436 закон в библиотеке

О нравственной ответственности библиотекаря: к вопросу о введении в действие закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»

Ирина Александровна Трушина,
заведующая отделом межбиблиотечного взаимодействия
Российской национальной библиотеки,
Руководитель Круглого стола
«Общение и профессиональная этика библиотекаря»
Российской библиотечной ассоциации

С 1 сентября 2012 г. вводится в действие Федеральный закон № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Его положения имеют прямое отношение к работе общедоступных библиотек и заслуживают рассмотрения применимо к библиотечному обслуживанию граждан РФ от 0 до 18 лет.

Закон был принят Государственной Думой РФ 21 декабря 2010 г., одобрен Советом Федерации 24 декабря 2010 г. Таким образом, до введения закона в действие прошло почти два года. Краткую официальную характеристику целей закона можно найти в справке государственно-правового управления от 3 января 2011 г., размещенной на официальном сайте Президента РФ. В частности, там говорится, что в условиях

«переизбытка жестокости и насилия в общедоступных источниках массовой информации» у детей могут сформироваться «искажённая картина мира и неправильные, порой даже опасные жизненные установки» 1 , и закон был принят с целью «защиты детей от разрушительного, травмирующего их психику информационного воздействия, а также от информации, способной развить в ребёнке порочные наклонности.» 2 Поэтому закон

«вводит запрет на информацию, вызывающую у детей страх, ужас и панику, а также оправдывающую насилие и противоправное поведение. Недопустимо бесконтрольно распространять информацию, способную вызвать у детей желание употреблять наркотики, алкоголь или побуждающую к причинению вреда своей жизни и здоровью». Далее следует, что закон — «один из правовых актов, призванных создать условия для полноценного нравственного и духовного развития детей. … будет способствовать формированию гармоничной и психологически устойчивой личности каждого ребёнка, бережному и грамотному воспитанию детей на идеях добра и справедливости. … не преследует целей оградить детей от проблем и сложностей современной жизни и создать иллюзию, что в мире не существует зла, насилия, смерти» 3 , однако любая информация должна поступать к детям лишь в соответствии с их возрастом, и в настолько деликатной форме, насколько это соответствует их возрастному развитию.

С большой долей вероятности закон задумывался в целях регулирования потоков информации в средствах массовой информации и в Интернете. Однако к местам распространения и оборота информации в законе относятся также и библиотеки, и этот факт предполагает необходимость внесения серьезных изменений в библиотечную работу.

Не сразу приходит понимание, что закон в большей степени создаст трудности не для детских библиотек (где работа с детьми в условиях информационного общества уже налажена достаточно хорошо 4 ), а для библиотек общедоступных, где читателями становятся граждане с четырнадцати лет, или, где есть доступ для детей.

Необходимо также сразу сказать, что доля неопределенных в законе понятий и механизмов, размытых и противоречивых определений такова, что большая его часть приобретает не правовое, а этическое значение. А когда нет жестких правовых ограничений, многое зависит от этического самоопределения библиотекаря, от меры его нравственной ответственности.

Для начала предлагаю определиться с основными понятиями рассматриваемого нами закона. Первое и самое важное в данном контексте: закон имеет прямое отношение к библиотекам. Об этом говорится в пункте 12 ст. 2 закона: «оборот информационной продукции — предоставление и (или) распространение информационной продукции, включая …. выдачу из фондов общедоступных библиотек…».

Следующее понятие, требующее определения, это объект закона, то есть дети. Но такого определения в законе нет. Единственное, что становится ясным, — это возрастные категории, о которых идет речь в законе (п. 3, ст. 6):

– дети, не достигшие шести лет,

– дети, достигшие шести лет,

– дети, достигшие двенадцати лет

– дети, достигшие шестнадцати лет.

Таким образом, можно предположить, что под определением «дети» подразумеваются личности от нуля до шестнадцати лет. Однако мы знаем, что в Российской Федерации дети – это граждане до 18 лет. Кроме того, в различных пояснительных документах и в проектах законов, имеющих отношение к рассматриваемому нами закону, имеется формулировка «информационная продукция для детей старше 16 лет» 5 , и «5) применительно к категории информационной продукции, запрещенной для детей, — в виде цифры «18» и знака «плюс» и (или) текстового предупреждения в виде словосочетания «запрещено для детей»» 6 .

В аналогичном Модельном законе СНГ 2009 г. нужное нам определение есть: «дети — лица, не достигшие 18-летнего возраста» 7 . Таким образом, можно предположить, что и в рассматриваемом нами законе, речь идет о детях не до 16 лет и достигших этого возраста, а о детях до 18 лет.

Сфера действия закона. Для библиотек имеет значение, что закон не распространяется на:

– оборот информационной продукции, содержащей научную, научно — техническую, статистическую информацию;

– распространение информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена ФЗ № 149 «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами;

– оборот информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества;

Предпоследнее положение в своей основе имеет значительную долю здравого смысла, однако содержит и большую часть субъективизма. Определения «информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества» — в законе нет. Значит, необходима экспертная оценка. Общие требования к экспертизе предусматриваются в ст. 17—19

Главы 4. Для библиотек федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным Правительством РФ для принятия решений по экспертной оценке информации, очевидно, будет являться Министерство культуры. Но полной ясности по всем возникающим отсюда вопросам пока нет.

В законе также нет механизма проведения экспертизы.

В Плане мероприятий по реализации ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», утвержденным Распоряжением Правительства РФ от 16.03.2011 № 427-р, есть пункт о разработке и принятии акта уполномоченного федерального органа исполнительной власти об установлении порядка проведения экспертизы информационной продукции экспертами или экспертными организациями. То есть должен существовать утвержденный порядок проведения экспертизы. Но мне его найти не удалось. В Плане также говорится и о необходимости принятия акта о порядке возмещения расходов по проведению экспертизы, и о порядке присвоения знака информационной продукции.

Однако здесь мы уже можем опираться на принятый Госдумой 11 июля 2012 г. Федеральный закон №139-ФЗ: «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» (вступивший в силу 30 июля 2012 г.), где вносятся поправки по проведению экспертизы информационной продукции 8 .

Данным законом вносятся изменения в статью 17 «Общие требования к экспертизе информационной продукции» рассматриваемого нами закона. Регулируется порядок проведения экспертизы в части порядка аккредитации экспертов; доступности реестра аккредитованных экспертов и экспертных организаций; возможности оспорить результаты экспертизы. Оплату экспертизы должен производить заказчик, то есть в случае необходимости такой процедуры в библиотеке — сама библиотека. Порядок проведения экспертизы информационной продукции устанавливается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти. Срок проведения экспертизы информационной продукции не может превышать тридцать дней с момента заключения договора о ее проведении. Информация о проведенной экспертизе информационной продукции и ее результатах размещается уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти в на своем официальном веб-сайте в течение двух рабочих дней со дня получения экспертного заключения. 9

Знак информационной продукции. Все поступления в общедоступные библиотеки, выпущенные в оборот с 1 сентября 2012 г., должны иметь знак информационной продукции на самой продукции и (!) в каталогах информационной продукции (п. 4, Ст.12).

Для библиотек имеет значение, что исключение здесь составляют: учебники, учебные пособия, рекомендуемые или допускаемые к использованию в образовательном процессе в соответствии с законами РФ в области образования и периодика общественно- политического или производственно-практического характера.

Размещают знак, в соответствии с законом, производитель и распространитель информационной продукции. (п.2, Ст.12). На знаке должно быть указано, какой возрастной категории детей (0-6 лет, 6-12 лет, 12-16 лет) разрешается иметь доступ к данному конкретному информационному продукту.

В принятом в июле 2012 г. уже упоминавшемся законе №139 вносятся поправки в статью 12. Обозначение категории информационной продукции знаком информационной продукции и (или) текстовым предупреждением об ограничении распространения информационной продукции среди детей осуществляется: для детей до 6 лет — в виде знака «0+»; для детей от 6 в виде знака «6+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше шести лет»; для детей от 12 лет — в виде знака «12+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 12 лет»; для детей от 16 лет — в виде знака «16+» и (или) текстового предупреждения «для детей старше 16 лет»; информационная продукция, запрещенная для детей — в виде знака «18» и (или) текстового предупреждения «запрещено для детей».

Однако пока не ясно, кто именно должен нести ответственность за отсутствие знака, производитель или распространитель, то есть библиотека? Обязана ли библиотека присваивать знак информационной продукции, если получает ее от производителя или другого распространителя без знака (значит должна появиться соответствующая служба в библиотеке), или в случае невозможности выполнения этого требования библиотека вообще не может получить/купить некатегоризированную продукцию? И как быть с размещением знака в каталоге? Необходимо ввести новое поле в библиографическую запись?

При этом не только организация комплектования общедоступных библиотек потребует введения изменений, в соответствии с рассматриваемым нами законом. Необходимо вводить также «административные и организационные меры», применять «технические и программно-аппаратные средства защиты детей от указанной информации» (п. 2, Ст. 11), требования к которым устанавливаются уполномоченным Правительством РФ федеральным органом исполнительной власти, к организации библиотечного обслуживания читателей общедоступных библиотек в возрасте до шестнадцати лет и достигших шестнадцати (то есть до восемнадцати?).

То есть, во-первых, в местах доступа детей к Интернету должны быть установлены фильтры, а во-вторых, должны введены некие правила доступа детей в библиотеке к определенным видам материалов (включая лишь те, что были выпущены после 1 сентября 2012 г.).

Установка Интернет-фильтров в библиотеке необходима, как с точки зрения объемов трафика, так и с точки зрения соблюдения рассматриваемого нами закона. Хотя известно, что фильтры далеко не совершенны. Поэтому многие библиотекари концентрируют свое внимание на разъяснительном, обучающем подходе, когда для пользователей разрабатываются методические рекомендации по необходимости соблюдения определенных правил личной безопасности в Интернете. Подобные рекомендации были разработаны недавно и Google 10 . Детские библиотеки предлагают своим читателям методички «Как вести себя в сети», «Информационная безопасность детей», специальные сайты для детей.

Однако если вопросы Интернет-фильтрации и рекомендации поведения в Интернете разрабатываются российскими библиотекарями уже в течение ряда лет, совсем не ясно, как административно ограничить читателей до восемнадцати в общедоступной библиотеке в условиях открытого доступа от информации им не предназначенной по закону. Это нарушает равенство прав пользователей библиотек, декларируемое в различных международных и российских документах, включая Кодекс этики российского библиотекаря (2011 г.). Представьте себе возмущение юноши 16—18 лет (или 14-15), которому библиотекарь заявляет, это книжка не для тебя, нужно немного подрасти. Возможно, он придет в библиотеку в следующий раз с мамой или папой, а возможно не придет совсем.

Наверное, не трудно будет работать с детьми, в соответствии с законом, в тех библиотеках, где есть детские зоны обслуживания. Хотя и они также должны быть поделены на подзоны по градации 0—6, 6—12, 12—16 и старше. Это можно расценивать в пользу детских библиотек.

Что конкретно запрещается в законе? Здесь мы встречаемся с наиболее размытыми и противоречивыми определениями.

Запрещена для распространения среди детей, а соответственно и для выдачи в общедоступных библиотеках информация:

— побуждающая детей к совершению действий, представляющих угрозу их жизни и здоровью (в том числе к самоубийству);

— побуждающая к употреблению наркотических, психотропных средств, табачной, алкогольной и спиртосодержащей продукции;

— побуждающая к принятию участия в азартных играх, занятиям проституцией, бродяжничеством, попрошайничеством;

— оправдывающая насилие и жестокость, побуждающая к насилию над людьми и животными; содержащая нецензурную брань; порнография.

Это неоспоримый, с точки зрения родителя и воспитателя, набор требований. Но, кроме этого, запрещается распространение информации:

— отрицающей семейные ценности и формирующей неуважение к родителям и другим членам семьи;

— оправдывающей противоправное поведение.

И это уже не совсем однозначные формулировки по отношению к мировой художественной литературе и драматургии, где вечными темами стали «отцы и дети» или противоправное поведение героя авантюрной и приключенческой литературы, где герой во имя идейных ценностей преодолевает нормы права (Робин Гуд, очевидно, не для детей до 16 лет, если только не найдется источников, доказывающих культурно-историческую ценность истории человека, которого в Англии называли «outlaw»).

Достаточно яркий и, в сущности, забавный пример я нашла в докладе Н.В.Громовой на круглом столе по тематике данного закона в Национальной библиотеке Чувашской республики в феврале 2012 г.: «В эти рамки …попадает Карлсон, который живет на крыше. Он склоняет Малыша к бродяжничеству, затаскивает его на крышу (действие, могущее причинить вред здоровью), ворует плюшки (оправдание противоправного поведения и всем своим поведением формирует неуважение к родителям). А персонажи русских народных сказок (Баба Яга, Леший, Домовой, Кощей Бессмертный) будут доступны только детям старше 12 лет (они – вымышленные существа, к тому же могут вызвать появление у ребенка устойчивых страхов, ведь родители часто пугают ими детей). «Бременских музыкантов» теперь вообще можно будет отнести к возрастной категории «после 16 лет», ведь в этом мультфильме воспевается романтика бродяжничества, что может спровоцировать ребенка к такому поведению. И это притом, что данная продукция рассчитана как раз на детей младшей возрастной категории.» 11

Действительно, интересно поразмышлять, какая литература, какие фильмы и журналы будут доступны в общедоступных библиотеках и для какого возраста, кто и каким образом должен маркировать информационную продукцию.

Эти вопросы мы попытались обсудить 15 мая 2012 г. в Перми на Всероссийском библиотечном конгрессе на заседании Круглого стола «Общение и профессиональная этика библиотекаря», Секции библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования и Секции по библиотечной политике и законодательству. То, что Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» рассматривался именно на этих секциях РБА обусловлен именно тем, что он затрагивает не только правовые аспекты деятельности библиотек, но и этические и не имея четких определений и установок по его внедрению, оставляет большое поле для нравственной ответственности библиотекаря, его этического самоопределения. Участники заседания согласились с тем, что необходимо определение четкой и взвешенной позиции библиотечного сообщества, в лице Российской библиотечной ассоциации, по реализации данного закона. По итогам заседания было принято решение о необходимости подготовки рекомендательного документа по деятельности общедоступных библиотек в рамках данного закона. Ответственными за его разработку были назначены Круглый стол «Общение и профессиональная этика библиотекаря», Секция библиотечной профессии, кадров и непрерывного образования, Секция публичных библиотек и Секция детских библиотек.

В заключение хотелось бы сказать, что федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» — это первый закон периода современного российского законодательства (а именно со времени принятия Конституции РФ 1993 г.) полностью посвященный ограничениям в доступе к информации, то есть цензуре. До сих пор российское законодательство новейшего времени (периода с 1991 гг.) развивалось по принципу всеобщей доступности информации и запрета цензуры (Ст. 29 Конституции РФ, 1993; Ст. 12 Федерального закона «О библиотечном деле», 1994; Ст. 3 Федерального закона «О средствах массовой информации», 1991; Ст. 10 Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации», 1995; Ст. 3

Федерального закона «Об информации, информационных технологиях и защите информации», 2006). С 2002 г. ограничения на доступность информации коснулись распространения экстремистских материалов, в соответствии с Федеральным законом «О противодействии экстремистской деятельности» (2002), но при этом ограничивается доступ к конкретным материалам, включенным в список на основании судебных решений, а не к общему потоку литературы и информации. 12

Со времени принятия ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и внесения изменений, в соответствии с ним, в другие законодательные акты в России, очевидно, начинается совершенно новый этап государственного регулирования вопросов доступности информации, в том числе в общедоступных библиотеках. Необходимо отметить также, что аналогичный Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» был принят Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2009 г.

О переосмыслении государственной властью политики всеобщего доступа к информации свидетельствует также обсуждение в Государственной Думе РФ проекта Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)». 9 июня 2012 г. проект был внесен на рассмотрение Госдумы уже во втором чтении. Суть законопроекта, в соответствии с Пояснительной запиской к нему, во введении дополнений и разъяснений в упомянутый выше

Федеральный закон № 436 «для его эффективной реализации» 13 . В проекте предлагается также «создание Единой автоматизированной информационной системы «Единый реестр доменных имен и (или) универсальных указателей страниц сайтов в сети Интернет и сетевых адресов сайтов в сети Интернет, содержащих информацию, запрещенную к распространению на территории Российской Федерации», в который будут включаться сайты в сети Интернет, страницы сайтов в сети Интернет, на которых распространяется запрещенная информация» 14 . Таким образом, речь идет о возможности государственного регулирования и введения ограничений на доступ к информации в Интернете средствами блокирования сайтов попавших в реестр.

В современных условиях формирования информационного общества, гражданского общества, библиотекари не могут оставаться в стороне от происходящих изменений в сфере предоставления информации и в сфере регулирования этих процессов. Требуется и компетентность, и определение профессиональной позиции, и нравственная ответственность за то, что мы делаем как профессионалы.

1 Президент подписал Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Справка государственно-правового управления // Президент РФ. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа http://kremlin.ru/acts/9996

4 См. например, Чудинова В.П. Дети в киберпространстве: «вызовы» для библиотекарей //

Библиотековедение. — 2009. — № 5. — С.39—45.

5 Проект Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ. 9 июня

2012 г. проект был внесен на рассмотрение Госдумы во втором чтении.

6 Федеральный закон №139 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от 28 июля 2012 г. Принят Государственной Думой РФ 11 июля 2012 года, Одобрен Советом Федерации РФ 18 июля 2012 г. // Российская газета. Фед. вып. 5845 [Электронный ресурс] Режим доступа http://www.rg.ru/2012/07/30/zakon-dok.html

7 Модельный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», принят

Межпарламентской Ассамблеей государств-участников СНГ в 2009 г.

8 См. о вносимых поправках в правовом обзоре за июль 2012 на сайте РБА На сайте РБА

9 Федеральный закон №139 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты Российской Федерации» от

28 июля 2012 г. // Российская газета. Фед. вып. 5845 [Электронный ресурс] Режим доступа

10 Google. Это полезно знать // Google. [Электронный ресурс] Режим доступа

11 Громова Н.В. Нравственное воспитание детей и подростков в свете Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию». Доклад на Круглом столе «Обеспечение защиты прав детей от информации, наносящей вред их здоровью, нравственному и духовному развитию», 8 февраля 2012, Национальная библиотека Чувашской Республики // Министерство культуры Чувашии. Официальный сайт. [Электронный ресурс] Режим доступа http://gov.cap.ru/home/12/1/2012/doc/3.doc

12 См. подробнее: Трушина И.А. Цензура в российских библиотеках сегодня: право и этика // Цензура в

России: история и современность. Сб. науч. тр./ РНБ, СПб филиал ИИЕиТ РАН. — СПб.: Изд-во «Рос. нац. б-ка», 2011. — С. 73-81.

13 Пояснительная записка к проекту Федерального закона № 89417-6 «О внесении изменений в Федеральный закон «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» и отдельные законодательные акты РФ (по вопросу ограничения доступа к противоправной информации в сети Интернет)» // Государственная Дума Федерального Собрания РФ. Официальный сайт. Автоматизированная система обеспечения законодательной деятельности [Электронный ресурс] Режим доступа

www.rba.ru

436 закон в библиотеке

О вопросах правоприменения Федерального закона № 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», в библиотеках, обслуживающих молодежь

О.В. Кузьмина,
руководитель Всероссийского информационно-ресурсного центра по проблемам молодежи РГБМ

Вопросы правоприменения 436-ФЗ в библиотечной практике активно рассматривались и обсуждались ранее.

Отправной точкой в прежних дискуссиях было положение «библиотека – участник оборота и.п. и распространитель и.п.» такой же, как другие участники процесса оборота и.п. Но библиотека не киоск и не книжный магазин, где продается все и сразу, или, говоря юридическим языком, совершаются действия, направленные на получение информации неопределенным кругом лиц или передачу информации неопределенному кругу лиц (распространение).

В ст.1 78-ФЗ «О библиотечном деле» закреплено, что библиотека – информационная, культурная, просветительская организация или структурное подразделение организации, располагающая организованным фондом документов и предоставляющая их во временное пользование физическим и юридическим лицам.

Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, отраслевыми нормативными актами РФ, уставом и правилами пользования, утверждаемыми учредителем.

Порядок доступа к фондам библиотек, перечень основных услуг и условия их предоставления библиотеками устанавливаются в соответствии с уставами библиотек или локальными нормативными актами организаций, структурными подразделениями которых являются библиотеки, законодательством Российской Федерации о государственной и иной охраняемой законом тайне и законодательством об обеспечении сохранности культурного достояния народов Российской Федерации (ст.7 78 – ФЗ «О библиотечном деле»).

Отбор литературы в библиотечные фонды производится согласно определенным критериям. И защита пользователей от вредного контента всегда была и остается в числе приоритетных задач библиотеки, поскольку она не только создает условия для реализации конституционного права граждан на свободный и равный доступ к информации, достижениям мировой культуры, но и способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности в рамках своих уставных целей.

В отличие от распространения, предоставление информации – действия, направленные на получение информации определенным кругом лиц или передачу информации определенному кругу лиц. Библиотека, предоставляя и.п. во временное пользование физическим и юридическим лицам, выполняет действия, направленные на передачу информации определенному кругу лиц – пользователям библиотеки, объединенным по конкретным идентификационным признакам (читательский билет, возраст и т.п.).

Иными словами, библиотека – участник оборота, но не распространитель и.п., хотя распространителями библиотеки тоже бывают, когда проводят массовые/зрелищные мероприятия, рассчитанные на широкий круг участников без каких-либо ограничений (выставки, лекции, чтения и др.).

Ответы на вопросы, которые, как показала практика чаще всего возникают у библиотекарей, даны с учетом этой позиции.

При подготовке ответов был использован постатейный «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. №436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», подготовленный для системы КонсультантПлюс с использованием правовых актов по состоянию на 16 августа 2013 года», а также сведения о результатах надзорных проверок исполнения 436-ФЗ (к сожалению, достаточно разрозненные, поскольку мониторинг этих данных не организован).

Самый часто задаваемый и самый простой для ответа: маркировать книги, выпущенные в оборот (находящиеся в фондах; изданные и включенные в коммерческие каталоги) до 1 сентября 2012 года или нет.

Нет. Что написано, то и делаем, имеем право.

Действие 436-ФЗ распространяется исключительно на печатную продукцию, выпущенную в оборот со дня вступления в силу данного Закона.

Это положение допустимо отнести и к книгам, которые пришли в библиотеку по договорам поставки, заключенным до 1 сентября 2012 г, или по договорам поставки на книги, изданные и включенные в коммерческие каталоги до 1 сентября 2012 г.

Это прямо сказано в самом законе.

Положения части 1 статьи 12 настоящего Федерального закона не распространяются на печатную продукцию, выпущенную в оборот до дня вступления в силу настоящего Федерального закона (ст. 23, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»).

По общему правилу закон применяется только к отношениям, возникшим после введения его в действие, и обратной силы не имеет.

Следует отметить, что ч. 2 ст. 23 не предусматривает даже частичного применения Закона к отношениям, возникшим до введения его в действие. К сходным отношениям, возникшим до введения в действие 436-ФЗ, применяется ранее действовавшее законодательство.

Дополнительно подтверждено в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию».

Это положение допустимо отнести к книгам, которые пришли в библиотеку по договорам поставки, заключенным до 1 сентября 2012 г., или по договорам поставки, в которые включены книги напечатанные (изданные) до 1 сентября 2012 г.

А если новый Апулей (Сорокин) пришел со знаком 18+, а старый стоит в открытом доступе?

Безусловно, спокойнее для всех убрать всех Апулеев из открытого доступа, а в каталоге не забыть поставить знак возрастной маркировки. И не упираться в то, что это литературный памятник. Хотя «Метаморфозы» как раз содержат полезную информацию о том, что следование низменным побуждениям приводит человека в скотское состояние.

В РГБМ убрали из открытого доступа все книги 18+ и те, на обложках которых производитель разместил провоцирующие изображения (даже если сама книга и не 18+). В каталоге сделаны соответствующие отметки. Журналы 18+ остались в зале, но на закрытых полках, соответствующая отметка в каталоге также сделана.

А если в открытом доступе стоит Апулей или Сорокин, который стоял там до 1.09.2014, а проверяющий (прокурор) выскажет сомнение или будет утверждать, что это 18+?

Всем нам следует помнить о том, что 436-ФЗ не дает прокурору права производить возрастную классификацию и.п. и соответственно делать произвольные выводы о соответствии (или несоответствии) издания определенной возрастной категории.

Контрольные функции, в части осуществления контроля за соответствием информационной продукции, требованиям законодательства Российской Федерации в сфере защиты детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию, в части указания в сопроводительных документах на информационную продукцию сведений, полученных в результате классификации информационной продукции, а также размещения в соответствии с указанными сведениями знака информационной продукции с соблюдением требований технических регламентов возложены на Роскомнадзор. (Постановление Правительства РФ от 24.10.2011 N 859, в ред. Постановлений Правительства РФ от 26.10.2012 №1100, от 02.11.2013 №988).

Из чего следует, что прокурор имеет право проверить:

1. Что все печатные издания, подлежащие возрастной классификации и впервые пущенные в оборот после 1 сентября 2012 года прошли эту процедуру и сведения о результатах классификации указаны в сопроводительных документах. 2. Что в детских библиотеках (целевая аудитория которых – несовершеннолетние граждане) в открытом доступе нет изданий, промаркированных знаком 18+ (запрещенных для детей). В общедоступных публичных библиотеках (которые являются местом, доступным для несовершеннолетних) печатная продукция со знаком 18+ не стоит в открытом доступе (а в каталоге знак присутствует). 3. Что знак информационной продукции присутствует на афишах, билетах, программках и т.п.

В случае если проверяющий усомнится в правильности результатов классификации, проведенной производителем (распространителем), он имеет право инициировать экспертизу, и только апеллируя к ее результатам, признать данный факт нарушением. Эта позиция отражена в Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию», где говорится: В случае наличия сомнений о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции, указанному производителем, Вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций.

Порядок проведения такой экспертизы утвержден приказом Минкомсвязи России от 29.08.2012 N 217 (зарегистрирован Минюстом России от 16 октября 2012 г., регистрационный N 25682).

Потому и уволили прокурора, пришедшего с проверкой исполнения 436-ФЗ школьной библиотекой, который, основываясь на собственном мнении, решил, что некоторые книги, включая Набоков и Есенина, «негативно влияют на несовершеннолетних, пробуждая в них боязнь темноты, призраков, ночные страхи и создавая проблемы в общении между сверстниками», и на этом основании потребовал убрать их из открытого доступа, чтобы их мог видеть только взрослый персонал учебных заведений. После проведенной служебной проверки, которая установила, что прокурор вышел за пределы предмета проверки, нарушив требования приказов Генерального прокурора России «О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации» и «Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина», этот прокурор был освобожден от занимаемой должности и уволен. Но следует признать, что произошло это исключительно благодаря тому, что информация попала в СМИ.

Реакция главы думского комитета по вопросам семьи, женщин и детей Елены Мизулиной, одного из авторов 436-ФЗ на этот инцидент была такова: «Действия сотрудников прокуратуры она охарактеризовала как избыточные. «С одной стороны они законны, а с другой стороны – это формальный подход. И избыточны такого рода ограничения применительно к библиотекам», – сказала депутат. По ее мнению, если эти действия были направлены не на улучшение показателей отчетности, а действительно, чтобы защитить детей, «то достаточно было обратить внимание библиотечных работников, что можно переставить книги на верхние полки, если они стоят как-то так, что дети могут подойти и взять литературу, которая для них не предназначена». (Источник).

А потом кто маркирует? Издатели? Книготорговцы? Библиотекари?

Классификация и.п. (распределение информационной продукции в зависимости от ее тематики, жанра, содержания и художественного оформления по возрастным категориям детей) законом возложена на производителя и (или) распространителя, в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, и осуществляется ими самостоятельно.

То есть, закон четко определяет субъектов, имеющих право самостоятельно производить возрастную классификацию и.п., – производитель, распространитель, эксперты.

По закону классификация и.п. (любой) осуществляется до начала ее оборота.

Классификация информационной продукции осуществляется ее производителями и (или) распространителями самостоятельно (в том числе с участием эксперта, экспертов и (или) экспертных организаций, отвечающих требованиям статьи 17 настоящего Федерального закона) до начала ее оборота на территории Российской Федерации (ст. 6, Федеральный закон от 29.12.2010 N 436-ФЗ (ред. от 02.07.2013) «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»)

Иными словами, издатель/производитель обязан предлагать/предоставлять распространителю/покупателю (книготорговле или напрямую библиотеке) и.п. уже прошедшую классификацию с ее результатами, указанными в сопроводительных документах.

При условии четкого исполнения требований закона, любая и.п. в настоящее время должна попадать в библиотеку с результатами произведенной возрастной классификации, указанными в сопроводительных документах. Если это не так, то поставщик нарушил требование закона 436-ФЗ. И независимо от того, указано ли было в договоре поставки условие об ответственности производителя/распространителя за отсутствие результатов проведенной возрастной классификации, библиотека должна настаивать на выполнении данного требования.

Но, предположим, книги пришли без указания данных о возрастной классификации, и библиотека не предъявила никаких претензий поставщику. Может самим промаркировать?

Нет. Самим нельзя.

Поскольку библиотека не распространитель, а 436-ФЗ позволяет самостоятельно проводить процедуру классификации исключительно производителю/распространителю и экспертам, то классификация в данном случае возможна только с привлечением экспертов.

Чтобы обезопасить себя от подобных ситуаций, следует внимательнее подходить к содержанию договоров поставки. И непременно включать в них условие об ответственности производителя/распространителя за наличие данных о проведенной возрастной классификации, включая право библиотеки требовать возмещения убытков, понесенных в результате нарушения Федерального закона № 436-ФЗ.

Почему все равно надо создавать свою квалификационную комиссию?

Комиссия по возрастной классификации в библиотеке быть обязана в любом случае, поскольку 436-ФЗ обязывает проводить классификацию для зрелищных мероприятий (массовых мероприятий), кроме того многие библиотеки производят собственную и.п., на которую также распространяются требования закона.

Что хуже – завысить или занизить маркировку?

И то и другое плохо. Завышение приводит к недопустимому (многими законами РФ, начиная с Конституции) ограничению права читателя на получение информации. А необоснованное занижение – к обвинениям в причинении вреда детскому здоровью и развитию.

Стоит ли перемаркировывать книгу, если мы полагаем, что издательская маркировка не правильна?

Нет. Такого права у библиотеки нет.

Производитель (издательство) или распространитель (книготорговля), цель которых – реализовать продукцию и не попасть на санкции за нарушение положений 436-ФЗ (штраф, возврат продукции, конфискация) могут намеренно завышать возрастную категорию и.п.

В этом случае библиотеки обязаны принять результаты классификации или, в случае несогласия с результатом произведенной производителем классификации, инициировать проверку достоверности результатов классификации согласно закрепленной в законе процедуре. Это – экспертиза, которая осуществляется аккредитованными Роскомнадзором экспертами и по закону оплачивать ее должен заказчик.

В Письме Минкомсвязи России от 14.08.2012 N 52-165/ВА «О применении норм Федерального закона от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» прямо говорится, что «в случае наличия сомнений о соответствии информационной продукции знаку информационной продукции, указанному производителем, Вы вправе заказать экспертизу информационной продукции эксперту, экспертам и (или) экспертным организациям, аккредитованным Федеральной службой по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций».

Что будет за то, что выдадим книгу ребенку меньшего возраста, невзирая на маркировку (вариант 18+ не рассматриваем). Кто прав в Омске: имели ли право библиотекари не выдать Финансиста, на котором не стоял знак?

Этот вопрос решается библиотеками по-разному, поскольку каждая библиотека имеет право самостоятельно принимать решения о составе и перечне мер, необходимых и достаточных для защиты детей от информационной продукции, содержащей информацию, запрещенную для распространения среди детей, а также информацию, запрещенную для распространения среди детей определенного возраста.

Можно, как Омская библиотека, в правилах пользования которой указано, что «обслуживание детей, не достигших 18 лет, осуществляется в соответствии с требованиями и ограничениями 436-ФЗ», принять решение, что Драйзер гражданину, не достигшему 18 лет, может быть выдан только с разрешения родителя (принимает библиотека подобное решение в отношении любых произведений литературы, не предназначенных для детского чтения, мы не знаем, поскольку в правилах подробно это не прописано, а иных локальных документов на сайте Омской библиотеки не выставлено). И судя по тому, что никакой информации о том, что прокурорская проверка (которая была начата тут же) выявила случаи нарушения прав граждан на получение информации или доступ к культурным ценностям, у нас нет, решение Омской библиотеки правомерно.

А можно, как РГДБ, которая в целях продвижения лучших информационных ресурсов и обеспечения доступа пользователей к безопасной и качественной информации, чтобы повысить качество чтения детей, проводит собственную, библиотечную, рекомендательную классификацию.

И дважды указывает возрастную категорию (установленную 436-ФЗ и более точную, адресную, выведенную сотрудниками библиотеки с учетом собственного опыта, а также мнения читателей-детей и их родителей, педагогов). И тоже имеет на это право (каталог «Детям и о детях»).

Мы пробовали искать по параметрам возраста, намеренно задавая возраст с «перехлестом» (от 12 до 16 лет), в категории «отечественная художественная литература».

И что же?! РГДБ смело рекомендует читателям от 14 до 16 лет книгу, промаркированную издателем 16+ (Петрова, А. Чувства, у которых болят зубы: [повести] / Ася Петрова ; художник Татьяна Стадниченко. – Москва : Издательство «Премудрый Сверчок», 2013. – 287 с.: ил.). Рекомендация отмечена еще и знаком «Российская государственная детская библиотека: наш выбор».

Исходные позиции у всех библиотек равные. А практика применения норм 436-ФЗ может быть разной.

А как безопаснее?

Никак. Поскольку каждый человек имеет право на собственное мнение и имеет право отстаивать его, в том числе в суде.

Оба подхода могут быть подвергнуты сомнению (родителем, прокурором, общественной организацией) и стать предметом разбирательства.

Можно жаловаться на недопустимое ограничение прав на доступ к информации (поскольку библиотеки предоставляют гражданам доступ к информации и культурным ценностям, ограничивать доступ к которым, запрещает наша Конституция), а можно на нарушение положений закона 436-ФЗ, причем в самых разнообразных вариантах.

Теперь о том, что будет, если книгу 16+ выдать ребенку 12+?

Здесь следует вспомнить о правилах пользования библиотекой, поскольку они – содержание и условия договора между библиотекой и пользователями, договора присоединения (ст.420, ст.428 ГК РФ). Правила регламентируют порядок организации обслуживания пользователей библиотеки, права, обязанности, ответственность библиотеки и пользователей, другие правоотношения, возникающие в процессе предоставления библиотечных услуг.

Правила пользования РГДБ (извлечения):

Это о том – кто она:

«Библиотека осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, нормативными актами Министерства культуры РФ, Уставом Библиотеки и настоящими «Правилами».

Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» является государственным хранилищем произведений печати и иных информационных ресурсов для детей и подростков, литературы по педагогике, психологии и социологии детского чтения, библиографии детской литературы, литературы по организации библиотечно-библиографического обслуживания детского населения.

Федеральное государственное учреждение культуры «Российская государственная детская библиотека» в своей деятельности реализует принцип приоритета прав детей и подростков, создает условия для реализации конституционного права юных граждан на свободный и равный доступ к информации, достижениям мировой культуры, способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности».

Это о том, какие отношения возникают у библиотеки и пользователя после регистрации в качестве читателя:

«Запись в Библиотеку осуществляется по предъявлении документа, удостоверяющего личность. Дети до 14 лет записываются на основании документа, удостоверяющего личность их законных представителей (паспорта), и их поручительства.

При записи в Библиотеку пользователь должен ознакомиться с Правилами пользования Федеральным государственным учреждением культуры «Российская государственная детская библиотека» и подтвердить обязательство их выполнения своей подписью в читательском формуляре. Родители, опекуны, попечители, иные законные представители должны ознакомиться с Правилами пользования Библиотекой и письменно (своей подписью в Поручительстве) заверить обязанность их соблюдения».

Значит, ставя свою подпись на формуляре, родитель соглашается с тем, что библиотека «способствует формированию информационных потребностей, самообразованию и самовоспитанию личности» (а покушаться на здоровье и развитие не будет и действует в соответствии с законами, и кроме того она – юрлицо, учрежденное Министерством культуры РФ).

Но родители бывают разными. Предположим, книгу 16+ выдали ребенку 14 лет.

– Родитель приходит и предъявляет претензию (поскольку до совершеннолетия заботится о ребенке и защищает его права именно родитель или лицо его заменяющее). Библиотека приводит свою аргументацию: книга была отобрана специалистами, которые опирались на профессиональный и читательский опыт (как собственный, так и других специалистов РГДБ), а также на мнение читателей: детей и их родителей, педагогов (вероятно, какие-то рецензии, результаты обсуждений и отзывы). Далее родитель может принять эти аргументы или высказать какие-то пожелания типа: всегда придерживаться маркировки производителя (хотя договор присоединения не предполагает внесения в него изменений или дополнительных условий), или начнет посещать библиотеку вместе с ребенком (что прекрасно). – Родитель может не принять аргументов библиотеки или сразу сообщить о данном нарушении 436-ФЗ в госорганы, тогда происходит прописанная в законе процедура проверки соответствия результата возрастной классификации. В случае если эксперт примет сторону родителя, то на библиотеку может быть наложено взыскание. Какое именно, можно только предполагать.

В любом случае следует помнить, что в ситуации «рекомендация библиотекаря против мнения родителя» окончательное решение согласно Семейному кодексу РФ принимается родителем или иным законным представителем юного читателя. И это не исключительно российская проблема, такие противостояния происходят практически во всех странах, где действуют подобные законы. У российских библиотек еще нет достаточного опыта работы в условиях действия закона. Мы не привыкли бороться за книгу (за право ребенка читать свободно). Значит должны учиться, иначе организовывать работу, изучать зарубежный опыт.

Нужно ли маркировать классику (художественную литературу), поступившую после 1.09.2012 г.?
Чем руководствоваться при отнесении произведений художественной литературы к произведениям, имеющим историческую, художественную или иную культурную ценность?

Возрастной классификации подлежит любая художественная литература.

Когда в ч. 2, ст. 1 436-ФЗ законодатель указал, что его настоящий Федеральный закон не распространяется на отношения в сфере: оборота информационной продукции, содержащей научную, научно-техническую, статистическую информацию; распространения информации, недопустимость ограничения доступа к которой установлена Федеральным законом от 27 июля 2006 года N 149-ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации» и другими федеральными законами; оборота информационной продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, он просто констатировал, что 436-ФЗ не нарушает конституционных прав граждан РФ на доступ к информации. Этот закон устанавливает особый правовой режим оборота и.п., направленный на защиту детей от информации, причиняющей вред их здоровью и (или) развитию.

Обратимся к «Комментариям к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

Авторы комментария приводят определения видов и.п., на которые действие 436-ФЗ не распространяется, содержащиеся в иных нормативных актах (научную, статистическую и пр. – опускаем, рассматриваем исключительно историческую, культурную и иную ценность).

Из анализа норм Закона РФ от 15 апреля 1993 г. N 4804-1 «О вывозе и ввозе культурных ценностей» следует, что к историческим ценностям относятся предметы, связанные с историческими событиями в жизни народов, развитием общества и государства, историей науки и техники, а также относящиеся к жизни и деятельности выдающихся личностей (государственных, политических, общественных деятелей, мыслителей, деятелей науки, литературы, искусства).

К художественным ценностям относятся следующие категории предметов: картины и рисунки целиком ручной работы на любой основе и из любых материалов; оригинальные скульптурные произведения из любых материалов, в том числе рельефы; оригинальные художественные композиции и монтажи из любых материалов; художественно оформленные предметы культового назначения, в частности иконы; гравюры, эстампы, литографии и их оригинальные печатные формы; произведения декоративно-прикладного искусства, в том числе художественные изделия из стекла, керамики, дерева, металла, кости, ткани и других материалов; изделия традиционных народных художественных промыслов; составные части и фрагменты архитектурных, исторических, художественных памятников и памятников монументального искусства; старинные книги, издания, представляющие особый интерес (исторический, художественный, научный и литературный), отдельно или в коллекциях; редкие рукописи и документальные памятники; архивы, включая фото-, фоно-, кино-, видеоархивы; уникальные и редкие музыкальные инструменты; почтовые марки, иные филателистические материалы, отдельно или в коллекциях; старинные монеты, ордена, медали, печати и другие предметы коллекционирования; редкие коллекции и образцы флоры и фауны, предметы, представляющие интерес для таких отраслей науки, как минералогия, анатомия и палеонтология; другие движимые предметы, в том числе копии, имеющие историческое, художественное, научное или иное культурное значение, а также взятые государством под охрану как памятники истории и культуры.

В качестве правовой базы сохранения и развития культуры в России выступают Основы законодательства РФ о культуре. Под культурными ценностями понимаются нравственные и эстетические идеалы, нормы и образцы поведения, языки, диалекты и говоры, национальные традиции и обычаи, исторические топонимы, фольклор, художественные промыслы и ремесла, произведения культуры и искусства, результаты и методы научных исследований культурной деятельности, имеющие историко-культурную значимость здания, сооружения, предметы и технологии, уникальные в историко-культурном отношении территории и объекты ( ст. 1, «Комментарий к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

То есть, нам следует искать доказательства, что во всех произведениях русской и зарубежной классики сокрыты «нравственные и эстетические идеалы», а фольклор безусловная культурная ценность.

Но как люди разумные и как специалисты мы понимаем, что даже «Пушкин – наше все» не весь может быть рекомендован к детскому прочтению.

Вспомним про казус со сказками Афанасьева (фольклор):

17 декабря 2013 г. Биробиджанским детям выдали сборник порносказок

В одной из библиотек Биробиджана ребенку выдали сборник сказок, в которых содержится ненормативная лексика и описаны откровенные сцены сексуального характера. К примеру, в сказке «Лиса и заяц», которую проходят в школе, животные вступают в половой контакт. Оказалось, что в руки девочки попал сборник Александра Афанасьева «Русские заветные сказки». При этом оформлена книга вполне безобидно, как и обычные детские сказки. Примечательно, что издание находилось в секции «Фольклор», а вовсе не среди детских книжек.

«В первую очередь, что его (библиотекаря. – Прим. ред.) должно было заинтересовать, почему это в пяти томах. Когда это, интересно, сказки для детей в пяти томах издавались? Когда к ним писались такие развернутые предисловия? Совершенно понятно, что сказки, которые изучают дети, это не фольклор – это изложение фольклора. Эти тексты адаптированы к восприятию детей, они облегченные. А здесь перед нами, кстати, настоящий фольклор, со всеми этими словечками», – рассказал «Вестям» Павел Толстогузов, доктор филологических наук, заведующий кафедрой филологии и журналистики ПГУ им. Шолом-Алейхема.

О содержании книги библиотекари не знали, поскольку невозможно просмотреть каждую книгу в библиотеке. «По данному факту нами была организована проверка, в ходе которой было установлено, что с аналогичным по содержанию обращением ранее мама обратилась в комитет образования правительства ЕАО. И, соответственно, по данному поводу проверка уже проводилась, и те нарушения, которые она заявила в своем обращении, фактически были устранены», – заявили представители прокуратуры Биробиджана. (Источник)

Потому вся художественная литература подлежит возрастной классификации, включая и ту, которая имеет значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, хотя бы за тем, чтобы определить, что это действительно так, и на нее закон не распространяет свое действие.

Единственные доступные рекомендации изложены в Разделе 4 Концепции информационной безопасности детей (пока – проект). В настоящее время документ проходит согласование в недрах Государственной Думы РФ.

Критерии отнесения информационной продукции к продукции, имеющей значительную историческую, художественную или иную культурную ценность для общества, рекомендуемые авторами Концепции.

Для каждого отдельного произведения необходимо соответствие как минимум 5 критериям:

1. Обладает органическим единством формы и содержания. 2. Обладает композиционной стройностью, гармоничностью, завершенностью, выразительностью. 3. Обладает художественной правдивостью средств. 4. Ставит и обсуждает «вечные вопросы» и содержит универсальные смыслы, доступные людям различных эпох. 5. Утверждает непреходящие нравственные ценности. 6. Пропагандирует ценностные установки того или иного общества. 7. Закреплено в музейных институциях. 8. Закреплено в театральных институциях. 9. Изучалось и преподавалось в средней школе (в учреждениях дополнительного образования). 10. Положительно оценивалось в художественной критике.

Про 100 метров и информационную продукцию, которую следует упаковывать.

По мнению авторов Комментария к закону, сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию – иными словами – распространители.

Статьей 16 установлены дополнительные требования к обороту информационной продукции, запрещенной для детей.

Части 1 и 2 комментируемой статьи устанавливают дополнительные требования к распространению информационной продукции, запрещенной для детей в местах, доступных для детей. В частности, устанавливается, что первая и последняя полосы газеты, обложка экземпляра печатной продукции, иной полиграфической продукции, запрещенной для детей, при распространении для неопределенного круга лиц в местах, доступных для детей, не должны содержать информацию, причиняющую вред здоровью и (или) развитию детей.

Кроме того, информационная продукция, запрещенная для детей, в виде печатной продукции допускается к распространению в местах, доступных для детей, только в запечатанных упаковках.

Сферой применения данной нормы являются магазины и киоски, специализированные отделы, реализующие печатную информационную продукцию. По мнению законодателя, любая информационная печатная продукция, выставленная на всеобщее обозрение и на которую может обратить свой взгляд ребенок, не должна содержать информацию, запрещенную для детей.

При реализации информационной продукции, запрещенной для детей или запрещенной для детей определенного возраста, имеет первостепенное значение осведомленность продавца об отнесении данной информационной продукции к той или иной категории, а также его добросовестность. Представляется, что недостаточно запечатать в упаковку печатную продукцию, запрещенную для детей, необходимо также, чтобы данная продукция не была продана детям, а это уже зависит от добросовестности продавца.

Частью 2 комментируемой статьи установлено ограничение, согласно которому информационная продукция, запрещенная для детей, не допускается к распространению в предназначенных для детей образовательных организациях, детских медицинских, санаторно-курортных, физкультурно-спортивных организациях, организациях культуры, организациях отдыха и оздоровления детей или на расстоянии менее чем сто метров от границ территорий указанных организаций.

Понятно, что деятельность по продаже информационной продукции, запрещенной для детей, в местах скопления детей имеет провокационный характер. Детям, ввиду их неокрепшей психики, зачастую бывает сложно избежать соблазна получить то, что запрещено.

Выполнение требования указанной нормы позволит избежать таких соблазнов, а также избавит от необходимости контроля за тем, соблюдаются ли требования комментируемого Закона, т.е. не реализуется ли печатная продукция детям, для которых такая продукция запрещена.

(«Комментарии к Федеральному закону от 29 декабря 2010 г. N 436-ФЗ «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию» (постатейный) (Бирюкова Т.А., Егоров Ю.В., Захарова Н.А., Михалева Т.Н., Юдина А.Б.) (под ред. Н.Н. Ковалевой) (Подготовлен для системы КонсультантПлюс, 2013).

Нужно ли расставлять книги в зале согласно маркировке?

436-ФЗ ничего не говорит о том, как следует организовывать расстановку фонда в библиотеке.

В нем говорится о запрете на распространения среди детей и.п., которая содержит информацию, запрещенную для детей, и о требованиях к обороту и.п., запрещенной для детей определенного возраста.

Первая должна быть недоступна для детей (при этом оставаясь доступной для взрослых), и обе не должны распространяться без знака информационной продукции.

То есть в общедоступных публичных библиотеках с детским отделением или без, поскольку дети могут быть их читателями, в открытом доступе не должно быть и.п. 18+ (не забывать промаркировать каталог!).

В остальном библиотека решает самостоятельно (опять вспоминаем п. 1. ст.13 78-ФЗ «О библиотечном деле», который говорит о том, что она независима в определении содержания и конкретных форм своей деятельности в соответствии с целями и задачами, закрепленными в уставе). Следовательно, если библиотеки, обслуживающие детей, считают необходимым оставить прежнюю возрастную классификацию «для детей младшего возраста», «для детей среднего школьного возраста» и т.п., закон не запрещает им этого делать.

Можно ли держать книги 18+ в закрытом фонде или их надо изъять из библиотеки?

Нужно, спокойнее держать в закрытом фонде. Но не забывать промаркировать каталог!

Изымать нельзя. Закон 436-ФЗ не ограничивает доступ совершеннолетних лиц к информации, способной причинить вред детям, и не регламентирует содержание информационной продукции, предназначенной для совершеннолетних граждан.

vmo.rgub.ru

Еще по теме:

  • Приказ отделения хирургического профиля Приказ Министерства здравоохранения РФ от 15 ноября 2012 г. № 922н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи взрослому населению по профилю «хирургия» (не вступил в силу) В соответствии со статьей 37 Федерального закона от 21 ноября 2011 […]
  • Закон о консулах Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ "Консульский устав Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Федеральный закон от 5 июля 2010 г. N 154-ФЗ"Консульский устав Российской Федерации" С изменениями и дополнениями от: 3 декабря […]
  • Указ 38 вопросы следственного комитета Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38 "Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" Указ Президента РФ от 14 января 2011 г. N 38"Вопросы деятельности Следственного комитета Российской Федерации" С изменениями и […]
  • Налог по потере кормильца Льгота на подоходный налог при потере кормильца Имею ли я льготы на подоходный налог. Двое детей, старший по потере кормильца (отец погиб при исполнении). Во второй раз вышла замуж. 1 ответ на вопрос от юристов 9111.ru Если указанные - да, […]
  • Приказ по денежному в 2012 Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N 2700 "Об утверждении Порядка обеспечения денежным довольствием военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" (с изменениями и дополнениями) Приказ Министра обороны РФ от 30 декабря 2011 г. N […]
  • 831 приказ от 020512 Приказ Федеральной таможенной службы от 2 мая 2012 г. N 831 "О внесении изменений в приложения к приказу ФТС России от 22 декабря 2010 г. N 2520 "Об утверждении форм заявления плательщика о возврате авансовых платежей, заявления плательщика о […]