекса регули­руется ст. 559—566 ГК РФ.

При продаже предприятия отчуждаются все виды имущества, предназначенного для осуществления предпринимательской дея­тельности должника, включая землю, здания, сооружения, обору­дование, инвентарь, сырье, продукцию, права требования, а так­же права на обозначения, индивидуализирующие должника, его продукцию, работы и услуги, другие исключительные права, при­надлежащие должнику, за исключением прав и обязанностей, ко­торые не могут быть переданы другим лицам.

В случае если основной вид деятельности должника осуществ­ляется только на основании разрешения (лицензии), то покупа­тель предприятия приобретает преимущественное право на полу­чение указанного разрешения.

Предприятие в целом как имущественный комплекс призна­ется недвижимостью.

Состав и стоимость продаваемого предприятия определяется договором продажи на основе полной инвентаризации предпри­ятия, проводимой в соответствии с правилами, установленными методическими указаниями по инвентаризации имущества и фи­нансовых обязательств, утвержденными приказом Министерства финансов РФ от 13 июня 1995 г. № 49.

Необходимость определения состава оцениваемого имущества для целей налогообложения не в целом по организации, подле­жащей ликвидации и реализации по конкурсу или на аукционе, а по каждому виду активов подтверждается ст. 158 части второй НК РФ, согласно которой налоговая база при реализации предприя­тия в целом как имущественного комплекса определяется отдельно по каждому виду активов предприятия. Цена каждого вида иму­щества принимается равной произведению его балансовой стоимо­сти с учетом поправочного коэффициента.

По каждому виду имущества, реализация которого облагается налогом на добавленную стоимость, в графах «Ставка НДС» и «Сумма НДС» указываются соответственно расчетная налоговая ставка в размере 16,67% и сумма НДС, определяемая как соответ­ствующая расчетной налоговой ставке в размере 16,67% процент­ная доля налоговой базы.

После завершения расчетов с кредиторами и исключения в соответствующих случаях — при ликвидации в связи с несостоя­тельностью (банкротством) из конкурсной массы имущества, изъятого из оборота, а также проведения других необходимых процедур, установленных законодательством РФ, ликвидационная комиссия (ликвидатор) или конкурсный управляющий составля­ет ликвидационный баланс.

Отличие двух видов балансов заключается в различии их задач. Так, задача промежуточного ликвидационного баланса — дать до­стоверную информацию о том, чем располагает ликвидируемое юридическое лицо и какие требования кредиторов подлежат удов­летворению на момент истечения двухмесячного срока (ст. 63 ГК РФ). Эта информация позволяет дать оценку масштаба продажи имущества в целях полного удовлетворения требований кредито­ров в порядке очередности. При полном погашении кредитор­ской задолженности еще на стадии составления промежуточного ликвидационного баланса за счет имеющихся денежных средств без продажи имущества ликвидируемой организации нет необхо­димости предусматривать эти операции в ликвидационном балан­се, так как он составляется после того, как расчеты с кредитора­ми в основном завершены.

Задача ликвидационного баланса состоит главным образом в отражении операций по продаже имущества для завершения расчетов с кредиторами за счет той выручки, которая будет полу­чена.

Существенная разница двух балансов состоит в том, что про­межуточный ликвидационный баланс составляется на основании операций, отражаемых в учете в режиме методологии сферы дея­тельности хозяйствующего субъекта, а ликвидационный баланс — в сфере его ликвидации.

Это означает, что при продаже имущества ликвидируемого юридического лица оно не проводится по счету реализации, как это делается при его функционировании, что следует из экономи­ческой сути ликвидации. Суть ликвидации состоит в том, что ликвидационный процесс, согласно п. 8 ст. 63 ГК РФ, представ­ляет собой одновременно закрытие всех статей актива и пассива баланса через взаимосвязанное исключение методом двойной за­писи по тем счетам бухгалтерского учета, которые затрагивают статьи ликвидационного баланса.

Таким образом, завершающим этапом процесса ликвидации организации является составление ликвидационного баланса.

Реорганизацию юридических лиц, о которой было сказано выше, рекомендуется приурочивать к концу определенного отчет­ного периода (года или квартала).

studopedia.su

Еще по теме:

  • Закон об инновационной политике рф Творчеству дадут свободу В скором времени инновационная деятельность может получить свой собственный закон. Депутаты Госдумы готовят к рассмотрению очередную версию законопроекта "Об инновационной деятельности в РФ". Предлагается вести […]
  • Приказы мвд 329 Приказы мвд 329 ========== Кто может нас проверять? В каком случае может проверить милиция? 2. Установить, что контроль за соблюдением водителями транспортных средств Правил дорожного движения Российской Федерации в системе органов внутренних дел […]
  • Сроки обжалования увольнения тк Прокуратура Московской области Трудовые споры, возникающие в организации, зачастую перерастают в судебное разбирательство. Необходимо отметить, что сроки обращения в суд за разрешением индивидуального трудового спора имеют свои особенности. Они […]
  • П б в ст 162 ч 4 ук рф Разбой. Комментарии статьи. Рекомендации адвоката по уголовным делам Нападение, совершенное c целью хищения чужого имущества классифицируется законом, как разбой и регулируется статьей 162 Уголовного Кодекса РФ. Чаще всего такое нападение […]
  • Диалектика 3 законы § 3. Законы диалектики. Закон единства и борьбы противоположностей. Согласно данному закону противоречие выступает источником и движущей силой всякого развития. “Противоречие - вот что на самом деле движет миром, и смешно говорить, что противоречие […]
  • Официальный сайт мвд россии пенсии в 2018 году Пенсии для сотрудников МВД в 2018 году Существуют категории служащих, пенсионное обеспечение которым назначается по отличным от большинства тружеников нормативам. К таковым относятся правоохранители, военнослужащие и служащие военизированных […]