Антитрестовское законодательство. Законы Шермана и Клейтона

В конце XIX в. В США и других индустриально развитых странах мира большое распространение получили так называемые тресты (холдинги), то есть предпринимательские монополии с единым управлением. Тресты стали формироваться в нефтяной промышленности, производстве консервированного мяса, на железной дороге, в производстве свинца, сахара и других отраслях. В результате цены на продукцию монополистов стали расти, тресты извлекали сверхприбыли в ущерб потребителям.

В таких условиях развития некоторых отраслей, когда рыночные силы больше не обеспечивали существование конкурентных цен, были приняты два способа контроля, заменяющие рынок и дополняющие его:

  1. там, где рыночный механизм не мог эффективно функционировать и появлялась тенденция к созданию монополии, были созданы регулирующиеорганы для контроля за экономическим поведением;
  2. было создано антимонопольное (антитрестовское) законодательство, предназначенное для предотвращения развития монополий.

В годы наивысшего возмущения общественности трестами в США в 1890 г. был принят закон Шермана. Суть закона отражена в двух основных пунктах:

  • любое соглашение, объединение в форме треста или иной форме или тайный сговор, имеющие целью ограничение производства и торговли объявляются незаконными;
  • любое лицо, которое будет или пытается монополизировать или объединиться, или сговориться с каким-либо лицом или лицами, чтобы монополизировать какую-либо часть производства или торговли, будет считаться виновным в совершении преступления.

Из содержательной части закона Шермана видно, что его юридический вектор направлен не только и не столько против компаний-монополий, сколько против недобросовестного поведения организаторов и владельцев бизнеса – их сговоров, устранения с рынков конкурентов, различного рода манипуляций.

Данный правовой акт оказался практически бессильным перед лицом компаний, контролировавших значительные доли рынков, которые были менее 100%. Все ясно было только с двумя крупнейшими монополиями – «Америкен Табакко» и «Стандарт Ойл Траст» Дж. Рокфеллера – их с помощью закона Шермана разукрупнили. Но с другими крупнейшими игроками так легко справиться не удалось – закон не содержал четких формулировок, какой процент контроля рынка дает основание признать компанию монополией. Не ясно также было, какие методики подсчета следовало признавать обоснованными и легитимными.

Необходимое уточнение закона Шермана было предпринято в 1914 г. с принятием закона Клейтона. Так, § 3 данного акта объявлял незаконными «принудительные» соглашения, в соответствии с которыми производитель продавал бы некий товар покупателю только при условии, что последний будет покупать и другие товары у того же самого продавца, а не у его конкурентов; а §7 запрещал приобретение акций конкурирующих корпораций, если это может привести к ослаблению конкуренции.

vadim-galkin.ru

Антитрестовые законы США, РФ;

Антимонопольное регулирование в РФ и за рубежом

Государственные органы антимонопольного регулирования

Основной законодательный акт в сфере антимонопольного права РФ – Федеральный Закон «О защите конкуренции»

Федеральная антимонопольная служба (ФАС России) — федеральный орган исполнительной власти, осуществляющий функции по контролю и надзору за соблюдением законодательства о конкуренции на товарных рынках и на рынке финансовых услуг, естественных монополий, рекламе, размещении государственных заказов, а также изданию в пределах своей компетенции нормативных и индивидуальных правовых актов в установленной сфере деятельности.

ФАС России подведомственна Правительству Российской Федерации (подчиняется непосредственно Председателю Правительства Российской Федерации). Служба представляет в Правительство Российской Федерации ежегодный доклад о результатах своей деятельности.

В РФ законодательство провоцирует излишнюю активность антимонопольного органа, тк стояла задача не недопущения дальнейшей концентрации капитала, а предотвращения последствий концентрации капитала, уже существующей на момент принятия антимонопольного законодательства.

При этом в отличии от США Антимонопольный орган выступает в качестве инициатора судебных дел, а это с неизбежностью приводит к злоупотреблениям властей для нажима на неугодные им хозяйственные структуры. В США же традиционная процедура, предполагающая в каждом деле наличие истца и ответчика. В качестве истца должны выступать хозяйствующие субъекты, которые испытали на себе действие недобросовестной конкуренции со стороны потенциального монополиста

Первым федеральным актом в области антитрестовского законодательства США стал закон Шермана 1890 г., который со ссылкой на нормы общего права объявил незаконными объединения, преследующие цель монополизировать междуштатную и внешнюю торговлю США. Закон Шермана, остающийся основой антитрестовского законодательства в США, был дополнен в 1914 г. столь же важным для этой области законом Клейтона и законом «О федеральной торговой комиссии», которыми ограничивались процессы монополизации. Этими актами объявлялись незаконными «нечестные методы конкуренции» в торговле, а также некоторые виды предпринимательской практики, если они влекли за собой «существенное ослабление конкуренции» или «тенденцию к созданию монополий». В частности, таковыми признавались картельные соглашения о разделе рынков сбыта и уровнях цен. Возможно, именно то, что американские монополии нашли возможность обходить антитрестовское законодательство, заложило основы процветания экономики США и развитие американских транснациональных корпораций. Исторический опыт недвусмысленно свидетельствует, что все антимонопольные преследования заканчивались провалом, по крайней мере, в том смысле, что к улучшению состояния рынка они не приводили. Об этом свидетельствует случай с Дж. Рокфеллером, нефтяным «королем» США конца XVIII — XIX в., которого хотя и вызывали в суд, но так это дело ничем серьезным и не закончилось. Аналогичная история произошла с Дж. П. Морганом, банковским «королем» США того времени. История с Б. Гейтсем, точно так же «захлебнулась» на определенном этапе судебного разбирательства. Кстати говоря, сейчас уже ни для кого не секрет, что помощь в «закрытии» дела фирмы Microsoft шла, хотя и в очень завуалированной форме, именно от правительства США. Это было сделано по очень простой причине: компания Microsoft является гордостью и силой Америки, и было бы преступлением разрушать с таким трудом созданную империю программного продукта. В данном случае продемонстрирована нежелательность бездумного применения инструментов антимонопольного регулирования.

Российские условия в период принятия антимонопольного законодательства были совсем другими. Российская экономика представляла собой разновидность монополистической рыночной структуры, в которой носителями монопольной власти были отраслевые министерства и различные главки. В рыночном хозяйстве монополистические объединения формировались «снизу»; они являются следствием развития конкуренции, приводящей к росту концентрации и централизации производства и капитала. Государственные органы, опираясь на антимонопольное законодательство, пытались в той или иной мере препятствовать значительному повышению степени монополизации.

Другими словами, антимонопольное законодательство РФ никак не отражает специфику условий российской экономики, в корне отличную от экономики США и, следовательно, не решает задачи, стоящие перед экономикой. Российское законодательство выражает интересы монополий-наследников административно-командной системы, поскольку не допускает образование новых монополий в результате концентрации и централизации капитала «снизу». А между тем, любой стране нужны крупные национальные капиталы, особенно в современной глобализирующейся экономике, когда эти капиталы должны быть конкурентоспособными на мировом рынке

29. Механизм рыночной координации экономической деятельности.

Понятие рынка. Экономические и институциональные предпосылки функционирования рынка. Параметры рынка и характер их взаимодействия. Рыночное равновесие. Свойства равновесных цен. Парадокс А. Смитта

Грязнова А.Г. и Юданов А.Ю. и др. Микроэкономика. Теория и российская практика. — 9-е изд., стер. — М.: КНОРУС, 2013.

Макконнелл К.Р., Брю С.Р., Флинн Ш.М. Экономикс. Принципы, проблемы и политика. — М.: ИНФРА-М, 2013, гл. 3.

Нуреев Р.М. Курс микроэкономики: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2012.

Экономическая теория. Микроэкономика–1, 2: Учебник. / под ред. Г.П. Журавлёвой. – М.: Дашков и К, 2012. – 934 с.

Черемных Ю.Н. Микроэкономика. Продвинутый уровень: учебник. — М.: ИНФРА-М, 2011, гл. 6.

studopedia.su

Законы Электромеханики;

Рассмотрим три основных закона электромеханики.

Первый Закон

Электромеханическое преобразование энергии не может осуществляться с коэффициентом полезного действия 100%.

Электромеханические преобразователи – сложные преобразователи, в которых преобразование электрической энергии (Рэл) в механическую ( Рмех) и обратно происходит с обязательным выделением тепловой энергии ( Рт). В каждой машине имеются потери в стали, обмотках, механические потери. Поэтому КПД всегда меньше 100%. Для электрической машины КПД можно определить как отношение полезной мощности к мощности, подводимой к электрической машине.

Для генератора

Для двигателя

Все электрические машины обратимы, т.е. одна и та же машина может работать в режимах двигателя и генератора. Обратимость электрической машины – основное отличие электромеханического преобразователя (ЭП) от других преобразователей.

Работа в режимах двигателя и генератора – важнейшее преимущество ЭП, обеспечившее широкое применение электрических машин в промышленности.

В режиме генератора активная мощность забирается с вала машины и преобразуется в электрическую, в режиме двигателя – поступает из сети и преобразуется в механическую. При этом реактивная мощность, идущая на создание магнитного поля, может « поступать» или «отдаваться» в сеть независимо от режима работы ЭП.

В трансформаторах энергия магнитного поля концентрируется, в основном, в магнитопроводе, а в генераторах и двигателях – в воздушном зазоре – пространстве между ротором и статором. Можно утверждать, что там и происходит электромеханическое преобразование энергии.

Электромеханическое преобразование энергии осуществляется полями, неподвижными относительно друг друга. Результирующее поле в машине создается полями статора и ротора.

Ротор может вращаться с той же скоростью, что и поле, или с другой скоростью, однако поля ротора и статора в установившемся режиме неподвижны относительно друг друга.

Угловая скорость ротора

Угловая скорость поля ротора относительно ротора , угловая скорость поля ротора относительно неподвижного статора , где — угловая скорость поля статора, — угловая скорость ротора.

Электромагнитный момент , где Рэ – электромагнитная мощность или мощность, сконцентрированная в магнитном поле в воздушном зазоре машины.

Поля, перемещающиеся относительно друг друга, не создают электромагнитного момента, а создают только поток тепловой энергии.

studopedia.su

Антитрестовские законы

Терминологический словарь библиотекаря по социально-экономической тематике. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2011 .

Смотреть что такое «Антитрестовские законы» в других словарях:

АНТИТРЕСТОВСКИЕ ЗАКОНЫ — ANTITRUST LAWSКроме основных антитрестовских ЗАКОНА ШЕРМАНА и ЗАКОНА КЛЕЙТОНА с поправками, антитрестовское законодательство включает Закон о Федеральной торговой комиссии (Federal Trade Commission Act) с поправками, Закон об экспортной торговле… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Антитрестовское законодательство — законы ряда буржуазных государств, принятые формально в целях ограничения деятельности трестов, картелей и других форм монополий. Первым таким законом был закон Шермана, изданный в США в 1890. В конце 60 х гг. 20 в. А. з. имелось в… … Большая советская энциклопедия

СОЕДИНЕННЫЕ ШТАТЫ АМЕРИКИ — США (United States of America, U. S. A.), гос во в Сев. Америке. Tepp. США состоит из 3 несмежных частей: двух материковых районов собственно США (осн. часть США) и Аляски, и Гавайских о вов в Тихом ок. Осн. часть США граничит на С. с Канадой, на … Советская историческая энциклопедия

Экономика США — (U.S. Economy) Экономика США это крупнейшая экономика в мире, локомотив мировой экономики, определяющая ее направление и состояние Определение экономики США, ее история, структура, элементы, периоды роста и краха, экономические кризисы в Америке … Энциклопедия инвестора

АНТИТРЕСТОВСКОЕ — (АНТИМОНОПОЛЬНОЕ) ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО– законы, принятые в конце XIX – начале XX вв. в США и некоторых других странах, которые формально запрещали тресты и монополии, а по существу были попыткой ограничить наиболее грубые формы их деятельности. В… … Экономика от А до Я: Тематический справочник

ПОГЛОЩЕНИЯ — ACQUISITIONSОбщий термин, обозначающий приобретение одной компании др. До 1961 года действие амер. антитрестовых законов на депозитные фин. учреждения не распространялось, т. к. они не участвовали в коммерческой деятельности между штатами. К ним… … Энциклопедия банковского дела и финансов

Рузвельт Теодор — Рузвельт (Roosevelt) Теодор (27.10.1858, Нью Йорк, ‒ 6.1.1919, Сагамор Хилл, Ойстер Бей, штат Нью Йорк), государственный деятель США. Принадлежал к Республиканской партии. В 1895‒97 президент нью йоркского полицейского департамента, в 1897‒98… … Большая советская энциклопедия

Рузвельт — I Рузвельт (Roosevelt) Теодор (27.10.1858, Нью Йорк, 6.1.1919, Сагамор Хилл, Ойстер Бей, штат Нью Йорк), государственный деятель США. Принадлежал к Республиканской партии. В 1895 97 президент нью йоркского полицейского департамента, в… … Большая советская энциклопедия

КЕННЕДИ Роберт — (полн. Роберт Фрэнсис Кеннеди, Robert Francis Kennedy) (20 ноября 1925, Бостон 6 июня 1968, Лос Анджелес), американский политический деятель, один из лидеров Демократической партии, министр юстиции (1961 1964), брат президента Джона Кеннеди (см.… … Энциклопедический словарь

Законодательные ограничения на ценообразование — ограничение на некоторые формы ценообразования, содержащиеся в правительственных постановлениях и решениях. В США антитрестовские законы запрещают: фиксирование цены; ценовая дискриминация; грабительское ценообразование; демпинг; мошенническое… … Финансовый словарь

socialeconom.academic.ru

Антимонопольное регулирование

Совершенная конкуренция является регулируемой, причем антимонопольное регулирование является одним из необходимых условий стабильного развития любой национальной экономики. Антимонопольное регулирование направлено на недопущение монополизации рынка и поддержку конкуренции. Во всех странах антимонопольное регулирование включает методы прямого (административного) и косвенного (экономического) регулирования.

Прямое регулирование основано на разработке и применении нормативных актов, ограничивающих те или иные действия фирм на рынке.

Косвенное регулирование основано на создании условий функционирования фирм на рынке, которые в наибольшей степени выгодны государству.

Первый из известных актов по антимонопольному регулированию принят в 1889 году, более известен акт 1890 г(«Закон Шермана»). З-н Шермана направлен на защиту промышленности и торговли от незаконных слияний.

Антимонопольные законы в настоящее время действуют почти во всех странах с рыночной экономикой (в РФ — Закон о конкуренции).

Антимонопольное законодательство делится на 2 типа:

1) Американский тип отвергает любую форму монополистического сговора или союза.

2) Западноевропейский тип более либерален. В нем объектом противодействия выступает не всякие монополии, а лишь те, которые ограничивают конкуренцию в определенном секторе рынка.

Выделяют антитрестовую и антикартельную направленность законодательства.

Антитрестовые законы противодействуют объединениям, в рамках которых происходит полная утрата самостоятельности входящих в объединение фирм. Антикартельные законы противодействуют сговорам фирм (о разделении сфер влияния, ценовым и т.д.). Запрещая союзы и сговоры, антимонопольные законы стимулируют не только конкуренцию, но и диверсификацию производства.

Во многих странах применяются законы, которые ограничивают недобросовестную конкуренцию. К ней относятся: самовольное использование чужого товарного знака, фирменного наименования, маркировки товара, копирование формы, упаковки, внешнего оформления товаров других фирм, распространение ложных сведений или точных сведений в извращенном виде, способном нанести ущерб репутации и кредитоспособности конкурента; оказание влияния на решения конкурента с целью приобретения преимущества над ним; некорректное сравнение товаров при рекламе; приобретение коммерческой тайны конкурента без его согласия; самовольное использование или разглашение конфиденциальной информации; введение в заблуждение потребителей относительно качества, потребительских свойств, способа, места изготовления товара; обман потребителей.

Кроме того, антимонопольные законы противодействуют монополистической практике. К ее методам относятся: навязывание партнерам дискриминационных условий контракта, изъятие товаров из обращения, а также ограничение и прекращение производства товаров для создания искусственного дефицита, предварительный сговор об искусственном снижении, повышении, поддержание уровня цен, навязывание потребителям принудительного ассортимента товаров в качестве условия реализации, предварительный сговор об отказе вести дела с потенциальными партнерами, совмещение руководящих постов одними и теми же лицами в 2 или более фирмах, производящих аналогичную продукцию.

В качестве способов противодействия монополизации экономики используют запреты на ведение производственно-коммерческой деятельности, разукрупнение фирм вплоть до ликвидации. Во многих странах для контроля используется понятие доминирующего положения фирмы на рынке (более 60% рынка определенных товаров). В этом случае осуществляется постоянный мониторинг деятельности такой фирмы. Если фирма занимает менее 35%, то ее положение ни при каких условиях не может быть признано доминирующим.

В РФ антимонопольная инфраструктура состоит из Федеральной антимонопольной службы, имеющей центральный аппарат и упр. в субъектах федерации. Она занимается также и защитой прав потребителя. Кроме того, в инфраструктуру входят Министерство Экономического развития и культуры, обладающее правом законодательной инициативы, МВД и прокуратура. В России первый антимонопольный закон был принят в 1991г.

rgrtu-640.ru

Еще по теме:

  • Заявление на исправление недостатков в исковом заявлении Заявление на исправление недостатков в исковом заявлении Автострахование Жилищные споры Земельные споры Административное право Участие в долевом строительстве Семейные споры Гражданское право, ГК РФ Защита прав […]
  • Автомобили следственного комитета рф Служебным машинам следственного комитета РФ выдали партию «красивых» номеров с буквами «СКР» - ФОТО Для служебных машин следственного управления следственного комитета РФ по Свердловской области ГИБДД стала выдавать дополнительную партию особенных […]
  • Налог на материальную выгоду расчет Расчет материальной выгоды в 2018 году Вернуться назад на Выгода 2018 В подпункте 1 пункта 1 статьи 212 НК РФ указано, что некоторые виды материальной выгоды освобождены от обложения НДФЛ при наличии у налогоплательщика права на получение […]
  • Ростовский транспортный прокурор Энгельским районным судом Саратовской области пяти жителям г. Саратова назначена мера уголовно-правового характера в виде судебного штрафа за совершение преступления, предусмотренного ч. 3 ст. 256 УК РФ (незаконная добыча (вылов) водных […]
  • Телефон симоновского суда Справочная информация о Симоновском районном суде г. Москвы Симоновский районный суд г. Москвы 115280, г. Москва, ул. Восточная, д. 2, стр. 6 - отдел гражданского судопроизводства (канцелярия): 8 (495) 675-38-33 факс 8 (495) 675-36-55 - отдел […]
  • Страны опек в 2014 Документ дня: ОПЕК решила захлебнуться нефтью Состоявшееся в Вене очередное заседание Организации стран — экспортеров нефти (ОПЕК) не принесло ожидаемого облегчения как для участников рынка, так и для всего мира. Суточные квоты на добычу нефти […]